Что в михайловском дворце
Выставки и экспозиции
Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.
Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.
Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.
В состав постоянной экспозиции русского народного искусства XVII-XXI веков вошло около 1500 экспонатов, расположенных в хронологической последовательности и демонстрирующих историю развития крестьянского искусства и местных центров художественных ремесел во всех основных видах и жанрах.
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге — как добраться, история
Михайловский дворец — известная памятка архитектуры города Санкт-Петербург, Российской федерации, впечатляющая своими размерами и богатством, одно из самых больших сокровищ русского искусства. Сегодня в стенах здания располагается Государственный Русский музей, а раньше это были палаты, которые Павел 1 велел построить для своего младшего сына Михаила.
Михайловский дворец: история и архитектура
Уникальный огромный дворец, который в последствии стал Русским музеем построен в строгом классическом стиле, хотя некоторые современные исследователи приписывают ему и элементы неоклассицизма.
Еще в 1798 году император Павел 1 решил сделать уникальный подарок своему младшему сыну Михаилу и приказал откладывать в казне деньги на постройку уникального по своей красе дворца, сразу после рождения малыша. В 1801 году, ПавлаI убили в результате дворцового переворота, и власть в государстве поменялась кардинально в другую сторону.
Не смотря на то, что государя уже не было в живых, приказ о возведение дворца все же выполнили и когда младшему князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, император Александр I, который в то время правил государством, отдал приказ о начале строительства одноименного дворца.
Проект здания в 1817 году разработал для великого государя известный в те времена архитектор Карл Иванович Росси. Огромной проблемой перед началом постройки дворца стал выбор места для будущего дома князя. Сначала резиденция должна была располагаться на месте современного Воронцовского дворца, потом на территории тогдашнего дома графа Чернышева (сейчас там располагается Мариинский дворец).
Но через некоторое время было принято решение о создание дворца не на месте уже существующих строений, а «с нуля», создав новый уникальный архитектурный ансамбль.
Интересным считается тот факт, что Михайловский дворец строили только в теплую погоду – летом, весной и осенью, чтобы стены здания были более прочными и надежными.
Проект дворца предусматривал:
Отдельного внимания заслуживает работа мастеров по отделке дворца. Выбирая специалистов комиссия проводила очень строгий конкурс и заключала договора только с проверенными профессиональными архитекторами, декораторами, строителями. Например, для реконструкции садовых участков в дворце пригласили работать известного архитектора Менеласа.
На воздвижение самого Михайловского дворца ушло почти шесть лет: с 1819 по 1825 года. По плану около него также должна была появиться новая площадь и две улицы (известные нам как Инженерная и Михайловская) и даже одноименный сад. Закладку первых камней дворца осуществили 14 июля 1819 года, а масштабные работы по построению стартовали 26 июля.
30 августа 1825 дворец освятили и передали князю.
По завершению работ над дворцом архитектор Карл Росси получил от императора Александра I орден Святого Владимира 3 степени, участок земли для постройки собственного особняка и бриллиантовый перстень в подарок за работу.
По всем подсчетам на возведение Михайловского дворца государство потратило 7.875.000 рублей.
Михайловский дворец внутри
Фасадом дворец обращен к одноименной площади и встречает гостей массивными колонами. Сам Михайловский дворец – это четыре этажа роскоши, красоты и восхищения.
Высота вестибюля составляет 25 метров. У входа на лестницу гостей встречали два льва, которых отлили специально для этого дворца. Кроме этого, в Михайловском дворце впервые на стенах поклеили обои, а паркет уложили самыми дорогими породами дерева.
На нижнем этаже расположены спальни, детские, гостевые. Бельэтаж разделен на две части: за запад и север отведены залы для бальных сборов, а на восток – парадные спальни княгини и князя. В цокольном помещение отвели место для кухонь.
В дворце разместили даже небольшой семейный храм Михаила, где все желающие могли спокойно помолиться.
Убранство Михайловского дворца очень роскошное, но в тоже время достаточно выдержанное.
За бельэтажем располагается Голубая галерея, а дальше – Большая Столовая. Дверь в галлерею украшают скульптуры известного декоратора Пименова, а в Столовой можно увидеть росписи их кессонских и вакхичесих сюжетов. Стены комнаты когда-то украшали 32 золотистые мраморные пилястры и орнаменты.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
В Танцевальном зале по периметру расположено 28 голубых колон с изображениями античных танцовщиц и арабесок. По периметру зала украшена высокими зеркалами и позолоченными люстрами.
Главный архитектор (К.И. Росси) Михайловского дворца с легкостью и возвышенностью сумел создать уникальный акцент в композиции на выразительности коринфского ордера в Белой гостиной. Здесь вся площадь поделена четырьмя колонами на три части.
Покои княгини – заслуживают отдельного внимания и восхищения благодаря особому изяществу и роскоши. Среди уцелевших элементов декора – камин, зеркало, цветной паркет и живописные плафоны. А все потому, что Елена Павловна очень любила ремонты и перестройки и всегда следовала вызовам тогдашней моды.
Но долго в нем княжеская семья не прожила. Сначала, после смерти князя его жена Елена Павловна продолжала содержать дворец нужным образом. Дом стал культурной меккой Петербурга, здесь часто гостили Пушкин, Тютчев, Жуковский, Брюллов, Айвазовкий и другие творческие личности.
Во дворце известный музыкант Антон Рубинштейн и княжна организовали первую в имперском государстве консерваторию.
Уже в 1895 году, спустя 70 лет внуки князя Михаила Павловича продали дворец государству, потому что дом стал переходить в упадок. И в том же году 13 апреля император Николай II распорядился сделать во дворце музей в честь памяти императора Александра III. Михайловский дворец должен был стать «вторым» Эрмитажем, но со временем он обрел свою уникальную славу и историю.
Про другие дворцы Санкт-Петербурга вы можете прочитать в статье по ссылке.
Корпус Бенуа в Михайловском дворце
Когда дворец стал музеем первым его управляющим назначили князя Георгия Михайловича. Но здание не оставили в его первозданном виде и решили кое-что все-таки изменить. Новую команду строителей возглавил Боткин и архитектор Свиньин.
После осмотра палат было принято решение о том, что работники сохранят в целостности только те части и детали, что будут гармонично вписываться в будущие экспозиции.
В нижнем этаже снесли часть проемов и стен, чтобы увеличить проходы, убрали лишние печи, зеркала и камины, двери, живопись и лепку на стенах, антресоли. Сохранили в основном только живопись на сводах, барельефы, отделку и кое-где пол из паркета.
В Танцевальном зале и Большом театре заложили даже большую часть окон. Рабочие провели в дворце верхний свет, заменили оконные переплеты на металлические решетки, поменяли перекрытия над вторым этажом и провели ремонт отопления, водопровода, канализации и установки вентиляции.
Только после того, как комиссия утвердила все изменения в музее в марте 1898 года Русский музей открыли для посетителей. Уже в 1910-1914 годах коллекция музея рекордно увеличилась и места для новых экспозиций катастрофически не хватало. В связи с этим проектант Леонтий Бенуа был приглашен для сооружения нового корпуса музея.
Пристройку решили сделать возле бокового фасада, что выходил на канал Грибоедова. Закладку здания начали в июне 1914 года. В том же году империя вступила в Первую мировую войну и строительство нового корпуса отложили на неопределенное время. Только после окончания войны советская власть дала разрешение достроить новое здание, которое назвали в честь его создателя.
Например, им удалось спасти памятник Александру III. Его хорошо усыпали песком и обставили бревнами во дворе музея. Даже после попадания бомбы в такое сооружение, памятник остался целым и невредимым.
Во время Второй мировой войны в музей, а именно в корпус Бенуа попали бомбы и здание нужно было опять реставрировать. На восстановление ушли годы, реставрация длилась с 1947 года по 1963. Кроме этого, дворец серьезно пострадал во время Ленинградской блокады. Много ценностей не удалось сохранить.
После окончания войны в 1958 году корпус Бенуа соединили с основной частью Михайловского дворца и таким образом здание для экспозиций удалось существенно расширить.
Сегодня музей считается одним из самых известных и популярный мест в России, его ежедневно посещают сотни туристов из страны и зарубежья, любуясь архитектурой здания, произведениями таких великих творцов как Рублев, Шубин, Брюллов, Бруни, Кипернский, Иванов, Репин, Куинджи, Шишкин, Серов, Врубель, Кустодиев, Малевич, Шагал, Петров-Водкин и многих других.
Как добраться?
Музей-дворец расположен в самом центре Санкт-Петербурга на площади Искусств по улице Садовая, 2 (она же Инженерная).
Работает музей ежедневно кроме вторника с понедельника по воскресенье с 10:00 до 18:00, а в четверг с 13:00 до 21:00.
С помощью метро к музею можно добраться выйдя на остановках «Невский проспект» или «Гостиный двор».
Что в михайловском дворце
Уважаемые посетители! в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года №595 «Об установлении на территории.
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского представляет выставку к 200-летнему юбилею Федора Михайловича Достоевского. В ст.
«Вне истеблишмента» — это инклюзивный проект Русского музея и первая масштабная попытка представить работы непрофессиональных художников, имеющих ментальные особенности и (.
В.В. Пакулин, наделенный уникальным, ярким талантом, был увлечен в 1920-30-е годы поисками «большого стиля», отдавая дань общим устремлениям многих художни.
Летом 2017 года в коллекцию Русского музея поступило в дар обширное собрание произведений разных художников, получившее в историографии назва.
Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.
Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.
Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.
Михайловский дворец
Михайловский дворец
Михайловский дворец – главное здание Русского музея, расположенного в центре Санкт-Петербурга. Дворец был построен по проекту российского архитектора итальянского происхождения Карло Росси. В своей работе он использовал новаторские приемы, в то же время выдерживая традиционный для эпохи классицизма стиль. За свою работу Росси был награжден орденом Святого Владимира третьей степени.
Идея постройки возникла у императора Павла I, который после рождения младшего сына Михаила в 1798 году повелел ежегодно откладывать средства на строительство дворца для него. По замыслу он должен был затмить резиденции европейских государей своей роскошью и величием, подчеркнуть статус России как империи. Сегодня Михайловский дворец интересен туристам не только своими интерьерами и архитектурой, но и обширной коллекцией шедевров российского искусства. В Академическом зале регулярно проходят концерты, проводятся тематические мероприятия, посвященные изучению национальной истории и традиций.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Михайловский дворец
История Михайловского дворца
Император Павел I не смог реализовать свой замысел – в результате дворцового переворота в 1801 году он был убит. Но его воля была исполнена Александром I: по достижении Михаилом 21 года началось строительство дворца. В фундамент были заложены ковчег с серебряными монетами и памятная доска, тоже целиком из серебра.
Росси получил в распоряжение пустырь, на месте которого при Петре I был большой фруктовый сад, а на момент начала строительства – заросшая репейником и крапивой бесхозная территория. К 1820 году был закончен главный корпус, в 1821 году – два примыкающих к нему флигеля, а в 1825 году – завершена внутренняя отделка. Дворец был освящен и пожалован императором младшему брату. В общей сложности строительство велось 6 лет и обошлось почти в 8 миллионов рублей.
Внутреннее убранство резиденции было роскошным. Дом украшали скульптуры и статуи, на полу был паркет из дорогих пород дерева, впервые в отделке использовались обои. Михайловский дворец стал центром культурной жизни – здесь устраивались светские приемы, на которых собиралась творческая элита. Среди гостей Михаила Павловича были такие известные люди, как Пушкин, Айвазовский, Тютчев, Жуковский и многие другие.
После смерти Михаила и его супруги дворец перешел их наследникам. С 1894 года он стал доходным домом и постепенно пришел в упадок. Часть помещений сдавалась в аренду, чтобы окупить дорогое содержание. Третья дочь Михаила была замужем за немецким герцогом, и по брачному контракту ее имущество должно было перейти супругу и детям. Но император Александр III предложил выкупить Михайловский дворец за казенный счет. Сделка была совершена уже Николаем II в 1895 году, ее сумма составила 4 миллиона рублей. При этом прежним владельцам позволили забрать с собой то, что связано с историей семьи, в результате чего дом оказался практически пустым.
Министр финансов Витте предложил Николаю II устроить здесь Русский музей имени его отца. На тот момент экспозицию Эрмитажа составляли, в основном, иностранные экспонаты, а для работ отечественных мастеров не хватало места. Так, под шедевры российского искусства по воле императора было выделено отдельное роскошное здание Михайловского дворца. В настоящее время он является частью крупного музейного комплекса, в который входит 5 зданий, 3 сада и ряд небольших сооружений.
Интересные факты о Михайловском дворце:
Выставки
В Михайловском Дворце представлены следующие постоянные экспозиции шедевров русского искусства:
Древнерусская экспозиция включает в себя одну из крупнейших в России коллекцию икон – порядка 6000 экспонатов. Она разделена на четыре зала. В первом из них находятся самые древние иконы, в их числе знаменитая «Борис и Глеб» – одно из немногих сохранившихся изображений первых русских святых. Во втором зале посетителям открываются шедевры крупных иконописных центров Древней Руси – Новгорода и Пскова. В третьем зале представлены экспонаты московской школы иконописи, в том числе созданные известным художником Андреем Рублевым. В четвертом помещении – более поздние работы XVI-XVII веков, среди них знаменитая икона «Троица».
В экспозиции, посвященной русскому искусству XVIII века, находятся выдающиеся работы времен Петра I. В основном, это портретная и историческая живопись, но есть и коллекция скульптур. Также посетителям интересно будет посмотреть на выставку образцов мебели, интерьера, декоративно-прикладного творчества.
Выставка работ первой половины XIX века включает картины различных стилей и произведения известных скульпторов того времени. В коллекции представлены полотна К. П. Брюллова, Ф. И. Бруни, С. Щедрина, А. А. Иванова, О. И. Кипренского, И. К. Айвазовского и многих других. Особенностью выставки является Белый зал, который сохранил свой первоначальный облик и художественное оформление со времен постройки Михайловского дворца.
Самой солидной является экспозиция работ художников и скульпторов второй половины XIX века – периода рассвета российского искусства. Здесь представлены картины В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и других выдающихся мастеров живописи и скульптуры. Залы, как и многие полотна, отреставрированы, работает светодиодное освещение, также выставлены малоизвестные и ранее находившиеся в запасниках произведения.
Интересной является и выставка народного искусства, расположившаяся в 12 залах и включающая порядка 50 000 экспонатов. Работы расположены в хронологическом порядке. Здесь можно посмотреть на предметы народных промыслов, кузнечного мастерства, текстиль, глиняную и деревянную мебель, посуду, игрушки. Особое внимание уделено искусству резьбы и росписи по дереву. Есть и богатая экспозиция современных мастеров, которые поддерживают традиции прошлого. Здесь представлена палехская роспись, хохлома, дымковская игрушка, финифть, кружево, подносы из Жостово, резьба по кости, гжель.
Кроме постоянных экспозиций регулярно проводятся тематические и авторские выставки – все они посвящены работам русских мастеров.
Информация для посетителей
Михайловский дворец открыт в понедельник с 10:00 до 20:00, в среду, пятницу, субботу и воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг – с 13:00 до 21:00, вторник – выходной день. При планировании посещения нужно учитывать, что кассы закрываются на полчаса раньше. В воскресенье с 13:00 до 15:00 работает «экскурсия выходного дня» для индивидуальных посетителей.
Стоимость билета для взрослых – 450 руб., для студентов, школьников старше 16 лет и пенсионеров – 200 руб. Для граждан России, Белоруссии, а также иностранцев, легально постоянно проживающих и работающих на территории РФ, цена ниже – 350 руб. для взрослых и 170 руб. для школьников, студентов и пенсионеров.
Также можно приобрести комплексный билет на посещение Михайловского дворца и второго филиала на выбор:
Постоянным посетителям предлагается годовой абонемент: 1500 руб. на 6 посещений, 2700 руб. – на 12. Школьники до 16 лет, а также учащиеся школ и ВУЗов художественного и искусствоведческого профиля могут посещать Михайловский дворец бесплатно. 18 число каждого месяца является льготным днем, когда за посещение не нужно платить лицам младше 18 лет и студентам. Любительская фотосъемка платная – обойдется в 500 рублей.
Билеты можно приобрести непосредственно в кассе или купить онлайн на официальном сайте Русского музея. Для этого нужно зарегистрироваться, заполнив личные и контактные данные. После оплаты электронный билет придет на e-mail, указанный при покупке. Его нужно распечатать и предъявить в кассе в день посещения, либо назвать его номер и предъявить удостоверение личности.
Как добраться
Михайловский дворец расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4. Если ехать на метро, то выходить нужно на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор». Также из разных точек Северной столицы до Михайловского дворца можно добраться на автобусах № 3, 22, 27, 49, К212 и на троллейбусах № 5, 22.
История
Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Архитектурному гению Карло Росси мы обязаны тем, что в 1820 — гг. в центре Российской столицы появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 г. по повелению Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада. В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад.
Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.
За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф.Адамини, Д.Адамини и И.Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.Менелас.
В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение. В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет и сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб.
Архитектура и интерьеры
Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.
Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением России и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.
В большую Столовую бельэтажа вела изысканно декорированная Голубая галерея, двери которой поныне фланкируют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания. Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов (Д.-Б.Скотти и С.С.Пименов). В облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн. Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески, Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство. Белая гостиная сохранилась. Росси проявил виртуозное мастерство в архитектурной композиции, акцентируя выразительность коринфского ордера. Он поделил пространство двумя парами свободно стоящих колонн на три части. Это членение подчеркнуто самостоятельным решением перекрытий каждой части. Тонко сгармонированы также высоты колонн, антаблемента и плафона с падугой. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. При этом каждая архитектурная деталь, ожившая под рукой декоратора, воспринимается уже не как элемент конструкции, а как произведение искусства. Совершенная архитектурная композиция, выстроенная Росси, стала основой для создания уникального художественного ансамбля.
Следующие за гостиными парадные покои Елены Павловны на северо-восточной стороне бельэтажа отличались особым изяществом и роскошью отделки. Остались фрагменты отделки Парадной Спальни и Маленького кабинета: камин с зеркалом и цветной паркет, изысканная живопись плафонов и пилястр.
Сам Михаил Павлович не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Так в середине гг., с перестройки Андреем Штакеншнейдером двух комнат Елены Павловны началось внедрение новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. В целом можно сказать, что, не были затронуты лишь большие парадные залы. Сегодня в общих чертах можно представить объем и динамику перестроек. После А.Штакеншнейдера работали известные архитекторы: Гаральд Боссе 1840-50-е гг. (две гостиных и два кабинета на половине великой княгини; Людвиг Бонштедт 1850 г. (покои для Екатерины Михайловны), Александр Юркевич 1857 г. (Верхний храм), Роберт Гедике 1863 г. (Музыкальная). В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1865 г. для Екатерины Михайловны и ее дочери Г.Прейс построил личные покои в Манежном флигеле, здесь великая княгиня жила до своей кончины в 1894 г. По смерти Елены Павловны Г.Прейс вел перестройки во Фрейлинском флигеле, обновлял отделку парадных комнат Екатерины Михайловны на парадной половине в нижнем этаже дворца. В 1888 г. архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции. К началу гг. семья великой княгини постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали.
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г., наследники решил продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 г. Николаем II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III (14 апреля). Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович. Строительную комиссию возглавил профессор М. П.Боткин. Производителем работ назначен архитектор АХ Василий Федорович Свиньин. Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность.
В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проемы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объемы и расположение дверных проемов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон.
Неоклассический стиль новой отделки больших музейных залов обуславливался задачей связать их с россиевской анфиладой. План технической реконструкции, принятый Комиссией, свидетельствовал о взятом направление на коренную реконструкцию здания:
Весной 1896 г. по мере по окончании строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В.Свиньин, живописцы Н.И.Блинов, А.Боравский, Н.Будаков, лепщики Н.И.Савин, Н.А.Попов, мраморщик К.Гвиди, паркетчики И.Тарасов, П.Беляев, А.Циффер, скульпторы А.Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский и др.
28 февраля 1898 г. Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всем согласными с целями музея.
Владельцы
Август 1825 г. — август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович Со дня рождения носивший звание генерал-фельдцейхмейстера, вступил в должность в 1819 г. В 1819 г. С декабря 1825 г. — генерал-инспектор инженерных войск. В 1831 г. назначен Главным начальником пажеского и всех сухопутных военно-учебных заведений и дворянского полка. В 1844г. — Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Шеф 18 гвардейских полков. Член Сената, почетный председатель Военной академии. Участник военных кампаний и 1831 гг. В браке с Еленой Павловной имел пятерых дочерей; Марию Елизавету Екатерину Александру Анну Прожил жизнь, отданную в жертву своим служебным и фамильным обязанностям. Скончался в Варшаве. Погребен в Петропавловском соборе.
Август 1849 г. — январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна родилась в Штутгарте. В России ее салон в Петербурге был самым европейским. Отличалась размахом и красотой устраиваемых в дворце праздников, по смерти мужа посвятила себя делам государственной важности. В годы Севастопольской войны для организации женской помощи на поле брани создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Учредительница первой в России Консерватории и председательница Русского музыкального общества. Постоянный интерес Елены Павловны к внешней и внутренней политике России нашел выход в ее участии в великом деле осуществления крестьянской реформы Александра II. Последний замысел — учреждение института усовершенствования врачей и покровительство этому заведению — уже после смерти Елены Павловны осуществила ее дочь великая княгиня Екатерина Михайловна. Известная меценатка. Погребена в Петропавловском соборе.
Апрель 1894 г. — январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич Михаил Георгиевич и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская