Что в человеке природное а что социальное
Природное и социальное в человеке
Человек – создание природы. Он есть животное, принадлежащее к одному из 10 млн. видов живых организмов, населяющих Землю, — виду Homo sapiens (род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих). Его тело имеет особые видовые признаки, по которым он отличается от других животных. Это, в частности, особая форма черепа и позвоночника, строение руки, отсутствие сплошного волосяного покрова и др. Но вместе с тем анатомия и физиология человека в значительной степени сходна с анатомией и физиологией других млекопитающих, особенно высших обезьян – шимпанзе, гориллы, орангутанга. У человека и шимпанзе – 98,7% общих генов. Так что все биологическое различие человека от них держится всего лишь на одном с небольшим проценте. Даже человеческий мозг по своему строению имеет много общего с мозгом млекопитающих, а по массе уступает мозгу китов или слонов. При всех видовых особенностях в организме человека нет ничего такого, что с необходимостью порождало бы у него разумность и способность к свободной созидающей деятельности.
Иначе говоря: в биологической природе человека не заложено никаких качеств, которые принципиально выделяют его из всего живого мира и сами по себе обуславливают неизбежность его выхода из животного состояния. Биология человека не способна объяснить человека как существо одушевленное и деятельное. Человек как биологическое существо не обязательно обладает этими характеристиками. В этом смысле правомерно утверждать (в противоречии со сказанным выше), что человек не есть создание природы: он творит себя сам, по законам своего собственного – неприродного – бытия, т.е. бытия социального. Именно в этом социальном бытии и следует искать объяснение всего, что в человеке является «человеческим», а не «животным»). Вне общества, без особых, социальных форм организации жизни человек – не более чем животное.
Подтверждением тому являются так называемые «Маугли» – дети, в силу каких-то обстоятельств оказавшиеся вне общества. Несколько лет живший одиноко в лесу французский мальчик, росшие в стае волков две индийские девочки, проведший детство среди обезьян юноша-африканец – все они вели чисто звериный образ жизни и после того, как были найдены (пойманы!), не смогли ни овладеть речью, ни усвоить навыки нормального человеческого поведения. Никому из них так и не удалось стать полноценным человеком.
Противоречие между природным и социальным формирует «сюжет» развития человеческого рода (филогенез) и каждого индивида (онтогенез). Человек возникает как дитя природы и начинает существовать по ее законам. Но в процессе своего развития он выходит из «биологической колыбели», уготованной для него природой, и пускается в путь, который он прокладывает сам. Этот путь выводит его на арену общественной жизни, где над законами природы надстраиваются иные законы – законы социального бытия. Оставаясь созданием природы, человек становится также создателем и одновременно созданием истории общества. Уникальность человека – в том, что он, являясь продуктом природы, вместе с тем продуцирует такие формы бытия, каких в природе нет, т.е. социальную реальность. В самой сущности человека заложена антиномия: он и есть и не есть создание природы. Человек живет в напряжении, не свойственном животным. Это обусловлено противоречивостью его натуры. Все человечество в целом и каждый отдельный человек живет в поисках таких способов реализации данных им природой способностей и возможностей, которые обеспечивали бы наилучшее, благополучнейшее (а что значит «наилучшее» и «благополучнейшее» – тоже проблема) обустройство их социального бытия. Поиски эти далеко не всегда бывают успешными; драматические и мучительные, они подчас заводят в тупик и отдельных индивидов, и целые народы. Сможет ли человечество когда-нибудь, наконец, полностью разрешить противоречие и снять с себя порожденную им напряженность? Вряд ли. Во всяком случае, это было бы концом истории общества (или, возможно, природы как стихии, противостоящей ему). Пока существует человеческое общество, существует (а в наше время даже, по-видимому, нарастает) противоречие между природным и социальным, которое и определяет особый, человеческий образ жизни.
Вместо того, чтобы обеспечивать выживаемость за счет инстинктов, эволюция человека пошла по другой линии: выживаемость за счет интеллекта.
Однако возникновение цивилизации резко снижает интенсивность естественного отбора генетических изменений мозга и психики, обеспечивающих рост интеллекта людей и оптимизирующих уровень развития у них многих других личных качеств. Поэтому есть основания полагать, что мы сегодня в этом отношении практически мало отличаемся от кроманьонцев, какими они были 20-10 тысяч лет назад.
Означает ли это, что биологическая эволюция человека полностью остановилась? Этот вопрос остается предметом дискуссии. Однако если эволюция человека и не прекратилась, бесспорный факт состоит в том, что он в настоящее время (и в обозримом будущем) является сложившимся биологическим видом. И как бы ни изменялось общество, жизнь человека как социального существа не может протекать без обеспечения его биологического существования.
Общество, во-первых, изменяет среду обитания людей. Оно создает искусственную, технизированную среду, в которой люди живут. Эта среда почти полностью отделяет человека от природы и образует «вторую природу», окружающую человека со всех сторон.
Дом, улица, город, парк – это творения человеческих рук. Воздух, которым мы дышим, болезни, которыми мы болеем, генные мутации, вызываемые радиоактивными излучениями, особенности развития нашей нервной системы, мускулатуры, органов чувств — все это в большей или меньшей степени зависит от нашего социального образа жизни. Техника образует не только внешнюю среду, но начинает проникать и внутрь нашего тела: искусственные зубы, протезы конечностей, вшитые стимуляторы работы сердца, искусственные хрусталики в глазах. Искусственные органы (сердце, почка и др.) ныне уже никого не удивляют, и кто знает – может, придет время, и мы будем вживлять в мозг какие-нибудь миниатюрные компьютеры.
Во-вторых, общество видоизменяет характер природных потребностей человеческого организма таким образом, что удовлетворение их регламентируется существующими в культуре правилами и обычаями.
В-третьих, культура выступает как множество запретов, которые накладываются на поведение людей, сдерживая и подавляя естественные, «животные» его формы.
В первобытном обществе существовали разнообразные «табу». Современная культура тоже табуирует с помощью морали и права «некультурные» формы поведения. С детства ребенка приучают к бесчисленным «нельзя». Нельзя бегать по лужам (а хочется!), плеваться (как это делают обезьяны), драться, отправлять естественные надобности, где и когда вздумается и т.д. и т.п.
В-четвертых, общество формирует у человека новые, «сверхприродные», социально-культурные потребности.
Это, например, потребности в определенном жилищно-бытовом комфорте, в политических свободах, в творчестве и т.д.Таким образом, в условиях общественной жизни человек развивается под контролем взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. При этом первая программа относительно стабильна, тогда как вторая претерпевает быстрые исторические изменения. Именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека наполняют его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных. Социальное бытие «диктует» условия, в которых протекает биологическое бытие человека. Поэтому человек, оставаясь биологическим существом, выступает в главной своей ипостаси как существо социальное.
Природное и общественное в человеке
В человеке природное и общественное выражается посредством таких понятий, как «человек», «индивид», «личность».
Под индивидом следует понимать определённого репрезентанта человеческого рода, обладающего неким набором черт психологического и социального характера (воля, разум и т. д.). Определяющими характеристиками индивида могут быть такие признаки, как пол, возраст, раса, статус и др.
Следует непременно отметить, что каждый индивид имеет своё неповторимое отличие и уникальность, в таком случае можно говорить о его индивидуальности. К индивидуальным особенностям человека относятся как биологические, так и психологические черты, например темперамент, характер, интеллект, которые передаются ему в качестве наследственных черт от родителей и в подобном соотношении не встречаются в других людях или же встречаются очень редко.
Таким образом, можно сказать, что человек — это одновременно биологическое и социальное существо. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Кроме того, человеку, как и любым другим живым организмам, присуща борьба за существование, приспособление к условиям окружающей среды, необходимость защищать себя, добывать себе пищу. Характерными особенностями человека являются прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, и речь. Более того, человек имеет высокоразвитый мозг, способный отражать окружающую действительность в образах и понятиях, а также обеспечивать целесообразность поведения и жизнедеятельности.
Как существо социальное человек непосредственно связан с обществом. Индивид, который в силу каких-либо причин был с рождения оторван от общества, остаётся животным. Человек становится человеком лишь в том случае, когда он вступает в общественные отношения с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие полезные свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание, разум и т. д.
Взаимосвязь природного начала и общественной сущности в человеке приводит к тому, что возникает качественно новая ступень человеческой личности.
Понятие «личность» отражает совокупность целостных психологических и культурно-исторических особенностей индивида, которые, в свою очередь, тесно связаны с общественными характеристиками человека. Следует отметить, что без общества индивид не может стать полноценной личностью. Личностью является социально и духовно развитый человек. Основными проявлениями личностного начала в человеке служат его социальная активность, а также деятельность, связанная с социальным окружением и отношениями с окружающими.
Для общественного сознания характерен комплекс определённых образов, взглядов, теорий, отражающий различные сферы жизни общества. Возникает оно благодаря производственной, семейно-бытовой и другой совместной деятельности людей. Только в результате общей практической деятельности люди начинают осмысливать окружающий их мир с целью использования его в своих интересах. Содержание общественной практики в социальной действительности, осмысленное людьми, в итоге становится содержанием их общественного сознания.
Таким образом, общественное сознание — это результат общего осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. Именно в этом таится социальная природа общественного сознания и его отличительная особенность. К формам общественного сознания относятся политические и правовые, этические, научные, религиозные и философские взгляды.
Индивидуальное сознание можно толковать как определённые особенности взглядов и интересов, а также ценностных ориентаций человека, которые способствуют возникновению личностного стиля поведения. Формируют духовный мир человека такие факторы, как личный жизненный опыт, особенности характера, уровень духовной культуры и другие обстоятельства социального существования, основным проявлением которого является индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание выдающихся людей значительно обогащает общественное сознание выразительными образами и идеями, вносит существенный вклад в развитие науки, искусства и т. д. В то же время следует учитывать, что индивидуальное сознание функционирует отнюдь не автономно и не является абсолютно независимым, а формируется и развивается посредством общественного сознания. Каждый человек мыслит в той мере, в какой он включается в мыслительный процесс этого общества и человечества. Впитывая в определённой степени духовное богатство своего народа и человечества в целом, овладевая языком, включаясь в различные виды деятельности и общественные отношения, индивид приобретает навыки и формы мышления, становится думающим социальным субъектом.
Таким образом, индивидуальное и общественное сознание тесно взаимосвязаны, несмотря на то что между ними существуют и определённые различия:
Самосознание — понимание человеком самого себя и собственного места в комплексе отношений общества.
Самосознание представляет собой длительный процесс, который непосредственно связан с общим развитием человека, а также является важным условием сохранения тождественности личности, отражая своеобразную историю индивидуальности. Когда человек познаёт себя в труде и общении с другими людьми, индивид постоянно регулирует свои действия и поведение в социуме. Начиная осознавать свои сильные и слабые стороны, человек старается менять свои недостатки соответственно тем критериям, которые предъявляет к нему социум, и целям, которые он ставит для себя в процессе саморазвития. Самосознание индивида имеет общественный характер и в некоторой степени определяет социальное поведение человека.
Самосознание стремительно развивается и имеет градацию в несколько уровней. Первый уровень — самоощущение — это осознание своего тела и определение его места в мире. Второй уровень самосознания связан с восприятием себя в качестве принадлежащего к той или иной социальной группе. Третий, самый высокий уровень, связан с возникновением сознания своего «Я» как совершенно особенного образования, похожего на «Я» других людей, но в какой-то степени уникального и неповторимого.
Таким образом, самосознание — это единство трёх компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.
Самопознание является точкой отсчёта и основой существования самосознания. В процессе самопознания появляется знание индивида о себе. Именно после этого начинает формироваться эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Мысленные обобщения в результате самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируют самооценку.
Самооценка включает в себя результаты самопознания и отношения к себе, является внутренним фактором саморегулирования поведения человека, то есть позволяет выбирать наиболее благоприятные, оптимальные линии поведения.
Саморегулирование поведения — это своего рода двухуровневый процесс. Первый уровень включает в себя внешнее (социальное) управление поведением индивида на каждом этапе его развития. Второй уровень предполагает самоконтроль, то есть внутри процесса саморегулирования существует обратная связь.
Самоконтроль заключается в длительном отслеживании всех этапов поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Самоконтроль даёт возможность учитывать как внешние, так и внутренние условия принятия решений, при необходимости изменять их, активировать дополнительные усилия, включать потенциальные резервы личности. Самосознание выступает и в виде социального сознания.
Социально-групповое сознание отображает степень понимания представителями конкретной социальной группы собственного статуса в комплексе отношений, характерного для этого общества. Социально-групповое сознание, как и индивидуальное сознание, — это продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого динамика потребностей людей, принадлежащих к этой социальной группе, и возможности их осуществления, а также связанных с этим явлений и практических социальных действий людей. Условия бытия различных социальных групп обусловливают их специфические психологические особенности. Именно в совокупности психических черт, характерных для членов класса, и выражается реальность социально-группового сознания.
Природное и общественное в человеке
Содержание:
Человек как результат биологической и социокультурной социологии
Человек высший вид развития на Земле. Биологически принадлежит к человекоподобным созданиям (homo sapiens), населяющих планету с древности.
Отличия человека от животного
Сознание
Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека.
В сознание входит ряд функций:
В структуру относятся следующие элементы:
Бессознательное | – процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах. |
Массовое сознание | – общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях. |
Самосознание | – осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность. |
Самопознание | – постижение собственных физических и психологических особенностей. |
Самооценка | – носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная). |
Поведение | – поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации. |
Поступки | – действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств. |
Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность»
В ходе социализации происходит становление личности: знакомство и принятие общественных норм, правил, порядков, социальных ролей и т.д. Личность является свободным и самостоятельным субъектом в обществе.
Становление индивидуальности – процесс, в ходе которого приобретаются черты, выделяющие человека из социума, носят уникальный и неповторимый характер.
Деятельность
Деятельность – взаимодействие человека с миром, при котором субъект удовлетворяет собственные потребности.
Сущность и структура деятельности
Виды действий делятся на:
Виды деятельности
1. Игра – важным является процесс, а не результат, индивид осмысляет итог действия.
2. Учение – процесс, направленный на овладение знаний, умений, навыков.
3. Труд – деятельность, направленная на достижение целей, для удовлетворения собственных потребностей.
4. Общение – взаимодействие людей, основанное на обмене и передаче информации.
Общение включает в себя следующие функции:
Субъектами общения выступают:
Цель общения – то, ради чего происходит коммуникативный процесс:
Средства общения – те каналы, по которым происходит передача информации:
Природное и социальное в человеке
Проблема человека в философии
2) Человек и природа. Природное и социальное в человеке
3) Человек в системе социальных отношений
4) Человек и исторический процесс
5) Личность и массы
6) Свобода и необходимость
7) Смысл человеческого бытия
Введение
По мнению французского мыслителя Б.Паскаля:«Самое непостижимое явление природы – человек».
Философия издавна интересуется и пытается постичь человека и его сущность. 21-й век не внес ясности. По мнению Н.Бердяева «Человек – по-прежнему загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка».
Человек – общественное существо, обладающее сознанием, выступающее как субъект исторического процесса и развития материальной и духовной культуры.
Человек – существо биосоциальное.
Индивидуальность – индивид, взятый в его неповторимых, своеобразных качествах.
Личность– индивид, взятый в его социальных качествах, с присущими ему индивидуально-интеллектуальными, социальн0-культурными и моральными характеристиками.
Критерием личности является здоровая психика.
Человек и природа. Природное и социальное в человеке
Человек представляет собой часть природы, и вне ее он существовать не может. Он самым тесным образом связан с природой. Связь с природой, ее преобразование, составляет способ человеческого существования.
В современную эпоху человечество принимает новую принципиальную ответственность за ту часть природы, в рамках которой протекает его жизнедеятельность.
Это связано с тем, что бурное развитие техники и технологий, т.е. технического прогресса, привело к возникновению экологической проблемы – проблеме охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека. Впервые за всю историю человечества вопрос «быть или не быть?» из личностного перерос в вопрос всего человечества. Возникла парадоксальная ситуация: природу надо защищать именно от самого человека.
Человечествов поисках выхода из создавшейся ситуации выявило реальную альтернативу – в регулировании наиболее жестких вредных для биосферы технологий, чтобы ослабить их разрушительное влияние на природу и достижении гармоничных отношений между природой и человечеством. Спасая природу от гибельного разрушения, тем самым спасает самого себя.
Природное и социальное в человеке
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство биологического и социального начал, причем социальные качества являются ведущими и определяющими.
Соотношение природного и общественного в человеке представляет собой проблему, решение которой всегда вызывало споры.
В философии сложилось 2 подхода: социализаторский и биолизаторский. Второй абсолютизирует естественные свойства человека, т.е. его природные качества. Сущность человека рассматривается преимущественно с позиции биологии и генетики.
Первый подход – это абсолютизация духовного социального начала; рассмотрение человека лишь как «слепок» с окружающих его социальных отношений, отбрасывая природную сторону его бытия. Оба эти подхода являются односторонними, и каждый из них концентрирует только один аспект человеческого бытия.
Интересное обществознание/Природное и социальное в человеке
Содержание
Три точки зрения на происхождение человека – божественная, космическая и биологическая. Править
И создал Бог Человека по образу Своему, по образу Бога Он создал его, самцом и самкою Он создал их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и овладевайте ею, и властвуйте над морскими рыбами и над небесными птицами, и над всеми животными, пресмыкающимися по земле.
— Учение. От бытия до откровения. Пятикнижие Моисеево. Стр. 58. В начале (Бытие) Глава 1.
Отличия человека от обезьяны, которые появились в процессе эволюции. Править
По мнению Валерия Старикова, у человека по сравнению с обезьяной появились новые функции мышления – способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению, но и у высших млекопитающих, и у человека существует способность к интуиции. У высших млекопитающих (собак, обезьян и т. д.) эта интуиция, в отличие от человека, существует в бессловесной форме.
Появление новых функций мышления привело к появлению физиологических отличий человека от обезьяны:
Наличие интуиции у человека и обезьяны – это ещё одно сходство между ними. Править
Поведение высших млекопитающих животных построено не только на условных и безусловных инстинктах, но и на интуиции. Поведение низших животных, построенное на одних инстинкта при отсутствии интуиции, напоминает поведение автомата. Появление интуиции у животных позволило начать процесс обучения в примитивной форме, особенно у хищников. Проблема состоит в том, что такая наука, как зоопсихология, сегодня находится в самом начале своего зарождения и развития и не может предоставить исчерпывающих данных.
Дарвин считал, что между психикой высших млекопитающих и человека не существует глубоких различий. Он был убеждён, что многие существа испытывают удовольствие и боль, радость и печаль, видят сны и даже обладают воображением. Дарвин защищал свою теорию в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Он сравнивал презрительную усмешку у человека с обнажением клыков с целью напугать противника у животных. : [2] По мнению Валерия Старикова, человек унаследовал язык жестов у животных. В 60-70 годы 19 века тема возможного наличия интеллекта у животных стала необыкновенно популярной не только в научных кругах, но и среди широкой публики. Люди писали письма в научно-популярные журналы, где излагали тысячи историй о необычайных проявления умственных способностей у домашних кошек и собак, лошадей и свиней, улиток и птиц. Даже первый в мире учёный-психолог Вильгельм Вундт не избежал этого увлечения и написал работу об умственных способностях различных живых существ – от жуков до бобров. В зрелом возрасте его отношение к этой проблеме стало более взвешенным. Друг Дарвина Джордж Романес опубликовал работу «Интеллект животных», написанную по методу анекдотов, поскольку он использовал не научные методы исследования, а непроверенные сообщения и рассказы о поведении животных. Он считал кошек самыми умными животными после обезьян и слонов и описывал пример, когда кошка его кучера могла лапой отодвинуть щеколду и открыть дверь в конюшню. : [3] У. С. Смолл исследовал поведение и самообучение белой крысы, бегающей по лабиринту. Ч. Г. Тернер исследовал поведение муравьёв. : [4] В 20 веке мода на исследования в сфере зоопсихологии прошла, так как эти исследования не имели практической пользы.
В начале 20 века практически каждый образованный человек на Западе читал про коня по кличке Умный Ганс. Этот конь, якобы, умел складывать, вычитать, оперировать простыми и десятичными дробями, читать, составлять слова, указывать время, различать цвета, идентифицировать предметы, показывать чудеса памяти. Он отвечал на поставленные вопросы либо постукивая копытом определённое количество раз, либо кивая головой в направлении нужного предмета или букв. Владелец коня отставной учитель математики В. фон Остен был искренне уверен, что этот конь мыслит как человек и просто этому коню не хватает достаточного уровня образования. Психолог О. Фунгст расследовал этот случай и доказал, что конь был обучен начинать и прекращать топать ногой, повинуясь непроизвольным кивкам головой любого человека, и получая подкрепление в форме морковки или кусочка сахара за, якобы, правильный ответ. Поэтому Ганс не мог правильно отвечать на вопросы людей, которые сами не знали правильного ответа и не могли непроизвольно кивать в ответ. Этот случай заставил психологов более скептически относиться ко всякого рода заявлениям о разуме животных. : [5]
По мнению Валерия Старикова, можно сделать вывод, что у высших млекопитающих есть способность к интуиции и отсутствует способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактно-логическому мышлению. Интуиция – это восприятие окружающего мира человеком или животным с помощью бессознательного, когда на основании прошлого опыта и без всяких размышлений откуда-то из глубин подсознания у них всплывает готовый рецепт решения проблемы или готовый план действий в форме предчувствия
Биологическое и социальное в человеке Править
Человек – это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде, Как и все живые организмы, человек растёт, стареет и умирает. Но разум человека способен сформироваться только в обществе. Ребёнок, полностью изолированный от других людей как Маугли, не сможет научиться говорить, мыслить, не получит технических способностей. Только общество может развить эти способности, может научить ребёнка. Поведение животных в большой степени обусловлено врожденными инстинктами, передаваемыми по наследству, животное часто действует как запрограммированный автомат. Поведение человека в большой степени есть результат процесса обучения.