Что в нашем имени занятие 2 класс
Классный час «Что в имени твоем», 2 класс
Методическая разработка классного часа на нравственную тематику для 2 класса
Цели и задачи
— развивать познавательный интерес к истории своего имени, фамилии, рода.
Оборудование
Листы бумаги, краски.
Разучивание стихов, сбор информации о своей семье, родословной. Каждый ученик рисует семейное дерево по образцу.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Учитель. Вы, конечно, знаете свое имя, фамилию, отчество. Назовите себя.
Фамилия указывает на ваш род, отчество — на вашего отца, а вот имя принадлежит вам.
Имя не дают случайно. Оно тщательно выбирается вашими родителями.
Кто из вас знает, почему вас так назвали?
Учитель слушает ответы детей.
Имена имеют свой смысл. Давайте узнаем, что обозначают некоторые имена.
Александр — храбрый защитник,
Иван — красивый, богатый.
А имена Вера, Надежда, Любовь говорят сами за себя.
Запишите домашнее задание: узнать, что значит твое имя.
Иногда тебя называют именем бабушки или дедушки. Как ты думаешь, почему? (Ответы детей.)
Тренинг «Рисуем свое имя»
Учитель. Сейчас я хочу предложить вам необычное задание — нарисовать свое имя.
Постарайтесь передать определенные черты своего характера красками. Не обязательно рисовать свой портрет, можно нарисовать сказочное существо, на которое вы похожи.
Игра «Имена»
Учитель.
У нас в классе четыре Даши,
Три Танюши и два Саши,
Три Илюшки, два Данилки
И еще Тарас, Маринка.
А у вас, ребята, в классе
Есть ли Кати, есть ли Насти?
Дети встают в круг, педагог говорит:
«Все Саши вышли в круг;
Все Маши вышли в крут. »
Названные дети встают в центре круга, они исполняют любое желание детей — поют, танцуют, читают стихотворение.
Ребенок.
А у нашего Василия
Есть и имя и фамилия.
Записывали в класс,
Не растерялся Васенька
— Есть у меня фамилия!
Вписали вмиг Василия
Составление своей родословной
Учитель. Каждый человек имеет свои корни, свой род. Сегодня мы «вырастим» именное дерево своего рода. У каждого из вас есть мама и папа, бабушки и дедушки, тети и дяди. Попробуйте создать свое дерево и рассказать о нем.
Вопросы для обсуждения:
— Какие имена встречаются в вашем роду?
— Кого больше в роду: мужчин или женщин?
— Известен ли основатель вашего рода?
— Всех ли родственников вы знаете лично?
Учитель. Не имя прославляет человека, а человек имя.
Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)
Как можно прославить свое имя?
Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост»
Учитель читает рассказ.
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребенка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает другой. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сема Пичугин ни о чем не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в бережках, и перескакивать через нее было очень трудно.
В прошлом году мальчик не доскочил до другого берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть?
Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на другой уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу.
Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветки. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало еще труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно, если снег.
Решил Сема приладить перильца из жердей.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.
Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идешь за семь верст киселя хлебать? Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали называть Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.
Вопросы для обсуждения:
— Чем Саша Пичугин отличается от своих сверстников?
— Почему мост назвали его фамилией?
— Обязательно ли совершать подвиг, чтобы твое имя осталось в памяти людей?
— Что для этого нужно?
Подведение итогов
Учитель подводит детей к осознанию себя как части рода, семьи. Дети делают вывод, что поступки одного человека так или иначе отражаются на всей семье, и имена людей, совершивших достойные дела, их потомки будут помнить долгие годы.
Классный час «Что в имени твоем». Познавательно-конкурсное мероприятие
– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.
Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.
Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)
После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.
Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.
С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.
– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.
Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)
По мере выступления детей на доске заполняется таблица
Классный час «Мы и наши имена» (2 класс)
Классный час «Мы и наши имена».
Цели: познакомить детей с начальными сведениями о структуре имен.
Задачи: развивать умение объяснять происхождение и значение имен, внимание вызвать интерес к своему имени, воспитывать культуру поведения у учащихся.
Оборудование: название темы занятия, «солнышки» для рефлесии, «Письма» от Мудрой совы с именами учащихся, ребусы, пословица «Хорошо там и тут, где по имени зовут», картинки сказочных героев.
Все стали ровненько, подарили улыбки друг другу и тихонечко сели за парты.
1. Сообщение темы занятия.
А чтобы узнать тему нашего классного часа вам нужно отгадать загадку.
Надо вслух назвать. (имя). (Имя)
Что такое “имя”? (Ответы детей)
-Правильно тема нашего занятия «Мы и наши имена». Так что такое «имя»?
В толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение
“ Имя – личное название человека, даваемое при рождении”.
У каждого из вас прекрасное имя, но не все знают, что оно обозначает, откуда появилось. Много загадок у наших имен. Давайте отгадывать их вместе.
-Для начала я предлагаю вам прочитать эпиграф к нашему занятию.
Как вы его понимаете?
2. Разнообразие имен.
У каждого из вас есть имя. Зачем оно вам? (Ответы)
Правильно! Как бы мы обратились друг к другу, если бы не было имени. Иногда я слышу, как вы друг другу кричите: “Эй, ты, иди-ка сюда!”
Культурно ли так обращаться со сверстниками? Почему?
Конечно, это обидно, оскорбительно, невежливо.
При крещении в церкви священник дает человеку второе имя. Оно выбирается из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого празднуется
в этот день рождения или крещения человека.
– Рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять». Девочке: «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».
Имена давали по внешнему виду: Чернавка, Белой, Большун, Силач…
Называли людей по их поведению: Соня, Добрыня, Молчан, Несмеян, Вертяк… По явились имена-номерки: Первой, Второй, Третьяк, Осьмой…
Имя давалось по названию животных: Воробей, Волк, Кот, Петух…;
растений: Ветка, Трава, Полынь, Груша, Василек, Роза…
Самое необычное имя – охранное, давалось ребенку для оберега от злых духов: Некрас, Немил, Чужой, Нелюб…
— Какие имена наиболее популярны у нас? (Александр, Сергей, Дмитрий, Андрей, Алексей, Ольга, Татьяна, Наталья, Ирина, Юлия)
-А сейчас предлагаю вам отгадать загадки.
Отгадывание загадок о сказочных персонажах, объяснение значения их имен
Учитель: Отгадайте загадку
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
И любой нам подтвердит:
Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?
Учитель: Объясните название имени доктора.
Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.
Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.
Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?
Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?
Дети: Невежество, нежелание учиться.
Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер.
Учитель: Отгадайте последнюю загадку
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Учитель: Как вы узнали?
3. Правила знакомства.
Очень много людей с разными именами. Может так быть, что вы захотите к кому-нибудь обратиться, а имени не знаете. Как поступить в таком случае?
Давайте немного поиграем и узнаем, умеете ли вы знакомиться. Представьте, что вы не знаете, друг друга и очень хотите узнать имена. Как вы это сделаете?
(2 ученика ведут разговор) МАРК ВЛАД
— Меня зовут Пашей. А тебя как зовут?
Хорошо, вы узнали имена друг друга. Но, к сожалению, были не очень вежливыми.
Давайте с вами составим основные правила знакомства; я буду вам называть правило, если правило нам подходит – пожимаете друг другу руки, а если нет – присядаете.
Вот основные правила знакомства:
— улыбайся человеку, если знакомитесь;
— называть полное имя
— если человек старше обращаться на «вы»
— если человек старше обращаться на «ты»
-разрешите с вами познакомиться
-мне очень приятно с вами познакомиться
-очень рад(а) нашему знакомству
Давайте еще раз попробуем познакомиться, но уже без ошибок.
4. Формы – варианты имен.
А теперь послушайте стихотворение “Сколько имен у подружки, у Оли?”
Может быть, кто-нибудь догадается, сколько имен?
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?
-Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени.
-Официальный вариант, полное имя – Ольга.
Итак, вы узнали, что бывают имена полные и неполные.
— А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя.
5. Викторина “Кого как зовут?”
Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации. ( Незнайка )
2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)
3.У этих братьев-близнецов очень смешные и необычные имена. (Чук и Гек )
4. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. ( Алиса )
5. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге современности такое же, как у принца в Великобритании. ( Гарри Потер )
6.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка )
7.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)
8. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? ( Пеппи )
9. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? ( Буратино )
10. Как звали девочку, которая все время хотела стать учительницей? (Мальвина)
11. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу?( Василиса)
12. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? (Таня)
13. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»? ( Федор )
14. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше.
15. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? ( Золушка )
Проект во 2 классе на тему «Что в имени тебе моём»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исследовательский проект Тема: «Что в имени тебе моём…» Над проектом работали учащиеся 2 Б» класса МБОУ «Весьегонская СОШ» Руководитель проекта: Мишурова О. А. 2018 г
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который не похож на всех остальных, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Имя дается при рождении и сопутствует человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми.
«Имена, имена, имена – В нашей речи звучат неслучайно: Как загадочна эта страна – Так и имя – загадка и тайна» (А. Бобров)
Цель проекта: проанализировать имена учащихся 2«Б» класса МБОУ «Весьегонская СОШ»; исследовать значение имен учащихся нашего класса, определить соотношение имён по начальным буквам; выделить наиболее распространённые и редкие имена; научиться правильно употреблять формы имён, согласно правилам этикета
Гипотеза Если мы больше узнаем о своих собственных именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении.
Учащиеся класса получили анкеты для заполнения
Поиск информации и обработка анкет
Результаты анкетирования: да нет Знаешь ли ты, что такое имя? Доволен ли ты своим именем? Знаешь ли ты происхождение своего имени? Знаешь ли ты, когда у тебя именины? Знаешь ли ты значение своего имени?
Распределение имён по начальным буквам В нашем классе 9 мужских и 13 женских имён Буква алфавита Количество имён Имена А 11 Арина, Алексей, Андрей, Артём, Ангелина, Анна, Антонина, Антон, В 1 Вероника Д 1 Дарина К 3 Карина, Клим, Ксения М 1 Максим Н 2 Никита, Надежда П 1 Полина С 1 Софья Т 2 Таисья, Тимофей У 1 Ульяна Я 1 Ян
У нас одинаковые имена, но мы разные! Алексей
У нас одинаковые имена, но мы разные! Андрей
Наиболее распространённые имена в нашем классе: Алексей, Андрей, Антон, Никита, Ульяна. Редкими именами являются: Ян, Дарина, Карина, Клим, Антонина, Таисья.
Происхождение имён греческое римское еврейское латинское славянское 4 % 9% 9% 23%
Словарик имён Ангелина –ы, жен. Имя древнегреческого происхождения, означает «ангельская».
Словарик имён Андрей – я, муж. В основе имени лежит греческое слово «андрос», означающее «мужчина».
Словарик имён Анна – ы, жен. Имя имеет древнееврейское происхождение и означает «благодать».
Словарик имён Антон – а, муж. Имя произошло от древнеримского имени, что означает «вступающий в бой».
Словарик имён Антонина – ы, жен. В переводе с греческого означает «приобретающая взамен».
Словарик имён Арина – ы, жен. В переводе с древнегреческого означает «мир» и «покой».
Словарик имён Артём – а, муж. В переводе с древнегреческого означает «невредимый», «безупречного здоровья».
Словарик имён Вероника – и, жен. В переводе с греческого означает «приносящая победу», «победоносная»
Словарик имён Дарина – ы, жен. Имя славянского происхождения в переводе как «подаренная» или «дарованная».
Словарик имён Карина– ы, жен. От латинского слова, означающего «киль корабля», «вперед смотрящая».
Словарик имён Клим – а, муж. В переводе с латинского «снисходительный».
Словарик имён Ксения –и, жен. Имя греческого происхождения, в переводе означает «чужестранка», « гостья».
Словарик имён Максим –а, муж. Имя происходит от латинского слова «максимус», что означает «величайший».
Словарик имён Надежда – ы, жен. Имя заимствовано из старославянского языка, означает «свободу и независимость».
Словарик имён Никита – ы, муж. Древнегреческого происхождения, означает «победитель».
Словарик имён Полина – ы, жен. Происходит от имени древнегреческого Бога солнца Аполлона, означает «скромная», «малая».
Словарик имён Софья – и, жен. Имя имеет древнегреческое происхождение и означает «мудрость».
Словарик имён Таисья – и, жен. В переводе с греческого означает «мудрая, поздняя, богиня плодородия».
Словарик имён Тимофей – я, муж. Имя греческого происхождения, означает «почитающий Бога».
Словарик имён Ульяна – ы, жен. В переводе с латинского означает «счастье».
Словарик имён Ян – а, муж. Имя древне-еврейское, переводится как «в боге есть милосердие».
«Ромашки» разных форм наших имён
Наши имена в творчестве
Наши имена в творчестве
Имена в пословицах и поговорках 1. Наш Андрей никому не злодей. 2. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. 3. Везёт Сеня с Саней Соню на санках. 4. Проснулась Ульяна не поздно, не рано. Все с работы идут, а она тут как тут. 5. Грелся Максим возле осин. 6. У нашего Андрюшки нет ни полушки 7. У нас Антон не тужит ни о чем. 8. Аринушка Маринушки не хуже. 9. Каждый Никитка хлопочет о своих пожитках.
Работая над проектом, мы узнали много нового о своих собственных именах и именах своих одноклассников, научились правильно употреблять различные формы имени в речи, стали более внимательными друг к другу. Какие бы имена мы не носили, что бы не предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся весёлыми и добрыми. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на земле. «Не имя красит человека, а человек имя» Вывод
Напутствие «Имя у тебя одно, Навсегда оно дано, Жизнь длинна, и оттого Ты побереги его!»
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1333405
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.