Что в аду по библии

Сегодня большинство христианских конфессий верят в мучение грешников в аду сразу после смерти. Подтверждая эту позицию, их духовные наставники приводят пастве множество текстов Библии, описывающих наказание людей в геенне огненной. Однако в этой богословской теории налицо противоречие с текстом Библии «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (1 Кор. 15:55, см. также Ос. 13:14).

В Священном Писании понятие шеол (ад) обозначает «обитель» умерших, но без связи с идеей посмертного воздаяния. В соответствии с текстом Библии ад – это антипод жизни на земле, безмолвная могила, «страна» темноты и тления, где после смерти оказывается каждый человек:

В шеол (ад) попали такие благочестивые герои веры, как Иаков «Сойду к сыну моему в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.)» (Быт. 37:35), Иов «Преисподняя (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) — дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов 17:13) и Иезекия «В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней (в ориг. шеола – ада. – Прим. авт.)» (Ис. 38:10).

А) Место под поверхностью земли, где все люди заканчивают земной путь:

«Хотя бы они зарылись в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.), и оттуда рука Моя возьмет их» (Ам. 9:2).

В) Пустота, темнота, забытье, страна молчания и тления:

«Если бы я и ожидать стал, то преисподняя (в ориг. шеол – ад. – Прим. авт.) — дом мой; во тьме постелю я постель мою; Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) сойдет она и будет покоиться со мною в прахе» (Иов 17:13-16).

«Ты положил меня в ров преисподний (в ориг. глубинный. – Прим. авт.), во мрак, в бездну» (Пс. 87:7).

«Помещу тебя в преисподних (в ориг. глубину. – Прим. авт.) земли, в пустынях вечных, с отшедшими в могилу» (Иез. 26:20).

«О, если бы Ты в преисподней (в ориг. шеоле – аду. – Прим. авт.) сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Иов 14:13, см. также Ион. 2:1-3,7, 2 Пет. 2:4, Пл. Иер. 3:6, Пс. 48:18-20, Пс. 93:17, 2 Цар. 22:5,6).

Таким образом, в Библии написано все верно: Иисус победил не только смерть, но и ад в его истинном значении – шеол – могилу (см. 1 Кор. 15:55): то есть после Великого Суда Бог восстановит человека из праха, даруя ему физическое бессмертие.

Ветхий Завет: «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» (3 Цар. 2:10, 3 Цар. 11:43, 3 Цар. 16:6, 4 Цар. 20:21, 2 Пар. 33:20).

«Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12:4, см. также Дан. 12:1,2, Иов 14:12, 4 Цар. 4:31).

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14, см. также 1 Кор. 15:6).

В соответствии с текстами Священного Писания посмертный сон проходит без сновидений и тревог и уж тем более без наблюдения за происходящим на земле:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5,6,10).

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4, см. также Иов. 3:11,13, Иов 10:21,22, Пл. Иер. 3:6, Пс. 93:17, Откр. 14:13).

Не могут люди в могиле даже прославлять Господа:

«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя (Пс. 6:6).

«Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29:10, см. также Ис. 38:18,19, Пс. 87:11,13, Пс. 113:25, Пс. 142:7, Пс. 145:2).

«Говорит им … Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:11-14).

«Сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала» (Мф. 9:24,25, см. также Мар. 5:39).

«Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) и возводит» (1 Цар. 2:6).

«Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21, см. также Втор. 32:39).

Воскрешения, которые продемонстрировал Иисус, являлись лишь примерами всеобщего предстоящего воскрешения умерших в последний день истории современной земли.

Стоит отметить, что в Библии неоднократно упоминались случаи воскрешения: сын бедной вдовы из Сарепты (3 Цар. 17:17-23); сын женщины Сонамитянки (4 Цар. 4:19-37); человек, коснувшийся костей Елисея (4 Цар. 13:21); Лазарь (Ин. 11:38-44); девица (Мар. 5:38-42); единственный сын вдовы (Лук. 7:11-15); святые после смерти и воскрешения Христа (Мф. 27:52,53); христианка Тавифа (Деян. 9:36-41); юноша Евтих (Деян. 20:9-12); умершие, засвидетельствованные в Евр. 11:35; и Сам Иисус. Все эти герои Священного Писания после воскрешения ничего о посмертном состоянии не рассказывали, а их близкие о потустороннем бытие у них не расспрашивали. Это доказывает, что в те времена никто из верующих даже не думал о посмертном бодрствовании человека.

Историческая справка

Из дошедших до нас исторических свидетельств очевидно, что погребения ранних христиан, в частности катакомбы, во многом повторяли еврейские (см. главу «Мощи Елисея»). Христианские надписи на могилах также повторяли соответствующие еврейские. Так, например, обычные выражения в эпитафиях «Почить в мире», «Спи в мире Господа», «Почи в Боге» дублируют еврейские погребальные формулы: bi-adonai, bi-shalom.

В древних письменах об умерших христианах говорилось, что они после смерти почивают (спят), покоятся. Выше в разделе «Что говорит Библия про День Господень?» в главе «Историческая справка» был приведен отрывок из V тома Церковной истории Евсевия Памфила, из которого хорошо видно отношение первых христиан к смерти.

Стоит отметить, что и сегодня по отношению к умершим во многих странах часто применяют слова покойник, почил, покоится и др.

Источник

Что в аду по библии

Ад (геенна) – 1) замкну­тая про­стран­ствен­ная область, обособ­лен­ное место при­сут­ствия демо­нов, загроб­ного пре­бы­ва­ния и муче­ния душ нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков; после все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых, Страш­ного Суда ад станет местом муче­ния диа­вола, всех его анге­лов и нече­сти­вых людей, не удо­сто­ен­ных рай­ских селе­ний; 2) внут­рен­нее состо­я­ние греш­ни­ков, харак­те­ри­зу­е­мое чув­ством бого­остав­лен­но­сти, оди­но­че­ства и мук; 3) адовы силы — лука­вые духи. (см.: Рай и ад: два места или два состо­я­ния?).

Следуя учению Пра­во­слав­ной Церкви, после посмерт­ного част­ного суда чело­век нахо­дится в состо­я­нии пред­вку­ше­ния вечной радо­сти и бла­жен­ства, или в ожи­да­нии страха вечных муче­ний. Совер­шен­ное бла­жен­ство, как и полные муче­ния, нач­нутся после Страш­ного Суда. До Страш­ного Суда воз­можны изме­не­ния в состо­я­нии душ в аду, осо­бенно бла­го­даря при­не­се­нию за них Бес­кров­ной Жертвы (поми­но­ве­ние на Литур­гии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфес­ский. Неиз­ре­чен­ная бла­гость и чело­ве­ко­лю­бие Божье рас­про­стра­ня­ется и на людей пре­бы­ва­ю­щих в аду. Про­ще­ние грехов после смерти пода­ется по бла­го­дати Божьей при содей­ствии люд­ских молитв.

Поня­тия «Рай» и «ад» могут интер­пре­ти­ро­ваться как резуль­тат дей­ствия нетвар­ной Боже­ствен­ной бла­го­дати. Святые отцы учат, что рай и ад суще­ствуют не как юри­ди­че­ская награда и нака­за­ние со сто­роны Бога, но свя­зы­вают эти поня­тия с поня­ти­ями здра­вия и болезни чело­ве­че­ской души.

Здо­ро­вые, то есть очи­стив­шие свою душу от стра­стей, испы­ты­вают на себе про­све­ща­ю­щее дей­ствие боже­ствен­ной бла­го­дати, испы­ты­вая в ее дей­ствиях бла­жен­ство, опи­са­ние кото­рого пре­вос­хо­дит воз­мож­но­сти чело­ве­че­ского языка. Они соеди­ня­ются с Богом, вос­хо­дят в Бого­по­зна­нии из меры в меру, дости­гают обо­же­ния.

Боль­ные, пре­не­брег­шие очи­ще­нием от стра­стей ощу­щают опа­ля­ю­щее дей­ствие бла­го­дати, ибо они отвергли Боже­ствен­ную любовь, пре­зрели дар про­ще­ния грехов, исце­ле­ния души от стра­стей и позна­ния Бога, эго­и­сти­че­ски замкну­лись в себе самих, не воз­же­лали жизни в соеди­не­нии со Святым Богом. Так нака­заны будут греш­ники не потому, что Бог хочет их поги­бели, но они сами «поги­бают за то, что не при­няли любви истины для своего спа­се­ния» ( 2Сол.2:10 ).

В Библии слово «ад» встре­ча­ется 17 раз.

Будут ли муки греш­ни­ков веч­ными?

В насто­я­щее время учение о конеч­но­сти мук нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков, име­ю­щих быть осуж­ден­ными на гря­ду­щем Страш­ном Суде, имеет немало после­до­ва­те­лей.

В отли­чие от учения Церкви о веч­но­сти адовых муче­ний оно стро­ится не на прямых биб­лей­ских сви­де­тель­ствах ( Мф.25:46 ), а на интер­пре­та­ции кос­вен­ных фактов.

В своё время воз­зре­ние об огра­ни­чен­но­сти «вечных» адских муче­ний отста­и­вал Ориген. Затем сочув­ствие этой идее выра­зил свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский. Впо­след­ствии назван­ное учение нашло себе отклик в умах боль­шого коли­че­ства «веру­ю­щих». В наше время отдель­ные авторы арти­ку­ли­руют его как одно из допу­сти­мых направ­ле­ний хри­сти­ан­ской мысли (см. подроб­нее: Вечны ли адские муки?).

В первую оче­редь кон­цеп­ция об огра­ни­чен­но­сти адских муче­ний стро­и­лась на свое­об­разно истол­ко­ван­ном учении о Боже­ствен­ных свой­ствах. Счи­та­лось, что Все­дер­жи­тель, желая спа­се­ния всем без исклю­че­ния людям, как Все­ве­ду­щий, Любя­щий, Мило­серд­ный и Все­мо­гу­щий, непре­менно найдёт над­ле­жа­щее сред­ство и изба­вит всех без­за­кон­ни­ков от гре­хов­но­сти, после чего введёт их в Небес­ное Цар­ство, при­со­еди­нив к сонму святых.

На совер­шенно чёткое Боже­ствен­ное заве­ре­ние о веч­но­сти буду­щих мук они отве­тили дово­дом, что при­ла­га­тель­ное «вечные» (муки) должно интер­пре­ти­ро­ваться не в смысле «бес­ко­неч­ные», а в зна­че­нии «про­дол­жи­тель­ные», но всё же огра­ни­чен­ные рам­ками вре­мени.

V Все­лен­ский Собор, оценив ори­ге­низм как учение ложное, не соот­вет­ству­ю­щее духу Писа­ния, осудил вместе с тем и гипо­тезу Оригена об огра­ни­чен­но­сти «вечных» муче­ний. Свя­ти­тель же Гри­го­рий Нис­ский, отча­сти под­дер­жав­ший мнение Оригена, не под­вергся осуж­де­нию ни на этом, ни на после­ду­ю­щих Собо­рах. Более того, он был заслу­женно при­знан Все­лен­ской Цер­ко­вью как один из наи­бо­лее выда­ю­щихся цер­ков­ных писа­те­лей. В свою оче­редь неко­то­рым это дало повод думать, что и импо­ни­ро­вав­шая ему идея о конеч­но­сти мук соот­вет­ствует истине.

Между тем, при всём ува­же­нии к авто­ри­тету Нис­ского свя­ти­теля, его част­ное бого­слов­ское мнение об огра­ни­чен­но­сти буду­щих муче­ний было рас­кри­ти­ко­вано целым рядом вели­ких отцов.

В отно­ше­нии сопря­же­ния учения о все­мо­гу­ще­стве и пре­муд­ро­сти Бога с уче­нием о неиз­беж­но­сти все­об­щего спа­се­ния (неза­ви­симо от того, как тот или иной чело­век осу­ществ­ляет свою земную жизнь), отцы Церкви объ­яс­нили, что не Бог, а сам греш­ник, откло­ня­ю­щий себя от пути в Цар­ство Небес­ное, станет винов­ни­ком своих буду­щих бед. И это не войдёт в про­ти­во­ре­чие с совер­шен­ствами Боже­ства.

Что каса­ется интер­пре­та­ции «веч­но­сти» буду­щего века в зна­че­нии не бес­ко­неч­ного, но огра­ни­чен­ного пери­ода, отцы про­ти­во­по­ста­вили этому сооб­ра­же­нию своё: если при­знать буду­щий век за огра­ни­чен­ный, то огра­ни­чен­ным необ­хо­димо будет при­знать и бла­жен­ство святых; но это суж­де­ние прямо про­ти­во­ре­чит сви­де­тель­ству Откро­ве­ния о том, что радо­сти пра­вед­ни­ков не будет конца.

Один из две­на­дцати ана­фе­ма­тиз­мов (вось­мой) из чина тор­же­ства Пра­во­сла­вия, при­знан­ного Цер­ко­вью, ясно ука­зы­вает, что те, кто дер­зают отвер­гать веч­ность муче­ний посмерт­ного воз­да­я­ния, под­ле­жат ана­феме.

В чем будут состо­ять муче­ния греш­ни­ков в аду после Страш­ного Суда?

В отли­чие от ико­но­гра­фи­че­ских обра­зов и книж­ных мини­а­тюр, сло­жив­шихся и утвер­див­шихся на тер­ри­то­рии Руси в XVI-XVII вв., пред­став­ля­ю­щих буду­щие муки греш­ни­ков в свете ярко выра­жен­ного нату­ра­лизма, Святое Еван­ге­лие сооб­щает об адовых муках в куда более сдер­жан­ных, однако не менее про­ник­но­вен­ных сим­во­ли­че­ских формах.

В то время как изоб­ра­же­ния назван­ного пери­ода демон­стри­руют такие ужа­са­ю­щие кар­тины, как пове­ше­ние греш­ни­ков за ребра, хребты, языки, жаре­нье их на адовых вер­те­лах, уязв­ле­ние змеями, изби­е­ние демо­нами посред­ством моло­тов, коло­ту­шек, горе­ние в огнен­ной реке, Еван­гель­ские сим­волы в основ­ном сво­дятся к огню неуга­си­мому ( Мк.9:44 ), червю неуми­ра­ю­щему ( Мк.9:46 ), тьме кро­меш­ной, внеш­ней ( Мф.8:12 ), плачу и скре­жету зубов ( Мф.25:30 ).

В дей­стви­тель­но­сти ни Еван­ге­лие, ни Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия не пред­по­ла­гает бук­валь­ной, грубо-чув­ствен­ной интер­пре­та­ции этих обра­зов. Именно поэтому они и назы­ва­ются сим­во­ли­че­скими, что, впро­чем, не делает их менее страш­ными, ведь так или иначе речь идёт о вечных адовых муках.

Рас­кры­вая Еван­гель­ские сим­волы, свя­то­оте­че­ское бого­сло­вие пред­став­ляло их в таком свете: под горе­нием в огне сле­дует под­ра­зу­ме­вать угры­зе­ния сове­сти, под червем — про­яв­ле­ние неувра­че­ван­ных стра­стей, под тьмой внеш­ней — бого­остав­лен­ность, а под скре­же­том зубами — оже­сто­че­ние, вызван­ное недо­стат­ком или отсут­ствием любви.

При этом, конечно, и само поло­же­ние греш­ни­ков, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее тесное сосед­ство с омер­зи­тель­ными демо­нами, будет являться одним из ост­рей­ших фак­то­ров мук. Кроме того муче­ние греш­ни­ков будет отя­го­щаться и тем пони­ма­нием, что оно не завер­шится ни через сто, ни через тысячи лет. (см.: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду?)

Если ад, согласно утвер­жде­нию свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, упразд­нен бла­го­даря победе Христа, то не значит ли это, что ада, как места посмерт­ного пре­бы­ва­ния греш­ни­ков, больше не суще­ствует?

В огла­си­тель­ном слове свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на Святую Пасху дей­стви­тельно выра­жена мысль, кото­рую иногда пони­мают в том смысле, что ада, как осо­бого места муче­ний греш­ни­ков, больше не суще­ствует, так как он «упразд­нился», «был пору­ган», «умерт­вился» и «был связан» в резуль­тате победы Христа (см.: Слово огла­си­тель­ное на Святую Пасху).

Однако такая интер­пре­та­ция слов свя­ти­теля не под­твер­жда­ется ни дог­ма­ти­че­ским уче­нием Церкви, ни ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­цией, ни литур­ги­че­ской прак­ти­кой. Хотя ад и дей­стви­тельно был побеж­ден Иску­пи­те­лем, и в этом нельзя сомне­ваться, однако это не озна­чает, что его больше нет.

С побе­дой Мессии над адом он пере­стал быть неиз­беж­ным местом посмерт­ного оби­та­лища душ усоп­ших, но не пере­стал суще­ство­вать. Души нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков сходят во ад и поныне, в связи с чем, соб­ственно, веру­ю­щие, молясь за усоп­ших, просят Бога: «преше́дшую ду́шу во а́дово дно не отри́ни» (После­до­ва­ние по исходе души от тела).

Доба­вим, что с побе­дой Христа изме­ни­лись и неко­то­рые усло­вия пре­бы­ва­ния греш­ни­ков в аду: по край­ней мере многие из нынеш­них оби­та­те­лей ада полу­чают отраду бла­го­даря молит­вам за них со сто­роны ближ­них; а часть греш­ни­ков, по молит­вам Церкви, имеет воз­мож­ность обре­сти про­ще­ние и насле­до­вать Цар­ство Божье.

Именно в этом смысле и сле­дует пони­мать слова Иоанна Зла­то­уста.

Важно понять, что вечные муки – не кара раз­гне­ван­ного Боже­ства, а итог внут­рен­него само­опре­де­ле­ния чело­века.
Вале­рий Духа­нин

…Что без­рас­суд­нее или безум­нее, как гово­рить: «Довольно для меня избе­жать геенны; а чтобы войти в Цар­ство, о том не забо­чусь». Избе­жать геенны уже значит войти в Цар­ство, равно как лишиться Цар­ствия значит идти в геенну. Писа­ние не гово­рит нам о трех стра­нах. Но что же гово­рит? Когда же при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский во славе Своей… и поста­вит овец по правую Свою сто­рону, а козлов – по левую ( Мф.25:31,33 ).
Не сказал о трех чинах, но один чин справа, а другой слева, и отде­лил пре­делы их, по селе­ниям их, сказав: пойдут сии, то есть греш­ники, в муку вечную, а пра­вед­ники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ), и пра­вед­ники вос­си­яют, как солнце ( Мф.13:43 ).
пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

Не Бог винов­ник ада и вечных в нем муче­ний, а сами греш­ники. Не будь нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков, и ада не будет. Гос­подь очень желает, чтоб не было греш­ни­ков, за тем и на землю при­хо­дил. Если Он желает без­греш­но­сти, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сго­во­римся и уни­что­жим ад без­греш­но­стью. Гос­подь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поосте­регся попасть туда.
свя­ти­тель Феофан Затвор­ник

Ад невоз­можно сде­лать при­вле­ка­тель­ным, поэтому дьявол делает при­вле­ка­тель­ной дорогу туда.
свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий

Держи ум твой во аде, и не отча­и­вайся.
старец Силуан Афон­ский

Ад воз­му­щает совесть, поскольку мы пред­став­ляем себе жизнь в аду, жизнь, обре­чен­ную на бес­ко­неч­ные муче­ния. Но именно жизни в аду нет, есть только бес­ко­неч­ная и вечная смерть; а смерти там некого жалить, потому что в аду нет живого. Оттого и ска­зано: «Смерть! где твое жало? ад, где твоя победа?» ( Ос.13:14 ); ( 1Кор.15:55 ). Ад суще­ствует вечно не как состо­я­ние какой-либо муча­щейся жизни, а именно как «вос­кре­ше­ние суда», т. е. именно как акт окон­ча­тель­ного отде­ле­ния от жизни, коему пра­вед­ным судом Божиим суж­дено на веки его необ­хо­ди­мое послед­ствие – логи­че­ское и жиз­нен­ное – смерть. Ад не есть какое-либо суб­стан­ци­аль­ное бытие, чрез само себя суще­ству­ю­щее. Он суще­ствует лишь чрез Божий суд и в этом суде; сам же в себе он пуст и при­зра­чен. В нем есть бес­пре­дель­ное стра­да­ние. Но не забу­дем, что это – стра­да­ние не того, что живет вечно, а того, что неко­гда жило, стра­да­ние, не совер­ша­ю­ще­еся во вре­мени и не пре­бы­ва­ю­щее в сверхвре­мен­ной дей­стви­тель­но­сти (ибо в аду нет ничего сверхвре­мен­ного), а стра­да­ние, уже совер­шив­ше­еся в тот послед­ний роко­вой миг, когда данное суще­ство своим пре­ступ­ле­нием и пра­вед­ным Божиим судом навсе­гда извер­жено во «тьму внеш­нюю».
Веч­ность ада есть веч­ность мига. Не живший во Христе во вре­мени, в конце времен на веки изверг­нут «во тьму внеш­нюю», в сферу, абсо­лютно чуждую Христу и, стало быть, чуждую жизни. Перед очами Все­е­ди­ного вечно дей­стви­те­лен этот реша­ю­щий миг со всей его бес­пре­дель­ной мукой. Мне кажется, что в этом смысле и должно разу­меть тот «огнь вечный», о кото­ром гово­рит Еван­ге­лие. Но, с другой сто­роны, этот миг, вечно памят­ный, навеки забыт, ибо ад остав­лен за бытием. Нет реаль­ного суще­ства, кото­рое в нем мучится, – есть только мяту­щи­еся при­зраки.
Евге­ний Тру­бец­кой «Смысл жизни»

Дорога в ад спус­ка­ется полого.
Клайв Льюис

Для того, чтобы попасть в ад, не всегда нужны благие наме­ре­ния: иногда доста­точно просто оста­ваться самим собой.
прот. Максим Козлов

Самое печаль­ное, когда люди видят в Боге угрозу — как будто Он только и ищет пред­лога вверг­нуть их в ад. В реаль­но­сти дело обстоит ровно наобо­рот — это чело­век только и ищет загнать себя в ад, Бог только и ищет того, как его пере­хва­тить по дороге.
Сергей Худиев

Говорю же, что мучи­мые в геенне пора­жа­ются бичом любви. И как горько и жестоко это муче­ние любви! Любовь силою своею дей­ствует двояко: она мучит греш­ни­ков и весе­лит собою соблюд­ших долг свой. И вот, по моему рас­суж­де­нию, таково геенн­ское муче­ние, — оно есть рас­ка­я­ние.
прп. Исаак Сирин

Не может Бог не быть,
И все в огне Его любви, и огнь
Один для всех; но аду Бог есть ад.
С.С. Аве­рин­цев

Почему суще­ствует ад?

Один из самых есте­ствен­ных вопро­сов сомне­ва­ю­ще­гося – почему суще­ствует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обре­кает греш­ни­ков на вечные муче­ния?

Ответ, на этот кажу­щийся нераз­ре­ши­мым вопрос, на самом деле не так сложен. Самое глав­ное здесь вот что: хри­сти­ан­ство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что суще­ствует ад. Нет, ад – темное цар­ство мерт­вых – изве­стен почти всем дохри­сти­ан­ским куль­ту­рам. Своим же Вос­кре­се­нием Хри­стос открыл людям тайну жизни, а не смерти – тайну Рая.

К сожа­ле­нию, наши пред­став­ле­ния об аде и рае далеки от хри­сти­ан­ских. Слово “ад” у многих совре­мен­ни­ков вызы­вает в памяти кар­тинки из жур­нала “Кро­ко­дил” совет­ских времен: ско­во­родки, бока кото­рых жадно лижут языки адского пла­мени; греш­ники, стра­да­ю­щие в кипя­щем масле на этих ско­во­род­ках, и рога­тые черти, неми­ло­сердно тыча­щие греш­ни­ков. Смею утвер­ждать, что кар­тины эти, при всей своей нагляд­но­сти, имеют мало общего с хри­сти­ан­ским пони­ма­нием вечных мук.

И если гово­рить об обра­зах, то я бы пред­ло­жил обра­титься к… совре­мен­ному оте­че­ствен­ному кино! В одной из послед­них картин Вале­рия Тодо­ров­ского “Страна глухих” есть сцена, пре­красно пере­да­ю­щая хри­сти­ан­ский нерв ощу­ще­ния ада.

Для тех, кто не видел фильм, поясню: глав­ная геро­иня – моло­дая девушка. Ее люби­мый парень – азарт­ный игрок – должен огром­ную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка соби­рает для люби­мого необ­хо­ди­мую сумму, но он (игрок же!) перед тем как вер­нуть долг, решает еще раз попы­тать сча­стья. И… вновь про­иг­ры­вает все до копейки.

А дальше потря­са­ю­щая по силе и про­ник­но­вен­но­сти сцена: ни одного упрека, ни одного слова обви­не­ния, все, что пыта­ется сде­лать девушка – это успо­ко­ить люби­мого. Она гово­рит, что он не должен рас­стра­и­ваться, что деньги – это не глав­ное, что она еще зара­бо­тает. Глав­ное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.

В ответ парень “взры­ва­ется” и начи­нает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может нахо­диться рядом с ней, что ему больно от осо­зна­ния того, что он – послед­няя сво­лочь – про­иг­рал зара­бо­тан­ные ею деньги, а в ответ от нее – ни слова упрека, а только обе­ща­ние любить его, что бы он ни натво­рил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою под­лость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБ­РОТЫ, и он ее про­го­няет.

Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬ­НЕЕ. Про­гнав люби­мую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь – одна и на всю жизнь. Но, согла­си­тесь, трудно в этой ситу­а­ции обви­нить девушку, упрек­нуть ее в том, что именно она обре­кает парня на муче­ния…

Этот образ, на мой взгляд, вполне по-хри­сти­ан­ски опи­сы­вает ощу­ще­ния души греш­ника, встре­ча­ю­щей Бога – Того, Кто есть Любовь. Любовь, кото­рая обжи­гает, но без кото­рой нет жизни. Так чело­век, про­си­дев­ший долгое время в темной ком­нате и отка­зы­вав­шийся выхо­дить к свету, неиз­бежно слеп­нет, когда сол­неч­ные лучи впер­вые каса­ются его лица. И кто вино­ват, что на посто­ян­ный призыв выйти на улицу, к свету, он отве­чал отка­зом. А глаза, тем вре­ме­нем, поте­ряли спо­соб­ность вос­при­ни­мать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам чело­век обре­кает себя на вечную тьму, вечное муче­ние.

И все же – повторю еще раз – хри­сти­ан­ство – это Благая Весть (греч. Еван­ге­лие) о Жизни, а не смерти. И все, что тре­бу­ется от нас, это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.

Притча. Три часа в аду

Как-то раз один боль­ной утра­тил тер­пе­ние и стал про­сить Гос­пода изба­вить его от нестер­пи­мых болей. Страж­ду­щему явился Божий Вест­ник и сказал:

– Необ­хо­димо, чтобы ты прожил на земле еще один год, дабы твоя душа очи­сти­лась болез­нью. Если тебе это кажется труд­ным, то Пре­бла­гой Гос­подь дает тебе воз­мож­ность взамен про­ве­сти три часа в аду. Итак, выби­рай.

– Я пред­по­чи­таю про­ве­сти три часа в аду, – не заду­мы­ва­ясь, отве­тил боль­ной, пола­гая, что год испы­та­ний на земле мучи­тель­ней.

Поме­стив душу боль­ного в ад, Ангел сказал:

– Через три часа я вер­нусь.

Ока­зав­шись один, несчаст­ный испу­гался. Со всех сторон доно­си­лись ужа­са­ю­щие крики и вопли. В тем­ноте он раз­ли­чил муча­щихся и горя­щие глаза бесов. Прошло время. Боль­ной ждал появ­ле­ния Ангела с минуты на минуту, но тот все не при­хо­дил. Ему пока­за­лось, что прошел уже целый век. Утра­тив всякую надежду на спа­се­ние, несчаст­ный начал сто­нать и рыдать. Но вот чудес­ный образ Ангела снова пока­зался в аду.

– Что с тобой, чело­век? – спро­сил он.

– Я не знал, что Ангелы лгут, – про­шеп­тал полу­мерт­вый боль­ной. – Ты обещал забрать меня через три часа, а прошел целый век нестер­пи­мых муче­ний.

– О чем ты гово­ришь, чело­век? Прошел всего лишь один час, и ты должен про­быть здесь еще два.

– Нет! – взмо­лился тот. – Я больше не выдержу! Забери меня отсюда. Пусть лучше я буду годами мучиться на земле!

– Пусть будет по-твоему, – согла­сился Ангел. – Пре­бла­гой Гос­подь сми­ло­сти­вится над тобой.

С этими сло­вами боль­ной очнулся и с радо­стью увидел, что снова нахо­дится на своем одре. Мило­серд­ный Гос­подь да дарует нам силы с тер­пе­нием, без ропота пере­но­сить все жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства. А когда наших сил будет недо­ста­точно, пусть под­дер­жит нас и укре­пит наш доро­гой Ангел Хра­ни­тель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *