Что в информатике называют величиной
Объекты алгоритмов. Величины
Урок 14. Информатика 8 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Объекты алгоритмов. Величины»
· Постоянные и переменные величины;
Итак, алгоритм описывает последовательность действий, производимых над некоторыми объектами, которые указываются в условии задачи.
Например, при решении задачи о зачислении абитуриентов, в высшее учебное заведение, объектами могут быть, номер абитуриента, его фамилия, имя и отчество, количество баллов, которые он набрал при сдаче ЕГЭ и так далее.
В информатике отдельный информационный объект, например, число, символ, строка или таблица, называется величиной.
Все величины делятся на два вида:
· постоянные – их ещё называют константы. Это величины, значение которых определяется в тексте алгоритма и в процессе его исполнения не изменяется.
· переменные величины – это величины, значения которых в процессе исполнения алгоритма меняется.
Значение переменной величины, которое она имеет в каждый момент времени в процессе исполнения алгоритма, называется текущим.
Например, такие величины как скорость света в вакууме, число π, число часов в сутках (где величина t – это количество часов в сутках) являются постоянными. А вот скорость движения пешехода или атмосферное давление являются переменными так как скорость пешехода и давление могут изменяться, а, например, в сутках всегда 24 часа.
В алгоритмах можно выполнять следующие операции над величинами:
· арифметические, такие как сложение, вычитание, умножение, деление;
· отношения – это операции больше, меньше, равно, больше либо равно, меньше либо равно.
· логические операции, такие как И, НЕ, ИЛИ.
Объекты, над которыми выполняются операции, называются операндами.
Однако не всякий объект может быть операндом для выполнения какой-либо операции.
Например, число ноль не может быть операндом для выполнения арифметической операции деления на ноль или графические изображения не могут быть объектами для выполнения арифметических операций.
Величины, которые объединены определённым множеством допустимых операций, называют величинами определённого типа.
В математике и физике работают с числовыми величинами: натуральными, целыми, действительными и другими числами.
Величины каких типов можно использовать для записи алгоритма?
При записи алгоритмов используют величины: числового (целого и вещественного), символьного, литерного и логического типов.
При формировании алгоритмов чаще всего используют числовые величины целого и вещественного (действительного) типов, которые в алгоритмическом языке обозначаются цел и вещ соответственно.
В задачах, которые возникают в повседневной жизни, встречаются и нечисловые величины, значениями которых могут являться символы, слова, тексты и прочее.
Для алгоритмов обработки текста применяют величины двух видов: символьные и литерные.
Величины логического типа могут принимать всего два значения:
Для описания переменных типа ″целый″ используется ключевое слово цел, типа ″вещественный″ – вещ, типа ″литерный″ – лит, типа ″символьный″ – сим, типа ″логический″ – лог.
Например, цел k, m; вещ а, t, c; лит p, q; сим i, g; лог s, t.
Нужно определить типы следующих величин:
масса малотоннажного грузовика.
В Википедии сказано, что грузовой автомобиль (малотоннажный) — это автомобиль, полная масса которого не должна превышать трёх с половиной тонн, три целых пять десятых – это вещественная величина.
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году – это число, а, следовательно, числовая величина целого типа.
Площадь треугольника может быть выражена дробным числом – это вещественная величина.
Название дня недели.
Понедельник, вторник, среда и так далее – всё это литерные величины.
Количество мест в поезде.
Числом мест в поезде может быть только целое число, следовательно, это целая величина.
Для обозначения (именования) величин, а также других объектов, которыми оперируют в алгоритмах, используются символические имена в виде идентификаторов.
Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр: B, N, АS.
Необходимо выбирать мнемонические имена, то есть имена, которые отражают суть объектов решаемой задачи, например, Сумма, План, Цена и так далее.
Образно, величину можно представить ящиком. Наполнять данный ящик-величину будем значениями этой величины, ну а ярлык, повешенный на ящик — это имя величины.
Пришло время подвести итоги урока.
В информатике отдельный информационный объект, например, число, символ, строка, таблица и другие, называется величиной.
Все величины делятся на два вида:
постоянные или константы. Это величины, значение которых определяется в тексте алгоритма и в процессе его исполнения не изменяется.
переменные величины – это величины, значения которых в процессе исполнения алгоритма меняются.
Для возможности ссылаться на величины используют их имена (идентификаторы).
Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр.
5Б Величины.Переменные и константы(Теория)
Всякий алгоритм составляется для конкретного исполнителя.
Компьютер работает с информацией.
Информация, обрабатываемая компьютерной программой, называется данными.
Команды в компьютерной программе определяют действия,выполняемые над величинами.
Существует три основных типа величин, с которыми
работает компьютер: числовой, символьный и логический.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕЛИЧИН
Конкретное обозначение величины называют ИМЕНЕМ.
ИМЯ величины состоит из одной или нескольких латинских букв, цифр, других знаков.
Заглавные и строчные буквы в именах величин считаются одинаковыми, вначале всегда пишется буква.
Например: А, DR, t45, q1$, massa1.
ЗНАЧЕНИЕ величины может быть представлено числом, каким-либо текстом или арифметическим выражением.
Знаки арифметического действия в значениях величин заменяются:
Математика
Информатика
Пример
возведение в степен ь
ВИДЫ ВЕЛИЧИН
ПОСТОЯННЫЕ
ПЕРЕМЕННЫЕ
значения таких величин не меняются
в процессе исполнения алгоритма
значения таких величин могут изменяться
при выполнении алгоритма
Типы величин
Значения величин
ПРИМЕРЫ
символьный
(литерный или строковый)
значений таких величин всего два:
ПЕРЕМЕННЫЕ И КОНСТАНТЫ
Кравчук Настя (Tuesday, 25 November 2014 14:37)
Алексеев Дмитрий (Tuesday, 25 November 2014 16:25)
Карельский Игорь (Tuesday, 25 November 2014 17:17)
Корольков Дмитрий (Wednesday, 26 November 2014 13:01)
Куц София (Wednesday, 26 November 2014 14:01)
Сергей (Sunday, 30 November 2014 17:22)
юра (Monday, 01 December 2014 14:26)
Симбирёва Ира (Saturday, 06 December 2014 15:40)
Лика (Monday, 18 May 2015 20:33)
Презентация по информатике по теме «Понятие величины»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Понятие величины Учитель информатики: Тутынина Ирина Анатольевна МОСШ №3, г. Белоярский
Инструкция к работе: сделать запись в тетрадь продолжение возвращение на шаг назад окончание урока требуется решение и выбор правильного ответа Обозначение символов: Обозначение гиперссылок: требуется нажатие левой кнопки «мыши» на любом чистом месте экрана
Понятие величины является одним из самых важных понятий школьных курсов физики и математики. В информатике в понятие величины вкладывается более глубокий смысл. Постоянными называются такие величины, которые не меняют свое значение в процессе работы. Переменными называются такие величины, которые меняют свое значение в процессе работы. Например: g = 9,8 π = 3,14 R = 8,31 e = 1,6 ∙ 1031 Например: V m S F
Значение величины – присваиваемая информация. Значением величины может быть число, может быть текст, поэтому в памяти записываются они по-разному ячейки памяти имена значение А В1 АК TEKST 8 1,2 » р » «мир » Проверим, как ты понял материал Укажи тип величины «589»: 1 натуральный 2 целый 3 вещественный 4 символьный
Запись А := 5 означает, что в ячейку под именем А поместить число 5 Запись А := К + 2 означает, что в ячейку под именем А поместить результат сложения информации из ячейки К и числа 2. Запись А := А + 8 означает, что в ячейку под именем А поместить результат сложения старого значения ячейки и числа 8.
Проверим, как ты понял материал Что будет находиться в ячейке под именем С, если дан фрагмент алгоритма: А := 5 В := 3 С := А + В 1 5 2 3 3 А + В 4 8
Что будет находиться в ячейке под именем К, если дан фрагмент алгоритма: А := 5 В := 3 В := В + 4 К := А + В 1 5 2 3 3 8 4 12
Что будет находиться в ячейке под именем С, если дан фрагмент алгоритма: А := 5 В := 3 С := А + В С := С – 1 1 5 2 3 3 7 4 8
Что будет находиться в ячейке под именем М, если дан фрагмент алгоритма. Как ты думаешь, что сделает компьютер, когда не найдет ячейки С в памяти?: А := 5 В := 3 М := А + В + С 1 5 2 3 3 8 + С 4 8 Он примет значение ячейки С за 0.
Например, текст «УРА» будет находиться в ячейке под именем С, если дан фрагмент алгоритма: А := «у» В := «ра» С := А + В Если числовые величины складываются, то текстовые склеиваются.
Что будет находиться в ячейке под именем С, если дан фрагмент алгоритма: А := «ра» В := «б» С := В + А 1 раб 2 В + А 3 бра Проверим, как ты понял материал
Что будет находиться в ячейке под именем С, если дан фрагмент алгоритма: А := «4» В := «5» С := А + В 1 9 2 А + В 3 45
Молодец! Ты все выполнил правильно!
Ты ответил неправильно, запрещено использовать только указанные символы, а количество цифр и букв ограничено числом 255. Неправильное имя под номером 4 «1А», так как нельзя начинать имя с цифры.
Молодец! Ты все выполнил правильно!
Ты ответил неправильно, так как информация, записанная в кавычках, считается символьной независимо от содержимого.
Молодец! Ты все выполнил правильно!
Ты выполнил неправильно! Операция С:=А + В означает, что информацию из ячейки памяти А сложить с информацией из ячейки памяти В и результат положить в ячейку памяти С.
Молодец! Ты все выполнил правильно!
Ты выполнил неправильно! Значение ячейки памяти В изменилось и стало по команде В:= В + 1 равно 7. Правильный результат 5 + 7 = 12
Молодец! Ты все выполнил правильно!
Ты выполнил неправильно! Значение ячейки С уменьшилось на 1. Правильный ответ 7
Молодец! Ты все выполнил правильно!
Ты выполнил неправильно! Правильный ответ М := 5 + 3 + 0
Молодец! Ты все выполнил правильно!
Ты выполнил неправильно! Так как В + А, то правильный ответ БРА
Молодец! Ты все выполнил правильно!
Ты выполнил неправильно! Так как операция склеивания выполняется, то правильный ответ «45».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
Данная презентация способствует формированию у учащихся понятий “данные” и “величина”; дает представление структуры и принципа хранения данных в памяти компьютера; знакомит с системой команд исполнителя-компьютера; разбирает принципы работы команд присваивания, ввода и вывода.
Урок представляет собой презентацию:
• сопровождающуюся гиперссылками, где в любой момент можно вернуться на шаг назад и повторить материал,
• сопровождающуюся анимацией, создающей момент ожидания,
• имеющую теоретический материал, который необходимо внимательно прочитать и изучить,
• часть материала необходимо записать в тетрадь для составления небольшого конспекта,
• имеются задания в виде тестов, на которые обязателен ответ,
• в заключение дается проверочный тест, ответы на который необходимо представить на листке с последующей сдачей учителю.
Номер материала: 68801041439
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок 16
§ 2.3. Объекты алгоритмов
Ключевые слова:
• величина
• константа
• переменная
• тип
• имя
• присваивание
• выражение
• таблица
2.3.1. Величины
Алгоритмы описывают последовательность действий, производимых над некоторыми объектами, определёнными условием задачи. Например, при решении задачи о начислении зарплаты сотрудникам предприятия такими объектами могут быть табельный номер сотрудника, его фамилия, имя, отчество, оклад, отработанное время ит. д.
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.) называется величиной.
Величины делятся на постоянные (константы) и переменные.
Постоянной (константой) называется величина, значение которой указывается в тексте алгоритма и не меняется в процессе его исполнения.
Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма. При исполнении алгоритма в каждый момент времени переменная обычно имеет значение, называемое текущим значением.
Пример 1. Величины, выражающие количество дней в неделе, ускорение свободного падения, количество дней в первой декаде месяца, являются константами. Величины, выражающие количество дней в месяце, пульс человека, количество дней в третьей декаде месяца, являются переменными.
В алгоритмах над величинами выполняются некоторые операции. Например:
Объекты, над которыми выполняются операции, называются операндами. Не всякий объект может быть операндом для выполнения любой операции. Например, текст не может быть объектом для выполнения арифметических операций; отрицательное число не может быть операндом для извлечения квадратного корня и т. д.
Множество величин, объединённых определённой совокупностью допустимых операций, называют величинами определённого типа. При составлении алгоритмов используют величины числового (целого и вещественного), символьного, литерного и логического типов.
В математике и физике оперируют числовыми величинами — натуральными, целыми, действительными числами. При составлении алгоритмов чаще всего используют числовые величины целого и вещественного 1 типов, которые в алгоритмическом языке обозначаются цел и вещ соответственно.
1 Термин «вещественный» принято использовать наряду с термином «действительный».
В задачах, возникающих в повседневной жизни, встречаются и нечисловые величины, значениями которых являются символы, слова, тексты и др. При составлении алгоритмов обработки текстовой информации используют величины символьного (сим) и литерного (лиф) типов.
Значением символьной величины является один символ: русская или латинская буква, цифра, знак препинания или другой символ. Значением литерной величины является последовательность символов. Иногда эту последовательность называют строкой или цепочкой. Литерные значения в алгоритме записывают в кавычках, например: ‘алгоритм’, ‘литерная величина’, ‘2011’.
Величины логического (лог) типа могут принимать всего два значения:
• ДА (ИСТИНА, TRUE, 1);
• НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0).
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр: А1, М, АР. Рекомендуется выбирать мнемонические имена, т. е. имена, отражающие суть объектов решаемой задачи, например, SUMMA, PLAN, CENA и т. д.
Если величину представить как ящик, содержимым которого является некоторое значение, то имя величины — это ярлык, повешенный на ящик.
2.3.2. Выражения
Выражение — языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.
Выражения состоят из операндов (констант, переменных, функций), объединённых знаками операций. Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, обыкновенных дробей и т. д.); знаки операций пропускать нельзя. Порядок выполнения операций определяется скобками и приоритетом (старшинством) операций; операции одинакового приоритета выполняются слева направо.
Различают арифметические, логические и строковые выражения.
Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Логическое выражение может принимать одно из двух значений — ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, логическое выражение (х>5) и (х : =
Знак «:=» читается: «присвоить». Например, запись А := В + 5 читается так: «переменной А присвоить значение выражения В плюс 5».
Знаки присваивания «:=» и равенства «=» — разные знаки:
• знак «=» означает равенство двух величин, записанных по обе стороны от этого знака;
• знак «:—» предписывает выполнение операции присваивания. Например, запись А : = А + 1 выражает не равенство значений А и А + 1, а указание увеличить значение переменной А на единицу.
При выполнении команды присваивания сначала вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака «:=», затем результат присваивается переменной, стоящей слева от знака «:=». При этом тип выражения должен быть совместим с типом соответствующей переменной.
Свойства присваивания:
1) пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой;
2) значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
3) если мы присваиваем некоторой переменной очередное значение, то предыдущее её значение теряется безвозвратно.
Пример 2. Составим алгоритм, в результате которого переменные А и В литерного типа обменяются своими значениями.
Решение вида
А:=В
В:=А
неверно, так как после выполнения первой команды присваивания первоначальное значение переменной А будет безвозвратно утеряно. Вторая команда присвоит переменной В текущее значение переменной А. В результате обе переменные получат одно и то же значение.
Для поиска правильного решения воспользуемся аналогией. Если требуется перелить жидкость из сосуда 1 в сосуд 2, а из сосуда 2 — в сосуд 1, то без дополнительного сосуда 3 здесь не обойтись. Алгоритм переливаний представлен на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Алгоритм переливаний жидкостей
Для решения исходной задачи введём промежуточную переменную М. Алгоритм обмена значениями переменных А и Б запишем так:
Если А и Б — числовые величины, то обмен их значениями можно организовать и без промежуточной переменной, например так:
2.3.4. Табличные величины
В практической деятельности человек часто использует всевозможные таблицы. Это, например, список учащихся в классном журнале, табель успеваемости, таблица результатов спортивных соревнований и т. д. Чаще всего встречаются линейные и прямоугольные таблицы. Линейная таблица (одномерный массив) представляет собой набор однотипных данных, записанных в одну строку или один столбец. Элементы строки (столбца) всегда нумеруются. Например, с помощью линейной таблицы могут быть представлены дни недели (рис. 2.5, а) или количество уроков, пропущенных учеником в течение 5-дневной учебной недели (рис. 2.5, б).
Рис. 2.5. Примеры линейных таблиц
Прямоугольная таблица (двумерный массив) — это упорядоченный некоторым образом набор строк (столбцов), содержащих одинаковое количество элементов. Строки прямоугольных таблиц имеют свою нумерацию, столбцы — свою. Например, с помощью прямоугольной таблицы можно представить количество уроков, пропущенных всеми учениками 8 класса в течение 5-дневной учебной недели (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Пример прямоугольной таблицы
Всей совокупности элементов табличной величины даётся одно имя. Элементы различают по их номерам, называемым индексами. Индекс записывается в квадратных скобках сразу за именем таблицы.
Образно линейная и прямоугольная таблицы показаны на рис. 2.7.
Рис. 2.7. Образное представление линейной и прямоугольной таблиц
САМОЕ ГЛАВНОЕ
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.) называется величиной.
Величины делятся на постоянные (их значения указываются в тексте алгоритма и не меняются в процессе его исполнения) и переменные (их значения меняются в процессе исполнения алгоритма). При составлении алгоритмов используют величины целого, вещественного, логического, символьного и литерного типов.
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр.
Таблица (массив) — набор некоторого числа однотипных элементов, которым присвоено одно имя. Положение элемента в таблице однозначно определяется его индексами.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Используйте эти материалы при подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий.
2. Что такое величина? Чем отличаются постоянные и переменные величины?
3. Величины каких типов используются при записи алгоритмов?
5. Определите типы следующих величин:
а) вес человека;
б) марка автомобиля;
в) год вашего рождения;
г) площадь фигуры;
д) название месяца года;
е) количество мест в самолёте.
6. Приведите по одному примеру допустимых и недопустимых значений для каждой из величин:
а) температура человека;
б) скорость автомашины;
в) площадь страны;
г) название дня недели.
7. Для чего предназначена команда присваивания? Каковы её основные свойства?
8. Какие команды присваивания составлены правильно?
9. Придумайте свой алгоритм обмена значениями числовых переменных A и В.
10. Сколько промежуточных переменных потребуется для того, чтобы переменной А было присвоено значение переменной В, переменной В — значение переменной С, а переменной С — значение переменной А? Запишите соответствующий алгоритм на алгоритмическом языке.
11. После выполнения команды присваивания х:=х+у значение переменной х равно 3, а значение переменной у равно 5. Чему были равны значения переменных х и у до выполнения указанной команды присваивания?
12. Что называют выражением? Каковы основные правила записи выражений?
13. Переведите из линейной записи в общепринятую:
14. Запишите на алгоритмическом языке:
15. Запишите логическое выражение, истинное при выполнении указанного условия и ложное в противном случае:
а) х принадлежит отрезку [0, 1];
б) х лежит вне отрезка [0, 1];
в) каждое из чисел х, у положительно;
г) хотя бы одно из чисел х, у положительно;
д) ни одно из чисел х, у не является положительным;
е) только одно из чисел х, у положительно.
16. Изобразите в декартовой прямоугольной системе координат область, в которой и только в которой истинно следующее логическое выражение:
17. Запишите логическое выражение, принимающее значение TRUE, когда точка с координатами (х, у) принадлежит закрашенной области.
18. Запишите команду присваивания, в результате выполнения которой логическая переменная t получает значение TRUE, если выполняется указанное условие, и значение FALSE в противном случае:
а) х — положительное число;
б) хотя бы одно из чисел х, у, z равно нулю;
в) числа х, у, z равны между собой.
19. Какие из приведённых ниже величин целесообразно представлять с помощью таблиц?
Величины: список учеников класса, рост учеников класса, средний рост учеников класса, оценка ученика по физике, средний балл ученика по физике, оценки учеников за контрольную работу по информатике, длины сторон треугольника, длины сторон нескольких треугольников, названия дней недели, имя человека, площадь фигуры, периметры нескольких прямоугольников, самая холодная температура воздуха в январе, количество девочек в классе, самая дождливая декада июня.
Электронное приложение к уроку
Файлы | Материалы урока | Ресурсы ЭОР |
Cкачать материалы урока