Что в логистике понимается под логистической системой лс ответ
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ
Похожие статьи
CИСТЕМА «КАНБАН»
ОПТИМИЗИРОВАННЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (OPTIMIZED PRODUCTION TECHNOLOGIES – ОРT)
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛАХ, ДЕТАЛЯХ И УЗЛАХ (MATERIALS REQUIREMENTS PLANNING – MRP)
Трактовка понятия логистическая система
Одним из базовых в логистике является понятие логистическая система, которую по праву можно рассматривать как одну из самых ранних среди созданных человеком социально-экономических систем.
Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система – это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.
Для изучения понятия «логистическая система» необходимо прежде всего исходить из анализа подсистем, формирующих систему, ее свойств и связей.
Основные подсистемы логистической системы
К основным подсистемам (элементам Ms) логистической системы (ЛС) относятся следующие девять: M1 – закупка; M2 – склады (складское хозяйство); M3 – запасы; M4 – транспорт; M5 – производство; M6 – распределение; M7 – сбыт; M8 – информация; M9 – кадры. Рассмотрим каждую из них.
Закупка – M1 – это выделенная подсистема, обеспечивающая ЛС материалопотоком в виде сырья, материалов и т. п. непосредственно от первоисточника.
Склады –M2 – являются подсистемой ЛС, которая представлена изначально складскими площадями в виде зданий, сооружений, площадок, а также необходимыми техническими средствами для перемещения и переработки материалопотока в «складском пространстве». Основное предназначение складов – размещение и хранение материального потока, преобразованного в запас, его переработка на складе и формирование в требуемый потребителем «формат» для более удобной транспортировки.
Запасы – M3 – являются своеобразным показателем жизнеспособности ЛС. Это «кровь» логистической системы. Наличие запаса гарантирует системе высокую адаптивность к изменяющейся рыночной ситуации. В то же время это одна из затратных подсистем. Экономичность ЛС зависит от экономически обоснованной оптимальной величины запаса.
Транспорт – M4 – связывает определенные элементы ЛС (закупку, склады, запасы, производство, сбыт) транспортным процессом, обеспечивая одновременно бесперебойность и своевременность ее функционирования.
Производство – M5 – обеспечивает трансформацию (переработку) поступающего материального потока в востребованную рынком продукцию с минимальными затратами и заданным качеством.
Распределение – M6 – подсистема, обеспечивающая выбытие материального потока из подсистемы производства и поступление его через логистические каналы и цепи с минимальными затратами к местам возможного потребления.
Сбыт – M7 – подсистема, интегрированная с маркетингом. Основное предназначение – своевременная реализация готовой продукции потребителям с сопутствующим логистическим сервисом в нужном месте и в назначенное время.
Информация – M8 – а точнее, информационная подсистема – является одной из основных обеспечивающих деятельность ЛС подсистем. Данная подсистема поддерживает информационную связь между всеми подсистемами ЛС, одновременно выполняя функцию управления и контроля.
Кадры – M9 – важный элемент системы, задействованный при выполнении всех логистических операций и обеспечивающий целенаправленную деятельность логистической системы.
Указав и кратко описав основные подсистемы ЛС, представим ее в виде схемы (рис. 1). На схеме в первом приближении также показана последовательность «срабатывания» каждой из подсистем M1 – M9 при сквозном прохождении материального потока через логистическую систему.
Рис. 1. Схематическая модель логистической системы
Экономические цели функционирования подсистем логистической системы
Закупка (M1) – минимизация затрат на закупку сырья, материалов и т. п.
Склады (M2) – минимизация затрат на хранение запасов и сопутствующую грузопереработку их в «складском пространстве».
Запасы (M3) – оптимизация запасов.
Транспорт (M4) – минимизация затрат на транспортировку материального потока.
Производство (M5) – оптимизация затрат на изготовление продукции.
Распределение (M6) – минимизация затрат на распределение продукции.
Сбыт (M7) – минимизация затрат на реализацию продукции
и сопутствующий логистический сервис.
Информация (M8) – минимизация затрат на хранение, передачу и переработку информации.
Кадры (M9) – оптимизация выполнения логистических функций системы.
Задачи подсистем логистической системы
Закупка (M1) – организация и управление закупками.
Склады (M2) – организация складского хозяйства и управление грузопереработкой внутри «складского пространства».
Запасы (M3) – управление запасами.
Транспорт (M4) – организация и управление транспортным процессом.
Производство (M5) – организация и управление производственным процессом.
Распределение (M6) – организация и управление распределением материальных потоков.
Сбыт (M7) – организация и управление сбытом.
Информация (M8) – организация и управление информационными потоками.
Кадры (M9) – организация и управление процессом исполнения логистических операций.
1. 9. Логистические системы
1. 9. Логистические системы
Система представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами,
несвойственными отдельным составляющим ее элементам. Таким образом, некоторая совокупность объектов будет представлять
собой систему лишь при наличии следующих свойств:
• целостность и делимость;
• наличие связей между элементами;
Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среду системы, а также вход и выход (рис. 1.7).
Элементами логистической системы являются: транспортные предприятия, склады, предприятия оптовой и розничной торговли,
перегрузочная и перевозочная техника и др. Причем элементы логистической системы можно рассматривать на макро- и микроуровне. Квалифицированный персонал обеспечивает связи между отдельными элементами. Так, на макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи между элементами
более или менее упорядочены.
Логистическая система обладает, во-первых, способностью поставить нужный товар в нужное время и место, необходимого качества с минимальными затратами, во-вторых, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы-доставка товаров и изделий в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек, в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Логистические системы делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическаясистема – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Эта система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий по транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Эти системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
Границы логистической системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая
доставкой готовой продукции потребителю (рис. 1.8). Управление логистическими системами базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных
потерь материальных, финансовых и трудовых ресурсов
Различают четыре основных свойства логистических систем.
1. Свойство целостности и делимости. Система – целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материальногопотока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
• закупка – обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;
• управление производством:-подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;
• сбыт – обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
2. Свойство связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Движение материального потока может происходить по следующим схемам:
• материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников;
• на пути материального потока встречается хотя бы один посредник;
• движение материального потока может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
3. Свойство организации. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая
система имеет организацию.
4. Свойство интегративности. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Эти качества логистической системы позволяют закупать материалы, пропускать их через производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая заранее намеченных целей.
Макрологистические системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских
связей. Микрологистические системы создаются на уровне предприятия, организации и служат подсистемами макрологистических систем (принцип матрешки). При этом критерии оптимизации у макро- и микрологистических систем различны. Для предприятия в качестве критериев оптимизации его функционирования в рыночной среде используются минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание максимальной доли рынка и др. В макрологистических системах зачастую критериями выступают экологические, социальные, военные цели, хотя критерий минимальных издержек также используется. В зависимости от наличия посредников в системе продвижения товаров различают три вида логистических систем (рис. 1.9).
1. Система с прямыми связями, в которой материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя посредников. В настоящее время встречается редко
2. Эшелонированная система, имеющая хотя бы одного посредника.
3. Гибкие логистические системы, где движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
Читайте также
33. Эволюция мировой валютной системы. Основные валютные системы
33. Эволюция мировой валютной системы. Основные валютные системы До 1914 г. международные капиталы осуществлялись на основе золотого стандарта, существовал свободный международный валютный оборот. Владельцы иностранной валюты могли свободно распоряжаться ею: продавать
7.2. Логистические каналы и цепи
7.2. Логистические каналы и цепи Материальные потоки возникают из различных источников. Это могут быть поставщики сырья, производственное предприятие (готовая продукция), распределительный центр (товар). Во всех случаях конечным пунктом назначения материального потока
Тема 13 Логистические системы
13.3. Логистические операции и функции
13.3. Логистические операции и функции Для изменения направления и состава потоков осуществляется выполнение логистических операций и функций.Логистическая операция – это элементарное действие, связанное с преобразованием или поглощением материального и
2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.
2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений. Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование политической системы СССР.
Логистические системы
Логистические системы Принципы создания логистических систем Необходимость эффективной логистики обусловлена не только постоянно растущим ценовым давлением, но и такими явлениями, как глобализация и электронный бизнес. За счет новых технологий управления хранением
Логистические решения в системах управления
Логистические решения в системах управления Надежная и эффективная система автоматизированного управления современным складским комплексом – гарантия успеха при работе с большим потоком разнообразных грузов. Ниже изложены возможности систем, разработанных лидерами
76. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
76. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Причины нынешнего кризиса в экономике надо искать в структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на
1. 10. Логистическая цепь и логистические издержки
1. 10. Логистическая цепь и логистические издержки Важным понятием логистики служит понятие логистической цепи. Под логистической цепью понимают последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции.
3. 5. Гибкие производственно-логистические системы
3. 5. Гибкие производственно-логистические системы В гибких производственно-логистических системах организация производственного процесса осуществляется по схеме «склад – станок – склад». Особо эффективна данная схема в мелкосерийном производстве. Она позволяет
4. 3. Информационные логистические системы
3.4. Логистические информационные системы в России
3.4. Логистические информационные системы в России Универсальные прикладные отечественные информационные технологии, охватывающие взаимоотношения экспедиторов и транспортников с потребителями их услуг, практически отсутствуют. Фактически все они локальные и не
3.5. Логистические информационные системы в компании
3.5. Логистические информационные системы в компании Один из наиболее важных аспектов применения ЛИС в деятельности компании – работа с поступающими заказами клиентов.Не менее важный аспект применения ЛИС в компании – ее использование в аналитической работе. При этом
Составляющие системы для получения денег в прямом маркетинге посредством почтовой рассылки, системы, которую каждый может попробовать создать самостоятельно
Составляющие системы для получения денег в прямом маркетинге посредством почтовой рассылки, системы, которую каждый может попробовать создать самостоятельно Составляющая № 1. СпискиДля начала вам необходим перечень потенциальных покупателей вашей продукции
Терминология в логистике
Логистическая система (ЛС) – это сложная, структурированная экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными, сервисными и сопутствующими им потоками.
В процессе логистической деятельности выполняются действия, приводящие к изменению параметров потоков и неподлежащие декомпозиции в рамках поставленных задач управления, которые принято называтьлогистическими операциями (ЛО). Примером логистических операций являются: погрузка, разгрузка, перевозка, консолидация, хранение, разукрупнение, прием и передача заказа, расчеты с поставщиками, посредниками и потребителями и т.п.
Логистическая функция (ЛФ) – совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности и степени управляемости логистики предприятия. Логистическими функциями являются управление процедурами заказов, транспортировка, управление запасами, закупка материальных ресурсов для производственной деятельности, поддержка производственных процедур, складирование, грузопереработка, поддержка возврата продукции и др.
Логистические функции разделяют на ключевые и поддерживающие. Ключевые логистические функции: поддержка стандартов качества, закупка материальных ресурсов, транспортировка, управление запасами, управление процедурами заказов, поддержка производственных процедур, информационно-компьютерная поддержка. Поддерживающие логистические функции: складирование, грузопереработка, защитная упаковка, прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материальных ресурсов, поддержка возврата продукции, обеспечение запасными частями и сервисом, сбор и утилизация возвратных отходов.
В отечественной литературе принято выделять функциональные области (сферы) логистики, которые в силу особенностей разных сторон деятельности предприятия объединяют логистические функции. Функциональными областями логистики являются снабжение, поддержка производства и распределение.
На рис.2.1 приведена схема микрологистической системы предприятия, на которой показаны основные функциональные области логистики, виды потоков, проходящих внутри логистическойсистемы, а также основные логистические функции, которые выполняются в каждой из сфер логистики предприятия.
Логистическая цепь (ЛЦ) – упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, дистрибьютеров, складов общего пользования и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального или сервисного потока от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя.
Логистические цепи анализируются и проектируются внутри функциональных областей логистики. В снабжении логистическая цепь связывает поставщика материалов и производителя продукции; в распределении – производителя продукции и потребителя; в производстве формируются логистические цепи по доведению материального потока со склада материалов и комплектующих до склада готовой продукции. Для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя[4]. Примеры логистических цепей для разных функциональных областей логистики предприятия приведены на рис.2.2.
Логистический канал (ЛК) – упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающей в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков до конечных потребителей, а также сопутствующий сервис. Признаками выделения логистического канала являются характеристики конкретного продукта и/или ассортимента, сегмент рынка, промышленная (транспортная) упаковка, вид и размер грузовой единицы.
Логистические цепи и каналы являются составными частями логистической сети.
Логистическая сеть (ЛС) – полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по основным
Рис. 2.1 Схема микрологистической системы[5]
б) Логистическая цепь для области логистики – распределение
в) Логистическая цепь для области логистики – производство
Рис.2.2 Примеры логистических цепей
и сопутствующим потокам в рамках логистической системы. Пример логистической сети приведен на рис. 2.3.
Одним из основных понятий, необходимых для интегрированного рассмотрения операций снабжения, производства и распределения, является логистический цикл (цикл выполнения заказа или функциональный цикл), под которым понимается промежуток времени между подачей заказа и доставкой заказанной продукции или сервиса конечному потребителю. Логистический цикл, как правило, включает время передачи, обработки, размещения, производства и/или комплектования, транспортировки заказа и время приема товара потребителем. Каждый из этих этапов требует затрат времени.
2) Классификация логистических систем
Логистические системы принято разделять на микро- и макрологистические. Микрологистические системы классифицируют по объекту управления и специализации(системылогистики промышленных, торговых, сервисных и других предприятий) и по сектору бизнеса и мощности и концентрации капитала (системы сектора В2В, сектора В2С, системы холдингов, транснацио-
Рис.2.3 Пример логистической сети промышленного предприятия[6]
нальных корпораций, финансово-промышленных групп, группы предприятий одной или нескольких отраслей). Макрологистические системы классифицируют по административно- территориальному (районные, городские, региональные, национальные, международные системы) и по объектно-функциональному признакам (отраслевые, ведомственные, межотраслевые и т.п. логистические системы).
В зависимости от последовательности передачи материального потока различают три вида логистических систем: системы с прямыми связями (рис.2.4 а); эшелонированные системы (рис.2.4 б); системы с гибкой связью (рис.2.4 в).
а) Система с прямыми связями
б) Эшелонированная система
в) Система с гибкой связью
Рис.2.4 Виды логистических систем
3) Декомпозиция логистической системы на подсистемы, звенья и элементы
Для целей исследования и проектирования логистическая система может быть разделена на подсистемы, звенья и элементы. Подсистема логистической системы – выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность звеньев и элементов ЛС, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса предприятия.
Звено логистической системы(ЗЛС) – некоторый экономический и (или) функционально обособленный объект (подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие), выполняющий свою локальную цель, связанную с реализацией одного или нескольких видов логистической деятельности. Звенья одной логистической системы объединены единым управлением логистическим процессом. Звеньями логистической системы являются поставщики, производители, потребители и логистические посредники.
Элемент логистической системы – это неделимая в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы часть звена логистической системы.
4) Три стороны в логистике предприятия.
Промышленные или торговые предприятия, которые формируют логистическую систему, называют центральной компанией, по отношению к которой первой и второй сторонами являются поставщики и потребители, а третьей стороной – логистические посредники.
Основными логистическими посредниками для фирмы-производителя или торгового предприятия являются перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы, склады общего пользования и др. Основные логистические посредники выполняют одну или комплекс логистических функций. Вспомогательные логистические посредники – это страховые компании, таможенные брокеры, сюрвейеры, банки, охранные фирмы и т.п.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2
1) Дайте определение логистической системы.
2) Что такое логистическая цепь и логистический канал, каково отличие между ними?
3) Что такое логистическая операция и логистическая функция, чем они отличаются друг от друга?
4) Как классифицируются логистические функции?
5) Приведите примеры логистических функций и выполняемых в их рамках логистических операций.
6) Что такое функциональная область логистики, каково ее отличие от логистической функции?
7) Назовите функциональные области логистики, какие логистические функции выполняются в рамках функциональных областей?
8) Что такое логистическая сеть?
9) Что такое логистический цикл?
10) Как классифицируются макро- и микрологистические системы?
11) Дайте характеристику процессов, протекающих в рамках макро- и микрологистических систем.
12) Как классифицируются логистические системы в зависимости от последовательности передачи материального потока?
13) Назовите уровни декомпозиции логистической системы, дайте им определение.
14) На какие подсистемы можно разделить логистическую систему?
15) Назовите стороны логистики.
16) Какие функции выполняют логистические посредники?
17) Дайте характеристику эволюции логистических посредников.
Задание 4 для самостоятельной работы (дополнительное):
Составьте схему логистической системы морского порта, автомастерской, супермаркета или иного предприятия, выделив функциональные области логистики, укажите ключевые и поддерживающие логистические функции, выполняемые в каждой из функциональных областей логистики. Для каждой логистической функции составьте перечень логистических операций (ответ можно представить в табличной форме).
Задание 5 для самостоятельной работы (дополнительное):
Сделайте презентацию в MS PowerPoint по материалам темы 2, согласовав тему презентации с преподавателем.