Что в курсе обж понимается под термином безопасность
Тема 1. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения
Оглавление
Введение
На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.
В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности, формирование соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.
Сегодня безопасность жизнедеятельности (БЖД) опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны быть систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.
В образовательных учреждениях данная подготовка осуществляется курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», а в вузах введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».
Будущие специалисты должны быть готовы к действиям в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) с целью выбора оптимальных и правильных решений, направленных на защиту персонала учреждений, объектов экономики и населения, а также на существенное ослабление (предотвращение) воздействия различных поражающих факторов ЧС. Поэтому студентам необходимо изучать дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».
1.1. Сущность и содержание дисциплины
Предметом БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей.
Объект изучения БЖД — комплекс явлений и процессов в системе «человек — среда обитания», негативно действующих на эту систему.
Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.
Задачи БЖД сводятся к:
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для:
Исходя из этого, в курсе рассматриваются основы теории безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов, прогнозирование последствий ЧС, разработка и способы осуществления мероприятий по защите населения, персонала учреждений и объектов экономики, ликвидации последствий ЧС военного и мирного времени.
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (объем 29 часов) состоит из девяти взаимосвязанных тем (объемом 20 часа плановых занятий и 9 часов – самостоятельной работы).
В результате изучения дисциплины курсанты должны быть готовы к грамотным и осознанным действиям в экстремальных условиях любой обстановки.
Итак, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, контроля и управления этими условиями.
1.2 Основные понятия безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.
Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.
Деятельность включает человека в сложную систему взаимоотношений со средой обитания. Состояние системы «человек – среда обитания» многовариантно.
Наиболее характерными являются системы:
Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек, который выступает в триединстве функций:
Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества.
Однако любая деятельность потенциально опасна (аксиома).
Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.
Номенклатура опасностей — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники.
В теории БЖД выделяется несколько уровней номенклатуры:
Аксиома о потенциальной опасности деятельности
Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.
Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.
Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.
Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается ее негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:
Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.
Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.
Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.
Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Признаками, определяющими опасность, являются:
Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.
Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).
Источники опасности могут быть:
По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):
ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Таксономия опасностей
Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.
Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.
Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Приведем лишь некоторые примеры.
По происхождению различают 6 групп опасностей:
природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы ит. д.
По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.
По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.
К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.
Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.
Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.
Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.
Можно говорить о разной степени идентификации:
Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.
Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.
Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.
Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.
Триада «опасность — причины — нежелательные следствия» — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины.
В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.
«Дерево причин и опасностей» как система
Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий». В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей.
Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».
Построение «деревьев» является исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.).
Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.
Квантификация опасностей
Квантификация — это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.
Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.
В. Машалл дает следующее определение: риск — частота реализации опасностей.
Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т. е. ответить на вопрос: риск чего?
Формально риск — это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т. к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.
Прежде чем перейти к рассмотрению других аспектов проблемы риска, приведем примеры.
Пример 1. Определить риск R пр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около п=7 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно N=70 млн. человек:
Пример 2. Ежегодно в стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения страны 150 млн. человек, определим риск гибели R стр жителя страны от опасностей:
Пример 3. Определим, используя данные предыдущих примеров, риск R д быть- ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с дорожно-транспортным происшествием (ДТП), если ежегодно погибает в этих происшествиях 30 тыс. человек:
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Социальный риск (точнее – групповой) – это риск для группы людей. Социальный риск – это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.
В качестве примера приведем зарубежные данные, характеризующие индивидуальный риск (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1: Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всему населению США)
Основные понятия, термины и определения безопасности жизнедеятельности
Содержание:
Введение
В новых условиях техносферы биологическое взаимодействие все чаще заменялось процессами физико-химического взаимодействия, а значения физических и химических факторов воздействия в XX веке постоянно возрастали, часто вызывая негативные последствия для человека и природы. В обществе возникла необходимость защиты природы («охрана природы») и человека («охрана жизни») от негативного воздействия техносферы.
Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе является антропогенная деятельность, которая не смогла создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и к природе.
Человек, действующий в этой системе, постоянно решает как минимум две основные задачи:
Негативное воздействие, связанное со средой обитания, существует столько, сколько существует мир. Источниками естественного негативного воздействия являются природные явления в биосфере: изменение климата, суровая погода, землетрясения и т.д.
Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности
Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» (в редакции Закона Российской Федерации от 25.12.1992 №4235-1) в статье 1 определяет понятие безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Это общенаучная категория, которая представляет собой ничто осязаемое, материальное и как интегральное выражение жизненности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира.
Источники образования опасности:
В BWH существует два термина:
Опасность возникает на пересечении этих двух сфер.
Концепция безопасности
Человек может оказаться в чрезвычайной ситуации в мирное время (катастрофы, аварии, бедствия) и в военное время. Гражданская оборона отвечает за защиту людей и объектов в этих условиях.
Человек активен на протяжении всей своей жизни и в различных видах деятельности, обстоятельствах жизни.
Безопасность напрямую связана со всеми людьми.
Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются предметом изучения многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, производственной гигиены, эргономики, социологии, инженерной психологии и других.
Эти науки отличаются друг от друга по своему предмету, цели и задачам. L&D решает три взаимосвязанные задачи:
Целью BWH является достижение безопасности человека в окружающей среде. Безопасность человека определяется отсутствием промышленных и непромышленных аварий, природных и иных стихийных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, опасных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его трудоспособность.
Принципы лидерства включают стимулирование, подотчетность, обратную связь и другие.
Методология исследования рисков
Исследование рисков будет проводиться в три этапа. Первый этап: предварительный анализ опасности.
Риск обычно связан с неконтролируемым высвобождением энергии или утечкой токсичных веществ (мгновенные факторы). Обычно некоторые отделы компании представляют больший риск, чем другие. Поэтому в начале анализа компанию следует разбить на части, чтобы определить участки производства или их компоненты, которые являются вероятными источниками неконтролируемых утечек. Таким образом, первым шагом будет:
Средствами получения представления об опасностях в системе являются технический анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, рабочего процесса и самого оборудования. Очень важно знание уровней токсичности, правил безопасности, условий взрыва, путей реакции, коррозийных процессов, условий воспламеняемости и т.д.
Определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды обычно необходимы. Например, нерационально подробно изучать параметры риска, связанные с разрушением механизма или устройства в результате падения самолета, так как это редкое событие, но необходимо обеспечить защиту от таких редких событий при анализе атомных электростанций, так как это связано с большим количеством жертв. Поэтому необходим следующий шаг.
Введение ограничений в анализ риска (например, необходимо решить, должен ли он включать детальное изучение риска от саботажа, войны, человеческой ошибки, молнии, землетрясений и т.д.).
Поэтому целью первого этапа анализа рисков является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
После выявления опасностей они характеризуются в зависимости от их воздействия.
Характеристика осуществляется в соответствии с категориями критичности:
Кроме того, следует описать профилактические меры (если это возможно) для устранения опасностей класса 4 (3, 2) или для снижения класса опасности. Возможные решения, которые необходимо рассмотреть, представлены в виде алгоритма, называемого деревом решений анализа опасности.
Затем могут быть приняты необходимые решения для внесения корректировок в общий проект или изменения конструкции оборудования, изменения целей и функций, а также введения аномальных действий с использованием средств безопасности и предосторожности.
Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:
Принятые превентивные меры должны быть зарегистрированы, а состав оставшихся превентивных мер должен контролироваться.
Человек и окружающая среда
Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, к которым относятся практические, интеллектуальные и духовные процессы, происходящие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Модель процесса жизнедеятельности в самом общем виде можно представить как состоящую из двух элементов: человека и среды. Между этими элементами существует двусторонняя связь. Прямая связь человека с окружающей средой очевидна. Обратные связи обусловлены универсальным законом реактивности материального мира.
Система «человек-среда» заключается в достижении определенного эффекта в процессе деятельности и исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
Окружающая среда может оказывать благоприятное или неблагоприятное воздействие на здоровье, благополучие и работоспособность человека. Параметры окружающей среды, создающие наилучшие условия для жизни человеческого организма, называются комфортными.
Основной целью безопасности жизнедеятельности как науки является защита человека в техносфере от вредных воздействий антропогенного и природного происхождения и достижение комфортных условий проживания.
В техносферных условиях негативное воздействие оказывают элементы техносферы (машины, сооружения и т.д.) и действия человека. Измеряя величину любого потока от минимально значимого до максимально возможного, можно пройти через ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек-среда»:
Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует, что в организме человека и окружающей среде не могут возникнуть и развиться необратимые процессы;
Из четырех характерных состояний взаимодействия человека с окружающей средой только первые два (комфортное и приемлемое) соответствуют позитивным условиям повседневной деятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) являются неприемлемыми для процессов жизнедеятельности человека, поддержания и развития природной среды. Следовательно, поддержание комфортных и/или приемлемых условий является одним из способов повышения безопасности человека.
Комфортное состояние жилого помещения с точки зрения микроклимата и освещения достигается за счет соблюдения законодательных требований. Критериями комфорта являются значения температуры воздуха в помещении, влажности и подвижности, соблюдение законодательных требований к искусственному освещению помещений и территорий.
Условия для нормального функционирования человеческого организма:
Заключение
В настоящее время для решения возникающих проблем человек должен совершенствовать техносферу и снизить ее негативное воздействие на человека и природу до приемлемого уровня. Достижение этих целей взаимосвязано.
Решая проблемы безопасности человека в техносфере, мы одновременно решаем проблемы защиты природы от разрушительного влияния техносферы.
Основной целью безопасности жизнедеятельности как науки является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и природного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.