Что в деятельности учителя является главным обучение или воспитание детей
Личность педагога, учителя и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Значимость личностных и профессиональных качеств педагога в воспитании и развитии ребенка
Педагог (учитель) – это лицо, которое ведет практическую деятельность в области обучения и воспитания детей, а также занимается разработкой и исследованием основных проблем в области педагогики.
Особое значение в развитии и воспитании детей имеет педагогическое мастерство педагога, его профессиональные знания и умения, а также наличие ряда личностных характеристик. Ввиду этого, ни одна техническая разработка никогда не сможет заменить в воспитательно-образовательном процессе педагога.
Главной личностной чертой, необходимой каждому педагогу является любовь к детям. Без любви к ребенку невозможно организовать эффективную педагогическую деятельность. Кроме того, недопустимо, чтобы в педагогическую работу приходили люди, которые не любят и не понимают детей, не видят в них личность достойную уважения. С детьми необходимо работать только в том случае, если есть на это душевное призвание. Только педагог, любящий детей может оказать неоценимое влияние на развитие и воспитание ребенка, формирование его как личности.
Помимо личностных качеств, педагог должен обладать всеми необходимыми профессиональными знаниями и умениями, которыми он будет с душевной мудростью делиться с детьми.
Ввиду того, что современный мир очень изменчив и динамичен, педагог должен постоянно саморазвиваться и самообразовываться, для того, чтобы удовлетворять все потребности учащихся, в разных областях (искусство, культура, политика и т.д.).
Таким образом, основной задачей каждого педагога является обучение, воспитание, нравственное и духовное развитие детей. Педагог должен «вести ребенка по жизни», оказывая ему необходимую поддержку в познании окружающего мира и адаптации в нем.
Влияние личности педагога на развитие ребенка
Развитие личности ребенка – это процесс его вхождения в новую социальную среду и интеграции с ней.
Готовые работы на аналогичную тему
В зависимости от возраста ребенка и тех, изменений, которые происходят у него в жизни, такой социальной средой каждый раз выступает разное место (детский сад, школа, летний лагерь и т.д.). Вне зависимости от места нахождения и деятельности ребенка, большое влияние на его развитие и становление как личности оказывает тот коллектив, в котором он находится. В этой связи одной из задач педагога является формирование сплоченного и дружного детского коллектива.
Особую роль в любом детском коллективе имеет педагог, так как он руководит данным коллективом и направляет его. От личности педагога многое зависит. Зависит то, как будут складываться взаимоотношения между детьми, в какой психологической атмосфере детям придется взаимодействовать друг с другом и т. д.
Зачастую личность учителя становится настолько значимой для детей, что они стремятся во всем ему подражать. Дети бессознательно присваивают себе стиль поведения педагога, особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иногда влияние учителя даже больше влияние родителей. Поэтому учителю необходимо всегда регулировать собственное поведение, внешний стиль, речь и т.д., быть всегда примером для подражания.
Современные исследования показали, что роль учителя в развитии личности ребенка осуществляется на информационном уровне. То есть, для достижения желаемого результата, учитель должен вербально взаимодействовать с детьми, посредством диалога или дискуссии.
Помимо вербальных средств, большое влияние на развитие детей, педагог оказывает посредством предоставления им определенной свободы в выборе содержания и форм процесса собственного воспитания и обучения. Такой подход оказывает не только положительное влияние на развитие ребенка, но и способствует сближению учителя с детьми.
Таким образом, позитивные личностные качества педагога способствуют эффективному развитию ребенка, формированию у него положительных качеств, усвоению им норм и правил поведения.
Влияние личности педагога на воспитание ребенка
Основные критерии эффективности влияния личности педагога на воспитание ребенка выступают:
Роль личности педагога в воспитании ребенка очень высока, именно поэтому к ней предъявляются следующие требования:
Обучение и воспитание две стороны педагогического процесса
Сегодня я попробую поразмышлять над двумя сторонами педагогического процесса: обучение и воспитание. Как они взаимосвязаны и взаимосвязаны ли? Как личность педагога и качества его характера могут повлиять на обучение или воспитание подрастающего поколения. И кто должен заниматься обучением, а кто воспитанием. Педагоги? Родители? Или все вместе? И, самое главное, как сами дети воспринимают педагогический процесс со стороны обучения и воспитания.
Для начала, давайте разберёмся что общего и в чём различия понятий: обучение и воспитание.
Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество) и экологические отношения, на процессы и явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Если обучение (и в семье, и в школе) ориентировано на усвоение знаний, умений и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной, художественной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений, опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки. Если основной результат обучения – усвоение человеком культуры значений, т. е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий, то основной результат воспитания – выработка человеком своей личной культуры смыслов (смысл – это “значение для меня”, мой индивидуальный вариант отношения к значениям. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности.
По моему мнению, обучение и воспитание очень тесно взаимосвязаны. Ведь в процессе обученияпроисходит становление личности ребенка: на примере личности учителя, взаимоотношения с другими учениками,разбора различных конфликтных ситуаций из серии: «Кто прав, кто виноват?». И вот здесь очень важно, что представляет собой педагог, как личность.
Но недопустимо рассматривать процесс обучения и воспитания только с точки зрения образовательных учреждений, ведь основу этих понятий дети получают в своей семье.Как сказал один известный человек: «Воспитание детей- начинается с воспитания их родителей.» Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и, как следствие, накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника или школьника. И если дома ребёнок чувствует себя хорошо, родители проводят с ним свободное время, вникают в его проблемы, но не отнимают у него самостоятельности, значит и в образовательном учреждении у него будет присутствовать доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе.
Таким образом, воспитание – условие обучения. Но и обучение, формируя знания и умения, в частности нравственные знания, – условие возвышающего личность воспитания. Информационно-операционная бедность же личности затрудняет формирование ценностной сферы человека. Я считаю, воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом процессе.
Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.
Фоторепортаж «Квест «Охота юного натуралиста». Взгляд со стороны» Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б путем решения поставленных задач. Она предполагает общий игровой.
Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.
Сценарий осеннего досуга в старших группах «Стороны осени» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей об осени: 1. Закрепить знания о времени года. 2. Продолжать развивать творческий потенциал.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.
Творчество педагогов. Мой взгляд со стороны В этом учебном году в нашем детском саду проходят очень интересные мероприятия, на которых коллеги представляют свой опыт, проводят мастер-классы,.
Учи, но не забывай и воспитывать
Рубрика: Образование взрослых и самообразование
Дата публикации: 18.01.2015
Статья просмотрена: 579 раз
Библиографическое описание:
Мишарина, В. А. Учи, но не забывай и воспитывать / В. А. Мишарина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/4/24/ (дата обращения: 24.12.2021).
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Да и жизнь учителя состоит из них, этих уроков. Существует масса методов, приёмов, типов уроков, чтобы научить и разбудить в ученике творческие возможности. И для этого хороши все методы — активные и пассивные. Но многое определяется личностью самого учителя. Учитель — это нечто гораздо большее, нежели просто учёный, знающий человек. Большой учёный может и не быть учителем. Учитель — это актёр. Он играет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс — тоже зрители. Но учитель — больше, чем актёр. Даже самый «народный артист», в конечном счёте, не несёт ответственности за своего зрителя, а учитель — несёт. Учитель — это ещё и режиссёр-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и её участников, но он распределяет роли, сам следит за игрой своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание — это, прежде всего, призвание и талант. Луначарский в своё время писал: «…преподаватель формирует самый благородный материал — людские души… И это можно сделать только тогда, когда между ними протянулись токи, заразившие их определённой симпатией к вам…»
Учительский труд очень сложен, потому что в его основе — человеческие отношения. Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремление воспитать лучшие человеческие качества у детей подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки.
Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Это должно проявляться во всём, даже в общении с учениками. Учитель, любящий детей, будет называть их только по именам, не побоится признать свою ошибку, извиниться, если окажется в чём-то неправым. Он никогда не будет угрожать своим воспитанникам: они не должны его бояться. Ничего нет страшнее в школе, чем педагог, приходящий в класс с холодным сердцем.
Многое из школьных предметов потом забывается, не забывается одно — общение с умным, готовым тебя понять собеседником. Для этого на уроках истории не заставляю старшеклассников выходить к доске и отвечать на поставленный вопрос, мы часто беседуем на равных, сидя за партой, они обсуждают проблемы, Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Конечно, учителя — обыкновенные люди: с нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но учителя не выбирают — он достаётся детям. И он должен уметь оставлять за порогом класса всё, что может помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко. Но надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам: «Добрый день!», не перебить отвечающего, не ответить резкостью на грубость. Ребёнок должен живо реагировать на всё, что происходит на уроке (на реплики, на шутки, на интересную информацию). Идеальная тишина — не главное условие обучения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность. Без доброго отношения к ребёнку, ободрения нет общения, а без общения нет воспитания. Невозможно обучение и воспитание без толерантности.
Вся жизнь учителя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, сильные и слабые стороны — всё проходит на глазах детей, всё подвергается их строгой, но объективной оценке. Ребята изучают педагога, выставляют ему свои отметки в особых дневниках памяти. Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как воздействуем на него, и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, и действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно они делают нас красивее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем поучиться. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только отношение к ученикам показывает доброту и ум, щедрость и отзывчивость, чёрствость и равнодушие.
Воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог. Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий к выпуску из школы гражданина. Ребёнок не рождается личностью, а становятся ею. И большая роль в этом становлении отводится школе.
Один древний философ как-то сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим». Похвала — лучший способ закрепить положительные поступки. И умение хвалить — своего рода талант. То, как ребёнок воспринимает себя, зависит от того, какую оценку мы ему даём.
В нынешних непростых условиях, во времена потери нравственных и культурных основ в воспитании школьников обращение к искусству, художественной литературе может сформировать в ребёнке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формируют нравственные идеалы, воплощённые в духовном облике человека.
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Они раскрывают способность личности к любви — к матери, к Родине, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям.
Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты. На своих уроках я стараюсь развить уже имеющийся у них жизненный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т. к. в нём воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная культура воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, даёт ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красота родной природы — прекрасное средство воспитания детской души. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые даёт учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечёт творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.
Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребёнка, умение видеть ситуацию его глазами, умение стимулировать саморазвитие школьника. Необходимо использовать личностно-ориентированный подход, с помощью которого возможно развитие неповторимой личности, индивидуальности. Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке понимания, он учится понимать и принимать других. Если его подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. Если он растёт в безопасности, он верит в людей. А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды — добрых, порядочных, отзывчивых людей.
Конечно, я ещё многому учусь сама, и мне хочется сделать правильный выбор.
Школа: обучение или воспитание?
Вы будете перенаправлены на Автор24
Учить или воспитывать?
Воспитание – это процесс формирования у подрастающего поколения нравственных качеств и общепризнанных норм поведения, а также передача опыта накопленного поколения.
Обучение – это организованный и целенаправленный процесс по усвоению учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
В настоящее время ведутся споры по поводу того, должна современная школа учить или воспитывать? Или же она должна и учить, и воспитывать одновременно. Большинство исследователей и ученых из области педагогики считают, что процессы обучения и воспитания неразрывно связаны друг с другом, и поэтому они должны быть реализованы в школе в совокупности.
Одной из основных задач школьного учителя является формирование у детей определенной системы знаний, умений и навыков, необходимой для успешной жизнедеятельности в рамках современного социума. Однако учитель также должен и заботиться о формировании личности каждого своего ученика. При осуществлении подготовки к учебному занятию учитель должен формулировать и ставить не только образовательные, но и воспитательные, и развивающие цели.
На уроках учитель должен не только давать детям знания, но и воспитывать у них такие личностные качества как ответственность, коллективизм, целеустремленность, доброжелательность, вежливое и тактичное отношение к окружающим людям, стремлению помогать друг другу. Направленность воспитательного воздействия во многом зависит от учебного предмета.
Например, на уроках литературы, истории и обществознания, учитель должен заниматься патриотическим и нравственным воспитанием; на уроках музыки, изобразительного искусства – эстетическим воспитанием; на уроках технологии – трудовым воспитанием и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Непосредственно организует воспитательную работу в школе и отвечает за ее результативность завуч по воспитательной работе и классные руководители. Так, завуч занимается организацией разнообразных секций и кружков, которые проводятся во внеурочное время. Воспитательная работа классного руководителя заключается в проведении классных часов различной тематики, а также родительских собраний.
Общепринятый подход к воспитанию и обучению в школе
Общепринятый подход к воспитательно-образовательному процессу в школе, к сожалению, не позволяет достигать поставленных воспитательных целей. Особенно эта проблема актуальна среди начинающих учителей, которые зачастую считают, что вопросами воспитания должны заниматься исключительно родители (семья). Именно поэтому они используют в своей работе формальный подход к вопросам воспитания.
Большое значение в организации педагогического процесса имеет то, какие методы и средства будет использовать учитель для достижения воспитательных и образовательных целей.
В первую очередь, учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Так, для детей младшего школьного возраста непререкаемым авторитетов является учитель, поэтому он должен быть для детей примером. В тоже время в глазах подростков авторитет учителя может быть меньше, они уже ориентируются на мнение сверстников. Поэтому в рамках воспитательного процесса, учитель не должен действовать напрямую, необходимо к каждому ребенку подобрать индивидуальный подход.
Так, при организации классного часа в средних и старших классах, учитель должен привлекать для работы и самих учеников. Например, рассказывая о вреде курения и алкоголя, учитель не только сам выступает перед детьми, но и привлекает для этого других учеников, которые заранее готовят доклады или презентации. Тем самым, воспитательное воздействие на подростков оказывается не только напрямую, но и опосредованно, через самих учеников.
Таким образом, школа должна осуществлять комплексный воспитательно-образовательный процесс, направленный на формирование всесторонне развитой личности.
Воспитание вне урока
В связи с тем, что процесс воспитания в школе не всегда выходит на первый план, в силу того, что основной целью является обучение детей, воспитательное воздействие на учащихся, оказывается через организацию разнообразных праздников, мероприятий и т.д.
С воспитательной целью организуются праздничные мероприятия, которые приурочены к праздничным датам (День Победы, День пожилого человека, День матери, День знаний, 8-е марта и т.д.). Данные мероприятия направлены на воспитание у детей патриотизма, уважительного отношения к старшим, любви к своей Родине и т.д.
Организация воспитательных мероприятий во внеурочное время предусматривает активное участие детей в них. С целью привлечения детей к участию, им даются поручения и задания. Дети могут читать стихи, готовить плакаты, украшать зал, исполнять песни, танцевать и т.д. Вовлечение детей в мероприятия способствует не только их воспитанию, но и расширению кругозора.
Большое значение в развитии личности детей имеет эстетическое воспитание, которое предусматривает формирование у детей чувства прекрасного. Эстетическое воспитание организуется не только в рамках уроков, но и во внеурочной деятельности. Например, посещение театров, выставок, музеев и т.д. Для детей из сельских школ организуются выездные экскурсии, связанные с поездками в областные центры и близлежащие города.
Для того, чтобы организуемые внеурочные мероприятия были действительны эффективны и достигалась воспитательная цель, предварительно следует проводить подготовительную работы. Например, при посещении картинной галереи, педагог проводит классный час, на котором знакомит детей с разными художниками и их творчеством. Кроме того, ознакомление может быть проведено и в рамках некоторых уроков.
Для того, чтобы поддержать у детей должный интерес к организуемому мероприятию, учитель должен дать им задания. Например, в картинной галереи найти все картины, на которых изображены собаки. После посещения галереи провести классный час, на котором дети расскажут об этих картинах, по заранее обговоренной схеме (название картины, художник, вид живописи и т.д.). Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства.
Таким образом, деятельность современной школы должна сочетать в себе и воспитательную, и образовательную направленность. Только в этом случае можно будет сказать о том, что школа является именно тем институтом, который осуществляет комплексное и своевременное формирование личности каждого ребенка.