Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни? (Уроки по литературе)

ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Свинья под дубом; Размышляем о прочитанном; стр. 65, упр. 1.

В реальной жизни обычная деревенская свинья действительно может лежать под каким-нибудь дубом, на котором сидит ворон. Однако всё остальное в басне — это как раз аллегория и иносказание, ведь в реальности мы не можем встретить говорящих животных и тем более растений. Такая фантастическая ситуация придумана баснописцем специально для того, чтобы показать, как неразумно порой ведут себя люди, не старающиеся понять, откуда проистекают те блага, которые у них есть.

Аллегорией и иносказанием является в этой басне всё, за исключением собственно свиньи, дуба и ворона как обыкновенных животных и растения.

Картину того, как свинья лежит под деревом, а на самом дереве сидит птица, можно наблюдать в любой деревне. Но в басне это не просто свинья, дуб и ворон. Это полноценные персонажи литературного произведения. Недаром И. А. Крылов пишет имя каждого их них с заглавной буквы — Свинья, Дуб, Ворон. В этом-то и заключается мудрость басни — за свиньёй, дубом и вороном на самом деле скрываются люди, которым свойственно определённое поведение.

Я считаю, что в жизни может часто встречаться ситуация, когда под дубом прохлаждается свинья, а на дубе сидит ворон. Но в реальности эти животные и дерево никогда бы не смогли вести между собой беседу. Здесь и кроется, по моему мнению, аллегория, т. е. иносказательный смысл — свинья, дуб и ворон на самом деле символизируют людей и показывают нам некрасивое поведение тех из них, которые, беспокоясь лишь о личных благах, даже при этом не задумываются, откуда эти блага к ним приходят.

В реальной жизни свинья может есть жёлуди, лежать под дубом, подкапывать его корни. На дубе же может расположиться какая-нибудь птица, например, ворон. На этом пересечение с реальностью завершается, ведь всё остальное в басне — это аллегория, иносказание. Свинья здесь является образом недалёкого, неблагодарного человека, увлечённого лишь сиюминутной выгодой и не задумывающегося о последствиях собственных поступков. Корни дуба обозначают источник какого-либо блага, например, пропитания. Наконец, дуб и ворон олицетворяют мудрых людей, взывающих к разуму и совести свиньи.

В повседневной жизни свинья вполне может питаться плодами дуба, спать под ним и подкапывать его корни. А на дубе вполне может восседать ворон. Но задумка И. А. Крылова состоит не в том, чтобы нарисовать столь типичную сцену загородной жизни. Его замысел неизмеримо более глубок. И животные, и растение изображают здесь людей. Свинья — эгоистичного невежду, который не приучен думать о последствиях своих действий и ценить имеющиеся у него блага, а дуб и ворон — мудрых людей, несущих добро и стремящихся наставить невежду на путь истинный. Дуб также выступает здесь как источник пропитания и других благ.

Мне кажется, что в свете изменений, которые сегодня стремительно происходят в природе, басню можно толковать и в более узком смысле — экологическом. Тогда свинья олицетворяет здесь современного человека, который нещадно и без должного уважения эксплуатирует природу, не задумываясь о том, что она является его кормилицей и что ресурсы её не безграничны.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 7 октября 2021 г.

Крылов И. «Свинья под дубом». Ответы на вопросы учебника для 5 класса

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 64-65

Фонохрестоматия

1. Передал ли актёр авторское отношение к персонажам, действующим лицам басни? Какими исполнительскими средствами?

Мне кажется, что актёр очень хорошо передал авторское отношение к героям басни.

Свинья в его исполнении говорит противным, визгливым голосом. Она посмеивается. Она не слушает умных советов.

Ворон говорит убедительно, неторопливо, пытаясь образумить свинью, донести до неё вред её действий.

Дуб говорит протяжно, с тоской и упрёком. Ему больно, и эту боль пытается передать актёр. Так передаётся жалость автора к дубу.

Размышляем о прочитанном

1. Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

В этой басне мы встречаем олицетворение: свинья, дуб, ворон говорят.

Также мы видим аллегорию. Свинья обозначает в басне невежду, глупого, самодовольного человека.

Дуб представляет умного, учёного человека, который стыдит свинью-невежду.

Ворон также представляет человека, который пытается образумить невежду.

В жизни свинья действительно могла наесться желудей и начать рыть корни дуба. Свиньи любят желуди и любят рыть землю.

Но ворон не стал бы разговаривать со свиньей, а дуб не стал бы возмущаться.

3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

Мораль заключается в последних четырёх строчках басни:

Примеры использования морали басни «Свинья под дубом»

Литература и изобразительное искусство

1. Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше, почему?

В учебнике нам представлена иллюстрация к басне художника Г. Куприянова. Мне также известны иллюстрации Евгения Рачева, А. Лаптева, Н. Богатова.

Больше всего мне понравилась иллюстрация Евгения Рачева, потому что художник сумел раскрыть аллегоричность басни. Он изобразил свинью в виде толстого барина в халате и с трубкой, который лежит под дубом. У свиньи-барина скучающий, сытый взгляд, он пышет равнодушием. Ворон на дубе также одет в костюм и изображает умного, образованного человека, пытающегося достучаться до разума свиньи.

2. Нарисуйте иллюстрацию к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

Я бы нарисовала спящую под дубом довольную свинью. Она толстая и розовая. Над ней высится дуб. Его можно нарисовать с глазами и ртом. Он возмущён и поражён действиями свиньи. Рядом кружится ворон, разводящий руки-крылья.

Источник

Анализ басни «Свинья под дубом»

Басня

Краткое содержание

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Иллюстрация Е. Рачёва

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете «Северная пчела» за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель — побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Источник

Басня «Свинья под дубом», какой аллегорический смысл, в чём аллегория?

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

В басне «Свинья под дубом» в образе Свиньи иносказательно описывается недалёкое и неблагодарное человекоподобное (даже выражение «свинья под дубом» обозначает человека неблагодарного и глупого), не соображающее, что оно пользуется плодами того, что оскорбляет.

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Пример анализа басни И.А.Крылова «Свинья под дубом»:

Олицетворения в басне: свинья олицетворяет власть, царя и помещиков, купающихся в роскоши, в то время как голодный народ, которого олицетворяет могучий дуб-кормилец, погибает. Глупая власть не может понять, что своими действиями она рубит сук, на котором сидит, недовольство народа погубит ее саму. Ворон олицетворяет мудрость, здравый смысл.

Главная мысль надо быть благодарным, щедрым, дальновидным, думать о других, а не только о своем благе и своей выгоде, забоится о тех, кто тебя кормит. Власть должна умерить свои аппетиты и думать о народе.

Аллегорический смысл басни «Свинья под дубом» заключается в том, что глупые и думающие лишь о своем благе и сегодняшнем дне люди разрушают своими недальновидными действиями свое же завтра. Царь и дворянство, угнетая кормящий их народ, готовили себе же погибель.

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Басня «Свинья под дубом» известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова весьма поучительна.

Свинья наелась желудей под дубом, даже не подумав, откуда они там взялись. Плотно перекусив, хрюшка заснула прямо там же.

Отдохнув, она стала подрывать корни дерева ее накормившего. Напрасно мудрый ворон пытался остановить хавронью, на его слова она просто не обращала никакого внимания.

Ей было все равно, что корни дуба оголятся и дерево может погибнуть.

Не выдержал тут дуб, предложил свинье поднять пятачок вверх и посмотреть, откуда столь любимые ею жёлуди берутся.

Басня высмеивает и осуждает черную неблагодарность и безразличие ко всему, кроме себя.

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Поскольку басня Крылова «Свинья под дубом» небольшая, привожу ее здесь полностью:

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

В этой басне три персонажа: свинья, дуб и ворон. Свинья, которая не способна увидеть дальше своего носа, ассоциируится с ленивым и невежественным человеком. Особенностью свиней является то, что они не могут поднимать голову вверх, не способны на это. Вот и человек бывает таким, который не только не хочет ничего слушать и знать, но и теряет способность к этому.

Ворон, который пытается вразумить свинью, но по своей наивности не понимает, что свинья его не поймет.

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Это то, что в человеческом обществе невежды бранят «науки и ученье», а сами пользуются плодами «ученых трудов».

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Проанализировав басню понимаем, что автор высмеивает таких людей, которые не видят дальше своего носа и могут с беспечностью вредить тому, что приносит им же пользу.

Лично меня позабавила эта басня, ведь в жизни действительно встречаются такие люди.

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Наверное, не зря И.А.Крылов для высмеивания самых неприглядных пороков человека избрал именно свинью-уж очень много неприглядного скрывается в русско языке за этим словом.И в басне этой осуждается и лень, и невежество, неспособность видеть дальше и выше (свиньи не способны смотреть вверх) собственного носа, пренебрежение мнениями и интересами других(даже если они тебя кормят).

Источник

Какова мораль басни «Свинья под дубом» И.А.Крылова

Содержание:

Произведение нравоучительно, есть в нем и социальная заостренность, сходный сюжет можно отыскать и у Эзопа. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт.

Анализ морали басни «Свинья под дубом»

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

Басня «Свинья под Дубом» была написана И.А. Крыловым в 1823 г., впервые опубликована в «Северной пчеле» в 1825 г. Данный сюжет разрабатывался в басне Эзопа «Путники и платан»: «Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: «А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!» Ответил им платан: «Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей тенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!» — Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят».

Также этот сюжет присутствует в басне Г.Э. Лессинга «Дуб и свинья». К этой же теме обращались и русские баснописцы, в том числе анонимные. Существует версия, что «скрытый адресат» басни — профессор, историк и литературный критик М.Т. Каченовский.

Аллегория басни «Свинья под дубом»

Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Смотреть картинку Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Картинка про Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом. Фото Что в басне аллегорического иносказательного свинья под дубом

В этой басне, используя прием олицетворения и гротеска, Крылов аллегорически противопоставляет невежество и истинное просвещение. Персонажами басни становятся свинья, ворон и дуб. Главной героиней выступает Свинья. В ее поступках и рассуждениях проявляются такие качества, как лень, обжорство, глупость, неблагодарность, невежество.

Все ее поведение определяется чисто животными инстинктами: «наелась желудей досыта, до отвала», «выспалась», «глаза продравши, встала». Перечисляя внешние действия, автор подчеркивает отсутствие у Свиньи каких-либо интересов, стремлений. Она воплощает у Крылова самые низменные человеческие инстинкты. Наевшись и выспавшись, Свинья начинает подрывать корни у Дуба. Причем вряд ли она сама может объяснить, зачем это делает. Рыть землю — это еще один животный инстинкт.

Свинью пытается вразумить Ворон. И этот образ у Крылова не случаен. Ворон — вещая, мудрая, ученая птица, несущая пророчества. Пытаясь остановить свинью, он приводит логические доводы:

Ей с Дубу Ворон говорит, —

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.

Однако она остается безучастной к доводам Ворона:

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.

Затем в разговор включается и сам Дуб. Автор называет его вековым. Дуб в русской литературе всегда являлся символом долголетия и крепости жизни. В данном случае это значение уточняется: Дуб здесь воплощает вековой человеческий опыт, все положительное, доброе, культурное, накопленное людьми за много лет. Он также приводит свинье логические доводы:

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут.

Однако в этом-то все и дело — Свинья не может «поднять рыло», оторваться от земли. В этом контексте слова Дуба у Крылова становятся символическими. Этот персонаж хочет донести до Свиньи простую истину: если ты не хочешь развиваться, совершенствоваться, узнавать новое и накапливать лишенный опыт, то ты изживешь сам себя.

Фактически в сюжете басни здесь разворачивается поговорка: «рубить сук, на котором сидишь».

Мораль басни заключается последних строках ее:

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Воссоздавая манеру живого разговора, Крылов использует фразеологизмы: «глаза продравши», «вкушает их плоды». Мы находим разговорные слова и выражения («жирею», «до отвала», «проку мало», «примолвил», «рыло»), устаревшую форму деепричастия («продравши»).

Мораль басни «Свинья под дубом» И.А.Крылова заключается в том, что благодарность – неблагодарность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *