Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Познакомьтесь с текстом «Путешествия из Петербурга в Москву», проанализируйте одну из глав

Познакомьтесь с текстом «Путешествия из Петербурга в Москву», проанализируйте одну из глав (на выбор) или подготовьте к инсценированному чтению один из диалогов.

Что в диалоге с крестьянином («Любани» ) поразило автора «Путешествия. » и какие мысли вызвало впоследствии? О чем говорят слова крестьянина: «Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую. »?

Литературовед В. А. Западов пишет: «Все главы от «Софии» до «Спасской полести» объединяет сквозная тема закона и всеобщего беззакония. Беззаконие царит на всех ступенях общества; вопреки законам поступают все — от ямщика и мелкого чиновника до наместника и ближайших
помощников государя». Найдите примеры этому в «Путешествии. ».

Обсуждение вопроса:

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Анализ глав «Путешествия. »

В главе «София» путешественник размышляет об особенностях русского национального характера: «Бурлак, идущий в кабак повеся голосу и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Российской».

«Любани»: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работает на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: «Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро». Путешественник потрясён признаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправившись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спутниками попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двенадцать человек едва успевали откачивать воду. Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отправился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: «Не моя то должность». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и «некто» ему ответил: «Но в должности ему не предписано вас спасать». «Теперь я прощусь с городом навеки, — восклицает рассказчик. — Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие — грызть друг друга; отрада их — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают муж и жена, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина. Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собственные прихоти (он очень любит «устерсы», то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполняют эти прихоти.

Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезоружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. — Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил».

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»); размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой — как в крестьянской, так и в дворянской семье.

В главе «Едрово» путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в приданое для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской семьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты восхищают героя, и он долго думает о ней.

В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восстания. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим размышлениям: «Но крестьянин в законе мёртв. »

Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Проект в будущем». Это важнейший документ общественной мысли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждаяся внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства гражданского сожития»? Единственным стражем общества будет закон: «под державным его покровом свободно и вердце наше», — в это хочет верить Радищев.

Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе «Торжок». Начало гражданскому обществу — свобода, и первый элемент свободы — «свободное книгопечатание», когда цензура не стоит у печатного станка «нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного». Но «вольность мыслей правительствам страшна».

Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт почитать тетрадку с сочинением, название которого — «Краткое повествование о происхождении ценсуры». В тетрадке — история борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.

Всё громче звучит голос Радищева-гражданина.

В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи крепостных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свободу для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения».

В Твери путешественник встречается со стихотворцем, который размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду «Вольность». Как понимать вольность? «Вольностию должно называть то, что все одинаково повинуются законам». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушина. Пушкин признавался в этом в черновой редакции «Памятника»: «Вослед Радищеву восславил я свободу. ».

Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: «Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве. »; «Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда

Встрещат заклепы тяжкой ночи.

Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом раздавить возникающую вольность. (. ) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым природным правом, двинется. »

Источник

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Пересказ содержания по главам + цитаты из текста + комментарий. Глава «Любани». Разговор с пахарем.

А.Н. Радищев.

«Путешествие из Петербурга в Москву».

Пересказ содержания по главам + цитаты из текста + комментарий.

Глава «Любани». Разговор с пахарем.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Разговор с крестьянином в поле. Глава «Любани».

Художник А. Н. Самохвалов.

Начинается глава с замечания, что данные события могут произойти либо летом, либо зимой. «Нередко то бывает с путешественниками: поедут на санях, а возвращаются на телегах».

И всё же было лето. Ехать по дороге было трудно, и рассказчик решил пройтись пешком. В поле он увидел пашущего крестьянина, хотя был полдень, стояла жара, да и день был воскресный, праздничный. Этот крестьянин был крепостным.

Удивляло, как тщательно и с каким желанием пахал крестьянин землю. Сразу было понятно, что это не господская земля.

«Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно, не господская. Соху поворачивает с удивительною легкостию».

Рассказчик разговорился с крестьянином, предположил, не раскольник ли тот, раз пашет по воскресеньям. Тот ответил, что нет, а работает, так как нужно семью кормить, у него «три сына и три дочки. Перьвинькому-то десятый годок.»

Рассказчик нова задал вопрос: «Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?»

На вопрос о том, как же крестьянин успевает за воскресный день всё сделать, то ответил: «… ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет».

Кроме того, никто не оценит работу мужика («Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит»).

Крестьянин рассуждает, что хорошо тем, у кого барин берёт только оброк (а не заставляет на барщине работать), да ещё если нет приказчика.

А совсем тяжело крестьянам, если их деревню отдают в аренду другому помещику, который «дерет с мужиков кожу». «Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу». Такой помещик «зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него». И даже пожаловаться на такого помещика некому.

Рассказчик на это сказал, что «мучить людей законы запрещают». Крестьянин согласился только со словом «мучить», сказав, что это «правда», и продолжил работу.

Встреча с крестьянином заставила о многом задуматься рассказчика:

— о неравенстве людей;

— о крестьянах казенных и помещичьих («одни платят известное, а другие должны быть готовы платить то, что господин хочет»);

— о разном правовом положении этих категорий крестьян («Одни судятся своими равными; а другие в законе мертвы, разве по делам уголовным»); то есть нужно стать только «злодеем», чтобы о крестьянине узнали «члены правительства» («Сия мысль всю кровь во мне воспалила»).

Далее рассказчик словно обращается к помещикам, предупреждая, чтобы они боялись гнева крестьян: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

И вдруг рассказчик взглянул на себя со стороны: как он сам относится к своему слуге, который так устал в дороге, но не может даже поспать, отдохнуть.

«Какое преступление сделал бедный твой Петрушка, что ты ему воспрещаешь пользоваться усладителем наших бедствий, величайшим даром природы несчастному — сном?»

Да, он «получает плату, сыт, одет», его никогда не секут, но кто даёт право так поступать с ним? Рассказчик вдруг подумал: «Если я кого ударю, тот и меня ударить может». Он вспомнил, как дал пощёчину пьяному слуге за то, что тот не успел его одеть.

Глава заканчивается словами:

А кто тебе дал власть над ним?

— Закон.

— Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный. — Слезы потекли из глаз моих; и в таковом положении почтовые клячи дотащили меня до следующего стана.

То есть рассказчику стало стыдно за то, что, осуждая других помещиков, он и сам относился к крепостным жестоко, будучи уверенным, что на то он имеет право – право по закону.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Разговор с крестьянином в поле. Глава «Любани». Художник В. Г. Бехтеев

Комментарий.

В главе «Любани» осуждается крепостничество, дающее право помещикам безжалостно относиться к крестьянам, эксплуатировать их. Самое страшное, что это разрешено законом.

Автор возмущён бесправным положением крестьян, их бесконечной работой на помещика, когда для себя остаётся время лишь в выходные и ночью.

Осуждение крепостного пава, боль за судьбу народа – основные идеи данной главы, как и всего произведения А.Н. Радищева.

Кроме того, рассказчик винит и самого себя за обращение со своим слугой, как с бесправным, низшим существом, осуждает закон, утверждающий бесчеловечное отношение к людям.

Темы и проблемы главы «Любани»:

Источник

Урок литературы по главе «Любани» (из книги «Путешествие из Петербурга в Москву») (9 класс)

Радищев Александр Николаевич. Вопросы к главе «Любани» (из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»)

№ 2. Как крестьянин работает на своем поле? Когда он успевает выполнять работу в своем хозяйстве?

№ 3. Куда и зачем ходят по праздникам бабы и девки?

№ 4. Что крестьянин рассказывает о своей семье?

№ 5. Как крестьяне работают в помещичьем хозяйстве?

№ 6. Что лучше, по мнению крестьянина: барщина или оброк?

— По словам крестьянина, лучше оброк: при оброке крестьянин платит помещику фиксированную сумму, и его время принадлежит только ему, а не барину.

№ 7. Как крестьянин оценивает новую практику некоторых помещиков отдавать собственные деревни в аренду?

— Крестьянин крайне негативно оценивает новую практику некоторых помещиков отдавать деревни в аренду, потому что при таком временном хозяине крестьянам живется крайне тяжело: «Голый наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того что он подушные платит за нас».

№ 8. За что рассказчику становится стыдно перед самим собой?

— Рассказчик стыдится, что и он чем-то похож на помещика, который изнуряет крестьянина на пашне: его конюх, Петрушка, неоднократно испытывал на себе его «барский» гнев. Слуга иногда не имеет возможности вдоволь выспаться, а иногда и получает от хозяина пощечину за свою нерасторопность.

Радищев Александр Николаевич. Вопросы к главе «Любани» (из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Анализ главы Любани (Путешествие из петербурга в Москву Радищева)

Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву. Написанное Александром Радищевым и опубликованное в 1790 году, является таким уникальным произведением, которое имеет 25 полноценных глав. В них отражены все чувства и мысли, которые автор описывал в форме путешествия и описания сложившейся ситуации в стране. Автор едет по всей стране и погружается в этот простой мир и видит реальную жизнь. В то время очень легкомысленно относились к жизни крестьян, а вельможи и помещики купались в сытости и в раздолье.

Обычно название главы соотносится с характером описываемого места или с его названием, поэтому при прочтении главы Любани мы оказываемся в небольшом селе находящемся на реке Тигода в конце 18 века. Все повествование идет последовательно, поэтому чувствуется, как тяжело бороться за каждую копейку и за каждый кусок хлеба. Главными героями этой главы является писатель, слуга Петрушка и крестьяне. Здесь автор встречает рабочего человека, который с помощью пары слов показывает, насколько жизнь крестьянина тяжела. Радищев представляется читателю как человек со стороны, который наблюдает за всем происходящим нейтрально и только в конце начинает выражать искренние эмоции в горьких слезах и в сострадании. Писатель очень ярко противопоставляет жизнь лошади с жизнью крестьянина, и мы понимаем, что жизнь лошади гораздо проще чем у простого человека. Жизнь этих крестьян связана с желаниями барина и никуда от них не деться. Ни зависимо от времени суток и от праздников их главная задача является прокормить семью, ведь только это имеет смысл.

В этом произведении автор показал, как тяжело отражались на простом народе законы государства и бездумные решения власти. От прочтенного не только у писателя, но и у читателя формируются чувства негодования и несправедливости в отношении к крестьянам. Особенными ключевыми словами, раскрывающие смысл главы и самого произведения являются слова жестокосердный и закон. Это дает отражение на внутреннем душевном состоянии крестьянина, который смирился со своей судьбой.

В те времена очень пренебрежительно относились к крепостному народу. Считалось, что у них нет прав и даже голоса, хотя основой государства всегда является рабочее население. Они отдавали частичку себя, а взамен получали лишь пренебрежение, поэтому в любые времена у человека должно быть сострадание не только к своим родным, но и к тем, кому повезло меньше в этой жизни.

Источник

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Глава «Любани»: краткое содержание, тема

Наверное, каждого школьника интересует краткое содержание повести Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” данного произведения является четвертой частью прозаического труда знаменитого российского писателя. Именно о ней и пойдет речь в нашей статье.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Краткое содержание “Любани” передает нам не только характер главного героя, но и раскрывает главную тему повести. Вот почему так важно ознакомиться именно с этой частью произведения.

Более того, из краткого содержания “Любани” видно, что автор поднимает в своем труде серьезные и злободневные (особенно на тот момент) вопросы. Они показывают, что писатель не равнодушен к окружающим его людям, что он хочет изменить мир и сделать его лучше посредством своего слова. Более того, детальный анализ “Любани” показывает, что вопросы, поднятые в этой главе, актуальны и по сей день.

Чему мы можем научиться из повествования? Какие животрепещущие темы поднял в “Любани” Радищев? К чему побуждает читателей мировоззрение автора? Детальный пересказ главы “Любани” ответит на эти и многие другие вопросы.

Но вначале давайте познакомимся с автором повести и его бессмертным произведением.

Детство и юность литератора

Написавший повесть “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев Александр Николаевич родился в августе 1749 года, в небольшом селе Саратовской губернии. Семья будущего литературного деятеля была зажиточной и именитой, имела несколько поместий и множество крепостных.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Вначале писателя воспитывал отец, глубоко верующий и образованный человек, знающий несколько языков и основных научных дисциплин. Затем мальчик был отвезен в столицу для жительства у родного дяди (по материнской линии), где познавал науки, учил языки и постигал правила придворной жизни.

А в возрасте двенадцати лет повзрослевший Саша получил должность пажа при Екатерине Второй и поступил в петербургский Пажеский корпус, готовящий светских служителей царственной особы.

Спустя четыре года он удостоился чести, наряду с некоторыми другими молодыми людьми, отбыть в Германию, чтобы обучаться там праву.

Именно там будущий писатель осознал важность социальной и политической жизни. Именно там он постиг, что надо жить не только одними развлечениями, но и мыслями о простом народе, о других людях, о новых преобразованиях.

Служба в Петербурге

Вернувшись в Россию, уже познавший мир Александр Николаевич стал по-иному смотреть на окружающие его предметы.

Начиная с 1771 года Радищев служит на государственном поприще, вначале в сенате в качестве титулярного советника, затем – как обер-аудитор, в штабе Брюса, генерала-аншефа. После небольшого перерыва, связанного с женитьбой, вновь возвращается на службу, но уже в коллегию по торговым и промышленным делам, где знакомится с графом Воронцовым. Это знакомство сыграло важную роль в жизни писателя – Александр Романович, по старой дружбе, много раз будет помогать своему менее родовитому товарищу.

Затем Радищев устроился в городскую таможню, где через десять лет занял место начальника.

Литературная и политическая сенсация

Весной 1790 года Александр Николаевич впервые напечатал его в своей домашней типографии. Таким образом свет увидела самая критикуемая и самая злободневная книга того времени.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Книга стала сразу же раскупаться и привела в восторг многих передовых людей того времени.

Что произошло после выпуска произведения

Однако это не могло остаться безнаказанным. Размышления о крепостном праве, описания жестоких унижений и бесчеловечных издевательств, которым подвергались крепостные, смелое обличение существующего в те дни порядка – все это не могло не повлечь за собой печальные последствия не только для самого произведения, но и для его автора.

Императрица Екатерина, читая “Путешествие из Петербурга в Москву”, делала пометки на полях и высмеивала в них не только писателя, но и сами ситуации, описанные в повествовании. Она назвала повесть возмутительной и оскорбительной, разрушающей покой и умаляющей уважение к власти, наполненной вредными идеями и подстрекающей простой народ к восстанию.

Радищев был арестован и судим. Его приговорили к смертной казни как человека, покусившегося на жизнь государыни и замышляющего измену родине. Однако Екатерина сменила гнев на милость, заменив смертный приговор на десятилетнюю высылку в Сибирь.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Тираж книги был практически полностью уничтожен.

Жизнь после помилования

Спустя шесть лет после изгнания Александр Николаевич был возвращен из ссылки сыном Екатерины, Павлом Первым, с условием, чтобы его постоянным местом проживания стало небольшое имение в Калужской области.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Через пять лет после своего возвращения, сразу же после восшествия на престол Александра Первого, Радищев был вызван в царский Петербург в качестве опытного государственного деятеля для участия в составлении новых законов и Конституции Российской империи. Конечно, такая честь была доверена ссыльному писателю не случайно – перед императором за него замолвил слово граф Воронцов.

Тайна смерти государственного деятеля

До сих пор ученые и литературоведы не могут разобраться в причине смерти литератора. Дело осложняется тем, что утеряна могила Александра Николаевича.

Согласно хронике, существует, по меньшей мере, две версии его смерти:

Очень важно было осуществить небольшой экскурс по биографии Радищева, так как его личная жизнь и собственные мировоззрения нашли отображение в повести “Путешествие из Петербурга в Москву”. Глава “Любани” является ярким образцом темы всего произведения.

Однако прежде чем ознакомиться с ней, давайте кратко узнаем, какое влияние труд Радищева оказал на последующие поколения.

Социальное послание в века

Примечательно, что влияние, которое оказала повесть на дальнейшую историю Российской империи, поистине впечатляющее. Многие декабристы на допросах признавались, что первые свободолюбивые мысли они почерпнули именно из страниц репрессированной книги.

Современники Радищева, такие как историк и литератор Карамзин и публицист и критик Вяземский, утверждали, что Александр Николаевич являлся не просто свободомыслящим человеком, но и добродетельным, искренним и правдивым.

Мнение знаменитых литераторов

Пушкин же отзывался о Радищеве как о дилетанте, критикуя его некоторый фанатизм, царящий на страницах повести. Также резкую оценку великого поэта вызвали преувеличения автора, надуманность сюжета, карикатурство.

Достоевский же считал идею произведения обрывчатой и неоконченной, списанной с трудов французских просветителей.

Кратко об основном произведении

“Путешествие из Петербурга в Москву” написано в популярным по тем временам жанре, называемом сентиментальным путешествием. Строго придерживаясь европейского канона, Радищев даже главам дал названия, соответствующие не сути поднятых в них тем, а наименованиям городов и селений. Именно поэтому цензура и пропустила повесть, не прибегнув к ее прочтению. Подумали, что в труде содержатся краткие сведения о российских глубинках.

Также в произведении поднимался вопрос, имеют ли право одни люди порабощать других? Почему заведено, что кто-то прислуживает, а кто-то живет в роскоши?

Более того, в своем труде Радищев поднимал тему не только бесправного народа, но и безнравственности самодержавия. Осуждение абсолютной монархии красной нитью проходит через все страницы повести.

Что же представляет собой рассказ “Любани” Радищева? Давайте узнаем.

Коротко о повествовании раздела

В центре главы “Любани” – диалог с крестьянином, который ведет праздный и богатый путешественник. О чем могли говорить столь разные по складу ума и социальному положению люди? Из краткого содержания “Любани” видно, когда произошел этот диалог и что являлось основной его темой.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

Жаркое лето. Время пахоты. Праздничный день. Так описывает автор от лица своего героя обстоятельства, послужившие причиной его диалога с крестьянином.

После продолжительного и неудобного путешествия уставший путник (богатый помещик-аристократ) решает пройтись вдоль дороги, чтобы отдохнуть от тряски в кибитке. Вдруг он замечает крестьянина, пахавшего быстро и тщательно, из чего заключил, что в данный момент работает мужчина не на господина, а на себя.

Путешественника удивило, что крестьянин пашет в христианский праздник, поэтому он решил поинтересоваться, почему он это делает.

Тогда путешественник спрашивает, почему тот пашет именно в праздник, да еще в самый полдень. Неужели он не может работать в другой день?

Такая неосведомленность проезжего говорит о том, что раньше он не задумывался о жизни простого народа, его тяготах и проблемах. Поэтому далее, в своем рассказе “Любани”, Радищев приводит краткую историю крестьянской жизни и непосильного труда.

У крепостного большая семья – шестеро детей, из которых старшему всего десять лет. Их он должен одеть, обуть, накормить, да еще и барину оброк выплатить.

Тяжела работа на помещика – шесть дней в неделю, с раннего утра и до позднего вечера. Для своей семьи и своих нужд остается лишь малая толика времени и сил – по ночам да по воскресеньям и праздникам.

Также крестьянин указывает еще на одну социальную проблему – это разобщение простого народа, деление его на подневольных и свободных, а также еще один ужас и произвол барщины – продажа людей или сдача их в наем другому хозяину.

Вот такова история крепостного. Отвечая барину кратко и односложно, он продолжил свою тяжелую изнурительную работу в поле.

Размышления автора

Только вдумчиво читая слова крестьянина, можно осознать смысл “Любани”, вложенный в рассказ самим писателем. Более того, Радищев приводит собственные размышления по поводу того, что происходит в народе.

Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Смотреть картинку Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Картинка про Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие. Фото Что в диалоге с крестьянином любани поразило автора путешествия и какие

После разговора с крепостным путешественник воспылал праведным гневом против всех жестокосердных помещиков-поработителей. И в то же время он понял, что сам тоже не прав, так как пользуется чужим трудом практически бесправных крестьян.

И хотя главный герой не сечет своих людей батогами и заботится об их основных нуждах, все же и он бывает несправедлив к ним, считая, что имеет право наказать за провинность или дать пощечину.

Вспоминая подробности общения со своим камердинером Петрушей, путешественник испытывает стыд от того, что позволял себе некоторые вольности и господские замашки.

“Любани” и современность

И хотя сейчас нет барщины и оброка, вопросы, поднятые в рассказе, до сих пор являются актуальными и животрепещущими. Почему существует такая огромная пропасть между богатыми и бедными? Кто дал право одним ставить себя выше других? Наступит ли время, когда все люди буду равны не только перед богом, но и перед друг другом?

Согласно отзывам о “Любани”, эти вопросы требуют скорейшего разрешения и ответа. В свое время “Путешествие из Петербурга в Москву” оставило неизгладимое впечатление в сердцах и умах размышляющих людей. Произведение сподвигло их к действию, осуществлению социальных и политических перемен.

Сможем ли мы добиться всеобщего равенства и справедливости, научившись на отрицательных примерах прошлого? Кто знает.

Человечество развивается и движется вперед. Помещичий строй уже глубоко канул в Лету. Возможно, в скором времени мы больше не услышим о социальной несправедливости или расовом неравенстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *