Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Пересказ содержания по главам + цитаты из текста + комментарий. Глава «Любани». Разговор с пахарем.

А.Н. Радищев.

«Путешествие из Петербурга в Москву».

Пересказ содержания по главам + цитаты из текста + комментарий.

Глава «Любани». Разговор с пахарем.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора

Разговор с крестьянином в поле. Глава «Любани».

Художник А. Н. Самохвалов.

Начинается глава с замечания, что данные события могут произойти либо летом, либо зимой. «Нередко то бывает с путешественниками: поедут на санях, а возвращаются на телегах».

И всё же было лето. Ехать по дороге было трудно, и рассказчик решил пройтись пешком. В поле он увидел пашущего крестьянина, хотя был полдень, стояла жара, да и день был воскресный, праздничный. Этот крестьянин был крепостным.

Удивляло, как тщательно и с каким желанием пахал крестьянин землю. Сразу было понятно, что это не господская земля.

«Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно, не господская. Соху поворачивает с удивительною легкостию».

Рассказчик разговорился с крестьянином, предположил, не раскольник ли тот, раз пашет по воскресеньям. Тот ответил, что нет, а работает, так как нужно семью кормить, у него «три сына и три дочки. Перьвинькому-то десятый годок.»

Рассказчик нова задал вопрос: «Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?»

На вопрос о том, как же крестьянин успевает за воскресный день всё сделать, то ответил: «… ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет».

Кроме того, никто не оценит работу мужика («Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит»).

Крестьянин рассуждает, что хорошо тем, у кого барин берёт только оброк (а не заставляет на барщине работать), да ещё если нет приказчика.

А совсем тяжело крестьянам, если их деревню отдают в аренду другому помещику, который «дерет с мужиков кожу». «Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу». Такой помещик «зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него». И даже пожаловаться на такого помещика некому.

Рассказчик на это сказал, что «мучить людей законы запрещают». Крестьянин согласился только со словом «мучить», сказав, что это «правда», и продолжил работу.

Встреча с крестьянином заставила о многом задуматься рассказчика:

— о неравенстве людей;

— о крестьянах казенных и помещичьих («одни платят известное, а другие должны быть готовы платить то, что господин хочет»);

— о разном правовом положении этих категорий крестьян («Одни судятся своими равными; а другие в законе мертвы, разве по делам уголовным»); то есть нужно стать только «злодеем», чтобы о крестьянине узнали «члены правительства» («Сия мысль всю кровь во мне воспалила»).

Далее рассказчик словно обращается к помещикам, предупреждая, чтобы они боялись гнева крестьян: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

И вдруг рассказчик взглянул на себя со стороны: как он сам относится к своему слуге, который так устал в дороге, но не может даже поспать, отдохнуть.

«Какое преступление сделал бедный твой Петрушка, что ты ему воспрещаешь пользоваться усладителем наших бедствий, величайшим даром природы несчастному — сном?»

Да, он «получает плату, сыт, одет», его никогда не секут, но кто даёт право так поступать с ним? Рассказчик вдруг подумал: «Если я кого ударю, тот и меня ударить может». Он вспомнил, как дал пощёчину пьяному слуге за то, что тот не успел его одеть.

Глава заканчивается словами:

А кто тебе дал власть над ним?

— Закон.

— Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный. — Слезы потекли из глаз моих; и в таковом положении почтовые клячи дотащили меня до следующего стана.

То есть рассказчику стало стыдно за то, что, осуждая других помещиков, он и сам относился к крепостным жестоко, будучи уверенным, что на то он имеет право – право по закону.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора

Разговор с крестьянином в поле. Глава «Любани». Художник В. Г. Бехтеев

Комментарий.

В главе «Любани» осуждается крепостничество, дающее право помещикам безжалостно относиться к крестьянам, эксплуатировать их. Самое страшное, что это разрешено законом.

Автор возмущён бесправным положением крестьян, их бесконечной работой на помещика, когда для себя остаётся время лишь в выходные и ночью.

Осуждение крепостного пава, боль за судьбу народа – основные идеи данной главы, как и всего произведения А.Н. Радищева.

Кроме того, рассказчик винит и самого себя за обращение со своим слугой, как с бесправным, низшим существом, осуждает закон, утверждающий бесчеловечное отношение к людям.

Темы и проблемы главы «Любани»:

Источник

Урок литературы по главе «Любани» (из книги «Путешествие из Петербурга в Москву») (9 класс)

Радищев Александр Николаевич. Вопросы к главе «Любани» (из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»)

№ 2. Как крестьянин работает на своем поле? Когда он успевает выполнять работу в своем хозяйстве?

№ 3. Куда и зачем ходят по праздникам бабы и девки?

№ 4. Что крестьянин рассказывает о своей семье?

№ 5. Как крестьяне работают в помещичьем хозяйстве?

№ 6. Что лучше, по мнению крестьянина: барщина или оброк?

— По словам крестьянина, лучше оброк: при оброке крестьянин платит помещику фиксированную сумму, и его время принадлежит только ему, а не барину.

№ 7. Как крестьянин оценивает новую практику некоторых помещиков отдавать собственные деревни в аренду?

— Крестьянин крайне негативно оценивает новую практику некоторых помещиков отдавать деревни в аренду, потому что при таком временном хозяине крестьянам живется крайне тяжело: «Голый наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того что он подушные платит за нас».

№ 8. За что рассказчику становится стыдно перед самим собой?

— Рассказчик стыдится, что и он чем-то похож на помещика, который изнуряет крестьянина на пашне: его конюх, Петрушка, неоднократно испытывал на себе его «барский» гнев. Слуга иногда не имеет возможности вдоволь выспаться, а иногда и получает от хозяина пощечину за свою нерасторопность.

Радищев Александр Николаевич. Вопросы к главе «Любани» (из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Познакомьтесь с текстом «Путешествия из Петербурга в Москву», проанализируйте одну из глав

Познакомьтесь с текстом «Путешествия из Петербурга в Москву», проанализируйте одну из глав (на выбор) или подготовьте к инсценированному чтению один из диалогов.

Что в диалоге с крестьянином («Любани» ) поразило автора «Путешествия. » и какие мысли вызвало впоследствии? О чем говорят слова крестьянина: «Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую. »?

Литературовед В. А. Западов пишет: «Все главы от «Софии» до «Спасской полести» объединяет сквозная тема закона и всеобщего беззакония. Беззаконие царит на всех ступенях общества; вопреки законам поступают все — от ямщика и мелкого чиновника до наместника и ближайших
помощников государя». Найдите примеры этому в «Путешествии. ».

Обсуждение вопроса:

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора

Анализ глав «Путешествия. »

В главе «София» путешественник размышляет об особенностях русского национального характера: «Бурлак, идущий в кабак повеся голосу и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Российской».

«Любани»: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работает на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: «Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро». Путешественник потрясён признаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправившись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спутниками попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двенадцать человек едва успевали откачивать воду. Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отправился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: «Не моя то должность». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и «некто» ему ответил: «Но в должности ему не предписано вас спасать». «Теперь я прощусь с городом навеки, — восклицает рассказчик. — Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие — грызть друг друга; отрада их — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают муж и жена, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина. Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собственные прихоти (он очень любит «устерсы», то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполняют эти прихоти.

Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезоружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. — Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил».

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора

Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»); размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой — как в крестьянской, так и в дворянской семье.

В главе «Едрово» путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в приданое для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской семьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты восхищают героя, и он долго думает о ней.

В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восстания. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим размышлениям: «Но крестьянин в законе мёртв. »

Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Проект в будущем». Это важнейший документ общественной мысли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждаяся внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства гражданского сожития»? Единственным стражем общества будет закон: «под державным его покровом свободно и вердце наше», — в это хочет верить Радищев.

Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе «Торжок». Начало гражданскому обществу — свобода, и первый элемент свободы — «свободное книгопечатание», когда цензура не стоит у печатного станка «нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного». Но «вольность мыслей правительствам страшна».

Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт почитать тетрадку с сочинением, название которого — «Краткое повествование о происхождении ценсуры». В тетрадке — история борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.

Всё громче звучит голос Радищева-гражданина.

В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи крепостных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свободу для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения».

В Твери путешественник встречается со стихотворцем, который размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду «Вольность». Как понимать вольность? «Вольностию должно называть то, что все одинаково повинуются законам». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушина. Пушкин признавался в этом в черновой редакции «Памятника»: «Вослед Радищеву восславил я свободу. ».

Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: «Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве. »; «Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда

Встрещат заклепы тяжкой ночи.

Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом раздавить возникающую вольность. (. ) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым природным правом, двинется. »

Источник

1)Где учился А.Н. Радищев? Какими науками и чьими сочинениями увлекался он в Лейпциге?2) Что в диалоге с крестьянином («Любани»

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора

А. С. Пушкин заинтересовался событиями Пугачевского бунта (судя по его письму к брату) в 1824 году, во время михайловской ссылки; просил прислать известный, даже модный (хотя, как оказалось, полный нелепостей и вздора) роман «Ложный Петр III, или Жизнь и похождения бунтовщика Емельяна Пугачева».

Пушкин изучил газеты и книги и вскоре уже знал «все, что было обнародовано правительством касательно Пугачева».

В начале февраля 1833 года Пушкин обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «Историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского», но занимал Пушкина не блистательный полководец, а запрещенный «мужицкий царь» Емелька Пугачев: истинные намерения до поры до времени приводилось скрывать.

Ответ пришел быстро — разрешение было получено. В конце февраля — начале марта Пушкин уже знакомился с материалами

Карта-схема путишествия Пушкина

Секретной экспедиции Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а в апреле приступил к «Истории Пугачева» и всего за пять недель завершил работу. Такая быстрота объясняется тем, что «История» задумывалась, вероятно, как введение к роману, однако стремительно перерастала в самостоятельное исследование, не перечеркивающее замысел романа, но составляющее его выверенную историческую основу.

Б сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской воины, записывал их рассказы, предання, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к «Истории Пугачева» и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь граф Александр Христофорович!

. Хотя я как можно реже старался пользоваться драгоценным мне дозволением утруждать внимание государя императора, но ныне осмеиваюсь просить на то высочайшего соизволения: я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко времени Пугачева, но, нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал историю Пугачеащины. Осмеливаюсь просить через Ваше сиятельство дозволения представить оную на высочайшее рассмотрение».

Царь рукопись прочитал, внес 23 поправки, заметил, что название «История Пугачева» лучше заменить на «Историю Пугачевского бунта» (с чем Пушкин согласился: «царское название, признаемся, точнее»), и не только разрешил печатать книгу, но и расходы по изданию отнес на свой счет: Пушкин заимообразно получил ссуду в 20 000 рублей.

В декабре 1834 года «История Пугачевского бунта» вышла в свет. Встретили книгу холодно. Тираж раскупался плохо, а министр народного просвещения Сергей Семенович Увароа «кричал» о ней «как о возмутительном сочинении». В пушкинское время слово «возмутить» имело следующее значение: «волновать, тревожить, беспокоить, побуждать к ропоту, неудовольствию, к мятежу, производить восстание».

Что же так взволновало, встревожило министра? Что «возмутительного» нашел он в «Истории Пугачевского бунта»? В чем вообще значение этого исторического труда великого Поэта России?

Пушкин первым пробил брешь в указе о предании вечном

Источник

Анализ главы Любани (Путешествие из петербурга в Москву Радищева)

Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву. Написанное Александром Радищевым и опубликованное в 1790 году, является таким уникальным произведением, которое имеет 25 полноценных глав. В них отражены все чувства и мысли, которые автор описывал в форме путешествия и описания сложившейся ситуации в стране. Автор едет по всей стране и погружается в этот простой мир и видит реальную жизнь. В то время очень легкомысленно относились к жизни крестьян, а вельможи и помещики купались в сытости и в раздолье.

Обычно название главы соотносится с характером описываемого места или с его названием, поэтому при прочтении главы Любани мы оказываемся в небольшом селе находящемся на реке Тигода в конце 18 века. Все повествование идет последовательно, поэтому чувствуется, как тяжело бороться за каждую копейку и за каждый кусок хлеба. Главными героями этой главы является писатель, слуга Петрушка и крестьяне. Здесь автор встречает рабочего человека, который с помощью пары слов показывает, насколько жизнь крестьянина тяжела. Радищев представляется читателю как человек со стороны, который наблюдает за всем происходящим нейтрально и только в конце начинает выражать искренние эмоции в горьких слезах и в сострадании. Писатель очень ярко противопоставляет жизнь лошади с жизнью крестьянина, и мы понимаем, что жизнь лошади гораздо проще чем у простого человека. Жизнь этих крестьян связана с желаниями барина и никуда от них не деться. Ни зависимо от времени суток и от праздников их главная задача является прокормить семью, ведь только это имеет смысл.

В этом произведении автор показал, как тяжело отражались на простом народе законы государства и бездумные решения власти. От прочтенного не только у писателя, но и у читателя формируются чувства негодования и несправедливости в отношении к крестьянам. Особенными ключевыми словами, раскрывающие смысл главы и самого произведения являются слова жестокосердный и закон. Это дает отражение на внутреннем душевном состоянии крестьянина, который смирился со своей судьбой.

В те времена очень пренебрежительно относились к крепостному народу. Считалось, что у них нет прав и даже голоса, хотя основой государства всегда является рабочее население. Они отдавали частичку себя, а взамен получали лишь пренебрежение, поэтому в любые времена у человека должно быть сострадание не только к своим родным, но и к тем, кому повезло меньше в этой жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *