Что в них было непривычным для жителей русских земель
Какие особенности занятий, образ жизни народов Сибири отмечает автор? Что в них было непривычным для жителей русских земель?
Ответы
Разбросанные на необъятной территории племена сильно различались по уровню развития и этническим корням. Самые отсталые формы экономики и социальных отношений существовали у юкагиров, чукчей, ительменов, обитавших в северо-восточных районах Сибири. Они жили в каменном веке и не знали металла. В условиях патриархально-родового строя жили якуты (на Лене) и буряты (на берегах Байкала и Ангары). Они занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, переходили к примитивному земледелию. У якутов и бурят выделялась знать, что свидетельствовало о начале разложения родовых отношений. На Амуре жили оседлые народы — дауры, дючеры и др. По своему развитию они стояли много выше других аборигенных (коренных) племён Сибири. Возделывали рожь, просо, гречиху, пшеницу, занимались скотоводством, разводили сады.
внешней политике республики беларусь предшествовали в xx в. внешнеполитическая и дипломатическая активность народной республики и советской социалистической республики. эти государственные образования предприняли в первой половине xx в. две попытки выхода и утверждения на международной арене в качестве субъектов международного права, суверенных и независимых государств. однако достигнуть этой цели ни бнр, ни бсср не удалось в силу причин как внешнего, так и внутреннего порядка. однако их опыт внешнеполитической деятельности не утратил своего значения в наши дни, являясь для современных дипломатов и ученых источником теоретического обогащения и дипломатического мастерства.
Ответы 2
в ватикане прошла конференция, на которой около 200 делегатов более чем из 20 стран обсудили возрождение мистических обрядов, в том числе обряда по изгнанию дьявола – экзорцизма.
экзорцизм не является традиционным обрядом для современной католической церкви. как правило, “одержимость бесами” считается частным случаем психического расстройства, а “исцеление” через обряд экзорцизма объясняют самовнушением.
однако в последнее время интерес к экзорцизму и образу дьявола стал возрастать в католической церкви. религиоведы и священники ватикана сообщают, что папа римский франциск по сравнению с предшественниками не только уделяет много внимания сатане в своих проповедях, но и стремится возродить образ дьявола как сверхъестественную сущность, которой подчиняются силы зла.
например, в прошлом году папа положил руки на человека в инвалидной коляске, который утверждал, что одержим демонами – в этом публика увидела импровизированный акт очищения от бесов. несколько месяцев спустя франциск похвалил международную ассоциацию экзорцистов за “ людям, которые и в освобождении”. в прошлом месяце на мессе франциск собравшихся быть бдительными: “берегитесь, потому что дьявол присутствует”.
теперь официальные лица ватикана открыто говорят о возрождении мистических обрядов в католической церкви, а кардиналы в некоторых городах италии и испании недавно решили расширить число экзорцистов в своих епархиях в связи с “растущим спросом” на подобные услуги по “очищению от дьявола”.
это не первый раз, когда действия папы римского франциска вызывают неоднозначную реакцию общественности. на этой неделе в своей проповеди папа рассказал, что мог бы крестить марсиан, если бы они попросили об этом. если господь наделил этих существ разумом и душой, то кто мы такие, чтобы противиться их желанию прийти в церковь, сказал понтифик. в действительности франциск использовал эту метафору, чтобы объяснить проблему крещения язычников.
ведь на наших глазах и в наших умах свершается процесс, всего значения которого мы не осознаем. он более радикален и важен, чем кризис. речь идет о том, что христианство покидает европу.
три фактора подталкивают процесс исчезновения христианства. во-первых, уже целое столетие происходит дехристианизация европы, которая в последнее время значительно ускорилась. этот процесс выражается не только в исчезновении религиозного чувства, несоблюдении обрядов, непосещении месс и резком снижении числа желающих стать церковными служителями, но он приводит к тому, что люди уже не ощущают свою принадлежность к христианской цивилизации, что проявляется в культуре и в народном быту, в глубинной ориентации и в повседневной жизни. то, что казалось естественным и цивилизованным, устоявшимся за тысячелетия в обычаях и сердцах, рушится с потрясающей скоростью и опрокидывает в первую очередь человека, изменяя его отношение к жизни и сексу, к рождению и смерти, разрушая семью во всех ее аспектах. вековые убеждения, незыблемые еще двадцать лет тому назад, мораль, обычаи, язык — все рушится. перемены в повседневной жизни европейцев, возникшие в результате кризиса, не идут ни в какое сравнение с радикальными антропологическими мутациями, которые мы переживаем. пророческое видение этого изложил серджо куинцио в книге «христианство от начала до конца» (sergio quinzio, cristianesimo dall’inizio alla fine; adelphi, 1967 ).
Как называли себя русские до того, как стали русскими?
Хань, луораветланы, кимры, нохчи, картвелы – далеко не всем может быть понятно, что обозначают эти странные слова, хотя на самом деле за ними скрываются названия хорошо всем известных народов. Хань – доминирующая народность в Китае, за многосложным и тяжелым для чтения словом «луораветланы» скрываются привычные нам чукчи, кимры – жители холмов и равнин Уэльса, а нохчи – чеченцы. Картвелов же мы называем грузинами. Все эти малоизвестные слова – самоназвания этих народов, которые в силу различных исторических и языковых причин не прижились в русском языке, а пришлись ко двору другие, первоначально чуждые этим народам слова, которые в лингвистике принято называть экзонимами. Разумеется, такая путаница в названиях и наречениях разных этносов является частым явлением. И периодически название русских по версии иностранцев тоже может вызвать удивление.
Как русских называют иностранцы?
На заре времен, в далекую, древнюю эру, когда славяне еще были единым народом, они были известны античным авторам под двумя разными именами. Первый вариант – анты. Весьма вероятным кажется, что это экзоним и едва ли сами древние славяне когда-либо так себя называли, второй вариант, который звучит как «склавины», определенно ближе к самоназванию, хоть он тоже и пережил множественные трансформации за время своего перехода из языка древних славян в латынь.
В Средние века европейцы в основном оперировали двумя названиями для обозначения Руси. Это странное и древнее слово «Рутения», которое является результатом логической ошибки, т.к. европейцы напрасно старались установить преемственность непонятных северных варваров-русских по отношению к известным по летописям кельтам-рутенам. Второй вариант – Московия, основанный от названия древней столицы русских, Москвы.
Из современных же экзотических вариантов названия удивителен финский вариант, который звучит как Венайя (Venäjä), а название самих русских, соответственно, как веналайнен (venäläinen). Такой непривычный для нас вариант названия обусловлен тем, что самыми первыми славянами, с которыми столкнулись финны, были не дожившие до нашего времени племена балтских славян-венедов. Финны сумели сохранить народную память об этом давно утраченном народе и впоследствии ретранслировали их название на ближайшего славянского соседа – Россию. Впрочем, финский язык вообще обладает странным стремлением к переиначиванию названий других европейских стран: Франция по-фински почему-то называется «Ранска», а Швеция – «Руости» (примечательно, что как раз-таки финское название Швеции образовано от слова «Русь»).
Похожим путем пошел и другой финно-угорский народ Европы – эстонцы. Они тоже образовывают название России от уничтоженного немцами в средние века племени венедов и называют нашу страну Венамаа.
Литовцы возводят название России к древнему восточнославянскому племени кривичей. Звучит это как Криевия. На самом деле такой вариант в чисто историческом смысле правильней, чем эстонский и финский. Так как кривичи, безусловно, оказали влияние на возникновение русских, и, фактически, являются одними из наших предков, в то время как венеды, образно выражаясь, в лучшем случае претендуют на право считаться нашими двоюродными (если даже не троюродными) братьями.
В большинстве же случаев название нашей страны и нас, ее жителей, воспроизводится от корня «Росс» в различных его вариациях. Иногда, впрочем, эти метаморфозы становятся значительны: например, венгры называют Россию – Оросорсаг.
Как называли себя наши предки?
Сами же жители Древней Руси эпохи средних веков чаще использовали для самообозначения названия своих племен: кривичи, древляне, поляне и т.д. Любопытно, что древние новгородцы сами себя называли словенами, а термин «Русь» использовали по отношению к своим южным соседям, и в легендарных берестяных грамотах можно найти занятные утверждения о том, что кто-то из новгородцев уехал в Русь. Осознание культурно-исторического родства и принадлежности к единому, русскому корню на тот момент все-таки существовало, но не играло такой большой роли.
Неудивительно, что в эпоху феодальной раздробленности, в мире удельных князей и частых братоубийственных войн будущие русские стали забывать о своем родстве, отдавая приоритет частному, а не общему. Однако помогла беда. В XIII веке из необъятных степей Азии хлынула неистовая волна могучих захватчиков – монголов, которая на долгие три столетия похоронила под собою независимость русских земель. Впрочем, именно острая, живая необходимость противостоять оккупантам стала импульсом для рождения той центробежной силы, которая и привела восточных славян к осознанию своего единства.
Известнейший отечественный ученый-историк Лев Николаевич Гумилёв писал на этот счет следующее: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне… а ушли с него – русские».
Источник
Какие особенности занятий, образ жизни народов Сибири отмечает автор? Что в них было непривычным для жителей русских земель? .
Какие особенности занятий, образ жизни народов Сибири отмечает автор? Что в них было непривычным для жителей русских земель?
Ответы
Разбросанные на необъятной территории племена сильно различались по уровню развития и этническим корням. Самые отсталые формы экономики и социальных отношений существовали у юкагиров, чукчей, ительменов, обитавших в северо-восточных районах Сибири. Они жили в каменном веке и не знали металла. В условиях патриархально-родового строя жили якуты (на Лене) и буряты (на берегах Байкала и Ангары). Они занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, переходили к примитивному земледелию. У якутов и бурят выделялась знать, что свидетельствовало о начале разложения родовых отношений. На Амуре жили оседлые народы — дауры, дючеры и др. По своему развитию они стояли много выше других аборигенных (коренных) племён Сибири. Возделывали рожь, просо, гречиху, пшеницу, занимались скотоводством, разводили сады.
основные цели внешней политики екатерины ii можно перечислить кратко:
1.получение доступа к чёрному морю, создание военного флота и торговой инфраструктуры на черноморском побережье
2.ликвидация угрозы со стороны крымского ханства
3.возвращение западных земель в результате агрессии против речи посполитой
4.укрепление позиций российской империи в кавказском регионе
5.борьба с революционной францией
6.греческий проект — восстановление византийской империи
ГДЗ история России 7 класс Пчелов, Лукин Русское Слово 2020 Задание: §3-4 Внешняя политика России при Иване Грозном
Стр. 24. Вспомните
Как происходило расширение территории Российского государства во второй половине XVI века?
Расширение территории Российского государства во второй половине XVI века происходило в двух направлениях: в восточном и западном. В восточном расширение было удачным. В состав Московского царства вошли Казанское и Астраханское ханства. Также началось завоевание Сибирского ханства. Западное направление оказалось провальным. Проиграв Ливонскую войну (1558 – 1583), Российское государство не только не смогло пробиться к Балтийскому морю, но даже потеряло те земли, которое имело до начала войны.
Какие народы вошли в состав Российского государства в это время?
Благодаря завоеванию Казанского и Астраханского ханств в состав Московского царства вошли многочисленные финно-угорские и тюркские народы Поволжья (в первую очередь – татары). Покорение Сибирского ханства тоже добавило новые народы (например, ханты и манси).
Стр. 28. Вопросы к иллюстрации №1
Определите, какие сооружения Псковского кремля свидетельствуют о его военном предназначении.
О военном предназначении Псковского кремля свидетельствуют наличие высоких крепостных стен и башен с узкими окнами. Также следует отметить, что одна из башен расположена впритык к воде. Другие были построены на крутом склоне. Это делалось для того, чтобы врагу было сложнее захватить город.
Стр. 34 Документ №1
Какие особенности занятий, образа жизни народов Сибири отмечает автор?
Автор данного документа отмечает то, что местное население не занимается земледелием, а живет за счет охоты и рыбалки.
Что в них было непривычным для жителей русских земель?
Для автора документа непривычным кажется то, что жители Сибирского ханства не ездят на лошадях, а передвигаются с помощью собак и оленей.
Стр. 34. Вопросы в конце параграфа
1. Расскажите об осаде и взятии Казани русским войском. Какое значение имело это событие?
Взятие Казани русскими войсками привело к тому, что территория Казанского ханства вошла в состав Московского государства. Тем самым было начато покорение Поволжья, которое закончилось уже с завоеванием Астраханского ханства.
2. Представьте характеристику Ливонской войны по плану:
1) общие хронологические рамки войны;
2) участники;
3) цели Ивана IV;
4) ключевые события;
5) итоги войны.
1) Ливонская война продолжалась с 1558 г. по 1583 г.
2) С одной стороны в войне участвовало Московское царство, с другой – Ливонский орден, который позже сменили Речь Посполитая, Дания и Швеция.
3) Целью Ивана Грозного в войны был выход и закрепление Российского государства на побережье Балтийского моря.
4) 1558 г. – объявление Московским царством войны Ливонскому ордену;
1581 – 1582 гг. – героическая оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория;
1582 г. – подписание перемирия России со Стефаном Баторием;
1583 г. – подписание перемирия России со Швецией.
5) Для Российского государства война закончилась полным поражением. Не удалось добиться выхода к Балтийскому морю. И более того, были утрачены даже те земли, которые до войны принадлежали Москве. Среди них: города Ивангород и Копорье, а также территории по реке Нева и часть Карелии.
3. Подготовьте сообщение об осаде польским войском Пскова. Чем вы объясните то, что город устоял перед интервентами?
В 1581 г. польский король Стефан Баторий собрал огромное 100-тысячное войско и начал поход в самое сердце России – на Москву. Однако на пути захватчика стоял Псков. Город был хорошо укреплен, но гарнизон был все же невелик. Тогда на защиту Пскова поднялись все горожане (даже женщины и дети). Обороной города руководил князь Иван Шуйский.
Стефан Баторий надеялся взять Псков легко и быстро. Однако героизм русских воинов и местных жителей полностью разрушил его планы. Более десяти штурмов были отбиты. Осада растянулась на пять месяцев. Такая упорная борьба и стойкость принесли свои плоды. Потеряв немало своих воинов, в начале 1582 г. польский король прекратил осаду Пскова и отступил. Поняв, что теперь его поход обречен, он пошел на переговоры с Иваном Грозным. В том же году Речь Посполитая подписала перемирие с Московским царством и вышла с Ливонской войны. Войну продолжили только шведы, но ненадолго – до 1583 г.
4. Раскройте причины и следствия поражения России в Ливонской войне.
Были две основные причины поражения России в Ливонской войне. Во-первых, отсутствие русского флота не позволило захватить крупные прибалтийские порты: Ригу и Ревель (Таллин). Во-вторых, вступление в войну Швеции, Дании и Речи Посполитой, на что не рассчитывал Иван Грозный. Царь планировал воевать только с ослабевшим Ливонским орденом, а не с тремя могущественными государствами.
Главным следствием войны стала потеря Московским царством ряда пограничных территорий и прекращение борьбы за выход к Балтийскому морю.
5. Как вы думаете, в чьих интересах был предпринят поход отрядов Ермака на Сибирское ханство? Чем объяснялась относительно лёгкая победа Ермака и его сподвижников над ханом Кучумом?
Поход атамана Ермака на Сибирское ханство в 1581–1582 гг. был совершен в интересах промышленников Строгановых. Во-первых, Ермак пребывал на службе у них. А во-вторых, именно Строгановы были заинтересованы в освоении Приуралья и Сибирского края. Для них Сибирское ханство было главным соперником и врагом.
6*. Проследите по карте (с. 32–33 учебника), какие территории были присоединены к России в царствование Ивана IV. Чем отличалось это расширение владений государства от присоединения к Москве отдельных русских княжеств в XV веке?
В период царствования Ивана IV к России были присоединены, прежде всего, Поволжье и Приуралье. Также началось завоевание Западной Сибири. Главным отличием завоевание Москвой новых территорий в XV в. и во времена Ивана Грозного были народы, которые проживали на этих землях. В XV в. присоединялись исключительно русские княжества и земли, населенные славянами. Т.е. фактически происходило восстановление Древнерусского государства, только теперь не вокруг Киева, а вокруг Москвы. Несмотря на раздробленность, русский народ, его язык, культура, религия оставались едиными. Поэтому объединение русских земель далеко не везде встречало сопротивление. Очень часто русские княжества присоединялись к Москве мирным путем (династические браки и т.п.).
Во второй половине XVI в. были присоединены земли, где жили неславянские народы (татары, мордва, башкиры, манси и т.п.). Территории Казанского, Астраханского и Сибирского ханств не имели никакого отношения к Древней Руси. Их население разговаривало на других языках, исповедовало другую религию. Поэтому присоединение этих земель к Москве практически везде встречало вооруженное сопротивление.
7*. От имени одного из участников похода Ермака подготовьте рассказ о покорении Сибири. Используйте текст учебника, иллюстрации и интернет-ресурсы.
Прошло уже больше года, как я покинул отчий дом и отправился в поисках лучшей жизни. Сам родом с Нижнего Новгорода. Семейство у нас большое и всех нас родители не прокормят. Поэтому собрал свои пожитки и двинулся на восток, за Урал. Поступил на службу к купцам Строгановым. К ним много прибилось обездоленного народу, лихих казаков и просто бедных людей, как я. А они всех принимают. И всем дают занятие.
Мы выступили в начале прошлой осени. Нас было около шести сотен. Всеми командовал Ермак, атаман опытный и достойный. Его авторитет был огромным. Еще в начале похода он объявил, что нашим главным врагом является хан сибирский по имени Кучум, который правит в городе Кашлык. Никогда раньше о нем не слышал, однако бывалые казаки говорят, что город богатый. Поэтому добыча будет хорошей.
В решающей битве на Чувашевом мысу татары показали себя настоящими трусами. Разбегались от первых ружейных залпов. Хан Кучум просто сбежал с поля битвы в неизвестном направлении. Столицу оставил на произвол судьбы. Две недели назад наши войска торжественно вошли в Кашлык. Победа достигнута. Хвала Господу!
Теперь я в раздумьях. Добычу получил хорошую. Много пушнины получил, а она ценится на вес золота. А вот что делать дальше не знаю. Возвращаться обратно или остаться здесь, в Сибири? Многие казаки хотят осесть здесь, на завоёванных землях. Между собой говорят, что Строгановы поддержат тех, кто останется и построят новые поселения и города. Татар можно не бояться. Многие местные князьки уже пришли с поклоном к атаману. Сказали, что готовы служить и платить дань нашему государю Ивану Васильевичу. Так что теперь все зависит от моего решения. Надеюсь, что оно будет правильным.
І раздел
Создание Московского царства