Что в основном признается местом пребывания

Чем место пребывания отличается от места фактического проживания

В нормативных документах встречаются такие понятия: место жительства, место пребывания и место фактического проживания.

Место жительства — это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает и в котором он зарегистрирован именно по месту жительства. Это отдельный вид регистрации, которую иногда для простоты называют «пропиской», хотя в законах такого термина нет. Отметка о регистрации по месту жительства стоит в паспорте.

Место пребывания — это место, где гражданин проживает временно. Например, гостиница, дом отдыха, студенческое общежитие или арендованная квартира в другом регионе. По месту пребывания регистрируются временно, при этом временная регистрация не заменяет и не отменяет постоянную. Можно иметь место жительства, то есть постоянную регистрацию, в одном населенном пункте, и временную регистрацию по месту пребывания — в другом. Регистрацию по месту пребывания подтверждает свидетельство.

Когда гражданина регистрируют по месту пребывания, его не снимают с учета по месту жительства.

Место фактического проживания — это помещение, в котором на самом деле в конкретный момент времени живет гражданин. Как правило, этот термин используют, чтобы обозначить место проживания, которое по разным причинам не подтверждено регистрацией. Место фактического проживания может совпадать с местом жительства и местом пребывания, а может отличаться от них.

Не всегда нужно оформлять регистрацию по месту пребывания, даже если оно не совпадает с местом жительства. Можно временно жить в другом регионе без временной регистрации, если срок пребывания меньше 90 дней. Если эта квартира находится в том же регионе, по закону временную регистрацию тоже можно не оформлять.

Например, супруги зарегистрированы по месту жительства в квартирах своих родителей, потому что своего жилья у них еще нет. Но живут они в другой квартире, которую сами снимают. Так как квартира находится в том же регионе, им необязательно регистрироваться в ней по месту временного пребывания. В этом нет нарушения закона. Когда придет пора записывать детей в детский сад или школу, это можно сделать по месту фактического проживания. Если в образовательном учреждении будут свободные места, дети пойдут в школу рядом с домом, хотя формально это не место жительства семьи и не место временного пребывания.

Аналогичная ситуация с материнским капиталом. Заявление на распоряжение можно подать по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания.

Еще по месту фактического проживания могут отправить копию постановления об ограничении выезда за границу. Если пристав знает, что должник временно или постоянно зарегистрирован в одном месте, но фактически живет в другом.

Этот термин могут использовать в тех случаях, когда у гражданина вообще нет регистрации по месту жительства или пребывания — например, при назначении пенсии.

Подать документы на регистрацию по месту жительства или месту пребывания можно на портале Госуслуг.

Источник

Регистрация граждан по месту жительства и по месту пребывания и ее правовое значение

Ранее под установленным порядком вселения понималось соблюдение правил о прописке. Постановлением КС РФ от 25.04.1995 № 3-П «По делу о проверке конституционности ст.54 ЖК РСФСР» ее положения в этой части признаны не соответствующими Конституции.

В настоящее время граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 17 июля 1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» с учетом Постановления КС РФ от 02.02.1998№ 4-П

В отличие от прописки, регистрация – это не разрешение на проживание. Регистрация предполагает, что там, где гражданин зарегистрирован и находится его место жительства. Но презумпция может быть опровергнута в судебном порядке. В теории и судебной практике неоднократно подчеркивалось, что сам по себе факт отсутствия или наличия регистрации еще не свидетельствует об отсутствии или наличии прав на жилое помещение. Так, ВС РФ постановлением от 31.10.95г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил, что отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод человека, включая право на жилище. Наличие или отсутствие регистрации может служить лишь одним из доказательств возникновения или прекращения каких-либо прав. КС РФ отметил, что регистрация – способ учета граждан, носящий уведомительный характер. Такой подход принципиально изменил судебную и административную оценку конфликтной ситуации по сравнению с той, что существовала в советский период.

В Правилах указывается на 2 вида регистрации

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Органами регистрационного учета являются территориальные органы ФМС, осуществляющие регистрацию в течение 3 дней со дня поступления документов. Регистрация граждан по месту пребывания в гостиницах, санаториях и иных подобных учреждениях осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация по месту жительства осуществляется не позднее 7 дней со дня смены места жительства на основании заявления гражданина, документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения (договор, административный акт, свидетельство о праве на наследство, решение суда и т.д.)

Оформляется такая регистрация отметкой в паспорте.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней обязаны по истечении указанного срока обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания (документ, удостоверяющий личность и документ-основание для временного проживания: договор найма, поднайма заявление вселяющего)

Оформляется регистрация по месту пребывания выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Правила содержат также специальные положения о регистрации отдельных категорий граждан (военнослужащих, вынужденных переселенцев, проживающие на территории монастырей, храмов, лица, не имеющие постоянного места жительства и др.)

Источник

Статья 39. Место жительства и место пребывания физического лица

Статья 39. Место жительства и место пребывания физического лица

1. Местом жительства физического лица признается место, если иное не предусмотрено настоящей статьей, где это лицо постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано в установленном порядке).

3. Местом пребывания физического лица признается место, где это лицо временно проживает, если иное не установлено настоящим пунктом.

Местом пребывания военнослужащих, а также физических лиц, связанных по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (в том числе лиц плавающего состава морского и речного флотов, работников геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн), признается место, где эти физические лица временно проживают или зарегистрированы в установленном порядке (в том числе место дислокации воинских частей, соответствующих пароходств, флотилий или организаций).

4. При наличии у физического лица более одного дома (квартиры или иного жилого помещения) место жительства или место пребывания этого лица могут быть определены налоговыми органами по согласованию с указанным физическим лицом.

5. В целях регулирования налоговых отношений к месту жительства физического лица приравнивается его место пребывания, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Что в основном признается местом пребывания

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

С 01.07.2022 п. 2 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 17.05.2021 N 744).

2. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 220, от 15.08.2014 N 809, от 25.05.2017 N 631)

(см. текст в предыдущей редакции)

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2016 N 72, от 23.12.2016 N 1465, от 11.10.2021 N 1727)

(см. текст в предыдущей редакции)

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

(см. текст в предыдущей редакции)

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

(см. текст в предыдущей редакции)

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.07.2022 п. 6 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 17.05.2021 N 744).

6. Формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой государственной статистики.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 220, от 11.11.2010 N 885, от 25.05.2017 N 631)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых федеральным законом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.1996 N 512)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

Источник

Место пребывания иностранцев приравняют к месту их нахождения

Что в основном признается местом пребывания. Смотреть фото Что в основном признается местом пребывания. Смотреть картинку Что в основном признается местом пребывания. Картинка про Что в основном признается местом пребывания. Фото Что в основном признается местом пребывания

МВД разработало законопроект, предусматривающий внесение изменений в ст. 2, 20 и 22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Поправки подготовлены во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 г. № 22-П, которым положения ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о миграционном учете признаны противоречащими Конституции РФ.

Действующая редакция этого закона предусматривает постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания у физических лиц или у юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Как ранее сообщала «АГ», Конституционный Суд РФ отметил, что в Законе о миграционном учете не прослеживается однозначная нормативная привязка места пребывания иностранного гражданина к помещению, которое используется именно для проживания. Кроме того, положения закона не позволяют однозначно ответить на вопрос, допустима ли постановка временно пребывающих в России иностранных граждан на миграционный учет не по месту их фактического проживания, когда таковое имеется.

Законопроект уточняет понятия «место пребывания» иностранного гражданина или лица без гражданства, «принимающая сторона» и «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении».

Также поправками устраняется коллизия норм Закона о миграционном учете, из-за которой иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, кроме случаев, когда они обязаны сообщить сведения о месте своего пребывания; при этом в случае неисполнения обязанность по постановке на учет по месту пребывания, иностранный гражданин несет административную ответственность по ч. 1 ст. 18. 8 КоАП РФ.

Руководитель практики трудового и миграционного права Юридической группы «Яковлев и партнеры» Антон Алексеев отметил, что законодатель в очередной раз привел в соответствие самые спорные определения Закона о миграционном учете с реалиями.

«Цель изменений однозначна: привязать иностранца, находящегося в РФ, к его фактическому месту нахождения, а не к адресу юридического лица, где он работает, или к какому-то иному адресу, отличному от его фактического места проживания. Это также имеет смысл и для иностранцев – высококвалифицированных специалистов, так как они в принципе могут не вставать на учет в течение 90 суток, но определенные действия должны совершать в привязке к месту своего пребывания, например вставать на налоговый учет», – пояснил Антон Алексеев.

По мнению эксперта, предлагаемые законопроектом формулировки должны быть более эффективны с точки зрения борьбы с нарушением правил пребывания иностранцев в России.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина напомнила о том, что правовая неопределенность в вопросе о возможности фактического проживания иностранного гражданина не по месту регистрации в случае регистрации по месту нахождения юридического лица – работодателя иностранного гражданина существует давно. КС РФ даны были разъяснения по данному вопросу еще в Определении от 24 ноября 2016 г. № 2538-О.

Анна Минушкина рассказала о практике судов Москвы, сложившейся незадолго до принятия к производству КС РФ жалобы граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма, по которой было принято постановление, послужившее поводом для разработки этого законопроекта. В частности, для подтверждения отсутствия события административного правонарушения со стороны иностранного гражданина суду необходимо было предоставить регистрацию по месту пребывания иностранного гражданина в помещении, принадлежащем работодателю, и трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, с отметкой миграционного органа.

По мнению Анны Минушкиной, в случае принятия законопроекта данный вопрос будет окончательно урегулирован, а положения законопроекта будут толковаться судами с учетом позиции Конституционного Суда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *