Что в первую очередь должен сделать пассажир при кораблекрушении
Что нужно делать в первую очередь при кораблекрушении
Казалось бы, вода является вполне изученной стихией в нашем мире. Миллионы ученых спускаются под воду, дабы изучить обитателей морей и океанов. Многочисленные кладоискатели в океанах ищут давно погребенные сокровища пиратов. С древних времен считают, что вода наделена магической силой, может переносить информацию. Что нужно делать в первую очередь при кораблекрушении?
Эта самая таинственная и одновременно манящая стихия. Когда плывешь в штиль, она мило приветствует своими ласковыми всплесками. Когда плывешь в шторм, она готова сожрать незваного гостя огромными волнами. Когда падаешь в воду, она пытается захватить и не отпускать. С водой шутки плохи.
Случаются катастрофы, когда тонут международные лайнер или речные теплоходы. Так случилось и с Титаником, к примеру.
Как известно, при крушении было много жертв. Однако, после изучения деталей аварии выяснилось, что можно было спасти большее количество человек. Еще пример, Булгария. Трагедия унесла больше сотни человеческих жизней. Как рассказывают выжившие, их не проинструктировали о правилах поведения при крушении. Поэтому, чтобы не растеряться в чрезвычайной ситуации, необходимо знать несколько правил поведения.
Быть на чеку еще до посадки на судно
Каждый из нас миллион раз слышал, что практически любую чрезвычайную ситуацию проще предупредить, нежели исправить уже произошедшую трагедию. И эта не исключение. При выборе каюты постарайтесь выбрать ту, которая находится рядом с палубой. Взойдя на судно, осмотритесь. Ознакомьтесь с планом эвакуации, лучше его сфотографировать, наличием шлюпок, состоянием иллюминаторов на нижней палубе. Но, если вы все предусмотрели, а команда «Покинуть корабль» все же прозвучала?
Одеть как можно больше одежды при кораблекрушении
Как бы странно не звучало, но да, необходимо одеть под жилет больше одежды. Не стоит бояться, что это приведет к моментальной гибели, жилет сможет хорошо держать. Тепло быстрее всего уходит через голову, шею, пах и ступни, поэтому этим зонам необходимо уделить особое внимание при сборах. Это пожелание актуально и для вод южных стран, и для средних широт. Если найдется, следует с собой взять что-либо плавающее. К примеру, мяч, пустые пластиковые бутылки, связанные между собой. Не забыть про фонарик и свисток.
Выбираться согласно плану эвакуации
Даже если вы прошли снизу вверх весь корабль несколько раз, в чрезвычайной ситуации, когда масса людей в панике будет носиться из угла в угол в поисках выхода, не получится сориентироваться быстро и выбраться. В этом случае поможет снимок плана эвакуации. Если его нет, то можно руководствоваться размещенными в каждой каюте и коридорах макетами. Цель — выбраться на верхнюю палубу, где расположены спасательные шлюпки.
Не надевать спасательный жилет, если обнаружена вода в помещении
Это приведет к потере возможности выбраться и приведет к гибели. Жилет мешает свободно двигаться, поднырнуть, пролезть в окно или дверь. Если вы оказались заблокированы в каюте, попробуйте выбить ногами или чем-либо тяжелым иллюминатор и выбраться через него. Если придется прыгать прямо с борта корабля, то осмотрите себя на наличие металлических крючков, замков и пр. Они могут повредить надувное судно и привести к многочисленным жертвам. Приземляться лучше на бок, так как прыжок на ноги может прорвать дно.
При прыжке с корабля в воду
В этом случае лучше прыгать ногами вперед, проще говоря «солдатиком». При этом стоит плотно сжать ноги, закрыть одной рукой нос и рот, а другой крепко ухватиться за спасательный жилет. Перед прыжком посмотреть вниз, чтобы не попасть кому-то из пострадавших на голову.
После погружения в воду немедленно подняться на поверхность и отплыть на расстояние около двухсот метров, так как после ухода судна под воду образуется воронка, способная утянуть за собой. Однако, не стоит отплывать слишком далеко, потому как спасатели в этом случае могут просто не найти вас. Отплыв немного лучше дрейфовать и ожидать помощи, так как при движении уходит тепло и энергия, что приведет к переохлаждению и гибели.
Дрейф на плоту
Если вам повезло, и получилось оказаться на плоту или в шлюпке, то стоит убедиться в отсутствии течи на борту. Не стоит засыпать на солнце, потому как птицы могут выклевать глаза. Необходимо регулярно подавать сигналы бедствия. Хорошо, если есть радиопередатчик. В случае его отсутствия подойдет зеркало, фонарик, свисток и все другое, что может привлечь внимание с воды или воздуха. Ни в коем случае не пить морскую воду. От этого развивается почечная недостаточность, что приводит к мучительной гибели.
Безусловно, многое зависит от экипажа судна, от четких инструкций. Однако, отсутствие паники с вашей стороны поможет выполнить все необходимые действия четко и вовремя. Как бы ни было все мрачно, большинство круизов заканчивается удачно и дарит массу положительных воспоминаний. Так что не накручивайте себя.
Как себя вести, если ты оказался на тонущем корабле
Паранойя может спасти тебе жизнь
Неважно, какого размера корабль, на котором ты окажешься, — тебе обязательно должны показать и рассказать обо всех способах покинуть корабль: где находятся спасательные жилеты и как их одевать, где расположены шлюпки и как до них быстро добраться из любой точки корабля.
Но не все капитаны будут следовать протоколу, а это может стоить тебе жизни. Если инструктаж не провели — требуй разъяснений от капитана или сам узнай, где находятся все средства спасения. На больших лайнерах часто проводят даже учебную эвакуацию. Не пренебрегай правилами безопасности: шутки шутками, но жизнь у тебя одна, и не стоит её терять из-за невнимательности.
Начало конца
Корабли могут затонуть из-за множества причин, начиная с пробоины в трюме и заканчивая штормом. Понять, что корабль идет ко дну, ты сможешь из действий экипажа: капитан корабля обязательно подаст сигнал для начала эвакуации — часто это происходит при помощи оповещения. На случай, если команда говорит на другом языке, знай, что один длинный гудок и семь коротких — знак того, что судно идёт ко дну.
При начале эвакуации надень на себя спасательный жилет и двигайся к заранее назначенной точке сбора или спасательным шлюпкам. Если корабль находится далеко от берега и ты знаешь, что проведешь в воде большой промежуток времени, не спеши избавляться от одежды — она тебе еще пригодится.
Паника тебя погубит
При движении старайся держаться за перила или любой другой устойчивый предмет, так как корабль может сильно накрениться. Выбирай наиболее безопасный путь к отходу, а не самый быстрый.
Лишнее геройство ни к чему
Оказавшись на палубе, двигайся к ближайшей шлюпке. Первыми места получат женщины, дети, старики и раненые. Последней корабль покидает команда. Её задача — предоставить возможность спастись остальным пассажирам. По возможности помоги окружающим, но не переусердствуй. В чрезвычайной ситуации у экипажа есть подробная инструкция, как действовать, и ты можешь только помешать ему.
Первые, о ком тебе нужно позаботиться, — это ты и твои близкие. В случае если шлюпок нет, найди спасательный круг или любой другой предмет, который хорошо держится на воде. Главное, не торопись прыгать за борт: при падении с большой высоты вода может быть как бетон. А если выхода нет, то прыгай не плашмя, а солдатиком, зажав при прыжке нос, — обычно так покидают корабль только после команды капитана. После падения постарайся как можно быстрее отплыть от тонущего корабля метров на сто, иначе он затянет тебя под воду.
Выжить любой ценой
Оказавшись в воде, забудь о слове «паника». В подобной катастрофе корабль всегда посылает сигнал о помощи, и тебя будут искать. Если ты не в шлюпке, то старайся найти любой предмет, который держится на воде. Двигайся как можно меньше, в противном случае ты быстро лишишься сил и утонешь. Подавай сигналы другим при помощи поднятой руки или свистка. Плыть в этом случае лучше лежа на спине — это поможет сохранить силы подольше.
Если тебе повезло, и ты оказался в шлюпке, то шансов выжить у тебя значительно больше. Первое, что нужно сделать, — это защитить себя от солнца. Умереть от солнечного удара проще простого, поэтому постарайся прикрыть голову, руки и ноги при помощи одежды.
Для этого тебе понадобятся две ёмкости и непромокаемый материал. В один сосуд набери воду и поставь его рядом с пустым. Накрой их этим материалом так, чтобы при испарении воды капли оставались на его поверхности и стекали в пустой сосуд. Так ты сможешь продержаться несколько дней или даже недель.
Не опускай руки и помни, что человек способен выбраться из любой передряги.
Что необходимо делать при кораблекрушении (ПАМЯТКА)
ПАМЯТКА ОТ МЧС:
— Не паникуйте, постарайтесь четко и быстро выполнять все указания капитана.
— Наденьте на себя и своих близких спасательные жилеты, сняв стесняющую одежду и обувь. Возьмите с собой документы, завернув их в полиэтиленовый пакет и положив под нижнее белье.
— Быстро, но без спешки поднимитесь на палубу и по команде капитана садитесь по одному в шлюпки (на плоты), пропуская вперед детей и женщин.
— Если сесть в шлюпку невозможно, возьмите с собой любой плавающий предмет (круг, доску, пустую полиэтиленовую бутылку с закрытой пробкой) и, осмотревшись, прыгайте в воду ногами вниз.
— Оказавшись в воде, отплывайте от борта корабля на 200-300 м, чтобы вас не затянуло под воду или под днище корабля.
— Помогайте находящимся рядом людям держаться на воде.
— Постарайтесь собраться группой для оказания друг другу помощи и организации совместных действий по спасению.
— Увидев шлюпку, в которой имеются свободные места, подплывайте к ней с кормы, не наваливайтесь на борт.
— Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им за пояс и на буксире плывите к берегу за шлюпкой.
— Экономьте свои силы и чаще делайте массаж рук и ног для восстановления кровообращения.
— Находясь длительное время в шлюпке, не пейте морскую воду.
— При сильной жажде кладите на голову мокрый платок, обтирайте им тело.
Как спастись с тонущего корабля
Водный транспорт считается одним из самых безопасных видов путешествия. Это если верить статистическим исследованиям. Однако, опираясь на ту же статистику, кораблекрушения – дело не редкое. Ежегодно от 100 до 150 кораблей терпят бедствие, и более 1000 жизней теряются в морской пучине. Так что, отправляясь в круиз, стоит подготовиться и узнать, как нужно спасаться, если корабль вдруг начнет тонуть.
Перед отплытием
1. Прежде чем отправляться в морское путешествие, наведите справки о транспортной компании: изучите историю на предмет катастроф и в обязательном порядке выясните, обладает ли фирма лицензией на перевозку пассажиров. Если закрались сомнения – лучше выбрать другую компанию.
2. Осмотрите судно критичным взглядом. Внушает ли доверие внешнее состояние корабля? Наличие ржавчин и вмятин может намекать на халатность экипажа и плохое состояние транспорта – это может отразиться и на других проблемах, не видных глазу.
3. Перед отплытием капитан, или другой представитель корабельной команды, обязан провести инструктаж – как действовать в экстремальной ситуации. Слушайте внимательно и будьте дотошным в случае, если почувствуете, что вам рассказали не все – задавайте вопросы и требуйте ответы.
⚫ Имейте в виду – по правилам, спасательных жилетов должно быть не меньше, чем людей на борту. Кроме того, у каждого жилета есть свой срок годности, который составляет не более 5 лет – после этого он теряет свои плавучие свойства. Обратите на это пристальное внимание.
4. Не откладывая на потом, изучите план эвакуации. И не просто ознакомьтесь, а проделайте путь к спасению несколько раз, пока ноги сами не запомнят куда идти – это поможет вам быстро сориентироваться и не заблудиться в случае катастрофы, когда вокруг будет царить паника и метушня.
Что делать если корабль начал тонуть
1. Если вы попали в кораблекрушение, первейшее что вам нужно сделать – подавить приступ паники. Как показывает опыт, паническое состояние – главный враг в любой экстренной обстановке, и причина большинства жертв. Поэтому, что бы ни случилось – возьмите себя в руки, включите мозг и действуйте. О том, как подавить панику во время катастрофы мы уже писали ранее, советуем онакомиться.
2. Если позволяет время (а погружение судна под воду может занять от нескольких минут до пары часов), оденьте на себя как можно больше одежды. Не стоит опасаться, что многослойное обмундирование утянет вас на дно – на поверхности водной глади вас будет удерживать спасательный жилет. Оказавшись в воде, одна из главных угроз для жизни – это переохлаждение. Дополнительная одежка поможет сберечь больше тепла, а значит – увеличит ваши шансы быть спасенным до того как окоченеете.
⚫ Наше тело интенсивней всего теряет тепло через голову, шею, пах и ступни. Утеплите эти части наиболее тщательно. Даже если вы отправляетесь в теплые края, захватите с собой шапку, шарф и теплы носки. На всякий случай.
3. Надевайте спасательный жилет только тогда, когда окажитесь на палубе – он вам не поможет в замкнутом пространстве каюты, а только усугубит ситуацию, так как не позволит маневрировать и передвигаться в затопленном помещении.
4. Оставайтесь как можно дольше на корабле – не прыгайте за борт раньше времени. Помните – чем больше времени вы будете оставаться сухим, тем меньше вероятность замерзнуть насмерть. В любом случае, команду «покинуть корабль» озвучивает капитан, а до этого момента держитесь подальше от воды.
5. Если пришло время покидать судно, помните о том, что прыгать в воду можно с высоты, не превышающей 5 метров – в ином случае, столкновение с морской гладью грозит оглушением и потерей сознания. Прыгать нужно «солдатиком», выпрямив тело и ноги в одну прямую вертикальную линию. При этом одной рукой нужно прижать рот и нос, вторую – плотно прижать к туловищу.
⚫ Если прыгать предстоит прямиком в надувную спасательную шлюпку, то делать это нужно боком, а никак не ногами вперед – иначе есть риск повредить обшивку, тем самым подвергая себя и других смертельной опасности.
6. Оказавшись в воде, нужно как можно скорее отплыть подальше от тонущего судна, желательно на расстояние не менее 50 м. Это стоит сделать по нескольким причинам:
⚫ корабль, погрузившись в воду, в зависимости от своей массы, скорости и характера погружения, может создать над собой воронку, которая способна затянуть вас вслед за тонущей махиной;
⚫ при погружении в воду из корабля будут вырываться пузыри воздуха, создавая эффект «джакузи». Считается, что пенистая вода обладает меньшей плотностью, от чего объекты в ней быстрее тонут. И хоть разрушители легенд своими опытами опровергли этот миф, они доказали – в пенистой воде практически невозможно плавать, а волны пены вполне могут помочь захлебнуться, даже находясь на поверхности;
⚫ в зависимости от характера повреждения корабля, существует вероятность утечки топлива и его последующего возгорания. Как понимаете, лучше быть подальше от огнеопасного пятна;
⚫ отплыть от корабля стоит еще и за тем, чтобы вы не оказались под ногами других прыгунов.
7. Оказавшись в воде, экономьте движения и не мотайтесь туда-сюда понапрасну – плывите только к цели: шлюпка, плот, обломки, на которые можно взобраться. Если ничего полезного поблизости нет, а жилет не дает утонуть, примите позу младенца: согните колени и прижмите к туловищу, обхватив их руками – в таком положении вы сохраните больше тепла.
8. Не нужно пытаться доплыть до берега, даже если он маячит на горизонте. Земля начинает виднеться на расстоянии 7 км – проплыть такое расстояние неподготовленному человеку в состоянии стресса практически невозможно. При кораблекрушении нельзя удаляться от места катастрофы, а выжившие должны собраться в одну группу – это увеличит шансы отыскать вас во время спасательной операции.
9. Имейте в виду – морскую воду нельзя пить ни в коем случае. Она не только не спасет от жажды, но вызовет еще большее обезвоживание организма, не говоря уже о пагубном влиянии на желудок и почки. В случае чего, держите в голове мысль о том, что без воды человек может продержаться около недели, а без еды более месяца. За это время, вас должны уже спасти.
Напоследок хотим еще раз отметить – уравновешенное психическое состояние во время катастрофы крайне важно для выживания. Ожидая помощи, сделайте все возможное, чтобы не впасть в панику – думайте только о спасении, о том, как остаться в живых ради себя и своих близких. Берегите себя.
Как выжить при кораблекрушении: 5 важных советов на примере реальной ситуации
Представьте, что вы находитесь на судне, которое напоролось на риф и медленно тонет. Берега не видно, других кораблей – тоже. Как правильно действовать, чтобы выжить при кораблекрушении?
Некто Уилберт ван Ханегем (Wilbert van Haneghem) попал в такую ситуацию и выжил, поскольку знал, что именно нужно делать.
Примечание переводчика: речь идёт о крушении пассажирского судна возле острова Флорес 16 августа 2014 года. 20 туристов из разных стран, 5 членов экипажа – индонезийцев. Из 25 человек выжило 23. Двоих так и не нашли.
Как выжить при кораблекрушении: 5 важных моментов
2014 год, август, побережье Индонезии. Навигационное устройство корабля ван Ханегема дало сбой, в результате чего судно налетает на коралловый риф. Впрочем, обошлось. Хоть и с трудом.
Так что Уилберт сейчас может дать несколько советов, которые помогут выжить при кораблекрушении или в схожей ситуации.
1. Используйте всё, что у вас есть
В результате аварии, вода полностью затопила машинное отделение. Открытое море, расстояние до берега известно только приблизительно – испорченному навигатору мало веры. Ни резервных систем, ни средств связи не было. Были мобильные телефоны, которые так и не поймали сеть. Не было даже сигнальных ракет – пришлось использовать запасную одежду для изготовления факелов.
Не помогло – никто терпящих бедствие так и не заметил. Хорошо ещё, что на судне был четырёхместный грузовой шлюп. Правда, без двигателя и вёсел. Пришлось грести досками. Ах да, запасов воды и еды тоже не было.
(Это, пардон, пи***ец какой-то. Сами создали себе проблемы, сами геройски их преодолели. Выходить в море без жизненно-необходимого снаряжения… Что могло пойти не так? — прим. пер.)
2. Сохраняйте спокойствие
Спасти 25-метровое судно было уже нереально. Оно потихоньку погружалось в воду, так что пассажиры закономерно начали паниковать. А 5 членов экипажа ничего с этим не делали.
Поэтому пришлось ван Ханегему брать руководство на себя. Он собрал вокруг себя 19 пассажиров, объяснил им, как пользоваться спасательными жилетами и как держаться на воде, чтобы не переохлаждаться и быть заметными. Потом он же раздал имеющееся в распоряжении снаряжение для подводного плаванья, а затем – проверил проходимость путей эвакуации. Для этого пришлось открыть иллюминаторы.
Всё это проделывалось максимально спокойно, так что пассажиры потихоньку тоже начали успокаиваться.
3. Продумывайте свои действия
Люди до последнего не покидали погружающееся в воду судно, поскольку в шлюпе места на всех явно не хватало. Но когда вода окончательно его затопила, ван Ханегем оказался в оптимальной точке, чтобы помогать людям взбираться на борт шлюпа. Всё это заняло всего несколько минут.
4. Всегда имейте план “Б”
В данной ситуации, план “А” подразумевал устойчивое положение корабля. Да, машинное отделение в воде, но вдруг он не станет погружаться дальше и можно будет дождаться помощи?
План “Б” был сложнее – он подразумевал как минимум 8 часов гребли импровизированными вёслами в условиях сильного течения до ближайшего вулканического острова. К счастью, время не сильно поджимало. У людей было несколько часов перед тем, как судно окончательно затонуло. За это время они обсудили все варианты действия и собрали всё, что только могло пригодиться. И только после этого эвакуировались на шлюп.
5. Оставайтесь позитивными
Очень скоро группа разделилась. Закономерно – более 20 человек в четырёхместной лодке не поместятся. Часть народу поплыли в сторону острова. Несмотря на поломку навигатора, они точно знали, что остров должен быть там, но плыть пришлось бы долго.
Сам Уилберт остался в лодке вместе с 5-ю другими людьми. Они плыли вслед за пловцами и подняли на борт семерых из них, которые выбились из сил. Но с курса всё равно сбились. Тяжело оставаться позитивными, когда всё вокруг идёт наперекосяк. Но люди продолжали грести, подбадривая друг друга. И спустя 40 часов были спасены.
От редакции
Как уже было сказано выше, 23 человека спаслись, двое утонули. 10 человек ухитрились добраться до того самого вулканического островка. Примерно за 6 часов заплыва. Там их довольно быстро обнаружили рыбаки и столь же быстро эвакуировали. Остальным повезло чуть меньше – пловцы сбивались с пути, выдыхались и с огромным трудом держались на воде. Но их как раз подбирал шлюп ван Ханегема. Который уже другие индонезийские рыбаки обнаружили через 40 часов после начала заплыва.
Мораль басни вывод из всего этого таков:
В экстремальной ситуации сохранять спокойствие и разум — критически важно. Но не менее важно заранее подумать о возможности “хренового сценария”
Обычные люди называют таких думающих наперёд персонажей “параноиками”, но параноики дольше живут — факт. И если бы в результате на корабле оказался резервный навигатор, набор для выживания или ещё что-то полезное, то бедолагам не просто было бы легче выжить при кораблекрушении, но и, возможно, этой ЧС вообще бы удалось избежать.