Что в коране написано про убийство людей
Убийство человека запрещено исламом
Покушение на жизнь и здоровье человека запрещено исламом. Убийцу ждет наказание в аду, в этом мире убийце также установлено шариатское наказание.
В Коране имеется много аятов запрещающих убийство людей:
«Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь» (Исра 33).
Ибн Аббас разъяснил смысл данного аята следующим образом: «Убийство человека (мужчины или женщины), которое запретил Аллах, подобно убийству всех людей». Из этого высокочтимого аята видно, что перед Аллахом все души равны независимо от пола, возраста, социального положения, национальности и расы.
Наказание за убийство существует и в других религиях:
«Мы предписали им в нем: душа — за душу, око — за око, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (Маида 45). Эти предписания относятся к законам, которые были ниспосланы в Торе. Ими руководствовались покорные пророки, раввины и первосвященники, когда судили иудеев.
О человеке, совершившем преднамеренное убийство, в Коране сказано так:
«Если же кто-либо убьет верующего умышленно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (Ниса 93).
Согласно изречениям Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) только в трех случаях судья может вынести смертный приговор преступнику. Передают со слов ‘Абдуллаха (бин Мас’уда), да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не позволяется (проливать) кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, если не считать трёх (случаев: когда лишают) жизни за жизнь, (когда речь идёт о) женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, и (когда) кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину». Этот хадис передали Ахмад 1/382, аль-Бухари 6878, Муслим 1767, Абу Дауд 4352, ат-Тирмизи 1304, ан-Насаи 7/90-91, Ибн Маджах 2534. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7643, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2388.
В другом хадисе сказано так: «В трех случаях кровь человека является дозволенной. Кровь того, кто уверовал, но потом покинул лоно своей веры, кто заключил брак, а потом прелюбодействовал и кто лишил человека жизни, не имея на то права».
Есть хадисы, где присутствуют явные запреты на убийство:
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Несомненно, ваша кровь и ваше имущество также запретно для друг друга, как и этот день, как и этот месяц, как и этот город» (Buhari ilim, 37; Hacc, 132; Hudud, 9; Muslim, Hacc, 147; Tirmizi, Fiten, 6).
«Берегитесь семи вещей. Одна из них убийство человека, которое запрещено Аллахом, не имея на то права» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи).
Про наказание за преднамеренное убийство Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так:
«За преднамеренное убийство положено наказание, но, если родственники убитого простят убийцу, тогда это меняет положение вещей».
Из этого следует, что если родственники убитого не простят убийцу, то в этом случае приговор суда в отношении преступника должен быть приведен в силу.
Стоит отметить, что данные постановления шариата, установленные Аллахом и Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) могут иметь юридическую силу только на территории исламского теократического государства, где существует шариатский закон или же на территории исламских анклавов, входящих в состав не исламского государства и если имеется договор между правительством страны и руководящим органом исламской общины, допускающий применение законов шариата на указанной территории. В противном случае, граждане исламского вероисповедания должны подчиняться уголовно-процессуальному кодексу принятой конституции того государства где проживает мусульманская община.
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение» (Ниса 116).
Все приведенные аяты ясно указывают на то, что убийство человека, независимо от того, верующий он или нет, а также независимо от того, преднамеренно или случайно оно совершено, является наихудшим грехом, так как это — посягательство на творение Создателя, на Его собственность. И верующий (мусульманин, покорный Богу) просто не в состоянии преднамеренно совершить подобный поступок.
Убийство – тягчайший грех
Всякая хвала Аллаху, устроившему на земле систему правопорядка для сохранения жизни людей! Салават и салям Пророку Мухаммаду, посланному Аллахом милостью для миров, а также его семейству и сподвижникам, распространившим баракат (благодать) на Земле!
Далее. Сегодня из-за отклонения людей от пути, указанного Аллахом, во всем мире распространилось беззаконие. Особенно большое зло исходит от некоторых политиков, использующих военную мощь развитых стран для подавления народов и массового убийства безвинных людей. Большое зло творят и те, кто из-за денег или должностей убивают людей, осуществляют террористические акты.
Убийство человека в глазах некоторых людей стало чем-то обыденным, естественным делом, а не тяжким грехом и преступлением. Убийство человека в Исламе является вторым, после ширка, по тяжести грехом. Шариат не дает никакого права на убийство человека, кроме отдельных случаев, когда иначе невозможно оградить людей и общество в целом от опасности для жизни и от нравственного разложения и религии, исходящей от него. Более подробно об этом написано в шариатских книгах.
Следует также отметить, что Шариат не ограничивает наказание за убийство правом на месть. Кроме права на месть родственники убитого имеют право отказаться от возмездия, то есть простить убийцу, получив от него выкуп за убитого – сто верблюдов или их стоимость, или простить без всякого возмещения. Причем, перед Аллахом самым лучшим для родствен-ников является прощение без всякого возмещения, затем – прощение с получением материального возмещения.
Хотя за убийство ребенка, находящегося в утробе матери, Шариатом предусмотрен штраф – пять верблюдов, а за убийство рожденного человека – сто верблюдов, это не означает, что тяжесть этих двух грехов перед Аллахом неодинакова. Материальные выплаты родственникам убитого – это совсем другой вопрос. Но тяжесть этих двух грехов и гнев Аллаха, вызванный ими, одинаковы, ибо перед Аллахом души равны. Об этом свидетельствует и следующий довод. Например, за убийство ребенка в тот же день, когда он родился, тоже следует выплатить такой же штраф, как и за убийство взрослого человека, то есть сто верблюдов. О том, что убийство одного человека приравнивается к убийству всех людей на планете свидетельствует и следующий достоверный хадис, приводимый имамами Муслимом, Насаи и Тирмизи. Абдуллах, сын Амра, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Перед Аллахом легче уничтожение всего мира, чем убийство [невинного] одного человека».
Есть еще один хадис с таким же смыслом, приводимый Исфахани.
Обратите внимание, как убийство навлекает разные беды. Ни за какой другой грех, кроме ширка, Аллах так сильно не наказывает. Поэтому убийцу преследуют горе и тревоги на этом свете, он плохо заканчивает жизнь и на том свете его ждет жуткое наказание. Да убережет Аллах от этого!
По Шариату также запрещено убивать и иноверцев, живущих в мире с мусульманами.
Если кто-то из милиционеров не может работать без притеснения людей, тогда он должен оставить эту работу.
Есть милиционеры, которые родились в мусульманских семьях и не отрицающие Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), их можно называть залимами (притеснителями), фасиками (ослушавшимся), если они совершают соответствующие деяния, но называть их кафирами (неверными) нельзя. И за их убийство предусмотрен такой же грех, как и за убийство других мусульман.
Согласно Шариату, нельзя называть кафиром человека, какие бы большие грехи, какое бы зульм он ни совершал, если он не совершил то, что Шариат расценивает как куфр. В хадисе, приводимом имамом Маликом, аль-Бухари и Муслимом, сказано: «Кто бы ни назвал брата своего кафиром, то один из них становится кафиром». То есть, если тот, кого назвали кафиром, на самом деле не является таковым, то кафиром становится тот, кто его так назвал.
Обратите внимание, даже тот, кто намеревался передать язычникам секреты Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в Коране не назван кафиром. Даже после такого тяжкого греха Всевышний обращается к Хатибу бин Балта‘ат и к другим грешникам «О вы, уверовавшие…», ибо Хатиб не имел намерения стать кафиром, его целью было спасение своих родственников в стане язычников.
Как бы там ни было, сегодня невозможно обходиться без милиционеров, то есть без людей, охраняющих порядок. Поскольку у Всевышнего Аллаха не бывает ничего, что бы ни содержало в себе сокровенную мудрость, и поскольку ныне у людей нет такой сильной веры (иман), способной удержать их от притеснений, что же будет с людьми, если и милиции не будет? Мы ведь все это проходили, видели в 90-х годах прошлого века, что происходит, когда ослаблен порядок в стране – это был разгул преступности: грабежи, разбои, убийства, воровство и другие преступления были тогда обыденным делом.
Но если мы желаем полной справедливости, порядка и счастливой жизни, то к такому обществу ведет только один путь – это полная покорность Аллаху. Для этого недостаточно довольствоваться одним только именем мусульманин, следует еще вести себя всегда и во всем согласно нормам Ислама. А как обстоят дела у нас сегодня? Мы формально соблюдаем предписания Ислама: совершаем намаз, соблюдаем пост и т.д., но в остальном следуем неверным, стремимся к их ценностям. Пока мы, мусульмане, будем вести себя так, и пока не станем дружить с религией Аллаха, душой и телом следовать во всем Шариату, то есть пока не станем во всем придерживаться Ислама, хотя бы в своем большинстве, мы не исправим это положение, не будет справедливого порядка и не прекратятся притеснения.
Хотя приведенных выше аятов высокочтимого Корана и хадисов достаточно для разумеющих, для тех, кто верует в Аллаха, в день Великого Суда, кто осознает, что смерти невозможно избежать, тем не менее, для пущей убедительности приведу еще несколько хадисов о тяжести греха убийства.
5. Есть надежда, что Аллах простит все грехи, кроме греха умершего в неверии и сознательно убившего мусульманина. (Достоверный хадис, приводимый Хакимом и Насаи).
Этот высокочтимый хадис напрямую адресован тем, кто сеет смуту между мусульманами, называя ее джихадом, кто сталкивает рядовых мусульман с их руко-водителями и тем самым вносит раздоры между мусульманами.
Дорогие братья, поскольку мы – мусульмане, верующие в Аллаха и в День Великого Суда, отдалимся насколько это возможно от убийств, и убережем от этого греха всех тех, кто нам послушен, и разъясним всем тяжесть греха за убийство. Для мусульманина, верующего в потустороннюю жизнь, тысячу раз лучше, чтобы убили его самого, чем стать убийцей.
О Великий Аллах, убереги мусульман от всех деяний, из-за которых Ты гневаешься! Аминь!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Убийство – тягчайший грех
Сегодня люди отклоняются от пути, указанного Аллахом. Доказательством тому служит распространившееся во всём мире беззаконие. Большее зло исходит от политиков, использующих военную мощь развитых стран для подавления народов и массового убийства безвинных людей. Это зло творят те, кто из-за денег или должностей убивают людей, осуществляют террористические акты.
Убийство человека в глазах некоторых людей стало чем-то обыденным, естественным делом, а не тяжким грехом и преступлением. Убийство человека в Исламе является вторым по тяжести грехом после ширка. Шариат не даёт никакого права на убийство человека, кроме отдельных случаев, когда иначе невозможно оградить людей и общество в целом от опасности для их жизни и от нравственного разложения религии, исходящей от него.
Следует также отметить, что Шариат не ограничивает наказание за убийство правом на месть. Кроме права на месть, родственники убитого могут отказаться от возмездия, то есть простить убийцу, получив от него выкуп за убитого – сто верблюдов, или же получив их стоимость, или простить без всякого возмещения. Причём перед Аллахом самым лучшим для родственников убитого является прощение без всякого возмещения, затем – прощение с получением материального возмещения.
Ибну Аббас разъяснил смысл данного аята следующим образом: «Убийство человека (мужчины или женщины), которое запретил Аллах, подобно убийству всех людей». Из этого высокочтимого аята видно, что перед Аллахом все души равны независимо от пола, возраста, социального положения, национальности и расы.
Поэтому, если умертвить ребёнка по истечении четырёх месяцев после зачатия посредством аборта или каким-либо другим методом, то это такой же грех, как и убийство взрослого человека. И не имеет значения, кто осуществил убийство – мать ребёнка, или отец, или врач-гинеколог по их просьбе, – на всех участниках лежит грех убийства человека.
Если врач предупредил беременную женщину, что соблюдение поста представляет опасность для жизни ребенка, а будущая мама, тем не менее, стала поститься и в результате этого потеряла ребёнка, то эта женщина тоже впадает в грех убийства. Самоубийство тоже является грехом, равным греху за убийство человека.
За убийство ребёнка, находящегося в утробе матери, Шариатом предусмотрен штраф – пять верблюдов, а за убийство рождённого человека – сто верблюдов, но это не означает, что тяжесть этих двух грехов перед Аллахом неодинакова.
Материальные выплаты родственникам убитого – это совсем другой вопрос. Но тяжесть этих двух грехов и гнев Аллаха, вызванный ими, одинаковы, ибо перед Всевышним души равны. Об этом свидетельствует следующий пример: за убийство ребёнка в тот же день, когда он родился, тоже следует выплатить такой же штраф, как и за убийство взрослого человека, то есть сто верблюдов. О том, что убийство одного человека приравнивается к убийству всех людей на планете, свидетельствует следующий достоверный хадис, приводимый имамами Муслимом, Насаи и Тирмизи. Абдуллах, сын Амра (да будет доволен им Аллах), передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Перед Аллахом легче уничтожение всего мира, чем убийство одного человека».
В хадисе, приводимом Тирмизи с достоверным иснадом, тоже говорится: «Если бы собрались все обитатели небес и земли и убили одного верующего (мумина), Аллах всех их низверг бы в адский огонь». Есть ещё один хадис с таким же смыслом, приводимый Исфахани.
Аллах запретил пугать мусульман, даже в шутку делать то, что может напугать их. В хадисе, приводимом Муслимом, говорится: «Кто бы ни направил острие (нож, кинжал, копьё и т. д.) на брата по вере, даже будь он родной брат, того проклинают ангелы, пока тот не уберёт его».
Обратите внимание, как убийство навлекает разные беды. Ни за какой другой грех, кроме ширка, Аллах так сильно не наказывает. Поэтому убийцу преследуют горе и тревоги на этом свете, он плохо заканчивает жизнь, и на том свете его ждёт жуткое наказание. Да убережёт нас Аллах от этого! Также по Шариату запрещено убивать иноверцев, живущих в мире с мусульманами.
Ни для кого не секрет, что в наше время люди, имеющие хоть какую-то власть, часто злоупотребляют ею. Это же касается и наших правоохранительных органов, в частности милиции. Именно поэтому сегодня убийство милиционеров стало актуальной проблемой. Известно, что среди них есть люди разные: и хорошие, и плохие. Хотя многие из них в той или иной мере притесняют людей, но есть и те, которые помогают, выполняя свой долг. О тех милиционерах, которые притесняют людей, в достоверном хадисе, приводимом Муслимом и имамом Ахмадом, говорится: «Два типа людей, которых я не видел (то есть которые появятся позже), будут обитателями Ада, одни из них – люди, которые будут ходить с плетями, похожими на коровьи хвосты, которыми они будут бить людей». Если кто-то из милиционеров не может работать без притеснения людей, тогда он должен оставить эту работу. Есть милиционеры, которые родились в мусульманских семьях и не отрицают Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), – их можно называть притеснителями (залимами), ослушавшимися (фасиками), если они совершают соответствующие деяния, но называть их неверными (кяфирами) нельзя. И за их убийство предусмотрен такой же грех, как и за убийство других мусульман.
Когда Хатиб бин Балтаат написал язычникам письмо с разглашением секретного решения Пророка (мир ему и благословение) о взятии Мекки, был ниспослан следующий аят Корана (смысл): «О вы, уверовавшие, не дружите с врагами Моими и с врагами вашими» (сура 61, аят 1).
Обратите внимание, даже тот, кто намеревался передать язычникам секреты Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в Коране не назван кяфиром. Даже после такого тяжкого греха Всевышний обращается к Хатибу бин Балтаат и к другим грешникам: «О вы, уверовавшие», ибо Хатиб не имел намерения стать кяфиром, его целью было спасение своих родственников в стане язычников.
Как бы там ни было, сегодня невозможно обходиться без милиционеров, то есть без людей, охраняющих порядок. Поскольку у Всевышнего Аллаха не бывает ничего, что бы ни содержало в себе сокровенную мудрость, поскольку ныне у людей нет такой сильной веры (иман), способной удержать их от притеснений (зулму), так что же будет с людьми, если не будет милиции? Мы видели в 90-х годах прошлого века, что происходит, когда ослаблен порядок в стране – это разгул преступности: грабежи, разбои, убийства, воровство и др. были обыденным делом.
Но если мы желаем полной справедливости, порядка и счастливой жизни, то к такому обществу ведёт только один путь – это полная покорность Аллаху. Для этого недостаточно довольствоваться одним только именем «мусульманин», следует ещё вести себя всегда и во всём согласно нормам Ислама. А как обстоят дела у нас сегодня? Мы формально соблюдаем предписания Ислама: совершаем намаз, соблюдаем пост и т. д., но в остальном следуем неверным, стремимся к их ценностям. Пока мы, мусульмане, будем вести себя так и пока не станем жить согласно религии Аллаха, душой и телом следовать во всём Шариату, то есть пока не станем во всём придерживаться Ислама хотя бы в своём большинстве, мы не исправим это положение, не будет справедливого порядка и не прекратятся притеснения.
Приведённых выше аятов Священного Корана и хадисов достаточно для разумеющих и для тех, кто верует в Аллаха, в день Великого Суда и т. д., но для большей убедительности приведу ещё несколько хадисов о тяжести греха убийства.
1. Первыми в День Суда будут выносить решения по поводу убийства (Бухари, Муслим).
2. Верующий будет в вольготности вечно, пока не прольёт запретную кровь (Бухари, Хаким).
3. Кто содействовал убийству мусульманина хоть полусловом, тот встретит Аллаха в Судный день с надписью между глазами своими: «Отогнанный от милости» (Ибну, Маджах, Исфахани).
4. Старайтесь, насколько это возможно, чтобы капля крови не лишила вас Рая. Тому, кто пролил кровь, каждый раз, когда он подходит к вратам Рая, Аллах запрещает входить через них (ат-Табрани, аль-Байхаки).
В другом варианте сказано, что она /пролитая кровь/ бросит их в Геенну на пятьсот лет раньше других (Баззар).
Дорогие братья, поскольку мы – мусульмане, верующие в Аллаха и в День Великого Суда, отдалимся, насколько это возможно, от убийств и убережём от этого греха всех тех, кто нам послушен, и разъясним всем тяжесть греха за убийство. Для мусульманина, верующего в потустороннюю жизнь, тысячу раз лучше, чтобы убили его самого, чем стать убийцей.
О, Великий Аллах, убереги мусульман от всех деяний, из-за которых Ты гневаешься! Амин!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Убийство в Исламе
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самыми большими грехами [пред Богом] считаются: (1) обожествление кого- или чего-либо помимо Бога[1], (2) убийство человека[2], (3) непослушание родителям (ослушание)[3] и (4) лжесвидетельство»[4].
«Оскорбление муслима[5] (покорного Богу, мусульманина) [то есть любого, кто относит себя к мусульманской вере[6]] приравнивается [по степени греха] к аморальному (развратному) поступку [это констатирует то, что данный невоспитанный человек сошел с верного пути, с пути набожности, и ему следует серьезно задуматься над своим поведением][7]. А убийство покорного Богу (мусульманина) [того, кто считает себя мусульманином, причисляет к мусульманской вере] — безбожие [по степени греха приравнивается к безбожию]. Посягательство на его имущество подобно посягательству на его жизнь [то есть категорически недопустимо]»[8].
А кто убьет верующего преднамеренно, наказание тому — вечный Ад. Прогневался Аллах (Бог, Господь) на него, проклял и уготовил для него великое наказание» (Св. Коран, 4:92, 93).
«А кто убьет верующего преднамеренно, наказание тому — вечный Ад». Эта часть аята имеет разные трактовки. Но, принимая во внимание достоверные хадисы о «пылинке веры», можно предположить, что убийца будет пребывать в Аду хотя и невероятно долго, но не вечно, если в его сердце была хоть чуточка веры в Творца. К тому же:
«Поистине, Аллах (Бог, Господь) не простит приписывание кого-либо или чего-либо Ему в сотоварищи (вознесение чего-либо на Его Божественный уровень) [и это в том случае, если человек так и ушел из жизни с этим грехом, не раскаявшись и не исправившись]. Все же остальное Он может простить тем, кому пожелает [даже если человек умрет с каким-либо грехом, так и не раскаявшись]» (см. Св. Коран, 4:48).
Оба вышеприведенных аята (4:92 и 4:93) ясно указывают на то, что убийство человека, независимо от того, верующий он или нет, а также независимо от того, преднамеренно или случайно оно совершено, является наихудшим грехом, так как это — посягательство на творение Создателя, на Его собственность. И верующий (мусульманин, покорный Богу) просто не в состоянии преднамеренно совершить подобный поступок.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто убьет обычного гражданина [имеющего все права для временного или постоянного проживания на данной территории, независимо от его национальности и вероисповедания], не имея на то права, тот [никогда] не почувствует райского аромата [будет удален от Рая после Судного Дня за столь пагубное преступление]. И поистине, [если сравнивать с земными расстояниями и законами физики, то] запах Рая (райское благоухание) полноценно ощущается на расстоянии столетнего пути!»[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] «Воистину, Аллах (Бог, Господь) не простит многобожия [если человек так и умер с ним, вовремя не раскаявшись], а все остальное Он может простить тем, кому пожелает. Кто возносит на уровень Бога кого-либо еще, тот сильно отклонился от верного пути [необычайно далеко ушел от истины]» (Св. Коран, 4:116).
[2] «Кто убьет душу не за душу и не за преступление [кто совершит подобный тяжкий грех, наказанием за который предусмотрена смертная казнь], тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. [Убив кого-либо, на следующее утро человек просыпается уже не человеком в полном смысле этого слова, а — убийцей]» (см. Св. Коран, 5:32).
[3] Это, конечно же, должно пониматься в границах норм морали, благочестия. Если, например, родитель побуждает ребенка совершить нечто очевидно скверное и аморальное (хулиганство, например, или употребление спиртного) то ребенок, безусловно, не должен слушаться.
Следует учитывать (о чем часто в реалиях современности забывают), что текст Корана и Сунны следует слышать в контексте общечеловеческой морали и нравственности. В Коране сказано: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным, мягким, учтивым; умей легко подходить к обстоятельствам, не усложняя их; относись ко всему проще]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]» (Св. Коран, 7:199); «Они веруют в Аллаха (Бога, Господа) и в [абсолютную истинность] Судного Дня, повелевают совершать благое [начиная с самих себя, побуждают к тому, что для любого здравомыслящего является благим и правильным (ма‘руф)] и запрещают скверное [удаляют себя и других от того, что чуждо человеческой природе, что вступает в противоречие с моралью и нравственностью (мункяр)], они спешат совершать благие поступки. Они — из числа праведных (благочестивых)» (Св. Коран, 3:114); «[Окружены Моей милостью будут] те, кто последует за [заключительным] Посланником, Пророком, не умеющим ни писать, ни читать, о котором упомянуто в Торе и в Евангелии. Он будет призывать совершать благое и запрещать все плохое [с точки зрения общечеловеческой морали]; разрешать [следуя велению Творца] все хорошее [в том числе и то, что в один из прошлых периодов религиозного развития человечества было запретно, например в качестве наказания] и запрещать все скверное [дурное, зловредное, отвратительное — все, что вредит своими последствиями]» (см. Св. Коран, 7:157). Также см.: Св. Коран, 3:104, 3:110, 9:112, 22:41, 31:17. Читать аяты рекомендую именно в моем богословском переводе смыслов Корана, так как подстрочные переводы обычно не могут передать всей красоты и тонкостей понимания.
[4] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2143, хадис № 6871, ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 85, хадис № 1374, «сахих».
[5] В Исламе есть разница между понятиями «верующий» (му’мин) и «покорный Богу» (муслим). Первый — это тот, кто не только обязателен пред Богом в вопросах, например, религиозной практики, но вдобавок к этому в его сердце (именно в сердце) вера, а потому внутреннее состояние и внешнее проявление, дела, поступки, освещены ею — он благороден, сострадателен, добр, щедр, последователен. Второй же — это тот, кто покорен Богу, например, сторонясь явно запретного и делая в меру своих сил обязательное, но вера не вошла в его сердце (хотя может присутствовать в речевом обороте и используемых им религиозных терминах), а потому там (в сердце, сознании и подсознании) темно, эмоции, дела и поступки не всегда светлы, позитивны и добры.
[6] А настоящее положение дел касательно сути человеческой души и сознания известно лишь Господу миров. В Коране сказано: «Воистину, Господу твоему лучше известно о тех, кто сошел с верного пути, и Он, как никто другой, знает о тех, кто идет по нему» (Св. Коран, 6:117). То есть делать выводы о том, что какой-то человек является безбожником, неверующим, на основе, например, его поступка или сказанных им слов, — категорически недопустимо.
[7] Напомню, что считающий себя мусульманином и следующий заветам пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) говорит благое, хорошее, положительное либо молчит. Также мусульманин в культуре поведения не может быть оскорбляющим, унижающим или проклинающим.
[8] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 284, хадис № 4634, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1909, хадис № 6044; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 569, хадис № 6044; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 57, хадис № 116–(64); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 295, хадис № 1/1561.
[10] За отсутствием рабовладения в наше время (и слава Аллаху) данный вариант искупления неактуален.
[11] В Коране это описывается так: «Принесли они [Кабиль и Хабиль (Каин и Авель)] пожертвование [во имя Бога: Хабиль (Авель) — лучшего из своего стада барана, а Кабиль (Каин) — немного колосьев пшеницы со своего поля, но принес то, что похуже]. От одного [от Хабиля (Авеля)] пожертвование было принято, а от другого — нет. [Кабиль (Каин) возмутился, и проснулась в нем зависть к брату. Тогда он выждал подходящий момент, когда их отец Адам удалился, и] воскликнул [в адрес Хабиля (Авеля)]: «Я убью тебя!» Тот ответил: «Аллах (Бог, Господь) принимает лишь от набожных.
Аллах (Бог, Господь) отправил ворона, который стал копать в земле [раскапывать клювом и когтями могилу для своего мертвого сородича-ворона], для того чтобы показать ему [Кабилю (Каину)], как похоронить (скрыть) тело брата.
[Кабиль (Каин), увидев ворона] воскликнул: «О горе мне, разве я не могу быть как этот ворон [не мог раньше додуматься до этого] и закопать (скрыть) тело брата?!» Наутро он стал опечаленным [как и любой другой грешник: сегодня совершает грех, не думая о последствиях, а назавтра жалеет о содеянном. Но Кабиля (Каина) больше печалил не поступок (ведь он не раскаялся в содеянном), а отсутствие чувства удовлетворения от совершенного и то, что тело брата ему пришлось нести очень долго на себе, не ведая о том, что с ним делать, пока не встретился ему на пути ворон]» (см. Св. Коран, 5:27–31).
[12] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2286, хадис № 7321; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 448 и 455, хадис № 3335; Т. 15. С. 234 и 238, хадис № 6867; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 109, хадис № 42.
[13] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 391, хадис № 7382, «сахих».