Что в обломовском укладе не может принять автор
Что в обломовском укладе жизни писатель не может принять? Привалите примеры? Ребята, срочно надо! У нас тест
В статье «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбов назвал роман И.А.Гончарова «знамением времени», считая, что автор отразил исторически верно часть современной ему действительности. Данное произведение представляет собой исследование сути и истоков тех противоречий, которые характерны были для русского общества середины XIX века.
Итак, истоки «обломовщины» (то есть детство и воспитание героя) – это жизнь в родной Обломовке, которую Гончаров называет «благословенным уголком». Здесь можно спрятаться от волнений и тревог, от опасных жизненных ситуаций. Этот «забытый всеми уголок» «сулит покойную и долговременную жизнь»: «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю». И заботы не омрачают существование человека, потому что связаны они со сменой времён года и работами по обеспечению продуктами питания. Всё тихо и сонно в этом краю, где люди не хотят обременять себя лишними хлопотами и суетой. Для них покой превыше всего, а труд воспринимался как наказание, и трудились люди только ради поддержания жизни. Даже жильё, в том числе и барский дом, никто не спешил ремонтировать, обустраивать. Постепенно приходили в негодность избы крестьян и помещичья усадьба. Разрушающийся дом господ Обломовых – это символ дряхления и вымирания целого сословия, не желавшего приложить усилия, чтобы изменить жизнь к лучшему, чтобы увереннее чувствовать себя в новом времени.
В романе «Обломов» автор нарисовал картину быта и нравов поместного дворянства во времена крепостного права, показав отрицательные стороны барства, которые проявлялись даже у таких добропорядочных господ, как Обломовы. Например, барину ничего не стоило толкнуть ногой в лицо слугу, натягивающего ему чулки, или надавать прислуге пощёчин за какую-либо провинность. Барских детей приучали жить чужим трудом, воспитывая в них лень, надменность и желание повелевать: Захарки и Ваньки обязаны обслуживать господ, не давая даже оброненную вещь поднять.
Одной из особенностей быта Обломовки был всеобщий послеобеденный сон. Не только у помещиков, но и у крестьян как будто нарушилась возможность управлять своим организмом, они не способны были регулировать время сна и бодрствования. Бороться со сном иногда получалось у детей, но постепенно сонливость появлялась и у них. Длительный послеобеденный сон поглощал жизненные силы, он не приносил бодрости: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». Писатель называет также это состояние заразной, «повальной болезнью», очнутся от которой едва удавалось ближе к вечеру, и после пробуждения слышалось кругом «оханье, стенанье». Люди чувствовали себя разбитыми и старались как-либо облегчить своё состояние, но неразвитость чувств и духовных потребностей приводила к тому, что все стремления сводились опять к еде.
Забота о пище была наиважнейшей в Обломовке: еда готовилась в изобилии, она была сытной и вкусной. Барыня строго следила за работой слуг, готовящих пищу, это было почти единственной её обязанностью. Но на первом месте стояла, конечно, забота о ребёнке: хорошо ли он накормлен, не потерял ли аппетита, ведь дети, по убеждению помещиков, должны быть «толстенькие, беленькие и здоровенькие».
Казалось бы, такая забота о здоровье должна была давать превосходные результаты: в здоровом теле – здоровый дух. Однако в Обломовке и окрестные пейзажи как будто препятствуют развитию души. Природа здесь самая обычная, «скромная и незатейливая», но соловьи почему-то не живут в этих краях, а только перепела, песни которых звучат как напоминание: «спать пора, спать пора». И никаких бурлящих рек или потоков, символизирующих жизненные порывы, и никаких гор, напоминающих о препятствиях, которые надо преодолевать. Все мысли и движения души сосредоточиваются на внутреннем, замкнутом мире обломовцев: хозяйство, еда, воспитание (вернее, вскармливание) детей, праздники и соблюдение обрядов.
В обломовской идиллии не мог вырасти деятельный, трудоспособный человек, ведь ребёнок с детства впитывал нравы и обычаи, приобретал черты характера, свойственные его родителям и ближайшему окружению. В атмосфере всеобщей праздности и лени, где и учёбу считали обременительной обязанностью, «детский ум давно решил, что так, а не иначе, следует жить, как живут около него взрослые». Он просто привык к такому образу жизни, который ему нравился, отрицательных эмоций не вызывал. Позже сорокалетнему Илье Ильичу Обломову его друг Андрей Штольц напомнит: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось
Что в обломовском укладе жизни писатель не может принять?
Что в обломовском укладе жизни писатель не может принять?
Ребята, срочно надо!
В статье «Что такое обломовщина?
Добролюбов назвал роман И.
А. Гончарова «знамением времени», считая, что автор отразил исторически верно часть современной ему действительности.
Данное произведение представляет собой исследование сути и истоков тех противоречий, которые характерны были для русского общества середины XIX века.
Итак, истоки «обломовщины» (то есть детство и воспитание героя) – это жизнь в родной Обломовке, которую Гончаров называет «благословенным уголком».
Здесь можно спрятаться от волнений и тревог, от опасных жизненных ситуаций.
Этот «забытый всеми уголок» «сулит покойную и долговременную жизнь» : «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю».
И заботы не омрачают существование человека, потому что связаны они со сменой времён года и работами по обеспечению продуктами питания.
Всё тихо и сонно в этом краю, где люди не хотят обременять себя лишними хлопотами и суетой.
Для них покой превыше всего, а труд воспринимался как наказание, и трудились люди только ради поддержания жизни.
Даже жильё, в том числе и барский дом, никто не спешил ремонтировать, обустраивать.
Постепенно приходили в негодность избы крестьян и помещичья усадьба.
Разрушающийся дом господ Обломовых – это символ дряхления и вымирания целого сословия, не желавшего приложить усилия, чтобы изменить жизнь к лучшему, чтобы увереннее чувствовать себя в новом времени.
В романе «Обломов» автор нарисовал картину быта и нравов поместного дворянства во времена крепостного права, показав отрицательные стороны барства, которые проявлялись даже у таких добропорядочных господ, как Обломовы.
Барских детей приучали жить чужим трудом, воспитывая в них лень, надменность и желание повелевать : Захарки и Ваньки обязаны обслуживать господ, не давая даже оброненную вещь поднять.
Одной из особенностей быта Обломовки был всеобщий послеобеденный сон.
Не только у помещиков, но и у крестьян как будто нарушилась возможность управлять своим организмом, они не способны были регулировать время сна и бодрствования.
Бороться со сном иногда получалось у детей, но постепенно сонливость появлялась и у них.
Писатель называет также это состояние заразной, «повальной болезнью», очнутся от которой едва удавалось ближе к вечеру, и после пробуждения слышалось кругом «оханье, стенанье».
Забота о пище была наиважнейшей в Обломовке : еда готовилась в изобилии, она была сытной и вкусной.
Барыня строго следила за работой слуг, готовящих пищу, это было почти единственной её обязанностью.
Но на первом месте стояла, конечно, забота о ребёнке : хорошо ли он накормлен, не потерял ли аппетита, ведь дети, по убеждению помещиков, должны быть «толстенькие, беленькие и здоровенькие».
Казалось бы, такая забота о здоровье должна была давать превосходные результаты : в здоровом теле – здоровый дух.
Однако в Обломовке и окрестные пейзажи как будто препятствуют развитию души.
И никаких бурлящих рек или потоков, символизирующих жизненные порывы, и никаких гор, напоминающих о препятствиях, которые надо преодолевать.
Все мысли и движения души сосредоточиваются на внутреннем, замкнутом мире обломовцев : хозяйство, еда, воспитание (вернее, вскармливание) детей, праздники и соблюдение обрядов.
В обломовской идиллии не мог вырасти деятельный, трудоспособный человек, ведь ребёнок с детства впитывал нравы и обычаи, приобретал черты характера, свойственные его родителям и ближайшему окружению.
В атмосфере всеобщей праздности и лени, где и учёбу считали обременительной обязанностью, «детский ум давно решил, что так, а не иначе, следует жить, как живут около него взрослые».
Он просто привык к такому образу жизни, который ему нравился, отрицательных эмоций не вызывал.
Позже сорокалетнему Илье Ильичу Обломову его друг Андрей Штольц напомнит : «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось.
что в обломовском укладе жизни писатель не может принять? Привалите образцы?Ребята,
Что в обломовском укладе жизни писатель не может принять? Привалите образцы?
Ребята, срочно надо! У нас тест
В статье Что такое обломовщина? Н.А. Добролюбов именовал роман И.А.Гончарова знамением медли, считая, что создатель отразил исторически правильно часть современной ему реальности. Данное произведение представляет собой исследование сущности и истоков тех противоречий, которые отличительны были для российского сообщества середины XIX века.
Итак, истоки обломовщины (то есть детство и воспитание героя) это жизнь в родной Обломовке, которую Гончаров нарекает благословенным уголком. Здесь можно спрятаться от волнений и тревог, от небезопасных актуальных ситуаций. Этот забытый всеми уголок сулит покойную и долговременную жизнь: ни ужасных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю. И заботы не омрачают существование человека, поэтому что связаны они со сменой времён года и работами по обеспечению продуктами питания. Всё тихо и сонно в этом краю, где люди не желают отягощать себя излишними хлопотами и суетой. Для их покой превыше всего, а труд воспринимался как наказание, и трудились люди только ради поддержания жизни. Даже жильё, в том числе и барский дом, никто не спешил чинить, обустраивать. Постепенно прибывали в негодность избы фермеров и помещичья усадьба. Разрушающийся дом господ Обломовых это знак дряхления и вымирания целого сословия, не желавшего приложить усилия, чтоб поменять жизнь к наихорошему, чтобы увереннее ощущать себя в новеньком медли.
В романе Обломов создатель нарисовал картину быта и норовов поместного дворянства во времена крепостного права, показав отрицательные стороны барства, которые проявлялись даже у таких порядочных господ, как Обломовы. К примеру, господину ничего не стоило толкнуть ногой в личико слугу, натягивающего ему чулки, либо надавать прислуге пощёчин за какую-или провинность. Барских детей приучивали жить чужим трудом, воспитывая в их лень, надменность и желание приказывать: Захарки и Ваньки должны обслуживать господ, не давая даже оброненную вещь поднять.
Одной из необыкновенностей быта Обломовки был всеобщий послеобеденный сон. Не только у помещиков, но и у фермеров как словно нарушилась возможность управлять своим организмом, они не способны были регулировать время сна и бодрствования. Сражаться со сном иногда выходило у деток, но постепенно сонливость появлялась и у их. Долгий послеобеденный сон всасывал актуальные силы, он не приносил бодрости: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, подлинное подобие смерти». Писатель нарекает также это состояние заразительной, «повальной хворью», очнутся от которой едва удавалось поближе к вечеру, и после пробуждения слышалось кругом «оханье, стенанье». Люди ощущали себя разбитыми и старались как-или облегчить своё состояние, но неразвитость эмоций и духовных потребностей приводила к тому, что все стремления сводились вновь к пище.
Забота о пище была наиглавнейшей в Обломовке: еда готовилась в обилии, она была сытной и смачной. Барыня строго следила за работой слуг, готовящих пищу, это было практически единственной её повинностью. Но на первом месте стояла, окончательно, забота о ребёнке: хорошо ли он накормлен, не растерял ли аппетита, ведь дети, по убеждению помещиков, обязаны быть толстенькие, беленькие и здоровенькие.
Казалось бы, такая забота о здоровье обязана была давать отличные результаты: в здоровом теле здоровый дух. Но в Обломовке и близлежащие пейзажи как будто препятствуют развитию души. Природа тут самая обычная, скромная и незатейливая, но соловьи почему-то не живут в этих краях, а только перепела, песни которых звучат как напоминание: дремать пора, спать пора. И никаких бурлящих рек или потоков, символизирующих актуальные порывы, и никаких гор, подсказывающих о препятствиях, которые надобно преодолевать. Все идеи и движения души сосредоточиваются на внутреннем, замкнутом мире обломовцев: хозяйство, пища, воспитание (вернее, вскармливание) детей, празднички и соблюдение обрядов.
В обломовской идиллии не мог вырасти деятельный, трудоспособный человек, ведь ребёнок с юношества впитывал норовы и обычаи, приобретал черты нрава, свойственные его родителям и наиблежайшему окружению. В атмосфере всеобщей лени и лени, где и учёбу считали обременительной повинностью, ребяческий разум издавна решил, что так, а не по другому, следует жить, как живут около него взрослые. Он просто привык к такому виду жизни, который ему нравился, отрицательных чувств не вызывал. Позднее сорокалетнему Илье Ильичу Обломову его друг Андрей Штольц напомнит: Началось с неумения надевать чулки, а кончилось
Суть обломовщины по Добролюбову
В своей критической статье Добролюбов рассматривает обломовщину как общественное явление. Люди, в «глубине которых есть обломовщина, много рассуждают», но не могут увидеть истинного пути развития России. Обломов, лежа на диване, мечтает о несбыточном, замыкаясь от реальной жизни. Илья Ильич желает без труда и всяких усилий получить дары от жизни. С детства живя за счет мамок и нянек, Илья Ильич стал их рабом, так как без их помощи обойтись не может.
«Знамением времени» назвал великий критик роман Гончарова. Обломов — не совсем новый тип в русской литературе. Многие его черты были видны еще в Онегине. Затем этот тип со временем претерпевал изменения и на страницах романа Гончарова приобрел простой и естественный вид. Главные черты обломовского характера — инертность и апатия, безразличие ко всему на свете. Объяснить их можно отчасти воспитанием и образом жизни, отчасти — уровнем умственного и нравственного развития.
С ранних лет барчонок привык к тому, что за ним ухаживают «триста Захаров». Мальчику не позволяли самому сделать даже самую малость. Ребенок рос, как «экзотический цветок в теплице, медленно и вяло». Силам, которые просились наружу, выхода не было, и они «никли, увядая». И так воспитывалась большая часть дворянских детей, с теми или иными изменениями. В детстве ему хотелось поиграть с ребятами или убежать куда-нибудь далеко в сад, валяться на траве и наблюдать за облаками.
Иногда это удавалось, и мальчик залезал на голубятню, ловил жуков в садовых зарослях, а то и просто рылся в канале, собирал корешки, очищал их и ел жадно. Теперь же, лежа на диване, Илья Ильич воображал себя храбрым полководцем, завоевателем, художником или философом. Видно, что он человек ищущий и думающий, но барская привычка получать все без каких-либо усилий превратила его в нравственного раба.
В отношении с женщинами обломовцы одинаковы: они пользуются ими, кокетничают, а когда дело коснется серьезных чувств, то в лучшем случае сбегают. Когда Илья Ильич предложил Ольге стать его женой и получил согласие, он начинает пытать девушку, так ли сильно она любит, чтобы прежде стать любовницей.
Когда Ольга потребовала от Обломова решительных действий, он просто-напросто струсил и написал письмо в духе онегинского: что, мол, не так хорош, она еще найдет достойного и т. д.
Оценка образа Штольца
Оценивая образ Штольца в романе, Добролюбов говорит не только о его достоинствах, но указывает и на недостатки. Молодой человек получил по тем временам хорошее образование, обучился, как все дворяне, французскому языку, неплохо играл на фортепьяно. Отец старался вводить сына в практические дела и даже устроил на работу, дав ему должность мастерового. Андрей добросовестно относился к своим обязанностям и вникал в другие хозяйские дела.
Читатель видит Штольца уже в тридцатилетнем возрасте. Он ровесник Обломова, но смотрится моложе, так как физически хорошо сложен и, в отличие от последнего, ведет активную жизнь. Андрей очень организованный человек:
Несмотря на деловитость и практицизм, мужчина способен на нежные чувства. Мужчина искренне влюбляется в Ольгу, и любовь впервые в его жизни начинает занимать большое место. Штольц, по замыслу Гончарова, введен в роман как антипод бездеятельному Обломову, и он пишет: «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!», но, по мнению Добролюбова, время их еще не пришло. Читатель видит Штольца деятельным, и тот постоянно говорит, что надо трудиться, чтобы изменить жизнь.
Он много раз помогает наладить дела лежащего на диване друга (приобретение Обломовки и возврат векселя), но как это делается, писатель не показывает, так как он «не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».
Штольц успокоился, обретя личное счастье, но, чтобы уйти от обломовщины, как утверждает критик, нужно «расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу». Делал ли что для этого Штольц — в тексте произведения не видно, а без этого образ Штольца не мог полностью удовлетворить Добролюбова.
Ольга Ильинская
Положительно Н. А. Добролюбов оценивает Ольгу Ильинскую. Критик видит в героине человека, который, возможно, стоит ближе к новой жизни, нежели Штольц. Ольга, по его мнению, «высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни». Она верна себе и своим намерениям. Девушка всеми силами своей любви к Обломову старается пробудить в нем радость жизни, желание действовать. Она до последнего мгновения не хочет верить, что этот человек безнадежен для отклика на добро.
Не обращая внимания на правила приличия и репутацию, Ольга едет к любимому домой, и, заметив малейшую фальшь в словах и поступках Обломова, прямо говорит об этом. Тем не менее, терпя с его стороны неприятности и насмешки, девушка продолжает любить Илью Ильича до тех пор, пока полностью не убеждается, что перед ней — дрянной человек. Тогда Ольга решается сказать, что прекращает с ним всякие отношения, этим самым уничтожив Обломова, как еще никто из обломовцев в истории литературы не был уничтожен женщиной:
В сравнении с ними, Ольга прямо говорит, что любила будущего Обломова, которого создала в своем воображении. Илья же, спрятав голову под крыло, ничего не хочет, а Ольга другая: «мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю». Отклик своим чувствам и волнениям девушка находит в Штольце, она любит и любима, но осознает, что ее что-то тревожит, но полностью автор не описывает этих тревог.
Читатель может только догадываться, что это «в ее сердце и голове веяние новой жизни, к которой она несравненно ближе Штольца».
Другие критики о романе
Сразу же после известной статьи Добролюбова в 1859 году публикуется работа А. В. Дружинина «Обломов. Роман Гончарова». Если выразиться кратко, то, оценивая писательский талант, критик называет произведение «лучшим и сильнейшим созданием нашего блистательного романиста». Характеризуя Обломова «с чистою, детски ласковой русской душой», он восторженную оценку дает Агафье Матвеевне Пшеницыной.
Она «много любила» Обломова, хотя и «загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями». По мнению Д. И. Писарева, Илья Ильич Обломов олицетворяет «умственную апатию», которую сам автор назвал «обломовщиной». Определение, характеризующее «существенные пороки нашей русской жизни», считал критик, должно войти во всеобщее употребление.
Если Добролюбов поставил героя Гончарова рядом с Онегиными и Печориным, то Писарев считает апатию Ильи Ильича спокойной и мирной, тогда как у «лишних людей» она вынужденная. Образование дало ему умение ненавидеть праздный образ жизни, но барское изнеженное воспитание дало свои плоды: он искренне сочувствует мыслям о долге и труде и продолжает лежать на диване. Н. К. Михайловский, одна из статей которого была посвящена характеру Ольги Ильинской, считает ее личность неопределенной и непонятной.
По его словам, эта женщина не любила бездействующего Обломова; и, может быть, их отношения развивались и дальше, если бы ей удалось переделать скучающего друга по своему усмотрению. Министр просвещения Ковалевский в письме к императору дал высокую оценку произведению Гончарова, вместе с тем отметив некоторые описания в романе слишком утомительными. Герой романа, считал он, положительный и добрый по натуре человек, но даже любовь не смогла избавить его от лени и заставить действовать.
Все больше ненавидя себя и презирая жизнь, не желая вспоминать о прошедшем, Илья Ильич женится на доброй и любящей его простой женщине, «толстеет, лежит, тупеет и получает паралич». На уроке, посвященному теме «Роман „Обломов“ в русской критике», нужно научить школьников сопоставлять взгляды на образ Обломова и «обломовщину» в дореволюционном и современном литературоведении, используя сравнительную таблицу и конспекты с цитатами из статей.
Таким образом, Добролюбов называет «обломовщиной» типичный образ жизни русского барства, сопровождающийся ленью, апатией и бесцельным существованием. Причины этого явления, по мнению критика, надо искать в крепостном укладе жизни царской России накануне реформы 1861 года. Пошлое мещанское существование, которое выбрал и на которое обрек себя главный герой, отказавшись от настоящей любви и высоких жизненных идеалов — в этом трагизм жизни для писателя Гончарова.
Жизнь в Обломовке в романе «Обломов» Гончарова: образ жизни обломовцев
Илюша Обломов и няня. Художник П. Н. Пинкесевич |
Деревня Обломовка играет важнейшую роль в жизни Ильи Обломова, главного героя знаменитого романа И. А. Гончарова «Обломов».
В этой статье представлено описание жизни в Обломовке в романе «Обломов»: образ жизни обломовцев и т.д.
Жизнь в Обломовке в романе «Обломов»: образ жизни обломовцев
«. Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну. «
«. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати. «
«. Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их. «
«. Как все тихо, все сонно в трех‑четырех деревеньках, составляющих этот уголок. «
«. все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью. «
«. В Обломовке мужики смирные, домоседы; что им шататься. «
«. Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели. «
«. родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и настройками и с запущенным садом. «
«. Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. «
«. главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. «
«. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна. «
«. И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне. «
«. Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях. «
«. Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным. «
«. Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра. Зачем им разнообразие, перемены, случайности, на которые напрашиваются другие? Пусть же другие и расхлебывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет. «
«. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго. «
Это было описание жизни в Обломовке в романе «Обломов» Гончарова: образ жизни обломовцев, распорядок дня жителей.