Что в лондоне называют андеграундом

Лондонское метро: 150 лет истории, 270 станций и безумные вечеринки в вагонах

10 января 1863 года в Лондоне произошло событие, разволновавшее местную публику. Хмурым зимним утром прибывшие на вокзал Паддингтон леди и джентльмены, вместо того чтобы взять кэб и отправиться далее по своим важным делам, переходили на северную платформу станции, где их уже ждал поезд за пышущим паром и жаром локомотивом серии GWR. Спустя всего 18 минут после отправления лакированные деревянные вагоны, освещенные газовыми фонарями, оказывались на станции Фаррингдон на самой границе делового района Сити. В этой поездке не было бы ничего необычного, если бы не тот факт, что происходила она под землей. Спустя два года после отмены крепостного права в России, в самый разгар Гражданской войны в США, всего за 12 дней до начала восстания, вошедшего в историю Беларуси под именем Кастуся Калиновского, в Лондоне заработало метро. Как устроена «Труба», прабабушка всех подземок мира, почему она стала символом британской столицы, чем похожа на метрополитен Минска и в чем ее принципиальные, а порой и шокирующие отличия — в репортаже Onliner.by.

Столь раннее появление в Лондоне подземных железных дорог — а именно так их первоначально называли — было вовсе не чьим-то случайным капризом или обычной демонстрацией возможностей научного-технического прогресса, хотя последний и имел к этому проекту самое непосредственное отношение. Уже в первой половине XIX века англичане, пионеры в паровозостроении, сделали поезда под локомотивной тягой не роскошью, а средством передвижения. Первая в мире общественная железная дорога между городами Стоктон и Дарлингтон открылась еще в 1825 году, за три месяца до того дня, когда декабристы вышли на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Одно из величайших изобретений в истории человечества немедленно возымело и не слишком предсказуемые последствия. С бурным развитием железных дорог британцы на глазах становились все более мобильными. Оказалось, что, даже работая в чреве крупного города, вовсе необязательно было здесь же и жить. Окружению толп народа, чадящих фабрик и антисанитарии промышленной революции, воспетых Диккенсом, можно было предпочесть уютный пасторальный домик в пригородах, а к рабочему месту (и обратно) добираться с помощью удобных поездов.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

К середине XIX столетия население Большого Лондона перевалило за 2 млн человек, а за следующие полвека увеличилось еще в три раза, достигнув феноменальной цифры в 6,2 млн жителей. Лондон стал крупнейшим мегаполисом мира, городом, который задыхался от перенаселения и транспортного коллапса. Единственным способом решения проблемы было строительство железных дорог под землей — там, где их возникновение не сдерживала плотная застройка на поверхности.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Идея связать городские вокзалы с деловым центром города в Сити появилась еще в 1830-е годы, однако к практической ее реализации смогли приступить только после окончания Крымской войны и решения вопроса с финансированием проекта. Строительство первой железной дороги нового типа началось в марте 1860 года и продолжалось менее трех лет. За это время и миллион фунтов стерлингов успели построить линию длиной чуть более шести километров с семью станциями на ней. Она связала лондонские вокзалы Паддингтон и Кингс-Кросс со станцией Фаррингдон на границе с Сити. 10 января 1863 года поезда отправились в 18-минутное подземное путешествие по железной дороге, получившей название Metropolitan. Первый метрополитен заработал!

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Возведение Metropolitan Railway велось открытым способом, который вкратце можно описать следующим образом. Улицы, под которыми прокладывались тоннели, перекрывались, после чего рабочие рыли на их месте котлованы глубиной до десяти метров. На их дно укладывались рельсы, стены и своды выкладывались из кирпича, после чего получившаяся конструкция вновь засыпа́лась грунтом.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

В первые десятилетия поезда лондонского метро напоминали обычные с паровозом во главе состава и прицепленными к нему вагонами разного класса. Паровая тяга доставляла пассажирам неудобства, ведь достаточно примитивная вентиляция далеко не всегда справлялась со своими функциями. По этой же причине все первые линии подземки были мелкого залегания, зачастую проходя на глубине всего в пять метров. Тем не менее лондонцы быстро оценили преимущества нового вида транспорта. Только за первый день, 10 января 1863 года, его услугами воспользовались 38 тыс. человек, а количество перевезенных пассажиров за дебютный год эксплуатации приблизилось к 10 млн.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Спрос находил предложение. Каждый год в Лондоне сдавались в эксплуатацию все новые и новые участки подземных железных дорог, но новая революция в метростроении случилась только в 1880-х годах. Пятикилометровая линия между станцией Стоквелл в южной части города и Сити принципиально отличалась от своих предшественников. Во-первых, вместо паровой здесь была использована суперсовременная на то время электрическая тяга, во-вторых, это позволило возводить тоннели на значительно большей глубине, закрытым способом, с помощью специальных проходческих щитов. По сути, это было уже настоящее метро современного типа, и открылось оно 126 лет назад.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Хотя внешний вид поездов пока по-прежнему мало напоминал привычный нам. Дело в том, что использованная технология позволяла строить тоннели диаметром чуть больше трех метров, что накладывало ограничения на габариты подвижного состава. Небольшой электровоз тянул за собой миниатюрные вагончики с маленькими окнами. Все это больше напоминало знакомый формат детской железной дороги, вот только устроено все было по-взрослому. Из-за особенностей внешнего и внутреннего вида такие вагоны получили у лондонцев прозвище padded cells (палата, обитая войлоком в психиатрических больницах).

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Новый — глубокий — формат метроперевозок столь же глубоко впечатлил горожан. Тоннели такого типа напомнили им трубу, после чего за ними закрепилось соответствующее прозвище. Сейчас словом «Труба» (The Tube) уже называют и всю систему лондонского метро, хотя далеко не все местные тоннели на нее похожи.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Сейчас London Underground насчитывает 270 станций и 402 километра протяженности путей. Несмотря на свое официальное название, первый метрополитен мира — это скорее «наземка», чем подземка: 55% всех его путей проходит по поверхности. Но британские традиции есть британские традиции, тем более если они касаются материй, ставших столь важными для повседневной жизни и даже ментальности народа.

Источник

Что такое андеграунд

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Представители неофициального искусства нередко называют себя впечатляющим словом «Андеграунд».

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Что стоит за этим определением, откуда пошло его название, кого из современных деятелей культуры можно отнести к андеграунду – узнаем из этой статьи.

Андеграунд — это.

Андеграунд – это культурная среда, объединяющая представителей современного искусства (музыки, кино, литературы), по каким-то причинам вышедших за официальные рамки, а также само это искусство.

Андеграунд противоположен поп-культуре, мейнстриму (что это такое?) и продуктам госзаказа.

Само слово «андеграунд» происходит от англ. «underground» («подполье», «подвал»).

Данное явление до сих пор не изучено в полной мере, так представители андеграундного искусства целенаправленно пишут «в стол», создавая шедевры для узкого круга ценителей.

Это культурное движение является протестным, бунтарским. Темами произведений для языковых, расовых, половых и социальных запретов. Однако при анализе подобных откровений важно не потерять чуткость к восприятию искусства.

Существует немало «творцов», реализующих свои страхи и комплексы через нецензурную брань, провокационные визуальные ряды и другие формы эпатажа. По каким-то причинам они не вписываются в официальное искусство.

Но если дальше эпатажа человек не пошёл, если его творчество не содержит внутри себя никакой обновляющей идеи, оно не может быть причислено к явлениям искусства.

Из истории термина

Термин «андеграунд» родился в американской культуре, затем «перебрался в Европу» и стал общепринятым уже во второй половине 20 века.

Зарождение подпольного искусства имеет социальную природу. Собираясь в закрытых клубах, под мостами, в гаражах и подвалах, собственную «правду о мире» впервые попытались сформулировать те, кто оказался за бортом концертных площадок и звукозаписывающих студий: латино- и афроамериканцы, представители маргинальной среды.

Изначально об андеграунде заговорили в музыке, имя ввиду гранж и экстремальный металл. В хип-хопе яркой иллюстрацией явления стал гангста-рэп.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

История не одобренного государством искусства, почти 50 лет существовавшего в «подполье» СССР, породила специфический русский андеграунд, объединивший писателей-диссидентов, музыкантов-новаторов, режиссёров и художников-модернистов.

Так как Россия до конца 20 века была и оставалась литературоцентричной страной, особый размах приобрела подпольная литература: в Москве и Ленинграде стали набирать популярность поэтические квартирники, по рукам начали ходить «самиздатовские» сборники запрещённых поэтов.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Как явление андеграунда зародился русский рок. Подпольные репетиции, на которых музыканты могли почувствовать воздух свободы, вечная нищета, абсолютная неизвестность «наверху» и фантастическая популярность «среди своих» создавали романтический колорит вокруг искусства андеграунда.

Слово «подпольщик» в отношении автора стало восприниматься как синоним понятия «свободный художник». С постепенным выходом «в народ» и ослаблением цензуры (что это?) произведения подпольного искусства перестали восприниматься как запретные и начали формировать новый мейнстрим.

Приблизительно к 1993—1995 годам, когда границы государственного здания окончательно рухнули и стало неясно, где находится верхний, где нижний этаж, а где подвал, понятие «андеграунд» потеряло свои границы.

Встал вопрос, каким критериям должно соответствовать произведение, чтобы принадлежать к неофициальному искусству.

В настоящее время представителями андеграунда себя считают и те, кого не показывают по телевизору и не издают, и те, для кого эпатаж стал нормой жизни, и те, кто не согласен с государственной идеологией.

Как отмечают современные музыкальные критики, после первого гонорара исполнитель с удовольствием выбирается из подполья и начинает петь то, что нравится публике. То же происходит и в литературе.

Романтика чистого протеста практически сходит на нет. Свобода (что это?), которую даёт интернет-пространство, нивелирует (что это значит?) официальное и неофициальное искусство, так что понятие «андеграунд» нуждается в переосмыслении.

Как понять философию Андеграунда

Как мы уже сказали, андеграунд – это не только совокупность форм искусства, но и особая среда со своим мировоззрением, традициями, «поэтикой».

Проникнуться атмосферой культурного подполья поможет фильм «Андеграунд» Эмира Кустурицы, снятый в 1995-м году, а также роман Владимира Маканина «Андеграунд или Герой нашего времени», изданный тремя годами позже.

Чтобы составить представление о тех, кто сегодня считает себя андеграундом, есть смысл посмотреть интервью русских рэперов (как правило, их высказывания о собственном творчестве глубже, чем собственно творчество).

Так кто же такие художники андеграунда: гениальные неудачники или творцы, верные пушкинскому завету «Ты – царь, живи один»?

Знакомьтесь с ними, принимайте или отвергайте их ценности – и делайте собственный вывод.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Да вся эта шушера состоит из обычных неудачников и бездарей. Люди пишут в стол — это правда, но пишут ли они шедевры?

Я понимаю, когда в подполье уходили поэты, музыканты, писатели из-за государственной цензуры, тут и талантливые произведения могут попасть в опалу, но сегодня нет цензуры, делай что хочешь, создавай что можешь, а если твоё творчество не имеет успеха, то не нужно себя причислять к андеграунду, просто нужно понять — это не твоё и найти себе другое занятие.

Я еще столкнулась с тем, что авторы не сумевшие добиться популярности, также себя причисляют к андеграунду, хотя никакого отношения к протесту не имеют. Так они поднимают собственную значимость.

Источник

Будь в теме: что такое андеграунд на молодежном сленге

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Новые слова появляются в языке постоянно, и в данной рубрике мы объясняем значения популярных сленговых выражений. Что такое чилить с крашем, шипперить знакомых и не только, мы уже рассказали. А сегодня поговорим про андеграунд – слово, которое часто встречается на просторах Интернета и в повседневной речи.

Что такое андеграунд на молодежном сленге

Андеграунд (от английского underground – подпольный, нелегальный) – понятие более широкое, чем РОФЛ, кринж или вайб. Андеграунд объединяет целое течение в культуре (в частности, в современном искусстве), которое противостоит классическим канонам и мейнстриму (массой культуре). Чаще всего андеграунд ассоциируется с чем-то запрещенным, бунтарским и смелым, он напрямую конфликтует с общественно-одобряемыми устоями и идеологией. Деятели андеграунда эпатируют общество и стремятся снимать негласные табу в разных сферах жизни.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Андеграунд в музыке, изобразительном искусстве и не только

Чаще всего андеграунд связывают с искусством – андеграунд в музыке, изобразительном творчестве, кино и так далее. При этом нередко деятельность, которая начиналась как «подпольная», со временем превращается в массовую.

Например, так произошло с рэпом – если в 2000-х провокационные песни с обсценной лексикой и табуированными темами вызывали волны негодования и общественного осуждения, то сейчас рэп-артисты выступают на одной сцене со звездами шоубизнеса, появляются на федеральных каналах и даже сотрудничают с политическими партиями. Такой процесс закономерен, ведь бунтарские выходки делают артиста популярным, а слава приносит финансовое благополучие, крупные контракты и обязательства. Получается, что некогда «андеграундный» артист начинает подчиняться общим правилам и подвергается критике, что «он уже не тот». Плюс сам жанр становится популярным и массовым, что прямо противоречит «подпольности».

Тем не менее граница андеграунда и массовой культуры крайне размыта и зачастую субъективна. Важно помнить, что смена интересов и направления деятельности в творчестве и жизни – вполне нормальный процесс.

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть фото Что в лондоне называют андеграундом. Смотреть картинку Что в лондоне называют андеграундом. Картинка про Что в лондоне называют андеграундом. Фото Что в лондоне называют андеграундом

Как использовать «андеграунд» в современном языке

Вы слышали фразу «это настоящий андеграунд!» или «он уже не андеграунд»? Суть таких молодежных выражений вытекает из предыдущего пункта: если деятель перестал спорить с обществом и начал подчиняться негласным правилам, значит, он больше «не андеграунд».

В обратной ситуации, когда человек продолжает делать смелые, но социально-осуждаемые поступки несмотря на препятствия, преследования и критику, то он имеет право называть себя «андеграунд».

В обычной речи это слово можно использовать и менее серьезно, например:

Конечно, слова современного сленга применяются в разных ситуациях, и их значение варьируется в зависимости от контекста, интонации и самих участников диалога. Но теперь вы знаете исконный смысл молодежного слова «андеграунд» и можете смело применять его в своей речи!

Источник

Про Лондон и Сити

А справа изображён Джеффри Эванс, четвёртый Барон Маунтэванс, который с ноября 2015 года является Лордом-Мэром Лондонского Сити. Он, между прочим, ни много, ни мало, 688-й по счёту занимает эту позицию.

Когда-то границы Лондонского Сити были очерчены защитными стенами. По сути это и есть исторический Лондон. Части этой старой стены до сих пор сохранились, например в брутальном районе Барбикан (который кстати тоже находится внутри Сити).

На протяжении последних пары столетий было несколько попыток включить Лондонский Сити в состав большого Лондона, который вырос вокруг него, но древний город умудрился устоять перед натиском, и остался обособленной единицей.

Старая стена почти исчезла, а улицы большого Лондона соединены с Сити без каких-либо ворот или оград. И лишь статуи серебряных драконов с герба стоят на границе между двумя городами. Они бдительно караулят, чтоб в Сити без спросу не вздумала проникнуть Английская Королева. Дело в том, что по древней традиции монарх страны не может просто по желанию входить на территорию Сити, он должен сперва запросить и получить разрешение на это от Лорда Мэра.

Такой закон подчёркивает разделение между богатой знатью, которая вышла из гильдий ремесленников, обитающих в городе, и королевской семьёй, которая обитала в соседнем, но пригородном Вестминстере.

Королеве может и нельзя в Лондонский Сити без просу, а вот миллионы обычных Лондонцев ездят сюда каждый день на работу. Как и в других сити, в Лондонском сконцентрирован финансовый центр столицы. На протяжении долгих лет, здесь был самый главный бизнес-район мира. Потом Нью Йорк со своим Волл-стритом забрал это первенство, но Лондон Сити до сих пор служит деловым центром Великобритании. Здесь находится большинство современных зданий-небоскрёбов.

Например тут стоит знаменитый Воки-Токи, который фокусируя лучи солнца на улице чуть не поджог пару лет назад дорогую машину (рассказывал об этой истории в посте про лондонскую пересадку).

Тут же стоит небоскрёб Мэри-Экс, который в народе называют «Огурец» (the Gherkin). В истинном стиле Лондонского Сити прямо рядом с ним стоят очень старые здания.

Одно из самых уникальных зданий тут штаб квартира Ллойдс. Её называют «зданием наизнанку» из за того, что много инфраструктурных коммуникаций здесь выведено на фасад. Вся облицовка сделана из металла. Такой странный дизайн позволил увеличить внутреннее пространство в здании, но так же заявить о его необычном характере. Такая вот мода была в 1986 году, когда его построили.

По Лондонскому Сити очень интересно бродить, тут много есть чего посмотреть. Интересный такой город в городе. Если будете там, непременно передайте от меня привет Лорду Мэру!

Вы кстати знали правильный ответ на вопрос о мэре в начале поста?

Источник

От Генделя до грайма: как иностранцы создали британскую музыку

Ни одна национальная культура не живет сама по себе. Иногда она отправляется за вдохновением за рубеж — а иногда даже идти никуда не надо: талантливые люди приходят в гости сами. В очередном выпуске проекта «Британская музыка от хора до хардкора» рассказываем, что для британской музыки сделали иммигранты

«Музыка с той стороны Альп»

1580-е оказались бурным десятилетием в истории Англии. На престоле была Елизавета I, страна в основном исповедовала протестантизм, но существовала мощная католическая угроза из-за границы: Филипп II Испанский пытался завоевать Англию при помощи своего военного флота — Великой армады. И хотя в итоге он потерпел поражение, напряженность не ослабевала: необъ­явленная Англо-испанская война окрашивала все последние годы елизаветин­ского правления.

Сам жанр мадригала возник еще в конце XIII века, но музыка, приобретшая популярность в XVI веке, была иной. Это были светские вокальные произве­дения для нескольких голосов, написанные в технике контрапункта и обычно без инстру­ментального аккомпанемента. В Италии мадригал в таком виде расцвел в 1520-е; в Англию его привез композитор из Болоньи Альфонсо Феррабоско — старший. Именно ему принадлежит большинство мадригалов, вошедших в «Musica Transalpina». Правда, сам Феррабоско умер в том же году, когда сборник был опубликован, и так и не узнал, что в ближайшие сорок лет мадригалу суждено было оставаться в Англии самым модным музыкальным жанром.

Альфонсо Феррабоско. Мадригал «Thirsis enjoyed the graces»Исполняет вокальный ансамбль Fieri Consort

Легкая, менее остро-хроматическая версия мадригала пришлась англичанам по вкусу. Ее разработали Альфонсо Феррабоско — старший, Джованни Ферретти и Лука Маренцио (впоследствии Маренцио продолжит радикально развивать эту форму и тем самым окажет влияние на Клаудио Монтеверди, ключевую фигуру перехода от музыки Ренессанса к музыке барокко).

Альфонсо Феррабоско — старший — одна из выдающихся личностей эпохи Позднего Ренессанса. Известно, что его крестили 18 января 1543 года и что его отец, Доменико, был композитором и певцом. Никто точно не знает, когда и почему он впервые приехал в Англию, но, судя по архивным записям, в 1562 году он уже состоял на службе при дворе Елизаветы I. Прослужив два года, Феррабоско-старший вернулся в Италию — возможно, по просьбе отца, — а потом, между 1572-м и 1578-м, снова оказался в Англии в распоряжении королевы.

Феррабоско часто отлучался: путешествовал в Италию по делам семьи, — но долгие годы оставался в фаворе Елизаветы I и ему хорошо платили. Более того, королева, видимо, доверяла ему и однажды отправила с дипломатической миссией в Венецию — передать послание от ее имени. Там, как свидетельст­вуют записи, Феррабоско был одним из придворных, кого допустили в коро­лев­ские покои, и пользовался чрезвычайным расположением Ее Величества по причине того, что он превосходный музыкант.

Альфонсо Феррабоско. Мадригал «The nightingale so pleasant and so gay» Исполняет вокальный ансамбль Fieri Consort

Постоянные путешествия Феррабоско были делом рискованным: Италия запрещала своим подданным въезжать в протестантскую Англию. Вряд ли он каждый раз просил разрешения у итальянских властей — вполне вероятно, что Феррабоско действовал в обход закона. У него, безусловно, были враги: в 1578 году Феррабоско обвинили в убийстве и ограблении иностранца, служившего знаменитому поэту сэру Филипу Сидни. Свою репутацию ему удалось очи­стить, но отноше­ния с королевой испортились. В 1580-м он решил уехать из Англии навсегда.

Долгое время ходили слухи, что Феррабоско был шпионом королевы Елиза­веты, а потом стал работать против нее. Источник этих слухов — письмо Ансельмо Дандино, папского нунция Нунций — представитель папы римского. во Франции, которое он написал карди­налу Комо в Риме в 1578 году. «По моему разумению, — писал он, — это чрез­вы­чайно злонамеренная и злокозненная личность, прекрасно осведом­ленная о делах этих стран; королева Елизавета часто использует его в качестве шпиона и посвящает его в свои интриги, так что, если бы он оказался в нашей власти, мы смогли бы многое от него узнать; а его размолвка с английской короле­вой не более чем уловка, позволяющая ему еще лучше вести свою игру, и предлог, чтобы отправиться в Италию, особенно в Рим и Болонью».

Существуют и другие письма нунция Дандино, в которых он делится своими подозрениями относительно постоянных путешествий Феррабоско; возможно, именно из-за них папа посадил его в тюрьму в 1580-м. В дело вмешалась Елизавета, Феррабоско освободили, и он провел свои последние годы, работая в Турине у Карла Эммануила, герцога Савойского. Похоже, для композитора это были счастливые времена: в 1586 году в Венеции были опубликованы две книги его мадригалов, посвященные герцогу.

Произведения Феррабоско — в том числе мотеты, антемы и инструментальная музыка — были известны и чтимы и после смерти автора в 1588-м, особенно в Англии. Томас Морли, ставший корифеем английской школы мадригала, находился под большим влиянием Феррабоско и отдал дань уважения своему герою, включив ряд его пьес в сборник 1598 года. Два произведения Ферра­боско вошли в знаменитые «Тетради Доу» — авторитетный сборник музыки эпохи Тюдоров, составленный каллиграфом Робертом Доу в Оксфорде в 1580-е годы. Так Альфонсо Феррабоско — старший занял свое место в истории английской музыки рядом с такими великими композиторами, как Томас Таллис, Уильям Бёрд и Джон Тавенер.

Гендель

Георг Фридрих Гендель похоронен в центре Лондона, в Вестминстерском аббатстве, напротив парламента. Там же покоятся короли и королевы, премьер-министры, писатели (Чосер, Диккенс, Киплинг), ученые (Ньютон и Чарльз Дарвин). На могиле — памятник: скульптурный Гендель в человеческий рост держит открытые ноты «Мессии» — оратории, написанной в 1741 году, одного из самых знаменитых своих произведений. Другое — антем «Садок-священ­ник», Гендель сочинил его в 1727-м по случаю коронации короля Георга II. С тех пор эту пьесу исполняют каждый раз во время коронации британских монархов, а ее переложение, сделанное английским композитором Тони Бриттеном, известно футбольным фанатам как гимн Лиги чемпионов УЕФА.

Георг Фридрих Гендель. Антем «Садок-священ­ник» Исполняют хор Вестминстерского аббатства и Английский камерный оркестр

Отдельные части «Мессии», особенно хор «Аллилуйя», и «Садок-священник» глубоко укоренились в британском сознании — а ведь их написал немец, который обосновался в Лондоне в 1712 году в надежде сделать музыкальную карьеру. Ему было под трид­цать, он был талантлив и честолюбив — и стал первым интернациональным композитором за всю историю музыки, перемешав музыкальные традиции всей Европы.

Гендель родился в 1685 году в Галле, Саксония. Он начал писать в Германии, между 1706-м и 1710-м работал в Италии, а потом перебрался в Лондон в поисках работы. Здесь композитору дважды повезло. Сначала молодой писа­тель и импресарио Аарон Хилл в 1711 году возглавил новый и непопуляр­ный оперный театр — Театр Ее Величества в Хеймаркете. Хилл был законода­телем вкусов. Он собрал блестящую труппу певцов, чтобы исполнять итальянские оперы, которые быстро становились самым модным музыкаль­ным развлече­нием Лондона. Гендель как раз был в столице, и Хилл предложил ему сочинить музыку для «Ринальдо». Мгновенный успех первой итальянской оперы на италь­янском языке, написанной специально для лондонской сцены, сделал Генделя знаменитым в Англии за год до того, как он окончательно туда перебрался.

А затем немецкий курфюрст Георг, к которому композитор поступил на службу в Ганновере, в 1714 году стал королем Великобритании. Приехав в Лондон, монарх оставил Генделя у себя на службе; тот написал несколько успешных опер для театра в Хеймаркете (переименованного в Королевский), быстро разбогател и переехал на Брук-стрит в престижном районе Мэйфэр.

Георг Фридрих Гендель. Увертюра к опере «Ринальдо»Исполняет камерный оркестр «Академия старинной музыки», клавесин — Кристофер Хогвуд

Впрочем, почивать на лаврах Гендель не мог. Итальянская опера, на которой он специализировался, в 1720-е стала стремительно терять популярность. Простых лондонцев раздражало, что ведущим певцам платят непомерные гонорары, а сатирики высмеивали одержимость лондонской публики иностранной культурой. Королевская музыкальная академия — компания, управлявшая операми в Королевском театре, — испытывала многочисленные трудности. Так, в 1727-м — в год, когда Гендель стал подданным Великобритании, экономика страны рухнула, и в итоге многие «подписчики» компании больше не смогли платить взносы. В 1730-е у Королевской музыкальной академии и Генделя появился сильный конкурент — компания Opera of the Nobility, сумевшая заполучить в труппу двух настоящих звезд — певцов-кастратов Сенезино и Фаринелли.

Но Генделю повезло снова. Хотя до 1741 года он и продолжал писать оперы, уже начиная с 1732-го его основным занятием стало сочинение ораторий Оратория (позднелат. Oratorium — молель­ня) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и симфонического орке­стра на драматический сюжет. на ан­глий­­ские тексты. Оратория «Эсфирь» 1732 года имела огромный успех, и за следующий год Гендель написал еще две, «Дебору» и «Аталию». А в 1742-м в Дублине состоялась премьера «Мессии». Газета The Dublin Journal писала о «Мессии» так: «По мнению наилучших знатоков, творение сие намного превосходит все ему подобные исполнявшиеся в этом или ином другом королев­стве». В Великобритании оратории понадобилось больше времени для призна­ния, но сейчас она входит в число самых часто исполняемых хоральных сочинений в стране.

Георг Фридрих Гендель. Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»Исполняют оркестр и хор The English Concert

Гендель умер в 1759 году в возрасте 74 лет в богатстве и славе: его знали по всей Англии и считали самым великим английским композитором, не обращая ни малейшего внимания на то, что он был иммигрантом. До XX века ни один британский композитор и близко не подошел к уровню славы Генделя, который был настоящим селебрити, как Леннон и Маккартни.

Иоганн Кристиан Бах (и немного Моцарт)

Иоганн Себастьян Бах для нас сегодня, возможно, самая важная и влиятельная фигура в истории западной музыки. И в то же время его произведения, как однажды выразился канадский пианист Гленн Гульд, разве что чуть-чуть преувеличивая, «не оказали абсолютно никакого воздействия на его современ­ников — ни на музыкантов, ни на публику». Его считали старомодным, его музыку — противоречащей господствовавшим в то время тенденциям, и только спустя столетие после его смерти в 1750 году музыканты и ученые начали понимать значение сделанного им.

При жизни Баха первопроходцами в музыке считались его сыновья, и прежде всего Карл Филипп Эмануэль (1714–1788) и Иоганн Кристиан (1735–1782), его восемнадцатый ребенок и младший из одиннадцати его сыновей. Казалось, что их музыка — иногда ее называют «галантной музыкой» — упорядочивает и облег­чает сложный и строгий стиль барокко, к которому принадлежал их отец. Она перекинула мостик к эпохе классицизма, в которую расцвели таланты Гайдна, Моцарта и Бетховена. И Иоганн Кристиан сыграл здесь самую непосредственную роль: в 1764 году он на протяжении пяти месяцев обучал в Лондоне восьмилетнего Моцарта.

Иоганн Кристиан родился в Германии, в Лейпциге. Его отцу тогда было 50, и он учил сына музыке до самой своей смерти. В 1754 году в 19-летнем возрасте Иоганн Кристиан Бах уехал в Италию, перешел из лютеранства в католичество и стал интересоваться итальянской оперой, при этом продолжая сочинять и исполнять церковную музыку; служа органистом в Миланском соборе, он часто отлучался, чтобы писать оперы. А после того как его первые оперы, «Артаксеркс» и «Катон в Утике», были поставлены в Турине и Неаполе соответственно, он окончательно бросил церковную музыку и в 1762 году отправился в Лондон за славой и богатством (его и сейчас называют «лондонским Бахом» или «английским Бахом»). Доживи до этого его отец, он бы, наверное, пришел в ужас.

Иоганн Кристиан Бах. Увертюра к опере «Артаксеркс»Исполняет оркестр Hanover Band, дирижер — Энтони Холстед

Первый успех в Лондоне Баху принесла опера «Орион», с большой пышностью поставленная на сцене Придворного королевского театра в феврале 1763-го. В ней уже было то, что станет фирменным стилем композитора, — изобрета­тельное использование деревянных духовых, особенно кларнетов, которые именно здесь впервые прозвучали в оперном оркестре. За «Орионом» немед­ленно последовала не менее успешная «Занаида», которой он заслужил благо­склонность королевы Шарлотты и жалованье в 300 фунтов в должности ее учителя музыки (прежде этот пост занимал Гендель до самой его смерти в 1759 году).

Иоганн Кристиан Бах. Клавирный концерт в ми-бемоль мажореИсполняет Цюрихский камерный оркестр, дирижер — Роджер Норрингтон, фортепиано — Себастиан Кнауэр

В 1764 году Бах вместе со своим другом и соседом Карлом Фридрихом Абелем впервые в Англии учредил платные концерты по под­писке — примерно 15 кон­цертов в сезон. В основном там исполнялись произве­дения Баха и Абеля, но имен­но на этих ставших легендарными концертах (тогда они назывались Soho Subscription Concerts) английской публике были впервые представлены и многие произведения Гайдна. Концерты продолжа­лись до смерти Баха в 1782 году.

Иоганн Кристиан Бах умер молодым: ему было 46 лет. Считается, что смерти способствовали долги: Бах принял ряд неудачных деловых решений, пытаясь удержать на плаву терявший популярность концертный проект. Он не просла­вился так, как отец, но все же вошел в историю музыки. Сейчас специалисты склоняются к тому, что влияние Баха-младшего на композиторскую технику Моцарта значительнее, чем считалось раньше. «В Лондоне Леопольд и Моцарт, кажется, осознали, что музыка И. К. Баха, по контрасту с генделевской, вопло­щает очарование и изящество нового стиля и что этот стиль устремлен в буду­щее, — писала музыковед Адена Портовиц. — Более того, Моцарта привлекали именно те жанры, в которых блистал Бах: клавирные сонаты и концерты, симфонии и оперы. Баховская вокальная мелодика, изящная выразительность украшений, неоднозначность, напряженность гармониче­ского письма и яркие тематические контрасты стали органичными чертами моцартовского стиля». Моцарт был подавлен известием о смерти бывшего учителя. «Вы, должно быть, уже слышали о кончине английского Баха? — писал он в одном из писем. — Какая потеря для мира музыки!».

Джордж Бриджтауэр, «великий мулат-безумец»

У Джона Фредерика был талант к связям с общественностью, и он использовал его для того, чтобы продвигать карьеру своего сына-вундеркинда, который станет одним из самых выдающихся скрипачей своего поколения. Из некото­рых архивных записей можно заключить, что Джон Фредерик был слугой при том же австро-венгерском дворе, где Гайдн руководил музыкальными учреждениями; и очень соблазнительно представить себе, что, возможно, юный Джордж учился у великого композитора эпохи классицизма.

В нем уже с ранних лет безусловно проявлялся выдающийся талант: в девять лет он дебютировал в Париже и получил самые восторженные отзывы, после чего иммигрировал в Лондон, спасаясь от Французской революции. Там отец занялся организацией его выступлений и наряжал его в экзотические турецкие одеяния. Это сработало: принц Уэльский, будущий король Георг IV, заметил талант Бриджтауэра и стал его покровителем.

Людвиг ван Бетховен. Соната № 9 для скрипки и фортепиано («Крейцерова»)Скрипка — Давид Ойстрах, фортепиано — Лев Оборин

В конце двадцатого века и начале двадцать первого интерес к Бриджтауэру возрос. Он как персонаж появляется в «Бессмертной возлюбленной» — голливудском фильме 1994 года с Гэри Олдманом в роли Бетховена. В 1996-м британский режиссер Тофер Кэмпбелл снял о Бриджтауэре художественный фильм «A Mulatto Song». В 2002-м американская писательница Фрэнси Грир Уильямс написала роман «Абиссинский принц», основанный на событиях из его жизни. В 2009 году пулитцеровский лауреат поэтесса Рита Дав посвятила скрипачу поэму «Sonata Mulattica». Существует даже «джазовая опера», названная по его имени, — «Бриджтауэр — легенда 1807 года», создан­ная в Лондоне на заказ в 2007 году в честь 200-й годовщины первого приня­того парламентом закона об отмене рабства. Один из ее создателей, Майк Филлипс, писал: «Для поко­лений, пришедших вслед за Бриджтауэром, его наследие связано не только с музыкой, но и с возможностью действовать вопреки обстоятельствам, со способностью даже в самых сложных условиях самостоятельно определять свою судьбу».

О Бриджтауэре после его встречи с Бетховеном известно немного. Существует архивная запись о том, что он получил степень бакалавра музыки в Кембридж­ском университете в 1811 году. И мы знаем, что он дорожил одним сувениром со времен своего мимолетного соприкосновения с международной славой — камертоном Бетховена, который сейчас хранится в коллекции Британского музея. Скрипач умер в Лондоне в 1860-м, в его свидетельстве о смерти записано только, что он был «джентльмен».

Феликс Мендельсон, турист

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *