Что в переводе с греческого означает название стихотворного размера дактиля
Дактиль: примеры стихов, написанных дактилем
Дактиль – стихотворный размер, состоящий из трех слогов и открывающийся ударным слогом.
Стопа дактиля строится из трех слогов в таком порядке: ударный – безударный – безударный. Схематически это можно представить как ÚUU| ÚUU| ÚUU| ÚUU, например:
В по́лном раз|га́ре стра|да́ дере|ве́нская…
Происхождение термина
Свое название дактиль получил от древнегреческого «δάκτυλος» – «палец». Казалось бы, причем тут палец? Здесь нужно вспомнить анатомию пальца: его три фаланги, первая из которых длиннее двух следующих, подобны трем слогам дактилической стопы.
Древние греки связывали происхождение дактиля с божественным Дионисом, который вещал стихами, составленными именно дактилической стопой.
Разновидности дактиля
В зависимости от количества стоп, используемых в каждой строке, стихи, написанные дактилем можно разделить на несколько типов, приведенных ниже вместе с примерами.
Двухстопный дактиль
Двустопный дактиль в «полном» виде встречается редко: из-за краткости строк каждое второе слово требует рифмовки, а деление фразы на состоящие из двух слов отрезки приводит к некоторой монотонности стиха:
В ра́бстве спа|сённое
Се́рдце на|ро́дное –
Зо́лото,| зо́лото
Се́рдце на|ро́дное!
Чаще встречается двустопный дактиль, усеченный на один или на два слога с чередованием женской и мужской рифмы.
Двустопным дактилем написан «Домбайский вальс» Юрия Визбора:
Трехстопный дактиль
Трехстопный дактиль более популярен: из-за того, что рифма повторяется не так часто, он ощущается свободнее, «шире». Полномерный трехстопник редко проходит через все стихотворение, предпочитая чередование полных строк с другими:
Звёзды зак|ры́ли рес|ни́цы,
Но́чь завер|ну́лась в ту|ма́н;
Тя́нутся |грёз вере|ни́цы,
В се́рдце лю|бо́вь и об|ма́н.
Благодаря более длинной строке словоразделов здесь уже два. Их расположение и перестановка могут менять эмоциональный настрой строк, подчеркивать наиболее значимые слова.
Четырехстопный дактиль
Вы́рыта |за́ступом| я́ма глу|бо́кая;
Жи́знь неве|сёлая,| жи́знь оди|но́кая…
Вновь полномерный дактиль передает меланхоличность и не случайно выбран для этих «могильных» строк. Интонационное ударение падает на слова «вырыта», «заступом», «невеселая». Кроме того, во второй строке двукратно понижается тон при переходе от существительного к прилагательному.
Однако, при перекрестном расположении рифм фраза четырехстопного дактиля уже звучит разнообразнее, свободнее:
Му́ж – госпо|ди́н красо|ты́ заме|ча́тельной,
В гва́рдии| го́д прослу|жи́вший| оте́честву,
Бы́л чело|ве́к разбит|но́й, обя|за́тельный,
Скло́нный к раз|гу́лу, к иг|ре́, к моло|де́честву…
В строках иногда присутствует цезура после второй стопы, при этом левое полустишие усекается на один слог:
Что́ ты за|во́дишь // пе́сню во|е́нну
Фле́йте по|до́бно, // ми́лый сни|ги́рь?
Три словораздела позволяют вести уже более сложную интонационную «игру».
Четырехстопный дактиль нередко чередуется в одном стихотворении с трехстопным. Обычно такое чередование упорядочено (например, 4–3–4–3). Произвольная последовательность – более редкий случай. Вот, например, соединение двух строк четырехстопника с трехстопным и даже одностопным дактилем:
Ду́мы ли| ре́ют тре|во́жно-не|свя́зные,
Пла́чет ли| се́рдце в гру|ди́, –
Ско́ро по|вы́сыплют| звёзды ал|ма́зные,
Жди́!
Куплеты знаменитой песни Юрия Визбора «Милая моя» также написаны четырехстопным дактилем:
Но будьте внимательны! Припев этой песни представляет собой смесь двух- и трехстопного хорея.
Пятистопный дактиль
Довольно редкий размер. Из-за большой длины строка обычно делится цезурой, хотя и не обязательной, на два отрезка после второй стопы. Цезура усиливает смысловую паузу:
Ме́сяц зер|ка́льный плы|вёт по ла|зу́рной пус|ты́не,
Тра́вы степ|ны́е у|ни́заны| вла́гой ве|че́рней,
Ре́чи от|ры́вистей,| // се́рдце о|пя́ть суе|ве́рней,
Дли́нные| те́ни вда|ли́ пото|ну́ли в лож|би́не.
Шестистопный дактиль
Шестистопный дактиль в обычном виде используется крайне редко, в основном встречаясь у символистов. Обязательной является большая цезура после третьей стопы (или на слог левее).
Ка́к нам от|ра́дно за|ду́маться // в су́мерках| све́тлых вдво|ём!
Те́нь проле|те́вшего| а́нгела // ви́жу во| взо́ре тво|ём.
Шестистопный дактиль наиболее известен в форме гекзаметра (с греческого – «шестимерный»), и в его вариации – пентаметра.
В русской поэзии они не получили распространения, однако, гекзаметр составляет основу переводов с греческого и латинского («Илиада», «Одиссея», «Энеида»):
Му́за, ска|жи́ мне о| то́м много|о́пытном| му́же, ко|то́рый,
Стра́нствуя| до́лго со| дня́, как свя|то́й Или|о́н им раз|ру́шен,
Мно́гих лю|де́й, горо|да́ посе|ти́л и о|бы́чаи| ви́дел…
Пентаметр в чередовании с гекзаметром («элегическое двустишие») также используется в переводах или в подражаниях древним.
Вот редкий пример шестистопного дактиля (с добавочным одностопным хореем на каждой строчке) в малоизвестной песне «Небо над озером» группы «ДДТ»:
Дактиль в русской поэтической традиции
Из трехсложных размеров дактиль наиболее органичен для русской поэзии. Возможно, потому что в трехсложных размерах проще и удобнее акцентировать именно первый слог.
Одним из первых популяризаторов трехсложных размеров в целом, и дактиля в частности, в XVIII веке стал Сумароков. Он применял их в переложениях псалмов, представлявших более свободную форму торжественных од:
Суетен будешь
Ты, человек,
Если забудешь
Краткий свой век.
В то время дактиль использовался поэтами-новаторами, стремившимися отойти от традиционных метров. Одним из таких модернистов был Державин:
Юная роза
Лишь развернула
Алый шипок,
Вдруг от мороза
В лоне уснула,
Свянул цветок…
Двухстопный дактиль вообще больше свойственен поэзии XVIII века. В XIX веке он отходит в тень, уступив место более длинным разновидностям размера.
Как уже говорилось, одна из особых форм многостопного дактиля – гекзаметр. Первым начал использовать «русский гекзаметр» Тредиаковский. Его гекзаметры в основном известны по поэме «Тилемахида» (1766).
Но подлинную известность гекзаметр приобрел в переводах античных произведений. Самый крупный из них – перевод «Илиады», выполненный в начале XIX века поэтом Гнедичем:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…
Со времени «Илиады» гекзаметр вошел в обиход и стал использоваться не только в переводах, но и в оригинальных произведениях.
Дальнейшей популяризации дактиля содействовал Жуковский, использовавший его в своих балладах. Некрасов обращался к дактилю как в лирике, так и в более крупных произведениях («Железная дорога», «Современники»).
Нельзя не отметить и такие гениально удавшиеся примеры дактиля, как лермонтовские «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Легко освоены были и пятистопные дактили:
Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы.
Уже в начале XX века любители «сверхдлинных» размеров, среди которых выделялся Бальмонт, экспериментировали с семи- и восьмистопными дактилями. В целом же дактили разной длительности использовались поэтами Серебряного века: Ахматовой, Брюсовым, Северяниным и другими, наряду с поиском новых форм самовыражения.
Дактиль в русской поэзии XXI века
Русская поэзия XXI века находится в поиске новых форм, поэтому использование классических стихотворных размеров ей несвойственно. Например, современный поэт Данил Рудой часто прибегает к дактилю в качестве составного элемента своих сложных стихотворений, однако чистую дактилическую стопу использует крайне редко. Впрочем, вот несколько примеров:
Здравствуйте, дамы! Привет, господа!
Вот добрались и до вас мы. О, да!
Наш знаменитый ансамбль-коллектив
Трезв как стекло и чертовски игрив.
Хоть не заполнен ваш зал и на треть,
Наши моторы готовы взреветь.
Жаль, приглушить нам придется движок:
Утренник детский сегодня, дружок.
Миг расставанья настал.
Каждый сейчас одинок.
Шумом наполнился зал –
Это Последний звонок.
Здравствуй, Грядущее! Свет
Нам на дорогу пролей!
Мы же последний куплет
Вам посвящаем, Лицей!
Значение слова «дактиль»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая
Мнемоническая фраза для запоминания размера.
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).
Название происходит от греч. δάκτυλος — «палец». Палец состоит из трёх фаланг, первая из которых длинней остальных. Подобно этому дактилическая стопа состоит из трёх слогов, из которых первый ударный, а остальные безударные.
Популярная в 1920-е годы «рабочая теория происхождения ритма» связывала дактиль с ударными метрами, в частности с метром ударов молота.
ДА’КТИЛЬ, я, м. [греч. daktylos, букв. палец] (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, напр.: ту́чки не|бе́сные, |ве́чные| стра́нники. Лрмнтв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
да́ктиль
1. филол. трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге ◆ В русской классической поэзии, базирующейся на принципах силлабо-тонического стихосложения, используются пять основных стихотворных размеров: два двудольных ― ямб и хорей и три трёхдольных ― дактиль, амфибрахий и анапест. Анатолий Голубев, «Поверить алгеброй хорей», 2009 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расчленить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Дактиль
Дактиль это в античной метрике трёхдольный размер, в котором первый слог – долгий (ударный), следующие два – краткие (безударные); в силлабо-тонике – трёхсложная стихотворная стопа с первым ударным слогом.
Метрическая схема дактиля
Метрическая схема дактиля: – UU
Пример
В полном разгаре страда деревенская…
–UU|– UU|– UU
(Н. А. Некрасов)
Происхождение дактиля
Дактиль с древнегреческого языка означает «палец» в связи с тем, что его состав, содержащий первый длинный слог и два кратких, подобный анатомическому строению пальца, в котором первая из трех фаланг длинней двух остальных.
Дактилический ритм широко почитался в период античности. В Древней Греции основателем дактиля считали бога Диониса, который обращался к людям стихами, составленными этой стопой. Дактиль иногда заменялся спондеем – стопой из двух ударных, или длинных, слогов (– –). Из дактилей и спондеев состоит наиболее часто применяемый размер античной поэзии – гекзаметр, который представляет собой шестистопный стих. Шестистопным дактилем написаны эпические поэмы выдающегося древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Распространение и виды дактилей
Одностопные дактили в поэзии встречаются в поэзии крайне редко. В XVIII в. в силлабо-тоническом стихосложении в основном использовались двустопные дактили. В XIX–XX вв. распространились наиболее используемые до сих пор трехстопные и четырехстопные дактили, позже – пятистопные и шестистопные.
Пример трехстопного дактиля:
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум –
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.
(А. А. Фет)
Пример четырехстопного дактиля:
Мысли мои утопают в бессилии.
Душно, светло, безотрадно и весело.
Ты, прозвеневшая в странном обилии,
Душу мою торжеством занавесила.
(А. А. Блок)
В поэзии также используются смешанные дактили, чередующиеся строки которых содержат разное количество стоп. К примеру, первая строка стиха – четырехстопный дактиль, вторая – трехстопный, третья – четырехстопный и т. д. Существует и свободный дактиль, полагающий в произвольном количестве стоп в каждой строке.
Дактиль в классической русской поэзии
Классическая русская литература богата дактилическими произведениями таких известных поэтов, как К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин, И. Северянин, Н. А. Некрасов, В. А. Жуковский, А.А. Блок, Н. С. Гумилёв, А. А. Фет, М. Ю. Лермонтов, В. Я. Брюсов и др. Дактилем написаны баллада «Суд Божий над епископом» (1831 г.) В. А. Жуковского, стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» (1840 г.), К. Д. Бальмонта «Жизнь» (1900 г.), В. Я. Брюсова «Каменщик» (1901 г.) и т. д.
Слово дактиль произошло от греческого daktylos, что в переводе означает – палец.
Что в переводе означает название стихотворного размера дактиля?
Что в переводе с греческого означает название стихотворного размера дактиля?
Ещё в школе очень нравилось определять, какой же стихотворный размер у того или иного произведения. Определение самого стихотворного размера довольно сложное. Под ним понимается «частная реализация стихотворного метра».
Стихотворные размеры могут быть двухсложными и трехсложными. К двухсложным относится, например, ямб, хорей, спондей, пиррихий.
А к трехсложным: амфибрахий, анапест и среди прочих дактиль.
Происхождение у названия этого стихотворного размера греческое. Состоит дактиль из одного долгого и двух кратких слогов. Также и палец, а именно так переводится название с греческого языка, состоит из трёх фаланг, две из которых короткие и одна длинная. Правильным ответом будет палец.
Шасси самолетов никогда не оснащались коньками вместо колес, потому что у коньков очень маленькая опорная поверхность и конструкторы понимали, что коньки врезались бы в посадочную полосу и ломались бы стойки шасси.
Догадаться можно легко, если сообразить, что именно обозначают эти буквы. Впрочем, произведение замечательное, широко известное, еще и фильм по нему снят очень хороший, так что, наверное, немало будет людей, которые просто вспомнят правильный ответ.
В общем, буквы эти передают собачий вой, а начинается так «Собачье сердце».
Ответ: «Собачье сердце»
Это, очевидно, из какой-то викторины вопрос или кроссворда, но приятно вспомнить в выходной, даже немного и праздничный, для моего города день, великого певца Александра Вертинского. Сразу в ушах моих зазвучало про бананово-лимонный город в юго-восточной Азии. Великому русскому певцу известна эта тема и регион, помнится там родились его дочери, впоследствии талантливые актрисы, самые красивые для своего времени.
В данном случае верным будет первый вариант из дополнений к вопросу, именно так и называется песня в исполнении Вертинского, что написана более века назад. Далее слова песни в цитате:
Ответ : лиловый негр
Это вопрос был задан в телепередаче » Кто хочет стать миллионером » в августе 2019 года.
Если рассуждать логически, то съёмка может производиться где угодно, но, без неё можно абсолютно обойтись при съёме жилья *как в центре так и на окраине), при снятии показаний приборов и также при снятии кандидатуры с выборов.
Так что у нас остаётся лишь один вариант под цифрой 2 и это Извержение вулкана.
Иначе такой явление просто не возможно снять и для этого используют специальные кино и фото камеры, которые максимально «приближают» съёмку к объекту извержения. Вот несколько снимков извержения вулканов:
Правильным вариантом ответа на поставленный вопрос викторины, будет «против себя».
И действительно, согласно закону в Конституции, вы не обязаны давать показания в суде против себя. Это говорится в Статье семьдесят седьмой в пункте семь в Конституции Республики Казахстан, а также есть статья под номером пятьдесят один в Конституции Российской Федерации. Действительно человек не обязан давать показания против самого себя или против близких его родственников.
Верный ответ находится под буквой » А»: Против себя.
Да и какой нормально и здравомыслящий человек, пойдет и расскажет, например о том, что сегодня в магазине он стащил товар на сумму две тысячи рублей. Согласитесь это просто нелепо.
Стихотворные размеры и их значение
Содержание статьи
Двухсложные размеры
Чуть более сложные размеры – двусложные. Их называют ямб и хорей. Разница между ними заключается в том, что ударение в этих размерах падает на разные слоги: у одного – на четные, у другого – на нечётные.
Если ударение приходится на чётные слоги, значит, стихотворение написано ямбом.
Предположительно, название размера произошло от имени девушки, прислуживавшей Деметре. Разыскивая свою дочь, Персефону, богиня грустила, и лишь верная Ямба сумела ее развеселить. Есть также предположение, что название образовано от музыкального инструмента с созвучным названием.
В хорее же все наоборот – ударение падает на нечётные слоги. Название размера произошло от слова «horeos», переводимого как «плясовой». От него образовано несколько созвучий – «хоровод» и «хор».
Принято считать, что ямб – более спокойный, светлый размер, свойственный песням. А вот хорей – более энергичный.
Есть множество подвидов, образованных от этих двух простых размеров: хориямб, хромой ямб, ямбо-хорей или антиспаст. Но это термины, свойственные для узкой специализации.
Трехсложные размеры
Трехсложных размеров три: дактиль, амфибрахий и анапест.
В дактиле ударение падает на первый слог. Название этого стихотворного размера образовано от греческого слова «daktylos» и переводится как «палец». Аналогия очевидна: дактиль своим строением напоминает палец, у которого три фаланги, и наибольшая из них равна по длине двум коротким.
Анапест также образован от греческого слова, «anapaistos»., которое означает «отражённый назад». Раньше этот размер называли «обратно ударяемая», потому что он прямо противоположен дактилю. Есть еще один вариант названия анапеста – антидактиль. Когда в Элладе исполняли анапестические стихи, чтецы обязательно приплясывали и отбивали ногой такт на последнем слоге.