Что в отечественной науке называется социализацией что автор считает результатом социализации
Что в отечественной науке называется социализацией что автор считает результатом социализации
Что в отечественной науке называется социализацией? Что автор считает результатом социализации? Что, по мнению автора, существенно изменяет характер социализации в информационном обществе?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация человека происходит в обществе не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного воспитания и образования. Однако нужно отметить, что в современном обществе динамика информационных процессов достаточно высока, и опираться на случайные факторы социализации сегодня недопустимо, личность необходимо подготавливать к жизнедеятельности в информационном обществе последовательно и целенаправленно.
Особую актуальность процесс социализации приобретает в формирующемся информационном обществе.
Информационное общество можно идентифицировать по следующим конкретным признакам: информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других); условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению; жизнь человека зависит от умения своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать и наиболее эффективно использовать любую новую информацию.
Что в отечественной науке называется социализацией что автор считает результатом социализации
Что в отечественной науке называется социализацией? Что автор считает результатом социализации? Что, по мнению автора, существенно изменяет характер социализации в информационном обществе?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация человека происходит в обществе не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного воспитания и образования. Однако нужно отметить, что в современном обществе динамика информационных процессов достаточно высока, и опираться на случайные факторы социализации сегодня недопустимо, личность необходимо подготавливать к жизнедеятельности в информационном обществе последовательно и целенаправленно.
Особую актуальность процесс социализации приобретает в формирующемся информационном обществе.
Информационное общество можно идентифицировать по следующим конкретным признакам: информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других); условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению; жизнь человека зависит от умения своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать и наиболее эффективно использовать любую новую информацию.
Как, по мнению автора, в информационном обществе соотносятся темпы смены поколений и цикла обновления технологий? Предположите, какое влияние такие темпы развития оказывают на социализацию индивида (используя обществоведческие знания, выскажите два предположения).
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация человека происходит в обществе не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного воспитания и образования. Однако нужно отметить, что в современном обществе динамика информационных процессов достаточно высока, и опираться на случайные факторы социализации сегодня недопустимо, личность необходимо подготавливать к жизнедеятельности в информационном обществе последовательно и целенаправленно.
Особую актуальность процесс социализации приобретает в формирующемся информационном обществе.
Информационное общество можно идентифицировать по следующим конкретным признакам: информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других); условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению; жизнь человека зависит от умения своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать и наиболее эффективно использовать любую новую информацию.
Что в отечественной науке называется социализацией что автор считает результатом социализации
В чем автор видит проявление стандартизации процесса социализации в традиционном обществе? Какой механизм социализации был для этого общества важнейшим? Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «социализация».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.
Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.
Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.
Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.
В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.
Что в отечественной науке называется социализацией что автор считает результатом социализации
Какое условие успеха личности в информационном обществе назвал автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, поясните позицию автора (приведите три пояснения).
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация человека происходит в обществе не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного воспитания и образования. Однако нужно отметить, что в современном обществе динамика информационных процессов достаточно высока, и опираться на случайные факторы социализации сегодня недопустимо, личность необходимо подготавливать к жизнедеятельности в информационном обществе последовательно и целенаправленно.
Особую актуальность процесс социализации приобретает в формирующемся информационном обществе.
Информационное общество можно идентифицировать по следующим конкретным признакам: информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других); условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению; жизнь человека зависит от умения своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать и наиболее эффективно использовать любую новую информацию.
Что в отечественной науке называется социализацией? Что автор считает результатом социализации? Что, по мнению автора, существенно изменяет характер социализации в информационном обществе?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— процесс полной интеграции личности в социальную систему;
2) ответ на второй вопрос:
— приобретённые качества и опыт для полноценной жизнедеятельности в обществе;
3) ответ на третий вопрос:
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Как, по мнению автора, в информационном обществе соотносятся темпы смены поколений и цикла обновления технологий? Предположите, какое влияние такие темпы развития оказывают на социализацию индивида (используя обществоведческие знания, выскажите два предположения).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— в информационном обществе темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий.
(Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке, в том числе в виде цитаты соответствующего положения текста).
2) предположения, например:
— социализация должна идти быстрее и интенсивнее, чтобы соответствовать темпам общественного развития;
— социализация должна включать в себя формирование способности к быстрой адаптации в стремительно меняющемся мире, к анализу потоков разнообразной информации.
(Могут быть высказаны иные основательные предположения.)
Назовите два условия социализации человека в обществе, упомянуты, в тексте. Опираясь на факты общественной жизни и личный, социальный опыт, проиллюстрируйте каждое из них двумя примерами. (Назовите сначала условие, затем приведите соответствующие примеры.)
Правильный ответ должен содержать условия и соответствующие примеры:
1) Непрерывное воздействие на личность всевозможных обстоятельств жизни, например:
— Татьяна познакомилась с Виталием, живущим в другом городе, и стала активно интересоваться историей и культурой родного города Виталия;
— в период экономического кризиса программист Максим потерял работу; чтобы содержать семью, он переквалифицировался в школьного учителя информатики и нашёл работу в сельской школе;
2) Целенаправленное воспитание и образование, например:
— Алина водит своих дочерей в музыкальную школу и на занятия хореографией для того, чтобы они выросли гармоничными личностями;
— менеджер магазина Владимир изучает английский и итальянский языки, чтобы получить более высокую должность.
Могут быть приведены иные примеры
Как, по мнению автора, в информационном обществе соотносятся темпы смены поколений и цикла обновления технологий? Предположите, какое влияние такие темпы развития оказывают на социализацию индивида (используя обществоведческие знания, выскажите два предположения).
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— в информационном обществе темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий.
(Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке, в том числе в виде цитаты соответствующего положения текста).
2) предположения, например:
— социализация должна идти быстрее и интенсивнее, чтобы соответствовать темпам общественного развития;
— социализация должна включать в себя формирование способности к быстрой адаптации в стремительно меняющемся мире, к анализу потоков разнообразной информации.
(Могут быть высказаны иные основательные предположения.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению;
(Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке, в том числе в виде цитаты соответствующего положения текста.)
2) пояснения, например:
— стремительное изменение техники и производственных технологий требует от работников постоянного повышения квалификации / переобучения;
— в современном обществе некоторые профессии становятся невостребованными, при этом появляются новые профессии, это требует от человека способности к переквалификации и переобучению;
— в современном обществе нередки экономические кризисы, сопровождающиеся массовой безработицей, поэтому работник должен быть способен к переквалификации и переобучению.
Могут быть приведены иные пояснения.
Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «социализация».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.
Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.
Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.
Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.
В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.
От чего, по мнению автора, зависит социализация в содержательном и формальном плане? Что автор считает социализацией в формальном плане?
В правильном ответе должно быть указано:
1) в содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид;
2) социализацией в формальном плане автор считает особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив.
В чем автор видит проявление стандартизации процесса социализации в традиционном обществе? Какой механизм социализации был для этого общества важнейшим? Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «социализация».
Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса:
1) проявление стандартизации процесса социализации в традиционном обществе — обряд инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности;
2) важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы;
3) раскрыто понятие, например: социализация — процесс усвоение индивидом культурного опыта, социальных норм, ценностей и моделей поведения, что обеспечивает его интеграцию в систему социальных отношений, формирует его мировоззрение.
Чем отличаются механизмы современной социализации от социализации, существовавшей в традиционном обществе? С опорой на текст, знания курса и социальный опыт укажите три отличия.
В правильном ответе должны быть указаны отличия, например:
1) процесс социализации многовариантен и не подлежит стандартизации, увеличивается число агентов социализации;
2) родители и семья перестают играют такую ключевую роль в социализации индивида, как это было в традиционном обществе;
3) особое значение приобретает образование как агент социализации, которое обеспечивает усвоение базовых знаний по основным наукам и профессиональную подготовку индивида.
Могут быть названы другие отличия.
Автор пишет: «Процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида». С опорой на знания и социальный опыт конкретизируйте это суждение с помощью трех примеров особенностей социализации представителей различных социальных групп.
В правильном ответе могут быть приведены примеры:
1) крестьянин, вступая в самостоятельную жизнь, должен был научиться трудиться вместе со старшими («добывать хлеб насущный в поте лица своего»);
2) рыцарь, готовясь к обряду инициации (посвящения в рыцари), должен был овладеть азами военного искусства, охотничьим делом, изучить рыцарский кодекс;
3) молодых аристократов учили грамоте, военному искусству, изящным манерам; большое значение имело физическое воспитание.
Могут быть приведены другие адекватные примеры.
Социализация — процесс усвоение индивидом культурного опыта, социальных норм, ценностей и моделей поведения, что обеспечивает его интеграцию в систему социальных отношений, формирует его мировоззрение.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «агент социализации».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация — процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего «культурного программирования», во время которого ребёнок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. с самых первых мгновений своей жизни новорождённый испытывает нужды и потребности, которые, в свою очередь, влияют на поведение тех, кто должен о нём заботиться.
Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребёнка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание и кто таким образом приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека.
Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста… Значение семьи для социализации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ребёнка формируется вначале более или менее исключительно в её рамках. В современной ситуации, когда большое число женщин работает, а их дети в это время находятся в детских центрах, отношения сверстников являются ещё более значимыми, чем раньше. Отношения со сверстниками часто сохраняют значение на протяжении всей жизни человека. Особенно это характерно для поселений с невысокой мобильностью, где индивиды могут быть членами одной неформальной группы или иметь одну и ту же группу друзей практически всю жизнь. Даже когда это не так, отношения со сверстниками, по-видимому, оказывают значительное влияние и после периодов детства и отрочества. Неформальные группы людей одного возраста на работе, да и в других ситуациях, обычно оказываются очень важными при формировании позиций и привычек индивида.
Школьное образование — формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей специфические условия обучения.
Не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты,книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления.
Какие функции социализации рассмотрены в тексте? (Укажите любые две функции.)
В правильном ответе могут быть указаны следующие функции:
1) формирование самосознания человека;
2) освоение культуры, в которой человек родился;
3) поддержание связи поколений.
Функции могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках
Какие четыре агента социализации названы автором? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «агент социализации».
В правильном ответе могут быть названы следующие элементы:
1) названы агенты социализации из текста:
— группа сверстников, дружеская компания детей одного возраста;
2) дано объяснение понятию, например:
— агенты социализации — субъекты, взаимодействую с которыми индивид усваивает социальный опыт, нормы, ценности, убеждения и социальные роли, что обеспечивает его успешную интеграцию в общество.
Используя факты личного социального опыта, проиллюстрируйте тремя примерами «скрытую программу, определяющую специфические условия обучения» в школе.
Могут быть приведены такие примеры:
1) в школе Z учатся представители нескольких этнических групп, и им приходится решать специфические проблемы межэтнических взаимодействий;
2) учитель биологии школы Z — активный участник экологического движения — приобщает своих учеников к охране природы их населённого пункта, региона;
3) учитель математики в классе А — строгий, требовательный педагог, а в классе Б недавний выпускник вуза, который только формирует свой индивидуальный стиль преподавания и общения с учениками.
Могут быть приведены другие уместные примеры
Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами мысль автора о том, что «социализация не является разновидностью некоего «культурного программирования»
Могут быть приведены такие аргументы:
1) человек не воспринимает социализирующее воздействие пассивно, он способен влиять на содержание и методы социализации;
2) если бы социализация сводилась к «культурному программированию», отдельные индивиды и группы не демонстрировали бы отклоняющееся поведение, особенно делинквентное;
3) значительный вклад в социализацию молодёжи и взрослых вносит самообразование и саморазвитие, т. е. индивид сам определяет цели, содержание и средства, а иногда выбирает конкретного агента социализации.
Могут быть приведены другие аргументы
Агенты социализации — субъекты, взаимодействую с которыми индивид усваивает социальный опыт, нормы, ценности, убеждения и социальные роли, что обеспечивает его успешную интеграцию в общество.
Существует мнение, что государство и общество должны принимать специальные меры содействия в трудоустройстве подростков и молодёжи. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Участие в труде 14—15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14—15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде.
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16—17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18—20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21—24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости.
Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в возрасте 21—24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.
(Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов)
Какие четыре группы молодёжи, участвующие в труде, выделили авторы? Используя содержание текста, назовите основную причину, побуждающую каждую группу к трудовой деятельности. (Всего укажите четыре группы и побудительную причину каждой из них).
В правильном ответе должны быть названы группы и побудительные причины каждой из них, например:
1) 14—15-летние подростки — необходимость помощи семье;
2) 16—17-летние молодые люди — расширение объёма потребностей, профессиональное самоопределение;
3) 18—20-летние молодые люди — потребности профессионального образования;
4) 21—24-летние молодые люди — стремление к постоянной занятости, карьерному росту.
Побудительные причины каждой группы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
В чём, по мнению авторов, проявляется противоречивый характер участия подростков в трудовой деятельности (укажите два позитивных и два негативных последствия)? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «труд».
В правильном ответе должны быть указаны:
1) Позитивные последствия участия подростков в трудовой деятельности, например:
— происходит первичная адаптация подростка к условиям рынка труда;
— начинается формирование стереотипов трудового поведения.
2) Негативные последствия участия подростков в трудовой деятельности, например:
— трудовая деятельность подростка может привести к прекращению образования;
— угроза закрепление подростка в сфере неквалифицированного труда, а впоследствии — к люмпенизации.
3) Объяснен смысл понятия, например: труд — вид деятельности, направленный по получение практически значимого результата, продукта.
Как авторы характеризуют «шок от реальности», переживаемый работниками в возрасте 21—24 лет? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите три причины такого состояния молодых работников.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) авторская характеристика, например:
— «шок от реальности» — это ситуация, когда «идеальные представления молодёжи о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте».
Авторская характеристика может быть приведена в иной, близкой по смыслу форме.
2) причины, например:
— высокие физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
— трудности вхождения в сложившуюся систему взаимодействия в трудовом коллективе;
— несовпадение самооценки и уровня притязаний с реальными возможностями молодого человека;
— конкуренция с более опытными сотрудниками; — интенсивный процесс социализации.
Могут быть приведены иные причины.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «труд».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Труд — вид деятельности, направленный по получение практически значимого результата, продукта.
Могут быть приведены следующие аргументы:
1) подростки и молодёжь ещё не вполне конкурентоспособны, не обладают необходимыми трудовыми навыками, и им надо помочь приобрести трудовой опыт;
2) общество и государство заинтересованы в воспитании у подростков и молодёжи позитивного отношения к труду;
3) трудовая занятость подростков и молодёжи в некоторой степени сокращает масштабы девиантного и делинквентного поведения этих социальных групп.
Могут быть приведены иные обоснованные аргументы.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые компонента, образующие социальный опыт, названные в тексте (всего три примера).
(В каждом случае сначала укажите компонент социального опыта, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Культура может быть интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения людей). Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и исторической динамике они образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт.
Таким образом, наряду с генетическим кодом, который закрепляет и передаёт от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система, передающая от человека к человеку, от поколения к поколению надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь.
Этот сложный развивающийся массив регуляторов человеческой жизнедеятельности системно организован, и есть основания, обеспечивающие его системную целостность. Такими основаниями выступают фундаментальные жизненные смыслы и ценности. Их обозначают по-разному, называют концептами, категориями культуры, универсалиями культуры. К ним относятся фундаментальные базисные ценности и жизненные смыслы, составляющие содержание категорий «человек», «природа», «пространство», «время», «личность», «деятельность», «свобода», «справедливость», «истина», «красота», и т. д.
Человек усваивает их в процессе воспитания и социализации, через образцы поведения и деятельности, через включение в разные виды деятельности, через язык, через транслируемые в культуре знания, которые он приобретает. Часто он не осознает всего содержания этих категорий, хотя и понимает и переживает их. Он имеет о них неявное знание. Если спросить человека, не занимающегося философией, на уровне его обыденного сознания, что такое справедливость, то, опираясь на конкретные примеры, он покажет, что есть справедливые и несправедливые поступки, но не сможет дать обобщающего определения справедливости.
Как в тексте охарактеризовано неявное знание, которое может иметь человек? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какие программы, по мнению автора, передают люди от поколения к поколению? (Укажите два вида программ). На каком уровне рассуждает человек, который опирается на конкретные примеры, но не может дать обобщающего определения?
1. Ответ на первый вопрос: часто он не осознает всего содержания этих категорий, хотя и понимает, и переживает их, т. е. он имеет о них неявное знание.
2. Ответ на второй вопрос: : биологические и надбиологические / биологические и надбиологические (программы деятельности, программы поведения, программы общения).
3. Ответ на третий вопрос: на уровне обыденного сознания.
Автор пишет о роли социализации в обществе. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Процесс и результат формирования личности, связанный с усвоением индивидом социальных норм, культурных ценностей и социальных ролей.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли школьных предметов (истории, обществознания, литературы и др.) в формировании духовных ценностей.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
1) Предмет «обществознание» раскрывает сущность понятия «ценности», помогает усвоить теоретические знания об этом феномене;
2) На уроках истории мы знакомимся с поступками людей в различных исторических ситуациях, оцениваем их, исходя из представлений соответствующей эпохи и сравнивая с ценностями нашего времени;
3) Литературные герои действуют в ситуациях нравственного выбора, уроки литературы позволяют представить себя на их месте, определить свой выбор в аналогичной ситуации.
Компоненты и примеры:
1) идеалы: в процессе социализации человек усваивает гуманистические идеалы;
2) образцы деятельности: в традиционном обществе секреты ремесленного производства (изготовление фарфора или стекла, литье колоколов) передавали от отца к сыну;
3) верования: например, к верованиям, составляющим социальный опыт человечества, относится православие.
Какую роль семейные традиции играют в семейной жизни? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, насколько важно участие старшего поколения в воспитании детей.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Развитие и формирование личности начинается с момента ее рождения. Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья несет ответственность за весь процесс воссоздания человека и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, национальные и общечеловеческие ценности.
Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
Вся система воспитания детей в семье строится на определённых принципах. Например, наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
Традиции в семье также весьма важны. Семья — это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи. Следует также учитывать важность участия старшего поколения в воспитании детей.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья — это первая школа общения ребенка. Семья — это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т. д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.
Какие функции семьи автор рассматривает в своем тексте? Укажите три функции. Какие, по мнению автора, основные условия успеха в воспитании детей?
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Функции, рассмотренные автором:
2) Указаны условия успеха:
— это наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня.
Какую роль семейные традиции играют в семейной жизни? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, насколько важно участие старшего поколения в воспитании детей.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос:
— Автор считает, что семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое, а также учат молодое поколение ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи. Участие старшего поколения в воспитании детей имеет первостепенное значение.
2) Ответ на второй вопрос:
— Важность участия старшего поколения в воспитании детей существенно, так как именно оно обеспечивает первичную социализацию детей, помогает формировать их сознание и характер, учит моральным и нравственным ценностям.
Назовите субъекты, влияющие на развитие личности детей (кроме семьи) и проиллюстрируйте каждый примером.
Могут быть названы следующие субъекты и приведены примеры:
1. Школа. Пример: на уроке этики учитель объяснил детям правила поведения за столом.
2. Церковь. Пример: каждое воскресенье Петя вместе с бабушкой ходит в церковь, приобщается к религиозным учениям.
3. СМИ. Пример: по выходным мама своим детям включает программу «В мире животных», учит детей оберегать природу.
4. Друзья. Пример:14-летний Максим по примеру друзей решил заняться спортом и записался в секцию самбо.
Автор говорит: «Семья является для ребенка микромоделью общества». Назовите три положения, подтверждающие данное высказывание.
Семья является для ребёнка микромоделью общества:
1. Именно в семье у ребёнка складываются первые межличностные отношения, происходит обмен эмоциями и мыслями, что обеспечит использование таких навыков в обществе.
2. Также в семье ребёнок познаёт, что такое конфликт. Он учится разрешать его, достигая компромисса. В обществе эти навыки чрезвычайно важны.
3. Осваивает основные социальные роли. В семье ребёнок выполняет определённую социальную роль, он понимает, что от него требуется. Таким образом, в обществе ему будет легче понимать суть своих действий, он будет выполнять социальную роль в зависимости от его социального статуса.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос:
— Автор считает, что семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое, а также учат молодое поколение ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи. Участие старшего поколения в воспитании детей имеет первостепенное значение.
2) Ответ на второй вопрос:
— Важность участия старшего поколения в воспитании детей существенно, так как именно оно обеспечивает первичную социализацию детей, помогает формировать их сознание и характер, учит моральным и нравственным ценностям.
Автор пишет о роли социализации в обществе. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Культура может быть интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения людей). Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и исторической динамике они образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт.
Таким образом, наряду с генетическим кодом, который закрепляет и передаёт от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система, передающая от человека к человеку, от поколения к поколению надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь.
Этот сложный развивающийся массив регуляторов человеческой жизнедеятельности системно организован, и есть основания, обеспечивающие его системную целостность. Такими основаниями выступают фундаментальные жизненные смыслы и ценности. Их обозначают по-разному, называют концептами, категориями культуры, универсалиями культуры. К ним относятся фундаментальные базисные ценности и жизненные смыслы, составляющие содержание категорий «человек», «природа», «пространство», «время», «личность», «деятельность», «свобода», «справедливость», «истина», «красота», и т. д.
Человек усваивает их в процессе воспитания и социализации, через образцы поведения и деятельности, через включение в разные виды деятельности, через язык, через транслируемые в культуре знания, которые он приобретает. Часто он не осознает всего содержания этих категорий, хотя и понимает и переживает их. Он имеет о них неявное знание. Если спросить человека, не занимающегося философией, на уровне его обыденного сознания, что такое справедливость, то, опираясь на конкретные примеры, он покажет, что есть справедливые и несправедливые поступки, но не сможет дать обобщающего определения справедливости.
Как в тексте охарактеризовано неявное знание, которое может иметь человек? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какие программы, по мнению автора, передают люди от поколения к поколению? (Укажите два вида программ). На каком уровне рассуждает человек, который опирается на конкретные примеры, но не может дать обобщающего определения?
1. Ответ на первый вопрос: часто он не осознает всего содержания этих категорий, хотя и понимает, и переживает их, т. е. он имеет о них неявное знание.
2. Ответ на второй вопрос: : биологические и надбиологические / биологические и надбиологические (программы деятельности, программы поведения, программы общения).
3. Ответ на третий вопрос: на уровне обыденного сознания.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые компонента, образующие социальный опыт, названные в тексте (всего три примера).
(В каждом случае сначала укажите компонент социального опыта, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Компоненты и примеры:
1) идеалы: в процессе социализации человек усваивает гуманистические идеалы;
2) образцы деятельности: в традиционном обществе секреты ремесленного производства (изготовление фарфора или стекла, литье колоколов) передавали от отца к сыну;
3) верования: например, к верованиям, составляющим социальный опыт человечества, относится православие.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли школьных предметов (истории, обществознания, литературы и др.) в формировании духовных ценностей.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
1) Предмет «обществознание» раскрывает сущность понятия «ценности», помогает усвоить теоретические знания об этом феномене;
2) На уроках истории мы знакомимся с поступками людей в различных исторических ситуациях, оцениваем их, исходя из представлений соответствующей эпохи и сравнивая с ценностями нашего времени;
3) Литературные герои действуют в ситуациях нравственного выбора, уроки литературы позволяют представить себя на их месте, определить свой выбор в аналогичной ситуации.
Процесс и результат формирования личности, связанный с усвоением индивидом социальных норм, культурных ценностей и социальных ролей.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли школьных предметов (истории, обществознания, литературы и др.) в формировании духовных ценностей.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Культура может быть интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения людей). Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и исторической динамике они образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт.
Таким образом, наряду с генетическим кодом, который закрепляет и передаёт от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система, передающая от человека к человеку, от поколения к поколению надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь.
Этот сложный развивающийся массив регуляторов человеческой жизнедеятельности системно организован, и есть основания, обеспечивающие его системную целостность. Такими основаниями выступают фундаментальные жизненные смыслы и ценности. Их обозначают по-разному, называют концептами, категориями культуры, универсалиями культуры. К ним относятся фундаментальные базисные ценности и жизненные смыслы, составляющие содержание категорий «человек», «природа», «пространство», «время», «личность», «деятельность», «свобода», «справедливость», «истина», «красота», и т. д.
Человек усваивает их в процессе воспитания и социализации, через образцы поведения и деятельности, через включение в разные виды деятельности, через язык, через транслируемые в культуре знания, которые он приобретает. Часто он не осознает всего содержания этих категорий, хотя и понимает и переживает их. Он имеет о них неявное знание. Если спросить человека, не занимающегося философией, на уровне его обыденного сознания, что такое справедливость, то, опираясь на конкретные примеры, он покажет, что есть справедливые и несправедливые поступки, но не сможет дать обобщающего определения справедливости.
Как в тексте охарактеризовано неявное знание, которое может иметь человек? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какие программы, по мнению автора, передают люди от поколения к поколению? (Укажите два вида программ). На каком уровне рассуждает человек, который опирается на конкретные примеры, но не может дать обобщающего определения?
1. Ответ на первый вопрос: часто он не осознает всего содержания этих категорий, хотя и понимает, и переживает их, т. е. он имеет о них неявное знание.
2. Ответ на второй вопрос: : биологические и надбиологические / биологические и надбиологические (программы деятельности, программы поведения, программы общения).
3. Ответ на третий вопрос: на уровне обыденного сознания.
Автор пишет о роли социализации в обществе. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Процесс и результат формирования личности, связанный с усвоением индивидом социальных норм, культурных ценностей и социальных ролей.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые компонента, образующие социальный опыт, названные в тексте (всего три примера).
(В каждом случае сначала укажите компонент социального опыта, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Компоненты и примеры:
1) идеалы: в процессе социализации человек усваивает гуманистические идеалы;
2) образцы деятельности: в традиционном обществе секреты ремесленного производства (изготовление фарфора или стекла, литье колоколов) передавали от отца к сыну;
3) верования: например, к верованиям, составляющим социальный опыт человечества, относится православие.
1) Предмет «обществознание» раскрывает сущность понятия «ценности», помогает усвоить теоретические знания об этом феномене;
2) На уроках истории мы знакомимся с поступками людей в различных исторических ситуациях, оцениваем их, исходя из представлений соответствующей эпохи и сравнивая с ценностями нашего времени;
3) Литературные герои действуют в ситуациях нравственного выбора, уроки литературы позволяют представить себя на их месте, определить свой выбор в аналогичной ситуации.
Верны ли следующие суждения о социализации?
А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.
Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т. д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. В ходе воспитания в системе образования формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций.
Правильный ответ указан под номером 3.
Верны ли следующие суждения о социализации индивида?
А. Социализация индивида может осуществляться как во взаимодействии с человеческими сообществами, так и вне контактов с ними.
Б. Социализация включает в себя освоение типичных образцов и стандартов поведения, принятых в обществе.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Правильный ответ указан под номером: 2.
Почему социализация не осуществляется вне контактов с чел. сообществом?
Человек ведь может читать литературу, тем самым общество через книгу будет на него влиять, и будет происходить социализация индивида.
Книгу для него напечатало общество.
Какие основания для выделения специфически молодёжных конфликтов называет автор? Какую основную линию противостояния он выделяет?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные
характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.
«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.
Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.
В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).
Какие особенности изучения молодёжной проблематики называет автор? От какого фактора зависит теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указана особенность:
— было стремление найти универсальные характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития;
3) Дано объяснение понятию:
— молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.
Автор пишет: «В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество». Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»? Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, что такое «современные условия»:
— постиндустриальная стадия развития общества;
2) приведены пояснения, например:
— в условиях традиционного общества одна из основных ценностей — общинность, коллективная ответственность – воспитывалась в «большой» семье, где молодые члены семьи приучались, например, сызмальства к совместному труду. В постиндустриальном обществе в «малой», нуклеарной, семье новое поколение получает навыки индивидуальной ответственности;
— в условиях доиндустриального общества знания традиционно и неизменно передаются из поколения в поколение. В современных условиях знания быстро обновляются, старшее поколение не всегда может обладать актуальной информацией, поэтому процесс социализации приобретает иные черты и задачи.
Могут быть приведены иные уместные пояснения.
Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три особенности социального положения молодёжи. Что свойственно неформальным молодёжным объединениям? Приведите не менее двух отличительных черт.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Особенности социального положения молодёжи:
— высокий уровень мобильности;
— активный поиск своего места в жизни.
Могут быть приведены другие особенности.
2) Отличительные черты неформальных молодёжных объединений:
— демонстративное неприятие общественных устоев;
— попытки уйти от общества.
Могут быть приведены другие отличительные черты.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.
Ответ должен содержать следующие элементы:
1) Основания для выделения специфически молодёжных конфликтов:
— возрастное неравенство социального статуса;
— неадекватные взаимодействия с институтами социализации;
— принадлежность к иному типу культуры (субкультуре).
2) Основная линия противостояния:
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «образование».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социокультурная функция образования заключается в том, чтобы использовать преемственность исторически сложившихся культурных ценностей в процессе социализации личности, при этом человек рассматривается не только как носитель культурных ценностей, но и как творец новых.
В гуманистической направленности образования целевая установка состоит в том, чтобы не сформировать, а найти, поддержать и развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, необходимые для его свободной гражданской и профессиональной ориентации и способности развернуть свой внутренний духовный потенциал. В реализации этой цели определяющую роль играют субъекты образовательного процесса, которые должны «инструментировать» его как свободно избираемую обучающимся деятельность; т. е., во-первых, создавать наилучшие условия для его целенаправленного социально значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом; во-вторых, управлять этим процессом в согласовании с его внутренними потребностями и интересами. Иными словами, образование должно способствовать тому, чтобы индивидуум смог обрести себя, выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.
Классическая педагогика полагает, что, приобретая готовые знания и навыки, таким образом обучаемые постигают внутреннюю логичность ситуаций и будут ею руководствоваться на практике. Однако вместе с усвоением готового дифференцированного знания усваивается репродуктивный характер мышления, что недопустимо на современной стадии развития общества.
Подобная модель образования, свойственная абсолютному большинству стран мирового сообщества, во второй половине XX столетия исчерпала себя. Устранить такое положение и дать свободу мышлению может не реформирование блока общемировоззренческих дисциплин инновационными методами – это путь тупиковый, а лишь предоставление возможности личности для самообразования и образовательной самореализации посредством открытости образования на протяжении всей жизни, то есть непрерывного образования.
Какую функцию образования характеризует автор текста? В чём именно, с точки зрения автора, она заключается? Какую основную цель гуманистической направленности образования называет автор?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2. в чем заключается функция:
— социокультурная функция образования заключается в том, чтобы использовать преемственность исторически сложившихся культурных ценностей в процессе социализации личности;
— не сформировать, а найти, поддержать и развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, необходимые для его свободной гражданской и профессиональной ориентации и способности развернуть свой внутренний духовный потенциал.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «образование». Автор пишет о том, что субъекты образования в современной модели должны «инструментировать» его как свободно избираемую обучающимся деятельность. Какие два проявления этого «инструментирования» описывает автор? Какую характеристику тенденции непрерывного образования даёт автор?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— Образование — это социальный институт, в рамках которого происходит целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков, ее воспитание;
— создание наилучших условий для целенаправленного социально значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;
— управление этим процессом в согласовании с потребностями и интересами учащегося.
3. характеристика тенденции:
— предоставление возможности личности для самообразования и образовательной самореализации посредством открытости образования на протяжении всей жизни.
Может быть дана иная формулировка определения
Автор называет две тенденции развития современного образования: гуманизация и непрерывное образование. Приведите по одному конкретному примеру, иллюстрирующему проявление каждой тенденции. Каждый раз указывайте, какую именно тенденцию Вы иллюстрируете примером. Приведите четыре любые тенденции развития образования, не названные в тексте.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— гуманизация: в школах государства N учащиеся, начиная с раннего возраста, активно участвуют в разработке групповых и индивидуальных проектов;
— непрерывное образование: компания Z регулярно приглашает известных специалистов для проведения занятий по повышению квалификации своих сотрудников;
Могут быть приведены другие примеры.
Автор пишет, что классическая модель образования исчерпала себя на современной стадии общественного развития. Приведите по одному аргументу в подтверждение и опровержение этой точки зрения. Какое значение имеет развитие новых тенденций образования для экономического потенциала страны? Выскажите два предположения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— аргумент в подтверждение: в мире ускоряющихся изменений необходимо творческое мышление, то есть образование должно способствовать тому, что человек может находить нестандартные решения в новых ситуациях;
— аргумент в опровержение: для того, чтобы уметь находить нестандартные решения, человек все равно должен знать непреложные законы физики и других наук, а для этого необходимо их выучить, то есть воспроизвести, а это – метод классического образования, от которого невозможно отказаться полностью.
— усовершенствование образования необходимо для всё большего обогащения знаниями, что позитивно повлияет на повышение производительности рабочей силы;
— образование позитивно влияет на освоение работниками быстро меняющихся новых технологий, для этого не требуется продолжительное время, работник не испытывает стресс от их внедрения, что также влияет на эффективность производства
Могут быть приведены другие аргументы и предположения.
Образование — это социальный институт, в рамках которого происходит целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков, ее воспитание.
Какие особенности изучения молодёжной проблематики называет автор? От какого фактора зависит теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные
характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.
«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.
Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.
В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).
Какие основания для выделения специфически молодёжных конфликтов называет автор? Какую основную линию противостояния он выделяет?
Ответ должен содержать следующие элементы:
1) Основания для выделения специфически молодёжных конфликтов:
— возрастное неравенство социального статуса;
— неадекватные взаимодействия с институтами социализации;
— принадлежность к иному типу культуры (субкультуре).
2) Основная линия противостояния:
Автор пишет: «В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество». Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»? Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, что такое «современные условия»:
— постиндустриальная стадия развития общества;
2) приведены пояснения, например:
— в условиях традиционного общества одна из основных ценностей — общинность, коллективная ответственность – воспитывалась в «большой» семье, где молодые члены семьи приучались, например, сызмальства к совместному труду. В постиндустриальном обществе в «малой», нуклеарной, семье новое поколение получает навыки индивидуальной ответственности;
— в условиях доиндустриального общества знания традиционно и неизменно передаются из поколения в поколение. В современных условиях знания быстро обновляются, старшее поколение не всегда может обладать актуальной информацией, поэтому процесс социализации приобретает иные черты и задачи.
Могут быть приведены иные уместные пояснения.
Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три особенности социального положения молодёжи. Что свойственно неформальным молодёжным объединениям? Приведите не менее двух отличительных черт.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Особенности социального положения молодёжи:
— высокий уровень мобильности;
— активный поиск своего места в жизни.
Могут быть приведены другие особенности.
2) Отличительные черты неформальных молодёжных объединений:
— демонстративное неприятие общественных устоев;
— попытки уйти от общества.
Могут быть приведены другие отличительные черты.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указана особенность:
— было стремление найти универсальные характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития;
3) Дано объяснение понятию:
— молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные
характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.
«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.
Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.
В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).
Какие основания для выделения специфически молодёжных конфликтов называет автор? Какую основную линию противостояния он выделяет?
Ответ должен содержать следующие элементы:
1) Основания для выделения специфически молодёжных конфликтов:
— возрастное неравенство социального статуса;
— неадекватные взаимодействия с институтами социализации;
— принадлежность к иному типу культуры (субкультуре).
2) Основная линия противостояния:
Какие особенности изучения молодёжной проблематики называет автор? От какого фактора зависит теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указана особенность:
— было стремление найти универсальные характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития;
3) Дано объяснение понятию:
— молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.
Автор пишет: «В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество». Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»? Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, что такое «современные условия»:
— постиндустриальная стадия развития общества;
2) приведены пояснения, например:
— в условиях традиционного общества одна из основных ценностей — общинность, коллективная ответственность – воспитывалась в «большой» семье, где молодые члены семьи приучались, например, сызмальства к совместному труду. В постиндустриальном обществе в «малой», нуклеарной, семье новое поколение получает навыки индивидуальной ответственности;
— в условиях доиндустриального общества знания традиционно и неизменно передаются из поколения в поколение. В современных условиях знания быстро обновляются, старшее поколение не всегда может обладать актуальной информацией, поэтому процесс социализации приобретает иные черты и задачи.
Могут быть приведены иные уместные пояснения.
Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три особенности социального положения молодёжи. Что свойственно неформальным молодёжным объединениям? Приведите не менее двух отличительных черт.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Особенности социального положения молодёжи:
— высокий уровень мобильности;
— активный поиск своего места в жизни.
Могут быть приведены другие особенности.
2) Отличительные черты неформальных молодёжных объединений:
— демонстративное неприятие общественных устоев;
— попытки уйти от общества.
Могут быть приведены другие отличительные черты.
Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «молодёжь».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21−24.
Факторы и компоненты процесса социализации невозможно считать в принципе завершёнными и потому, что в каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способностей для действия, и потому, что само общество может резко менять социально принимаемые и одобряемые формы деятельности молодёжи. В современных индустриально развитых обществах, где экономические, политические и другие элементы культуры подвержены быстрым изменениям, основным фактором социализации является образование.
Динамично выстраиваемое образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим успешную социализацию, понимаемую как процесс становления социальной сущности человека, включения его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни. Действительное же усвоение индивидом социального опыта включает в свою структуру момент активного приспособления к окружающему миру не только в стенах школы, но в первую очередь за её стенами, адаптацию как «автоматическое» воспитание определённых социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в определённой социальной среде со своими ценностями, нормами и образцами.
Под влиянием последних исследований процесса социализации в значительной мере изменились представления о воспитательных воздействиях в образовательном процессе. Они уже не рассматриваются как автономные и изолированные социальные действия, а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодёжи. Появляются новые понятия: «ненаправленное» воспитание, «функциональное» воспитание, которые отражают тот факт, что в любом воспитательном действии сознательные и целенаправленные компоненты всё-таки сочетаются с непреднамеренными и несознательными импульсами.
Социализация проявляется сначала в стихийной и институционально не оформленной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в данном сообществе путём передачи моделей действий и деятельности в непосредственном труде и совместном коллективном проживании как способе совместной коммуникации представителей разных поколений, действии на общий результат. В непосредственном акте взаимодействия дети осваиваютне только трудовые и коммуникационные навыки, но и статусно-ролевые позиции, зависящие от поло-возрастных, социально-ролевых возможностей, постепенно замещая взрослых в том или ином фрагменте жизни, по мере дотягивания своих физических, умственных, организационных способностей до освоения и полного заполнения этого фрагмента, с возможностью отключения взрослых от контроля и ведущего участия в нём.
Завершается этот локальный процесс полным освоением данного рода деятельности, выработкой навыка самостоятельного его осуществления, приобретением полноты субъектной позиции и ответственности за этот фрагмент коллективной деятельности.
Общая теория социализации, которая существует на данный момент и продолжает развиваться, нуждается в обогащении в двух существенных направлениях: во-первых, в направлении учёта действия разнородных общественных сил и процессов, которые пытаются проектировать и создавать, гарантировать или изменять формы социализации, и, во-вторых, в направлении учёта обратных взаимодействий объекта социализации, который, как выяснилось, может являться всё-таки и субъектом, на общество — традиционно рассматриваемого в качестве субъекта, воздействующего на процесс социализации молодёжи.