Что в операционной должно быть стерильно а что дезинфицировано
Подготовка операционного поля
При любом оперативном вмешательстве нарушается целостность тканей и кожных покровов, на которых обитает множество патогенных микробов. Велика вероятность проникновения их внутрь организма.
Для предотвращения инфекционных осложнений операции необходимо делать в строгих асептических условиях. Для этого проводятся следующие мероприятия:
Дезинфекция операционной
Дезинфекция — меры по уничтожению болезнетворных микроорганизмов в окружающем пространстве. В помещениях, где осуществляется оперативное вмешательство, регулярно проводят несколько видов уборки:
Обеззараживают поверхности операционной, оборудование и инструменты, мебель, воздух, руки персонала, бельё.
Дезинфекция поверхностей
Салфетками, смоченными в растворе дезсредства («Септолит Тетра», «Плюс», «Лайт», «Экспресс»), протирают операционный стол, мебель и медицинское оборудование, двери и подоконники, стены, раковины, пол. Обеззараживают воздух УФ-лучами бактерицидных ламп.
Подготовка операционного поля
Операционное поле — это участок кожных покровов, на котором производится оперативное вмешательство. Важно очистить его от патогенной микрофлоры, которая может вызвать послеоперационное осложнение.
Алгоритм подготовки операционного поля
Для эффективной дезинфекции этого участка разработана определённая последовательность действий:
Если у больного аллергия на йод, обработку можно делать по методу Баккала 1% спиртовым раствором бриллиантового зелёного.
В качестве антисептика ещё используют 0,5% спиртовой раствор хлоргексидина, 0,5% аммиак, а также современные дезсредства («Септолит Антисептик»), которыми проводят 2-х кратную обработку с интервалом 30 секунд в количестве 5 мл.
Дезинфицирующие средства для операционной
В интернет-магазине Septolit.ru можно приобрести дезсредства, производимые российской фирмой Сателлит, для обеззараживания поверхностей в операционном зале, дезинфекции и стерилизации инструментов, хирургической обработки рук персонала, подготовки операционного поля. Все они разрешены Роспотребнадзором, безопасны, высокоэффективны.
«Септолит Тетра»
Этот препарат обладает высокой антимикробной активностью и моющими свойствами. Благодаря этим эффектам, можно объединить этапы дезинфекции и предстерилизационной очистки в процессе обеззараживания инструментов, чем сократить время на их обработку. Подходит для деконтаминации любых поверхностей, материала, инструментария.
«Септолит ДХЦ»
Эти хлорсодержащие таблетки хорошо растворяются в воде. Раствором обеззараживают инструменты, различные поверхности, биологические отходы, посуду, инвентарь для уборки.
Дезинфекционные мероприятия в операционном блоке
Несоблюдение санитарных требований, неполноценное проведение дезинфекционных мероприятий чревато размножением и распространением болезнетворных микроорганизмов в помещениях операционного блока. А это уже приводит к возникновению внутрибольничной инфекции — развитию послеоперационных осложнений и нагноений ран у пациентов.
Так, в операционном блоке дезинфекции подлежат:
Проведение дезинфекции в операционном блоке
Дезинфекционные мероприятия реализуются во время проведения ежедневных уборок. Так, различают пять видов уборок в операционном блоке:
Предварительная уборка операционного блока проводится утром перед началом работы. Основная задача этого вида уборки заключается в устранение пыли, осевшей на объекты за ночь. Для этого ветошью, смоченной в моющем или дезинфицирующем средстве, протирают мебель и медоборудование. А затем моют полы.
Текущая уборка проводится непосредственно во время операции. Использованный во время операции материал (салфетки, ватные шарики, марля) может падать на пол, его необходимо убирать. При попадании крови на пол, мебель или оборудование поверхности тут же протирают ветошью, смоченной в дезсредство.
Послеоперационная уборка проводится в перерывах между операциями, после того, как пациента увезут из операционной. В это время собирают и выносят использованное операционное белье, перевязочный материл, инструментарий. Операционный стол протирают ветошью, смоченной в дезсредство, накрывают чистой простыней. Моют пол с дезсредствами вокруг операционного стола. Иными словами — подготавливают операционную к следующей операции.
Заключительная уборка всегда проводится в конце рабочего дня, вне зависимости от того были операции или нет. Во время заключительной уборки ветошью, смоченной в дезсредство, моют стены, подоконники, двери, мебель, медоборудование. Затем моют полы с дезсредствами. По окончанию уборки в помещении включают бактерицидные лампы.
Раз в неделю в оперблоке проводят генеральную уборку, которая предполагает мытье всех поверхностей помещений. Перед генуборкой помещение по возможности освобождают от мебели или отодвигают ее от стен к центру комнаты. Уборку проводят сверху-вниз: сначала моют с дезсредствами потолок, затем стены во всю высоту, окна с подоконниками, мебель, медоборудование и в завершении моют пол.
Дезинфекция изделий медицинского назначения
В целях предотвращения контактной инфекции медицинские изделия подвергаются тщательной дезинфекции. Так, хирургический инструментарий обеззараживают в три последовательных этапа:
Дезинфекция использованных емкостей, тазов, лотков для инструментов осуществляют путем погружения в раствор дезсредства с последующим ополаскиванием водой.
Грязное операционное белье собирают в закрывающиеся мешки и отправляют в прачечную. Белье, запачканное биологическими жидкостями, перед стиркой подвергают дезинфекции — замачиванию в растворе дезсредства.
Использованный перевязочный материал, салфетки, маски, перчатки и прочие отходы собирают в пакеты желтого цвета с подписью «отходы класса Б». После наполнения пакеты завязывают и транспортируют в комнату временного хранения отходов. В последствии специализированная компания вывозит из ЛПУ отходы и утилизирует их.
Гигиена медперсонала
В профилактике внутрибольничной инфекции важное внимание уделяют гигиене медперсонала. Так, во время операции медперсонал должен находиться в стерильной одежде, использовать перчатки и маску.
Перед операцией медперсонал проводит хирургическую обработку рук с использованием мыла или кожного антисептика. В процессе операции каждый час проводят обработку перчаток, одетых на руки, антисептиком.
Персонал, задействованный в проведении операции, должен быть здоров. Поэтому сотрудники операционного блока должны регулярно проходить медосмотр.
Дезсредства для операционного блока
Дезинфекция в операционном блоке должна проводиться с использованием дезсредств с широким спектром антимикробного действия. Для обеззараживания поверхностей помещения (пола, стен, дверей) следует отдавать предпочтение дезсредствам с моющими свойствами. При необходимости экстренной обработки небольших поверхностей (мебели, оборудования) также допускается применение средств для экспресс-дезинфекции.
Для проведения дезинфекции в операционном блоке рекомендуем использовать такие средства:
Хирургия
Специфика ИСМП
Специфика дезинфекционных мероприятий
В качестве примера, приведем особенности дезинфекции операционного блока.
Обработка операционной/операционного блока
Существует пять видов уборки операционной (операционного блока). Это текущая уборка в процессе операции, уборка после каждой операции, заключительная (ежедневная уборка), ежедневная уборка операционного блока и генеарльная уборка операционной (операционного блока).
Особенности их уборки изложены в соответствующих санитарных правилах, методических документах и регламентах (СОПах), утверждаемых медицинской организацией, оказывающих медицинскую помощь по профилю «хирургия». Алгоритм уборки изложен в разделе 2.9 Уборка операционной в Руководстве для операционных и перевязочный сестер, 2-е издание дополненное и переработанное под общей редакцией профессора М.М. Абакумова, Москва 2019 г.
Для создания и постоянной поддержки такого класса чистоты для них установлены специальные требования: общее количество микроорганизмов в 1м3 воздуха не должно превышать до начала работы 200 КОЕ/м3 и после работы 500 КОЕ/м3.
Обязательному обеззараживанию в них должны подвергаться не только воздух, но и поверхности, что делает актуальным применение дезинфекционного оборудования, одновременно обеззараживающих все пространство в помещении.
Используемое при этих видах уборки дезинфекционное оборудование должно:
Обработка операционной с помощью импульсных ультрафиолетовых установок.
Согласно вышеприведенному Руководству импульсные УФ-установки рекомендуется использовать при проведении следующих видов уборки операционных/операционных блоков:
На заключительном этапе уборки воздух и поверхности помещения одновременно обеззараживаются установками аэрозольной дезинфекции или ультрафиолетовыми (включая импульсные) бактерицидными установками».
Также с их помощью существенно сокращается общее время проведения генеральной уборки в операционной.
При использовании нескольких точек последовательного расположения установки в операционной достигается обеззараживание всего помещения максимум за 10-15 минут с эффективностью не менее 99,9% (Рис.1).
При ее экстренной подготовке, а также в перерывах между операциями необходимо расположить установку в рядом с операционным столом, чтобы за 45 секунд достигнуть эффективность 99,99% в «критичной зоне» в радиусе 1 м.(Рис.2).
При использовании стационарной установки «Альфа-02» и размещении специалистами компании нескольких облучателей на стенах или потолке достигается эффект «светового котла», позволяющий обрабатывать помещение в бестеневом режиме, чем обеспечивается одинаково высокий уровень эффективности обеззараживания во всем объеме. Выносной пульт управления позволяет проводить весь цикл подготовки и непосредственно сеанса обработки в отсутствии людей в обрабатываемом помещении, что крайне важно для исключения заноса в него микрофлоры человека, как одного из основных источников бактериального загрязнения помещений. В совокупности это позволяет проводить многократную обработку помещения в перерывах между операциями без нарушения графика их работы.
Таким образом, импульсные ультрафиолетовые установки производства НПП «Мелитта» отвечают всем требованиям российского и зарубежного санитарного законодательства, легко встраиваются в существующие регламенты обработки помещений операционного блока, обладают высокой доказанной эффективностью в отношении все видов микроорганизмов и вирусов, имеют минимальный промежуток времени (2-5 минут) обработки, что позволяет использовать их при всех видах профилактической и очаговой дезинфекции в помещениях всех классов чистоты.
Это позволяет отнести импульсные Уф-установки к дезинфекционному оборудованию, обеспечивающему существенное снижение риска развития ИСМП в хирургических стационарах и отделениях многопрофильных медицинских организаций.
Накопленный многолетний опыт применения импульсных ультрафиолетовых установок в комплексных дезинфекционных мероприятиях в помещениях медицинских организаций, оказывающих хирургическую помощь, показывает их высокую биоцидную эффективность и, как следствие, снижение уровня ИСМП у пациентов и персонала.
Информационные материалы
Федеральные клинические рекомендации «Применение импульсных ультрафиолетовых установок в эпидемиологическом обеспечении медицинских организаций» Утверждены на Общем собрании членов НП НАСКИ 13.04.2015 г. Читать подробнее (pdf, 755 Кб)
Руководство для операционных и перевязочный сестер, 2-е издание дополненное и переработанное под общей редакцией профессора М.М. Абакумова, Раздел 2.9. УБОРКА ОПЕРАЦИОННОЙ, Москва 2019 г.
Отчет о проведении клинической апробации импульсных ультрафиолетовых установок для обеззараживания воздуха и поверхностей помещения «Альфа-06» и «Альфа-09» в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Г. Манк-Петербург, 2021 г. Читать подробнее
Результаты клинического исследования эффективности работы импульсной ультрафиолетовой установки УИКб-01-«Альфа». Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. Москва 2007 г. Читать подробнее (pdf, 111 Кб)
Заключение о клинической апробации установок импульсных ультрафиолетовых УИКб-01-«Альфа» и «Альфа-05». Городская клиническая больница № 15 им. О.М. Филатова. Москва 2007 г. Читать подробнее (pdf, 172 Кб)
Новые технологии обеззараживания воздуха в лечебно-профилактических учреждениях. Савенко С.М., Клиническая больница Управления делами Президента РФ, Гольдштейн Я.А., Шашковский С.Г., ООО «Научно-Производственное Предприятие «Мелитта». Журнал «Стерилизация и госпитальные инфекции» №2, 2006 г. Читать подробнее
«Безопасная воздушная среда, как эффективная мера профилактики ИСМП». Бражникова Е.В., Амплеева Т.В., ГБУЗ «ГКБ имени В.М. Буянова ДЗМ». Материалы XV Научно-практической конференции «Внутрибольничные инфекции в стационарах различного профиля, профилактика, лечение осложнений», апрель 2017 г. Читать подробнее
Наиболее значимые проекты
Полный список организаций по данному направлению доступен в разделе Реализованные проекты
Что в операционной должно быть стерильно а что дезинфицировано
4. Профилактика внутрибольничных инфекций в операционном
блоке и перевязочных
4.1. Территория операционного блока разделяется на три функциональные зоны: неограниченная, полусвободная, ограниченная:
неограниченная зона состоит из служебных помещений, помещений для сбора, дезинфекции, временного хранения отходов классов А и Б, использованного белья, а также технических помещений;
полусвободная зона состоит из помещений санпропускника, помещения для хранения аппаратуры, инструментария, расходных материалов, белья;
4.2. Все двери операционной должны оставаться закрытыми, за исключением тех случаев, когда есть необходимость перемещения оборудования, персонала или больного. Число персонала, которому разрешено входить в операционную, особенно после начала операции, должно быть сведено к минимуму.
4.3. Операционный блок оборудуют вентиляционными установками с преобладанием притока воздуха над вытяжкой.
4.4. При подготовке стерильных столов необходимо соблюдать меры асептики:
стол предварительно дезинфицируют способом протирания одним из средств, рекомендованных для дезинфекции поверхностей в помещениях;
простыни, используемые для подготовки стерильных столов, перед стерилизацией проверяют на целость материала. При наличии повреждений их следует заменить. Альтернативой является использование стерильного одноразового хирургического белья или стерильных одноразовых специальных комплектов.
4.5. Перед извлечением простерилизованных материалов и инструментов (до вскрытия стерилизационных коробок/упаковок):
визуально оценивают плотность закрытия крышки стерилизационной коробки или целость стерилизационной упаковки однократного применения;
проверяют цвет индикаторных меток химических индикаторов, в том числе на стерилизационных упаковочных материалах;
проверяют дату стерилизации;
на бирке бикса, упаковочном пакете ставят дату, время вскрытия и подпись вскрывавшего.
4.6. Перед подготовкой стерильных столов операционная сестра обрабатывает руки спиртосодержащим кожным антисептиком по технологии обработки рук хирургов, надевает стерильные халат и перчатки (без шапочки и маски вход в операционную запрещен).
4.7. При подготовке большого инструментального стола две стерильные простыни, каждая из которых сложена вдвое, раскладывают на левую и правую половины стола местами сгиба к стене. Простыни располагают внахлест таким образом, чтобы по центру стола края одной простыни заходили на другую простыню не менее чем на 10 см, а края простыней со всех сторон стола свисали примерно на 15 см. Поверх этих простыней выстилают третью простыню в развернутом виде так, чтобы ее края свисали не менее чем на 25 см. Стол с разложенными на нем инструментами сверху накрывают стерильной простыней, сложенной вдвое по длине простынного полотна, или двумя простынями в развернутом виде.
4.8. Большой инструментальный стол накрывают один раз в день непосредственно перед первой операцией. Во время работы инструменты и материалы с большого инструментального стола разрешается брать только в стерильных перчатках с помощью стерильного корнцанга/пинцета. После проведенной операции на большой инструментальный стол дополнительно, пополняя из стерильной укладки, выкладывают инструменты и материалы, необходимые для следующей операции.
4.9. При подготовке малого инструментального рабочего стола его накрывают стерильной простыней, сложенной вдвое, а затем стерильной пеленкой в развернутом виде, края которой должны равномерно свисать со всех сторон стола. Выкладывают стерильные инструменты и материалы и сверху накрывают их стерильной пеленкой, сложенной вдвое. Альтернативой является использование простыни-чехла однократного применения из нетканого, воздухопроницаемого материала, устойчивого к проникновению жидкостей.
4.10. Малый инструментальный рабочий стол после каждой операции накрывают заново для следующей операции.
4.11. Альтернативой стерильных столов являются индивидуальные укладки на каждую операцию, включая стандартный набор инструментов и отдельно упакованные инструменты.
4.12. Члены операционной бригады входят на территорию операционного блока через санпропускник, где принимают душ и меняют одежду на операционные костюмы и шапочки.
4.13. Члены операционной бригады перед входом в ограниченную зону надевают маски (предпочтительно однократного применения), закрывающие нос, рот и область подбородка, и проходят в предоперационную, где проводят обработку рук хирургов по технологии, указанной в главе I настоящих санитарных правил. После этого члены операционной бригады надевают стерильные халат и перчатки с помощью медицинской сестры. Перчатки надевают после надевания стерильного халата.
4.14. Хирургические халаты, используемые в оперблоке, должны быть воздухопроницаемы и устойчивы к проникновению влаги.
4.15. При нарушении целости перчаток во время операции их необходимо немедленно заменить, а руки обработать спиртосодержащим кожным антисептиком.
4.16. При возникновении «аварийной ситуации» во время операции (нарушение целости кожных покровов рук членов операционной бригады) немедленно должны быть проведены мероприятия по экстренной профилактике гепатита B и ВИЧ-инфекции.
4.17. Для проведения операций с высоким риском нарушения целости перчаток следует надевать 2 пары перчаток или перчатки повышенной прочности.
4.18. При подготовке к работе перевязочной до начала работы проводится влажная уборка помещения перевязочной с обработкой всех поверхностей дезинфектантом.
4.19. Для уборки перевязочной используют специально выделенный халат, перчатки, маску и шапочку, промаркированный инвентарь, салфетки, емкость.
4.20. После проведения уборки перевязочной медицинский персонал снимает спецодежду, моет руки с мылом и проводит их гигиеническую обработку.
4.22. Перевязочная должна быть обеспечена необходимым количеством стерильных инструментов и расходного материала. Наборы для проведения перевязок должны быть индивидуальными.
4.23. Стерильный перевязочный стол накрывается медицинской сестрой на каждую перевязку.
4.24. Перевязочный стол для пациента (кушетка) дезинфицируют способом протирания и накрывают чистой простыней (пеленкой) перед каждой новой перевязкой.
4.26. Снятие повязки проводится перевязочной сестрой в чистых (нестерильных) перчатках.
4.27. Лечащий врач (оперирующий хирург) проводит перевязку в стерильных перчатках, которые меняет при каждой перевязке.
4.28. Все предметы со стерильного перевязочного стола берутся стерильным корнцангом (пинцетом).
4.29. По окончании перевязки отработанный материал, использованные перчатки, халаты сбрасывают в емкость для сбора отходов класса Б и в дальнейшем подвергают дезинфекции и утилизации.
4.31. В конце рабочего дня проводят уборку перевязочной с последующим обеззараживанием воздуха. Один раз в неделю проводят генеральную уборку в перевязочной, о чем делают запись в журнале регистрации уборок.
Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических организациях
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы
СанПиН 3.5.2528 –09
Дополнение № 2 к СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»
I. Область применения
1.2. Санитарные правила предназначены для лечебно-профилактических организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
1.3. Санитарные правила содержат основные требования к организации проведения и оценке качества дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических организациях, направленных на предупреждение возникновения и распространения внутрибольничных инфекций.
1.4. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
1.5. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и его территориальными органами.
II. Общие положения
2.1. В целях профилактики внутрибольничных инфекций (далее по тексту ВБИ) в лечебно-профилактической организации (далее по тексту ЛПО) осуществляются дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, обеззараживание, предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения.
2.2. Профилактическая дезинфекция осуществляется в формах:
— плановой профилактической дезинфекции;
— профилактической дезинфекции по эпидемиологическим показаниям;
— дезинфекции по санитарно-гигиеническим показаниям.
2.2.1.Плановая профилактическая дезинфекция проводится систематически в ЛПО при отсутствии в них ВБИ, когда источник возбудителя не выявлен и возбудитель не выделен с целью:
— уменьшения микробной обсемененности объектов внутрибольничной среды и предупреждения возможности размножения микроорганизмов;
— предупреждения распространения микроорганизмов через изделия медицинского назначения, руки и кожные покровы медицинского персонала и больных;
— освобождения помещений ЛПО и окружающей территории от членистоногих и грызунов.
При плановой профилактической дезинфекции в ЛПО проводится:
— обеззараживание всех видов поверхностей внутрибольничной среды, обеспечивающее гибель санитарно-показательных бактерий и уменьшение контаминации микроорганизмами различных объектов, в том числе воздуха, предметов ухода за больными, посуды, и др.;
— обеззараживание изделий медицинского назначения (поверхностей, каналов и полостей) с целью умерщвления бактерий и вирусов (в том числе возбудителей парентеральных вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции); обеззараживанию подлежат все изделия медицинского назначения, включая эндоскопы и инструменты к ним, после их использования у пациента;
— дезинфекция высокого уровня эндоскопов (ДВУ), используемых в диагностических целях (без нарушения целостности тканей, то есть при «нестерильных» эндоскопических манипуляциях), обеспечивающую гибель всех вирусов, грибов рода Кандида, вегетативных форм бактерий и большинства споровых форм микроорганизмов;
— гигиеническая обработка рук медицинского персонала;
— обработка рук хирургов и других лиц, участвующих в проведении оперативных вмешательств и приеме родов;
— обработка операционного и инъекционного полей;
— полная или частичная санитарная обработка кожных покровов;
— обеззараживание медицинских отходов классов Б и В;
— дезинсекция, обеспечивающая освобождение или снижение численности членистоногих в помещении и на окружающей территории;
— дератизация, обеспечивающая освобождение помещений от грызунов и снижение их численности на окружающей территории.
2.2.2. Профилактическая дезинфекция по эпидемиологическим показаниям проводится с целью не допустить распространения возбудителей ВБИ и их переносчиков в отделениях (палатах) из соседних отделений (палат).
2.2.3. Профилактическая дезинфекция по санитарно-гигиеническим показаниям проводится как разовое мероприятие в помещениях организаций, находящихся в неудовлетворительном санитарном состоянии по методике проведения генеральных уборок.
Генеральная уборка представляет собой комплекс санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий, проводимых с целью удаления загрязнений и снижения микробной обсемененности в помещениях организаций.
Генеральная уборка включает мытье, очистку и обеззараживание поверхностей помещений (в том числе труднодоступных), дверей, мебели, оборудования (в том числе осветительных приборов), аппаратуры путем использования моющих и дезинфицирующих средств.
При генеральной уборке применяются рекомендованные для этого дезинфицирующие средства. Режимы применения дезинфицирующих средств определяются с учетом профиля стационара и микробной контаминации объектов.
2.3. Очаговая дезинфекция проводится при выявлении источника инфекции (больные, носители) в стационарах (отделениях), амбулаторно-поликлинических организациях любого профиля с учетом эпидемиологических особенностей инфекции и механизма передачи ее возбудителя.
Целью очаговой дезинфекции является предупреждение распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты, имевшие контакт с больными в стационаре (отделении) и за его пределами.
При очаговой дезинфекции обеззараживаются различные объекты, имеющие эпидемиологическое значение в передаче возбудителя; проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала; дезинсекция и дератизация.
Очаговая дезинфекция осуществляется в формах текущей и заключительной очаговой дезинфекции.
2.3.1. Текущая очаговая дезинфекция объектов внутрибольничной среды в окружении больного проводится с момента выявления у больного внутрибольничной инфекции и до выписки (или перевода в другое отделение/стационар).
В ходе текущей очаговой дезинфекции проводится систематическое обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт: изделий медицинского назначения, предметов ухода, посуды, белья, поверхностей в помещениях, в том числе мебели и оборудования, обеззараживание медицинских отходов класса Б и В, дезинсекцию и дератизацию. При текущей дезинфекции проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала, инъекционного поля.
2.3.2. Заключительная очаговая дезинфекция проводится после выписки, смерти или перевода больного в другое отделение или стационар с целью обеззараживания объектов внутрибольничной среды, с которыми он контактировал в процессе пребывания в стационаре.
В ходе заключительной очаговой дезинфекции:
— обеззараживаются поверхности помещений, в которых находился больной и места общего пользования; поверхности оборудования и приборов; изделия медицинского назначения; предметы ухода за больным, медицинские отходы и др.;
— обеззараживаются в дезинфекционных камерах постельные принадлежности, нательное белье и вещи больного, выдаваемые ему перед выпиской;
— обеззараживается санитарный транспорт, перевозивший больного;
— проводится полная или частичная санитарная обработка кожных покровов больных перед выпиской;
— проводится дезинсекция и дератизация.
2.4. Мероприятия по дезинфекции водных систем ЛПО (систем водоснабжения, централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха и др.) проводятся с целью профилактики распространения легионеллезной инфекции. Микробиологический мониторинг на наличие легионелл необходимо осуществлять не реже 2 раз в год для централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха, систем горячего и холодного водоснабжения и ежеквартально для бассейнов.
2.5. При проведении инвазивных манипуляций во всех отделениях и амбулаторно-поликлинических организациях используются стерильные изделия медицинского назначения, которые после обеззараживания при профилактической и очаговой дезинфекции подвергаются предстерилизационной очистке и стерилизации.
Предстерилизационная очистка и стерилизация проводятся в централизованных стерилизационных отделениях (далее ЦСО), а при их отсутствии в отделениях ЛПО систематически во всех случаях при подготовке изделий к предстоящим медицинским манипуляциям, при которых эти изделия будут соприкасаться с кровью, раневой поверхностью, инъекционными препаратами или при которых имеется риск повреждения слизистых оболочек.
2.5.2. Целью стерилизации изделий медицинского назначения, в том числе эндоскопов и инструментов к ним, используемых в диагностических и лечебных целях с нарушением целостности тканей (т.е. используемых при стерильных эндоскопических манипуляциях) является обеспечение гибели на изделиях (и внутри них) микроорганизмов всех видов, в том числе и споровых форм.
2.6. Для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации, дезинсекции и дератизации используются химические, физические средства, оборудование, аппаратура и материалы, разрешенные к применению в ЛПО в установленном порядке в Российской Федерации, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека.
При выборе средств необходимо учитывать рекомендации изготовителей изделий медицинского назначения, применяемых в организации, касающиеся воздействия конкретных дезинфекционных средств на материалы этих изделий.
Хранение дезинфекционных средств должно осуществляться в помещениях, отвечающих установленным требованиям.
III. Обеспечение проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий
3.1. В целях защиты пациентов и персонала от внутрибольничной инфекции организуется и проводится производственный контроль соблюдения требований настоящих санитарных правил в лечебно-профилактических организациях при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.
3.2. Производственный контроль включает:
— наличие в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
— назначение лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;
— организацию лабораторно-инструментальных исследований;
— контроль наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;
— визуальный контроль уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
3.1.2.Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий осуществляется на основании соответствующего раздела плана производственного контроля ЛПО, включающего программу лабораторно-инструментального контроля. План производственного контроля разрабатывает лицо, ответственное за организацию и проведение производственного контроля, а утверждает руководитель лечебно-профилактической организации.
3.1.3. Лицо, ответственное за проведение производственного контроля представляет отчет руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) об исполнении плана для принятия соответствующих организационных мер.
3.1.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели являются ответственными за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля.
3.2. Материально-техническое обеспечение дезинфекционных и стерилизационных мероприятий определяется санитарными требованиями к помещению и прилегающей к нему территории, профилем организации, видами и количеством проводимых медицинских манипуляций.
3.3. Критериями оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в ЛПО являются:
— отрицательные результаты посевов проб со всех объектов внутрибольничной среды (в том числе контроль стерильности);
— показатели обсемененности воздуха, не превышающие установленные нормативы;
— отсутствие в помещениях ЛПО грызунов, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения;
— отсутствие в помещениях ЛПО членистоногих, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения.
(c) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, 2006-2021 г. Адрес: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Набережная, 67
|