Что в большей степени было свойственно участникам церковного раскола никонианам и старообрядцам
§ 21—22. Церковный раскол
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄
Вопросы и задания к § 21—22. Церковный раскол
1.Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
1.Никон же, напротив, подчёркнуто демонстрировал своё
грекофильство— ориентацию на византийскую православную культуру. Поэтому неудивительно что рядом с ним оказался Арсений Грек – иностранец, переводчик и правщик богослужебных книг. Греки пытались ввергнуть Россию в войну с Османской империей за освобождение бывших владений Византийской империи на Балканах.
2. Протопоп Аввакум и Никон стали противниками потому, что каждый из них отстаивал свою точку зрения на проповедование религии и своё видение о дальнейшей судьбе православной церкви на Руси. Аввакум боролся за старинные обычаи истинной христианской веры принятой Владимиром Святым от Византии в 988 г. Никон же был сторонником новшеств Константинопольской церкви, которая к тому времени уже два века (с 1453 г.) находилась под властью мусульман (Османской империи).
3. Нельзя преследовать людей за убеждения. Тем более, что никонианский проект предполагал войны с могущественной Османской империей за Балканский полуостров, что не могло входить в интересы простых людей – хлебопашцев и ремесленников.
Никакой ценности нового я не вижу. Это было бессмысленное уничтожение части русского народа, ради амбиций Никона и притязаний царя на прежние византийские владения.
2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
1.Никон стал правой рукой царя и его близким другом.
2.Патриарх Никон стал претендовать на верховную власть и возомнил себя равным царю, а этого царь не мог позволить.
3. Никон демонстрировал своё грекофильство — ориентацию на византийскую православную культуру. Остроту противостояния во многом обусловили резкость и жёсткость патриарха. В каждом несогласии Никон видел дерзостное непослушание церковным властям. Протопоп Аввакум и его сподвижники, истово защищая старые традиции, ощущали себя мучениками за веру. Столкновение приняло принципиальный и трагический для страны характер.
4.Патриарх Никон сыграл главную роль в церковном расколе, он с упорством и настойчивостью продвигал свою позицию и непримиримо боролся со всяким сопротивлением со стороны противников.
3.Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
1. реформы патриарха Никона, начало раскола – 1653 год.
2) Большой Московский собор, осудивший Никона 1666-1667 годы.
3) избрание Никона патриархом-1652 год.
4) Соловецкое восстание 1668 – 1676 год.
4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свои выбор.
Что в большей степени было свойственно участникам церковного раскола — никонианам и старообрядцам — борьба за власть или борьба за веру?
В. За веру боролись обе стороны, Алексей Михайлович и патриарх Никон обладали широким взглядом на мир и хотели войти с обновлённой церковью в семью европейских народов. То есть, царь и патриарх стремились распространить свое влияние на Южную Европу, находящиеся под гнетом Османской империи.
РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ
Нет не должен был. Он великим тиран по отношению к архиереям, архимандритам и всему священническому чину, даже к государственным сановникам. Он ни за кого нс принимает ходатайства. Он-то заточил архиепископа Коломны и рукоположил туда впоследствии другого. Прослышав о чьём-нибудь проступке, даже об опьянении, он немедленно того заточает, ибо его стрельцы постоянно рыщут по городу и как только увидят священника или монаха пьяным, сажают его в тюрьму, подвергая всяческому унижению. Патриарх должен в первую очередь заботиться о душах своих прихожан, а не о том как с помощью поддержки власти арестовывать и унижать людей.
Никон покусился на светскую власть. Он всячески подчеркивал, что власть патриарха выше власти царя (как Луна получает свет от Солнца, так царь светится патриаршим благословлением).
История России
§ 21-22. Церковный раскол
«Как говорил Никон. так и сделал: “Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому!” Так и сделал. Да больше того нечем переменить. Умереть за сие всякому подобает».
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Что в большей степени было свойственно участникам церковного раскола — никонианам и старообрядцам — борьба за власть или за веру?
Сельскохозяйственные работы в монастыре. Миниатюра
1. Священство и царство. В XVII в. православная церковь играла огромную роль в духовной и политической жизни России. Её могущество определялось несколькими обстоятельствами. Во-первых, религиозное сознание было господствующим, и священнослужители определяли духовные и нравственные идеалы, образцы поведения для всех слоёв населения. Во-вторых, в руках церкви сосредоточивались огромные материальные богатства. Патриарх, епископы, крупные монастыри владели обширными землями. В-третьих, церковь имела хорошо организованную структуру со своими органами управления, слугами, обладала судебными и податными привилегиями.
Среди чёрного духовенства (монахов) встречались представители всех сословий. К белому (приходскому) духовенству принадлежали городские и сельские священники и дьяконы, которые чаще всего продолжали дело своих отцов. Впрочем, были среди священников и выходцы из дворян, приказных и посадских людей, крестьян.
Скит. Художник И. С. Горюшкин-Сорокопудов
Соловецкий монастырь
Духовное могущество, богатство и привилегии делали церковь своеобразным государством в государстве. В XVII в. подобное положение вошло в противоречие с процессами централизации и абсолютистскими устремлениями Романовых. Столкновение светской власти с церковью становилось неизбежным.
Соборное уложение 1649 г. ущемляло права священнослужителей. Был подтверждён запрет отдавать вотчины монастырям. В городах конфисковали слободы, принадлежавшие духовенству. Население монастырских, епископских сёл и деревень, ранее судившееся у своих владык и старцев, стало подсудно специально созданному Монастырскому приказу — учреждению чисто светскому. В задачи Монастырского приказа входил сбор налогов и перераспределение церковных доходов, а также разбор мелких уголовных преступлений. Сокращены были судебные и налоговые привилегии духовного сословия.
Все эти перемены вызвали недовольство высшего духовенства, которое истолковало действия светских властей как посягательство на исконные права священства.
1. Какую роль играла церковь в политической и общественной жизни России в XVII в.?
2. Что нового внесло Соборное уложение 1649 г. в положение церкви и священнослужителей?
2. Патриарх Никон. Ревностным защитником интересов церкви стал патриарх Никон (1652—1667), человек незаурядный и сильный. Особое внимание Никон уделял роли патриарха в государстве, его взаимоотношениям с царём.
Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Художник А. Д. Литовченко
Будущий патриарх, в миру Никита Минов, родился в семье крестьянина в селе под Нижним Новгородом. Он с детства утвердился в мысли, что ему уготована особая миссия поборника православия. В начале 1630-х гг. он отправился в Анзерскую пустынь, расположенную на острове близ Соловецкого монастыря, где принял постриг. Устав, определявший жизнь старцев этого скита, был очень суровым. Жаждавший духовного подвига Никон возложил на себя тяжёлые вериги, измождал себя постами и ночными молитвами. Позднее он перебрался в Кожеозерскую обитель, где его выбрали игуменом.
В 1646 г. по делам монастыря он приехал в Москву и встретился с Алексеем Михайловичем. Суровый инок поразил царя цельностью натуры и силой характера. С этого времени началось стремительное возвышение Никона. За шесть лет со скромной должности игумена заштатной обители он поднялся до патриаршего сана. В 1649 г. свободным оказалось место митрополита Новгородского и Великолуцкого. При содействии царя Алексея Михайловича на эту должность был возведён Никон. Царское расположение определялось тем, что молодой Романов надеялся обрести в священнике твёрдую опору своим начинаниям. Никон сумел так поставить себя, что царь надолго признал его авторитет.
В личной переписке царь Алексей Михайлович стал называть Никона «собинным (особым, избранным. — Авт.) другом». Когда в 1652 г. освободился патриарший престол, то, по желанию царя, на него был избран Никон. Став патриархом, он задумал провести церковную реформу.
1. Какие черты личности Никона позволили ему стать патриархом?
2. Почему именно Никон возглавил церковную реформу?
3. Никониане и старообрядцы. В XVII в. произошли события, которые привели к расколу в Русской православной церкви.
К тому времени существовали большие различия в обрядах и текстах книг, использовавшихся русской и греческой церквями. Так, русские крестились двумя перстами, греки — тремя. Каждая из церквей считала именно свой обряд и чин правильным, а тексты своих книг — более точными. Особенно непримиримы были московские церковники. Русская религиозность придавала обряду столь огромное значение, что в глазах многих он превращался в основание веры.
Патриарх Никон
Одной из причин восприятия российских книг и обрядов более правильными было осознание русскими людьми особой ответственности за судьбы православия. С их точки зрения, греки «пошатнулись» в вере, за что и были наказаны Богом утратой «православного царства» — падением Византии. Истинная вера, по мнению многих, переместилась в Москву.
Смута упрочила такой взгляд: ведь русские люди в тяжкие времена вдохновлялись мыслью о защите православия. Подобная трактовка вела к изоляции страны — сомнительными становились контакты не только с католиками и протестантами, но даже с единоверцами, включая украинцев и белорусов, перенявших к тому времени греческий обряд. По замыслу царя и его окружения Никон должен был провести церковно-обрядовую реформу, призванную укрепить московскую церковь и сблизить её с греческой.
Попытки устранить ошибки в церковных книгах предпринимались со времён Стоглавого собора. Никон пошёл в своей реформе дальше: он изменил не только книги, но и обряды. А это затрагивало уже все слои общества. Под давлением патриарха и царя высшее духовенство признало необходимость исправить обряды и чины «по греческим образцам».
Перемены были очевидными. Во время чтения молитв земные поклоны были заменены поясными, крестный ход стали совершать «не по солнцу», а «против солнца». Особенно большие волнения вызвала смена двуперстного знамения на троеперстное, что противоречило постановлению Стоглава: «Да будет проклят тот, кто крестится не двумя перстами». Об обрядовых нововведениях Никон объявил в 1653 г. Реакция сторонников «святорусской старины» была резко негативной. Они обрушились с критикой на патриарха.
Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Художник А. Д. Кившенко
Во времена раскола. Художник С. В. Иванов
Одновременно началось исправление богослужебных книг — «книжная справа». За образец были взяты греческие книги. Никон исходил из того, что русские церковные книги содержат много искажений в сравнении с греческими оригиналами.
Такой подход решительно противоречил сложившемуся религиозному опыту, оскорблял национальные чувства. Противники Никона превозносили древнее русское благочестие. Никон же, напротив, подчёркнуто демонстрировал своё грекофильство — ориентацию на византийскую православную культуру. Остроту противостояния во многом обусловили резкость и жёсткость патриарха. В каждом несогласии Никон видел дерзостное непослушание церковным властям. Протопоп Аввакум и его сподвижники, истово защищая старые традиции, ощущали себя мучениками за веру. Столкновение приняло принципиальный и трагический для страны характер.
Сторонников старого обряда, не принявших реформу Никона, стали называть старообрядцами. Мотивы старообрядцев, или, по определению официальной церкви, раскольников, понятны: в реформах они увидели опасность крушения истинной веры и последнего православного царства — «Третьего Рима».
Протопоп Аввакум. Икона
Надо понимать, что за богословскими спорами стояло нечто большее — столкнулись две модели развития. Модель Никона открывала большие возможности для культурного развития страны: она давала дорогу в Москву украинско-белорусской учёности, носители которой переняли многие достижения западноевропейской культуры. Старообрядческая же модель предполагала культурную изоляцию Московской Руси.
1. Каковы причины церковной реформы?
2. Что влияло на противостояние Никона и Аввакума?
4. Строптивый патриарх. Властный по натуре, Никон постоянно вмешивался в светские дела, считая это своим долгом. Он принял титул «великого государя», который воспринимался современниками, ещё помнившими о временах патриарха Филарета, как претензия на соправительство.
Во время отсутствия царя Никон фактически управлял государством. Делал он это с большой твёрдостью, позволяя себе даже выпады против аристократии. По замечанию одного иностранца, бояре являлись к патриарху «с чрезвычайной робостью и страхом». Никон окружил себя царской пышностью. Выстроенный им в Кремле новый дворец высотой своих кровель соперничал с царскими палатами (современники прекрасно понимали особый «язык архитектуры»). Впрочем, сам Никон обходился немногим. Но одно дело — личная жизнь, другое — высота патриаршего сана.
Современники не без оснований увидели в поведении и делах патриарха посягательство на царские права, желание поставить «священство выше царства». Это совершенно не соответствовало традициям страны и в конце концов привело к охлаждению взаимоотношений царя с Никоном.
Тогда патриарх решился на своеобразный поступок. В 1658 г., по окончании одной из церковных служб, Никон объявил о своём уходе с патриаршества. Он надеялся напугать набожного царя и вернуть себе былое величие, но добился обратного результата. Царь воспринял поступок «собинного друга» как доказательство «умаления» царского сана и как личное оскорбление. В итоге Никону пришлось уехать в выстроенный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь.
Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Художник В. Г. Шварц
Суд над патриархом Никоном. Художник С. Д. Милорадович
Никон надеялся, что Алексей Михайлович обратится к нему с просьбой о возвращении на патриарший престол. Но этого не последовало. В 1666—1667 гг. в Москве прошёл Большой Московский собор, на котором греческие и русские иерархи под началом двух приехавших с Востока патриархов судили Никона. Главным обвинителем стал Алексей Михайлович.
Никон был осуждён и лишён сана. «Дело Никона» продемонстрировало подчинённое, зависимое положение церкви, которой надлежало вписаться в рамки централизованного государства, утратив большинство привилегий.
1. Что в действиях патриарха Никона вызвало особое недовольство со стороны российской аристократии?
2. Как связаны между собой суд над Никоном и стремление верховной власти контролировать духовную жизнь общества?
5. Гонения на старообрядцев. Церковный раскол середины XVII в. сопровождался гонениями на раскольников. Патриарх Никон жестоко преследовал своих противников. Он лишал их сана, отправлял в ссылку, бросал в монастырские тюрьмы. Особенно усилились гонения после того, как Большой Московский собор подтвердил правильность реформ и отлучил от церкви тех, кто их не принимает. Официально было провозглашено, что отвержение церковным собором троеперстия совершено его участниками «нерассудно, простотой и невежеством». Проклятие, провозглашённое на Соборе, существенно изменило отношение к сторонникам старого обряда. Отныне и светские власти должны были преследовать старообрядцев.
Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 г. Миниатюра
Сами старообрядцы с момента провозглашения реформы стали активно сопротивляться действиям официальной церкви. Формы протеста были различными — от бегства до голодной смерти; от отказа принимать новопечатные книги до вооружённого восстания. Раскол развивался в тесной связи с протестом «низов», недовольных ухудшением своего положения. Преобладала проповедь ухода, пассивного неприятия мира, отринувшего «истинное благочестие». Когда раскольников пытались силой принудить принять новый обряд, они прибегали к самосожжению — «огненному вознесению в рай».
Углублению раскола способствовало восстание в Соловецком монастыре (1668—1676), иноки которого не приняли «еретические» никонианские книги. Царские войска лишь с помощью предателя проникли в мятежную обитель и расправились с её защитниками.
В числе сторонников старой веры были и представители господствующего сословия. Самая известная из них — боярыня Морозова. Будучи родственницей всесильного боярина Б. И. Морозова, она занимала при дворе очень высокое положение. После смерти мужа она оказалась обладательницей огромного состояния. От всего богатства боярыня решила отказаться ради «истинной веры». После смерти царицы, заступницы Морозовой, Алексей Михайлович приказал схватить и «смирить» неукротимую боярыню. Этот момент запечатлён на известной картине В. И. Сурикова: не покорившаяся, закованная «в железа» боярыня, и народ — сочувствующий, равнодушный, удивлённый. В надежде, что Морозова одумается и покается, её бросили в земляную яму, «в тьму несветную». Но она не смирилась.
Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Художник С. Д. Милорадович
Боярыня Морозова. Художник В. И. Суриков
Раскол — одна из самых драматических страниц русской истории. Острота религиозных споров, противостояния приобрела в тот период необычайную силу. Впервые русское общество столь явно раскололось по религиозному признаку. Причём трещина пролегла сверху вниз, затронув и «верхи» и «низы» общества.
1. Какие методы борьбы за «истинную веру» выбирали раскольники?
2. Почему к ним присоединились представители боярства?
1. Прочитайте эпиграф (с. 162) и ответьте на вопросы.
1) Как вы думаете, почему рядом с патриархом Никоном оказался Арсений Грек — иностранец, переводчик и правщик богослужебных книг? 2) Почему патриарх Никон и протопоп Аввакум, бывшие до этого
единомышленниками, стали противниками? 3) Можно ли было преследовать людей за то, что они хотели верить «по-старому»? 4) В чём была ценность «нового», если оно привело к массовой гибели людей?
2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 166) и ответьте на вопросы.
1) Почему на картине художника А. Д. Кившенко рядом с царём изображён патриарх Никон? 2) Почему союз царя и патриарха оказался кратковременным? 3) О чём спорили Никон и протопоп Аввакум? 4) Какова роль патриарха в церковном расколе?
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
1) реформы патриарха Никона, начало раскола; 2) Большой Московский собор, осудивший Никона; 3) избрание Никона патриархом; 4) Соловецкое восстание.
4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.
Что в большей степени было свойственно участникам церковного раскола — никонианам и старообрядцам — борьба за власть или борьба за веру?
A. Обновлённая церковь нужна была государству как пример могучей силы, склонившейся перед монархом, о вере думали лишь вожди раскола и их сторонники.
Б. До церковной реформы и царь, и новый патриарх, и ревнители древнего благочестия спорили только о вере, после реформы стали думать прежде всего о власти.
B. За веру боролись обе стороны, Алексей Михайлович и патриарх Никон обладали широким взглядом на мир и хотели войти с обновлённой церковью в семью европейских народов.
РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ
О патриархе Никоне
Он великий тиран по отношению к архиереям, архимандритам и всему священническому чину, даже к государственным сановникам. Он ни за кого не принимает ходатайства. Он-то заточил архиепископа Коломны и рукоположил туда впоследствии другого. Прослышав о чьём-нибудь проступке, даже об опьянении, он немедленно того заточает, ибо его стрельцы постоянно рыщут по городу и как только увидят священника или монаха пьяным, сажают его в тюрьму, подвергая всяческому унижению. Оттого нам приходилось видать тюрьмы, переполненные такими людьми, кои находятся в самом скверном положении, будучи окованы тяжёлыми цепями по шее и с большими колодками на ногах. Бояре прежде входили к патриарху без доклада привратников, он выходил им навстречу и при уходе шёл их провожать. Теперь же, как мы видели собственными глазами, министры царя и его приближённые сидят долгое время у наружных дверей, пока Никон не дозволит им войти; они входят с чрезвычайной робостью и страхом, причём до самого окончания своего дела стоят на ногах, а когда затем уходят, Никон продолжает сидеть. Любовь царя и царицы к нему неописуема.
Из книги «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном Павлом Алеппским»
1. Должен ли был патриарх в борьбе за достойный облик духовных лиц применять аресты и унижения?
2. Почему политическая линия патриарха Никона привела к разрыву его отношений с царём?
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII ВЕКА
Раскол Русской Православной церкви в 1650-1660-е годах в результате реформ патриарха Никона. Суть преобразований состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, что, в свою очередь диктовалось расширением связей с греческим Востоком.
Церковные реформы
В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочествия». В него вошли видные церковные деятели и светские лица: духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх, Никон, окольничий Ф.М. Ртищев. Наиболее заметным из провинциальных «ревнителей» был протопоп Аввакум из Юрьевца Поволжского. Царь Алексей Михайлович явно благоволил кружку. Целью его программы стало введение богослужебного единообразия, исправление ошибок и разночтений в церковных книгах, а также упрочение нравственных устоев духовенства.
Первые попытки реформ были предприняты тогда же в 1640-е годы. Но к концу 40-х кружок потерял былое единомыслие. Одни «ревнители» (Иван Неронов, Аввакум) выступали за правку книг по древнерусским рукописям, другие (Вонифатьев, Никон, Ртищев), стояли за обращение к греческим образцам и уставам. По сути это был спор о месте России в православном мире. Никон полагал, что Россия для осуществления своей мировой миссии должна усвоить ценности греческой православной культуры. Аввакум считал, что Россия – Третий Рим не нуждается во внешних заимствованиях. В итоге победила точка зрения Никона, ставшего в 1652 году патриархом. Тогда же начал он свою реформу, призванную ликвидировать расхождения в обрядах восточной и Русской церквей. Это было важно еще и в связи с начавшейся борьбой с Речью Посполитой за присоединение Украины.
Изменения затронули обрядовую сторону богослужения: теперь вместо шестнадцати поклонов нужно было класть четыре; креститься не двумя, а тремя перстами (тех, кто отказывался это делать, с 1656 года отлучали от церкви); совершать крестные ходы не по солнцу, а против солнца; возглашать во время службы «аллилуйя» не дважды, а трижды и т.д. С 1654 года стали изыматься иконы, написанные на «фряжский», то есть иностранный манер.
Также началась масштабная «книжная справа». В церковный обиход был введен новый Служебник, в основу которого было положено греческое издание 1602 года. Это вызвало множество разночтений с русскими богослужебными книгами. Таким образом, исправление книг, совершавшееся по новогреческим образцам, на практике не учитывало не только древнерусскую рукописную традицию, но и древние греческие рукописи.
Подобные изменения воспринимались многими верующими как посягательство на чистоту православия и вызывали протест, что приводило к расколу церкви и общества.
Раскол
Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов – старообрядцев – как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.
Историки по-разному определяют причины, содержание и значение этого явления. Одни рассматривают раскол как исключительно церковное движение, отстаивающее «старину», другие видят в нем сложное социокультурное явление в форме церковного протеста.
Старообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.
Лидеры раскола
Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Он стал практически первым противником никоновской реформы. В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру. В 1664 году вернулся в Москву, но вскоре был вновь сослан на Север. На Церковном соборе 1666 года он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Место ссылки стало идейным центром старообрядчества, откуда послания пустозерских старцев рассылались по всей России. В 1682 году Аввакум и его соузники были казнены через сожжение в срубе. Взгляды Аввакума нашли отражение в его произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», автобиографическом «Житии».
Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей – Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят и др. Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году. Вместе с ней погибла ее сестра Е.П. Урусова и Мария Данилова.
Крупнейшим протестом против реформ стало Соловецкое восстание 1668-1676 годов. В Соловецкий монастырь стекались противники Никона, вместе с монахами в течение восьми лет сражавшиеся с царскими войсками.
Идеология раскола
Идеологической основой старообрядчества стали учение о «Третьем Риме» и «Повесть о Белом Клобуке», осужденная собором 1666-1667 годов. Так как реформа Никона уничтожила истинное православие, Третий Рим, то есть Москва, оказался на грани гибели, прихода Антихриста и конца света. Апокалиптические настроения занимали важное место в раннем старообрядчестве. Поднимался вопрос о дате конца света. Появилось несколько толкований о приходе Антихриста: по одним он уже пришел в мир в лице Никона, по другим Никон был только его предтечей, по третьим в мире уже существует «мысленный» Антихрист. Если же Третий Рим пал, а четвертому не бывать, то значит, священная история окончилась, мир оказался богооставленным, поэтому сторонникам старой веры должно уходить из мира, бежать в «пустыню». Местами, куда бежали раскольники, стали район Керженца Нижегородского края, Пошехонье, Поморье, Стародубье, Приуралье, Зауралье, Дон.
Важное значение придавали староверы сохранению незыблемости обрядов не только в их содержании, но и форме. Нововведения Никона, считали они, разрушали канон, а значит, и саму веру. Также раскольники не признавали священства русской церкви, которая, по их мнению, лишилась благодати. Но при этом старообрядцы не сомневались в божественности царской власти и надеялись на то, что царь образумится.
Староверы отстаивали традиционную систему культурных ценностей, противясь распространению светского образования и культуры. Так, например, Аввакум отрицал науки, крайне негативно отзывался о новых веяниях в живописи.
Таким образом, сохранение национальной традиции в духе старообрядчества было чревато для его приверженцев духовным консерватизмом и отрывом от культурного прогресса.
Практика самосожжений
Широкие эсхатологические настроения в среде староверов приводили многих к крайней форме отрицания мира, в котором воцарился Антихрист – а именно к уходу из него через самосожжение. Множество «гарей» совершалось в ответ на гонения властей. К концу XVII века таким образом погибли более 20 тысяч человек. Протопоп Аввакум считал «огненное крещение» путем к очищению и вечному блаженству. Некоторые расколоучители были против практики «гарей», как, например, инок Евфросин. Но в последние десятилетия XVII века возобладал взгляд Аввакума.
Раздел старообрядчества
В конце XVII века произошло разделение старообрядцев на поповцев, признававших институт священства и принимавших к себе раскаявшихся иереев православной церкви, и беспоповцев, отрицавших существующую церковную иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь. Два данных течения, в свою очередь, дали начало многим толкам и согласиям, определившим развитие старообрядчества в XVIII-XIX веках.
Раскол русской церкви в XVII веке – поистине трагическая страница истории нашей страны. Последствия раскола не изжиты до сих пор.