Что в контексте географического образования означает гуманизация
Статья «Гуманистическая направленность в преподавании географии».
Гуманистическая направленность в преподавании географии .
Лариса Семеновна Поздеева,
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение(МОАУ) Гимназия №8
г.Сочи, Краснодарский край
Отличник Народного образования, учитель географии
Кто берет — наполняет ладони, кто отдает — наполняет сердце.
( древнекитайский философ VI—V веков до н. э.)
На сегодняшний день, когда в соци ально-экономической жизни России происходят небывалые перемены, важной целью нового Государственного образовательного стандарта является модернизация не только образования, но и всей страны. Методологическая основа образования- единство знаний и ценностей. Выпускник школы должен владеть не только системой знаний, умений и навыков, но быть носителем ценностей гражданского общества, быть инициативным и компетентным.
Потребность сегодняшнего научно-информационного общества, заказ жизни, который должна выполнить школа-это человеческий потенциал, воспитание успешного гражданина, творческо-востребовательной личности, носителя общенациональных ценностей. И это характерно не только для нашего государства, характерно для мирового общества в целом.
Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Сделать себя нравственнее, добрее, чище- значит сделать таким мир вокруг себя. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его, интересами, потребностями нуждами. Поэтому современный этап развития образования характеризуется гуманистической направленностью, что обусловливает усилении нравственных основ, связанных с развитием мировоззрения и ценностных ориентации учащихся, повышенное внимание к всестороннему и гармоничному развитию личности учащегося, ее индивидуальности и самоактуализации.
Важнейшим условием гуманизации образования должно быть : наличие атмосферы доверия между учеником и учителем, которая стимулирует ученика на успех, на устойчивую потребность познать себя, свои возможности, окружающий мир, поощрение и инициатива учащихся, саморегуляция и свобода с чувством ответственности, открытие, теплые взаимоотношения, умение общаться, новая трактовка индивидуального подхода, отсутствие осуждений и угроз. Наличие приемов и методов художественной педагогики, мастерство и творчество.
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Все хотят жить в передовом цивилизованном обществе полноценной жизнью. Задача заключается в том, чтобы научить детей видеть прекрасное в природе, наслаждаться ею, научить беречь и умножать это прекрасное. Но это еще не все. Учащиеся должны чувствовать и осмыслить, что природа прекрасна не только своей первобытной красотой, но и преобразованная трудом человека. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы ученики хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.
Достаточно сложны задачи гуманистических принципов, и их сложность возрастает в условиях нестабильной обстановки в стране: нехватки средств, трудностей финансирования, падения жизненного уровня. В связи с этим перед педагогами стоит задача организации учебного процесса, обновления содержания, форм и использования методов, которые способствуют развитию иного понимания образования, адекватных проблемам и потребностям культурного развития общества, решению насущных проблем через устремление в будущее. Возрождение России и ее дальнейшее развитие возможно только тогда, когда любой человек, живущей на ее территории будет искренне любить, дорожить, ею и активно участвовать в ее подъеме.
В решение данной проблемы особую роль играет преподавание школьного курса о природе и обществе –наука география. Причем география это единственная наука, одновременно относящаяся как к естественному, так и к гуманитарному циклу учебных дисциплин.
Уникальна роль географии в формировании личности ребят очень точно подмечена ещё Н.В.Гоголем в его знаменитых «Мыслях о географии»: «Велика и поразительна область географии.. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!»
В процессе изучения географии школьники познают окружающий мир в различных формах и видах деятельности, практически и теоретически; получают систематические знания основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире народах и странах, о месте России в этом мире. Помимо сведений чисто географических на уроках географии используется данные смежных наук, а т.ж материал об исторически сложившихся нормах и правилах отношений человека к природе, представлениях о Земле, отраженных в искусстве, морали, религии. Таким образом, географии обладает значительным гуманистическом потенциалом, расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Любой курс географии с 5-11класс прививает любовь к Родине, чувство ответственност и за будущее страны и человечества на всей Земле.
На уроках географии с 5-11 класс происходит формирование и развитие нравственных норм и привычек поведения в природе, ценное отношение к планете в целом, которое основано на принципах возможности взаимосогласованного гармоничного развития общества и природы. Это создает основу для формирования у школьников определенных отношений, оценочных суждений, выбора всему критериев оценки.
Одной из составляющей гуманистического потенциала географии является географическая картина взаимодействия общества, природы и человека, формирование которой способствует развитию гуманистического мировоззрения учеников, а именно пониманию своей роли, значимости в мире, осознанию географического образования на основе применения географических знаний в повседневной жизни, нравственному воспитанию подрастающего поколения, обладающего собственными взглядами, убеждениями и ценностями.
Основной проблемой образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Курс географии, через внеурочную деятельность (практикумы, краеведение, туризм) призван сгладить этот разрыв, перекинув «мостик» между теорией и практикой.
В процессе внеурочной деятельности работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания и умения.
При изучении тем «Начального курса географии» 5кл и курса «Географии России» многие вопросы рассматриваются на основе краеведческого материала и лучше усваиваются учащимися. На практических занятиях по изучению и описанию реки или озера учащиеся узнают о простейших методах гидрологических исследований, устанавливая взаимосвязи и взаимозависимость рек или озер с рельефом местности.
Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края и всей страны. А это имеет огромное значение для воспитания личности. Велико значение урока в развитии познавательного интереса, но на внеклассных занятиях-практикумах дети более раскованы, общительны, даже слабых учеников можно заинтересовать.
На примере собственного края могут быть яснее показаны те факторы, которые обусловили размещение и развитие производства (9кл), а затем от частных и конкретных выводов сделать переход к изучению общих принципов размещения хозяйства России и его перспектив.
Для того чтобы познавательный интерес к урокам географии не ослабевал, считаю необходимым: оживлять уроки элементами занимательности с учетом поставленной на уроке цели, проводить различные типы уроков, использовать наглядный материал, видеоматериал, презентации, использовать интернет, побуждать учащихся к поисковой, исследовательской деятельности, выходимых за пределы программы (изучение дополнительной литературы, наблюдения).
Различные формы проведения урока географии: экскурсии, уроки на местности, экспедиции, походы, а также разнообразная организация учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная, вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность и заинтересованность. На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Все это складывает разумность, самосознание личности, как общего корня всех духовных, чисто человеческих явлений. Ученик на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего мира, в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.
И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды и состоянием атмосферы, анализом карты-навигатора, в походе, ориентацией в городе, различным составом почв и воды, культивирование и дизайн растительного покрова, экспортом и импортом продукции или сырья и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.
Раскрывая перед учащимися величие и красоту родной природы, как на уроках географии, так и во внеурочной деятельности учитель пробуждает у школьников чувство восхищения, глубокой гордости и искренней любви к своему родному краю, к своей Родине, развивая не только патриотические, но эстетические и нравственности стороны личности.
Все это способствует что современный выпускник имеет понимание своего места и роли в обществе, имеет активный духовно-творческий потенциал, и конечно же будет востребован и успешен, а это соответствует заказу сегодняшнего дня.
Необходимость жизни диктует, чтобы гуманистический процесс образования был сориентирован на личную направленность, как процесс и результат развития, раскрытия и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночных отношений. Гуманистическая направленность образовательного процесса является тем культурным кодом, который определяет повседневное поведение и регулирует взаимоотношения людей, обеспечивает рациональность и человечность их образа жизни, а следовательно жизнеспособность общества.
Цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества.
Жизнь определяет образование, и обратно-образование воздействует на жизнь.
С.И. Гессен.( русский педагог и философ)
Андрюшова Ю.С.-Роль географии в воспитании личности школьника. Журнал «География в школе»- №4; 2001г
«Школа – пресс» «География в школе», 2004, №6
Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос, 2000.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Изменения, происходящие в современном мире, становятся все более глобальными, динамичными и взаимосвязанными; изменяется и сам человек в своем отношении к природе, обществу, самому себе. Формирование деловых качеств человека часто происходит в ущерб его духовному миру. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) перед системой образования стоит сложнейшая задача: способствовать развитию человеческих (гуманистических) качеств обучающихся, наиболее полному раскрытию творческого потенциала их личности. Поэтому сегодня так актуальна ценностно-смысловая составляющая образовательного процесса, которая впоследствии обнаруживается в избираемых целях, интересах, мотивациях, убеждениях, оценках и других проявлениях человека.
В то же время, как показывает практика и отмечается в ряде работ, посвященных анализу ценностных ориентаций подростков (И.Ю. Алексашина, В.Г. Воронцова, В.В. Николина и др.), воздействие учителей географии на ценностную ориентацию школьников остается недостаточным, требует целенаправленного научно-педагогического внимания. Школьный курс географии обладает очевидным гуманистическим потенциалом, затрагивает все стороны человеческой жизни, человеческого бытия, развивает у школьников мировоззрение, воспитывает их в духе мира, ориентирует на общечеловеческие ценности.
В соответствии с новыми стандартами географического образования идею гуманизации образования отражают современные линии учебников. Так, в учебнике Н.Н. Петровой «География. Начальный курс», 6 класс особо отражено место человека на планете, его влияние на все процессы, происходящие на Земле, выделен раздел, посвященный Земле как планете. В учебнике для 7 класса Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. «География. Наш дом Земля: материки, океаны, народы и страны» приведены описания многих стран мира, в том числе стран СНГ. Содержание учебника А.П. Кузнецова «География. Население и хозяйство мира», 10 класс интегрировано с курсом всемирной истории, а линия учебников Н.Н. Петросовой и Н.А. Максимовой (издательства «Мнемозина») воспитывает этническую толерантность, формирует целостное представление о размещении населения и территориальной организации хозяйства. Авторы доказывают, что практически все учебные темы возможно рассматривать «через человека», «о человеке», «для человека».
Мотивационный компонент основывается на демонстрации значимости географических знаний при решении в повседневной жизни экологических, социально-экономических задач в масштабе региона и всей страны. Процессуальный компонент включает выбор методических приемов, видов учебно-познавательной деятельности, форм организации учебно-воспитательного процесса, средств обучения.
Методическая система гуманизации школьного естественнонаучного образования обладает целостностью благодаря взаимодействию всех его компонентов и функционирует посредством включения в канву урока комплекса проблемных, творческих разноуровневых заданий различной сложности. Задания включаются в различные формы организации учебных занятий: конференции, практикумы, экскурсии, викторины, конкурсы, дискуссии, игры, семинары, зачеты и т.п.). Каждое задание несёт мировоззренческую идею, гуманистическую цель, предусматривает многообразие элементов практической направленности.
В курсе «Географии России» рассматриваются темы «История заселения и освоения территории Сибири», «Население нашей многонациональной страны», «Межотраслевые комплексы». Это благодатный материал для формирования представлений о возникновении, формировании, развитии вопросов гуманизма в классическом наследии географической мысли, значении географических исследований, роли путешественников, учёных в развитии отечественной географии, о влиянии культуры общества на процессы миграции, естественного движения населения, его воспроизводства. При изучении межотраслевых комплексов старшеклассники знакомятся с большим разнообразием профессий, требованиями современного рынка труда. Знакомство с национальным и религиозным составом населения России воспитывает толерантность у школьников.
При моделировании содержания современного естественнонаучного образования учитываются определяющие дидактические условия: создание на уроках благоприятного эмоционального фона, создание личностно-ориентированных ситуаций, включение аксиологического материала, направленного на понятия: «Отечество», «Труд», «Семья», «Земля», «Здоровье», «Человек» и др. Вопросы и задания на уроках географии направлены на развитие способности осознания роли человека в природе, хозяйстве страны. Краеведческий материал принимает личностно-значимый характер, помогает ученикам оценить собственную практическую деятельность в повседневной жизни, ценностное восприятие и эмоциональное отношение к окружающей действительности.
Исследование проблемы гуманизации школьного географического образования, накопленный в этой сфере положительный педагогический опыт позволяет предложить методические рекомендации:
— создавать гуманистически ориентированное учебно-воспитательное пространство в классе, мотивационно-ценностное отношение учителя к педагогической деятельности;
— полнее учитывать региональные аспекты школьного образования (социальные, экономические, культурные особенности, состав населения, уровень подготовки обучающихся, их особенности, психологические стереотипы);
— дополнять учебные программы материалом по истории развития науки, по перспективам и прогнозам отдаленных последствий её влияния на мир;
— обеспечивать осознание сегодняшнего выпускника школы как действующего индивидуума современной социальной и технологической среды с помощью систем Интернет, виртуальных сред, информатизации образования;
— включать в педагогическую деятельность уникальную возможность непрерывного образования, прослеживать развитие личности выпускника за порогом школы с помощью мониторинга и коррекции учебных программ;
— использовать этические аспекты и культурологический подход при изучении географии;
— активнее разрабатывать междисциплинарные учебные курсы, внедрять личностно-развивающие модели обучения.
Доклад по теме»Модернизация географического образования»
Модернизация содержания и технологий образования с учётом Концепции развития географического образования.
«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»
Настало время, когда государство пришло к пониманию значения географической науки в образовательном процессе. В Концепции географического образования сказано: «Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием.
Единственным источником получения системных, достоверных географических знаний для населения России является географическое образование».
Главной целью географического образования и просвещения всегда было и остаётся повышение географической грамотности и формирование географической культуры у населения России.
В Концепции географического образования рассмотрены 4 группы проблем преподавания географии: содержательные, методические, кадровые, мотивационные.
Проблемы содержательного характера: недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектной, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия;
— отсутствие системности в применении новых ГИС-технологий, космических снимков и результатов дистанционного зондирования Земли;
— недостаточное использование в школьной практике проектно-исследовательской деятельности, основанной на проведении междисциплинарных комплексных географических исследований;
— недостаточное внимание со стороны органов управления образованием к необходимому уровню оборудования кабинетов географии, что снижает практический потенциал предмета.
— снижение престижа профессии учителя географии;
Проблемы мотивационного характера:
— недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;
— отсутствие положительных образов географа и учителя географии в средствах массовой информации, произведениях культуры и искусства;
отставание содержания школьного географического образования от опережающего развития современного информационного пространства, обеспечивающего потребности ребенка в различных сведениях о России и Земле в целом;
— снижение интереса к предмету география в связи с сокращением числа школьных экскурсий, походов, полевых исследований, экспедиций;
— низкая востребованность итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по географии из-за отсутствия предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах.
Основные идеи Концепции географического образования следующие:
1) комплексный подход;
2) гуманизация школьной географии;
3) культурологический подход;
4) жизнепригодность географии (география для жизни);
5) в системе школьной географического образования центральным становится курс «География России» с созданием географического образа своей Родины во всем ее природном и культурном многообразии. Роль –воспитательная;
6) краеведческий принцип обучения –изучение малой родины.
В условиях таких активных образовательных преобразований перед учителем географии стоят конкретные задачи обновления содержания, приёмов и технологий обучения на основе комплексного подхода к решению обозначенных проблем.
Обновление содержания означает усиление гуманизации географии, экологизации и экономизации предмета. В содержании уделяется особое внимание к практической направленности географического образования. В требованиях к результатам обучения приоритетными стали умения обучающихся приобретать и использовать знания.
Ведущие средства, в условиях модернизации географического образования, предусмотренные Концепцией, основаны на использовании электронных носителей, которые расширяют возможности в организации познавательной деятельности учащихся. Это обусловлено прежде всего повсеместным распространением информационных и телекоммуникационных технологий во всех сферах деятельности современного общества. Основными видами компьютерных средств образовательного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО или ОЭИ :
сервисные программные средства общего назначения;
программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся;
программные средства для математического и имитационного моделирования;
информационно-поисковые справочные системы;
автоматизированные обучающие системы (АОС);
электронные учебники (ЭУ);
экспертные обучающие системы (ЭОС);
интеллектуальные обучающие системы (ИОС);
средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).
Концепция географического образования разработана в условиях реализации требований ФГОС ООО, поэтому наиболее актуальными остаются технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Технология интегрированного обучения
Технологии уровневой дифференциации
Традиционные технологии (классно-урочная система).
Охарактеризуем некоторые, наиболее эффективные из них.
1). Информационно – коммуникационная технология.
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Технология критического мышления.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Основные методические приемы развития критического мышления:
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11.Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
4. Технология проблемного обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
5). Кейс – технология.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса.
Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
7). Технология модульного обучения.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина »модульное обучение» связан с международным понятием »модуль», одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.
8). Здоровьесберегающие технологии.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
· место и длительность применения ТСО;
· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
9). Технология интегрированного обучения.
Закономерности интегрированных уроков:
• весь урок подчинён авторскому замыслу;
• урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
• урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;
• этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости;
• отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».
10. Технология ТРИЗ.
Использование ТРИЗ на уроках даёт возможность обучающимся увидеть в географии инструменты творчества. Включение ТРИЗ технологии в урок повышает интерес к предмету, активизирует участие детей в получении приобретаемых знаний, формирует у обучающихся умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Основные приемы, повышающие активизацию деятельности школьников на уроках географии.
1. Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной.
2. Лови ошибку! Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. В старших классах об опасностях подстерегающих ошибок следует предупреждать лишь первое время. В последствие старшеклассники готовы услышать и увидеть ошибку без предупреждения.
Цель этого приема – добиться понимания “ошибкоопасного” места, а не механического запоминания правильного ответа.
3. Пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.
Попутно или в конце урока обсуждаем с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема.
4. Своя опора. Ученик составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу. Как работать со своей опорой. Есть два варианта.
Ученики в паре объясняют друг другу материал по своей опоре.
Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по опорному конспекту соседа.
5. Метод фокальных объектов. Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие. Рекомендация. Задание ученикам. Значения терминов выучить, привести примеры. Можно также использовать метод фокальных объектов: в фокусе – термин, лучи – примеры.
6. Метод морфологического анализа. Морфологический – относящийся к морфологии, касающийся внешнего вида, формы и строения. Этот метод используется для составления таблиц.
7. Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Например, очень эффективным способом закрепления знаний является домашняя работа по дополнению материала по теме урока, особенно вводных уроков. Для того чтобы провести такую работу, тетрадный лист делят на две равные части. В одной части будут содержаться сведения, сообщенные учителем, в другой – тот дополнительный материал, который учащиеся (по заданию учителя или самостоятельно) найдут сами. Для наглядности можно посоветовать ученикам два поля тетради заполнять ручками разных цветов.