Что в общем случае понимают под гипертекстом

Гипертекст и гиперсвязи

Вопрос

Вопрос

Можно ли понимать под словом Интернет информационную «начинку» сети?

Гипертекст. Язык HTMLWWWWWW- документы представляют собой не только текст и другую информационные материалы, но и вспомогательную информацию, позволяющую представить весь документ в удобном виде. Для этого используется универсальный формат представления WWWHTMLWWWHTMLWWWHTMLNetscapeNavigatorи InternetExplorer. Для продуктивного использования браузеров и работы в сети необходимо уметь ориентироваться в море информации, знать правила навигации, уметь работать с информацией.

Универсальный указатель ресурсов имеет вид:

http://schools.kel.ru/info2000/index/htm. Что является протоколом доступа?

— http://

Технология гипертекста позволяет пользователю электронной книги быстро без использования сложных команд получить разъяснение, касающееся тех или иных терминов, названий, событий и т. п. Например, вы читаете на экране текст и встречаете незнакомое слово. В этом случае необходимо с помощью «мышки» подвести курсор к этому слову и нажать левую кнопку. В ответ на экране компьютера появится объяснение этого слова. В объяснении также может оказаться новое слово. Повторим описанную выше операцию и получим новый текст с объяснением. Прочитав его можно вернуться к исходному тексту. С точки зрения пользователя, гипертекст – это возможность перехода из режима чтения текущие страницы в раздел разъясняющий указанное слово и возвращение затем на исходную страницу без использования каких-либо дополнительных средств поиска и перехода. В общем случае под гипертекстом понимают информационный массив, на котором заданы и автоматически поддерживаются смысловые связи между отдельными элементами, терминами, разделами.

В сети Интернет информационные массивы, представляемые в виде web-страниц, подвергаются разметке с помощью языка HTML. Благодаря этому с ними можно работать, пользуясь технологией гипертекста.

Более общим является понятие гиперсвязи, когда последовательный порядок просмотра может быть нарушен и производится переход к новому материалу, непосредственно из режима просмотра текущего материала. Такой процесс может возникнуть при просмотре изображений, например: на экране имеется карта города. Вы хотите более подробно посмотреть какой-то район. Подводим курсор к этому району и нажимаем кнопку «мыши». На экране появляется подробная карта указанного района. Такой переход называется гипермедийным переходом. Наличие гиперсвязи позволяет при просмотре определенной экранной страницы перейти к любой другой, с которой создателями данного электронного ресурса предварительно установлена связь по смыслу прочитанного или увиденного материала. Не обязательно каждое слово или объект на экране связаны с другими материалами, но ключевые понятия должны быть обязательно связаны.

Источник

Что такое Гипертекст, он обладает методом организации данных информации

Многим из нас доводилось слышать о таком термине, как «гипертекст», хотя не всем известно о его значении.

Что такое гипертекст

На сегодняшний день «гипертекст» — это более компьютерный термин, хотя по смыслу он почти не изменился. Под гипертекстом следует понимать способ взаимосвязи одного текста с другим с помощью гиперссылок. Самым показательным примером гипертекста может послужить почти любой сайт. Можно зайти в какой-нибудь пост, внутри текста которого будет гиперссылка, ведущая на другой пост. И теги, указанные обычно внизу статьи, тоже гипертекст, который ведет на другие страницы.

Первоначально его использовали в литературе для обозначения системы, состоящей из текстовых страниц, которые имеют перекрестные ссылки. Такие тексты встречаются в энциклопедиях, словарях и других, чаще всего, научных книгах, имеющих различные ссылки и сноски, по которым читатель отсылается на другой фрагмент. Самый яркий пример — каноническая библия.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

В литературе гипертекстом называют нелинейную подачу информации, по сравнению со стандартной, где происходит последовательное повествование (к примеру, как во многих художественных произведениях). Вероятно, самым древним примером литературного гипертекста можно считать Библию, включающую в себя много взаимосвязанных друг с другом книг и имеющую внутренние отсылки от одних фрагментов текста к другим.

Кто и когда ввел термин гипертекст

Когда еще у сети интернет не было такого масштабного распространения, говоря о гипертексте, подразумевались литература, издания книг, в которых в некоторых разделах встречались ссылки на другую статью или раздел. Это, как правило, относилось к энциклопедиям и справочной литературе.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Впервые термин использовал первооткрыватель в сфере информационных технологий – Теодор Нельсон Холм, в своем труде «Файловой структуре для сложного, меняющегося и окончательно неопределимого». В этой работе гипертекст соответствовал следующему определению – это текст, имеющий разветвления в самом себе и выполняющий действия по запросу. С тех пор, как сформировался термин, прошло довольно много времени. На сегодняшний день гипертекст представляет систему веб страниц, взаимосвязанных между собой ссылками.

На что способен гипертекст

У гипертекстового документа есть еще другое название – HTML документ. Он состоит из двух частей: самого текста (информационного блока, материала, данных, содержимого) и тегов – для разметки текста. С помощью них определяется внешний вид, способ размещения ссылок и пр.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

В гипертексте могут содержаться самые разные элементы в виде табуляций, традиционных букв и цифр, пробелов, знаков препинания, возвратов, специальных обозначений (@, *, +, = и т.д.). Не следует использовать в тексте следующие элементы:

Виды гипертекстовых систем не имеют единой классификации. Могут быть выделены некоторые классификационные признаки, а также виды гипертекста, которые основываются на них. К примеру, по структуре организации гипертекстовые страницы имеют:

Принцип функционирования гипертекста бывает:

Архитектура связей гипертекста:

Работа гипертекстовой структуры в интернете происходит по принципу мягкой связи из-за огромного количества соединяемых гипертекстовых узлов, а кодировке жестких связей требуются большие временные ресурсы.

Источник

Понятие гипертекста

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Чтобы понять, что такое гипертекст, стоит рассмотреть простой пример. Допустим, человек читает энциклопедию и на одной из страниц видит неизвестный ему термин, рядом с которым стоит сноска, указывающая на то, что смысл этого термина раскрывается на определенной странице. Он перелистывает книгу, попадает на искомую страницу и получает оттуда нужную информацию. В информатике все происходит аналогичным образом, за исключением большей интерактивности — в web-документе некоторые блоки данных оформляются ссылками, нажав на которые, читатель попадает на другую страницу, которая подробно раскрывает интересующую его тему.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом Вам будет интересно: Алифатическая аминокислота: что это?

Кроме текстовой информации и ссылок, гипертекст может содержать в себе графические элементы, видео, аудиозаписи.

Форматирование происходит на языке гипертекста HTML, при помощи которого в текст можно добавить ссылку или другой интерактивный элемент. Соответственно, тексту задается определенная структура и упорядоченность.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Предпосылки к появлению гипертекста

Необходимо сказать несколько слов о возникновении гипертекста в информатике. Это понятие начало зарождаться еще в начале ХХ века, когда американский научный сотрудник Ванневар Буш разработал идею специальной машины, способной просматривать и записывать в форме пленочных микрофильмов различные документы. Инновации в подходе Буша заключались не в самом принципе подобного устройства, а в механизме доступа к информации, который должен был реализоваться как раз методом перекрестных ссылок. Соответственно, можно сказать, что он и был первым изобретателем гипертекста как модели взаимодействия с блоками информации. Ссылки в его системе должны были указываться на дополнительных полях документов, отправляя пользователя к конечной информации.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Возникновение гипертекста и создание Всемирной паутины

Однако Буш предложил только систему, а кем был введен термин «гипертекст»? В 1965 году этот термин впервые появился в публикации ученого Теда Нельсона. Он разработал свою систему взаимодействия и упорядочивания текста, которую назвал Xanadu. Определение гипертекста от Нельсона звучит так:

Гипертекст — это форма письма, которая ветвится или осуществляется по запросу.

Таким образом, он и стал изобретателем гипертекста, дал ему соответствующее название и четкое определение, исходя из которого люди рассматривают гипертекст в привычном для них понимании как текст, по которому пользователь может перемещаться нелинейно, по ссылкам.

Следующим шагом в развитии гипертекста стала первая конференция Hypertext’87 – 99, проведенная в США. Идеи, представленные на этой конференции, заинтересовали многих ученых.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Несколько слов об HTML

Это язык разметки гипертекста, позволяющий выполнять форматирование отдельных элементов web-страницы для создания необходимой структуры конечного документа. Он не является языком программирования: говоря простыми словами, HTML при помощи тэгов указывает каждому элементу страницы на его место и выполняемый функционал.

HTML интерпретируется в браузере — на экране, где выводится страница сайта, можно видеть результат заданного форматирования. Раньше HTML использовался в том числе и для базового оформления сайтов, однако со временем этот функционал практически полностью перешел к таблицам стилей CSS.

Изначально этот язык не имел возможности поддержки мультимедиа, а только структурировал текстовый документ. Он задумывался как язык, который не должен был иметь привязку к конкретной платформе и был призван отображаться на любых устройствах вывода, однако со временем эта возможность отпала, а упор был сделан на широкий мультимедийный функционал вместо кроссплатформенности.

За все время существования языка разметки гипертекста HTML установились определенные стандарты. Сейчас используется HTML пятой версии. До 1995 года стандартизации как таковой не было, существовало много неофициальных и полуофициальных вариантов. В четвертой версии произошла глобальная очистка стандарта от устаревших элементов, многие тэги были упразднены, а для стилизации документов стало принято использовать CSS.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Структура гипертекста

Как указано выше, гипертекст состоит из текста документа, содержащего в себе ссылки. Каждая ссылка, в свою очередь, состоит из двух элементов:

Адресная часть содержит в себе информацию о том, куда именно данная ссылка перенаправляет, а указатель — это отображаемая для пользователя часть ссылки, по которой он переходит. Для понимания, что такое гипертекст, стоит рассмотреть пример того, как форматируется ссылка.

Это выглядит следующим образом:

В этом примере адрес google.com будет адресом, на который клиент перейдет, когда нажмет на слово Google (оно будет выделено цветом, подчеркиванием или еще каким-либо заданным образом в тексте документа).

Это очень гибкая система, благодаря которой можно попадать на документы, задействованные во внутренней структуре сайта, а также на внешние ресурсы.

В заключение

Итак, в статье рассмотрено, что такое гипертекст в информатике. Это очень широко используемая система в интернет-технологиях. При его помощи не только форматируются web-страницы для удобства использования, он также незаменим в таких областях, как SEO-технологии, когда содержимое сайта средствами языка разметки HTML оптимизируется для работы поисковых систем. Кроме того, он широко используется в работе с мультимедиа технологиями и графикой.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Умение использовать гипертекст необходимо не только в среде web-разработчиков: это базовое знание, которое будет полезно для любого уверенного пользователя, чтобы грамотно ориентироваться в сети интернет.

Источник

Гипертекст – новая языковая реальность

Волынкина Светлана Вадимовна
канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры латинского и иностранных языков, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, РФ, Красноярск, volinkina-zapad@mail.ru
Новожилова Надежда Викторовна
студентка лечебного факультета, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, РФ, Красноярск, novozhilovanadka@gmail.com
Соломенников Владислав Андреевич
студент лечебного факультета, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, РФ, Красноярск, wladsolom@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению нового типа организации текстового пространства, представленного непоследовательным характером изложения информации и содержащего внутренние узлы перехода от одного текста к другому (гиперссылки). Объектом настоящего исследования стал гипертекст как явление информационной и социальной среды; целью – изучение и описание нелинейного способа организации информации. Актуальность работы определяется массовым характером распространения гипертекстовых форм в связи с появлением новейших технических устройств-коммуникаторов и возможностями универсального канала общения – интернета. В статье даётся характеристика коррелирующих понятий текста и гипертекста, предпринимается попытка выявить и описать признаки каждого из них. Авторами произведён подробный сопоставительный анализ названных явлений в виде дихотомии характеризующих признаков, обозначены плюсы и минусы гипертекста. Практическая часть исследования представлена анкетированием, результаты которого показывают отношение респондентов – жителей города Красноярска – к такому новому явлению, как гипертекст.
Ключевые слова: текст, гипертекст, социолингвистика, интернет-лингвистика, виртуальная коммуникация, структурализм, нелинейная организация текста

Hypertext – new language reality

Volynkina Svetlana Vadimovna
Cand. Sci. (Philology.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Latin and Foreign Languages, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk
Novozhilova Nadezhda Viktorovna
student of general medicine department, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk
Solomennikov Vladislav Andreevich
student of general medicine department, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk

Abstract: The article studies new type of teхt space arrangement featuring inconsequent presentation of information but containing internal nodes serving as links that allowgoing from one text to another (hyperlinks). The subject of this study is hypertext as an element of information and social medium; the objective is to study nonlinear information arrangement. The relevance of the study is defined by the large-scale spread of hypertext forms stemming from availability of cutting-edge communication devices and opportunities provided by universal communication channel the Internet. The article defines correlating phenomena of text and hypertext and presents an attempt to separate and describe their distinctive features. Authors of the study performed a comprehensive comparative analysis of the above mentioned phenomena in the form of dichotomy of salient features, and revealed benefits and drawbacks of the hyper text. Method applied to obtain practical findings of the study was questionnaire survey that revealed attitude of respondents (citisents of Krasnoyarsk city) towards such new phenomenon as hypertext.
Keywords: text, hypertext, sociological linguistics, internet-linguistics, visual communication, structuralism, nonlinear text arrangement

В условиях современной реальности, характеризующейся появлением интернета как нового канала коммуникации, множества новых технических устройств, позволяющих в любое время и практически из любой точки планеты осуществить дистанционное общение, в кратчайшие сроки найти необходимую информацию и так же быстро её обработать и переслать установленному адресату, привычная текстовая среда и информационное поле в целом становятся кардинально иными – трансформируются под современные технические условия жизненного пространства человека. Восприятие реальности, изначально линейное, последовательное и логически стройное, становится под воздействием виртуальной среды хаотичным, мозаичным, напоминающим опасный лабиринт информационных ссылок и гиперссылок. Таким образом, в жизнь современного человека стремительно врывается новый тип текста – гипертекст, и поиск путей наиболее эффективного его использования (умение ориентироваться в гипертекстовой среде) становится важной задачей науки. В связи с этим представляется необходимым изучить данное явление, понять механизм работы гипертекста, проанализировать его особенности и возможности.

Объектом данного исследования стал гипертекст как компонент информационной и социальной среды.

Цель работы: изучить гипертекст как современный способ организации информации и существования человека.

Названная цель предопределила решение следующих исследовательских задач:

Итак, обратимся к решению первой задачи и сформулируем содержание понятий «текст» и «гипертекст». Традиционно в языкознании под текстом (от лат. textus «ткань, сплетение, соединение») понимается «объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность» [5, с. 507].

В отличие от текста, гипертекст представляет собой более сложно организованную форму текста. Для того чтобы более полно и точно описать данный феномен, необходимо обратиться к истории его становления и развития, которые, как известно, связаны с эпохой постмодернизма.

Впервые концепцию гипертекста выдвинул Ванневар Буш в 1945 г. в статье «As we may think» [6]. Учёный был инженером и разработчиком аналоговых компьютеров. В названном эссе он представил прообраз гипертекстового устройства Memex. Буш определял собственное изобретение следующим образом: «Memex – устройство для хранения книг, записей и в общем информации для расширения и дополнения возможностей памяти человека» [6]. Однако в данной концепции на момент её оформления не было как чёткого понимания нового, необычного явления, так и слова, его называющего.

Непосредственно термин «гипертекст» был введен социологом и философом Тедом Нельсоном в 1965 году. Под гипертекстом автор подразумевал «непоследовательную запись – текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать…» [7].

Практически параллельно с Т. Нельсоном термин «гипертекст» употребляет другой автор в пределах иной концепции для описания совершенно отличной реалии. Представитель французского структурализма, исследователь в области теории литературы Ж. Женетт издает в 1982 г. работу «Палимпсесты: литература второго уровня», посвященную исследованию транстекстуальных отношений. В названном труде автор определяет гипертекст как «любой текст, произведенный от предшествующего текста путем прямой трансформации (трансформации просто) или непрямой трансформации (имитации)» [цит. по: 6].

Схожим образом – как «нелинейное письмо» – гипертекст определяется исследователем новой языковой реальности Ж. Дерридой [2].

Прообразом современного гипертекста считается также идея «диалога», представленная в монографии М.М. Бахтина, посвящённой изучению эстетики словесного творчества [1]. Последователем теории М.М. Бахтина является современный исследователь Ю. Кристева, которая называет гипертекст «диалогом между текстами» [3, с. 427-457].

Формулировкой, наиболее полно раскрывающей концепцию гипертекста, является, на наш взгляд, дефиниция, предложенная М.М. Субботиным в статье «Новая форма письменной коммуникации»: «Гипертекст – соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами» [4]. Данное определение положено в основу нижеследующих рассуждений.

Одной из важнейших задач данного исследования было описание признаков текста и гипертекста. Результат проведённой работы представлен в таблице, где дихотомически противопоставлены типичные черты каждого из анализируемых понятий:

1. Линейность – развитие дискурса в физическом времени и в физическом пространстве печатной страницы. Линейность структурирует события и определяет последовательность действий, что выражается в четкой взаимосвязи композиционных частей каждой страницы текста.

1. Нелинейность – отсутствие последовательной связи между страницами гипертекста, в связи с чем страницы приобретают автономность, благодаря которой они могут быть прочтены в любой последовательности на усмотрение читателя.

2. Иерархичность – наличие четкой структуры текста. Текст может раскладываться на подтексты (грамматический и фонологический уровни и т.д.), каждый из которых рассматривается как организованный в большей степени самостоятельно.

2. Неиерархичность тесно связана с нелинейностью – возможность входа читателя на любую страницу издания, в связи с чем изменяется принцип подчинения между главным текстом и примечаниями.

3. Завершённость – наличие у текста финала в виде чётко оформленного вывода. Текст не является бесконечным.

3. Условная завершённость – способность текста принимать бесконечный или цикличный характер благодаря переходам по ссылкам / гиперссылкам.

4. Информативность, направленная на глубину понимания. Каждое новое слово текста сильнее погружает читателя в суть описываемых процессов. Изучение информации на более глубоком уровне.

4. Информативность, направленная на всеохватность, универсальность описываемых тем и вопросов.

5. Последовательность, логическая стройность расположения высказываний, находящихся в тексте, – порядок, связность и непротиворечивость представленных текстовых сегментов (линейная модель).

5. Одновременность – отсутствие линейной организации текста; предоставление читателю возможности самостоятельного выбора (разветвленная схема).

6. Смысловая целостность (цельность): обеспечивается единством темы текста и основной мысли.

6. Фрагментарность: тема и содержание текста могут меняться при переходе с одной ссылки на другую, при этом основное направление информации преимущественно сохраняется.

7. Монологический характер изложения информации.

7. Диалогический характер представления текста.

8. Отсутствие выбора: читатель выступает в качестве объекта ментальных действий автора (автор ведет читателя по собственному тексту, определяя направление для восприятия информации).

8. Возможность выбора / имитация игрового поля: читатель представляет собой субъект действия, способный руководить процессом освоения информации (выбирая ту или иную сюжетную линию, меняя стратегию и ход «игры» с текстом).

9. Центростремительность: смысловая линия текста по мере продвижения сюжета стремится к более обобщённому виду (от частного к общему)

9. Центробежность: имея изначально свернутую структуру обобщенной информации, посредством ссылок, происходит раскрытие деталей текста (от общего к частному)

Предопределенность: по мере продвижения через текст читатель приходит к более единой и четкой позиции, идея уточняется. Это связано с тем, что автор целенаправленно подводит читателя к единому смыслу, конкретному выводу.

Непредсказуемость: выражается в бесконечном продвижении сквозь гипертекст, в отсутствии единой и четкой позиции автора — с каждым оборотом возможно появление новых смыслов (произведения постмодернистов).

Гипертекст позволяет связывать текст, аудиоматериалы, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки (гиф-изображения) и другие формы информации в осмысленное целое, доступ к которому может осуществляться при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте.

Всемирная сеть Интернет представляет собой бесконечный гипертекст, буквально пронизанный пересылочными связями, позволяющими осуществлять мгновенные акты взаимодействия сквозь пространство независимо от времени и расстояния. Таким образом, понятие «гипертекст» напрямую связано с межтекстовыми переходами – гиперссылками.

Плюсы и минусы гипертекста

Гипертекст способен синтезировать традиционные способы коммуникации, выводя мысль автора и читателя на качественно новый уровень. Главным отличием от традиционных рамок становится отношение обеих сторон к гипертексту не как к конечному результату деятельности (созданию или интерпретации), а как к процессу.

Гипертекст не подходит в качестве такого типа изложения, в котором нужен результат – четкий, ясный и быстрый вывод.

Гипертекст предоставляет читателю выбор дальнейшего поиска информации.

Не каждый человек способен сделать выбор. Следовательно, гипертекст не подходит людям, нуждающимся в наставнике, руководителе, каким и является автор текста.

Представляет собой игровое поле, чем и интересен любознательному читателю.

На практике гипертексты зачастую оказываются перегруженными многочисленными маршрутами, и читатель стоит перед серьезной угрозой затеряться в сети, а автор – остаться непонятым. Как следствие – потеря времени для читателя и отсутствие обратной связи для автора.

Позволяет осуществлять быстрый поиск информации в разных направлениях, изучать разные точки зрения на одни и те же вопросы.

Гипертекст мешает сосредоточиться на единой идее. По причине отсутствия единого центра происходит семантическое расщепление: нет детального и глубокого изучения объекта в единстве (поверхностное восприятие информации).

Выступает посредником в установлении новых социальных связей.

Вновь образованные контакты характеризуются отсутствием близости, формальностью, поверхностностью.

Таким образом, гипертекст обладает своими достоинствами и недостатками, но в целом является эффективной формой изложения информации в современном мире. Эффективность гипертекста в большей степени зависит от умения человека пользоваться такой формой организации информации.

Практическая часть

Практическая часть нашего исследования состоит в анкетировании двух целевых групп:

Анкетирование проводилось с использованием офисного инструмента Google Forms, позволяющего создавать онлайн-формы и опросы. Каждой группе респондентов был предложен ряд вопросов с вариантами ответов и открытого типа. Количество анкет было ограничено заданным авторами опроса значением – по 50 единиц от каждой целевой группы.

Таким образом, общее количество собранных анкет составляет 100 единиц.

Итак, в ходе анкетирования респонденты отвечали на следующие вопросы:

Часто ли вы встречаетесь с гипертекстами в своей жизни? (часто, редко, иногда)

Результаты опроса первой группы:

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Около половины респондентов имеют представление о том, что такое гипертекст. Это неудивительно, так как современная молодежь, интересующаяся наукой, хорошо осведомлена о подобного рода новшествах. С другой стороны, более половины опрошенных сказали, что данный термин им незнаком, однако после толкования выразили утверждение, что само явление понятно и в различных сферах с ним сталкивались.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Большинство опрошенных людей часто взаимодействуют с гипертекстами в повседневной жизни. Связано это с тем, что гипертекст входит во множество новых сфер жизни, заполняя собой практически всё коммуникативное пространство человека (об этом было сказано выше). Данный факт обуславливает частоту встречаемости.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Представленная диаграмма констатирует тот факт, что большинству молодых людей удобно работать с гипертекстами, которые имеют преимущества, необходимые для динамично развивающегося общества и современного уровня электроники и техники.

Отвечая на вопрос о плюсах и минусах, респонденты объясняют комфортность работы с гипертекстами прежде всего простотой и скоростью поиска информации. Среди минусов респонденты первой группы выделяют поверхностность подачи информации, а также отсутствие какой-либо структуры в организации текста. Большинство опрошенных назвали гипертекст эффективной формой организации информации. Вероятно, связано это с большим количеством преимуществ и колоссальной частотой встречаемости гипертекстов.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Статистика ответов на следующий вопрос дала неожиданные результаты:

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Оказалось, что несмотря на удобство работы с гипертекстами, большинство опрошенных считают, что в будущем гипертекст не сможет вытеснить текст. В качестве причины данного мнения респонденты называют важность текста при изучении материала: гипертекст, как вторичная форма, не может быть изучена и освоена без первоисточника, то есть текста.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Преобладание в ответе на данный вопрос гуманитарной сферы обусловлено ассоциацией в сознании респондентов понятий «текст» и «гипертекст» с языком и гуманитарными науками, что доказывает отсутствие достаточных знаний о гипертексте у большинства опрошенных.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

В отличие от первой группы опрошенных, где результаты распределились в две равные группы, представители старшего поколения, очевидно, реже сталкиваются с понятием гипертекста. Связано это с тем, что данная группа, получившая базовое и профессиональное образование во время становления компьютеризации и формирования канала Интернет, сегодня живёт полученными тогда знаниями и редко обращается к современным научным разработкам, данное понятие в исследованиях последних десятилетий не изучает, не фиксирует связи с собственной жизнью.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Подтверждением предыдущего вывода оказались результаты, полученные на второй вопрос. Закономерно вторая группа, не знающая ничего о гипертексте, продемонстрировала отсутствие в собственной жизни проявлений гипертекста. Причин может быть несколько. Во-первых, деятельность части опрошенных на сегодняшний день может быть менее активной, следовательно, количество областей работы сокращается и информации (как и источников информации) необходимо меньше. Во-вторых, респонденты второй группы прежде всего состоявшиеся личности, имеющие образование и узкую специальность. Значит, они не испытывают потребности в использовании гипертекстов как источника информации. В-третьих, как было сказано выше, гипертекст для респондентов данной группы представляет собой явление новое и находится в стадии освоения.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Результаты показали, что большинству респондентов второй группы комфортно работать с гипертекстами. Отметим, что таким же был результат опроса первой группы. Причиной такого совпадения может быть тот факт, что опрос проводился через интернет, следовательно, отвечали те представители старшей группы, которые являются активными пользователями данной сети, освоившими гипертекст. Кроме того, часть представителей второй группы испытывает (или испытывала) необходимость в использовании гипертекстов в профессиональной жизни (различного рода мануалы, словари, справочники), что, возможно, также стало причиной такого соотношения ответов.

Отвечая на вопрос о плюсах и минусах, респонденты второй группы объясняют комфортность работы с гипертекстами скоростью поиска информации. Среди минусов респонденты выделяют деструктивность гипертекста, сложность подачи информации, а также неполноту данных.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Большинство опрошенных считают, что гипертекст является эффективной формой организации информации. Такой результат является логичным следствием уже сделанных выводов. Кроме того, данную позицию объясняют сами респонденты: гипертекст позволяет в краткие сроки найти необходимый в данную минуту информационный сегмент, не тратя при этом время на изучение материала целиком.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Как и в первой группе, респонденты второй группы считают, что гипертекст не сможет вытеснить текст. С одной стороны, как было сказано выше, текст – исходная точка для гипертекста, значит, текст не будет вытеснен и останется базой. С другой стороны, работа с гипертекстом очень сложна и требует постоянного совершенствования навыков. Следовательно, рано или поздно каждый активный пользователь гипертекста вернется к тексту, поскольку он является более простой формой подачи информации.

Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть фото Что в общем случае понимают под гипертекстом. Смотреть картинку Что в общем случае понимают под гипертекстом. Картинка про Что в общем случае понимают под гипертекстом. Фото Что в общем случае понимают под гипертекстом

Большинство респондентов второй группы считают, что в точных науках гипертекст более эффективен. Вероятно, дело в значении гипертекста: в точных науках достаточно изучить основу и постоянно на нее ссылаться (даже в объяснениях каких-либо задач приемлемо писать «Согласно теореме… пользуясь формулой 34…»), и именно эта форма в большей степени знакома старшему поколению. В гуманитарных науках важны нюансы, детали, подробности, которых нет в гипертексте. Также это связано со способами изучения каких-либо дисциплин: краткие содержания текстов, тесты, энциклопедические сборники «по всем предметам» получили распространение совсем недавно. До этого были тексты, и приходилось работать с ними. И если в точных науках гипертекст был уже выражен, то в гуманитарной сфере проявлений было гораздо меньше.

Таким образом, результаты опроса показали, что обеим группам опрошенных комфортно работать с гипертекстами. Данная работа квалифицируется ими как эффективная и не требующая больших затрат времени и сил. Однако большинство респондентов проявили единодушие в том, что гипертекст никогда не сможет вытеснить текст. При этом мы учитываем тот факт, что большая часть респондентов старшей группы является активными пользователями сети Intenet, и при бумажном анкетировании результаты опроса были бы другими.

Однако есть и существенные отличия в анкетировании двух групп: если респонденты первой группы довольно часто встречаются с гипертекстом в своей жизни, то респонденты второй гораздо реже сталкиваются с данным явлением. Также расхождение выразилось в том, какой сфере в большей мере свойственен гипертекст: представители первой группы указали на преобладание гипертекста в гуманитарной сфере, а представители второй группы соотнесли гипертекст со сферой точных исследований.

Итак, подведём итоги проведённому нами исследованию.

В современном мире гипертекст представляет «новую старую реальность»: известный с древнейших времён, сегодня он получил небывалое распространение, которое с высокой скоростью охватывает всё новые и новые сферы коммуникации.

В каждом из вновь освоенных коммуникативных пространств гипертекст приобретает свои специфические черты. Несмотря на эту специфичность, у гипертекста в любой сфере выделяются следующие типичные качества: нелинейность; неиерархичность; условная завершённость; направленность информации не на глубокое изучение предмета, а на всеохватность тем и вопросов (преобладание количества информации над её качеством); фрагментарность; имитация игры с читателем; непредсказуемость.

Результаты анкетирования двух возрастных групп показали, что гипертекст в большей степени изучен респондентами до 35-ти лет. Им он представляется удобным в работе и комфортным в аспекте реализации информативной и развлекательной функции. Исследовательским открытием стал ответ на последний вопрос анкеты – респонденты обеих групп проявили солидарность, выразив убеждённость в том, что гипертекст никогда не сможет вытеснить текст.

Принимая во внимание ответы анкетируемых, тем не менее, отметим, что коммуникация сегодня представляет собой производство смысловой избыточности. Гипертекст обеспечивает функционирование этой избыточности в пространстве множественного, фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новые форматы. В связи с чем в качестве основной следует отметить тенденцию к дальнейшему распространению и укоренению гипертекстового формата во всех сферах жизни человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *