Что в настоящее время определяет развитие общества эссе
Эссе на тему развитие общества
Мы знаем: общество является группой людей, которые имеют одни и те же ценности и цели, культуру, язык, территорию и историю.
Общество – периметр социальных отношений, в которых человек существует и ведет жизнедеятельность.
Развитие общества привело к дифференциации общества и разделении труда. Общество разделилось на различные страты. К примеру, на надиндивидуальное, надгрупповое и надинституциональное. Помимо этого, общество, в узком смысле, делится по национальному признаку несмотря на то, что в широком смысле, это все человечество.
Развитие общество происходит по нескольким моделям: формационная модель, стадиально-цивилизационная модель, локально-цивилизационная модель. А процесс развития общества называется модернизацией.
Формационная модель является марксисткой моделью. Марксисты предлагают, что общество находится в производстве, то есть в экономической системе. Это базис общества, а остальное, включая мораль и принципы, надстройка. Так общество проходит следующие стадии развития: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, коммунизм.
Стадиально-цивилизационная модель ставит технику как основу общества. Например, изменение техники работки земли породили развитие общества и труда, и производства и так далее.
Локально-цивилизационная модель говорит, что общество делится на цивилизации от Иранской до Еврейской и в них развивается.
Эссе на тему «Социальные изменения и развитие общества»
Идея социальной сменяемости, динамичности бытия вообще и социальной действительности в частности является одной из самых древних. В социальных и гуманитарных науках подходах сформировалось немало интеллектуальных стратегий.
Введение
Идея социальной сменяемости, динамичности бытия вообще и социальной действительности в частности является одной из самых древних. В социальных и гуманитарных науках подходах сформировалось немало интеллектуальных стратегий. Определение и интерпретации социальных изменений, макросоциальными в первую очередь – от, например, классического позитивистского эволюционизма (Г. Спенсер, Л. Г. Морган и др.), неоэволюционизма (Г. Чайлд, Л. Уайт, Дж. Линдсей и др.) и экологически эволюционистской теории (Г. и Дж. Ленские, П. Нолан) к историко-материалистических подходов (К. Маркс и Ф. Энгельс, М. Харрис, Э. Маркарян, С. С. Сандерсон, В. Хмелько), теорий модернизации, подходов структурно системно-функциональных (Т. Парсонс, Н. Луман), концепции контингентности Гидденса и других.
В контексте данного эссе рассматривается понятие собственно общественных изменений и развития общества в целом.
1. Социальная организация жизни
Понятие изменение имеет смысл только в связи с понятием относительно устойчивого, что находится в определенном состоянии. Но такая смена одновременно также является определенным состоянием, которое находится и сохраняется.
Социальная организация жизни — одна из форм движения материи и изменение или сменяемость, так же является важной чертой социальной формы движения материи, как и любой другой ее формы, а также важной чертой процессов не только социального упорядочения, но и разупорядочения, единство которых составляет поле общественного бытия.
В рамках подхода в современной социологии одним, пожалуй, из основных предпосылок является утверждение, что человеческие общества является постоянно меняющимися на всех уровнях своей организации и рассматриваются как некоторые «совокупности многоуровневого, внутри взаимосвязанного направления процессов». Чтобы не повторяться, сошлемся на фундаментальный обзор и анализ данной проблематики, выполнен в работах Ю. Павленко и других авторов.
Нужна помощь в написании эссе?
Многолетний научный дискурс о возможных формах процессов социальных изменений, их типичных вариантов и тому подобных аспектов обусловил выработки немало развернутых и с позиций общих методологического рассмотрения, взаимодополняющих комплексов, призванных обозначить феномен движения, развития, видоизменения социальных процессов и дифференцировать различные измерения данного феномена.
В контексте данной работы необходимо осуществить выбор такого понятия социального изменения и радикальных общественных изменений. Его можно использовать для процессов изменений макросоциального уровня, которые имели место в России от времени отказа до «развитого социалистического» устройства. Далее понятие изменение будет использовать в корреляции с понятие подсистемы.
Состав подсистем общества, между которыми рассматривается социальное взаимодействие, в общем случае, определяется в зависимости от выбранного аспекта данного общества, которые в общем плане функционирует как целостная система. Например, подсистемами общества первого порядка могут выступать: процессы общественного производства и воспроизводства жизни. Подсистема производства средств к жизни, подсистема производства самого человека, продолжение рода и формирования личности и общественных отношений (по К. Марксу и Ф. Энгельсу).
2. Социальные изменения
Под социальными изменениями в дальнейшем мы будем иметь в виду изменения в сферах общественного производства и воспроизводства жизни, сравнивая по качественным признакам их конечные результаты.
Социальные процессы, которые имеют место в различных странах, которые отошли от именуемого социалистическим строя, обозначают рядом таких понятий, как «трансформация», «революция», «переходное состояние.
Калькой понятие transition — переход — выступает, очевидно, понятие «транзиции». Д. Маркович выделяет три вида общественных изменений, которые называют «транзиции»: 1) отождествляемые с модернизацией общественные изменения, направленные на совершенствование организации труда и экономики в России 2) изменения режимов в отдельных государствах Европы и Южной Америки; 3) процесс отказа от социалистической концепции развития в странах бывшего СССР и Варшавского блока, также называемый «превращением», «трансформацией», «переходным периодом».
М. Ольсен рассматривает социальные изменения как «значимые сдвиги в образцах социального упорядочения», которые можно идентифицировать на основе сравнения социальной деятельности в различные моменты времени при этом как «значимые» рассматриваются изменения в распределении и использовании власти, а также те изменения, которые стимулируют дальнейшие изменения элементов общества.
Нужна помощь в написании эссе?
3. Социальные изменения и социальное развитие.
Пересечение изменений и социальных процессах обуславливается Н необходимостью ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, организационных), которые общество должно стабильно пополнять путем капиталовложений в них и подготовкой кадров.
Институциализация является процессом, при котором определенная общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная. Для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, формируются соответствующие роли, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Изменения в социальной практике могут привести как к модификации существующих институтов, так и к появлению новых институционально форм. Так, кризис административно-командной системы, стал началом социальных процессов и отношений, которые вызвали коренные изменения в обществе — появление новых социальных институтов хозяйствования, управления, парламентской демократии.
Для общества как сложной организованной системы жизненно важно закрепить определенные типы социальных взаимодействий, сделать их согласованными, целесообразными, которые происходили бы по определенным правилам, были обязательными для социальных сообществ, социальных организаций, социальных групп.
Этой цели должны служить такие элементы общества, как социальные институты, позволяющие создать прочную и устойчивую систему отношений между людьми в сложном общественной среде, сформировать социальный порядок, необходимый для удовлетворения объективных потребностей безопасности, сохранения условий материальной жизни, социальных благ, ценностей культуры и тому подобное.
Социальные институты основывают свою деятельность на четких принципах (правовых актах, законах, указах, регламентах, инструкциях), осуществляющих управленческие и контрольные функции на основании санкций, связанных с поощрением и наказанием (административным и уголовным). К таким институтам относятся государство, армия, школа и др.
По моему мнению, создание социальных институтов регулирующих сложные человеческие взаимоотношения и является ключевым достижением современного общества.
Нужна помощь в написании эссе?
Заключение
Период 1991 — 1996 годов для России охватывает одну из самых драматических ранних стадий периода радикальных общественных изменений и начала развития, сущность которых составляет переход (не завершен окончательно и до сих пор) от государственного социалистического строя к капиталистическому и соответствующая трансформация общественных подсистем.
Основные тенденции развития современного общества
Содержание:
Предмет: | Информатика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 01.01.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по информатике на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
В современном мире процессы глобализации развиваются и углубляются, затрагивая многие аспекты общества. Существует также интернационализация всей социальной деятельности на Земле. За последние 100 лет люди значительно увеличили нагрузку на окружающую среду, что влечет за собой многие проблемы, которые стали актуальными и глобальными.
Глобальные проблемы представляют собой набор жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в отдельных государствах и даже географических регионах. Глобальные проблемы вышли на первый план в 20 веке. в результате значительного прироста населения и резкой интенсификации производственного процесса в индустриальном обществе.
Вторая половина 20-го века насыщена драматическими социальными преобразованиями, которые радикально изменили облик цивилизации.
Происхождение и сущность глобальных проблем
Существуют различные подходы к проблеме единства человеческого развития. Эти подходы больше связаны с анализом исторического прошлого человечества. В отношении настоящего времени все большее число философов, социологов и историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества на всей планете формируется единая цивилизация. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.
Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, планетарное единство человечества неизмеримо возросло, что является принципиально новой сверхсистемой, связанной общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают законным говорить о формировании единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.
Такой глобалистский подход явно обнаруживается в концепциях «постиндустриального общества», «технотронной эры» американских социологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера и других. Эти концепции направлены на то, что любая технологическая революция приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенность современной технологической революции, связанной с информацией общества, заключается в том, что она создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия.
Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует его требования к человечеству в целом и к отдельной личности в частности. В этом обществе должна преобладать ориентация на обогащение информации, приобретение новых знаний, овладение ими в процессе непрерывного образования, а также их технологическое и человеческое применение.
Основные тенденции развития современного общества
Улучшение благосостояния людей приводит к увеличению спроса на персональные услуги. Это приводит к быстрому расширению третичного сектора экономики, что характеризует высшую стадию развития индустриального общества.
Степень развития сферы услуг стала критерием развития общества. В настоящее время страну нельзя классифицировать как развитую, если в ее секторе услуг создается менее 65% ВНП. Достаточно сказать, что в США на сектор услуг сейчас приходится около 80% рабочих мест, в том числе более 85% всего высококвалифицированного персонала и 78% ВВП. Здесь сосредоточено 40% основных фондов. По данным Бюро статистики занятости США, в ближайшее время увеличение количества свободных мест произойдет только за счет сектора услуг.
Многие отрасли производства услуг приобрели ключевое значение для долгосрочного функционирования экономики и стали «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет, прежде всего, о развитии науки и научных услуг, образования, здравоохранения, различных профессиональных услуг, коммуникаций, информационных услуг и т. д.
Хотя это довольно традиционные секторы сферы услуг, такие как финансы, торговля, персональные услуги и т. д., по-прежнему играют важную роль в экономике, специфике начала 21 века. заключается в том, что группа новых отраслей приобретает все большее значение как для экономики, так и для общества.
Это указывает на то, что в социальном, в том числе международном, разделении труда начался принципиально новый этап. Стремительное развитие сектора услуг, по мнению ученых, является непременным условием успешного завершения современной структурной перестройки экономики. Учитывая роль этого процесса и его влияние на современное общество, Организация Объединенных Наций, которая каждое десятилетие отмечает девиз, относящийся к человечеству, назвала период с 1990 по 2000 год десятилетием развития сектора услуг.
Растущее изобилие или рост доходов населения является одним из важных факторов, определяющих параметры и структуру развития сектора услуг, поэтому хорошо развитый сектор услуг является атрибутом богатого общества. Механизм этих отношений реализуется через поведение потребителя, рассматривая его доход как средство приобретения определенного товара. Напомним, что на рубеже 70-80-х годов XIX в. Немецкий статистик Э. Энгель отметил важные закономерности: чем ниже доход, тем большая его часть расходуется на еду, а еда ухудшается; чем ниже доход, тем большая его часть приходится на физическое содержание и тем меньше остается на духовное развитие.
За последние 50 лет уровень доходов на душу населения в развитых странах мира значительно возрос, что повлекло за собой увеличение потребительских расходов, в том числе доли, которая идет на приобретение различных услуг. Это также связано с постоянно наблюдаемым увеличением доли дискреционного дохода, то есть той части чистого дохода потребителя, которая предназначена для покрытия расходов по собственному усмотрению после обязательных налоговых расходов и удовлетворения жизненных потребностей.
В XIX и особенно в двадцатом веке. процесс урбанизации был поразительно быстрым. Если до начала XIX в доля городского населения в мире составляла всего около 3%, тогда в период с 1800 по 1970 г. доля населения, проживающего в городах, увеличилась до 39%, а сейчас она составляет почти 50%. В США доля городского населения увеличилась с 6% до 1980 года до более чем 75% в 1990 году. В настоящее время она составляет около 80%.
Современные города являются торговыми центрами, образовательными; культурные, научные, финансовые, транспортные, туристические центры. Это концентрированные медицинские учреждения, государственные службы, расположенные компании, предоставляющие широкий спектр деловых услуг: банки, страховые, издательские, риэлторские, рекламные и другие компании.
Роль информации в развитии современного общества
Одной из тенденций развития современного общества является возрастающая роль информации. Наряду с развитием технологий (изобретение компьютеров, компьютеров и других интеллектуальных машин) информация становится ключевым фактором производства.
Знания и интерактивные коммуникации становятся основными агентами трансформации не только в сфере производства и обмена, но и в сфере социальных и политических изменений. «Интеллектуальные технологии» открывают невероятные возможности в поиске оптимальных приемов и методов рационально-технических решений не только в экономической сфере, но и в социальной и политической сфере. Введена так называемая «социальная инженерия». Число служащих увеличивается.
В результате к аграрному, промышленному и третичному секторам экономики добавляется независимый информационный сектор, который постепенно приобретает системное значение. Информация становится ключевым фактором производства, который по стоимости превосходит все виды материального производства, производства энергии и услуг.
Информационная революция позволяет вернуться к высокотехнологичному домашнему труду. Появляется так называемая «домашняя индустрия». Массовое производство заменяется гибким мелкомасштабным производством, которое требует высококвалифицированной рабочей силы и значительных затрат на исследования.
Возможности вертикальной и особенно горизонтальной мобильности людей невероятно возрастают. Развитие коммуникаций и повышение благосостояния людей позволяют им свободно менять свою среду обитания.
В политической сфере роль национальных государств ослабевает. Происходит решительная децентрализация структуры управления. Его иерархические структуры управления распадаются. Роль этнических, культурных, религиозных меньшинств возрастает. Формирование постиндустриального общества сопровождается обострением ряда противоречий, в частности между индивидом и социальной группой.
Заключение
Глобализация, характеризующаяся интернационализацией всех сторон общества, имеет свои негативные и позитивные последствия. Глобальные проблемы нашего времени и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития и перестройки его отношений с окружающей средой. В конкретном социально-экономическом плане эти проблемы решаются как на национальном уровне, так и в рамках крупных международных исследовательских центров.
Распространение идеологии потребительства наносит большой ущерб духовному развитию личности. Это способствует некритическому отношению к окружающей действительности, развитию конформизма.
Решение глобальных проблем нашего времени является общим делом всего человечества. По мнению экспертов, одной из основных тенденций нашего времени стало феноменально быстрое расширение сферы услуг. Второй неотъемлемой чертой и тенденцией современного общества является рост процессов глобализации. Важной тенденцией в развитии общества нашего времени является возрастающая роль информации.
В современном обществе все тенденции его развития взаимосвязаны, развитие одной сферы общества влияет на развитие другой. Развитие капиталистических отношений включает в себя как увеличивающийся разрыв в уровне благосостояния развитых и развивающихся стран, так и в уровне доходов богатых и бедных людей в самих развитых странах. Более того, глобализация и растущая роль информации будут продолжать объединять процессы, происходящие во всех сферах жизни в странах.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Эссе по обществознанию «О роли прогресса в развитии общества»
Сочинение на тему «Человек в современном мире»
Мы живем в огромном и парадоксальном мире. Здесь голод соседствует с роскошью, бедность — с богатством, счастье — с горем. Одни люди в нашем мире нажимают кнопки смартфонов, ездят в автомобилях, летают самолетами, купаются в горячем душе. А кто-то набирает воду ведром с мутной реки и никогда не научится читать и писать. Человечество достигло технического прогресса, но так и не достигло всеобщего счастья. Любовь, радость, веселье, доброта и милосердие, оказывается, не зависят от удобств и комфорта, которыми живут люди. Медицина за последнее столетие продвинулась вперед колоссальными темпами. Врачи научились пересаживать человеческие органы и выращивать искусственные. Но люди все равно болеют и умирают от болезней. К сожалению, большинству человечества новейшие достижения медицины недоступны. Часто медицина оказывается бессильной, когда нужно спасти близкого человека или благополучно родить ребенка. Появилось много новых болезней цивилизации — вирусы, СПИД, лихорадки, синдром хронической усталости. В развитых странах люди уже почти не страдают от недоедания или непосильного физического труда. Однако их мучают стрессы и неправильное питание. Им доступна масса знаний, в книгах, в Интернете, но люди в целом пока не становятся мудрее. Большинство из них хочет просто развлекаться. А уж о загрязнении окружающей среды, наверное, поздно говорить. Пора уже говорить об уничтожении окружающей природы, что грозит уничтожением самого человечества. Хотя, с другой стороны, люди хотя бы задумались о том, что они творят с природой. Жить в современном мире не становится легче. Я думаю, что его спасет доброта и любовь. К ближнему, к природе. Любовь, выраженная в поступках, делах, пусть и небольших.
Похожие материалы:
Введение
Понятие “общества” очень многогранно, в широком смысле — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.
Подлинно научную теорию общества создали основоположники марксизма–ленинизма. В своем реферате автор подробнее рассмотрит эту концепцию, а также функцию, структуру общества, что такое гражданское общество и цивилизация, и как цивилизация неразрывно связана с обществом. Автору интересна тема развития гражданского общества, так как она актуальна в любое время потому, что общество — это развивающийся процесс деятельности людей.
Гражданское общество: понятие, основа, структура, признаки и функции
Идея гражданского общества имеет тысячелетнюю историю. Ее высказывали и развивали уже Аристотель, Чичерин, Джон Локк, Макиавелли, Адам Смит, Гегель и другие мыслители прошлого. Гражданское общество в их представлении — это такое общество, которое обеспечивает индивидуальную свободу, независимость и самостоятельность каждому человеку на основе частной собственности. Государство при этом должно гарантировать свободу, но не вмешиваться в индивидуальную жизнь граждан.
Такое общество появляется в условиях становления капитализма, а классическая модель его складывается с конца XVIII в. ипо настоящее время. Современная наука дает такое определение понятия «Гражданское общество»:
Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, для реализации частных интересов и потребностей
Гражданское общество — это такое общественное устройство, при котором вмешательство государства в жизнь граждан сведено к минимуму. Функции государства здесь ограничены лишь теми сферами, в которых сами граждане по своей доброй воле перепоручают государству часть своих прав и свобод. Гражданское общество — это самоорганизующееся общество, сфера свободной игры частных интересов в условиях рынка и демократии.
Причины возникиовения гражданского общества.
Существует ряд причин, вызывающих необходимость возникновения гражданского общества. Главные, основополагающие три.
Первая причина связана с частной собственностью. В развитом демократическом государстве подавляющая часть населения являются частными собственниками. На сохранение частной собственности, на создание оптимальных условий для ее дееспособности направлены энергичные усилия ее обладателей. Опыт показывает, что наиболее эффективными являются коллективные усилия по защите частной собственности. Поэтому и создаются разного рода объединения собственников с одинаковыми интересами: ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими комитетами и комиссиями в законодательных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условий функционирования частной собственности.
Вторая причина вытекает из первой — свободная рыночная экономика. Противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Объединения собственников призваны облегчить эту задачу. И, наконец, третья причина — исключительное многообразие интересов граждан демократического общества. Государство из-за их многочисленности, разнообразия и дифференциации не может иметь полную информацию о них. Значит, нужны организации и объединения, чтобы информировать государство о конкретных интересах граждан.
Основы гражданского общества.
Экономическая основа: частная собственность, многоукладная экономика, экономические методы ее регулирования.
Политическая основа — правовое государство; политический плюрализм, децентрализация властных полномочий, развитое самоуправление.
Духовная основа — идеологический плюрализм, цивилизационность, высокая духовность и нравственность, свобода средств массовой информации.
Структура гражданското общества.
Гражданское общество структурно представлено негосударственными объединениями и организациями, а также отношениями между ними и государством. Такие организации создаются во всех сферах общества. В экономической сфере — это союзы, ассоциации и другие объединения, созданные негосударственными, производственными, торговыми, финансовыми, коммерческими и другими организациями.
В социально-политической сфере в структуру гражданского общества входят негосударственные общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, демонстрации, сходки и др.); органу самоуправления по месту жительства; избирательные блоки; негосударственные средства массовой информации; спортивные, молодежные объединения; благотворительные фонды и др.
Входят ли политические партии в структуру гражданского общества? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если какая-либо партия является правящей (например, КПСС в СССР) и вливается в государственную структуру, во властные органы государства, то такая партия не входит в структуру гражданского общества.
В духовной сфере структурными элементами гражданского общества являются объединения писателей, актеров, литераторов, научных работников, учителей и др. Например, Союз писателей, Союз журналистов, Союз кинематографистов и др. Сюда же входят многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. Например, группа «Поиск» — народный союз по охране памяти о погибших; союз солдатских матерей; благотворительные, религиозные объединения и др.
Признаки гражданского общества.
1. Наличие в обществе свободных частных владельцев средств производства.
2. Развитость и разветвленность демократии, самоуправления.
3. Правовая защищенность граждан.
4. Высокий уровень гражданской культуры, правового и политического сознания
5. Формирование нового человеческого типа. Личность гражданского общества — это человек, обладающий всей полнотой прав и свобод. ориентированныйна созидание, творчество, гражданские отношения, способный и желающий рассчитывать на собственные силы, на соревнование и конкуренцию, на выделение себя как индивидуума из обшей массы.
Функции гражданского общества.
1. Защита прав и свобод граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов.
2. Организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции.
3. Участие в формировании органов демократического правового социального государства.
4. Повышение профессионализма и деловой квалификации членов бъединения.
5. Участие в управлении различными социальными учреждениями (домами отдыха, спортивными комплексами и др.).
6. Выработка оптимальной стратегии взаимодействия с государством и его органами.
Гражданское общество и государство.
Эти понятия чрезвычайно актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово «гражданин» вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому «град», т.е. город. Гражданин — житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города, государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина является достижение всеобщего блага.
Эти моменты особенно важно подчеркнуть, поскольку и гражданское общество, и государство развиваются, зволюционируют. Еще Антисфен, отвечая на вопрос, как следует обращаться с политикой, отвечал: «Как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть». Что же можно сейчас представить в качестве модели гражданского общества на современном этапе развития мировой цивилизации?
Прежде всего зто авторитет права, господство «его величества Закона». Еще в античную эпоху возникает представление о естественных (священных) правах человека, которыми он наделен в силу факта своего рождения. Они рассматриваются как следствие общности природы всех людей или способ реализации единого для всех божественного закона. Другой аспект права неразривно связан с особенностями того или иного государства на данном этапе его развития. Право как система законов и правосознание как важнейший элемент правовой культуры общества исторически изменчивы и зависят от социальной структуры общества, отношений собственности, морали, общественной психологии, религии, традиции и т.д.
Правовое государство — это не только власть и законы, но и общественный договор, т.е. готовность граждан исполнять эти законы и реальная готовность и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и погоризонтали (т.е. социальные связи между людьми) представляет собой важнейший принцип гражданского общества.
Несогласие с системой права и законами может и должно выражаться в многообразных формах политической жизни общества, в деятельности партии, общественных объединений и т.п. Единственное условие — сохранить правовое государство, без чего невозможно развитие гражданского общества. К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса в условиях индивидуальной заинтересованности каждого гражданина.
Для обеспечения прав и свобод гражданина еще в античном мире выработан принцип демократии, народовластия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством. Важно подчеркнуть, что демократия — это не власть большинства. а зашита прав и свобод меньшинства и в конечном итоге каждого человека. Реализация демократического принципа в жизни любого общества и государства представляет собой очень трудную задачу. Суть проблемы в том, что демократнческие принпипы должны войти в «плоть и кровь» человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности. Если в духовной культуре народа еще не сложилась парадигма «свобода в рамках закона», а господствует авторитарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданското общества. Пока миллионы граждан не доверяют власти и не считают строгое соблюдение законов нормой жизни, общество будет в определенном смысле слова обречено на постоянное противоборство, на «хромающее развитие» и политическую нестабильность.
Гражданское общество в России.
Процесс формирования гражданского общества в России начался во второй половине XIX века после отмены крепостного права в 1861 году и реформ местного самоуправления и судебной системы.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве, финансах. Формируются крупные предприятия, банки, объединения частных сельхозпроизводителей, быстрыми темпами растет численность рабочего класса и класса капиталистов. Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает борьбу за гражданские права. Появляются независимые от государства образовательные, медицинские и другие общества, в которые объединяется активная часть буржуазии.
Деятельность этих добровольных организаций подготавливает почву для проведения реформы местното самоуправления и судопроизводства. В 60-70 годы XIX века проводятся земская и городская реформы.
В выборах в органы местного самоуправления земские собрания и управы, городские суды и управы — принимают участие представители всех сословий, имеющие частную собственность.
Местные органы самоуправления вьшолняли экономические и социальные функции — строительство и содержание школ, больниц, дорог, помощь населению в неурожайные годы ит.д. Являясь независимыми от государства, структуры управления на местах способствовали постепенному становлению общественной жизни, злементов гражданского общества. Таким образом, постепенно разрушались основы сословно-корпоративного устройства российского общества и происходила частичная децентрализация государственной власти.
Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан России перед законом. Формально судьи становились независимыми от исполнительной власти. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, должностадвоката и прокурора.
В годы первой русской революции 1905-1907 годов появились политические партии и первый законодательный орган Россййского государства, сформировавшийся на основе избирательного права — Государственная Дума. Деятельность политических партий и Думы четырех созывов подготовила демократические преобразования в России после Февральской революции 1917 года. Легализовались политические партии и движения, были провозглашены и реально действовали свобода слова, собраний, демонстраций и митингов, на демократических началах реформировались прежние органы государственной власти. Однако правительство не сумело упорядочить процесс демократизации, решить многочисленные зкономические и социальные проблемы в обществе.
После Октября 1917 года в стране была введена жесткая централизованная власть. Вся промышленность была национализирована, помещичьи земли были переданы крестьянам. Формально продолжали действовать институты гражданского обязательства-женские, молодежные, профсоюзные, творческие и другие организации, но уже под государственным контролем. В 20-е годы, в период НЭПа, на короткое время были разрешены многоукладная экономика, плюрализм в экономической, политической, идеологической и духовной жизни. Но уже в 30-е годы и до начала 90-х годов государственная власть контролировала все стороны жизни общества.
В 90-е годы после распада СССР в России началось формирование гражданского общества. Условиями для его развития и становления являются:
1. Экономический плюрализм, основаный на многообразии форм собственности и рыночной экономике.
2. Социальный плюрализм на базе равноправного сотрудничества различных социальных групп населения с опорой на средний класс.
3. Политический плюрализм и основы правового государства, предусматривающие демократические права и свободы, многопартийность, разделение властей, местное самоуправление, правовое государство.
4. Духовно-культурый плюрализм мнений, идей, религиозных верований, культурно-просветительных, культурно-воспитательных организаций.
На базе вышеуказанных условий в России сложилась определенная структура гражданского общества, основными элементами которого являются:
— демократически избранные органы местного самоуправления;
-созданные на добровольной основе массовые общественные организации (молодежные, женские, ветеранские, благотворительные, общества потребителей и т.д.);
— промышленные, земледельческие, коммерческие, просветительские коллективыи ассоциации;
— религиозые и этнические общности;
— творческие союзы и гильдии;
— культурно-просветительские общества и центры;
— спортивные и оздоровительные центры.
Вместе с тем становление и развитие гражданского общества в России встречаются с большими трудностями. Россия переживает переходный период, когда формирование правового государства и гражданского общества во многом зависит от равноправного и успешного функционирования этих основных субъектов социального и политического процессов. Пока государство по отношению к гражданскому обществу пытается действовать по принципу властвования. С точки зрения государства, общество является всего лишь совокупностью подданных. Элита гражданского общества со своей стороны пытается отрицать необходимость государственного регулирования вообще. С нашей точки зрения, необходимо создавать объективные и субъективные предпосылки для компромисса установления союзнических отношений между элитами государства и гражданского общества, и тогда в России появится реальная возможность сформировать полноценно правовое государство и гражданское общество.
Понятие общества
Термины «общество», «общественный», «социальный» широко распространены, но весьма многозначны, несмотря на то, что еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт считал социологию «социальной физикой» и «позитивной моралью», способной стать новой религией всего человечества. В этом же столетии общество называли и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Латинский глагол «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение слова «общество» — общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество — это так или иначе самоуправляющая общность. К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складьюается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма». Из формы материального производства «вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе». Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. История в марксистской концепции предстает как «естественно-исторический процесс», где действуют объективные «законы тенденции» в сочетании с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой «чувственно-сверхчувственной» природе «социальной материи», о двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга).
Однако некоторые положения этой концепции не получили четкого подтверждения в реальной общественно-исторической практике XX в. В частности, не увенчался успехом грандиозный социальный зксперимент построения социалистического общества в одной стране (группе стран) в условиях капиталистического окружения.
Продолжается развитие концепции, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяется ритмами Космоса и солнечной активности, особенностями природно-климатической среды, эволюцией природной организации человека его генофонда. Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению» и насилию).
В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований. мифов и т.п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые религии равно как и национальные, имеют свои модели утроиства общесва и государства. Суть их в идее божественного предопределения устроиства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни. С наибольшей силой идеалистический подход к обществу и истории выражен в философской системе Г. Гегеля, где Абсолютный Дух выражает себя в «сознании свободы» в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень.
Следует упомянуть о концепциях общества в философской мысли Запада XX в. Здесь трудно выделить какой-то один доминирующий подход. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности.М. Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма».К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории неподвластен проектированию. Он обосновал концепцию «открытого общества» и указал на опасности тоталитаризма.
В целом все названные модели общества не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определеные грани той сложнейшей реальности, которая определяется термином «общество». Так или иначе, при любом подходе для философского его понимания нужно решить двуединую задачу:
1) понять место общества как системы в общем устройстве мира
2) уяснить общие инварианты социального устройства на всем протяжении его исторического развития.