Что в басне является иносказанием а что могло бы происходить в реальности
Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни? (Уроки по литературе)
ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Свинья под дубом; Размышляем о прочитанном; стр. 65, упр. 1.
В реальной жизни обычная деревенская свинья действительно может лежать под каким-нибудь дубом, на котором сидит ворон. Однако всё остальное в басне — это как раз аллегория и иносказание, ведь в реальности мы не можем встретить говорящих животных и тем более растений. Такая фантастическая ситуация придумана баснописцем специально для того, чтобы показать, как неразумно порой ведут себя люди, не старающиеся понять, откуда проистекают те блага, которые у них есть.
Аллегорией и иносказанием является в этой басне всё, за исключением собственно свиньи, дуба и ворона как обыкновенных животных и растения.
Картину того, как свинья лежит под деревом, а на самом дереве сидит птица, можно наблюдать в любой деревне. Но в басне это не просто свинья, дуб и ворон. Это полноценные персонажи литературного произведения. Недаром И. А. Крылов пишет имя каждого их них с заглавной буквы — Свинья, Дуб, Ворон. В этом-то и заключается мудрость басни — за свиньёй, дубом и вороном на самом деле скрываются люди, которым свойственно определённое поведение.
Я считаю, что в жизни может часто встречаться ситуация, когда под дубом прохлаждается свинья, а на дубе сидит ворон. Но в реальности эти животные и дерево никогда бы не смогли вести между собой беседу. Здесь и кроется, по моему мнению, аллегория, т. е. иносказательный смысл — свинья, дуб и ворон на самом деле символизируют людей и показывают нам некрасивое поведение тех из них, которые, беспокоясь лишь о личных благах, даже при этом не задумываются, откуда эти блага к ним приходят.
В реальной жизни свинья может есть жёлуди, лежать под дубом, подкапывать его корни. На дубе же может расположиться какая-нибудь птица, например, ворон. На этом пересечение с реальностью завершается, ведь всё остальное в басне — это аллегория, иносказание. Свинья здесь является образом недалёкого, неблагодарного человека, увлечённого лишь сиюминутной выгодой и не задумывающегося о последствиях собственных поступков. Корни дуба обозначают источник какого-либо блага, например, пропитания. Наконец, дуб и ворон олицетворяют мудрых людей, взывающих к разуму и совести свиньи.
В повседневной жизни свинья вполне может питаться плодами дуба, спать под ним и подкапывать его корни. А на дубе вполне может восседать ворон. Но задумка И. А. Крылова состоит не в том, чтобы нарисовать столь типичную сцену загородной жизни. Его замысел неизмеримо более глубок. И животные, и растение изображают здесь людей. Свинья — эгоистичного невежду, который не приучен думать о последствиях своих действий и ценить имеющиеся у него блага, а дуб и ворон — мудрых людей, несущих добро и стремящихся наставить невежду на путь истинный. Дуб также выступает здесь как источник пропитания и других благ.
Мне кажется, что в свете изменений, которые сегодня стремительно происходят в природе, басню можно толковать и в более узком смысле — экологическом. Тогда свинья олицетворяет здесь современного человека, который нещадно и без должного уважения эксплуатирует природу, не задумываясь о том, что она является его кормилицей и что ресурсы её не безграничны.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Суррикат Мими
Лучший ответ:
Суррикат Мими
1) Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не могут говорить. В реальности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корешки у дуба.
2) Крылов обрисовывает Свинью без симпатии. Свинья глуповатая, несведущая, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она задумывается только о своем наслаждении.
3) Мораль басни заключена в последних 4 строках:
Не венда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный ученик не желает обучаться, ругает школу и учебу, но не осознает, что он пользуется тем, что изготовлено при помощи науки.
4) Я согласен с тем, что в этой басне настоящее просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве гласит позиция свиньи, которая в безразличии не вожделеет осознать, откуда берутся желуди:
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
1) Главные герои басни — Ворона и Лисица.
Мораль басни заключена в первых 3-х строчках:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком.
2) Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела. У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости. Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми.
Иносказание
В широком смысле иносказание понимается как фундаментальная особенность искусства и, в частности, художественной речи, благодаря которой, например, лиса в басне или сказке предстаёт отнюдь не животным, а Базаров в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — не только как индивидуум с уникальными биологическими и психологическими чертами:
Так и поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нем непосредственно заключено. Таким образом поэзия есть всегда иносказание, ἀλληγορία в обширном смысле слова.
В узком смысле иносказание отождествляют с аллегорией и аналогичными приёмами, когда одно явление или предмет изображается и характеризуется через другое, явственно отличное от него:Аллегория — иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.
* Эзопов язык — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль.
Ирония — противоречие истинного смысла используемым словам.«»ÂừṙỡИносказательными могут быть целые произведения — басни, сказки, рассказы (например, В. М. Гаршина) романы (например, «Остров пингвинов» Анатоля Франса или «Война с саламандрами» Карела Чапека)..
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Оформление цитат в Википедии описано на странице Википедия:Цитирование.Цита́та — дословная выдержка из какого-либо текста.
Исследовательская работа «Мораль в баснях И. А. Крылова»
Чему учат басни И. Крылова
Крылов, известный баснописец, очень умело творил в этом жанре. Его коротенькие, но весьма поучительные басни, будет полезно прочитать любому человеку, независимо от возраста. Автор, органично используя образы животных вместо людей, дарит читателю ценные моральные уроки. В чем же они заключаются? Ответ простой: литература учит жить и басни не являются исключением. Благодаря этим небольшим текстам, можно сделать для себя выводы об окружающей реальности:
В басне все построено на противоположностях. Автор специально играет на контрасте, чтобы просто и доступно подвести читателя к основной идее, к раскрытию морали. Крылов в своих баснях говорит обо всех вышеизложенных проблемах. Он противопоставляет характеры и сущности разных людей (скрытых под образами животных) и проводит между ними параллели.
Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси
Басня — это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня — это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.
В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.
К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.
Мораль басни И. Крылова «Орел и пчела»
В этой басне показаны два абсолютно разных представителя животного мира. Орел – сильный и высокомерный, гордый тем, что летает высоко в небе и наводит страх на других животных. Вся его сила и уважение построены именно на страхе. Пчела же, маленькая и проворная, каждый день облагораживает свои соты, тяжело трудясь. Орел упрекает пчелу в том, что ее труд бесполезный для нее самой, что таких пчел, как она, много и ее работы никто не заметит. Пчела отвечает Орлу, что трудится не для своей выгоды, а на благо общего дела, которое принесет свои плоды.
Мораль заключается в том, что люди из разных слоев общества видят мир по-разному. Кто-то не хочет трудится для общего блага, только хвастается собой и своим высоким положением. Другой ежедневно работает, пытаясь быть полезным, вкладывая силы и старания в общее дело. Именно такой человек может добиться почета окружающих и крепкого положения в обществе.
Басня «Обоз» — для детей или взрослых?
В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.
Басня — это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.
План сочинения
Сочинение про басни Крылова в 5 классе имеет вид небольшого эссе. Работа строится по следующему (примерному плану):
Сочинение в 5 классе о баснях дарит большой простор для творчества и рассуждений. Это отличный способ развить у детей умение анализировать информацию, видеть тайный смысл в историях, переносить ситуации из сказок в реальную жизнь и извлекать из них важные уроки.
Басни, показывая наш мир со стороны, учат различать добро и зло, глупость и мудрость, подлость и обман, истину и ложь.
По желанию педагога можно сделать задание еще интереснее и предложить школьникам сочинить собственную поучительную историю.
Мельник
0 У Мельника вода плотину прососала; Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить; А течь день ото дня сильнее становится: Вода так бьёт, как из ведра. «Эй, Мельник, не зевай! Пора, Пора тебе за ум хватиться!» А Мельник говорит: «Далёко до беды, Не море надо мне воды, И ею мельница по весь мой век богата». Он спит, а между тем Вода бежит, как из ушата. И вот беда пришла совсем: Стал жернов, мельница не служит. Хватился Мельник мой: и охает, и тужит, И думает, как воду уберечь. Вот у плотины он, осматривая течь, Увидел, что к реке пришли напиться куры. «Негодные! — кричит, — хохлатки, дуры! Я и без вас воды не знаю где достать; А вы пришли её здесь вдосталь допивать». И в них поленом хвать! Какое ж сделал тем себе подспорье? Без кур и без воды пошёл в свое подворье. ________ Видал я иногда, Что есть такие господа (И эта басенка им сделана в подарок), Которым тысячей не жаль на вздор сорить, А думают хозяйству подспорить, Коль свечки сберегут огарок, И рады за него с людьми поднять содом. С такою бережью диковинка ль, что дом Скорёшенько пойдет вверх дном? 1821 0 Был у крестьянина Осёл, И так себя, казалось, смирно вёл, Что мужику нельзя им было нахвалиться; А чтобы он в лесу пропасть не мог — На шею прицепил мужик ему звонок. Надулся мой Осёл: стал важничать, гордиться (Про ордена, конечно, он слыхал), И думает, теперь большой он барин стал; Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком). Сказать вам должно наперёд: В Осле не много чести было; Но до звонка ему всё счастливо сходило: Зайдёт ли в рожь, в овёс иль в огород, — Наестся досыта и выйдет тихомолком. Теперь пошло иным всё толком: Куда ни сунется мой знатный господин, Без умолку звенит на шее новый чин. Глядит: хозяин, взяв дубину, Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка, Ослу колом ворочает бока. Ну, так, что бедный наш вельможа До осени зачах, И кости у Осла остались лишь да кожа. ___________ И у людей в чинах С плутами та ж беда: пока чин мал и беден, То плут не так ещё приметен; Но важный чин на плуте, как звонок: Звук от него и громок и далёк. 1829-1830
Образцы работ
Обычно дети любят читать басни, потому что они написаны живым языком и имеют интересный, часто сказочный сюжет. При этом очень легко понять их поучительный характер и мораль. Чтобы написать сочинение, можно предварительно познакомиться с образцами школьных работ.
Почему я люблю басни
С детства я буквально зачитывалась баснями Крылова. Мне очень нравятся эти остроумные и поучительные истории про животных, которые ведут себя совсем как люди. Я считаю, что басни имеют огромное значение в нашей жизни. Это не просто развлечение — с помощью иносказания (этот литературный прием называется эзопов язык) автор обличает человеческие пороки, такие как жадность, глупость, лень, хитрость, коварство, хвастовство, жадность, эгоизм.
Я прочитала очень много басен Крылова:
Одной из моих любимых историй является «Ворона и Лисица». В ней повествуется о том, как ворона раздобыла где-то кусочек сыра и, усевшись на ветке, хотела с удовольствием позавтракать лакомством. Но мимо пробегала хитрая лисица, которая учуяла сыр и решила выманить его у глуповатой птицы. Лисица начала осыпать ворону комплиментами, восхищаться ее оперением, клювом, глазками и в конце концов попросила птицу спеть, предположив, что при такой красоте ворона должна быть еще и отменной певицей. Ворона, которая потеряла голову от похвал, каркнула и выронила сыр. Схватив его, лиса убежала.
В истории о коварной лисичке и вороне Крылов высмеивает такое человеческое качество, как любовь к лести. Опасность лести в том, что она может вскружить голову человеку и таким образом заставить его сделать что угодно — а это на руку нечестным и подлым людям, мошенникам и обманщикам.
Как мы видим на примере вороны, похвалы и комплименты на самом деле оказались лживы и были сказаны лишь с одной целью — выманить сыр.
Конечно, лисица тоже является отрицательным персонажем, но читателю совсем не жаль ворону — не будь она такой глупой, она бы поняла, что все слова лисы — обман. Басня учит тому, что нужно трезво оценивать реальность и не позволять другим людям манипулировать собой с помощью хвалебных слов.
Еще одна прекрасная басня, которую я очень люблю, — «Лебедь, Рак и Щука». Она рассказывает о том, как животные взялись тянуть обоз, но ничего у них не вышло: рак пятился назад, щука тянула телегу в воду, а лебедь рвался ввысь. Результат этой истории всем известен — обоз так и остался на прежнем месте.
Мораль истории в том, что любое дело, за которое берутся несколько людей, требует слаженной работы, согласия между его участниками. Если не следовать общей цели и действовать, не учитывая интересов товарищей, то итог будет плачевным. В этой истории каждое животное поступало эгоистично, руководствуясь лишь своими интересами.
Еще один тайный смысл этой басни заключается в том, что изначально разные люди вообще не должны браться за общее дело — у них все равно ничего не получится, так как они просто не способны понять целей и интересов другого человека.
Я считаю, что басни никогда не устареют. Ведь качества, которые высмеивает Крылов, вечны, а значит, каждое новое поколение сможет извлечь из иносказательных историй баснописца что-то полезное, мудрое и доброе.
А вы, друзья, как ни садитесь
Басни — совершенно особая разновидность литературных произведений. Сначала может показаться, что смешные истории про зверей — всего лишь детские сказки. Однако у басен есть очень важная функция — путем иносказания Крылов доносит до нас важные жизненные истины. Обличая людские пороки через иносказание, он дает детям понимание того, что плохо, а что хорошо, почему важно воспитывать в себе такие качества, как честность, доброта, трудолюбие.
Я неслучайно сделала известную цитату названием сочинения на тему «Басни Крылова». Ведь «Квартет» — это мое любимое произведение знаменитого баснописца. Оно рассказывает о четырех зверях — Осле, Мартышке, Мишке и Козле, — которые решили сыграть квартетом на музыкальных инструментах. Играть они не умели, поэтому музыки у них не получилось. Решив, что дело в неправильной рассадке, они поменялись местами, но и после этого ничего не получилось. На их бесплодные старания взирал мудрый Соловей, который и открыл зверям истину: чтобы играть, надобно уменье.
Басня очень поучительна не только для детей, но и для взрослых. Как часто в жизни мы видим, что за дело берутся неопытные, некомпетентные люди.
Своими неумелыми действиями они лишь ухудшают ситуацию и портят порученные им проекты. Но вместо того чтобы искать причину в себе, они обвиняют внешние обстоятельства и предпринимают очередные бесплодные попытки, создавая видимость деятельности — разумеется, ни к чему хорошему это не приводит.
Еще из курса математики мы знаем: от перестановки слагаемых сумма не меняется. История о незадачливых музыкантах учит нас одной важной истине: ничто не дается просто так — чтобы хорошо выполнять какое-то дело, нужно сначала ему научиться, иначе твои усилия напрасны.
Другое мое любимое произведение Крылова — «Зеркало и Обезьяна». Она рассказывает о Мартышке, которая видит свое отражение в зеркале, но не понимает, что это она сама. Обезьяна насмехается над собственной мордой, тычет в нее пальцем и злословит о подружках.
В этой басне автор обличает такую человеческую черту, как любовь к сплетням и осуждению окружающих, даже если это наши близкие и друзья.
Очень часто люди высмеивают чужие недостатки, злословят за спиной знакомых, но при этом не замечают собственных несовершенств — что называется, видят соломинку в чужом глазу, а в своем бревна не замечают. Унижая других людей, они возвышаются в собственных глазах. Конечно, все это не делает их краше, а, наоборот, выставляет в дурном свете.
Басня учит тому, что сплетничать и осуждать других глупо и некрасиво — любой человек несовершенен, поэтому нужно в первую очередь обращать внимания на себя. Об этом Мартышке и говорит мудрый Медведь, но его замечание остается неуслышанным.
Мое отношение к басням Крылова самое положительное. Посмеиваясь над животными, которые проявляют многие негативные черты: глупость, наивность, жадность, хвастовство, мы начинаем задумываться и о собственных поступках.
В каждом из нас порой проглядывают честолюбивая Моська, эгоистичный Лебедь, сплетница Мартышка. Истории Крылова — словно волшебное зеркало, которое помогает нам увидеть себя со стороны и стать лучше и прекраснее.
Произведения Крылова — очень широкая тема для сочинений. По сути, каждое из них — это урок по правильному поведению в обществе. В конце всех басен автор отдельно подчеркивал основную мысль, которую он хотел донести до читателя. При этом актуальности творчества Крылова не утратило и сегодня, поэтому в сочинение о нем дети могут не только проанализировать басню, но и сделать выводы для себя, пересмотрев свое поведение.
Сюжетная линия
Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.
“Принцесса на горошине” – краткое содержание сказки Ганса Христиана Андерсена
Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.
К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.
В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.
Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Изучив русскую литературу, можно выяснить, чему учат басни Крылова. Этот автор является лучшим в своем жанре. Ошибочно считать басню простой развлекательной байкой. В ней присутствуют сатира, поучение и насыщенная смыслом постановка.
Памятка по литературному чтению. Учимся составлять анализ сказки, басни, рассказа.
Анализ сказки, басни, рассказаПлан анализа сказки Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли она к устному народному творчеству или у неё есть автор.2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни?3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего?4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые являются частью реальной жизни.5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в реальной жизни?6. Какой момент в сказке ты считаешь самым захватывающим?7. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые важные, значительные поступки.8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль этой сказки? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки.10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка замыслом, сюжетом и характером главного героя?
План анализа басни Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д.1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею?* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ.3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.5. Определи, как написана эта басня: прозой или стихами.6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык?
План анализа рассказа Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.1. Прочитай внимательно рассказ.2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем? какие еще книги этого писателя ты читал?4. Узнай, когда и где рассказ был написан.5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе :- повествование ( рассказывает );- описание ( показывает );- рассуждение ( доказывает ).6. Кратко перескажи рассказ.7. Что, по-твоему, явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа?8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему?9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным?10. Какому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?13. Какие достоинства произведения ты отметил?
План рассказа о герое1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся) герое со слов : «мне очень понравился (ась)», «меня ужаснул (а)», «больше всего мне запомнился(ась)», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я восхищаюсь», «мне очень не понравился (ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.4. Перечисли основные черты характера этого героя.5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.7. Хотелось (не хотелось ) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер этого героя?9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?
Поучение для детей
Жанр басни зародился до наступления нашей эры. Эти рассказы издревле пользовались популярностью у детишек, рожденных в знатных семьях. Они служили способом воспитания и обучения. Ребята с удовольствием усваивали глубокий моральный смысл через легкий и веселый рассказ. Этот жанр описывает распространенные жизненные ситуации. Автор дает понять, какой выход из них можно найти.
Все, чему учат басни Крылова, соответствует понятиям добра и справедливости
Впервые басни были признаны самостоятельным литературным жанром благодаря Шарлю Бате. В основе этих произведений лежат людские пороки. Занимательные рассказы описывают черты характера, узнаваемые в окружающих. Они реалистичны и захватывают воображение. Ребенок осмысливает содержание рассказа, что позволяет корректировать его поведение.
Животные басни
Фактически басня — это герои-звери с человеческим характером. Они действуют как человек. Хитрость свойственна лисице, коварство — змее. Гусь, как правило, отождествляется с глупостью. Льву присваивается мужество, храбрость и отвага. Сова считается мудрой, а баран или ослик — упрямым. Каждый из персонажей обязательно обладает какой-либо одной характерной чертой человека. Морализированное естествознание животных из басен в итоге было оформлено в серию сборников, известных под общим названием «Физиолог».
Мораль для малышей и взрослых
Крылов в своем творчестве имел цель усовершенствовать мир. Комедийный сюжет скрывает в себе несовершенства человеческого общества. На пьедестале почета оказываются достоинства и положительные достижения. Рассказ раскрывает для читателя:
После прочтения басни мировоззрение претерпевает изменения. Автор умело показывает, как комичны пороки человечества. Читатель, узнавший себя в героях произведения, критически относится к собственной персоне.
Польза, которую несут басни
Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.
В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.
Короткие произведения с глубоким смыслом
Все предметы в произведениях Крылова имеют особое значение. В басне «Зеркало и обезьяна» автор наделяет зеркало свойствами провокатора. Оно отражает истинную суть событий. Нужно стремиться к исправлению собственного поведения, а не критиковать окружающих. Это единственный путь для улучшения мира. Произведения помогают глубоко изучить русский язык. Они содержат:
Чтение басен в классе развивает воображение школьников. Человеческие образы красноречиво перенесены на животных. Такой прием намекает на героев сюжета, но не выдает их. В народе быстро распространились афоризмы, которые использует автор. Сказочные произведения стали источником народной мудрости.
Этот жанр описывает нравственные проблемы в доступных для понимания образах. На основе басен снимают пьесы и постановки, которые нравятся ребятам всех возрастов.
Что такое басня?
Басня — это краткий нравоучительный рассказ, который носит иносказательный сатирический характер. В баснях, как правило, действующими лицами являются не люди, а животные, которым присущи человеческие личностные качества: хитрость — лисе, упрямство — ракам или баранам, мудрость — сове, глупость — обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.
Форма речи басни — это проза или стихотворение. В баснях довольно часто присутствуют мотивы социальной критики, но зачастую высмеиваются человеческие пороки и неправильные поступки.
klassreferat.ru
Лиса-строитель
0 Какой-то Лев большой охотник был до кур; Однако ж у него они водились худо: Да это и не чудо! К ним доступ был свободен чересчур. Так их то крали, То сами куры пропадали. Чтоб этому помочь убытку и печали, Построить вздумал Лев большой курятный двор И так его ухитить и уладить, Чтобы воров совсем отвадить, А курам было б в нём довольство и простор. Вот Льву доносят, что Лисица Большая строить мастерица — И дело ей поручено, С успехом начато и кончено оно; Лисой к нему приложено Всё: и старанье и уменье. Смотрели, видели: строенье — загляденье! А сверх того, всё есть, чего ни спросишь тут: Корм под носом, везде натыкано насесток, От холоду и жару есть приют, И укромонные местечки для наседок. Вся слава Лисаньке и честь! Богатое дано ей награжденье И тотчас повеленье: На новоселье кур немедля перевесть. Но есть ли польза в перемене? Нет: кажется, и крепок двор, И плотен и высок забор — А кур час от часу всё мене. Отколь беда, придумать не могли. Но Лев велел стеречь. Кого ж подстерегли? Тое ж Лису-злодейку. Хоть правда, что она свела строенье так, Чтобы не ворвался в него никто, никак, Да только для себя оставила лазейку. 1815
Волк и Кот
0 Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал: Охотники за ним гнались и гончих стая. Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота, Да то лишь горе, Что все ворота на запоре. Вот видит Волк мой на заборе Кота И молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее, Кто здесь из мужичков добрее, Чтобы укрыть меня от злых моих врагов? Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов! Все это ведь за мной». — «Проси скорей Степана; Мужик предобрый он», — Кот-Васька говорит. «То так; да у него я ободрал барана». — «Ну, попытайся ж у Демьяна». — «Боюсь, что на меня и он сердит: Я у него унес козленка». — «Беги ж, вон там живет Трофим». — «К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним: Он на меня с весны грозится за ягненка!» — «Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» — «Ох, Вася, у него зарезал я телёнка!» — «Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, — Сказал тут Васька Волку, — Какую ж ты себе защиту здесь сулил? Нет, в наших мужиках не столько мало толку, Чтоб на свою беду тебя спасли они. И правы, — сам себя вини: Что ты посеял — то и жни». 1830