Что в греческой риторике называли головой речи
Тема 2. Риторика Древней Греции
Софисты
Риторика появилась в Древней Греции в V в. до новой эры. Уже тогда был составлен первый, не дошедший до нас, учебник риторики. Первыми же теоретиками риторики стали софисты. В их понимании ораторское искусство было наукой об убеждении кого угодно и в чем угодно.
Именно софисты способствовали развитию риторики в V-IV вв. до н.э. С древнегреческого слово «софист» переводится как учитель мудрости, мастер. Софисты исходили из того, что истинности как таковой нет, а истиной есть то субъективное, которое убедительнее всего. А значит, в чем человек убеждён и убеждает других, то и есть истина. Софистика считала принципиально непознаваемой объективную действительность, реальным может быть субъективное суждение о ней, и чем убедительней суждение, тем оно реалистичней. А потому главным заданием риторов-софистов было посредством высказывания сделать идею сильной или слабой. Своих учеников софисты учили двум искусствам: искусству размышления (диалектика) и искусству общения (риторика).
В Древней Греции основаны были три философские школы софистов: диалектики, элеаты и пифагорийцы.
Диалектики опирались на учение Гераклита Эфеского об изменяемости мира: все течёт, все меняется. И судить о мире можно по-разному. В этом направлении философии зарождалась логика.
Элеаты отдавали предпочтение демонстрации в речи гимнастики ума, стройных цепей доказательств. Они отрицали существование объективной истины, а потому отстаивали право каждого на собственное мнение.
Пифагорейцы искали гармонию мироздания в человеке и находили её в искусстве речи и красоте слова.
Софисты многое сделали для развития этики, риторики, наук о языке. Но более того, они изменили социальный идеал. К эталону аристократии и элитарности по рождению, они добавили образованность и мастерство.
Кроме того, софисты не проводили границы между «очаровыванием» и убеждением. Так выявление специальных языковых средств (фигур) в речи опиралось у софистов на красивость и «чары», меньше внимания уделялось логичности и убедительности. Потому список риторических фигур, предложенный софистами, в частности Горгием, занимает в теории риторики периферийные позиции.
Горгий
(483 – 375 вв. до н.э.)
Один из выдающихся сицилийских ораторов. Славу ему принесла миссия посла от города Леонтини. Он чарующе красиво просил помощи у афинян. Под впечатлением речи народное собрание тут же постановило немедленно послать военную помощь Леонтинам против Сиракуз. Горгий использовал в подобных дипломатических речах два приёма: очаровывание души и обман мысли.
Вскоре в Афинах известный ритор основал свою школу. Особенной славы он добился как сочинитель похвальных праздничных речей. До наших времён дошли такие его сочинения, как «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда». Эти речи отличались мастерской игрой разума и всевозможными языковыми приёмами.
Особенно ценны для школы ораторского мастерства эксперименты с гармонией звучания речи, ведь, полагал Горгий, как зачаруешь, так и убедишь. Вообще, изобретение риторических фигур в античной Греции приписывается Горгию. Фигуры, предложенные и описанные этим оратором, служат украшением речи. Например, горгиевой фигурой называют исоколон (равенство частей высказывания), придающий ритмичность прозаической речи.
Сократ
Сократ
(469-399 гг. до н.э.)
Сократ твердо придерживался своих жизненных принципов, что определённым образом повлияло на его философию и риторику. Истинным красноречием Сократ называл то, которое печётся о душе граждан, то, что воспитывает высокие моральные качества и направлено на добро и благо.
Основой жизни граждан Сократ считал добропорядочность. В понятие добропорядочности он включил пять моральных качеств: сдержанность, храбрость, рассудительность, справедливость и благочестие.
Наибольшее внимание мыслитель уделял развитию политической полемики и эристики (переводится с древнегреческого как «спорить», «соревноваться»). Сократ считал, что истина рождается в спорах, путем столкновения противоположных мнений происходит движение мысли и возникает новое видение проблемы. В древнегреческой философии слово «диалектика» означало «искусство мыслить в форме беседы, диалога». Но если для софистов диалектика была инструментом для любования красотой доказывания, то для Сократа диалектика – способ поиска истины и моральности.
Наиболее используемым приёмом в эристике для Сократа стала ирония. Серией иронических, но добродушно звучащих вопросов он обезоруживал соперника и тот начинал противоречить сам себе. Однако оратор не позволял себе ни капли зла или глумления.
Важным критерием правильно построенной речи Сократ называл логичность. Речь он сравнивал с человеком: у неё также должно было быть туловище, руки, голова, ноги – и всё это должно гармонично сочетаться между собой.
Сократ первым оценил возможности речи как индикатора интеллектуального и психологического портрета человека. Ему принадлежит афоризм: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
2. 4. Платон
(427-347 гг до н.э.)
Философское кредо софистов не разделял Платон, для него предмет речи требовал глубокого осмысления. Главное в риторическом искусстве – поиск истины, который, как известно, рождается в споре, в особой риторической манере – диалектике. Однако поиск истины несколько отодвинул на второй план одну из центральных задач риторики – убеждение.
Платон одним из первых уделил внимание психологии слушателя. Знание души, связанное с логически стройным построением речи и диалектическим подходом к предмету речи, делают ораторское выступление совершенным.
Великий мыслитель и философ пережил угасание афинской демократии и предчувствовал триумф тоталитарных держав. Потому в поздних своих работах «Государство», «Законы», «Политика» к вопросу о риторике и свободомыслии высказывался категорично – в идеальном государстве публичные выступления необходимо запретить. Они сеют смуту в умах и сердцах верных граждан.
Тяжело пережив казнь своего учителя Сократа, Платон делает попытки на Сицилии претворить в жизнь свои идеи об идеальном государстве. В результате оказывается проданным в рабство и его выкупают ученики. После возвращения в Афины Платон основывает свою школу и по имени хозяина сада, где проходили занятия, называет её Академией.
В ней успешно и плодотворно проходило обучение научной элиты Древней Греции. Академия дала миру ещё одного великого философа – Аристотеля.
2. 5. Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)
Выдающийся древнегреческий философ Аристотель уравновесил красоту и истинность, разработал для риторики теоретический и этический фундаменты. Он обобщил всё созданное в единое упорядоченное целое, на основе этого сформулировал законы, составляющие теоретическую базу риторики как науки. Аристотель выстроил принципы речевой деятельности в риторике и сформулировал требования к ораторской и поэтической деятельности. По мнению этого философа, основным методом является диалектика, а основным критерием – истинность.
Теорию риторики Аристотель описал в двух трудах – «Риторика» и «Про искусство риторики». Эстетической силой речи он считал не витиеватое плетение словес, а познавательное и интеллектуальное богатство речи. Как приверженец логики, Аристотель считал главным в речи логически выстроенный материал и правильно составленные выводы.
Аристотель предложил ораторам сосредоточить своё внимание на следующем:
1. Предмет риторики.
В ораторском мастерстве Аристотель ратовал за умеренность и предостерегал от чрезмерного украшательства.
Главным качеством удачной речи Аристотель считал ясность, что и на сегодняшний день актуально. Убеждение отделено от манипулирования и внушения именно критериями ясности и истинности. Труд «Риторика», написанный Аристотелем тысячелетия тому, не потерял своего значения и в современном мире.
Риторика в древней Греции
Именно в древней Греции берет свое начало методика преподавания риторических основ. Древние мыслители называли ее «наукой о красноречии». Со временем, соседство Греции с Римом и постоянное соперничество философов этих государств, привело к примерно равным возможностям тех и других.
Что такое риторика?
Наука эта испокон веков несла в себе идею формирования у человека логического мышления и собственного стиля изложения мыслей. Основная цель – довести информацию до людей в понятном для них виде. Важное значение риторика приобретала в период проведения массовых процессов в суде, на собраниях старейшин. Решение главных государственных проблем не обходилось без красноречивых мыслителей, которые своими выступлениями доводили до сведения собравшихся важные факты, аргументируя каждое свое слово. Риторические приемы используют и сегодня адвокаты, и прокуроры в своих судебных выступлениях.
Зарождение риторики относят к 5 в. до н.э. Родиной красноречия стала Эллада. Ученые считают, что предпосылки для мощного толчка в развитии этой науки заложил общественно-поли тический строй этого государства. Известно, что городами правили наиболее почитаемые жители из народа, а верховным органом было Народное собрание. Политики и рядовые граждане со своими вопросами обращались к «верхушке» на глазах сотен людей. Показательно проходили и суды. Обвиняемый был вынужден защищаться самостоятельно, и во многом от ораторского мастерства подозреваемого зависела его жизнь.
Мыслители – основоположники риторики
Практически с первых лет более или менее устоявшегося положения риторики и ее популярности, в Греции появились учителя красноречия (софисты). Они за некоторую плату давали наставления и тренировали желающих получить уроки риторики. От этих мастеров позже получили распространение наиболее значимые законы ораторского искусства.
Первый учебник риторики был написан все в том же 5 в. до н.э. До нас дошли только лишь упоминания о том труде. Создал его грек Коракс, который открыл в свое время школу красноречия в Сиракузах. Известно, что в издании приведены основы мастерства ораторства.
Позже авторами своих трактатов о риторике стали известные в мире философы:
Примечателен опыт Демосфена. Изначально он настолько вяло и невыразительно говорил, что толпа всегда смеялась над его речью. Это заставило будущего непревзойденного оратора работать над собой. Он достиг в своём мастерстве таких высот, что люди слушали его, замирая, и буквально открыв рты.
Не менее ярким в своем красноречии был и Цицерон. Прославился он не только блестящим мастерством, но и трудами. Свет увидели трактаты:
«Брут».
«Об ораторе».
«Оратор».
Когда мир увидели труды Аристотеля, они стали актуальными. Это продолжалось во все времена. Остаются они таковыми и по сей день. Книга Аристотеля так и называлась – «Риторика». В ней 3 части: общие принципы (с видами текстов для выступлений, характеристиками и доводами), имена ораторов и правила обращений к людям (основы словесного формирования предложений).
Грек Квинтилиан произвел на свет 12 своих трудов. Цикл книг называется «Риторические наставления». Ученый изложил мысли о воспитании мастера ораторского искусства, чести, совести и благополучном слове. Уделено внимание и форме изложения речи. Начинается все со вступления (приступ), далее излагается основная мысль (повествование), после – мысль доказывается (доказательство) и делается вывод (заключение). В процессе в речь могут вклиняться рассуждения автора, его умозаключения. По мнению Квинтилиана, оратор своим выступлением должен «цеплять» толпу, вызывая у людей смех или гнев. Речь его должна быть ясной, правильной и украшенной всевозможными оборотами, с правильным произношением.
В целом, древнегреческие философы стали основоположникам и следующих основ риторики, ставших аксиомами на долгие годы и дошедших до современников:
Базой красноречия могут являться природные данные человека, которые необходимо развивать.
Право на выступление дает образование, опыт оратора. Неученый человек не может доводить до людей свои идеи. Оратор должен учитывать все нюансы темы, о которой говорит.
В основе красноречия лежит логическая мысль, нравственность и слово.
Наука о красноречии подразделяется на несколько частей. Среди них: труд над содержанием речи, ее запоминание и правильное произнесение, использование возможностей расположения к себе людей.
Со временем наступившая эпоха христианства напрочь отвергла идеи древних греков, как язычников. Но из риторики было перенято искусство красноречия для успешного церковного богослужения. Основы ораторского мастерства преподавали в духовных семинариях, чтобы священники могли подготовиться к общению с людьми, донося до них основные божьи законы. Помогало искусство ораторства и в проповедях.
Мастерство речи и сегодня ценится не меньше чем во времена древней Греции. Принципы ораторства помогают современным грекам достигать вершин мастерства в своем деле и сохранять культурные традиции страны.
Смотрите также
Миеза, Науса. Школа Аристотеля Перипатос в Миезе
Греческая Македония – край, избранный богами, завораживающий неповторимым сочетанием красивейших естественных пейзажей и великолепием памятников древних эпох. Эта местность является одним из лучших образцов согласованности созидательного начала человека и природы, непрерывно творящей свои произведения тысячелетиями. Одно из них – сталактитовые и сталагмитовые пещеры находящегося в окрестностях Миезы Нимфейона.
Новогодний волшебник Дед Мороз или Санта Клаус был греком
Проблемы греческой энергетики
Афины. Город великих поэтов и философов.
Город Афины — столица Греции, сердце культуры, сохранившее множество памятников древних цивилизаций. Нам не известен другой город в мире, который имел бы историю и прежде всего славу города Афины. Благословлённый не только природой, но и богами, город Афины является тем городом, где в течении классического периода были созданы высокие идеалы, величество, красота и правдивость, являющиеся единственным правдивым лучом света человеческой мудрости и вдохновения.
Риторика возникла в древней Греции как искусство
Для того чтобы иметь власть, человеку нужно, в первую очередь, быть хорошим оратором. Эта истина проста и вечна – мы можем наблюдать ее подтверждение и на современных примерах, и в биографии великих исторических личностей.
О том, как важно красноречие, знали и в Древней Греции – именно там и возникла риторика, как отдельный вид искусства.
Историческая справка – зарождение
На самом деле, в развитии ораторского мастерства античный период имеет особенное значение – первые предпосылки возникли еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний.
Главная причина возникновения ораторского искусства, как такового, – это развитие социальной жизни общества по мере появления новых потребностей у растущей цивилизации. У людей, находящихся у власти, возникала необходимость не только в доказательствах своей силы (чем умнее становился народ, тем меньше его можно было удерживать страхом).
В 5 в до н. э. у властей, государственных деятелей и послов появилась необходимость не только в доступном, но и в грамотном, красивом и точном выражении своих мыслей. Именно это подтолкнуло античных мыслителей к зарождению риторики в Древней Греции.
Основоположники
Первые работы по риторической науке принадлежат софистам – особой категории мыслителей, которые первые познали силу ораторского искусства и стали применять его для достижения собственных целей (часто эти цели шли в разрез с политикой государства и позициями людей у власти).
Основоположник софистики – Горгий из Леонтин в Сицилии, он был первым, кто смог создать прозу в виде, приятном и интересном для восприятия его современниками. Позже к нему присоединялись и другие философы, чьи изречения, являясь смесью философской мысли и ораторского мастерства, доходят и до наших дней.
К времени греческого философа Аристотеля пути софистики и риторики разошлись – софисты использовали свои навыки в корыстных целях, в их учениях стали преобладать негативные тенденции. Уже сам Аристотель говорил о трудах софистах, как о «ложной» мудрости – той, которая лишь кажется народу, в то время как оратор просто достигает своей цели за счет того, что к нему прислушиваются.
Риторика же у подлинных философов в Древней Греции использовалась для краткого изложения глубокой философской мысли, направленной не на достижение выгоды одного человека, а на познание мудрости бытия для целого народа.
Против софистики выступали выдающиеся ораторы в Древней Греции, развитие риторики для которых имело огромное значение:
Основы и особенности древнегреческой риторики
Риторика в Древней Греции развивалась стремительно – каждый выдающийся мыслитель презентовал народу свои труды, чтобы граждане государства могли овладевать искусством слова. Обнародовались книги (труды Аристотеля о риторике были опубликованы в целых трех частях), проводились публичные выступления – у всякого свободного человека появилась возможность научиться выражать свои мысли так, чтобы они были интересны окружающим.
Все труды древнегреческих философов, направление на развитие риторики, в качестве базы имели единые постулаты:
Древнегреческая риторика стала уже полноценной наукой, которой была возможность обучиться. Были и люди, которые проводили обучение, – ими являлись те мыслители, труды которых взывали к необходимости ораторского искусства в обществе их современников и в любом возможном будущем.
Обучение риторике было систематизированным и состояло из следующих этапов:
Дальнейшее развитие
Развитию греческой риторики способствовал целый ряд обстоятельств, характерных для античного общества 5-2 вв до н. э.:
Таким образом, древнегреческую риторику нужно воспринимать не только, как возникшую необходимость для сохранения и развития цивилизации, но и как прямой двигатель этого развития. Без этой науки стала бы невозможна демократия (тем более в той форме, в которой мы привыкли видеть ее сейчас), не дожила бы до наших дней судебная система, не возникло бы даже намеков на дипломатию.
Несмотря на то, что риторика возникла в Древней Греции еще в 5 в. до н. э., она все еще остается незаменимым элементом для существования современного общества.
риторика. риторика (Восстановлен). Греческая риторика общая характеристика, риторика софистов, Сократ и Платон, Риторика Аристотеля, известные греческие ораторы. Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции в v vi вв до н э
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Форма обучения: заочная/очно-заочная
Греческая риторика: общая характеристика, риторика софистов, Сократ и Платон, «Риторика» Аристотеля, известные греческие ораторы. Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции в V— VI вв. до н.э.? В чем состоит вклад софистов в разработку начал ораторского искусства? Что нового внесли Сократ и его последователи в развитие содержания риторики?
Общая характеристика Греческой риторики
В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная
и яркая речь. Обучению мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались, а люди, обладающие необходимыми навыками – были достойны уважения и почтения. Именно в древней Греции берет свое начало методика преподавания риторических основ. Древние мыслители называли
ее «наукой о красноречии». Наука риторика, испокон веков несла в себе идею формирования у человека логического мышления и собственного стиля изложения мыслей. Основная цель – довести информацию до людей
в понятном для них виде. Важное значение риторика приобретала в период проведения массовых процессов в суде, на собраниях старейшин. Решение главных государственных проблем не обходилось без красноречивых мыслителей, которые своими выступлениями доводили до сведения собравшихся важные факты, аргументируя каждое свое слово. Риторические приемы используют и сегодня адвокаты, и прокуроры в своих судебных выступлениях.
Профессиональных учителей красноречия называли софистами. Теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор
(ок. 490-ок. 420 гг. до н.э.) из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой собеседники
в споре защищают противоположные взгляды. Протагор классифицировал выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы. Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий
(ок. 483 — ок. 375 гг. до н.э.) из Леонтин, который подчеркивал силу слова
и роль языка в ораторском искусстве. Отношение к софистам было двойственным. Вначале слово «софист» обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. Софисты учили правилам логического мышления, приемам доказательства и опровержения. Однако очень скоро главными их заботами стали подбор и применение различного рода уловок, с помощью которых можно добиться победы над противником, доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Софисты не представляли собой единой идеологичской или политической группы, это были странствующие философы, обучавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости (в переводе с древнегреческого софист «мудрец»). Они обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, его сильные и слабые стороны, разум, приемы логики. Последние они доводили до совершенства. Однако софисты еще с античных времен заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов, подчас просто ловкачей в споре, хитрых спорщиков. Поскольку софисты были несомненными прагматиками в жизненных ситуациях,
их учением и особенно их практикой в дальнейшем историческом развитии риторики воспользовались те социальные группы, которым не чужда была прагматика, житейские интересы, меркантильность, эгоистические побуждения. Альтруизм, справедливость себе в ущерб не привлекали софистов.
Великий греческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н. э.), ученик Платона. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, хотя,
по словам В. И. Ленина, Аристотель вплотную подходит к материализму».
Известные греческие ораторы
Сократ и Платон, Горгий, Демосфен, Перикл, Фемистокл, Исей, Исократ
Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции
в V— VI вв. до н.э.?
На самом деле, в развитии ораторского мастерства античный период имеет особенное значение – первые предпосылки возникли
еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась
из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний.
В 5 в до н. э. у властей, государственных деятелей и послов появилась необходимость не только в доступном, но и в грамотном, красивом и точном выражении своих мыслей. Именно это подтолкнуло античных мыслителей
к зарождению риторики в Древней Греции.
В чем состоит вклад софистов в разработку начал ораторского искусства?
Что нового внесли Сократ и его последователи
в развитие содержания риторики?
Истинным последователем учения Сократа был Платон. По своим воззрениям на Бога, свойство души и ее бессмертие он приближается
к христианству. Его сочинения большей частью выполнены в разговорной форме, поэтому названы диалогами. В высшей степени замечательно учение Платона о предсуществовании души. По этому учению всякое представление об истине, знании, справедливости и красоте есть ни что иное,
как воспоминание о том, что восприняла душа от созерцания богов во время совместной жизни с ними. Таким образом, истина, красота и прочее есть лишь слабое отражение существовавшего когда-то об этом представления — идеи». Свои занятия Платон вел в Академии — прекрасном здании в одном
из предместий Афин, посвященном герою Академу.
Киренаики или киренцы, последователи школы, основанной
в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая
или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков оказывала и прямое разрушительное действие на человека: поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью (Гегесий). Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую.
Представители: Аристипп, Гегесий, Антипатр, Арета Киренская, Аристипп Младший, Феодор из Кирены, Анникерид.
Киники – философская школа, возникшая в Древней Греции в 4-5 вв.
до н.э. Ее основание связывают с именем мыслителя Антисфена, который являлся последователем Сократа. Самым известным киником стал Диоген, который развил это учение в 3 в. до н.э. Название школы – киники связано
с греческим словом «собака», именно такой образ жизни предлагал своим последователям Антисфен, жизнь, сообразуясь с природой и собственным миром.
В основе современного коммуникативного процесса лежат разработанные Аристотелем риторические понятия. Для запоминания и осмысления составьте схему-конспект отрывка из «Риторики» Аристотеля.
Основные виды речей по Аристотелю
род риторической речи
Совещательная
род риторической речи
Судебная
род риторической речи
Склонять или отклонять от решения
цель
Обвинять или оправдывать
цель
Хвалить или порицать
время, которое имеет ввиду оратор
будущее
время, которое имеет ввиду оратор
прошлое
время, которое имеет ввиду оратор
место произнесения речи
народное собрание
место произнесения речи
суд
место произнесения речи
критерии, определяющие характер
польза и вред
критерии, определяющие характер
справедливое и не справедливое
критерии, определяющие характер
прекрасное и постыдное
2. Прочитайте отрывок из трактата Цицерон «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным.
Описано бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато, когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать.
Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся
к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.
— «что сказать»: необходимо отвлечение от действительности
— «где сказать»: овладеть вниманием, утвердить свои мнения
Отличия речи от философии, софистики, поэзии, истории.
Три задачи речи и три стиля: понятие об уместности.
- Что в греческой риторике называли головой речи вступление заключение основная часть
- Что в греческом салате