что такое параметр числа
Значение слова «параметр»
1. Мат. Величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая свое постоянное значение лишь в условиях данной задачи.
2. Физ., тех. Величина или величины, характеризующие основные свойства какого-л. предмета, явления. Параметр электронной лампы.
3. перен. Размеры, границы проявления чего-л. Параметры развития производства. Отклонение от заданных параметров в выпуске продукции.
[От греч. παραμετρέω — соразмеряю]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
задаёт множество прямых на плоскости,
в данном случае — параметры прямой, то есть, если положить, допустим,
, мы получим конкретную прямую
: один из элементов множества.
ПАРА’МЕТР, а, м. [от греч. parametreō — меряю, сопоставляя]. 1. Величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая постоянное значение в пределах одного явления или для данной частной задачи, но при переходе к другому явлению, к другой задаче меняющая свое значение (мат.). 2. Величина, характеризующая то или иное свойство какого-н. явления, напр. теплопроводность, электропроводность тела, коэфициент его расширения или преломления и т. п. (физ. и тех.). П. катодной лампы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пара́метр
1. матем. величина, входящая в формулы и выражения, значение которой является постоянным в пределах рассматриваемой задачи
2. физ. техн. величина, характеризующая какое-либо свойство устройства, процесса, вещества; показатель
3. перен. признак, критерий, характеризующий какое-либо явление, определяющий его оценку ◆ Выбор тактики блеснения обуславливается местом стоянки рыбы, особенностями выбранного водоема и многими другими параметрами. Павел Моcин, «Большая иллюстрированная энциклопедия рыбалки», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова навёртываться (глагол), навёртывались:
Значение слова параметр
Словарь Ушакова
1. Величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая постоянное значение в пределах одного явления или для данной частной задачи, но при переходе к другому явлению, к другой задаче меняющая свое значение (мат.).
2. Величина, характеризующая то или иное свойство какого-нибудь явления, напр. теплопроводность, электропроводность тела, коэффициент его расширения или преломления и т.п. (физ. и тех.). Параметр катодной лампы.
Современный экономический словарь. 1999
1) показатель, величина которого оказывает существенное влияние на экономические процессы;
2) показатель, величина, значение которого остается постоянным в рассматриваемой зависимости, в пределах решаемой задачи.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. parametron — отмеривающий)
1) (в математике) величина, входящая в формулы и выражения, значение которой является постоянной в пределах рассматриваемой задачи, но изменяется при переходе к другой задаче;
2) (в технике) величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы, машины, прибора. Параметры могут быть сосредоточенными или распределенными в пространстве.
Словарь экономических терминов
1) показатель, величина которого оказывает существенное влияния на экономические процессы;
2) показатель, величина, значение которой остается постоянным в рассматриваемой зависимости, в пределах решаемой задачи.
Толковый переводоведческий словарь
1. Размеры, границы проявления чего-либо.
2. Величина (или величины), характеризующая основные свойства какого-либо предмета, явления, процесса.
3. Величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая свое постоянное значение лишь в условиях данной задачи.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: коэффициент, характеристика, аргумент
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПАРАМЕТР, а, м. (спец.). Величина, характеризующая какоен. основное свойство машины, устройства, системы или явления, процесса. Параметры реактора.
| прил. параметрический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(кристаллогр.). — Параметрами какой-нибудь плоскости в кристаллографии называются отрезки, которые данная плоскость делает, непосредственно или при своем продолжении, на координатных осях, проведенных в кристалле.
(математ.). — Под словом П. подразумеваются коэффициенты, показатели и вообще все постоянные величины, входящие в уравнение кривой линии (см. Кривые), в уравнение поверхности и в оба уравнения какой-либо кривой линии двоякой кривизны. При изменении П. кривая или поверхность изменяет положение, вид или размеры или все вместе. На чертежах (см. Кривые) изображены некоторые семейства кривых линий, образуемые изменением П. Так, на черт. 11 изображены семейство конфокальных (софокусных) эллипсов и семейство ортогональных к ним гипербол. Все эти кривые имеют два общих фокуса, но различные длины полуосей. Уравнения
эллипсов: x 2 / a 2 + y 2 / (a 2 — c 2 ) = 1
гипербол: x 2 / a 2 — y 2 / (c 2 — a 2 ) = 1
Функции с переменным числом параметров
Функции с переменным числом параметров
К ак уже обсуждалось ранее, по умолчанию параметры передаются функции через стек. Поэтому, технически, нет ограничения на количество передаваемых параметров – “запихать” можно сколько угодно. Проблема в том, как потом функция будет разбирать переданные параметры. Функции с переменным числом параметров объявляются как обычные функции, но вместо недостающих аргументов ставится многоточие. Пусть мы хотим сделать функцию, которая складывает переданные ей числа, чисел может быть произвольное количество. Необходимо каким-то образом передать функции число параметров. Во-первых, можно явно передать число параметров обязательным аргументом. Во-вторых, последний аргумент может иметь некоторое «терминальное» значение, наткнувшись на которое функция закончит выполнение.
Общий принцип работы следующий: внутри функции берём указатель на аргумент, далее двигаемся к следующему аргументу, увеличивая значение указателя.
OLD SCHOOL
Д елаем всё вручную. Функция, которая складывает переданные ей аргументы
Первый параметр – число аргументов. Это обязательный параметр. Второй аргумент – это первое переданное число, это тоже обязательный параметр. Получаем указатель на первое число
Далее считываем все числа и складываем их. В этой функции мы также при сложении проверяем на переполнение типа unsigned.
Можно сделать первый аргумент необязательным и «перешагнуть» аргумент unsigned char num, но тогда возникнет большая проблема: аргументы располагаются друг за другом, но не факт, что непрерывно. Например, в нашем случае первый аргумент будет сдвинут не на один байт, а на 4 относительно num. Это сделано для повышения производительности. На другой платформе или с другим компилятором, или с другими настройками компилятора могут быть другие результаты.
Поэтому лучше число параметров, если это аргумент, сделать типом int или unsigned int.
Можно сделать по-другому: в качестве «терминального» элемента передавать ноль и считать, что если мы встретили ноль, то больше аргументов нет. Пример
Но теперь уже передавать нули в качестве аргументов нельзя. Здесь также есть один обязательный аргумент – первое переданное число. Если его не передавать, то мы не сможем найти адрес, по которому размещаются переменные в стеке. Некоторые компиляторы (Borland Turbo C) позволяют получить указатель на …, но такое поведение не является стандартным и его нужно избегать.
VA_ARG
М ожно воспользоваться макросом va_arg библиотеки stdarg.h. Он делает практически то же самое, что и мы: получает указатель на первый аргумент а затем двигается по стеку. Пример, та же функция, только с va_arg
Первый аргумент – число параметров – также лучше делать типа int, иначе получим проблему со сдвигом, кратным 4.
Название | Описание |
---|---|
va_list | Тип, который используется для извлечения дополнительных параметров функции с переменным числом параметров |
void va_start(va_list ap, paramN) | Макрос инициализирует ap для извлечения дополнительных аргументов, которые идут после переменной paramN. Параметр не должен быть объявлена как register, не может иметь типа массива или указателя на функцию. |
void va_end(va_list ap) | Макрос необходим для нормального завершения работы функции, работает в паре с макросом va_start. |
void va_copy(va_list dest, va_list src) | Макрос копирует src в dest. Поддерживается начиная со стандарта C++11 |
Неправильное использование
Если передано больше аргументов, то функция выведет только те, которые ожидала встретить
Так как очистку стека производит вызывающая функция, то стек не будет повреждён. Получается, что если изменить схему вызова и сделать так, чтобы вызываемый объект сам чистил стек после себя, то в случае неправильного количества аргументов стек будет повреждён. То есть, буде функция объявлена как __stdcall, в целях безопасности она не может иметь переменного числа аргументов.
Однако, если добавить спецификатор __stdcall к нашей функции summ она будет компилироваться. Это связано с тем, что компилятор автоматически заменит __stdcall на __cdecl.
Программа завершится с ошибкой вроде The value of ESP was not properly saved across a function call.
Что такое параметр
Анна Малкова (автор книги для подготовки к ЕГЭ, ведущая годового Онлайн-курса подготовки к ЕГЭ на 100 баллов, руководитель компании «ЕГЭ-студия» (Курсы ЕГЭ))
Приветствую будущих студентов!
Я заметила, что на своем YouTube- канале я разбирала несколько задач с параметрами, но так и не рассказала, что такое параметр.
Толковый словарь русского языка, куда полезно иногда заглядывать, дает следующее определение: «Параметр – это величина, характеризующая какое-нибудь основное свойство устройства, системы, явления или процесса». Что же это значит? Давайте разберемся.
Вот ракете выводит космический корабль в околоземное пространство. Если спутник запустить с первой космической скоростью, приближенно равной 7,9 км/с, он выйдет на круговую орбиту. Первый искусственный спутник Земли, СССР, 1957 год. Вторая космическая скорость, приближенно равная 11,2 км/с, и космический корабль преодолевает поле тяжести Земли. Третья космическая скорость, приближенно 16,7 км/с, дает космическому кораблю возможность выйти за пределы Солнечной системы и преодолеть гравитационное притяжение Земли и Солнца. Например, такой космический корабль, который назывался «Вояджер-1», был запущен в 1977 году, и в 2012 году вышел за пределы Солнечной системы, и теперь будет вечно бороздить просторы космоса. Этот корабль передал на Землю сигналы и снимки отдаленных планет. Кроме аппаратуры, он несет на своем борту золотой диск. На этом диске записаны звуковые и видеосигналы. Например, схема излучения атома водорода, местоположение Солнца, человек и его строение, земные пейзажи, шум моря, звук шагов, песни птиц, приветствие на разных языках, музыка, даже грузинский хор; плач ребенка, голос мамы, которая его успокаивает. Это подарок неизвестным существам от маленького, затерянного во Вселенной, мира нашей планеты. И может быть когда-нибудь они обнаружат этот корабль, расшифруют наше послание и узнают о нас.
Значит скорость космического корабля – это параметр, от которого зависит его дальнейшая траектория и судьба, и конечно, это не единственный параметр. При запуске космического корабля таких параметров десятки и сотни.
Реальные задачи науки и техники используют функции не одной, а многих переменных: и первые-вторые, и энные производные этих функций.
А что же будет если какой-то параметр рассчитан неправильно?
Помните, как появилось выражение «Кажется, что-то пошло не так»? Эти слова вырвались у комментатора, который вел прямую трансляцию о запуске космического корабля, и через несколько секунд после старта увидел, что ракета, вместо того, чтобы устремиться к звездам, по параболе направилась к Земле.
Но, конечно, мы начнем не со сложных функций многих переменных, а с чего-то очень-очень простого.
На картинке мы видим параболу и ее формулу, С – это параметр. На что он влияет? Посмотрите, здесь С равно 0, и парабола проходит через начало координат. С равно 2, и парабола поднимается на 2 вверх по вертикале. С равно – 3, и парабола опускается по вертикале на 3 единицы.
Значит параметр – это такая переменная в уравнении, которая может принимать разные значения, и при разных значениях этой переменной мы получаем разные уравнения.
В заданиях ЕГЭ у вас есть задачи с параметром. Это задача №18 профильного раздела.
И сейчас я покажу самую простую иллюстративную задачу. Проще тех, которые будут на ЕГЭ, но зато ее можно красиво нарисовать.
При каком значении параметра с уравнение, которое вы видите на экране имеет ровно 6 корней?
Давайте нарисуем график левой части этого уравнения. Начнем с графика функции. Сначала сдвигаем его на 2 вправо. Затем вычитаем 3, график сдвигается на 3 единицы вниз. Снова берем модуль от получившегося выражения. Все, что было ниже оси абсцисс, переворачивается вверх. Далее все, что получилось, мы сдвигаем на 1 единицу вниз. И снова берем модуль. Все, что было ниже абсцисс, переворачивается вверх. И получаем график функции, похожий на Кавказские горы.
При каком же значении параметра с это уравнение имеет ровно 6 корней? Проведем горизонтальную прямую. Следовательно, с равно 1.
Это была самая простая задача с параметром. Чтобы научиться решать такие задачи, нужно отлично знать графики основных элементарных функций, преобразование графиков, базовые элементы для решения задач с параметрами и еще множество приемов и секретов.
Подписывайтесь на мой канал и переходите по ссылкам в описании!
О задачах с параметром
Первоначальные сведения
I. Что такое параметр?
Если вы вспомните некоторые основные уравнения (например, kx+l=0, ax 2 +bx+c=0), то обратите внимание, что при поиске их корней значения остальных переменных, входящих в уравнения, считаются фиксированными и заданными. Все разночтения в существующей литературе связаны с толкованием того, какими фиксированными и заданными могут быть эти значения остальных переменных.
Например, в уравнениях |x|=a–1 и ax=1 при a=0 равенства не выполняются при любых значениях переменной x, а в уравнения при a=0 их левые части не определены. Есть авторы, допускающие рассмотрение значения a=0 во всех приведенных случаях, и есть авторы, исключающие его в двух последних, вводя понятие допустимых значений переменной a.
Поскольку в школьных учебниках нет определения параметра, мы предлагаем взять за основу следующий его простейший вариант.
Определение. Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.
Комментарий. Независимость параметра заключается в его «неподчинении» свойствам, вытекающим из условия задачи. Например, из неотрицательности левой части уравнения |x|=a–1 не следует неотрицательность значений выражения a–1, и если a–1 3 –(2–a)x 2 –ax–a(a–2)=0.
Решение. Исходное кубическое по x уравнение является квадратным относительно a. Поэтому, считая переменную x параметром, перепишем это уравнение в виде стандартного квадратного уравнения относительно a, опуская промежуточные шаги по раскрытию скобок и перегруппировке:
a 2 –(x 2 –x+2)a – x 3 + 2x 2 = 0.
x 2 –x+2=x 2 +(2–x) и –x 3 +2x 2 =x 2 (2–x),
то по обратной теореме Виета
Поэтому исходное уравнение равносильно совокупности уравнений
Первое уравнение преобразуется к виду x 2 =a, откуда
(1): при a 0 два решения
(3):
Второе уравнение совокупности имеет единственное решение (5): x=2–a для любого значения параметра a.
Комментарий 1. Многие учащиеся, доведя решение до данного момента, испытывают трудности в формировании общего ответа. Приведем удобный прием представления полученных результатов для дальнейшего продвижения в решении задачи. Будем называть данный прием: «разверткой вдоль оси параметра».
Изображаем ось параметра a и отмечаем на ней граничные значения параметра, которые фигурируют в ответах к каждому уравнению совокупности. Все найденные решения уравнений для тех значений параметра a, при которых хотя бы одно решение существует, выписываем в таблице слева (последовательно сверху вниз). Сплошной линией, параллельной оси параметра, указываем те промежутки значений параметра, при которых полученное решение существует. Заметим, что концы промежутков изображаются «светлыми» точками в случае, когда соответствующее решение не существует, а «темными» точками — в противном случае.
Данная развертка позволяет легко найти все решения исходного уравнения для любого действительного значения параметра: x=2–a при a 0.
Комментарий 2. Возникает принципиальный вопрос: является ли приведенный выше ответ окончательным? С одной стороны, для поставленной задачи ответ можно считать окончательным, если допустить возможность повторения в ответе одного и того же решения в различном виде.
Например, при a = 1 равенства и x = 2 – a определяют одно и то же значение переменной x=1, а при a=4 равенства
и x=2–a аналогично определяют одно значение x=–2. Однако оставлять подобные повторения без внимания обычно не принято, тем более, что при других, особенно популярных в последнее время постановках задач («Укажите количество различных корней данного уравнения в зависимости от параметра a» или «При каких значениях параметра a уравнение имеет одно решение?») игнорирование указанного обстоятельства приводит к неверному ответу.
Полученные равенства (2)–(5) могут при некоторых значениях параметра a определять одно и то же значение переменной x. Найдем указанные значения параметра. Поскольку значения – различны для всех a>0, осталось выяснить, при каких значениях a выполняются равенства
Пусть
тогда первое уравнение приводится к виду t 2 +t–2=0, откуда t=1 и t=–2 (не подходит, так как
при a > 0), т. е.
. Аналогично решая второе уравнение, находим a=4.
Полученный результат в таблице 2 проиллюстрирован следующим образом: линии равенства (4) и (5) «сливаются» при a=1, линии (3) и (5) «сливаются» при a=4.
Замечания. 1. При практическом использовании «развертки по параметру» таблицу 2 рекомендуем не воспроизводить, а полученные «слияния» изображать в таблице 1.
2. Для изолированных значений параметра естественно приводить числовые значения корней.
Используя таблицу 2, легко сформулировать окончательный ответ задачи.
Замечание. Очевидно, что решение предыдущего примера позволяет, в частности, получить ответ и на поставленный вопрос. Для этого в таблицу 2 удобно ввести еще одну строчку, соответствующую количеству различных корней по переменной x при данном значении параметра a (в дальнейшем будем обозначать указанное число различных корней через N(a)). В этом случае таблица 2 будет выглядеть следующим образом.
Количество различных корней для каждого значения a совпадает с числом пересечений соответствующей вертикальной линии с приведенными ранее сплошными горизонтальными линиями (или «темными» точками) с учетом совпадений решений при найденных значениях параметра. Например, при a=2 соответствующая вертикальная линия пересекает сплошные горизонтальные три раза, а при a=4 она хотя и пересекает те же линии, но две из них «сливаются», поэтому при a=4 количество различных корней равно двум, а не трем, т. е. N(2)=3 и N(4)=2.
Ответ: уравнение имеет один корень при a 4.
Укажем иной (достаточно популярный и эффективный) способ решения данной задачи, который с успехом может быть использован и при решении задач других типов (включая и задачи типа 1). Предлагаемый способ основан на рассмотрении множества точек плоскости с координатами (x; a), для которых выполняются соответствующие уравнения. Это множество точек обычно называют графиком уравнения.
Решение. Исходное уравнение равносильно совокупности a–x 2 =0 или a+x–2=0. Поэтому построение искомого множества точек — графика уравнения — сводится к построению графиков a=x 2 и a=2–x (рис. 1).
Рис. 1
Координаты точек пересечения графиков определяются как решение системы уравнений решив которую находим координаты (1; 1) точки A и (– 2; 4) — точки B.
Понятно, что все точки параболы и прямой (и только они) имеют координаты (x; a), удовлетворяющие исходному уравнению. Поэтому количество различных корней уравнения по переменной x при каждом значении параметра a=a0 совпадает с количеством точек пересечения прямой l, задаваемой равенством a=a0, с построенным множеством точек.
Очевидно, что при a 2 , т. е. имеет с ней одну общую точку и пересекает прямую a=2–x, поэтому N(0)=2. При дальнейшем возрастании параметра a от 0 до 1 (не включая значения 1) прямая l пересекает график уравнения в трех точках, откуда N(a)=3 при 0 4.
Ответ: N(a)=1 при a 4.
Комментарий. При решении рассмотренным способом задач типа 1 при данном значении параметра a0 решениями уравнения являются абсциссы точек пересечения прямой a=a0 с графиком уравнения.
Задача 3. При каких значениях параметра a уравнение |x+2|=ax не имеет решений?
Решение 1. Для каждого значения параметра a решим данное уравнение, после чего отберем те значения параметра, при которых уравнение решений не имеет.
На основании определения модуля заключаем, что исходное уравнение равносильно совокупности двух систем:
.
Первая система имеет одно решение при
т. е. при a Ј 0 или a>1 и не имеет решений при остальных значениях параметра. Вторая система имеет одно решение
т. е. при – 1 Ј –1, a=0, a>1; два решения
Анализируя полученный результат, определяем значения параметра a, при которых уравнение не имеет решений.
Ответ: 0 Ј 1.
Замечание. Мы привели здесь решение задачи в общем виде с целью повторной иллюстрации решения задач типа 1 (рекомендуем для анализа полученных решений составить таблицу «развертки вдоль оси параметра», табл. 1–3).
Может показаться, что приведенное решение не экономно и содержит много лишних ходов. Например, кажется естественным после получения совокупности двух систем сразу искать лишь те значения параметра, при которых не имеет решений каждая из систем, после чего найти значения параметра, при которых обе системы не имеют решений одновременно. Однако даже понимание того, что требуется проделать в этом случае, уже представляет собой определенную трудность для ряда учащихся. Сказанное, разумеется, не означает, что во всех аналогичных задачах целесообразно выходить на более общую постановку вопроса (выбор оптимального способа решения зависит от конкретной задачи).
Решение 2. Приведем еще один вариант использования графических представлений для решения задач с параметрами.
Как известно, число решений уравнения f(х)=g(x) совпадает с количеством точек пересечения графиков функций y=f(x) и y=g(x), построенных в одной системе координат. Рассмотрим графики функций y=|x+2| и y=ax (рис. 2). График первой функции не зависит от параметра a; график второй функции (правой части уравнения) принадлежит семейству прямых, проходящих через начало координат, — «подвижный» график. Поэтому искомые значения параметра a соответствуют тем прямым из указанного семейства, которые не пересекают график функции y=|x+2|.
Рис. 2
При изменении параметра a от – Ґ до + Ґ прямая y=ax поворачивается, начиная от «вертикального» положения «слева» от оси координат, против часовой стрелки вокруг начала координат. Очевидно, что при a Ј 0 прямая y=ax пересекает по крайней мере один раз «неподвижный» график y=|x+2|; при дальнейшем возрастании параметра a до момента a=1 (включительно) прямая не имеет общих точек с «неподвижным» графиком; при a>1 у графиков снова появляется общая точка. Поэтому исходное уравнение не имеет решений при 0 Ј 1.
Комментарий. В общем случае решение уравнений предложенным способом состоит в предварительном преобразовании уравнения к одному из видов: f(x)=g(x; a) или f(x; a)=g(x; a), после чего рассматриваются графики обеих частей уравнения в одной системе координат. При этом в первом случае изучается взаимное расположение «неподвижного» графика функции f и «подвижного» (в зависимости от параметра) графика функции g, а во втором случае оба графика «подвижны».
Выбор того или иного варианта предопределяется как возможностью приведения исходного уравнения к одному из видов, так и искусством работы с графиками того, кто решает данное уравнение.
Для сравнения решите самостоятельно известную задачу.
При каких значениях параметра a уравнение x–a=2|2|x|– a 2 | имеет ровно три различных корня?
Задача 4. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых множество решений неравенства (a–x 2 )(a+x–2) 2 Ј 1.
Замечание. Ниже приводятся три решения данной задачи.
Первое из них традиционно для большинства учащихся (обычно решение такого рода называют прямым алгебраическим решением). Как правило, попытки подобного решения характерны и для начинающих овладевать методами решений задач с параметрами, и для «опытных бойцов», которых не смущает обилие технических трудностей.
Рекомендуем обратить самое пристальное внимание на второе решение, поскольку приводимый способ, во-первых, отличен от уже разобранных в настоящей статье и, во-вторых, его можно расценивать как достаточно самостоятельный и эффективный метод решения широкого класса задач с параметрами.
Третье решение проводится уже знакомым вам по примерам 2 и 3 графическим способам.
Решение 1. Множитель (a–x 2 ) является квадратным трехчленом относительно x, который не имеет корней при a 0. Второй множитель, линейный по переменной x, имеет один корень при любом значении параметра a. Поэтому в данной задаче целесообразно рассмотреть три случая.
Случай 1. Пусть a 2 0, т. е. x>2–a.
Комментарий. В этот момент возникает основная логическая трудность, характерная для данного способа решения задач типа 4: определение тех значений параметра a 2 Ј 1 (не содержит ни одного x из отрезка [– 1; 1]).
Так как полученное множество решений неравенства при a Ґ ), то, очевидно, данный луч не содержит точек отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда начало луча лежит «правее» отрезка либо совпадает с его правым концом, т. е. выполняется условие 2–a і 1, которое, очевидно, истинно при всех рассматриваемых значениях параметра a 2 )(x–2) 2. Это означает, что значение параметра a=0 удовлетворяет условию задачи: луч (2; + Ґ ) не содержит точек отрезка [– 1; 1], и мы имеем еще одну «часть» ответа: a=0.
Комментарий. При разбиении решения задачи на случаи в зависимости от параметра рекомендуем все граничные значения параметра исследовать непосредственной подстановкой в исходное уравнение (неравенство, систему). Это полезно для промежуточного контроля решения задачи.
Случай 3. Пусть a>0. Тогда неравенство можно переписать в виде
(A)
Комментарий. Ясно, что при фиксированном значении a полученное неравенство легко решается методом интервалов, однако в нашем случае (и это характерно для задачи с параметрами!) процесс упорядочения корней по возрастанию выделяется в самостоятельный фрагмент решения.
Корень первого множителя при любом a>0 меньше корня второго множителя
Корень третьего множителя x3=2–a в зависимости от a может находиться как на промежутке от x1 до x2, так и вне его (слева либо справа). Для определения возможных вариантов сравним x3 с x1 и x2.
Вариант 1. Пусть Полученное неравенство решаем как квадратное относительно
(t>0, так как в рассматриваемом случае a>0): t 2 –t–2>0, откуда t 2; с учетом условия t>0 получаем, что t>2. Возвращаясь к параметру a, имеем неравенство
т. е. a>4. Итак, для a>4 справедливо соотношение x3 x2, т. е.
Рис. 3.
Полученное множество решений не содержит ни одной точки отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда отрезок [– 1; 1] расположен либо левее точки x3=2–a, либо между точками С учетом условия a>4 первая ситуация исключается, а вторая определяется системой неравенств
которая выполняется для любого a>4. В итоге приходим к выводу, что все значения параметра a>4 являются искомыми.
Вариант 2. Пусть x3=x1, т. е. откуда a=4 и неравенство (A), принимая вид (x+2) 2 (x–2)>0, имеет решение x>2, которое не содержит точек отрезка [– 1; 1]. Следовательно, значение a=4 — искомое.
Вариант 3. Пусть Решая соответствующую систему неравенств
получим, 1 x2, т. е.
Рис. 4.
Следовательно, условию задачи удовлетворяют те и только те значения параметра, при которых отрезок [– 1; 1] расположен либо левее точки либо между точками
. Поскольку первая ситуация, очевидно, невозможна
то искомые значения a определяются системой неравенств
a і 3. С учетом того, что в данном варианте рассматривались значения параметра a от 1 до 4, получаем 3 Ј a 2 >0. Решением последнего неравенства (рис. 4) является объединение интервалов (–1;1) и (1;+ Ґ ), в котором содержатся точки отрезка [– 1; 1]. Значит, изучаемое значение параметра a=1 не удовлетворяет условию задачи.
Вариант 5. Пусть Решив полученное неравенство (квадратное относительно
), находим, что –2 0). Неравенство (A) при полученных значениях параметра (рис. 5) имеет решение
Найденное множество решений не содержит ни одной точки отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда этот отрезок расположен либо левее точки либо между точками
Ни та, ни другая ситуация невозможна ввиду неотрицательности арифметического квадратного корня. Следовательно, среди рассматриваемых значений параметра 0 і 3.
Таким образом, окончательный ответ задачи следующий: a Ј 0, a і 3.
Замечание к решению 1. При решении данным способом практически всегда возникает возможность продвигаться к поставленной цели с существенно меньшими затратами времени, что сопряжено, однако, с увеличением логических трудностей. Например, в случаев 3 (a > 0) нашего решения можно было рассуждать следующим образом.
Определив корни каждого множителя в неравенстве (A), замечаем, что при значении параметра a і 1. Непосредственной проверкой легко убедиться, что значение a=1 также не удовлетворяет условию задачи. При a>1 корень
корень
а корень x3=2–a Ґ ) не всегда являются решениями неравенства (A). Поэтому неравенство (A) не имеет ни одного решения из отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда x3 Ј –1 (независимо (!) от расположения корней x1 и x3, (рис. 5, 6).
Рис. 5.
Рис. 6.
Итак, имеем 2–a Ј –1, откуда a і 3.
Комментарий. Типичной трудностью при решении задач предлагаемым способом является осознание того, какому условию должны удовлетворять искомые значения параметра для вновь полученных уравнений (неравенств, систем).
В нашем случае задачу, равносильную исходной, можно сформулировать следующим образом.
При каких значениях параметра a двойное неравенство x 2 2 Ј x 2 , либо a і 2–x.
Найдем сначала все значения параметра a, для которых при любом x из отрезка [– 1; 1] имеет место неравенство a Ј x 2 . Понятно, что если a Ј x 2 при любом x из отрезка [– 1; 1], то это то же самое (!), что значение a не больше наименьшего значения функции f(x)=x 2 на этом отрезке. Поскольку наименьшее значение функции f(x)=x 2 на отрезке [– 1; 1] равно 0, получаем a Ј 0.
Теперь осталось найти все значения параметра a, для которых при любом x из отрезка [– 1; 1] выполняется неравенство a і 2–x. По аналогии с предыдущими рассуждениями можно утверждать, что a і 2–x для всех x из отрезка [– 1; 1] тогда и только тогда, когда a не меньше наибольшего значения функции f(x)=2–x на отрезке [–1;1]. Поскольку наибольшее значение убывающей линейной функции f(x)=2–x на отрезке [– 1; 1] равно ее значению в точке x=–1, т. е. равно 3, то искомые значения параметра a і 3.
Объединяя полученные ответы, приходим к окончательному ответу исходной задачи: a Ј 0, a і 3.
Комментарий. Обращаем особое внимание на заключительный фрагмент решения задачи, который характерен для многих задач с параметрами: мы показали, что
Часто приходится иметь дело и с аналогичными задачами: «Найти все значения параметра a, при которых неравенство a g(x)) выполняется для любого x из заданного множества X». Подобная постановка вопроса у большинства учащихся вызывает серьезные затруднения.
Приводим ответ на поставленный вопрос.
1. Неравенство a g(x) выполняется для любого x из множества X тогда и только тогда, когда a больше наибольшего значения g(x) на множестве X (если оно существует!), т. е.
На этом мы заканчиваем разбор отдельных примеров и в заключение особо выделим важные, по нашему мнению, соображения, которые необходимо учитывать учащемуся при овладении темой «Задачи с параметрами».
V. Заключительные рекомендации
1. Прежде чем приступить к решению задачи с параметрами, советуем разобраться в ситуации для конкретного числового значения параметра. Например, возьмите значение параметра a=5 и ответьте на вопрос: является ли данное значение a=5 искомым для задачи 4? Неудачная попытка получения ответа на поставленный вопрос, к сожалению, означает вашу принципиальную неготовность решить задачу в общем виде. В этом случае необходимо срочно принять меры к овладению основными темами школьного курса математики. Заметим, что подстановка фиксированного значения параметра позволяет во многих случаях нащупать путь решения задачи.
2. Рекомендуем обратить ваше внимание на то, что при решении задач с параметрами особую роль играет обработка результатов, полученных на том или ином этапе решения. Одной из удобных, апробированных на практике форм организации результатов, является представление их в табличном виде (см. задачу 1). Советуем в первую очередь обратить внимание на эту рекомендацию тем, кто только начинает овладевать методами решения задач с параметрами.