Что в переводе с латинского означает статистика
1. Происхождение термина «статистика» и его значение
1. Происхождение термина «статистика» и его значение
В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.
Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.
Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.
В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенва-лем в 1749 г., в его книге о государствоведении.
Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:
1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;
2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой. Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;
3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой. А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.
Статистика – это инструмент познания.
1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;
2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные в езультате анализа собранных и обработанных числовых данных;
3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Происхождение золотого стандарта
Происхождение золотого стандарта Золотой стандарт в своей «ортодоксальной форме» является продуктом XIX в. Однако своими корнями он уходит в далекое прошлое. В настоящей главе мы в общих чертах осветим первоначальные этапы использования золота в качестве денег[147], т.е.
Послесловие Происхождение денег
Послесловие Происхождение денег 1 Увлекательное рассуждение о возможных опасностях глобализации содержится в книге: Pankaj Ghemawat, Redefining Global Strategy: Crossing Borders in a World Where Differences Still Matter (Boston, 2007).2 Frederic Mishkin, Weissman Center Distinguished Lecture, Baruch College, New York (12.10.2006).3 Larry Neal, ‘A Shocking View of Economic History’, Journal
1. Происхождение и необходимость денег
1. Происхождение и необходимость денег Объективное развитие производительных сил и отношений обусловило необходимость денег. Развитие производительных сил – эволюция орудий производства (от примитивных к высокотехнологичным).В ходе этой эволюции развивались и
ЛЕКЦИЯ № 7. Статистика финансов предприятия (статистика финансов институциональных единиц)
ЛЕКЦИЯ № 7. Статистика финансов предприятия (статистика финансов институциональных единиц) Институциональная единица представляет собой хозяйствующий субъект, который имеет юридическое лицо, активы и обязательства (т. е. предприятия, занимающиеся определенной
14. Деньги: их необходимость и происхождение
14. Деньги: их необходимость и происхождение В мировой экономике существует две теории происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.Согласно рационалистической теории, деньги представляют собой результат соглашения между людьми, которые изобрели их как
Происхождение денег[2]
Происхождение денег[2] Невозможно понять, что такое деньги и как они функционируют, и следовательно, как функционирует Федеральный резерв, не рассмотрев логического развития денежной и банковской систем и Федерального резерва. Это необходимо ввиду уникальности
Вопрос 80. Статистика страхования. Статистика социального страхования
Вопрос 80. Статистика страхования. Статистика социального страхования Статистика страхования является одной из составных частей финансовой статистики.Страхование является одним из необходимых элементов организации производственных отношений в любом
1. Происхождение термина «статистика» и его значение
1. Происхождение термина «статистика» и его значение В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих
5. Вы как-то сказали, что эквивалентом термина «маркетинг» мог бы стать термин «клиентинг». Поясните, пожалуйста
5. Вы как-то сказали, что эквивалентом термина «маркетинг» мог бы стать термин «клиентинг». Поясните, пожалуйста Поправлю: не эквивалентом, а синонимом, который объяснял бы, что такое маркетинг и что в нем главное.Я убежден, что если бы в свое время английское слово marketing
Происхождение вида
Происхождение вида Откуда берутся Мертвые пни? Люди отвечают на этот вопрос по-разному. Одни считают, что все дело в кумовстве: чтобы поступить на работу или получить повышение, куда важнее иметь связи или быть в родстве с нужными людьми, чем обладать профессиональными
Происхождение теории
Происхождение теории Что делает организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе?Около 40 лет назад я обнаружил, что для обеспечения результативности и эффективности организации в ближайшей и долгосрочной перспективе необходимо
Происхождение видов
Происхождение видов Парадигма идеального менеджера-одиночки не работала никогда. Она представляет собой фундаментальную ошибку, которая породила все прочие недостатки и промахи школ менеджмента.Как это случилось? Почему компании тратят миллионы на обучение
Происхождение менеджмента
Происхождение менеджмента Условия работы на индийских фабриках не слишком отличаются от того, что существовало в организациях по всему миру до начала XX века. Историю того, как мир пришел от свого докорпоративного прошлого к офисному настоящему, рассказал нам
Происхождение мифа
Происхождение мифа С исторической точки зрения сбалансированная жизнь представляется какой-то относительно новой привилегией. Тысячелетиями работа и была жизнью. Не работая – т. е. не охотясь на дичь, не собирая урожай или не выращивая скот, прожить было нельзя.
Тесты по дисциплине «Статистика»
Вопрос 1. Что в переводе с латинского означает термин «статистика»?
1. Определенное положение вещей
Вопрос 2. Предметом научной дисциплины «статистика» является:
1. Изучение количественных массовых общественных характеристик явлений и процессов
Вопрос 3. Какие стадии проходит статистическое исследование?
3. Проведение наблюдения, статистическая обработка данных, анализ и обобщение результатов
3. множество статистических единиц, объединенных одной качественной основой, но отличающихся по ряду признаков.
Вопрос 5. Статистические единицы – это:
3. качественно однородные первичные элементы статистической совокупности, имеющие различия по ряду признаков
Вопрос 6. Статистический признак – это:
2. Отличительное свойство, качество, черта, присущие единице совокупности, которые могут быть наблюдаемы или измерены
Вопрос 7. Что такое количественные признаки:
2. признаки, отдельные значения которых выражены числами
Вопрос 8. Что такое качественные признаки?
1. описательные признаки, отдельные значения которых выражаются словами, понятиями, наименованиями
Вопрос 9. Вариация – это:
1. различие значений признака у отдельных единиц совокупности
Вопрос 10. Статистический показатель – это:
2. обобщающая количественно-качественная характеристика части или всей совокупности единиц, имеющая единицу измерения и определенность во времени и пространстве;
Вопрос 11. Главным органом официальной государственной статистики в Республике Беларусь является:
4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
Вопрос 12. в чем различие между понятиями «статистическое исследование» и «статистическое наблюдение»?
1. статистическое наблюдение – лишь первая стадия проведения статистического исследования
Вопрос 13. Сущность статистического наблюдения заключается в:
1. планомерном научно-организованном сборе и регистрации массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни
Вопрос 14. Формами статистического наблюдения не являются:
3. выборочное наблюдение
Вопрос 15. Виды наблюдения по охвату единиц совокупности:
2. сплошное, несплошное
Вопрос 16. Какие способы проведения статистических наблюдений используются в статистике?
2. непосредственное наблюдение, документальный и опрос
Вопрос 17. План статистического наблюдения – это:
3. комплекс подготовительных и организационно-методических мероприятий.
Вопрос 18. что такое программа статистического наблюдения?
3. перечень признаков, подлежащих регистрации по каждой единице наблюдения.
Вопрос 19. Срок наблюдения – это:
1. время начала и окончания сбора сведений
Вопрос 20. Период наблюдения – это:
3. период времени, к которому относятся собранные данные
Вопрос 21. Критический момент наблюдения- это:
1. конкретная дата, по состоянию на которую должна быть проведена регистрация признаков
Вопрос 22. Ошибки регистрации возникают:
3. как при сплошном, так и при несплошном наблюдении
Вопрос 23. Ошибками репрезентативности являются:
2. ошибки, возникающие в результате того, что наблюдению подвергается лишь часть единиц изучаемой совокупности, которая не может точно отобразить свойства всей совокупности
Вопрос 24. Абсолютные статистические показатели выражаются:
2. в именованных числах
Вопрос 25. Какие виды единиц измерения абсолютных показателей используются в статистике?
1. Натуральные, условно-натуральные, стоимостные, трудовые
Вопрос 26. Что представляет собой относительный статистический показатель?
2. Показатель, выражающий соотношение абсолютных значений
Вопрос 27. Каким образом рассчитывают относительные показатели выполнения плана?
3. Отношением фактического показателя в отчетном периоде к плановому показателю этого же периода
Вопрос 28. В чем состоит сущность относительных показателей динамики?
1. Соотношение значений одного и того же признака за последующий и предыдущий периоды
Вопрос 29. Что такое относительные показатели координации?
2. Соотношение между собой абсолютных размеров составных частей в некотором абсолютном целом
Вопрос 30. Что характеризуют относительные показатели интенсивности?
3. Степень распространения явления в определенной среде.
Вопрос 31. Что такое относительные показатели сравнения?
3. Соотношение одноименных показателей, относящихся к разным статистическим единицам (объектам).
Вопрос 32. Относительные величины структуры:
1. Характеризуют состав явления и показывают, какой удельный вес в общем итоге составляет каждая его часть
Вопрос 33. основными элементами статистического графика не являются:
Вопрос 34. В чем заключается принцип золотого сечения?
2. В оптимальном соотношении длины осей координат
Вопрос 35. Какие основные виды диаграмм могут быть использованы при изображении структуры явлений?
3. секторная, квадратно-сетчатая, слоистая.
Вопрос 36. С помощью каких диаграмм можно изобразить динамику показателей?
2. С помощью линейных, столбиковых, ленточных и др.
Вопрос 37. Каким образом рассчитывается масштаб координатного графика?
3. Размах вариации признака делится на длину вертикальной оси координат.
Вопрос 38. Средняя величина не рассчитывается для случаев:
3. Когда признак не варьирует
Вопрос 39. Как изменится средняя величина, если все варианты признака уменьшить в 1,5 раза, а все веса в 1,5 раза увеличить?
Вопрос 40. Каково основное назначение коэффициента вариации?
3. Определение количественной однородности совокупности
Вопрос 41. Что такое дисперсия признака?
1.
Вопрос 42. Что представляет собой средняя гармоническая взвешенная величина?
1.
Вопрос 43. Для чего находят среднее квадратическое отклонение?
1. Для характеристики меры средней колеблемости вариант в совокупности.
Вопрос 44. Что представляет собой среднее квадратическое отклонение?
2.
Вопрос 45. Что такое коэффициент вариации?
3.
Вопрос 46. Основное назначение средней геометрической величины?
3. Для расчета среднего коэффициента роста
Вопрос 47. Что представляет собой формула средней арифметической взвешенной величины?
3.
Вопрос 48. Почему средняя взвешенная точнее средней простой?
2. Средняя взвешенная учитывает локальные частоты.
Вопрос 49. В каких случаях применяют среднюю гармоническую?
2. Варианты ряда представлены обратными значениями
Вопрос 50. Что такое средняя величина?
2. Обобщающая количественная характеристика совокупности
Вопрос 51. Что представляет собой средняя квадратическая величина?
2.
Вопрос 52. Что представляет собой выборочный метод?
1. Характеристику генеральной совокупности по ее части
Вопрос 53. От чего непосредственно не зависит средняя ошибка выборки?
1. От средней выборочной величины
Вопрос 54.Что такое выборочная статистическая совокупность?
2. Комплекс единиц, отобранных по определенным правилам
Вопрос 55. что такое генеральная статистическая совокупность?
3. Совокупность единиц, охватывающая весь объект.
Вопрос 56. как находить интервальную оценку генеральной средней?
1. 2.
Вопрос 57. как рассчитать предельную ошибку выборки?
2.
Вопрос 58. Как рассчитать численность необходимой выборки при повторном отборе?
3.
Вопрос 59. Что представляет собой средняя ошибка выборки?
2.
Вопрос 60. Что представляет собой случайный отбор?
2. Отбор единиц проводится наугад
Вопрос 61. Как рассчитывают среднюю ошибку выборки при бесповоротном отборе?
1.
Вопрос 62. В чем состоит главное требование, предъявляемое к выборочной совокупности?
2. В максимальном приближении статистических характеристик
Вопрос 63. В каких случаях при аналитической группировке используют огиву Гальтона?
3. При колеблемости группировочного признака больше 33%
Вопрос 64. По каким преимущественно признакам проводится типологическая группировка?
1. По качественным признакам
Вопрос 65. В чём состоит цель простой аналитической группировки?
1. Выявление наличия или отсутствия взаимосвязи между факторным и результативными признаками.
Вопрос 66. Для чего рассчитывают коэффициент вариации группировочного признака?
2. Для оценки однородности группировочного признака.
Вопрос 67. Каким образом рассчитывают оптимальное число групп в аналитической группировке?
2.
Вопрос 68. Чем выражается представительность каждой группы в аналитической группировке?
1. Числом статистических единиц в каждой группе
Вопрос 69. Что представляет собой общая вариация?
1.Сумма квадратов линейных отклонений всех вариант от общей средней варианты результативного признака.
Вопрос 70. Как рассчитывается факторная вариация?
1.
Вопрос 71. От чего зависит размер Fтабл.
1. От числа степени свободы факторной и остаточной вариации и вероятности суждения
1.
Вопрос 73. На чём основан дисперсионный метод?
3. На разложении вариации результативных признаков.
Вопрос 74. В чём заключается основная цель дисперсионного метода?
3. Определить существенность связи между признаками
Вопрос 75. На основе чего осуществляется анализ тесноты и направления связи двух признаков?
1. Парного коэффициента корреляции
Вопрос 76. Функциональной является связь:
3. При которой определенному значению факторного признака соответствует одно значение результативного признака.
Вопрос 77. По направлениям связи бывают:
1. Прямые и обратные
Вопрос 78. Какие значения может принимать коэффициент корреляции:
Вопрос 79. При значении коэффициента корреляции 0,8 связь между факторным и
результативным показателем будет:
Вопрос 80. Какая зависимость между переменными отражена в приведенном уравнении? Y=a+bx
1. Однофакторная прямолинейная зависимость
Вопрос 81. Каковы преимущества корреляционного отношения?
1. Используется при любой форме связи
Вопрос 82. Что такое обратная связь?
2. Зависимая переменная уменьшается с увеличением факторного признака
Вопрос 83. В каких пределах изменяется корреляционное отношение?
СТАТИСТИКА
Полезное
Смотреть что такое «СТАТИСТИКА» в других словарях:
СТАТИСТИКА — СТАТИСТИКА. 1. Краткая история, предмет и основные понятия общей статистики. Предметом С. являет ся изучение совокупностей внутренне связанных хотя и внешне обособленных элементов. Внутренняя закономерность последних находит свое проявление… … Большая медицинская энциклопедия
СТАТИСТИКА — самая точная из всех лженаук. Джин Ко Статистика может доказать что угодно, даже правду. Ноэл Мойнихан Статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры. Василий Ключевский Статистика все равно что купальник … Сводная энциклопедия афоризмов
СТАТИСТИКА — СТАТИСТИКА, статистики, мн. нет, жен. (от англ. statistics, букв. сведения о государстве, с лат.). 1. Наука, изучающая количественные изменения в развитии человеческого общества и народного хозяйства. Промышленная статистика. Статистика… … Толковый словарь Ушакова
Статистика — (немецкое Statistik, от итальянского stato государство), 1) собирание, обработка, анализ и публикация количественной информации о различных сферах жизни общества (экономика, культура, мораль и др.). 2) Отрасль знаний, в которой излагаются общие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СТАТИСТИКА — (нем. Statistik от итал. stato государство),1) вид практической деятельности, направленной на собирание, обработку, анализ и публикацию статистической информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем ее… … Большой Энциклопедический словарь
Статистика — по страницамСтатей1843Страниц (Все страницы в вики, включая страницы обсуждения, перенаправления и прочее.)15 540Загружено файлов153Статистика правокЧисло правок с момента установки Народной бухгалтерской энциклопедии94 902Среднее число правок на … Бухгалтерская энциклопедия
Статистика — (statistics) 1. Одно из направлений математики, связанное со сбором, классификацией и представлением информации в числовом виде. Статистика базируется на том предположении, что если группа достаточно велика, то ее поведение, в отличие от… … Словарь бизнес-терминов
СТАТИСТИКА — СТАТИСТИКА, наука о сборе и классификации цифровых данных. Статистика может быть описательной (суммирующей полученные данные) или дедуктивной (основанной на выводимых логическим путем заключениях о некоем количестве сведений, о котором судят на… … Научно-технический энциклопедический словарь
СТАТИСТИКА — (от лат. status – состояние) наука, изучающая количественные показатели развития общественного производства и общества, их соотношения и изменения в сфере хозяйственной, государственной и социальной жизни, а также в области биологии, физики и т.… … Философская энциклопедия
Статистика — наука, изучающая количественную сторону массовых явлений. По английски: Statistics См. также: Математика Статистические данные Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Теория статистики: конспект лекций
Данное учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономических вузов к сдаче экзаменов. Издание содержит полный курс лекций по теории статистики, составленный профессиональными экономистами. Студентам предлагается ознакомиться с вопросами теории статистики. Рассматриваются методы статистического наблюдения, сводка, групировка данных, средней величины, показатели вариации, корреляционный и регрессивный анализы, анализ временных рядов, индексы, использование графического метода и многое другое. Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Статистика» и другим экономическим специальностям.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория статистики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука
1. Происхождение термина «статистика» и его значение
В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.
Статистика — это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.
Статистика — это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.
В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.
Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:
1) статистическая наука — вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;
2) статистика — наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.
Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;
3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.
Статистика — это инструмент познания. Особенности статистики:
1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;
2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;
3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.
2. История и особенности развития статистической науки
Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.
Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.
Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.
Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей — знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.
В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.
В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.
Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.
Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.
На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.
В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.
В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло
моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).
Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.
Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.
Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.
Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».
По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.
В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789—1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.
Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.
Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).
А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821 — 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857 — 1919 гг.).
Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.
В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
3. Органы статистики в Российской Федерации
В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) — это федеральный орган исполнительной власти.
Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.
Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.
Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.
Основная деятельность Госкомстата — это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.
Основные задачи Госкомстата:
1) координация статистической деятельности в государстве;
2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;
3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).
4. Предмет изучения статистики
Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.
Предметом статистической науки являются:
1) массовые социально–экономические явления жизни;
2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.
Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.
Количественная оценка свойства изучаемого объекта — это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.
Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.
Учетно–оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.
Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.
В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.
Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека — мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.
Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.
Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.
В статистическом исследовании признаки подразделяются на:
1) основные — определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;
2) второстепенные — это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.
Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.
Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.
Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.
Статистический показатель — та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:
1) объемными (численность населения);
2) расчетными (средние величины);
Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные — это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.
Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.
5. Метод статистики
В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.
Статистическая методология — это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.
В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.
Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.
Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.
Основные этапы экономико–статистического исследования.
1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.
Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.
Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.
2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.
После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.
На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.
Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.
6. Задачи статистики в современных условиях
Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.
Основные задачи статистической науки:
1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;
2) выявить резервы эффективности общественного производства;
3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.