Что в носу у самолета
Почему у советских истребителей был нос странной конструкции
После Второй мировой войны развитие реактивной авиации достигло своего апогея. Военные самолёты начали оснащать всевозможными «крутыми наворотами». Долгое время конструкции советских МиГов были загадкой для авиаторов НАТО.
Самым главным непонятным элементом был конус, располагающийся в так называемой «трубе» реактивного двигателя. Как правило, этот элемент размещали в носовой части самолёта. Такая конструкция фюзеляжа позволяла визуально отличить советскую боевую машину от истребителей стран Северно-Атлантического альянса. Что же из себя представлял данный элемент конструкции, и для чего он был нужен, объяснили авиационные эксперты.
Техническое название этой конструкционной детали – демпферный обтекатель. Предназначение конуса сводилось к регулировке потока воздуха, попадающего в соплоаппарат реактивного двигателя на сверхзвуковой скорости самолёта.
При разгоне до ускорения в 2 или 3 маха – значение скорости свыше 330 м\с, реактивная машина, от переизбытка поступающего кислорода, может либо заглохнуть, либо взорваться. Демпфирующий конус регулировал поток атмосферного газа непосредственно в сопловом аппарате двигателя. Кроме того, советские авиаконструкторы умудрились установить в этом элементе ещё и радиолокационную систему самолёта.
Таким образом, первые сверхзвуковые МиГи получили колоссальный гандикап в скорости и манёвренности перед американскими «Фантомами».
В настоящее время система до сих пор используется в конструкции новейших сверхзвуковых самолётов. Американский экспериментальный многоцелевой истребитель-бомбардировщик SR-71, в конструкции фюзеляжа которого применены технологии STELS, использует конусообразные демпферы на двух своих сверхсовременных реактивных «движках».
Зачем самолету «нос Буратино» и «лопатка Купера»? Секреты авиалайнеров
Если вы часто летаете, то вам хорошо знакомо назначение многих деталей самолета. Но готовы поспорить, что о некоторых вещах не знают даже опытные пассажиры. Хотите убедиться в этом? “Умный журнал” расскажет об удивительных изобретениях, назначение которых известно только профессионалам.
Законцовки на крыльях
Вы когда-нибудь обращали внимание, что современные самолеты имеют на крыльях острые законцовки, загибающиеся кверху? Эти законцовки называются “винглеты”.
Когда самолет находится в полете, то давление над его крылом ниже давления под ним.
Из-за разницы давлений часть воздуха перетекает через край крыла из зоны с высоким давлением в зону с низким. Это приводит к созданию вихрей, снижающих аэродинамические свойства крыла и уменьшая его эффективную площадь. Возникает так называемое индуктивное сопротивление. Винглеты как раз помогают ослабить силу вихрей и добиться оптимальной формы распределения подъемной силы.
Винглеты служат для увеличения размаха крыла и улучшают его аэродинамические характеристики.
Использование этих законцовок помогает снизить расход топлива и сократить выброс в атмосферу диоксида углерода.
Избежать возникновения индуктивного сопротивления можно и путем увеличения размаха крыльев, но это возможно не во всех случаях. Воздушные суда Boeing 737 и 757 часто используются в маленьких аэропортах, где лайнеру с длинными крыльями может не хватить места.
Читайте также: “Миф об отходах с самолета. Глупые слухи, которым по-прежнему верят люди”.
На носовой части некоторых самолетов можно заметить странный шпиль, похожий то ли на нос Буратино, то ли на шпагу. Для чего она нужна и почему встречается не всегда?
Как и при езде на автомобиле, в полете необходимо следить за скоростью и другими характеристиками. Но как это сделать, если вы не видите дороги, а вокруг вас лишь воздушное пространство?
Все эти данные нужны для автоматической работы двигателей и других систем летательного аппарата. Если сигналы будут неверны, судно может потерпеть крушение.
Но раз эти приборы так важны, почему штанга на носу есть не у всех самолетов?
Дело в том, что эти датчики есть и у всех серийных самолетов, но крепятся к корпусу и издали не видны. Сам летательный аппарат может вносить погрешности в показания датчиков, поэтому сперва их нужно верно откалибровать.
Нос Буратино на время испытательных полетов ставят практически всем самолетам. Эталонные приборы крепятся к штанге как можно дальше от корпуса. Затем их показания сверяют с данными датчиков, определяют погрешность и вносят нужные поправки в их работу.
Когда все приборы настроены должным образом, “клюв” можно снять. Серийный выпуск самолетов происходит уже с учетом всех коррекций, поэтому им носы-шпаги также не нужны.
А сейчас будет история, достойная авантюрного романа, но абсолютно реальная.
В 1971 году человек по имени Дэн Купер, летевший из Портленда в Сиэтл, угнал самолет, получил выкуп в размере 200 тысяч долларов и благополучно скрылся, выпрыгнув с парашютом.
Преступление осталось нераскрытым, а все самолеты Boeing и Airbus стали снабжаться механизмом, получившим название “лопатка Купера”. Это устройство не позволяет открыть дверь в хвостовой части во время полета.
Отверстие в стекле иллюминатора
Представьте: стюардесса раздала пассажирам обед, забрала оставшийся мусор, а до приземления остается масса времени. Само время отвернуться к стенке, облокотиться на иллюминатор и вздремнуть. И тут ваше внимание привлекает крошечное круглое отверстие на стекле. Для чего же оно нужно?
“Окна” в современных лайнерах состоят из трех слоев прочного прозрачного пластика. Внешний слой должен выдерживать перепады давления и обладать высокой прочностью, чтобы обеспечивать герметичность. Внутренние стекла обладают не такой высокой прочностью и выполнены из более дешевых материалов. Существует риск, что из-за разницы давлений центральное “стеклышко” может лопнуть.
Чтобы вывести из межстекольного пространства лишний воздух, нормализовать давление и избежать образования конденсата, нужно то самое отверстие.
Читайте также: “Иллюминатор и трюк с бутылкой. Тайные функции 7 вещей, знакомых каждому”.
Воздух из двигателя
Запаса воздуха в герметично закрытом самолете пассажирам и членам экипажа хватило бы всего на 15-25 минут. Так откуда же в салоне кислород?
Оказывается, из компрессоров двигателей. Многие пассажиры, услышав, что воздух берется из двигателя, страшно пугаются, думая, что вынуждены дышать грязью весь полет.
На деле воздух, который в дальнейшем попадает в салон, не смешивается с топливом, поэтому он безвреден. Да и прежде, чем пассажиры будут его вдыхать, он пройдет через систему охлаждения и очистки, задерживающей до 95% бактерий.
Попадались ли вам в салонах некоторых самолетов такие черные треугольники?
Они используются во время предполетной инспекции суда и помечают места, с которых открывается лучший обзор на крылья и закрылки.
Если закрылки не уберутся или уберутся неравномерно, самолет может накрениться и стать неуправляемым.
Если у пилота возникают сомнения относительно положения закрылков, он может провести обзор с помеченной треугольником точки.
Читайте также: “Миф об отходах с самолета. Глупые слухи, которым по-прежнему верят люди”.
Читайте также: “Иллюминатор и трюк с бутылкой. Тайные функции 7 вещей, знакомых каждому”.
Можно было бы и отредактировать получше после копипаста откуда-то
про винглеты, во-первых было и более подробно расписано, во-вторых ни разу не написано откуда сделан вывод, что «так как воздух над крылом преодолевает больший путь значит его скорость выше». автор думает, что закон Бернулли всем интуитивно понятен? не думаю. и почему увеличение скорости ведёт к уменьшению давления тоже не расписано.
а ещё написано, что мол из-за этого давление сверху становится ниже атмосферного, а снизу мол атмосферное. это не так, не забываем про разряжение. сверху крыла давление просто меньше чем снизу. из-за этой дельты и имеем то что имеем.
чем дальше читаю тем больше бомбит.
каким образом сраная лопатка не даёт открыться двери?!
Если вы часто летаете, то вам хорошо знакомо назначение многих деталей самолета.
Если вы часто слушаете музыку, то вам известны названия многих аккордов.
Сюда можно захерачить большой список петросяний, но суть, думаю, ясна. Да и сама статья в целом поверхностный и местами безграмотный кал.
Читайте также: “Иллюминатор и трюк с бутылкой. Тайные функции 7 вещей, знакомых каждому
А как лопатка Купера работает то? Объясните хоть кто-нибудь, пожалуйста, если уж автор не удосужился.
Один из моих любимых сериалов, «Расследование авиакатастроф» и меня всегда удивляет, самолёты стоят до четверти млрд. баксов, но почему там нет такой простой системы, как три-четыре камеры наблюдения и монитора в кабине, что бы у пилота была возможность осмотреть самолёт снизу (не сработала лампочка выпуска шасси), крылья сверху (лёд и прочее) и со стороны хвоста (обзор двигателей, закрылков).
Нос Буратино.. вообще-то это трубка Пито.
Воздух в салон не у всех самолетов от двигателей подается.
Вот ток вопрос, если самолет берет воздух с высоты 11 км, то там воздух обеднен кислородом. Типо с собой еще кислородные баллоны с собой берет? и каким образом он регулирует % содержание его в салоне.
По моему длинные законцовки вверх у самолета называются шарклетами, а винглеты это такие «птички» на концах крыльев, у Эйрбасов встречаются.
Про нос буратино. А если будет встречный ветер, получается прибор покажет, что самолёт быстрее стал двигаться?
Зачем самолету «нос Буратино» и «лопатка Купера»?
шоб ты в Тайчик норм долетел. вот зачем
Только прочитал про падение самолёта на Кубе и тут пост про самолёт.
Airbus прекратит производство самых больших пассажирских авиалайнеров в 2021 году
Европейская корпорация Airbus приняла решение прекратить производство крупнейших в мире серийных авиалайнеров Airbus A380 («Эрбас А380»), поставки прекратятся в 2021 году. Как сообщил в четверг на своем сайте авиаконцерн, поводом стало то, что компания Emirates из ОАЭ сократила портфель заказов этих самолетов со 162 до 123.
Как устроен самолет — названия частей самолета
Сколько ведь раньше не пытались придумать самолет, а ведь все дело оказалось именно в конструкции. Каким-то образом громадные авиалайнеры поднимаются в воздух, и очень важным моментом является безопасность пассажиров. В данной статье будет подробно рассмотрено строение самолета, а именно его основных частей.
Конструкция самолета включает в себя:
Каждая из этих частей жизненно необходима для быстрого и безопасного полета самолета. Так же разбор составляющих поможет понять, как устроен самолет, и почему сделано все именно так, а не иначе.
Планер
Обычно планер самолёта включает фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и гондолы, куда помещают двигательные установки или другие агрегаты. Этот набор элементов характерен для классической конструктивной схемы. Некоторые элементы могут отсутствовать в других конструктивных схемах.
Компоновочные схемы
На сегодняшний день различают следующие компоновочные схемы самолётов:
Фюзеляж
Пассажирские самолёты разделяют на узко- и широкофюзеляжные. У первых диаметр поперечного сечения фюзеляжа составляет в среднем 2-3 метра. Диаметр широкого фюзеляжа — не менее шести метров. Все широкофюзеляжные самолёты — двухпалубные: на верхней палубе располагаются пассажирские места, на нижней — багажные отсеки. Существуют самолёты с двумя пассажирскими палубами — Airbus A380 и Боинг 747.
Крыло
Ил-76, высокоплан с Т-образным оперением
Крыло является ключевой частью в конструкции самолёта, оно создаёт подъёмную силу: профиль крыла устроен таким образом, что консоль разделяет набегающий на самолёт поток воздуха. Над верхней кромкой крыла образуется область низкого давления, одновременно под нижней — область высокого давления, крыло «выталкивается» наверх, и самолёт поднимается.
Крыло чаще всего крепится к фюзеляжу:
Крепление крыла непосредственно к центральной части фюзеляжа без центроплана характерно для боевых самолётов (Ту-22М). Самолёт также может иметь два, три и более крыла. Чаще всего у самолётов, имеющих два крыла — бипланов — одно крыло крепится к верхней части фюзеляжа, а другое — к нижней (Ан-2).
На крыле установлено множество отклоняющихся меньших консолей (механизации): закрылки, предкрылки, спойлеры, элероны, интерцепторы и другие. Они позволяют регулировать перемещение самолёта в трёх плоскостях, путевую скорость и некоторые другие параметры полёта. На современных самолётах на крыльях часто устанавливаются вертикальные законцовки, уменьшающие завихрения воздуха на кончиках крыла, снижая уровень вибрации, и, как следствие, экономя топливо. Внутри крыльев (у крупных самолётов), как правило, установлены топливные баки. У самолётов-истребителей дополнительные топливные баки нередко подвешиваются к специальным вертикальным консолям-креплениям.
Аэродинамические свойства крыла определяются его геометрией: размахом, площадью, а также углом и направлением стреловидности. Существуют самолёты с изменяемой геометрией крыла (самолёты с крылом изменяемой стреловидности).
Оперение
Оперение устанавливается в хвостовой или носовой части фюзеляжа. Хвостовое оперение в большинстве случаев представляет собой вертикально расположенный киль (или несколько килей — как правило два киля) и горизонтальный стабилизатор, близкие по конструкции к крылу. Киль регулирует путевую устойчивость самолёта (по оси движения), а стабилизатор — продольную (т. е. устойчивость по тангажу).
Горизонтальное оперение устанавливается на фюзеляже (Ил-86) или на верху киля (T-образная схема (Ту-154, Ил-76)). Киль устанавливается на фюзеляж или в двухкилевой схеме — на обоих кончиках цельного стабилизатора (Ан-225). На некоторых боевых самолётах дополнительное оперение устанавливается в носовой части фюзеляжа (Су-35). Для обеспечения достаточной путевой устойчивости на высоких скоростях, сверхзвуковые самолёты имеют непропорционально большой киль (Ту-22М3) или два киля (Су-27, МиГ-25, F-15).
Фюзеляж самолёта
Основной частью самолета является фюзеляж. На нем закрепляются остальные конструктивные элементы: крылья, хвост с оперением, шасси, а внутри размещается кабина управления, технические коммуникации, пассажиры, грузы и экипаж воздушного судна. Корпус самолёта собирается из продольных и поперечных силовых элементов, с последующей обшивкой металлом (в легкомоторных версиях – фанерой или пластиком).
Требования при проектировании фюзеляжа самолёта предъявляется к весу конструкции и максимальным характеристикам прочности. Добиться этого позволяет использование следующих принципов:
Фюзеляж пассажирского самолёта
Прочность корпуса самолёта обязана обеспечивать противодействие нагрузкам при различных полётных условиях, в том числе:
К основным типам конструкции корпуса самолёта относят плоский, одно,- и двухэтажный, широкий и узкий фюзеляж. Положительно зарекомендовали себя и используются фюзеляжи балочного типа, включающие варианты компоновки, которые носят название:
Важно! Равномерное распределение нагрузки на все части самолёта осуществляется за счёт внутреннего каркаса фюзеляжа, который представлен соединением различных силовых элементов по всей длине конструкции.
Конструкция крыла
Крыло – один из основных конструктивных элементов самолёта, обеспечивающий создание подъёмной силы для полёта и маневрирования в воздушных массах. Крылья используют для размещения взлётно-посадочных устройств, силового агрегата, топлива и навесного оборудования. От правильного сочетания веса, прочности, жёсткости конструкции, аэродинамики, качества изготовления зависят эксплуатационные и лётные характеристики самолёта.
Основными частями крыла называется следующий перечень элементов:
Конструктивно-силовая схема крыла (наличие и расположение деталей при нагрузочном воздействии) должна обеспечивать устойчивое противодействие силам кручения, сдвига и изгиба изделия. К ней относятся продольные, поперечные элементы, а также внешняя обшивка.
Классификация крыльев самолёта осуществляется в зависимости от конструктивных особенностей и степени работы наружной обшивки, в том числе:
Примыкание крыла к фюзеляжу
Важно! Стыковка частей крыльев, последующее их крепление должны обеспечивать передачу, распределение изгибающего и крутящего моментов, возникающих при различных режимах эксплуатации.
Классификация по конструктивным признакам
В зависимости от количества крыльев различают моноплан (одно крыло), биплан (два крыла) и полутораплан (одно крыло короче, чем другое).
В свою очередь монопланы делят на низкопланы, среднепланы и высокопланы. В основу этой классификации лежит расположение крыльев возле фюзеляжа.
Если говорить об оперении, то можно выделить классическую схему (оперение сзади крыльев), тип “утка” (оперение перед крылом) и “бесхвостка” (оперение — на крыле).
По типу шасси воздушные судна бывают сухопутными, гидросамолеты и амфибии (те гидросамолеты, на которые установили колесные шасси).
Есть разные виды самолетов и по видам фюзеляжа. Различают узкофюзеляжные и широкофюзеляжные самолеты. Последние — это, в основном, двухпалубные пассажирские лайнеры. Наверху находятся места пассажиров, а внизу — багажные отсеки.
Вот что из себя представляет классификация самолетов по конструктивным признакам.
Как устроен самолет
Любой летательный аппарат (вертолет, пассажирский лайнер) по своей конструкции — это планер, который состоит из нескольких частей.
Вот как называются части самолета:
Это несущая часть воздушного судна. Его главное назначение — образование аэродинамических сил, а второстепенное — установочное. Он служит основой, на которую устанавливают все остальные части.
Фюзеляж
Если говорить о частях самолета и их названиях, то фюзеляж — одна из самых важных его составляющих. Само название происходит от французского слова “fuseau”, которое переводится, как “веретено”.
Планер можно назвать “скелетом” самолета, а фюзеляж — его “телом”. Именно он связывает крылья, хвост и шасси. Здесь размещается экипаж лайнера и все оборудование.
Он состоит из продольных и поперечных элементов и обшивки.
Крылья
Как устроено крыло самолета? Оно собирается из нескольких частей: левая или правая полуплоскости (консоли) и центроплан. Консоли включают наплыв крыла и законцовки. Последние могут быть разными у отдельных видов пассажирских лайнеров. Есть винглеты и шарклеты.
Принцип его работы очень прост — консоль разделяет два потока воздуха. Сверху — находится область низкого давления, а снизу — высокого. За счет этой разницы крыло и позволяет лететь самолету.
На крыло устанавливают меньшие консоли для улучшения их работы. Это элероны, закрылки, предкрылки и т.д. Внутри крыльев расположены топливные баки.
На работу крыла влияет его геометрическая конструкция — площадь, размах, угол, направление стреловидности.
Хвостовое оперение
Оно располагается в хвостовой или носовой части фюзеляжа. Так называют целую совокупность аэродинамических поверхностей, которые помогают пассажирскому лайнеру надежно держаться в воздухе. Они разделяются на горизонтальные и вертикальные.
К вертикальным относят киль или два киля. Он обеспечивает путевую устойчивость воздушного судна, по оси движения. К горизонтальным — стабилизатор. Он отвечает за продольную устойчивость самолета.
Шасси
Это те самые устройства, которые помогают самолету взлетать или садиться, рулить по взлетно-посадочной полосе. Это несколько стоек, которые оборудованы колесами.
Вес пассажирского лайнера напрямую влияет на конфигурацию шасси. Чаще всего используется следующая: одна передняя стойка и две основных. У Аэробуса А320 именно так располагаются шасси. У воздушных судов семейства Боинг 747 — на две стойки больше.
В колесные тележки входит разное количество пар колес. Так у Аэробуса А320 — по одной паре, а у Ан-225 — по семь.
Во время полета шасси убираются в отсек. Когда самолет взлетает или садиться. Они поворачиваются за счет привода к передней стойке шасси или дифференциальной работы двигателей.
Двигатели
Говоря о том, как устроен самолет и как он летает, нельзя забывать о такой важной части самолета, как двигатели. Они работают по принципу реактивной тяги. Они могут быть турбореактивными или турбовинтовыми.
Их крепят к крылу самолета или его фюзеляжу. В последнем случае его помещают в специальную гондолу и используют для крепления пилон. Через него подходят к двигателям топливные трубку и приводы.
У самолета обычно по два двигателя.
Авионика
Это все те системы, которые обеспечивают бесперебойную работу самолета в любых погодных условиях и при большинстве технических неисправностях.
Сюда относят автопилот, противообледенительная система, система бортового электроснабжения и т.д.
Органы управления и сигнализации
Комплекс бортового оборудования, командные и исполнительные устройства самолёта называют органами управления. Команды подаются из пилотной кабины, а выполняются элементами плоскости крыла, оперением хвоста. На разных типах самолётов используются различные типы систем управления: ручная, полуавтоматическая и полностью автоматизированная.
Органы управления, независимо от типа системы управления, разделяют следующим образом:
При применении ручного или полуавтоматического управления воздушным судном пилота можно считать неотъемлемой частью системы. Только он может проводить сбор и анализ информации о положении самолёта, нагрузочных показателях, соответствии направления полёта с плановыми данными, принимать соответствующее обстановке решение.
Для получения объективной информации о лётной обстановке, состоянии узлов самолёта пилот использует группы приборов, назовем основные:
Важно! Измерительные приборы, используемые для мониторинга состояния машины и внешней среды, специально разработаны и адаптированы для сложных условий эксплуатации.
Взлетно-посадочное устройство
Короткое название устройства – шасси, является главным устройством, благодаря которому осуществляется успешный взлет и плавная посадка. Не стоит недооценивать данный элемент летательного аппарата, так как его конструкция значительно сложнее, нежели просто колеса, выезжающие из фюзеляжа. Если присмотреться к одной системе выпуска и уборки, то уже становится понятно, что конструкция очень серьезная, и представляет собой целый набор различных механизмов и устройств.
Взлётно-посадочные системы 2280
Взлёт и посадку считают ответственными периодами при эксплуатации самолёта. В этот период возникают максимальные нагрузки на всю конструкцию. Гарантировать приемлемый разгон для поднятия в небо и мягкое касание поверхности посадочной полосы могут только надёжно сконструированные стойки шасси. В полете они служат дополнительным элементом придания жесткости крыльям.
Конструкция наиболее распространённых моделей шасси представлена следующими элементами:
Стойка шасси самолёта
Сколько колес размещено у самолета? Количество колёс определяется в зависимости от модели, веса и назначения воздушного судна. Наиболее распространённым считают размещение двух основных стоек с двумя колёсами. Более тяжёлые модели – трёх стоечные (размещены под носовой частью и крыльях), четырёх стоечные – две основные и две дополнительные опорные.
Системы бортового оборудования
Все, что обеспечивает жизнь машины в воздухе и правильность ее поведения в полете — управляемость, безопасность, надлежащие условия для пассажиров и экипажа, исправное выполнение специальных функций, для которых, собственно, машина и создавалась, — называют системами бортового оборудования.
Часть бортовой системы электроснабжения самолета: преобразователь тока
В 1970-х годах, когда на воздушные суда начали все шире проникать электронные устройства, для этих систем появился термин «авионика», совместивший в себе понятия «авиация» и «электроника». Оборудование летательных аппаратов подразделяют на собственно авиационное, радиоэлектронное и авиационное вооружение (для военных машин).
К авиационному оборудованию относится, прежде всего, электрика, в том числе системы энергоснабжения, светотехническое оборудование, системы управления силовыми установками (двигателями машины), системы кондиционирования, автоматические противопожарные средства, противообледенительные системы.
Система энергоснабжения обеспечивает электроэнергией все системы и аппараты машины, питаемые от электричества. В нее входят в первую очередь авиационные генераторы, отличающиеся от аналогичных наземных устройств меньшими размерами и весом.
Часть бортовой системы электроснабжения самолета: генератор постоянного тока
Затем — преобразователи тока, изменяющие его род и характеристики при подаче к электрическим аппаратам. Аварийными источниками питания, которые применяются при выходе из строя основных, служат аккумуляторные батареи.
Наконец, сами электрические провода и коробки для их разветвления, а также разного рода реле, включающие и выключающие в нужный момент то или иное электрическое устройство.
Светотехническое оборудование самолета подразделяется на внешнее и внутреннее. Первое устанавливается на крыле, фюзеляже, хвостовом оперении. Оно служит для предотвращения столкновения с другими машинами, освещения взлетно-посадочной полосы, подсветки опознавательных знаков на борту и прочее. На консолях крыла, носу и хвосте находятся аэронавигационные огни, обозначающие габарит машины в темноте.
Части бортовой системы электроснабжения самолета: а — реле; б — распределительная коробка
Внутреннее освещение применяется в самом самолете — в кабине пилотов, пассажирских отсеках. Оно же используется для подсветки приборных досок.
К приборному оборудованию самолета относятся устройства, осуществляющие измерения условий полета: атмосферное давление за бортом и высоту машины над землей, скорость полета и число Маха (то есть отношение скорости самолета к скорости звука), скорость ветра за бортом, температуру воздуха и прочее. Все приборы, контролирующие эти показатели, называют аэрометрическими.
Фара для освещения взлетной полосы, применявшаяся в советских летательных аппаратах. На снимке — в убранном положении
Отдельная приборная система следит за работой силовых установок: проверяет температуру и давление в рабочих камерах двигателей, предупреждает о сбоях в управляющих системах. Специальные пилотажно-навигационные приборы сверяют движение машины с заданным курсом.
К авиационному оборудованию относят и средства объективного контроля, следящие как за оборудованием машины, так и за поведением ее экипажа, причем делающие это независимо от него. Такие средства, называемые черными ящиками, нужны для выяснения причин аварий. В эту же группу входят и всем известные автопилоты — средства, позволяющие вести машину по заданному курсу в автоматическом режиме. Система предупреждения о столкновении «обозревает» пространство вокруг машины, передает сигналы встречным воздушным судам, сообщает о появлении других машин своему пилоту.
Бортовой аэронавигационный огонь самолета
Видео
Описанное устройство самолета даёт лишь общее представление об основных конструктивных составляющих, позволяет определить степень важности каждого элемента при эксплуатации воздушного судна. Дальнейшее изучение требует глубокой инженерной подготовки, наличия специальных знаний аэродинамики, сопротивления материалов, гидравлики и электрооборудования. На производственных предприятиях авиастроения этими вопросами занимаются люди, прошедшие обучение и специальную подготовку. Самостоятельно изучить все этапы создания самолёта можно, только для этого следует запастись терпением и быть готовым к получению новых знаний.
Классификация воздушных судов и особенности конструкции
Все без исключения воздушные суда можно разделить на две основные гражданские и военные. Самым основным их отличием является наличие салона, что обустроен намеренно с целью перевозки пассажиров. Сами же пассажирские самолеты разделяются по вместительности на магистральные ближние (расстояние перелета до 2000 км), средние (до 4000 км) и дальние (до 9000 км)
Если дальность перелета еще больше, то для этого используются лайнеры межконтинентального типа. К тому же, разнотипные летательные аппараты имеют разницу в весе. Так же авиалайнеры могут различаться в связи с определенным типом и, непосредственно, предназначением.
Конструкция самолета зачастую может обладать разной геометрией крыльев. Для самолетов, что осуществляют пассажирские транспортировки, конструкция крыльев не отличается от классической, что характерно именно авиалайнерам. Модели самолетов данного вида обладают укороченной носовой составляющей, и из-за этого имеют относительно невысокий КПД.
Есть еще одна специфическая форма, что зовется «утка», благодаря своему расположению крыльев. Горизонтальное оперенье размещается перед крылом, что увеличивает подъемную силу. Недостатком такой конструкции можно назвать уменьшение зоны обзора нижней полусферы из-за присутствия перед самим крылом оперенья.
Вот мы и разобрались, из чего состоит самолет. Как Вы могли уже заметить, конструкция довольно непростая, и различные многочисленные детали должны работать слаженно, что бы самолет смог подняться в воздух и после ровного полета удачно приземлился. Конструкция часто бывает специфической, и может существенно разниться в зависимости от модели и назначения самолета.