Что в философской литературе называют живым созерцанием

СОЗЕРЦАНИЕ

Полезное

Смотреть что такое «СОЗЕРЦАНИЕ» в других словарях:

созерцание — См … Словарь синонимов

СОЗЕРЦАНИЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, созерцания, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. созерцать (книжн.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего нибудь. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 … Толковый словарь Ушакова

Созерцание — Созерцание ♦ Contemplation Внимательный и бескорыстный взгляд. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной… … Философский словарь Спонвиля

СОЗЕРЦАНИЕ — в философии процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией … Большой Энциклопедический словарь

СОЗЕРЦАНИЕ — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой… … Новейший философский словарь

СОЗЕРЦАНИЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, я, ср. 1. см. созерцать. 2. В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания. От живого созерцания к абстрактному мышлению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

СОЗЕРЦАНИЕ — англ. contemplation/meditation; нем. Kontemplation. 1. Эмпирическая ступень познания, основу к рой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. 2. Вдумчивое наблюдение, внимательное рассмотрение и изучение; медитация. 3. Духовный… … Энциклопедия социологии

Созерцание — Кантианство … Википедия

созерцание — я, только ед., с. 1) (чего) Рассматривание кого л. или чего л., наблюдение за кем л. или чем л. Созерцание природы. В детстве, до моей памяти об этом, я постоянно жил в удивлении и созерцании вещей мира, какими они в действительности существуют,… … Популярный словарь русского языка

СОЗЕРЦАНИЕ — внимательное наблюдение. Любое созерцание предполагает определенную долю радости, связанную, прежде всего, с глубоким опытом покоя: первой формой созерцания было у древних созерцание звездного неба. Греческие философы и вслед за ними мистики… … Философский словарь

Источник

Созерцание

Смотреть что такое «Созерцание» в других словарях:

СОЗЕРЦАНИЕ — чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из них восходит к Платону, у которого С … Философская энциклопедия

созерцание — См … Словарь синонимов

СОЗЕРЦАНИЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, созерцания, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. созерцать (книжн.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего нибудь. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 … Толковый словарь Ушакова

Созерцание — Созерцание ♦ Contemplation Внимательный и бескорыстный взгляд. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной… … Философский словарь Спонвиля

СОЗЕРЦАНИЕ — в философии процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией … Большой Энциклопедический словарь

СОЗЕРЦАНИЕ — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой… … Новейший философский словарь

СОЗЕРЦАНИЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, я, ср. 1. см. созерцать. 2. В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания. От живого созерцания к абстрактному мышлению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

СОЗЕРЦАНИЕ — англ. contemplation/meditation; нем. Kontemplation. 1. Эмпирическая ступень познания, основу к рой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. 2. Вдумчивое наблюдение, внимательное рассмотрение и изучение; медитация. 3. Духовный… … Энциклопедия социологии

Созерцание — Кантианство … Википедия

созерцание — я, только ед., с. 1) (чего) Рассматривание кого л. или чего л., наблюдение за кем л. или чем л. Созерцание природы. В детстве, до моей памяти об этом, я постоянно жил в удивлении и созерцании вещей мира, какими они в действительности существуют,… … Популярный словарь русского языка

СОЗЕРЦАНИЕ — внимательное наблюдение. Любое созерцание предполагает определенную долю радости, связанную, прежде всего, с глубоким опытом покоя: первой формой созерцания было у древних созерцание звездного неба. Греческие философы и вслед за ними мистики… … Философский словарь

Источник

СОЗЕРЦАНИЕ

Смотреть что такое «СОЗЕРЦАНИЕ» в других словарях:

СОЗЕРЦАНИЕ — чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из них восходит к Платону, у которого С … Философская энциклопедия

созерцание — См … Словарь синонимов

СОЗЕРЦАНИЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, созерцания, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. созерцать (книжн.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего нибудь. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 … Толковый словарь Ушакова

Созерцание — Созерцание ♦ Contemplation Внимательный и бескорыстный взгляд. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной… … Философский словарь Спонвиля

СОЗЕРЦАНИЕ — в философии процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией … Большой Энциклопедический словарь

СОЗЕРЦАНИЕ — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой… … Новейший философский словарь

СОЗЕРЦАНИЕ — англ. contemplation/meditation; нем. Kontemplation. 1. Эмпирическая ступень познания, основу к рой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. 2. Вдумчивое наблюдение, внимательное рассмотрение и изучение; медитация. 3. Духовный… … Энциклопедия социологии

Созерцание — Кантианство … Википедия

созерцание — я, только ед., с. 1) (чего) Рассматривание кого л. или чего л., наблюдение за кем л. или чем л. Созерцание природы. В детстве, до моей памяти об этом, я постоянно жил в удивлении и созерцании вещей мира, какими они в действительности существуют,… … Популярный словарь русского языка

СОЗЕРЦАНИЕ — внимательное наблюдение. Любое созерцание предполагает определенную долю радости, связанную, прежде всего, с глубоким опытом покоя: первой формой созерцания было у древних созерцание звездного неба. Греческие философы и вслед за ними мистики… … Философский словарь

Источник

Созерцание в философии

В философии представление о созерцании получило наиболее полное

развитие. В разных школах данное понятие имеет множество значений, часто противоречащих друг другу. Представители одних течений определяют созерцание как ступень эмпирического познания, прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, или как чувственное восприятие вообще. Такое понимание связано с получением информации о внешнем мире с помощью органов чувств, это материалистическое или реалистическое представление о созерцании. В других направлениях философской мысли созерцание понимается как интуитивный, нерациональный, нелогический способ познания, целостное, но также связанное с чувственностью, восприятие мира. Такое понимание характерно для восточной философии. Наконец, в идеалистических школах созерцание есть внечувственное, непосредственное познание, восприятие идей в чистом виде, понимание логических, абстрактных законов, способность постигать истину. Рассмотрим подробнее некоторые из этих представлений.

Аристотель, в отличии от Платона, относился к материи не столь пренебрежительно. Телесные ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, являются у Аристотеля изначальным источником знания о мире. Однако чувственное восприятие – только первый этап познания, далее начинает действовать мышление, в процессе которого выделяются общие закономерности.

Аристотель разрабатывает понятие активности, выделяя деятельность практическую и теоретическую. Теоретическая направлена на познание, практическая — на достижение целей, находящихся вне самого деятеля и его деятельности. Высшая деятельность для Аристотеля – деятельность созерцания, направленная на познание истины. Мы видим, что и для Платона, и для Аристотеля созерцание активно, а созерцательная жизнь есть высшая форма добродетели.

Философы Средневековья во многом позаимствовали понятийный аппарат из античной философии и потому в большинстве своем понимали созерцание так, как понимали его либо Платон, либо Аристотель. В Новое время начинается бурный технический прогресс, меняется жизненный уклад. При этом претерпевают изменения представления о том, что является деятельностью. Результат человеческой активности должен теперь в первую очередь выражаться во вне, причем в материальной форме. Увеличение роли активности внешней, физической, материальной закономерно приводит к уменьшению значения духовной, внутренней жизни.

Таким образом, у Канта созерцание лишь формирует конкретно-чувственные образы предметов и явлений, представляет начальную ступень познания.

Следующая веха в развитии представления о созерцании – материалистическая философия, постепенно набирающая силу. Людвиг Фейербах постулировал, что физическое ощущение является главным путем познания [17]. Чувства дают единственно верные сведения о мире. Именно непосредственные ощущения от мира представляют собой ценность для человека. Познание с помощью рассудка, умозрительные конструкции Фейербахом отвергались. Итак, для Фейербаха созерцание представляет собой главный способ познания, но важно, что здесь созерцание. Это лишь сенсорное восприятие, получение информации с помощью органов чувств. Нет места внутренней направленности, внутренней работе. Реальность сама воздействует на человека, отпечатывается в его сознании, человек здесь – мишень для стимулов из реального мира.

К.Маркс и Ф.Энгельс с яростной критикой обрушиваются на мягонький, сибаритский, лишенный активного начала материализм Фейербаха. И вот здесь впервые происходит противопоставление созерцания и деятельности:

«Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой» [11].

Итак, созерцание становится просто фиксацией стачного объекта. Созерцанию противопоставляется чувственная деятельность, которая ранее была одним из компонентов самого созерцания. Истинное же познание по Марксу и Энгельсу представляет собой деятельность, причем деятельность практическую. Именно практическая необходимость стимулирует человека к получению знаний.

Маркс с одной стороны указывает на то, что созерцание Фейербаха лишено активного начала (что правда), а с другой стороны отмечает, что в идеализме развивалась деятельная сторона, но эта деятельность всего лишь абстракция. В идеалистической философии созерцание было функцией души, но такого понятия как душа материализм не предусматривает. Это приводит к тому, что единственным признанным видом активности (и труда) становится деятельность, имеющая явное проявление в материальном мире и приводящая к изменению материального мира. Познание стало сопровождающей, прикладной функцией деятельности и стало сводиться к получению новых знаний, позволяющих оптимизировать процессы производства.

Однако нельзя сказать, что марксистская позиция доминировала в философии. Понятие духа и активности духа продолжало развиваться в религиозно-философских течениях, в том числе, в русской религиозной философии. Особенно интересна в контексте данной работы позиция Н. Бердяева. Бердяев развивает проблему отношения созерцания и активности [3].

Бердяев указывает, что при традиционном понимании созерцания «созерцатель есть зритель, а не активный участник драмы». Активность подразумевает действие, движение, изменение объекта активности. В чем же проявляется активность созерцания? Во-первых, изменяется сам субъект созерцания, его сознания. Но появление новых идей, измене внутренних ценностей человечества отражается в материальном мире. Идея предшествует материалистической деятельности, собственно, идея и есть причина деятельности человека и изменения им мира. Итак, у Бердяева созерцание – это активность духа, созерцание – одна из форм творчества. А материал для творчества – само человеческое сознание, его внутренний мир. Представители школ гуманистической и экзистенциальной психологии также протестовали против отношения к деятельности как явлению, представленному исключительно во внешнем мире. Психологи-гуманисты возвращают человеку внутренний мир, который потерял всякое значение у бихевиористов. Так, А.Маслоу утверждает, что «только созерцание дает нам действительно полное представление об объекте, позволяет постичь его уникальность и многогранность, позволяет оценить его и насладиться им»[10]. Эрих Фромм [19] указывает на то, что не любые человеческие действия являются проявлением активности, а лишь те, которые вызваны внутренним, осмысленным побуждением, что лишь внутренняя деятельность позволяет человеку в полной мере быть, ощущать жизнь и свое место в ней. Р. Мэй [12] также пишет об утрате чувства бытия и о роли, которую играет здесь индустриальная культура.

Источник

Что такое жизнь? Искусство созерцания

Никто не может по-настоящему определить, что такое созерцание, без необходимости размышлять над собой. Аналогично, когда мы хотим выразить то, что может быть возможным определением так называемого термина «искусство» созерцания, это гарантия того, что ни один живой человек не может быть уверен на сто процентов в ответе. Казалось бы, возможности возможного определения безграничны.

Что такое созерцание?

Проще говоря, созерцание — это сознательное привлечение внимания. С полным осознанием или тем, что некоторые называют радикальной открытостью, мы можем созерцать конкретный литературный или духовный отрывок, сцену или сущность в природе. Мы отдаемся тому, что созерцаем, избавляемся от самих себя и становимся единым целым. Созерцательные практики воссоединяют нас с самими собой, друг с другом, с Землей и космосом.

Зачем созерцать?

Сообщается, что созерцание снижает стресс и физическую боль, повышает способность иммунной системы бороться с болезнями. Помогает нам справляться с жизненными изменениями и трудными эмоциями, такими как гнев и жадность, поддерживает нас в моменты горя, поднимает настроение.

Исследования также показывают, что созерцательные практики усиливают положительные эмоции, которые, в свою очередь, связаны с улучшением психического и физического здоровья и благополучия. Созерцание может помочь регулировать нашу реактивность, принимать ситуации, которые мы не можем изменить, и укреплять наши навыки распознавания собственных потребностей, например, когда было бы лучше уйти от ситуации или отклонить приглашение.

Более того, была выявлена ​​связь между внимательностью, возникающей в результате созерцания, и повышенным вниманием и сосредоточенностью, что потенциально помогает нам быть более присутствующими и радостными в наших праздничных мероприятиях.

Несколько способов созерцать

Созерцание отличает то, что оно не является задачей или делом. На самом деле это противоположность стремлению. Мы не практикуем созерцание, чтобы достичь чего-либо в этот конкретный момент, даже если со временем влияние может быть очень сильным.

Вместо этого мы принимаем моменты созерцания такими, какие они есть, без тоски по чему-то или ощущения недостатка, и полностью настраиваемся на текущий момент. Чтение, письмо, пребывание на природе, медитация и движение — вот лишь некоторые из способов, которыми мы можем практиковать созерцание.

Созерцательное чтение

Представьте себе чтение без критики, анализа или поиска значений. Созерцательно читать — значит делать это медленно, без принуждения и спешки, смакуя отрывок и позволяя размышлениям развернуться. Вместо того, чтобы закончить книгу или прийти к какому-то определенному моменту, созерцание позволяет книге поработать над нами.

Например, читатели могут взять отрывок или даже одну строчку из литературы, и, не забегая вперед, наслаждаться каждым словом и фразой, возвращая разум к странице, когда он начинает блуждать или навязывать коннотации.

Записи

Созерцательная запись может выглядеть как записывание мысли, подслушанной фразы, резонансного текста или острого вопроса и использование этой записи в дневнике для изучения ее звуков, оттенков и значений. Когда ум ускользает, вернитесь к ручке на бумаге и погрузитесь в глубокий опыт письма, который заставляет нас сосредоточиться, а не блуждать по сторонам.

Природа

Естественная обстановка предлагает множество возможностей для созерцания. Посмотрите на вечнозеленое растение, сильно заваленное снегом, заметьте голую ветку, покрытую льдом, или прогуляйтесь ранним утром, прислушиваясь к хрусту под ногами. Каждый из них успокаивает наши бегающие умы и предлагает исцеляющую передышку.

Медитация

Есть много стилей медитации, от мантры до визуализации или любящей доброты. Каждый из них имеет созерцание как часть своей практики. Один из конкретных подходов — сосредоточиться на дыхании, не реагируя на мысли, которые проходят мимо, как стая птиц, пролетающих мимо окна.

Дыхание и спокойная пауза между вдохом и выдохом становятся объектом созерцания. Находясь и дыша в данный момент, мы можем постоянно возвращаться к отпусканию телесного напряжения, избавляться от эмоциональных привязанностей, избегать потворства каким-либо конкретным заботам или сюжетной линии и снова и снова возвращаться к ритму дыхания.

Созерцательное движение

Привести к движению созерцательную позицию — значит полностью осознать. В йоге, например, мы можем снова вернуться к дыханию и асанам, когда мысли бросают вызов нашему вниманию. В тай-чи мы можем созерцать динамическую природу тела и наслаждаться этим потоком.

Когда мы идем, мы можем сосредоточить внимание на каждом шаге, созерцая задействованное равновесие, перенос веса, поднимая и опуская каждую ногу. Когда мы включаем созерцание в нашу физическую практику, важна не цель, а приглашение намерения к каждому ощущению, включая промежуточные переходы и тонкие сдвиги, предлагая все свое присутствие каждому движению.

Созерцание на протяжении всей нашей жизни

Мы можем созерцательно относиться ко всем аспектам нашей жизни, от питания до прослушивания музыки. Мы можем даже занять созерцательную позицию по отношению к нашим повседневным делам, таким как уборка дома, просто сосредоточив все внимание на текущем моменте. Созерцая, мы сосредотачиваемся на текущей деятельности, даже если она обыденная, и наслаждаемся ее нюансами.

Созерцание помогает нам замедлиться, сосредоточиться и действительно быть с тем, что мы созерцаем. Созерцание может улучшить наше самочувствие и вернуть укорененность в нашу жизнь в любое время года, особенно во время суеты.

Полезные размышления

Стремитесь к 10-минутной медитации сидя каждый день, чтобы успокоить ум и восстановить тело.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *