что такое грех кратко

Грех: что это такое? Список грехов

что такое грех кратко. Смотреть фото что такое грех кратко. Смотреть картинку что такое грех кратко. Картинка про что такое грех кратко. Фото что такое грех кратко

Такое понятие зародилось в верах каждого верующего человека. Оно обозначает то событие, которое может совершить или уже совершил определенный человек. Понятие греха у всех почти одинаково, но отношение к нему у всех разное. Это зависит от многих факторов: воспитания, религии, верования, нравственности. Также у всех разное отношение к добру и злу. За многие годы, прожитые человечеством формируются устоявшиеся стереотипы и понятия о том или ином событии. Рассмотрим сейчас – что такое грех? А также, в конце статьи вы найдете список грехов, являющиеся самыми тяжелыми.

Верующие люди страшатся греха, и соблюдают заповеди и каноны своей веры. Атеисты напротив не верят ни в Добро, ни во Зло.

Есть такая категория людей, которые боятся грешить, но не понимают причин, почему тот или иной грех был вписан в священный список правил Бога. Их прозвали религиозными фанатиками, они страшатся, боятся Бога и его свода правил, но вера их не сильна. Они не понимают и не различают в правилах Добро и Зло. Фанатики думают, что все люди уже при рождении грешники, и они должны искупить их через страдания и препятствия, которые будут стоять у него на пути.

Атеисты – неверующие в Бога люди. Они не верят в заповеди, и соответственно не думают, что когда-то придется расплачиваться за грехи. К их числу относятся материалисты и постмодернисты. Но для Бога нет верующего или ни верующего, если человек согрешил, он все равно будет нести за это ответственность.

Верующим можно считать человека, который стремится познавать Бога, Веру и Духовные законы. Который подходит осознанно ко всем законам Вселенной, такой человек является истинно верующим, и он понимает, что такое Добро и Зло.

Что такое Грех?

Определение

Грех – это Зло, совершенное человеком умышленно или без умысла. И за него, по Духовным законам, расплачиваться придется в любом случае. Говоря простым языком, грех придется исправлять в любом случае.

Определение описывается в Библии и в Священном Писании других религий. Означает оно практически одно и то же. Несмотря на это, люди относятся к этому по-разному.

Что такое Добро и Зло?

Добро — это все деяния, совершенные под влиянием таких чувств, как любовь, уважение, сострадание, справедливость и т. д.

Зло — это все поступки человека, которые продиктованы завистью, ненавистью, тщеславием, жадностью и т. д.

Заблуждения, связанные с «грехом»

Во всех определениях и загадках человечества есть как заблуждения, так и их опровержения. Рассмотрим их в отношении к слову «грех»:

Ему нужны люди волевые, сильные духом, которые не будут сломлены завистью, корыстью и другими проявлениями Зла. Люди должны помогать Творцу, сеять семя добра в этом мире, чтобы каждый стал хотя бы на шаг ближе к Богу.

что такое грех кратко. Смотреть фото что такое грех кратко. Смотреть картинку что такое грех кратко. Картинка про что такое грех кратко. Фото что такое грех кратко

Понятие страданий, их смысл

Суть и смысл понятия о страдании кроется в слове «грех». Так для чего они нужны? Грехи нужны для понимания человека – что такое хорошо и что такое плохо. Когда человек совершает какое-либо действие, он анализирует, сделал он хорошо или плохо? Сделать выводы и исправить свою ошибку. В этом и есть смысл понятия греха.

Есть хороший пример, если загнать в палец занозу и терпеть ее пребывание в пальце можно «дождаться», что вся рука сгниет. А если человек вытащит занозу, то и рука останется с ним и гнить не начнет. Так и с грехом, если его вовремя исправить то, даже получив страдание человек, очистится и будет чист. И страдать всю жизнь не придется.

Всевышний хочет видеть в нас только Добро. Для этого человеку нужно стремиться к Добру каждый день, каждую минуту. Грехи в этом пути будут выступать только частью «учебы», познания Добра и Зла. Вследствие греховных действий человек должен понять, что он совершил Зло и больше не повторять этого никогда.

Муки и страдания не дадут возможности снять грех, во всяком случае, 95% грехов нельзя снять через страдания. Их можно снять иначе.

Чтобы искупить грехи нужно понимать и осознавать, что совершили, нужно развиваться, активно действовать для искупления своих грехов. А если постоянно прибывать в страдании и негативе, человек разрушит со временем свою душу своими неправильными действиями.

Все мы чувствуем прилив сил и энергии, когда радуемся, смеемся, любим, сопереживаем, помогаем другим, благодарим и т.д. Это и есть силы, оживляющие и развивающие душу человека.

Список грехов

Грех – это Зло, с которым нужно неустанно бороться, постоянно делая работу над ошибками. Через мучения и страдания ошибки не исправить, нужно постоянно трудиться духом для искупления грехов и восстановления своей души. Это одно из главных условий лучшей жизни верующего человека. Не совершайте ошибок и прибывайте с Богом в душе.

Список грехов, являющиеся самыми тяжелыми в православии

Список грехов против Бога

Грехи против самого себя

Тяжесть греха естественно зависит от обстоятельств. Одно дело, если человек пошел на убийство, защищая себя или свою семью. И другое, если он совершил убийство с целью наживы.

Источник

О понятии греха

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап

Что такое грех? Каково его про­ис­хож­де­ние?

Если мы посмот­рим на гре­че­ское слово, кото­рым обо­зна­ча­ется грех в Свя­щен­ном Писа­нии, то слово ἁμαρτία (амар­тиа) бук­вально озна­чает непо­па­да­ние в цель, промах. То есть это стрела, кото­рую лучник пустил в мишень и не попал. На этот выстрел была затра­чена какая-то энер­гия, но изна­чаль­ная цель не была пора­жена. Говоря о грехе, мы гово­рим о том, что у каж­дого чело­века в жизни есть опре­де­лен­ная цель, причем, цель, кото­рую ставит не только он. Каждый чело­век при­об­рел жизнь не само­сто­я­тельно, не по своей воле. Жизнь – это дар Божий, поэтому каждый чело­век явля­ется обра­зом Божиим. Он носит в себе опре­де­лен­ный потен­циал, кото­рый и явля­ется целью его жизни, поэтому, совер­шая грех, – в каче­стве отдель­ного поступка или в каче­стве опре­де­лен­ной гре­хов­ной склон­но­сти, неко­его каче­ства своего чело­ве­че­ского бытия – чело­век не попа­дает в цель, кото­рую пред­на­зна­чил для него Бог. Поэтому грех в Свя­щен­ном Писа­нии неод­но­кратно назы­ва­ется «без­за­ко­нием». Есть некий закон, некая система правил, нрав­ствен­ных пред­пи­са­ний, кото­рые мы нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии и в жизни Церкви. Соот­вет­ственно, совер­шая грех, чело­век нару­шает опре­де­лен­ные нормы своего бытия и из-за этого нару­ше­ния он нано­сит вред, прежде всего, себе. Он затра­чи­вает энер­гию на выстрел из лука своей жизни, но стрела попа­дает не туда. Если мы честно и искренне посмот­рим на свою жизнь, может быть, даже немного само­устра­нив­шись, то увидим, что грех связан еще с такой важной кате­го­рией как сво­бода. Перед нами посто­янно воз­ни­кает выбор: еже­дневно, еже­часно. Мы выби­раем из двух или несколь­ких воз­мож­но­стей. Нередко бывает так, что совесть, а совесть, согласно хри­сти­ан­скому пони­ма­нию, – это голос Божий в чело­веке, гово­рит, что мы должны посту­пить так, а наш житей­ский разум, обсто­я­тель­ства, некие пове­ден­че­ские схемы, в кото­рых мы вос­пи­таны или кото­рые извне нам насильно навя­зы­ва­ются, – они гово­рят нам о том, что мы должны посту­пить по-дру­гому. Совер­шая грех, пре­сту­пая закон, – закон, кото­рый мы осо­знаем, может быть, даже если мы не зна­комы с пол­но­той цер­ков­ного учения, но осо­знаем, поскольку этот закон в душе каж­дого из нас зафик­си­ро­ван, в нашей сове­сти, – мы совер­шаем сво­бод­ный выбор и сво­бод­ный посту­пок. Соот­вет­ственно, грех не явля­ется еди­нич­ной точеч­ной состав­ля­ю­щей нашей жизни, но из этих точек выстра­и­ва­ется некая прямая, некий вектор, кото­рый уже через неко­то­рое время начи­нает опре­де­лять очень часто наше пове­де­ние. Самый яркий пример – это какие-то зави­си­мо­сти. Напри­мер, от алко­голя, от нар­ко­ти­ков, когда все начи­на­ется в каче­стве невин­ного раз­вле­че­ния, может быть, чело­век нахо­дится в какой-то ком­па­нии, где он не может посту­пить не так, как посту­пают все осталь­ные. Затем, через какое-то время, он начи­нает осо­зна­вать, что он уже не кон­тро­ли­рует ситу­а­цию. В этом отно­ше­нии Свя­щен­ное Писа­ние нам гово­рит о том, что «чело­век, кото­рый творит грех, ста­но­вится рабом греха».

Можно ли бороться с гре­хами?

Конечно, грех – это болезнь и для того чтобы болезнь пре­одо­леть, во-первых, эту болезнь нужно уви­деть. Нужно немножко отойти на какое-то рас­сто­я­ние и посмот­реть, оце­нить: а где же я нахо­жусь, и как выгля­дит моя жизнь. Здесь, на этой под­го­то­ви­тель­ной стадии, очень важную роль играют ори­ен­тиры. Очень часто мы задаем себе непра­виль­ные ори­ен­тиры и срав­ни­ваем себя с кем-то, кто нахо­дится с мораль­ной точки зрения на более низком уровне. Тем самым мы кажемся себе намного лучше, чем есть на самом деле. Конечно, очень просто и при­ятно срав­ни­вать себя с каким-то тира­ном, напри­мер, с Гит­ле­ром. Взяв его в каче­стве системы отсчета коор­ди­нат, мы, соот­вет­ственно, пока­жемся себе чуть ли не анге­лами. Но если мы возь­мем в каче­стве этой системы коор­ди­нат Еван­ге­лие и тех людей, кото­рые реа­ли­зо­вали его в своей жизни, тех людей, кото­рых мы назы­ваем свя­тыми, если мы взгля­нем на свою жизнь с точки зрения того учения, кото­рое принес людям Хри­стос, мы увидим не просто какое-то несо­от­вет­ствие, но, нередко, глу­бо­кую про­пасть. Осо­зна­ние суще­ству­ю­щей про­блемы – это первый шаг, но осо­знать эту про­блему – мало. Я бы привел такой пример. Эска­ла­тор, идущий вниз, по кото­рому чело­веку нужно под­няться наверх, то есть идти против дви­же­ния эска­ла­тора. Если чело­век будет просто стоять на месте, то он с тече­нием вре­мени будет просто опус­каться вниз. Для того чтобы под­няться вверх, нужно при­кла­ды­вать усилия. И усилия довольно боль­шие, поскольку повре­жден­ная гре­хов­ная чело­ве­че­ская при­рода неумо­лимо влечет нас вниз. Нужны усилия самого чело­века. Для того чтобы выле­чить болезнь, нужен про­фес­си­о­наль­ный врач и нужны усилия самого боль­ного, поскольку ни один самый лучший врач ничего не может сде­лать, если чело­век не захо­чет изме­нить образ жизни. Те же самые законы дей­ствуют и в духов­ной жизни. Хри­сти­ан­ство гово­рит, что Бог спа­сает чело­века, но не без чело­века.

Святые отцы неод­но­кратно исполь­зуют такой термин как «синер­гия», бук­вально – сора­бот­ни­че­ство, сотруд­ни­че­ство Бога и чело­века в деле спа­се­ния. Из уроков физики нам изве­стен опыт, когда две волны накла­ды­ва­ются друг на друга в оди­на­ко­вой фазе, и тем самым их ампли­туда сразу уси­ли­ва­ется. Соот­вет­ственно, если чело­век дви­жется в том направ­ле­нии, кото­рое ука­зы­вает ему Бог, кото­рое ука­зы­вает Еван­ге­лие, то и чело­ве­че­ские усилия будут воз­рас­тать в несколько раз. Соот­вет­ственно, если эти фазы разные, то ника­кая Боже­ствен­ная бла­го­дать, ника­кая помощь Божья не помо­жет чело­веку и резуль­тат будет равен нулю, если чело­век выби­рает сво­бод­ное направ­ле­ние дви­же­ния прямо про­ти­во­по­лож­ное тому, о чем гово­рит нам Хри­стос и Еван­ге­лие. В про­цессе пре­одо­ле­ния и исце­ле­ния греха очень важную состав­ля­ю­щую играет именно Таин­ство Испо­веди. Цер­ков­ное Таин­ство, кото­рое помо­гает чело­веку уве­ли­чить свои усилия и достичь необ­хо­ди­мого резуль­тата.

Если Гос­подь всех про­щает, то полу­ча­ется, что нет непро­сти­тель­ного греха?

Когда мы гово­рим об испо­веди и о про­ще­нии грехов, то очень важно понять, что испо­ведь – не просто какой-то боже­ствен­ный ластик. Вот у нас есть наши грехи, и Бог эти грехи просто сти­рает. Мы согре­шили, Бог их опять стер, мы можем еще согре­шить и так далее. Цель испо­веди, цель борьбы с грехом – это то, что Цер­ковь назы­вает пока­я­нием. Опять же гре­че­ское слово, кото­рое исполь­зу­ется в Свя­щен­ном Писа­нии, – μετάνοια (мета­нойя), бук­вально «изме­не­ние ума». Изме­не­ние взгляда на окру­жа­ю­щий мир, изме­не­ние и пере­смотр своей системы цен­но­стей. Если посмот­реть на то, что стояло для нас на первом месте гла­зами Еван­ге­лия, то мы увидим, что неко­то­рые при­о­ри­теты отой­дут на задний план, спу­стятся на более незна­чи­тель­ные пози­ции. Наобо­рот, то, на что нам не хва­тало вре­мени, оно обя­за­тельно под­ни­мется вперед. Этот пере­смотр – это и есть цель пока­я­ния и исце­ле­ния. Цель испо­веди, цель борьбы с грехом – не просто отказ от греха, но изме­не­ние и пре­об­ра­же­ние жизни. Чело­век должен стать другим и тогда про­ще­ный грех обя­за­тельно при­ве­дет к тому, что каче­ство жизни будет меняться. Меняться на прин­ци­пи­аль­ном, глу­бин­ном, онто­ло­ги­че­ском уровне.

Что бы Вы могли посо­ве­то­вать тем, кто хочет пойти в Цер­ковь на испо­ведь, но не реша­ется это сде­лать из-за стес­ни­тель­но­сти или страха?

Ситу­а­ция здесь похожа на визит к врачу. Очень часто мы этот визит откла­ды­ваем, мы его боимся. Дей­стви­тельно, про­де­мон­стри­ро­вать свою болезнь дру­гому чело­веку, про­де­мон­стри­ро­вать свою сла­бость, свои раны – это знак очень глу­бо­кого дове­рия. Я могу открыться только тому чело­веку, кото­рому я дове­ряю. Здесь начи­на­ется раз­ница между Таин­ством Испо­веди и, напри­мер, пси­хо­ло­ги­че­ской кон­суль­та­цией или какими-то пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скими прак­ти­ками, поскольку испо­ведь – это именно Таин­ство. Это место встречи Бога и чело­века. Чело­век при­хо­дит к Богу для того, чтобы при­не­сти Богу анализ своей жизни, анализ всех нега­тив­ных ее качеств. Опять же, не для того чтобы зани­маться само­би­че­ва­нием или ввести себя в состо­я­ние депрес­сии, уныния, но, наобо­рот, для того чтобы полу­чить помощь для выхода из этой про­блемы. Заме­ча­тельно мы это видим на иконе Вос­кре­се­ния Христа, когда во мраке ада, в тем­ноте, Хри­стос про­тя­ги­вает свою боже­ствен­ную дес­ницу Адаму и Еве и в этом мраке зажи­га­ется свет. О том же самом идет речь в Таин­стве Испо­веди. Свя­щен­ник во время Таин­ства Испо­веди – это просто сви­де­тель. Перед нача­лом испо­веди он обра­ща­ется ко всем, кто на испо­ведь пришел со сло­вами: «Ты пришел во вра­чеб­ницу, – то есть, ты пришел в боль­ницу, – да не оты­дешь неис­це­лен­ным». Ты пришел сюда за исце­ле­нием, поэтому только от тебя зави­сит то, каков будет резуль­тат твоей испо­веди. На самом деле свя­щен­ник слышит на испо­веди то, что люди не гово­рят самым близ­ким людям. Они не гово­рят это супру­гам, они не гово­рят это врачам, пси­хо­ло­гам и пси­хо­те­ра­пев­там, поэтому здесь, конечно, какого-то стес­не­ния быть не должно. Свя­щен­ник – это тоже не идеал. Свя­щен­ник тоже ведет свою пока­ян­ную жизнь, поэтому вместе с каю­щимся он ста­но­вится на эту дорогу пока­я­ния и пыта­ется ему помочь, пыта­ется наста­вить его на тот путь, кото­рый при­не­сет види­мый, ощу­ти­мый резуль­тат. Тем самым, испо­ведь – это не какое-то нега­тив­ное Таин­ство, а, наобо­рот, очень пози­тив­ное. Это Таин­ство нового начала. Мы посто­янно хотим начать новую жизнь с поне­дель­ника, с пер­вого числа, с нового года, но своих сил нам очень часто не хва­тает. Цер­ковь гово­рит нам: «Пожа­луй­ста. Во время Таин­ства Испо­веди ты можешь начать прямо сейчас, не дожи­да­ясь зав­траш­него дня и каких-то бла­го­при­ят­ных обсто­я­тельств. Приди и начни». Это при­гла­ше­ние, кото­рое Цер­ковь обра­щает к окру­жа­ю­щему миру, ко всем тем, кто назы­вает себя хри­сти­а­нами.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Источник

Виды греха

А.М. Леонов, пре­по­да­ва­тель Дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия

Ви́ды греха́ — бого­слов­ское поня­тие, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее клас­си­фи­ка­цию типов грехов по их форме, тяже­сти и направ­лен­но­сти (см.: Грех).

Раз­ли­чие грехов по базо­вым опре­де­ле­ниям: пер­во­род­ный, родо­вой, личный

Слово «грех», как экви­ва­лент гре­че­ского слова «ἁμαρτία», озна­чает, в бук­валь­ной интер­пре­та­ции, «непо­па­да­ние в цель», «промах». В этом отно­ше­нии объём поня­тия «грех» вклю­чает два прин­ци­пи­ально раз­лич­ных зна­че­ния.

В первом случае тер­ми­ном «грех» обни­ма­ется поня­тие помысла, мысли, жела­ния или поступка, совер­ша­е­мого чело­ве­ком (или злым духом) вопреки Боже­ствен­ному воле­изъ­яв­ле­нию. В этом отно­ше­нии рус­ское «грех» высту­пает ана­ло­гом гре­че­ского: «ἀνομία» — «без­за­ко­ние», «неспра­вед­ли­вость».

Во втором вари­анте грехом име­ну­ется не кон­крет­ное (про­ти­во­за­кон­ное) дей­ствие, а послед­ствия без­за­ко­ния, нега­тивно отоб­ра­жа­ю­щи­еся на при­роде и лич­но­сти чело­века. Под эту кате­го­рию «греха» под­па­дают пер­во­род­ный и родо­вой грех.

Пер­во­род­ным грехом назы­ва­ется порча чело­ве­че­ской сущ­но­сти, пере­да­ва­е­мая потом­кам Адама и Евы наслед­ствен­ным путём, и выра­жа­ю­ща­яся в том, что все люди (исклю­че­ние состав­ляет лишь один Чело­век — Гос­подь Иисус Хри­стос, зача­тый и рож­дён­ный особым, сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом) рож­да­ются с повре­жде­нием по душе и по телу, удо­бо­пре­клон­ными ко злу.

Пер­во­род­ный грех не делает чело­века лично винов­ным перед Богом. Он лишь спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию в нём гре­хов­ного рас­по­ло­же­ния воли. В свою оче­редь гре­хов­ные дей­ствия, совер­ша­е­мые под вли­я­нием пер­во­род­ного греха, навле­кают на чело­века Боже­ствен­ный гнев, делают его лично ответ­ствен­ным перед Твор­цом.

Родо­вой грех, как и пер­во­род­ный, пере­да­ется наслед­ствен­ным путем, от роди­те­лей к детям, от пред­ков к потом­кам. Как и пер­во­род­ный грех, по форме он пред­став­ляет собой порчу, своего рода нрав­ствен­ную болезнь.

Раз­ница в том, что пер­во­род­ный грех ска­зы­ва­ется на чело­ве­че­ском есте­стве и каса­ется каж­дого чело­века (за исклю­че­нием Христа). Родо­вой же грех отра­жа­ется не на сущ­но­сти (при­роде, есте­стве чело­века, кото­рое, напом­ним, у всех людей одно), а на инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стях пред­ста­ви­те­лей той или иной потом­ствен­ной линии. Можно ска­зать, что фактор родо­вого греха как бы накла­ды­ва­ется на фактор пер­во­род­ного, усу­губ­ляя его (под­черк­нем, что формы и сте­пени про­яв­ле­ния этого греха могут быть раз­лич­ными; поло­жим, не обя­за­тельно сын или внук пья­ницы будет иметь острую склон­ность к спирт­ному; биб­лей­ская исто­рия предо­став­ляет нам немало при­ме­ров того, сколь рельефно могут раз­ли­чаться между собой дети одних и тех же роди­те­лей).

Раз­ли­чие грехов по непо­сред­ствен­ной направ­лен­но­сти: против Бога, против ближ­него, против себя самого

Необ­хо­димо отме­тить, что хотя такая схема деле­ния личных грехов в аске­ти­че­ской лите­ра­туре встре­ча­ется доста­точно часто, — само по себе оно крайне условно. Дело в том, что любой личный грех есть нару­ше­ние Божьей воли, Божьего закона, а значит, и направ­лен против Бога. Опять же, любой личный грех, против кого бы он ни был направ­лен непо­сред­ственно, своими нега­тив­ными послед­стви­ями всегда бывает направ­лен на самого испол­ни­теля.

В узком зна­че­нии слова гре­хами против Бога обо­зна­ча­ются прежде всего те, кото­рые свя­заны с борь­бой с под­лин­ной верой, поро­чат Боже­ствен­ное имя и досто­ин­ство, испол­нены свя­то­тат­ства, иска­жают веро­уче­ние.

К таким пре­ступ­ле­ниям отно­сятся: атеизм, идо­ло­по­клон­ство, уча­стие в маги­че­ских риту­а­лах, оккульт­ных обря­дах, кол­дов­ских прак­ти­ках, упо­треб­ле­ние имени Гос­пода всуе, ложные выска­зы­ва­ния о Боге и Его Про­мысле, мало­ве­рие.

Пере­чень грехов против ближ­него состав­ляют те, что свя­заны со зло­умыш­ле­ни­ями против ближ­него, при­чи­не­нием ему мораль­ного или мате­ри­аль­ного вреда, нане­се­нием ущерба нрав­ствен­ному, душев­ному или физи­че­ского здо­ро­вью. К такого вида грехам при­над­ле­жат: кражи, разбои, гра­бежи, наси­лие, рас­тле­ние, раз­вра­ще­ние, над­ру­га­тель­ства, вовле­че­ние в гре­хов­ные сооб­ще­ства (в том числе рели­ги­оз­ные секты), кле­вета, побои, убий­ства.

Грехи против себя суть те, что имеют бли­жай­шим и непо­сред­ствен­ным след­ствием вред, при­чи­ня­е­мый самому себе, ини­ци­а­тору и испол­ни­телю греха, как то: гор­дость, зависть, чре­во­уго­дие, чле­но­вре­ди­тель­ство, уныние, отча­я­ние, само­убий­ство.

Раз­ли­чие грехов по сте­пе­ням тяже­сти вины и ответ­ствен­но­сти перед Богом: смерт­ные и иные

По боль­шому счёту смерт­ными гре­хами могут име­но­ваться все те те грехи, кото­рые не омыты пока­я­нием. Ведь любые грехи оттал­ки­вают чело­века от Бога, а вне Бога он не в состо­я­нии достичь веч­ного спа­се­ния, удо­сто­иться веч­ного бла­жен­ного покоя на Небе­сах.

Но суще­ствует и прак­тика более тес­ного упо­треб­ле­ния поня­тия «смерт­ный грех». В рамках такого упо­треб­ле­ния смерт­ными гре­хами тра­ди­ци­онно назы­ва­ются лишь наи­бо­лее тяжкие пре­ступ­ле­ния, те, что осо­бенно сильно влекут чело­века к духов­ной смерти, адовым без­днам и вечной поги­бели. К тако­вым отно­сится, напри­мер, чело­ве­ко­убий­ство, само­убий­ство, заиг­ры­ва­ние с поту­сто­рон­ними силами.

Помимо явно зло­дей­ских деяний пере­чень смерт­ных грехов допол­няют и такие, кото­рые в очах многих людей даже и не выгля­дят опас­ными. Тяжесть этих грехов про­яв­ля­ется не в одно­крат­ном совер­ше­нии, а в том, что при неод­но­крат­ном их повто­ре­нии они спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию и раз­ви­тию гре­хов­ных стра­стей: блуда, чре­во­уго­дия, пьян­ства, среб­ро­лю­бия, гнева, уныния, гор­до­сти, тще­сла­вия и других.

Страсть же сильна и опасна тем, что пле­няет и ско­вы­вает чело­ве­че­ское про­из­во­ле­ние. Пред­мет гре­хов­ной стра­сти нередко играет для чело­века роль свое­об­раз­ного идола. Рас­тра­чи­вая силы и время на удо­вле­тво­ре­ние страст­ных стрем­ле­ний, греш­ник ста­но­вится невни­ма­тель­ным к испол­не­нию рели­ги­оз­ного, духовно-нрав­ствен­ного долга.

Наи­бо­лее опас­ным родом греха счи­та­ется хула на Свя­того Духа. Как сле­дует из предо­сте­ре­же­ния Гос­пода Иисуса Христа, в случае пока­я­ния и обра­ще­ния к Богу чело­веку про­стятся любые грехи, в том числе смерт­ные, за исклю­че­нием одного: хулы на Духа ( Мф.12:31 ).

Но даже и этот вид зло­де­я­ния не лишает без­за­кон­ника воз­мож­но­сти уна­сле­до­вать Цар­ство Славы. В про­тив­ном пони­ма­нии полу­ча­лось бы, что любому, пусть даже и быв­шему ате­и­сту, одна дорога — в ад; но это не так.

Другое дело, что воз­водя брань против Свя­того Духа, нече­сти­вец сам воз­во­дит стену, пре­пят­ству­ю­щую осу­ществ­ле­нию лич­ного спа­се­ния. Ведь очи­ще­ние и осво­бож­де­ние от греха воз­можно не иначе как при содей­ствии бла­го­дати Свя­того Духа. Поскольку же Бог никого не спа­сает насильно, а греш­ник, хуля Духа Свя­того, тем самым отка­зы­ва­ется от Его бла­го­дати, постольку он и не может очи­ститься, сде­латься пра­вед­ным и святым.

Раз­ли­чие грехов в зави­си­мо­сти от сте­пени про­из­во­ле­ния греш­ника при их совер­ше­нии: воль­ные и неволь­ные

Воль­ным име­ну­ется такой грех, кото­рый совер­ша­ется созна­тельно, доб­ро­вольно. По разу­ме­нию святых Божьих подвиж­ни­ков, кто грешит про­из­вольно, охотно и с насла­жде­нием, тот вве­ряет свою сво­боду силам зла, отдаёт себя в послу­ша­ние насла­жде­нию, пре­бы­вает в дру­же­стве с пад­шими духами и имеет мир с сата­ной.

Нака­за­ние за подоб­ные пре­ступ­ле­ния и за само отно­ше­ние к ним со сто­роны испол­ни­теля бывает куда более страш­ным, чем нака­за­ние за грехи, совер­ша­е­мые непро­из­вольно, раде­ю­щими о доб­ро­де­тели людьми.

Неволь­ный грех — тот, кото­рый осу­ществ­ля­ется либо без пред­ва­ри­тель­ного умысла, либо по при­нуж­де­нию. Впро­чем, неко­то­рые воз­ра­жают против такой формы клас­си­фи­ка­ции, утвер­ждая, что коль скоро чело­век осо­знает грех как грех и при этом его совер­шает, то грех сей явля­ется не неволь­ным, а воль­ным, так как не имея жела­ния совер­шить тот или иной грех, чело­век его и не совер­шит. Между тем, даже апо­стол, будучи святым, сви­де­тель­ствал о себе, что иногда, всё же, дей­ствует против своей воли: «Доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю» ( Рим.7:19 ). В ряде слу­чаев к такого рода грехам могут быть при­чис­лены и те, что совер­ша­ются под дав­ле­нием обсто­я­тельств (пример: чело­век, рабо­тая на краю крыши высот­ного здания, неча­янно задел шатав­шийся кирпич, в резуль­тате чего тот упал вниз на слу­чай­ного про­хо­жего, про­хо­жий погиб). Кроме того, иногда к непро­из­воль­ным грехам при­чис­ляют гре­хов­ные помыслы (навя­зы­ва­е­мые тём­ными духами), кото­рые хотя и обра­ща­ются в созна­нии греш­ника, однако вос­при­ни­ма­ются им с сопро­тив­ле­нием и борь­бой, не ложатся на сердце и не имеют даль­ней­шей реа­ли­за­ции в соот­вет­ству­ю­щих им гре­хов­ных поступ­ках.

Грехи, совер­ша­е­мые в веде­нии или неве­де­нии

Грехи, совер­ша­е­мые по неве­де­нию, суть те, совер­шая кото­рые, чело­век не знает или даже не дога­ды­ваться, что он нару­шает Божий закон.

Соб­ственно, по боль­шей части о гре­хов­но­сти своих помыш­ле­ний, жела­ний известно даже и тем, кто совер­шенно далёк от рели­гии. Есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон вписан в самое есте­ство чело­века и обна­ру­жи­ва­ется в голосе сове­сти. Если чело­век живет непра­вед­ной жизнью, голос сове­сти в нём при­туп­ля­ется, хотя и не исче­зает совсем. В неко­то­рых слу­чаях чело­веку с про­жжен­ной сове­стью бывает трудно отли­чить гре­хов­ное деяние от не гре­хов­ного.

Между тем суще­ствуют и такие виды грехов, выявить без­за­кон­ность кото­рых на осно­ва­нии сви­де­тель­ства сове­сти или крайне трудно, или невоз­можно. К таким грехам отно­сится, поло­жим, про­по­ве­до­ва­ние иска­жен­ного учения о Боге. С одной сто­роны, про­по­вед­ни­ками лож­ного веро­уче­ния могут быть злост­ные ере­тики, и с таких людей — спрос особый. Но с другой сто­роны, ложно испо­ве­до­вать веру может и запу­тав­шийся (в том числе под вли­я­нием настав­ни­ков-ере­ти­ков) хри­сти­а­нин. Этот грех, как и другие, вра­чу­ется пока­я­нием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *