Что в науке обычно не относят к признакам государства
Что такое государство: определение, признаки, функции, формы
Что такое государство?
Государство – это форма организации общества с централизованной и общепризнанной властью. Это определение наиболее простое и универсальное, однако, на данный момент ни в литературе, ни в международном праве не существует однозначного и общепринятого определения данного понятия. При этом термин «государство» может употребляться в трёх близких по смыслу, но разных по содержанию значениях:
Основным является третье значение. То есть, подразумевается политическая организация с определённой внутренней иерархией, в руках которой сосредоточена вся власть в стране. Авторитет государства признаётся всеми гражданами. Оно устанавливает законы и следит за их исполнением на своей территории.
Слово «государство» образовано от слова «государь», которое в свою очередь произошло от слова «господарь» (титул правителей на Руси и в других славянских государствах до 17-го века).
Государственная власть распространяется на всех людей, пребывающих в стране, и на все организации, действующие на её территории (по этой причине во всём мире принято правило, согласно которому территория посольства принадлежит направляющему государству).
Основная задача государства заключается в том, чтобы управлять обществом, обеспечивая порядок, стабильность и социально-экономическое развитие, а также независимость и защиту страны от внешних угроз.
Для любого государства важен суверенитет – его независимость во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних. Уважение суверенитета других государств – основной принцип международного права.
Признаки государства
Несмотря на отсутствие общепринятого определения того, что такое государство, существует ряд признаков, позволяющих приблизиться к данному определению. Признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.
Основные признаки
В качестве основных можно назвать такие признаки государства как:
Дополнительные признаки
Существует также ряд признаков, которые характерны для большинства государств, однако не являются обязательными. Это такие признаки как:
Функции государства
Все функции можно поделить на две большие группы: внешние и внутренние. Рассмотрим каждую группу подробнее.
Внутренние функции:
Внешние функции:
Форма государства
Формой государства называется модель его устройства, определяющая его территориальную организацию, способы управления и систему организации власти. Выделяют три элемента формы государства:
1. Форма правления
Формой правления называется модель, определяющая систему организации власти, порядок формирования органов власти, их полномочия и сроки действия. Существует две основных модели: монархия и республика, а также ряд производных от них.
1.1. Монархия
Монархия – это форма правления, подразумевающая, что власть находится в руках наследного правителя. Выделяют четыре основных типа монархии:
Ограниченная и дуалистическая формы относятся к конституционным монархиям, в которых власть наследного правителя сильно ограничена конституцией и другими нормативно-правовыми актами.
1.2. Республика
Республика – это форма правления, подразумевающая, что население страны так или иначе участвует в избрании органов власти. Выделяют три вида республик:
2. Государственно-территориальное устройство
Данный элемент определяет, как взаимосвязаны между собой территориальные образования. По этому признаку выделяют три основных формы государства:
Интересно, что официальное название Швейцарии в настоящее время – Швейцарская Конфедерация. Однако по всем признакам она является федерацией.
3. Политический режим
Под политическим режимом подразумевается способ управления страной. Выделяют три основных вида режимов:
Теории происхождения государства
Сегодня не существует однозначного мнения о том, как именно сформировалась концепция государственной власти и как возникали первые государства. Рассмотрим несколько наиболее значимых теорий.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Средствами выполнения функций государства являются право и принуждение.
Запомнив и поняв все четыре составные части вы сможете легко назвать рассмотренное нами определение государства целиком: «Государство – это высшая форма организации общества, которая обеспечивает на своей территории защиту и согласование индивидуальных, групповых и общеобщественных интересов с помощью права и аппарата принуждения».
Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества. Их много и разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).
Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.
Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам.
Среди основных признаков выделяют:
1) наличие политической публичной власти. Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население. В отличие от политической власти, например, власть дисциплинарная распространяется не на всё население, а только на подчинённых лиц того начальника, который этой властью обладает. То есть, власть Президента Украины распространяется на всё её население, а власть Директора колледжа – только на коллектив сотрудников и учащихся. Публичный характер власти означает, что управленческие решения власти доступны для ознакомления всему населению. В отличие, например, от власти военной, при которой большинство приказов и распоряжений командования являются секретными.
2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений. Так, например, в начале ХХ века на большей части территории современной Украины была провозглашена Украинская народная республика, которая являлась государством. Однако в начале 20-х годов эта территория была оккупирована другим государством – Союзом советских социалистических республик, в результате чего УНР как государство перестало существовать. С другой стороны, в 1948 году в мире насчитывалось 11 миллионов евреев, но еврейского государство не существовало, потому что эта нация не имела контроля ни над какой частью поверхности планеты Земля. В 1949 году на территории Палестины создано государство Израиль.
3) суверенитет. Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было. Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен». В различных типах государств сувереном может быть один человек, например, монарх, диктатор и т.п., может быть группа людей, например, политическая партия, а может быть и весь народ.
Суверенитет может быть полным, формальным и частично ограниченным. Полный суверенитет присущ самостоятельным, сильным государствам, например России, США, Великобритании, Франции и др. Формальный суверенитет означает наличие фактической зависимости государства от внешних субъектов при юридическом провозглашении суверенитета. Ограниченным суверенитет становится тогда, когда государство принудительно или добровольно отказывается от части своих полномочий.
Добровольно это происходит тогда, когда государство вступает в международные международные организации или образует федерацию с другими государствами. Так, например США, Мексика, Австралия и некоторые другие государства образованы в результате добровольного ограничения суверенитета их составных частей, которые сами по себе являются государственными образованиями. Федеративное устройство имел и Союз советских социалистических республик. Принудительное же ограничение суверенитета вводится в отношении побеждённых государств. Так, например, после ІІ мировой войны был принудительно ограничен суверенитет Японии.
4) верховенство власти. Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти. Например, в Украине существует только одна политическая власть, которая разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Будучи триедина, эта власть является верховной, потому что имеет возможность отменять решения субъектов любой другой власти, например, религиозной, дисциплинарной, экономической.
5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения, то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.
6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций, в том числе, аппарата принуждения. Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение. На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.
Правотворчество, то есть установление обязательных для всех правил поведения в государственной деятельности превалирует, имеет большее значение по сравнению с работой аппарата государственного принуждения к исполнению этих правил. Это происходит потому, что подавляющее большинство норм права исполняются добровольно, без наличия принуждения и без угрозы со стороны государства.
Более того, обязательность разумного, рационального закона обеспечивается в большей степени силой внутреннего убеждения в его правильности и полезности, нежели внешней угрозой наказания за невыполнение его. Из этого следует важный вывод о том, что целью существования аппарата государственного принуждения является не насаждение установленных государством правовых норм, а наоборот, противодействие исполнению негосударственных и антигосударственных правил поведения, например, животных, экстремистских или криминальных обычаев.
К факультативным признакам государства относят:
1) наличие Конституции. Этот признак не является обязательным, поскольку государство может без него существовать. Например, Украина как государство существует с 1991 года, а Конституция Украины появилась только 28.06.1996 года.
2) наличие государственных символов. К ним принадлежат Государственный гимн, Государственный флаг и герб государства. Но они также не являются обязательными. Вот, например, Государственный герб Украины отсутствует, но это нисколько не мешает ей существовать.
3) наличие гражданства. Гражданство или подданство не являются обязательными признаками государства, но не потому, что государство может существовать без своих граждан, а потому, что эти понятия не соотносятся по размеру. Гражданство не может существовать без государства, оно возникает в результате установления взаимоотношения между государством и населением территории, на которой оно существует. Но не ограничивается этим. Так, например, во многих государствах допускается двойное гражданство, при котором один и тот же человек может быть признан одновременно гражданином нескольких государств, а кроме того, в большинстве государств широкие права предоставляются иностранцам, лицам без гражданства и беженцам.
4) наличие денежной единицы. В настоящее время этот признак утрачивает своё значение в результате процессов глобализации. Поэтому я считаю, что он является не только факультативным, но и устаревшим.
5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.
6) участие государства в деятельности международных организаций. Этот признак также не является обязательным, потому что такое участие для государств является добровольным, а также потому, что в истории человечества есть примеры участия в деятельности международных организаций субъектов, не являющихся государствами. Так, Украина стала членом и соосновательницей Организации объединённых наций, не являясь государством, – в 1945 году.
С учётом рассмотренных нами признаков, можно усложнить определение понятия «государства» и понимать его как распространяющуюся на определённую территорию особую форму организации общества, характеризующуюся наличием политической публичной власти, имеющей суверенитет и осуществляемой в деятельности государственных органов, которые своими решениями придают общеобязательный характер правилам, основной задачей которых является регулирование общественных отношений.
Государство и его признаки
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и общая характеристика государства
Государство выступает ключевым социально-политическим институтом на всем протяжении исторического развития человечества. Во многом именном этим продиктован повышенный интерес ученых-исследователей к изучению соответствующей категории. При этом чаще всего, ключевыми вопросами исследования государства выступают вопрос о том что же такое государство и какими признаками оно характеризуется.
Одним из наиболее распространенных пониманий дефиниции государства в отечественной и мировой науке является следующее определение:
Государство – особая форма суверенной общественной организации, характеризующаяся наличием особого механизма управления и принуждения, путем функционирования которых происходит установление правового порядка на определенной территории
Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что общепризнанного понятия «государства» не выработано ни в науке, ни в национальном или международном праве.
При этом общепризнанными на уровне мирового сообщества являются четыре признака государства:
В нашей стране, превалирует иная точка зрения, предлагающая несколько расширенное понимание перечня признаков государства, которые для удобства анализа, изучения и усвоения предлагается разделять на обязательные и факультативные (дополнительные) признаки государства.
Признаки государства
Как было отмечено выше, в отечественной науке наибольшее распространение получила точка зрения о том, что присущие государству признаки наиболее целесообразно подразделять на обязательные, то есть такие которые характерны для любого государства мирового сообщества на любом этапе его исторического развития, и дополнительные – то есть признаки, выделение которых допускается при определенных обстоятельствах, но в целом, их наличие или отсутствие не позволяет делать вывод о наличии (отсутствии) государственной формы образования.
Готовые работы на аналогичную тему
К числу обязательных признаков государства принято относить:
В свою очередь, к необязательным, но, тем не менее, присущим на современном этапе большинству современных государств признакам относятся:
5.2 Понятие и признаки государства
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.
Основными теориями происхождения государства принято считать следующие:
Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд и др.
Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др. 3
Функции государства — основные направления деятельности государства:
К внутренним функциям государства относятся:
К внешним функциям государства относятся:
Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:
Форма государственного правления
Под формой правленияпонимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия может быть:
Республика может быть:
Формы государственного устройства
По форме государственного устройства государства делят на:
Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).
Унитарные государства— это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
Федерация облагает такими признаками:
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Политический режим