Что в былине вымышлено а какие сведения достоверны
Правда и вымысел в былинах
Дата публикации: 15.02.2019 2019-02-15
Статья просмотрена: 4505 раз
Библиографическое описание:
Королев, И. Е. Правда и вымысел в былинах / И. Е. Королев, А. С. Ряснянская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3 (23). — С. 10-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1397/ (дата обращения: 24.12.2021).
Былины — это героические, эпические народные песни о подвигах богатырей [2, с.8]. Первые былины были записаны в начале XIX века (1804, 1818) и изданы в «Сборнике Кирши Данилова». Записывались они со слов народных сказителей, сохранились имена некоторых из них: Илья Елустафьев, его ученик Трофим Рябинин, гусельщик Михайло Слепой и его ученики — Филипп Сизой и Трифон Злобин, Василий Щеголёнок, Настасья Степановна Богданова [3, с.192–195]. Былины (старины) передавались из уст в уста, поэтому со временем исторические реалии сгладились, изменились до неузнаваемости, были заменены вымыслом. Многие исследователи считали былины неточными, например, Николай Грамматин после первого издания сборника Кирши Данилова писал, что в былинах «нельзя никак распознать истины: так она смешана с баснями» [1, с.20].
Действительно, в былинах много вымысла. Трудно поверить, что Садко опускался на дно морское и играл на гуслях для морского царя, что в кармане Святогора помещается богатырь Илья Муромец вместе с конём, Волх Всеславич может превращаться в сокола, волка и тура, а Добрыня Никитич бился со змеем. Но помимо этих фантастических деталей в былинах сохранилось много реальных фактов. Цель моего исследования — выявить исторические факты в былинах.
Былины можно разделить на несколько циклов в зависимости от времени и места их создания:
1) древнейшие (отражающие ещё дохристианские времена) — к ним относятся былины о Святогоре, Волхе Всеславиче, Михайло Потыке, Вольге, Микуле Селяниновиче;
2) былины киевского цикла (их действие происходит в Киевской Руси при дворе князя Владимира) — к ним относятся сказания об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче — главных героях русского эпоса; к киевскому циклу относятся и менее известные герои (Дюк Степанович, Соловей Будимирович, Чурило Пленкович, Ставр Годинович). Былины киевского цикла, как правило, имеют героический характер, отражают борьбу богатырей с врагами земли русской;
3) былины новгородского цикла (их действие происходит в Новгороде). Их главные персонажи — это Садко и Василий Буслаев. Особенность этих героев — в отсутствии героических черт, это может свидетельствовать о том, что новгородский цикл складывался в других исторических условиях, нежели киевский. Такими историческими условиями для Новгорода было отсутствие набегов кочевников (печенегов, половцев, монголо-татар) из-за удалённого расположения. Новгородские былины не изображают вражеские нашествия, битвы, а рисуют мирную жизнь.
Рассмотрим основные сюжеты и персонажи из каждого цикла былин и выясним, какие исторические реалии они отражают.
Древнейшие былины
Таким образом, у русов в дохристианские времена существовало два способа захоронения — в деревянном срубе и в ладье. Оба эти способа нашли отражение в былине «Михайло Потык».
Былины киевского цикла
Рассмотрим несколько былин киевского цикла и их основных героев — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.
Илья Муромец в былинах часто называется «старым казаком», хотя из всех былинных героев он один из самых «молодых». Если сюжеты о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче больше связаны со временем становления и расцвета Киевской Руси (IX-XII века), то сюжеты об Илье Муромце относятся к XII-XIV векам. Само прозвище Муромец (от города Мурома) указывает на связь с Владимиро-Суздальской Русью XII-XIII веков, а содержание центральной былины «Илья Муромец и Калин-царь» — на борьбу с татаро-монгольским игом. Возможно, и особая популярность этого героя объясняется тем, что он возник в русском эпосе в самые роковые времена [1, с.172]. Илья Муромец, не умевший до тридцати трёх лет даже ходить, получил исцеление и свою невероятную силу от калик перехожих (былина «Исцеление Ильи Муромца»). После этого он отправляется на службу к князю Владимиру, а по дороге побеждает Соловья-разбойника, очищая тем самым «дорожку прямоезжую». Это соответствует исторической действительности, ведь именно прямоезжие дороги оказывались обычно перехваченными: «в X-XIII веках — печенегами, хазарами, половцами, а позднее, с XIII по XVI век, — волжскими и крымскими татарами. Поэтому очищение их от «соловьёв-разбойников», чинивших разбой на дорогах, приравнивалось народом к подвигу» [1, с.114]. Некоторые исследователи считают, что прототипом Соловья-разбойника мог стать разбойник по имени Могита, о котором сохранилось упоминание в летописи. Могита разбойничал в лесах под Киевом, как и былинный Соловей-разбойник, он был пойман и привезён на княжеский суд [8, URL].
Другой известный подвиг Ильи Муромца — изгнание из-под Киева войск Калина-царя. Исследователи относят возникновение былин о бое Ильи Муромца с царем Калиным к XIII веку, ко времени первых татарских нашествий. Имя Калин даже связывают с названием реки Калки (битва на Калке произошла в 1223 году). Но в разных вариантах этой былины Калин-царь имеет и другие имена: Батый, Батыга, Батей Батеевич, что указывает на татаро-монгольского хана Батыя [1, с.129]. Кроме того, в былине даётся прямое указание на то, что богатырь сражается с татарами («тут пришли татары-ты поганыи»). То есть былина «Илья Муромец и Калин-царь» отражает нашествие монголо-татар на Русь. О том, что Илья Муромец — это реальный человек, говорят многие историки. Возможно, его прототипом был знаменитый в XII веке силач Чобитько (Чоботок), который родился примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок стал монахом, получив новое имя — Илья. В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илья Муромец [8, URL].
Одно из доказательств реальности Ильи Муромца — его гробница в Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Московский судмедэксперт С. А. Никитин в 1988 году воссоздал облик богатыря: широкие плечи, рост 177 см (для тех времен достаточно высокий), кисть крепкая, прожил он 45–50 лет. Специалисты определили, что у этого человека имелись признаки заболевания позвоночника, что сходится с былинными описаниями, ведь, как известно, Илья Муромец до 33 лет сидел на печи, пока его не вылечили калики перехожие. Ученые подтвердили и то, что скелет принадлежит воину: костные мозоли на ребрах свидетельствуют, что они были сломаны, возможно, в бою, но потом зажили. У него переломана правая ключица, хорошо видно повреждение кисти [8, URL].
Добрыня Никитич — «средний» из трёх богатырей — также имеет реального исторического прототипа. Это дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода киевский Добрыня, рассказы о котором сохранились в летописях. Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня — собирательный образ, соединивший черты многих Добрынь. Например, исследователь Ю. И. Смирнов нашёл в летописях с X по XII века четырёх Добрынь: дядя Владимира Святославовича, новгородский воевода Добрыня Рагуилович, Добрыня Галичанин и новгородский архиепископ Добрыня Ядрейкович [1, с.178]. Также к прототипам Добрыни Никитича причисляли и киевского боярина Добрынку и суздальского боярина Добрыню Долгого [5, с.67]. Каждый из них мог стать прототипом былинного богатыря. Наиболее известный и древний сюжет в былинах о Добрыне Никитиче — «змееборчество», бой Добрыни со змеем (былина «Добрыня и Змей»). Но этот мотив имеет скорее мифологическую, чем историческую основу, хотя некоторые учёные увязывают победу над змеем с фактом крещения Новгорода в 990 году и сокрушения языческих идолов [1, с.179]. Другие же исследователи подразумевают под потоптанными конём Добрыни змеёнышами вражеское войско степных кочевников, а под самим змеем — их предводителя [5, с.67].
Наиболее известна былина с участием Алёши Поповича — «Алёша Попович и Тугарин», где богатырь вызывает на состязание Тугарина Змеёвича. Во время поединка Алеша Попович заметил, что крылья Тугарина очень тонкие, поэтому он взмолился, чтобы полил дождь. Дождь пошёл, намочил Тугарину крылья, и тот упал на землю, а богатырь отрубил ему голову. В разных вариантах этой былины Алёша по-разному побеждает Тугарина, например, известен также вариант, где богатырь ударил врага по шее шалыгой так, что голова у того отвалилась. Еще в одном варианте Алёша сказал Тугарину: «Обернись, у тебя за спиной рать-сила несметная мне на помощь пришла». Тугарин обернулся, и Алёша отсёк ему голову. Этот былинный сюжет — один из самых древнейших, основанный на мотивах змееборчества. Так же как и бой Добрыни Никитича со змеем, битва Алёши Поповича с Тугариным Змеёвичем имеет мифологическую основу. Но некоторые исследователи считают, что былинный Тугарин имел реального исторического прототипа. Это половецкий хан Тугоркан, убитый киевлянами в 1096 году [1, с.236]. По некоторым сведениям, Тугоркан был из династии Шаруканидов, «шарукан» у половцев означало «змей» [13, URL]. Неудивительно, что его назвали Змеёвич и поместили в былины. Есть и другое объяснение имени Тугарин: от общеславянского корня «туг» в значении «горе, печаль, обида» (от этого корня происходит слово «тужить»). То есть имя Тугарина могло быть и нарицательным, со значением «обидчик» [1, с.236].
В былинах богатыри являются современниками князя Владимира Святого, в то время как их прототипы жили в разное время. И описываемые в былинах события также происходят в разное время. Поэтому былины можно рассматривать как наслоения разных хронологических пластов, смешавшихся в одну художественную реальность.
Богатыри в былинах не знают поражений. Что же позволило им одерживать победы? Для этого рассмотрим подробнее вооружение русских богатырей на основе былин киевского цикла.
В былине «Илья Муромец и Калин царь» даётся такое описание:
Брал с собой доспехи крепки богатырскии,
Во-первых, брал палицу булатную,
Во-вторых, брал копьё буржамецкое,
А ещё брал свою саблю вострую,
А йще брал шалыгу подорожную … [1, с. 134]
Такое же снаряжение описывается в былине «Добрыня и змей»:
Облащался-то молоденькой Добрынюшка
Во доспехи он да в свои крепки:
Во-первых, брал саблю свою вострую,
На белы груди копьё клал муржамецкоё,
Он под левую да и под пазушку
Пологал ён палицку булатнюю,
Под кушак ён клал шалыгу подорожную … [1, с.188–189]
Тот же набор вооружения описан и в былине «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»: сначала богатыри бились палицами, затем саблями, затем копьями, и только после этого схватились в рукопашном бою [1, с.194–195]. В былине «Алёша Попович и Тугарин» упоминаются также «шелепуга подорожная налита свинцу чебурацкова», и «чингалиша булатное» (кинжал) [1, с.239]. А в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» богатырь победил противника, выстрелив в него из лука [1, с.117], но в других былинах лук как часть снаряжения богатыря не упоминается.
На фоне стандартного, многократно повторяющегося в разных былинах описания боевого снаряжения русского богатыря выделяется использование лука Ильёй Муромцем в бое с Соловьём-разбойником. Возможно, это объясняется тем, что Илья ещё не поступил на службу к князю Владимиру, а потому у него пока нет снаряжения, и он использует, возможно, самодельный лук.
Вооружение богатырей в былинах соответствует снаряжению княжеских дружинников XI-XIII веков, описанному известным археологом А. Н. Кирпичниковым. В это время главным родом войск становится тяжеловооруженная конная дружина князя (пехотное ополчение собирается редко), вооруженная мечом (или саблей), копьём, булавой, кистенём и топором [7, с.44]. Топор, правда, в былинах не упоминается, он заменен на «чингалище», а кистень в народном сознании мог трансформироваться в шалыгу или шелепугу. Важным доказательством того, что былинные богатыри — это конная дружина князя, является и описание конского снаряжения, которому в эпосе уделяется не меньшее внимание, чем описанию вооружения воина. Вот как описываются сборы Ильи Муромца на бой с Калиным-царем:
Стал добра коня он заседлывать;
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек,
Потничек он клал да ведь шелковенькой,
А на потничек подкладывал подпотничек,
На подпотничек седелко клал черкасское,
А черкасское седёлышко недержано,
И подтягивал двенадцать подпругов шелковыих,
И шпилёчики он втягивал булатнии,
А стремяночки покладывал булатнии,
Пряжечки покладывал он красна золота,
Да не для красы-угожества,
Ради крепости все богатырскоей:
Ещё подпруги шелковы тянутся, да оны не рвутся,
Да булат железо гнется, не ломается,
Пряжечки-ты красна золота
Оне мокнут, да не ржавеют. [1, с.133–134]
Исходя из описания снаряжения русского богатыря, можно предположить, что наиболее активное время складывания былинных сюжетов киевского цикла — XI — XIII века.
Былины новгородского цикла
Рассмотрим теперь былины новгородского цикла, где главными героями выступают не воины, а обычные люди — гусляр Садко и Василий Буслаев (удалец, сорвиголова, но не защитник родной земли). Несмотря на фантастичность сюжета о Садко, который побывал у морского царя и так заворожил его своей игрой на гуслях, что получил совет, как разбогатеть, у Садко находится реальный прототип. Существует летописное свидетельство, что в 1167 году купец Сатко Сытинец поставил в новгородском кремле церковь Бориса и Глеба, а былина о Садко во многих вариантах заканчивается его обещанием «сделать церковь соборную». Многие исследователи (Д. С. Лихачев, В. И. Калугин) считают, что Сатко из летописи и Садко из былины — одно и то же лицо [1, с.453]. У Василия Буслаева, в отличие от Садко, не находят исторического прототипа, его образ считается художественным вымыслом. Но описание в былине «Василий Буслаев и мужики новгородские» повседневной жизни, нравов и обычаев средневекового Новгорода настолько точно, что она использовалась крупнейшими историками XIX века С. М. Соловьевым и Н. И. Костомаровым как исторический источник [1, с.469].
Рассмотрим, какие же сведения о жизни Новгорода можно почерпнуть из этих двух былин. Во-первых, Новгород — это очень богатый торговый город. После того как купцы проиграли спор Садко, они отдают ему свои лавки со всеми товарами:
А й как тут получил Садке да новгородскии
А й в ряду во гостиноём
А шесть уж как лавочок с дорогима он товарамы,
А й записался Садке в купци да в новгородскии,
А й как стал теперь Садке купец богатыи.
А как стал торговать Садке да топеречку
В своём да он во городи,
А й как стал ездить Садке торговать да по всем местам,
А й по прочим городам да он по дальним,
А й как стал получать барыши да он великие. [1, с.457–458]
Садко выстроил себе «полаты белокаменны», построил «церковь соборную». На тридцати кораблях он плывёт торговать, причём нанимает себе дружину для охраны. Очень подробно описан путь Садко:
А поехал он да по Волхову,
А й со Волхова он во Ладожско,
А со Ладожскаго выплывал да во Неву-реку,
А й как со Невы-реки как выехал на синё-морё.
А й как ехал он по синю морю,
А й как тут воротил он в Золоту Орду. [1, с.461]
В этом описании допущена неточность: очевидно, что Садко плывёт торговать в Балтийское море и никак не мог попасть в Золотую Орду (такие географические неточности характерны для былин). Если не брать во внимание упоминание о Золотой Орде, этот отрывок подтверждает известный факт о том, что Новгород был одним из главных центров торговли на Балтике и с XIV века входил в Ганзейский союз. Историки подтвердили, что в Новгороде раньше, чем в других городах Руси появились объединения крупных купцов; богатые торговцы имели не только речные и морские суда, но и склады, амбары. Они строили богатые каменные дома, церкви [6, с.87]. Основным источником о торговой жизни Новгорода являются торговые договоры Новгорода с немецкими городами, заключённые в XII-XV веках. Сохранилось 19 торговых договоров и 33 торговые грамоты, в которых новгородские и немецкие купцы договаривались о свободной торговле на Балтике, об устройстве иноземных гостиных дворов в Новгороде, обязанностях купцов [11, URL].
Население Новгорода было образованным, грамотность была распространена среди всех слоёв населения. Василия Буслаева, когда ему исполнилось семь лет, мать отдала
Учить его во грамоте,
А грамота ему в наук пошла;
Присадила пером ево писать,
Письмо Василью в наук пошло;
Отдавала петью учить церковному,
Петье Василью в наук пошло. [1, с.470]
О повсеместной грамотности новгородцев свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами. Грамоты посылали друг другу не только бояре и купцы, но и простые горожане. Это были расписки, просьбы о займах, записки к жене, приглашения на похороны, завещания, любовные письма и даже стихи. Также многие найденные в Новгороде предметы (бочки, поплавки, стрелы, гусли и др.) помечены именами или инициалами владельцев. Это означает, что Новгород действительно был городом всеобщей грамотности [6, с.89].
Таким образом, былины являются важным историческим источником о жизни Древней Руси.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФилипп Щепликов
Похожие презентации
Презентация 7 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Автор: Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Пайская основная общеобразовательная школа 8» п.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Автор: Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Пайская основная общеобразовательная школа 8» п. Пай, Прионежский р-н, Республика Карелия Урок литературы в 7 классе
6 Жил в Кижской волости крестьянин..
7 Сказители былин Т.Г. Рябинин М.Д. Кривополе- нова Сёстры Крюковы Собиратель былин П.Н. Рыбников
9 Родился в Заонежье, в деревне Гарницы Сенногубского погоста, рано лишился родителей. Воспитал его крестьянский мир. От старого односельчанина Ивана Агапитова он перенял и всю жизнь берёг в памяти былины. Много былин узнал от Ильи Елустафьева. В 1860 году известный собиратель П.Н.Рыбников записал от сказителя первые былины. Всего им были записаны 23 текста. В 1871 году другой учёный- А.Ф.Гильфердинг – Записал 19 сюжетов (21 текст). Рябинин был приглашён для выступления в Петербург, награждён серебряной медалью.
11 БЫЛИНЫ об Илье Муромце Первые подвиги Ильи Муромца. Илья Муромец и Калин царь. Святогор и Илья Муромец. Три поездки Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей Разбойник. Бой Ильи Муромца с сыном.
12 Особенности былины Что такое былина? Дать определение. Подобрать однокоренные слова к слову «былина» Что в былине вымышлено, а какие сведения достоверны? Каких героев былин знаете? Из каких частей состоит былина? Как называется стих,которым написана былина? В чём заключается особенность былинного стиха? Какие изобразительно – выразительные средства используются в былинах? Приведите примеры.
13 Былины-произведения искусства, а поэтому для них характерен вымысел. Для былин важна не правда отдельного факта, сколько правда жизни. Поэтому в былинах нет точности в воспроизведении исторических событий, дат, имён, географических названий.
14 Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях- и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжёлую годину испытаний дух народа. В былинах также рассказывается и о поражениях русских богатырей в схватке с врагами.
15 Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. В большинстве былин киевским князем «красное солнышко» называется один из стольнокиевских князей: Владимир Святославович(умер в 1015 году) и Владимир Всеволодович Мономах( ).
17 Назовите военное снаряжение богатыря Из скольки колец состояла кольчуга?
18 Какие былины изображены на иллюстрациях? Какая из былин относится к Киевскому циклу?
21 Так кто же он, былинный герой Илья Муромец, – мифическое существо или реальная историческая личность? Наши предки не сомневались в том, что был такой воин, служивший киевскому князю. В документальном источнике его имя впервые упомянуто в 1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора, то есть ему была оказана такая же честь, как великим князьям. Останки богатыря перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря и описали их. По свидетельству очевидцев, мощи принадлежали человеку довольно высокого роста (180 см). У хорошо сохранившейся мумии отсутствовали обе ступни ног, была глубокая рана на левой руке, повреждение в левой области груди. Может быть, герой во время боя прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу? В 1988 году была проведена экспертиза мощей с помощью современной методики и сверхточной японской аппаратуры. Результаты поразили исследователей. Определен возраст – лет, выявлены дефекты позвоночника. Ученые сделали вывод, что герой в юности перенес паралич конечностей. Причиной смерти стала обширная рана в области сердца приблизительно в одиннадцатом-двенадцатом веке. Таким образом, можно говорить о том, что у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип – реальное историческое лицо. Еще одним доказательством этого служит следующий факт: Илья Муромец с семнадцатого века почитается Русской Православной Церковью как святой. Значит, он не мифическое существо.
22 Из какого города выезжает Илья Муромец? Куда? Какие подвиги совершает по пути?
23 Какой дорогой поехал Илья Муромец в Киев? О чём свидетельствует такой выбор? Почему Илья отказался от предложения стать воеводой в Чернигове?
24 Как былина описывает поездку Ильи на богатырском коне?
25 Подъезжает он ко Грязи он ко Чёрноей, Да ко тою ли берёзе ко покляпыя, К тому славному кресту ко Леванидову… Какой ещё подвиг совершил Илья Муромец?
27 Бой Ильи Муромца с Соловьём – Разбойником. А и тут старый казак да Илья Муромец, Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки, Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелил в того Соловья разбойника, Ему выбил право око со косицею.
28 Расскажите о бое Ильи Муромца с Соловьём – Разбойником. Как вели себя в бою противники? Что помогло богатырю победить Соловья- Разбойника? Какие черты характера героя проявились во время боя?
29 Как ведёт Себя Илья Муромец в княжеских палатах? В чём смысл этого эпизода?
30 Дайте характеристику Ильи Муромца
31 Какими качествами наделяет народ своего героя?
32 Какие постоянные эпитеты переходят из былины в былину? ДРУЖИНА БОГАТЫРЬ КАЗАК КОНЬ ЛУК СТРЕЛОЧКА ВРАГ МОЛОДЕЦ ДЕВИЦА ПОЛЕ ЛЕС ПОЛЕ ГУСЛИ
33 Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. 2.Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. 3. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. 4. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. 5. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у морского царя. 6. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. 7. Богатырь, умевший превращаться в различных животных. Викторина