Что в переводе с греческого означает экономика

экономика

1 οικονομικη

2 δημοσιονομία

3 εξαρθρωμένος

εξαρθρωμένη οικονομία — а) развалившееся хозяйство; — б) расстроенная экономика;

εξαρθρωμένη οικογένεια — распавшаяся семья

4 οικονομία

αγροτική οικονομία — сельское хозяйство;

εθνική οικονομία — народное хозяйство, национальная экономика;

σχεδιοποιημένη οικονομία — плановое хозяйство;

πολιτική οικονομία — политическая экономия;

έχω οικονομίες — иметь сбережения;

5 οικονομικά

τα δημόσια οικονομικά — или τα οικονομικά τού κράτους — финансы, финансовое хозяйство;

υπουργείο οικονομικών — министерство финансов;

τα οικονομικά δεν επιτρέπουν. — финансы не позволяют. ;

σπουδάζω οικονομικά — изучить экономику, экономические науки

6 οικονομία

7 οικονομία

8 οικονομολογία

См. также в других словарях:

ЭКОНОМИКА — ЭКОНОМИКА, экономики, мн. нет, жен. (греч. oikonomike домоводство). 1. Хозяйственный уклад, хозяйственный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и распределение. Советская экономика. Капиталистическая экономика. Отсталая… … Толковый словарь Ушакова

Экономика — – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают… … Банковская энциклопедия

Экономика — – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. [Липсиц И. В. Экономика. Книга 1. М., 2000 г,302 стр.]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ЭКОНОМИКА — (от греческого oikonomike, буквально искусство ведения домашнего хозяйства), 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. 2) народное хозяйство данной страны или его часть (экономика транспорта,… … Современная энциклопедия

Экономика — Экономика ♦ Économie Этимологически это слово означает «закон» или «управление» (nomos) домом (oikos). Первоначально под словом «экономика» понимали домашнюю экономику в смысле управления семейным имуществом, т. е. ресурсами и расходами… … Философский словарь Спонвиля

Экономика — (от греческого oikonomike, буквально искусство ведения домашнего хозяйства), 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. 2) народное хозяйство данной страны или его часть (экономика транспорта,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭКОНОМИКА — есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Лоренс Питер В экономических вопросах большинство всегда не право. Джон Кеннет Гэлбрейт Незнание экономических законов не освобождает от ответственности.… … Сводная энциклопедия афоризмов

ЭКОНОМИКА — [гр. oikonomia управление хозяйством] 1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил; 2) хозяйство района, страны, мира; 3) наука, изучающая развитие хозяйства и условия производства.… … Словарь иностранных слов русского языка

экономика — народное хозяйство, экономическая наука, политическая экономия, хозяйственная жизнь, хозяйство Словарь русских синонимов. экономика (народное) хозяйство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

ЭКОНОМИКА — (от греч. oikonomike букв. искусство ведения домашнего хозяйства). 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции2)] Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и … Большой Энциклопедический словарь

ЭКОНОМИКА — (economics) Наука, изучающая фактическое или желательное распределение ограниченных ресурсов. Микроэкономика (microeconomics) исследует организацию производства и потребления, изучает, что производится и кто получает выгоду. Макроэкономика… … Экономический словарь

Источник

Значение слова «экономика»

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

1. Экон. Совокупность производственных отношений определенной общественно-экономической формации, экономический базис общества. Экономика социализма.

2. Народное хозяйство (страны, района и т. п.), его состояние. Экономика Севера. Экономика социалистических стран.Экономика всей страны нашей уже не может дальше развиваться успешно при старой системе землепользования. Грибачев, Земля, вода, солнце. || Структура, финансово-материальное состояние какой-л. отрасли хозяйственной деятельности. Экономика транспорта. Экономика торговли.

3. чего или какая. Научная дисциплина, изучающая какую-л. отрасль производственной, хозяйственной деятельности. [В зале] сидело человек шестьдесят, все начальники участков и мастера. Шла лекция по экономике производства. Кетлинская, Дни нашей жизни.

[От греч. ο’ικονομυκή — искусство ведения хозяйства, домоводство]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

эконо́мика

1. сфера жизни, связанная с производством материальных благ и хозяйствованием ◆ Отдадим справедливость генералу Кологривову, что он во всякое время умел сливать воинскую деятельность с соблюдением государственной экономики, и покажем это на опыте. Грибоедов, «О кавалерийских резервах», 1814 г. (цитата из НКРЯ)

2. наука, изучающая производственно-хозяйственные отношения ◆ При Дёказе заведены здесь три курса для художников и ремесленников: механики, химии и экономики, приноровленной к искусствам. Тургенев, «Дневники», 1825—1826 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономикаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: единобожие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Срочно пожалуйста зделайте

Что означает слово «экономика» в переводе с греческого:

А) рациональное распределение ресурсов

Б) искусство ведения домашнего хозяйства

В) организация хозяйства

2. Экономика представляет собой процесс взаимодействия человека:

А) с природой и техникой

Б) с техникой и людьми

В) со всей окружающей средой

3. Что изучает экономическая наука:

А) поведение человека в быту

Б) методы рационального ведения хозяйства

В) природные явления

4. Что из нижеперечисленного является главной производительной силой:

А) природа б) люди в) орудия труда

5. Основной вопрос, который решает экономика:

А) что производить б) как производить

В) для кого производить г) все перечисленное

6. Что такое факторы производства:

А) все ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства

Б) то, от чего зависит непосредственно производство и его результаты

В) все указанное выше

7. Что из перечисленного ниже может быть отнесено к предметам потребления:

А) продовольствие б) фрезерный станок в) сахар для дальнейшей переработки

8. Что такое производительность труда:

А) затраты физических или умственных усилий в единицу времени

Б) количество продукции, произведенной в единицу времени

В) соотношение результатов производственной деятельности и затраченных на их достижение ресурсов

9. Закончите высказывание: «Попеременное чередование подъемов и спадов в достижении производства товаров и услуг называется…»

10. Государственный бюджет – это …

А) обобщающий показатель экономического развития страны

Б) сумма материальных благ, произведенных в стране за год

В) сводный план доходов и расходов государства на год

11. Собственностью акционера является:

А) продукция фирмы б) часть оборудования фирмы в) акции фирмы

12. Что означает понятие «мировая торговля»:

А) международную торговлю б) вывоз капитала

В) международную миграцию рабочей силы г) все перечисленное

13. Кто является собственником акционерного общества:

А) директор б) работники фирмы в) держатели акции

14. Как называется ценная бумага, дающая право на получение дивидендов:

А) облигация б) вексель в) акция

15. Приватизация – это переход государственной собственности:

А) в муниципальную б) в ведомственную в) в частную и акционерную

16. Какие формы собственности признаются и защищаются Конституцией РФ:

А) частная б) государственная в) муниципальная г) все перечисленные

17. Основная цель рыночной экономики состоит в следующем:

А) защита окружающей среды

Б) укрепление государства

В) удовлетворение потребности людей

А) деятельность по продаже и покупке товаров

Б) принцип организации экономической жизни

В) механизм, соединяющий производителя с потребителями

Г) все перечисленное

19. От чего зависит стоимость денег:

А) от затрат на их изготовление

Б) от возможности обменять их на товар

В) от стоимости материала, из которого они изготовлены

20. Что такое эмиссия денег:

А) изъятие из оборота б) помещение в банк в) выпуск в обращение

21. Падение покупательной способности денег – это …

А) эмиссия б) инфляция в0 дефляция

22. «Минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимых для обеспечения основных физиологических потребностей человека – это…»

23. Главным признаком рыночной экономики является:

А) использование новых технологий

Б) забота о государстве

В) свободное ценообразование

А) предмет потребления б) предмет гордости в) эквивалент всех товаров

Источник

Тест по теме Экономика (7 класс)

1. Что означает слово «экономика» в переводе с греческого:

а) рациональное распределение ресурсов; б) искусство ведения домашнего хозяйства;

в) организация хозяйства.

2. Экономика представляет собой процесс взаимодействия человека:

а) с природой и техникой; б) с техникой и людьми; в) со всей окружающей средой.

3. Что изучает «экономическая наука»:

а) поведение человека в быту; б) методы рационального ведения хозяйства; в) природные явления.

4. Что из нижеперечисленного является главной производительной силой:

а) природа; б) люди; в) орудия труда.

5. Основной вопрос, который решает экономика:

а) что производить; б) как производить; в) для кого производить; г) все перечисленное.

6. Что такое факторы производства:

а) все ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства;

б) то, от чего зависит непосредственно производство и его результаты;

в) все указанное выше.

7. Что из перечисленного ниже может быть отнесено к предметам потребления:

а) продовольствие; б) фрезерный станок; в) сахар для дальнейшей переработки.

8. Что такое производительность труда:

а) затраты физических или умственных усилий в единицу времени;

б) количество продукции, произведенной в единицу времени;

в) соотношение результатов производственной деятельности и затраченных на их достижение ресурсов.

9. Какие формы собственности признаются и защищаются Конституцией РФ:

а) частная; в) муниципальная; б) государственная; г) все перечисленные

а) обобщающий показатель экономического развития страны;

б) сумма материальных благ, произведенных в стране за год;

в) сводный план (перечень) доходов и расходов государства на год.

11. Основная цель рыночной экономики состоит в следующем:

а) защита окружающей среды; б) укрепление государства; в) удовлетворение потребностей людей.

а) деятельность по продаже и покупке товаров; б) принцип организации экономической жизни;

в) механизм, соединяющий производителя с потребителями; г) все перечисленное.

13. От чего зависит стоимость денег:

а) от затрат на их изготовление; б) от возможности обменять их на какой-либо товар;

в) от стоимости материала, из которого они изготовлены.

14. Что такое эмиссия денег:

а) изъятие из оборота; б) помещение в банк; в) выпуск в обращение.

16. Что такое факторы производства:

а) все ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства;

б) то, от чего зависит непосредственно производство и его результаты;

в) все указанное выше.

17. Что из перечисленного ниже может быть отнесено к предметам потребления:

а) продовольствие; б) фрезерный станок; в) сахар для дальнейшей переработки.

18. Основными показателями уровня жизни является все перечисленное, кроме:

а) уровня средней продолжительности жизни; б) уровня образования населения;

19. Главным признаком рыночной экономики является:

а) использование новых технологий; б) забота о государстве; в) свободное ценообразование.

20. Необходимым условием функционирования рынка является все перечисленное, кроме:

а) свободы принятия решений производителями; б) конкуренции производителей;

в) государственного регулирования цен.

Предприниматель открыл завод по производству сока в литровых упаковках. На аренду помещения и зарплату он потратил 1 млн руб в месяц. Расходы на зарплату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн. в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра сока, чтобы он мог получить прибыль, если известно, что за месяц завод производит 100 000 литров сока.

10. Задача : 2 вариант

Источник

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА – 1). деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность; 2). наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.

Общественную науку, которая изучает объективные законы хозяйственной деятельности, тоже в настоящее время называют «экономикой».

Основные компоненты экономической деятельности.

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Экономика как сфера деятельности людей представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ – всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.

Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей.

Наиболее известная классификация потребностей людей разработана американским психологом А.Маслоу (рис. 1). В его схеме потребности сгруппированы в порядке восхождения от первичных (внизу «пирамиды» потребностей) к высшим (на «вершине» пирамиды).

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Некоторые современные обществоведы предлагают более укрупненную классификацию, выделяя три основных типа потребностей людей:

элементарные потребности (в пище, одежде, жилище);

потребности в общих условиях жизнедеятельности (в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности);

потребности в деятельности (в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге).

Степень развития и удовлетворения потребностей людей оценивается при помощи системы показателей благосостояния (табл. 1).

Если удовлетворение элементарных потребностей можно однозначно измерить при помощи таких показателей как, например, объем и структура потребления различных товаров и услуг, то удовлетворение более «возвышенных» потребностей оценить гораздо сложнее. К числу характеристик удовлетворения потребностей в деятельности, относится, в частности, мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности (работает ли он ради куска хлеба или видит в работе способ творческой самореализации). Очевидно, что измерить этот фактор очень трудно.

Наиболее обобщающими показателями благосостояния считают среднюю продолжительность предстоящей жизни и среднедушевой доход.

Таблица 1. Потребности и основные показатели благосостояния

Таблица 1. ПОТРЕБНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Структура потребностейОсновные показатели благосостояния
Элементарные потребности
– Потребности в пище
– Потребности в одежде
– Потребности в жилье
– Средняя продолжительность предстоящей жизни
– Среднедушевой семейный доход
– Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы)
– Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг
– Обеспеченность жильем, его комфортность
Потребности в общих условиях жизни
– Потребность в здоровье
– Потребность в образовании и культуре
– Потребности в передвижении в пространстве
– Потребности в личной безопасности
– Показатели развития материальной базы
отраслей социальной инфраструктуры
– Контингент обслуживаемого населения
Потребности в деятельности
– Потребность в труде
– Потребность в семейно-бытовой деятельности
– Потребность в досуге
– Наличие работы, содержание и условия труда
– Продолжительность, интенсивность труда трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
– Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми
– Структура видов домашнего труда
– Мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею
– Продолжительность и структура досуга (свободного времени)
– Мотивация досуга и удовлетворенность им

Для удовлетворения своих потребностей люди потребляют блага – как материальные (например, хлеб или бензин), так и нематериальные (например, театральное зрелище или «ноу-хау»). Одни блага предназначены для окончательного потребления (хлеб, услуги театра), другие блага являются ресурсами, необходимыми для производства окончательно потребляемых благ (бензин, «ноу-хау»).

Некоторые блага являются практически неограниченными (как, например, свежий воздух). Однако большинство благ ограничены – их не хватает для полного удовлетворения существующих в данный момент потребностей людей. Эту вторую категорию благ называют экономическими благами, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение их количества и качества.

В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами. Товар – это продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке.

Для понимания того, какие именно экономические блага становятся товарами, надо обратить внимание еще на два приема их классификации: как потребляются те или иные блага – индивидуально (как хлеб) или коллективно (как телевизионная передача), можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты «зайцев» (например, услугами сил правопорядка пользуются все – и исправные налогоплательщики, и уклоняющиеся от уплаты налогов, – в то время как в театр возможен вход только строго по купленным билетам).

Согласно этим двум критериям выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные (табл. 2).

Таблица 2. Типы экономических благ

Таблица 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ
ИсключаемостьИспользование
ИндивидуальноеСовместное
Исключаемость возможнаЧастные блага (хлеб, машины, услуги парикмахерской и т.д.)Общие блага (театры, библиотеки, телефонная связь и т.д.)
Исключаемость невозможна (или очень затруднена)Квазиобщественные блага (полезные ископаемые, пресная вода и т.д.)Общественные блага (национальная оборона, правозащита и т.д.)

Товарами становятся в основном частные блага, поскольку здесь продавец и покупатель непосредственно общаются лицом к лицу. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия (например, юридически закрепить исключительные прав собственности на разработку полезных ископаемых или на исполнение театральных спектаклей). Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

Чтобы производить экономические блага, необходимо использовать ресурсы (факторы производства, производительные силы). Принято выделять пять основных видов ресурсов – труд, земля (естественные ресурсы), капитал (искусственно созданные материальные ресурсы), предпринимательские (организаторские) способности, информация.

Труд (рабочая сила) – это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и потребителем. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

«Землей» называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят не только плодородную почву, но и лесные богатства, запасы полезных ископаемых, пресную воду и т.д.

Капитал – это все созданные людьми средства для производства экономических благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). Речь идет прежде всего о материальном капитале, но в условиях развитого рыночного хозяйства капиталом становятся деньги и другие финансовые активы, на которые можно приобрести материальные капитальные ресурсы.

Предпринимательский (организаторский) талант – это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Первоначально экономисты говорили только о четырех видах ресурсов, но в 20 в. они стали выделять еще один фактор производства под названием «информация». Это данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). В отличие от других ресурсов, информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, – гласит пословица. – Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи».

Все перечисленные факторы производства существовали на протяжении практически всей человеческой истории (информация – с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В докапиталистических обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство перешло к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд («человеческий капитал») и информация.

Общие законы развития экономики.

Экономическая жизнь развивается по определенным экономическим законам. Экономические законы – это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами и явлениями. Например, обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него выражается в законе спроса. Экономические законы, как и другие законы общественной жизни, носят объективный характер – они действуют независимо от воли и желания людей.

Различают общие (универсальные) и специфические экономические законы.

Общие законы развития экономики – это те, что действуют на протяжении всей человеческой истории. Эти законы действовали в первобытной пещере, они действуют в современной фирме, они будут действовать и в космическом звездолете.

К числу наиболее общих законов хозяйственной жизни можно отнести следующие:

закон повышения потребностей;

закон прогрессивного экономического развития;

закон растущего разделения труда;

закон возрастания альтернативных издержек.

Развитие общества ведет к постепенному повышению потребностей. Это означает, что с течением времени у людей постоянно растет представление о том наборе потребляемых благ, который они считают «нормальным».

С одной стороны, растет стандарт каждого типа потребляемых благ. Например, первобытные люди желали, прежде всего, иметь много пищи. Современный же человек, как правило, озабочен не тем, чтобы не умереть от голода, а тем, чтобы его пища была вкусной и разнообразной.

С другой стороны, по мере удовлетворения чисто материальных потребностей (особенно, самых насущных) усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах молодежь все сильнее озабочена не столько тем, чтобы получать высокую заработную плату (которая позволяла бы изысканно питаться и одеваться), сколько тем, чтобы работа носила творческий характер, позволяла самореализовываться.

Возвышение потребностей и рост производственных возможностей носят взаимосвязанный характер. Как отмечал английский экономист А.Маршалл, «. на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями; в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности. » (Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М.: Прогресс, 1993).

Стремясь удовлетворить все новые и новые потребности, люди совершенствуют производство – увеличивают количество, качество и ассортимент производимых экономических благ, повышают эффективность использования экономических ресурсов. Эти процессы называют прогрессивным экономическим развитием или экономическим прогрессом.

Если по поводу существования прогресса, например, в морали или в искусстве обществоведы спорят, то прогресс в экономический жизни ими не оспаривается. Действительно, современный человек живет гораздо благополучнее, чем его предки даже каких-нибудь сто лет назад. Это выражается не только в том, что он потребляет большее количество благ лучшего качества, но и в изменении приоритетов потребления (происходит «восхождение» по «пирамиде» Маслоу), повышении стабильности жизни людей (уменьшается влияние на жизнь людей негативных природных явлений – например, неурожаев).

Прогресса в экономическом развитии удается достигнуть путем развития разделения труда между членами общества.

Если различные люди будут производить не абсолютно все нужные им потребительские блага, а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно возрастет. Но для того чтобы у каждого был полный набор всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.

Американский экономист К.Поланьи выделил два различных метода координации действий участников общественного производства при помощи обмена – редистрибуция (централизованное перераспределение) и рынок (децентрализованный обмен) (табл. 3).

Таблица 3. Методы координации при общественном разделении труда

Таблица 3. МЕТОДЫ КООРДИНАЦИИ ПРИ ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА
Редистрибутивный продуктообменРыночный товарообмен
Преобладает в доиндустриальных обществахПреобладает в индустриальном обществе
Носит вертикальный характер (подданные – правители)Носит горизонтальный характер (производитель № 1 – производитель № 2)
Централизованное регулированиеСаморегуляция (механизм «невидимой руки»)
Деньги не используются (или играют второстепенную роль)Используются деньги
Имеет принудительный характерИмеет добровольный характер
Равенство отданного и полученного на уровне обществаРавенство отданного и полученного при каждой купле-продаже

Редистрибутивный продуктообмен, который был основой докапиталистичесих обществ, являлся натуральным (без использования денег). Он осуществлялся по вертикали – государство принудительно изымало у своих подданных часть произведенных ими продуктов для последующего перераспределения. Этот метод координации был характерен не только для обществ древности и средневековья, но в значительной степени, например, и для экономик стран «реального социализма».

Рыночный товарообмен зародился еще при первобытном строе, однако в докапиталистических обществах он, как правило, был второстепенным элементом хозяйственной жизни. Основным методом координации рынок становится только в капиталистическом обществе. Рыночный товарообмен активно использует денежные отношения, он осуществляется по горизонтали, между равноправными производителями, каждый из которых имеет полную свободу выбора партнеров по купле-продаже. Если при редистрибутивном продуктообмене эквивалентность (соразмерность отдаваемого и получаемого) наблюдается только на уровне общества в целом, а отдельные участники обмена могут постоянно отдавать (или получать) больше, чем получают (или отдают), то при рыночном товарообмене при каждой купле-продаже нормой является именно эквивалентность.

Переход от доминирования редистрибуции к преобладанию рыночных отношений осуществлялся по мере усложнения разделения труда в обществе и усиления свободы индивида в обществе. Парадокс, однако, в том, что в современном обществе централизованное регулирование и перераспределение вновь усиливаются, что связано с повышением эффективности управляющих систем.

В повседневной жизненной практике оба этих метода координации переплетаются друг с другом. Например, при нормировании дефицитных товаров в последние годы существования СССР за них нужно было все-таки платить, а внутри функционирующих в рыночном хозяйстве фирм действует иерархическая (вертикальная) система связей, основанных на централизованном управлении и перераспределении.

Любая система организации разделения общественного труда должна решить проблему распределения ограниченных ресурсов между различными видами производства, с тем, чтобы максимально удовлетворять потребности людей. Тем самым формируются пропорции, структура экономики – соотношение ее основных элементов (например, материального и нематериального видов производства).

Проблема выбора структуры производства в условиях ограниченности ресурсов – экономического выбора – иллюстрируется при помощи простой модели, которую называют кривой производственных возможностей (рис. 2). Она изображает ситуацию выбора набора из двух благ – например, масла и пушек (модель «пушки вместо масла»). Речь идет о вполне реальной проблеме оптимизации структуры экономики в условиях альтернативности гражданского и военного производства.

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Кривая производственных возможностей – это множество точек, каждая из которых соответствует возможной комбинации одновременного производства двух альтернативных благ при полном и наилучшем использовании всех ресурсов. Если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой А (или В, С, D), то все ресурсы будут использованы без остатка; если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой G, то ресурсы будут использоваться не полностью (например, имеет место безработица, производственные мощности недогружены и т. д.). Точка, расположенная выше кривой производственных возможностей (скажем, точка F), обозначает такую комбинацию производимых благ, которая при существующем ресурсном потенциале в принципе недостижима.

Обладая в каждый данный момент ограниченными ресурсами, общество не может выйти за пределы границ производственных возможностей. Оно должно выбрать, сколько же именно пушек и масла ему лучше произвести. Можно производить только пушки и лишить общество масла («пушки вместо масла»), а можно все ресурсы общества использовать только для производства масла («перековать мечи на орала»). Практически общество выбирает обычно какой-то промежуточный вариант: за счет сокращения производства масла часть экономических ресурсов направляют на производство пушек.

Кривая производственных возможностей не является застывшей, она меняется с увеличением (или уменьшением) ресурсов. Когда наблюдается экономический рост (расширение и совершенствование производства), то кривая сдвигается вверх и вправо. Когда же экономика переживает кризис (как, например, в России начала 1990-х), то кривая сдвигается вниз и влево.

Модель кривой производственных возможностей является иллюстрацией закона возрастания альтернативных издержек. Под альтернативными издержками понимают упущенную выгоду, т.е. «цену» одного товара (блага), выраженную в альтернативном количестве другого товара (блага), от которого отказываются, делая выбор. Например, если мы увеличиваем производство пушек с 1 до 2 тыс. штук, то при данном ресурсном потенциале необходимо уменьшить производство масла с 9 до 8 млн. т. (движение от точки В к точке С). Следовательно, альтернативные издержки (альтернативная цена) этой тысячи пушек – 1 млн. т. масла. Однако величина альтернативных издержек не постоянна. Если ради производства 2-й тысячи пушек мы должны отказаться от 1 млн. т. масла, то ради производства 3-й тысячи – уже от 2 млн. т (движение от точки С к точке D).

Согласно закону возрастания альтернативных издержек, при увеличении производства одного товара неизбежно происходит увеличение его «цены», выраженной в другом, альтернативном товаре. Рост альтернативных издержек происходит из-за наличия специфических ресурсов, дающих высокую отдачу в одном виде производства, но низкую – в другом. Например, трудно ожидать, что конструктор пушек сможет успешно изобретать усовершенствования в производстве масла, а то оборудование, при помощи которого изготавливают масло, мало пригодно для изготовления пушек.

Помимо перечисленных, наиболее важных, есть и некоторые другие общие законы развития экономики.

Общие экономические законы показывают преемственность в хозяйственном развитии и позволяют рассматривать экономическое развитие человеческого общества как единый мировой процесс.

Закономерности долгосрочного развития экономики.

Наряду с общими экономическими законами в жизни общества проявляются и специфические экономические законы, которые действуют лишь в рамках определенного типа экономики и отражают особенности конкретного этапа развития общества. Например, закон спроса присущ только рыночной системе хозяйства. Этот закон не действовал в первобытном обществе, где еще не существовало никаких цен; вероятно, он не будет действовать и в посткапиталистическом обществе, где возникнут новые, нерыночные системы производства и распределения.

Специфические экономические законы отражают прерывистость в развитии, подчеркивают качественные различия в хозяйственной жизни людей разных исторических эпох и различных цивилизаций. Поэтому развитие экономики предстает как развитие экономических систем – специфических, отличающихся друг от друга совокупностей экономических отношений между участниками хозяйственной жизни. Разные экономические системы различаются между собой по своей идеологии, а также по своему подходу к решению проблем собственности на средства производства и по способу координации и управления экономической деятельностью.

Долговременная (многовековая) эволюция экономики объясняется теорией постиндустриального общества. Среднесрочные тенденции развития экономики в 20 в. лучше характеризуются концепцией смешанной экономики.

В СССР начиная с 1930-х при изучении макротенденций общественного развития разрешалось использовать только единственную, возведенную в догму концепцию пяти способов производства, объявленную высшим достижением марксистско-ленинского учения. Суть этой концепции заключается в том, что развитие общества рассматривается как чередование пяти все более прогрессивных социально-экономических систем, общественно-экономических формаций, от первобытной до грядущей коммунистической (рис. 3).

Основу общественно-экономической формации, по К.Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Основные производственные отношения, по К.Марксу, – это отношения собственности. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в процессе социальной революции. Основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень производительными силами общества и устаревшей системой производственных отношений. Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни, и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений. Так образуется новая формация.

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Советские марксисты выделяли пять стадий человеческой истории: доклассовая первобытнообщинная; три классовые (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и, наконец, бесклассовая (коммунистическая) формация, первым этапом которой является социализм.

Опирающаяся на некоторые идеи К.Маркса концепция пяти способов производства имеет свои сильные стороны. Она подчеркивает, что социально-экономический прогресс носит скачкообразный характер, когда постепенное накопление количественных изменений создает новое качество. Общественное развитие рассматривается при этом как диалектическое отрицание отрицания: коммунизм, как и первобытность, – бесклассовый строй, но это бесклассовость не примитивного общества, балансирующего на грани голодной смерти, а общества «по ту сторону материального производства».

У концепции пяти способов производства есть, однако, и слабые стороны. Большинство исследователей единодушны в том, что концепция пяти способов производства не может служить инструментом для правильного понимания эволюции внеевропейских цивилизаций. Наконец, вызывает сомнения правомерность использования понятия «коммунизм» (так, как его понимали в СССР) для характеристики перспектив хозяйственного развития.

С концепцией способов производства успешно конкурирует теория постиндустриального общества, популярная среди обществоведов Запада с 1960-х. Согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и ряда иных социологов-экономистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем. Доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество различаются по основным факторам производства, по ведущим сферам экономики и по главенствующим социальным группам (табл. 4).

Таблица 4. Основные характеристики социально-экономических систем

Таблица 4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (СОГЛАСНО ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА)
Основные характеристикиДоиндустриальное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное общество
Главная отрасль экономикиСельское хозяйствоПромышленностьСфера услуг
Основной экономический ресурсЗемляКапиталИнформация
Главенствующая социальная группаЗемлевладельцыКапиталистыМенеджеры

Согласно теории постиндустриального общества, границами общественных систем являются социально-технологические революции: промышленная революция (рубеж 18–19 веков) отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая революция (с 1960-х) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Индустриальная система хозяйства победила в результате промышленной революции – массовой замены ручного труда машинным, в результате чего аграрное производство как базис экономики было вытеснено промышленностью. В развитых странах Запада с 1960-х развертывается научно-техническая революция (НТР), сущность которой – в интеллектуализации труда, в превращении науки в ведущий фактор развития общественного производства. Материальное производство как таковое (и аграрное, и промышленное) постепенно отходит на задний план, более важным становится производство наукоемких услуг. Поэтому часто синонимами понятию «постиндустриальное общество» служат такие выражения, как «информационное общество» и «сервисное общество». Современная экономика рассматривается при этом как переходная ступень от индустриального к постиндустриальному строю.

Удачно освещая социально-экономические проблемы развития цивилизации Запада нового и новейшего времени, теория постиндустриального общества оставляет, однако, в тени макротенденции развития предшествующих эпох. Доиндустриальные общества сливаются при таком подходе в единое целое, где западноевропейский феодализм выглядит таким же отсталым и архаичным, как первобытный строй. Неолитическая революция – процесс освоения в первобытном обществе производящего хозяйства (переход от охоты и собирательства к животноводству и земледелию) и создания тем самым основ для систематического производства прибавочного продукта сверх прожиточного минимума – вообще «пропускается» как нечто малозначительное. Подобная «близорукость» есть слабое место этой теории.
См. также НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

Созданная К.Марксом теория способов производства и развиваемая современными западными институционалистами теория постиндустриального общества при всех их различиях отнюдь не отрицают друг друга. Более того, обе они покоятся на сходных принципах: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс. Поэтому можно построить синтезную схему социально-экономического развития человеческого общества (рис. 4).

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Основные теоретические идеи этой синтезной концепции таковы.

1. Есть три крупные фазы экономической эволюции – доиндустриальное общество (аграрная экономика), индустриальное общество (промышленная экономика) и постиндустриальное общество (информационная экономика, экономика досуга).

2. При более подробном анализе эволюция общества предстает как смена способов производства, каждому из которых присущи свои специфические производительные силы и производственные отношения. В недрах доиндустриального общества после разложения первобытного строя развиваются три различных способа производства, причем параллельно друг другу идут западный и восточный пути развития. Большинство раннеклассовых цивилизаций развивается по модели азиатского способа производства. Этот путь является тупиковым, развитие феодальных и тем более буржуазных отношений происходит здесь под влиянием извне, часто имеет обратимый характер. Как полагает большинство современных обществоведов, только развитие западноевропейской цивилизации (через античность и феодализм) создает предпосылки для возникновения индустриального общества, которому соответствует капиталистический способ производства.

3. Главными вехами экономического развития выступают три социально-технологические революции – неолитическая (переход к производящему хозяйству), промышленная (переход к механизированному производству) и научно-техническая (переход к наукоемкому производству).

4. Формы производства эволюционируют от преобладания натуральных отношений (в доиндустриальных обществах) через товарное (в индустриальном обществе) к планомерному производству (в постиндустриальном обществе).

Особенности современного экономического развития.

Теории способов производства и постиндустриального общества объясняют долговременные, многовековые тенденции социально-экономического развития. Чтобы понять закономерности современной эпохи, теорию-«телескоп» надо дополнить теорией-«микроскопом». Эту роль раньше играла концепция, согласно которой современный мир рассматривался как арена борьбы умирающего капитализма и зарождающегося социализма.

Основополагающие характеристики «капитализма» и «социализма» считались диаметрально противоположными, причем «мир капитала» изображался исключительно мрачными красками, а «мир труда» – напротив, только светлыми (рис. 5). Но и реальный «капитализм» и реальный «социализм» уже в 1970-х мало соответствовали тем признакам, которые считались определяющими для их характеристики. Поскольку концепция противостояния «капитализма» и «социализма» оказалась нежизненной, требовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов конца 20 – начала 21 вв.

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Такой новой концепцией стала теория смешанной экономики. Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это (табл. 5):

1) основанная на механизме «невидимой руки» классическая рыночная экономика,

2) основанная на директивном государственном планировании командная экономика,

3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.

Классическая рыночная экономика (или чистый капитализм) есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 в. Противоположностью рыночной экономике выступает экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для экономики командного типа характерно стремление государства полностью ликвидировать рыночную саморегуляцию, заменив ее правительственным всеобъемлющим регулированием. Командная экономика в условиях НТР столь же неэффективна, как и чисто рыночная.

Синтезом обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.

Таблица 5. Основные характеристики экономических систем современной эпохи

Таблица 5. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
Основные характеристикирыночная экономикакомандная экономикасмешанная экономика
Отношения собственностиЧастная собственностьГосударственная собственностьПлюрализм отношений собственности при доминировании квазичастных форм
Субъекты экономикиМножество мелких производителейГосударство – единственный производительБольшое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур
Хозяйственный механизмРыночное саморегулированиеЦентрализованное планированиеГосударственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию

Зарождение элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.

Среди различных национальных моделей смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970–1980-е: американская либеральная модель, для которой характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании хозяйственной жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая внимание на социальной политике государства; японская патриархально-корпоративная модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста.

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Если одни национальные модели смешанной экономики больше приближены к чисто рыночной модели, то другие – к командной (рис. 6). Американская либеральная модель ближе всего к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.

Если хозяйства современных развитых стран называют смешанной экономикой, то при характеристике многих развивающихся стран (бывших стран «третьего мира») и особенно постсоциалистических обществ (включая Россию) чаще говорят о переходной экономике.

Экономика переходного типа формально имеет во многом те же черты, что и смешанная экономика (сочетание рынка с централизованным регулированием, многообразие форм собственности и типов хозяйства), но между ними есть принципиальное различие. Если смешанная экономика – это устойчивая система, где различные элементы взаимодополняют друг друга, то переходная экономика – это неустойчивое и постоянно изменяющееся состояние хозяйственной жизни, вызванное переходом от одной экономической системы к другой. Хотя это состояние очень болезненно, миновать его в процессе хозяйственной трансформации практически невозможно.

Изучение экономической деятельности.

Изучением законов экономической деятельности людей занимается экономическая наука.

В экономической науке существуют два различных подхода к определению ее предмета.

В советской политэкономии общепринятым было следующее определение: экономическая теория изучает производственные отношения – отношения между людьми, объективно складывающиеся в процессе производства. Такой социальный подход к определению предмета экономической науки характерен не только для марксизма, но и для такого современного течения экономической мысли Запада, как институционализм.

В большинстве учебных изданий, написанных в традициях неоклассического направления экономической мысли, экономическая теория определяется, однако, иначе – как наука, изучающая эффективное использование людьми ограниченных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Этот подход условно называют ресурсным, поскольку он рассматривает экономику не как отношения между людьми, а как отношение людей к ресурсам.

Социальный и ресурсный подходы к определению предмета экономической теории, казалось бы, показывают экономику в совершенно различных ракурсах (рис. 7), фиксируя внимание на разных экономических законах. Когда во главу угла ставится социальный подход, то внимание исследователя акцентируется на специфических законах экономики, на различиях между экономическими системами разных эпох и различных регионов. Если же превалирует ресурсный подход, то исследователь будет обращать основное внимание на общие законы, на универсальные черты, присущие экономической жизни всегда и везде.

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Однако на самом деле оба подхода к определению предмета экономической теории не противостоят, а дополняют друг друга. Все экономисты сходятся во мнении, что важнейшими из ресурсов являются труд и предпринимательские способности – ресурсы, неразрывно связанные с личностью работника. Следовательно, отношение людей к ресурсам – это прежде всего их отношение друг к другу. Поэтому представители любого направления в экономической науке, желающие создать целостную теорию, обязательно обращают внимание (хотя и в разной степени) и на отношение людей к ресурсам, и на отношение людей друг к другу.

Можно попытаться дать синтезированное определение: экономическая теория – это наука, изучающая отношения между людьми, складывающиеся в процессе использования ими ограниченных ресурсов.

По своей структуре современная экономическая теория, изучающая главным образом закономерности рыночной системы хозяйства, делится на два основных раздела:

микроэкономика – изучение поведения отдельных хозяйствующих субъектов – людей и фирм;

макроэкономика – изучение функционирования экономики страны (или группы стран, или даже мирового хозяйства) как единого целого.

Выделяют четыре основные функции экономической теории (рис. 8).

1. Познавательная функция. Как всякая наука, экономическая теория имеет дело с объективными фактами, явлениями, процессами в сфере экономики. Их описание и анализ составляют познавательную функцию экономической теории.

2. Прогностическая функция. Познав процессы и явления текущего экономического развития, экономисты могут предсказывать будущее, экстраполируя наблюдаемые в данный момент тенденции.

3. Критическая (идеологическая) функция. Общественные науки (и экономика в том числе) не только констатируют существование определенных закономерностей в существующей общественной системе, но и дают ей определенную оценку. Экономическая теория, в частности, не просто описывает рыночное хозяйство, но и решает проблему, является ли эта экономическая система справедливой, нужно ли ее совершенствовать или менять.

4. Практическая (конструктивная) функция. Сформулировав представление о желаемом состоянии общества, экономисты затем ищут пути его достижения, активно участвуя в выработке и осуществлении экономической политики.

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Эволюция экономической науки с древности до 20 века.

На протяжении нескольких тысячелетий своего развития экономическая наука не раз меняла и свое название, и основные объекты своих исследований.

Ни древний мир, ни эпоха феодализма не знали экономических концепций в строгом смысле слова. Весь период с древнейших времен до нового времени составляет предысторию экономических теорий, поскольку экономические знания были растворены в массе знаний о государстве, о морали, о практическом ведении хозяйства.

Первые элементы экономических научных знаний возникают вскоре после зарождения первых государств. В общественной мысли обществ древнего и средневекового Востока экономические проблемы анализировались в рамках науки о государстве. В античном обществе изучение экономических проблем выражалось в иной форме. С одной стороны, анализировался вопрос, как создать образцовое частное хозяйство, которое снабжало бы владельца всем необходимым или обеспечивало бы максимальный доход (работы Катона, Варона, Колумеллы). С другой стороны, ученые начали проявлять интерес и к чисто теоретическим проблемам экономики, не имеющим непосредственно прикладного значения. Зачатки экономической теории можно встретить у Аристотеля, который, например, впервые сформулировал проблему, над которой размышляли затем многие поколения экономистов – проблему стоимости (что определяет пропорции обмена товаров?).

В качестве вполне самостоятельной науки экономическая теория сложилась только в период возникновения капитализма, в 17–18 веках. До конца 19 века общепринятым названием экономической теории был термин «политическая экономия». Сам этот термин ввел французский мыслитель А. де Монкретьеном, который в 1615 опубликовал Трактат политической экономии. Политической экономией стали называть науку о государственном хозяйстве (или о хозяйстве общества), так как «политический» означает здесь «государственный» (от греч. «полития» – государство).

На заре капиталистического хозяйствования формируется первая экономическая школа – меркантилизм. Основные положения меркантилизма сводились к тому, что производство служит только условием для создания богатства, а непосредственным источником богатства служит сфера торговли, где произведенные товары превращаются в деньги. Именно в обращении и возникает прибыль. Внутри страны купля-продажа только перемещает богатство из рук в руки. Только внешняя торговля перемещает богатство из страны в страну. Поэтому надо как можно больше продавать за рубеж и не покупать иностранные товары.

В 18 в. меркантилисты подверглись критике со стороны классической политической экономии. В рамках этого направления выделяют две основные школы – французскую (физиократы) и английскую (А.Смит, Д.Рикардо).

Первая целостная теоретическая концепция экономической жизни была предложена школой физиократов, которая сформировалась во Франции в середине 18 в. Основатель учения физиократов, Ф.Кенэ, впервые подошел к обществу как к живому организму, считая, что у экономики есть свои законы естественного функционирования, не зависящие от воли и желания людей. Физиократы доказывали, что торговля лишь перемещает вещественные блага, а не создает их. Поэтому экономический анализ должен быть сфокусирован на сфере производства. В противовес меркантилистам физиократы отвергали государственное регулирование экономики. Именно с физиократов начинается история экономического либерализма.

Подлинный переворот в экономической науке был вызван публикацией в 1776 книги великого английского экономиста Адама Смита Богатство народов, где знания об экономике впервые были представлены в систематизированной форме.

А.Смит при объяснении экономических явлений использовал модель «человека экономического», которая по сей день остается во многом фундаментом экономического мышления. В основе всех экономических процессов, по его мнению, лежит человеческий эгоизм. Общее благо стихийно складывается вследствие действий отдельных индивидуумов, каждый из которых стремится к рациональной максимизации своей выгоды. Отсюда вытекает концепция «невидимой руки рынка». Согласно этой концепции, стремящийся преумножить лишь личное благосостояние индивид более эффективно служит в рыночном хозяйстве интересам общества, чем если бы он сознательно стремился служить общественному благу. Поскольку «невидимая рука рынка» обеспечивает оптимальную организацию производства, его сознательное регулирование является не только излишним, но и вредным. Поэтому государству в экономике классики отводили роль «ночного сторожа» – гаранта соблюдения рыночных «правил игры», но не ее участника.

Если меркантилисты и представители классической школы обращали первостепенное внимание на формирование богатства, то марксизм перенес основное внимание на взаимоотношения основных социальных групп – наемных рабочих и капиталистов. В 1867 вышел первый том Капитала – основополагающей монографии великого немецкого ученого и революционера Карла Маркса. Маркс не успел полностью реализовать свой творческий замысел, но и в концептуально незавершенной форме его труды оказали огромное влияние на эволюцию экономических идей. Главная его заслуга – создание формационной теории, историко-диалектическое осмысление экономики: если ранее экономисты не видели принципиальных различий между хозяйственным строем различных эпох, то марксисты стали подчеркивать их качественные различия, заложив тем самым фундамент теории экономических систем.

Последователи Маркса, к сожалению, не обладали его гениальностью, в результате марксистская политэкономия стала постепенно вырождаться в схоластическую догму (особенно это заметно в развитии советской политэкономии 1930–1980-х).

В 20 в. путь развития экономических идей раздваивается: если анализом социальных проблем экономики занимались в основном последователи Маркса, то изучение собственно механизма функционирования рыночного хозяйства стало прерогативой последователей А.Маршалла.

1870-е в истории экономической мысли принято называть эпохой «маржиналистской революции». Если представители классической политэкономии и марксисты анализировали в основном поведение производителей то маржиналисты перенесли внимание на отношение человека к благам, проявляющееся в сфере личного потребления. Ценность любого блага определяется, по мнению маржиналистов, его способностью удовлетворять человеческие потребности.

В 1890 выходит в свет работа английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономики, в которой впервые было глубоко проанализировано рыночное равновесие. Маршаллу удалось объединить оба ранее предложенных подхода к объяснению механизма формирования рыночных цен: предложение у Маршалла определяется издержками производства (как считали политэкономы классической школы), а спрос – полезностью товара (как полагали маржиналисты). Под влиянием идей Маршалла теорию стоимости вытесняет теория цены – анализ экономического равновесия.

После Маршалла термин «политическая экономия» (political economy) постепенно выходит из употребления как название общей экономической теории, сменяясь термином «экономика» (economics).

В результате «маржиналистской революции» в экономической теории Запада прочно утвердилось неоклассическое направление. Экономическая теория стремительно математизируется, поскольку основой рационального поведения признаются предельные величины – оценки предельной полезности, предельных издержек и предельного дохода.

Эволюция экономической мысли в 20 веке.

Родившись в период свободной конкуренции, неоклассическое учение отразило в себе черты данного периода и веру в неограниченные возможности саморегулируемой рыночной экономики. «Великая депрессия» 1929–1933 в значительной степени дискредитировала это учение. Начался поиск новых доктрин, закончившийся «кейнсианской революцией». Тем самым учение периода свободной конкуренции сменилось учениями периода государственного регулирования рыночного хозяйства.

Теоретическим обоснованием системы государственного регулирования хозяйственной жизни стала работа выдающегося английского экономиста Дж.М.Кейнса Общая теория занятости, процента и денег (1936). Кейнсианцы доказывали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства, способного уравновесить совокупные спрос и предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В кейнсианской концепции отвергалось и положение классической теории, согласно которому предложение порождает спрос. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь: совокупный спрос создает предложение. Если совокупный спрос не достаточен, то и объем производства не будет равен потенциальному при полной занятости. При негибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы.

В отличие от неоклассической школы, Кейнс полагал, что государство способно регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос, так как рыночный механизм не может приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости.

Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в воззрениях на рыночную экономику и в хозяйственной практике. В 1930–1960-е столетия кейнсианские идеи стали едва ли не общепризнанными. Однако в 1970-е наступило разочарование в кейнсианских рецептах связанное во многом с экономическим кризисом 1973–1975. Неоклассики смогли взять реванш, возглавив «консервативную контрреволюцию».

Современные неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

В то же время современные неоклассики, как правило, не требуют от правительства выполнять функции только «ночного сторожа». Например, монетаристы обосновывают идею, что на макроэкономическом уровне необходимо осуществлять не фискально-бюджетную политику (государственное регулирование посредством ставки процента, налогов и расходов), а активную кредитно-денежную, то есть использовать косвенные методы государственного регулирования.

Таким образом, и кейнсианцы, и современные неоклассики не отвергают государственное регулирование. Разница заключается лишь в мнениях об эффективности использования различных методов государственного вмешательства.

Если основными школами экономической теории 20 в. являлись кейнсианство и неоклассическое направление, то институционализм занимал долгое время периферийную позицию. Зародившееся в начале 20 в., это направление основным предметом своих исследований считает изучение «институтов» – социальных факторов экономики (психологических и правовых норм, деятельности корпораций, профсоюзов и т.д.). Если неоклассики и кейнсианцы рассматривают в основном текущие проблемы рыночного хозяйства как такового, то институционалисты заняты осмыслением глобальных тенденций экономического развития, подчеркивая в связи с этим революционные сдвиги в хозяйственной жизни.

В современный период внимание к институциональной проблематике растет, что может быть предвестием завоевания в будущем этим направлением роли «основного течения» экономической теории. «Ответом» неоклассиков на «вызов» институционалистов стало ускоренное развитие неоинституционализма – нового направления неоклассики, представители которого изучают, как и традиционные институционалисты, мир социальных явлений, но с использованием неоклассической методологии.

Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть фото Что в переводе с греческого означает экономика. Смотреть картинку Что в переводе с греческого означает экономика. Картинка про Что в переводе с греческого означает экономика. Фото Что в переводе с греческого означает экономика

Таким образом, в современном мире нет «единственно верной» экономической теории. Наблюдается конкуренция различных экономических школ, которые различаются и по нормативным ценностям, и по основным методам, и по объектам анализа (рис. 9). Наиболее объективное знание об экономике может быть получено только в процессе синтеза подходов разных научных направлений.

Следует учитывать, что если разработка позитивной экономической теории в решающей степени зависит от чисто научной состоятельности исследователя, то в сфере нормативной экономической теории огромную роль играют его субъективные социальные и политические пристрастия, принадлежность к определенной научной школе. Поэтому экономисты разных направлений могут, например, прийти к единому мнению о масштабах безработицы, но резко разойтись во мнениях о ее причинах и о желательных мероприятиях государственной политики в данный период.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *