Что в первую очередь характеризует философию досократиков
Особенности философии досократиков
Досократическая философия – фундаментальный этап в истории развития и формирования классической философии. Большая часть сведений об этом периоде была утрачена и знания историков об античной философии в основном базируются на более поздних источниках. Но даже минимум сохранившихся рукописных документов позволяет сказать, что философия досократиков внесла весомый вклад в развитие общества.
Главные особенности философии досократиков
Кратко, отличия учения досократиков от других периодов можно определить по трем признаками:
К досократикам часто причисляют философов, живших в одно время с Сократом, но не разделявших его взглядов. Это противоречит самому определению досократического периода, развивавшегося до появления сократической школы, созданной в 4 веке до н. э. Но поскольку современник Сократа, Демокрит, и его последователи поддерживали и развивали традиции античных философов, их также можно отнести к досократикам.
История развития
Несмотря на то, что философия досократиков относится к периоду античности, первые попытки обобщения разрозненных течений в единое учение предпринимались европейскими историками только в 17 веке. Термин «досократики» принадлежит немецкому ученому Герману Дильсу. В его работу «Фрагменты досократиков» включены все известные имена философов (более 400 человек), живших в период с 7 по 5 век до н. э.
Сами античные философы считали началом развития досократической мысли учения «семи мудрецов» — самых известных и почитаемых политических деятелей и философов. В различных источниках упоминаются разные имена, но все они включают Фалеса Милетского – первого философа Древней Греции после Аристотеля. По приблизительным подсчетам, Фалес родился в 640 г. до н. э. Он основал Милетскую школу – первую древнегреческую научно-философскую школу досократиков.
Следующая древнегреческая философская школа существовала в 580-430 г до н. э. Ее представители – элеаты – продолжали развивать учение Фалеса Милетского и вывели новое философское понятие – бытие. В этом историческом периоде существовала еще одна школа – Пифагорейский союз. Это – религиозный орден, состоящий из последователей Пифагора. Им принадлежит первая попытка перехода от материализма к идеализму.
Школа Гераклита, существовавшая в 4-5 веке до н.э., изучала космос. По мнению Гераклита, он – бесконечен и упорядочен. Космос существует сам по себе, у него нет создателя. Все космические процессы воспроизводятся автоматически и жизнь в космосе никогда не прервется. Гераклит считается основоположником наивного материализма.
Важным этапом развития досократской философии было учение Демокрита – атомизм. Его примерные годы жизни – период с 460 по 370 год до н. э. Демокрит дал определению атому – однородной частице, из которой состоит любая материя. Его учение – полноценный античный материализм.
Суть учения досократиков
Основным предметом философских размышлений досократиков был космос. Их представления об окружающем мире базировались на идее Аристотеля о Боге, как абсолютном начале. Все, происходящее в мире, цельный и непрерывный процесс, а Бог – его причина, основная и единственная движущая сила. По мнению Аристотеля, Бог и космос – тождественные понятия. Они не могут существовать по отдельности, и олицетворяют друг друга.
Для философии досократов характерны:
Цель досократовской философии – поиск истинного источника мироздания и познание его основных законов. Учение базируется на двух основных тезисах: подобное познается подобным и из ничего, невозможно получить что-то. Человек рассматривался как часть общества и как часть общекосмической жизни. Досократическая концепция должна была позволить определить истинное предназначение человека.
Школы и их представители
Среди множества направлений, появившимся благодаря работе философов-одиночек, постепенно сформировались основные школы досократовской философии.
Милетская школа
Фалес Милетский был величайшим ученым своего времени. Помимо философии, он занимался изучением астрономии, гидроинженерией, физикой. Фалес много путешествовал и был знаком с основными открытиями ученых не только Греции, но и Египта, Финикии и других государств. Постоянное приумножение знаний и проведение своих собственных опытов позволило ему в итоге прийти к своей концепции мира. Он полагал, что Земля и все существующее на ней возникло из воды. Планета окружена мировым океаном со всех сторон, но она не может утонуть, а плавает на поверхности, как деревянный диск плавает на поверхности водоема. По мнению Фалеса, все предметы и вещества в некоторой степени живые – они наделены душой, так же как люди и боги, обитающие в космических просторах.
Продолжателями традиций Милетской школы были Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр полагал, что источником всего живого является не вода, а некое первовещество – апейрон. Оно материально, но беспредельно, его невозможно выделить и изучить. Земля неподвижна, и стоит в центре мира. Все живые существа вышли на сушу, поднявшись с морского дна, и в него же должны уйти. Анаксимен развил идею Анаксимандра о воздухе, как источнике жизни. В его представлении воздух – божественное дыхание, пневма. Оно поддерживает планету и парящие в космосе Луну и звезды
Школа элеатов
Яркие представители последовательного изучения философии до Сократа – элеаты. Среди подвижников Элейской школы выделяют Парменида, Зенона Элейского и Мелисса Самосского. Элеаты были строгими рационалистами – они считали человеческий разум основой познания. Их основным объектом изучения было бытие.
Парменид впервые дал определение понятию «бытие» в своей поэме «О природе». Согласно ему, бытие – это то, что есть. Оно едино и неподвижно. Бытие не делится на части и не изменяется. Противоположность бытия – небытие. Оно тождественно пустоте – отсутствию. Поскольку небытие, являясь ничем, не может существовать, то и пустоты не существует.
Благодаря элеатам, появилось разделение мысли и чувства. С помощью мысли можно познавать существующее, в то время как чувства – более тонкая материя, знакомящая человека со скрытыми явлениями. Из учения элеатов возникла идеалистическая диалектика – направление в философии, для которого первичен дух, а материя вторична.
Пифагореизм
О пифагорейцах известно крайне мало, поскольку ни один из их трудов не сохранился. Предположительно, союз Пифагорейцев был основан в 6 веке до н. э. Пифагорейское учения базируется на принципе справедливости. Пифагор первым ввел в научную среду понятие «космос» – прекрасный порядок. В его представлении мир – прекрасен и гармоничен, подчинен закону последовательности.
Пифагорейцы интересовались числами – в цифрах они видели выражение абсолютной гармонии: единства во множестве и множества в единстве. Все природные и небесные явления цикличны и повторяются спустя точное количество времени. Также, пифагорейцы искали гармонию в геометрических построениях, музыке, космологии. Их философия базируется на принципе противоположностей: предела и беспредельного.
Через беспредельное, божественное начало, определяется предел, а без определения предела невозможно беспредельное существование.
Пифагорейцы делились на две группы: акусматики и математики. Первые изучали религиозные направления и жилы обособлено, а вторые занимались развитием науки и активно преподавали желающим научные дисциплины. Акусматики осуждали математиков, сделавших тайные знания доступными широкому кругу учеников, но не пытались помешать их преподавательской деятельности.
Атомизм
Атомическое учение основали два философа: Левкипп и его ученик Демокрит. Согласно их представлениям, мир состоит из пустоты и атомов – мельчайших, невидимых глазу частиц. Атомы однородны и непроницаемы, они имеют определенную формы. Они не поддаются исчислению, а пустота – измерению. Все в природе состоит из атомов. Свойства конкретного предмета или вещества определяются формой атомов, из которого оно создано.
Причина существования жизни, по мнению Демокрита, беспрерывное движение атомов и их постоянные соприкосновения. Атомизм стремится объяснить движение и изменение, которое отрицалось элеатами, придерживавшимися учения о неподвижности бытия. Последователь учения об атоме – Платон. Он полагал, что форма атома – правильный многогранник, состоящий из многоугольников.
Досократская философия позволила досконально изучить природу. Древнегреческие философы создали базу знаний, на основании которой впоследствии была изучена Солнечная система и созданы достоверные астрономические атласы. Также, досократики были первыми учеными, которые пытались дать определение материи, движению, познанию и бытию. Это задало направление философствованию на последующие периоды развития науки и общества.
Досократическая философия и её место в истории античной философии
Нельзя рассуждать об истории и не обращаться к хронологии событий. В таком контексте принято апеллировать к векам, эпохам и периодам. История философской науки не является исключением. В ней также важны периоды, эпохи и века.
Хронологические рамки досократической философии
История философии начинается в досакратический период. Именно с этого момента начинается отсчёт всей философии. Хронологические суждения не относятся к историческому континууму как таковому, но зарождаются в умах учёных-историков, которые формируют всяческие реконструкции исторического процесса, выделяя в нём немаловажные структуры и главные события, в свете которых другие события заслуживают то или иное значение.
Подобные значимые структуры называются парадигмами. Исходя их всего этого, история – это смена парадигм. Самой первой парадигмой является античная досократическая философия.
Определить начало какого-то процесса, а тем более начало новой научной дисциплины достаточно сложно. Любая историческая реконструкция определённо сталкивается с подобной проблемой. Можно предположить, что начало – это то, с чего начинают воссоздавать исторический процесс, но на самом деле, всё гораздо сложнее. Начало отсчёта истории любого явления целиком зависит от понимания нами данного явления. Более того, важно ещё и дать какое-то определение данному процессу.
Поиск начала философии и любой другой науки не будет удачным, если не будет хоть малейшего представления о том, что такое философия на самом деле. Таким образом, говоря о начале отсчёта, сначала необходимо обратиться к самому исследователю, который занимается реконструкцией исторического явления, предварительно дав себе отчёт в том, что из себя представляет это явление.
Вопрос о начале какого-либо явления предполагает и появление дополнительных вопросов, к примеру, какие условия способствовали формированию исследуемого явления, кто стал основателем и т.п.
Исследования вопроса начала философской науки
Первым, кто стал исследовать вопрос начала философии, стал Аристотель. Подкрепив собственные знания и принципы достаточной материальной и теоретической базой, он обратился к опыту своих предшественников и совершил попытку истолковать их воззрения с историко-философской точки зрения. Ни один его труд не обходится без цитирования предшественников. Стоит отметить, что одних он яро критиковал, с другими сходился во мнениях.
Однако важно сказать, что его критика была оправданной и подкреплённой его собственными познаниями. Он руководствовался своим учением о четырёх причинах всего:
Аристотель полагал, что практически все первые философы считали, что начало всего – материальные начала. Иными словами, то, из чего состоят вещи, из чего они появляются, и во что они превращаются после погибели, при этом важно, что сущность хоть и остаётся, но может изменяться в своих проявлениях.
Аристотель называет такую сущность physis, что в переводе означает природа или естество. У истоков такой философии Аристотель видит Фалеса. Философское направление, которое соответствует данному виду философии, Аристотель называет фюсиология, а мыслителей, относящихся к данному направлению – фюсиологами.
Историко-философские экскурсы Аристотеля приняли академический характер и стали достаточно авторитарными во времена других эпох, что оказало важное значение на порядок изложения философской мысли в будущем.
Ранняя греческая философия получила название досократической благодаря немецкому историку философии XIX в. Э. Целлеру. От немецкого Vorsokratiker. Примечательно, что часть слова vor, что по-русски означает до, может быть объяснена в нескольких значениях. Понимание в прямом смысле означает, что до показывает на хронологическую составляющую и показывает на период, который был до Сократа, а также называет всех представителей этой эпохи досократики.
Но при более глубоком изучении данной темы оказывается, что многие из тех, кто считался досократиком, по возрастным параметрам были схожи или даже оказывались младше самого Сократа. Это означало то, что Сократ определённо был ключевой фигурой в развитии и становлении философской мысли, а его место было где-то между до и после.
Второй причиной сомнений однозначного понимания понятия является то, что некоторые мыслители выделяются в отдельную группу ещё и потому, что их понимание философии отличалось от сократовских представлений. Их тип философствования не был похож на тип философствования Сократа, они исследовали иные проблемы, о ставили перед собой иные цели.
На самом деле так и было, софисты скорее современники Сократа, но важно заметить, что они и его учителя, а чуть позднее стали его оппонентами, потому как свои воззрения они строили скорее на идеях ранних философов. Софисты были ближе к взглядам Парменида, Гераклита, Зенона Элейского, а радикальные идеи Сократа были им чужды.
Философская позиция досократиков
Тексты, которые дошли до нас, помогают установить направление идей досократиков. Фрагменты и свидетельства современников говорят о том, что наиболее важным для ранних греческих философов был вопрос о начале единства всего. Ежедневные наблюдения мыслителей наводили их на мысли о том, что в мире ничто не вечно, но от этого мир не гибнет. Каждый день в окружающей среде происходят различные изменения, что-то гибнет, что-то вновь рождается, однако эти постоянные изменения не приводят к исчезновению мира. Более того, вокруг себя каждый человек постоянно наблюдает множество вещей и событий, но при этом мир остаётся целостным.
Значит, как полагали досократики, должна быть какая-то сила, которая оказывает невидимое действие, направленное на сохранение целого, и, будучи многим, она продолжает своё существование как единый мир, а любая вещь в этом мире существует как единая, и отсюда становится ясным, что сила или власть, которая способствует удержанию этого единства и позволяющая ей быть таковой, это и есть сама вещь в самом этом мире. Иначе не представляется возможным существование чего-либо.
Первые мыслители выдвигали множество гипотез по поводу того, что же может быть этой силой и кто мог бы выполнять данную необходимую роль. Согласно досократическим философским учениям и идея, которые они выдвигали, то такую объединяющую роль могли бы выполнять и вода, и воздух, и огонь и ещё много чего.
Досократики – это учёные-мыслитель, которые жили в VI — нач. IV в. до н.э., основных их занятием было исследование природы в смысле physis, иначе говоря, фюсиологии, ключевым вопросом, их изучения было принцип начала единства всего мира.
Некоторые учёные полагают, что к числу досократиков можно отнести и софистов, которые также занимались исследованием природы в этот период. Однако некоторые отрицают данное положение в силу того, что софисты базировали свои интересы в другой сфере, нежели фюсиологи.
Досократическая философия — Общая характеристика досократической философии
Философия и религия частично совпадают по своему предмету — но они различаются по методам, с помощью которых они справляются с этим предметом. Религия основана на непосредственном опыте; это сама жизнь, не опосредованная формальной логикой; она интуитивна и иррациональна. Философия, с другой стороны, активно использует логику; это все же познание жизни, а не сама жизнь. Религия предполагает безмерность Бога, а философия стремится понять Его. Религия осознает Бога как живую личность; для философии это почти невозможно. Религия — это знание и жизнь в общении с Богом. Философия — это познание Бога, но одновременно (а иногда и в первую очередь) это познание мира, познание жизни.
Философия может укрепить религию, а может и разрушить ее в моменты кризиса. Религия не сводится к философии. Помимо философии существуют секты, догматика и религиозный опыт.
Философия и искусство. Если наука выражает универсальную истину в обобщенной форме, философия выражает индивидуальную истину в обобщенной форме, то искусство — это область культуры, в которой индивидуальная истина представлена в форме событий.
Искусство — это создание нового духовного мира, а философия — определение и создание его смысла.
Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности — создание образа (символа). Философию и искусство нельзя полностью отождествлять. Однако искусство становится философским, когда создаваемый им мир начинает жить своими собственными оригинальными философскими проблемами.
Культура — это средство и способ развития духовного начала в человеке, имеющий целью формирование и удовлетворение его духовных потребностей; цивилизация обеспечивает человека средствами существования, она направлена на удовлетворение его практических потребностей.
Философия и мифология. Происхождение философии. Периодизация.
Философия не могла появиться сама по себе. Ее возникновению как науки предшествовали другие формы человеческого сознания, существовавшие ранее, а именно мифологическое и религиозное мировоззрение.
Философия монологична, мифология деологична.
Возникновение философии относится к 6 веку до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (особенно в Индии и Китае) и в Древней Греции произошел переход от мифологического к философскому мировоззрению. Мифология создала некоторые типичные конструкции, на которых строилась зарождающаяся греческая философия. Его появление стало одной из составляющих культурного переворота в Древней Греции. Философия вобрала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно стала самостоятельной интеллектуальной областью, на основе которой возникла наука. Философская мысль родилась в лоне мифологии как первая форма общественного сознания. Первоначальное содержание философии практически совпадало с религиозно-мифологическим мировоззрением. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии ряд вопросов о происхождении мира, его устройстве, месте человека в мире и т.д., но отличается логически упорядоченной системой знаний, характеризующейся стремлением к теоретическому обоснованию детерминаций и принципов. Мифология и философия — это две разные формы социального творчества, два типа мировоззрения. Возникшая философия заимствовала основные вопросы из мифологии и сформулировала их в более четкой форме. Поэтому они одновременно являются частями единого целого, так как философия формировалась на основе приобретенного опыта мифологии.
Общее понятие досократических философских школ
Кратко рассмотрим основные свидетельства, характеризующие досократовские школы древнегреческой философии. Наш обзор принято начинать с милетской школы. Сведений о ней не так много, но того, что известно о трех ее представителях — Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене — достаточно, чтобы оценить роль милетских мыслителей в этой интеллектуальной революции, которая привела к формированию философской традиции в Элладе. Правда, не все в мировоззрении Милета мы можем достоверно оценить. И особенно потому, что философия милетской школы в античности считалась началом, отправной точкой всей античной философии.
Милет — один из греческих полисов, расположенный на восточной границе эллинской цивилизации в Малой Азии. Здесь переосмысление мифологических представлений о начале мира впервые приобрело характер философского рассуждения о том, как многообразие окружающих нас явлений возникло из одного источника — первозданного элемента, первоначала — архэ.
Согласно Фалесу, первоэлементом является вода. Это означает, во-первых, что все вещи когда-то возникли из воды — океана. Во-вторых, вода представляет собой сущность каждой вещи, т.е. каждая вещь теряет свои очертания, теряет качественное определение и возвращается в свое первоначальное «водянистое» состояние после окончания своего земного существования. И, наконец, разрушение мира в конце «мирового цикла» будет означать погружение всего существа в океан. Согласно многим свидетельствам, Фалес считал все вещи одушевленными, то есть живыми. В качестве иллюстрации присутствия души в вещах, которые обычно считаются неодушевленными, он привел магнит. Наиболее яркое учение о первоэлементе, из которого возникают все вещи и явления мира, позднейшая греческая традиция (особенно Аристотель) приписывает Анаксимандру. Этот элемент (позднее названный апейроном, то есть безграничным), не связанный ни с какой конкретной субстанцией, порождает множество предметов, живых существ, включая человека. Но будучи порожденными вечным и неразрушимым элементом Бесконечного, все эти явления не вечны. Люди и животные смертны, вещи тленны и подвержены разрушению. Такая судьба всего сущего объясняется тем, что Апейрон мстит своим созданиям за их отделение от себя, потому что, появившись, они противостоят ему, находя предел. И в конце концов это наказание за «индивидуализм» проявится в том, что через его ограничение исчезнут некоторые вещи, наполняющие мир, и ничто не нарушит единства Безграничного.
Примерно такого же взгляда на начало мира придерживался и третий представитель милетской школы — Анаксимандр. Он отличался от Анаксимандра только тем, что для него образ безграничного был слишком абстрактным. Поэтому изначальное, животворящее все живое, он связывал с элементом, наличие которого, собственно, и означает возможность жизни — с воздухом.
Немного моложе милетских мыслителей и почти их соотечественником был знаменитый философ Гераклит.
Дом Гераклита — Эфес, полис, также расположенный в Малой Азии.Акме Гераклита (то есть расцвет его жизни, так греки называли время жизни великих людей) приходится на 504 — 505 годы до н. э. Гераклит происходил из царской семьи и был также первосвященником. Однако к его времени в Эфесе, как и во многих других общинах, монархия сменилась республиканством, и царское происхождение не давало никаких преимуществ. Возможно, эти биографические обстоятельства объясняют, помимо прочего, одиночество, характерное для ефесского мыслителя, согласно традиционным свидетельствам, мрачные краски, которыми окрашена его традиционная картина, и трагические мотивы его философии. Гераклит считал человеческое существование настолько трагичным, что единственной подходящей реакцией на него могут быть только слезы, поэтому его прозвали «плакальщиком». Сохранились фрагменты произведения, приписываемого Гераклиту. Одной из его особенностей является чрезвычайно сложный для понимания стиль. Видимо, по этой причине Гераклита в древности также называли «Темным». Хотя традиция рисует Гераклита как философа-одиночку, несомненно, его взгляды имели значительное влияние. Имена некоторых его учеников, таких как Кратил, хорошо известны. Поэтому, несмотря на скудные сведения, можно говорить о школе Гераклита.
Античная философия
Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 7 века до нашей эры. Античная философия возникла в греческих содружествах (торговых и ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Черного моря и Крыма, в самих Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки и в Римской империи. Древняя философия внесла выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь возникла европейская культура и цивилизация, и именно здесь лежат истоки западной философии, почти всех ее позднейших школ, идей и концепций.
Характеристики:
Античная философия возникла не как особая область философского исследования, а в неразрывной связи с научными знаниями — математикой, естествознанием, с зачатками политических концепций, а также с мифологией и искусством. Интеллектуальное развитие в VII-IV веках до н.э. перешло от мифологии и религии к науке и философии.
Основные идеи и проблемы:
Проблемы происхождения космоса, его структуры и развития; вопросы о происхождении всего сущего, бытия, небытия, материи и ее свойств (движение, пространство, время); представления об основных элементах, тождестве и противоположности бытия и небытия, структурной природе бытия (атомы и пустота), текучести и ее противоречивости и др. (Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит и т.д.).
Проблемы, касающиеся человека и его отношений с другими людьми; вопросы природы и сущности человеческой морали, ее соотношения с правом; вопросы политики и устройства государства; вопросы природы и сущности человеческого сознания, соотношения в нем рационального и иррационального; проблемы понимания истины и др. (Сократ, Протагор, Горгий, Антифон, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и др.) — Проблемы человеческой свободы и достижения человеческого счастья: идеи о силе и мощи человеческого разума в его стремлении к свободной и творческой жизни, о знании, в котором заключается счастье свободного человека и др. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и т.д.).
Проблемы взаимоотношений между Богом и его творением, человеком; представления о Боге как истинно существующем; о Логосе как высшем и совершеннейшем творении Бога и т.д. (Плотин, Филон Александрийский и др.).
Проблемы генезиса и природы знания, логически и методически с позиции рационального метода исследования; идеи построения метафизических систем и синтез фундаментальных философских проблем; проблемы логики, логических форм, правил правильной аргументации; вопросы риторики как искусства убеждения; проблемы эстетики и др. (Платон, Аристотель и др.).
Элеаты осмысливали понятие бытия
Бытие есть, небытия нет.
Бытие едино и неделимо.
Бытие познаваемо, а небытие — нет.
Зарождение и развитие атомистических идей связано прежде всего с именами Евсиппа и Демокрита, Демокрит известен как философ-смехотворец в отличие от жалобного Гераклита. Написал около 70 произведений. Бытие — это нечто простое, неделимое — атом — греч. «не разложимый». Материалистическая интерпретация: атом — это неделимая физическая частица, и таких атомов существует бесконечное множество. Атомы разделены пустотой. Пустота — это небытие и поэтому непознаваема.
Демокрит проводит различие между миром атомов как истинным, то есть познаваемым только разумом, и миром чувственных вещей — всего видимого. Атомы невидимы, их можно только представить, они различаются по форме и размеру. Они движутся в пустоте и переплетаются друг с другом, потому что имеют разную форму. Атомы образуют тела, доступные для восприятия.
Согласно Демокриту, целое — это сумма частей (атомов), а движение атомов — причина всего сущего. Демокрит отвергает элеатское положение о неподвижности бытия. Демокрит исповедует пустоту. Он говорит о структуре вещей.
Так, Демокрит объявляет атом — материальную неделимую частицу — причиной и сущностью всего сущего. Атомы движутся, взаимодействуют друг с другом, цепляются друг за друга, объединяются и образуют некую комбинацию. Философ выдвинул идею микроструктуры мира, пытаясь объяснить возникновение тел благодаря различным комбинациям атомов, а разрушение — тем, что эти соединения распадаются.
софисты (V — первая половина IV века до н.э.), учили искусству убеждения, красивой речи и правильной аргументации своих мыслей, и особенно искусству опровержения суждений противной стороны (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий). Софизмы — это логические уловки, благодаря которым правильный на первый взгляд вывод оказывается ложным, а собеседник запутывается в собственных мыслях.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) был выдающимся афинским философом и учителем Платона. Сократ выступает за реалистичное религиозное и моральное мировоззрение.
Философия досократиков
Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI-V века до н.э.), а также их преемников IV века до н.э., работавших вне аттической сократической и софистической традиции. Он также может использоваться только в хронологическом смысле.
Термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал тексты философов, живших до Сократа, в своей книге «Фрагменты досократиков». Даже древние авторы, задаваясь вопросом об исторических истоках философии, называли фигуры семи мудрецов своими предками. Один из них, Фалес Милетский, считается первым философом Греции со времен Аристотеля. Он является представителем милетской школы, к которой принадлежали также Анаксимандр, Анаксимен, Ферецид из Сироса, Диоген из Аполлонии и др.
За ней следует школа элеатов, занимающаяся философией бытия (ок. 580-430 гг. до н.э.). Среди них были Ксенофан, Парменид, Зенон Элевтерский и Мелисс. Одновременно со школой Пифагора, занимавшейся изучением гармонии, меры, числа, к которой принадлежали Филолай (V в. до н.э.), врач Алкмеон (ок. 520 г. до н.э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400-365 гг. до н.э.). Среди их последователей был также скульптор Поликлет Старший (конец V века до н.э.).
Великие мудрецы — Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит с его энциклопедической, всеобъемлющей мыслью, вместе со своим полулегендарным предшественником Люциппом и школой Демокрита, являются завершением досократовской космологии. К этому периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).
При этом отмечается условность упомянутого традиционного объединения мыслителей досократовского периода, тем более искусственная попытка выделить элементы их учения[4].
Главной темой философской мысли досократиков был космос. Он был представлен им состоящим из обычных чувственных элементов: Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир, которые взаимопроникают друг в друга посредством конденсации и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не выделялись досократиками из общей космической жизни. Человек, общество и космос подчиняются одним и тем же законам. Устойчивой концепцией Пресократа является номотетический дуализм[5].
Досократики традиционно делятся на представителей ионийской философии (милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлоний), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда Сократа ошибочно относят к досократикам, но это не совсем верно, поскольку большинство софистов были современниками Сократа, и он активно с ними общался. Более того, учение софистов сильно отличалось от учения пресократиков.
Неоценимая заслуга Сократа в том, что в его практике диалог стал основным методом поиска истины. Его антидогматизм выражался в отказе от претензий на достоверное знание. Сократ отверг хаотичный субъективизм софистов, который превращал человека в нечто случайное, единичное, даже не необходимое для него самого. Он ко всему относился с иронией. Сократ использовал то, что известно как акушерство, майевтика, искусство определения понятий с помощью наставлений. С помощью хитро поставленных вопросов он подчеркивал неправильные определения и находил правильные. Сократ был пионером в использовании индуктивных доказательств и общих определений терминов. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины через беседу и спор. Метод диалектической аргументации Сократа состоит в том, чтобы обнаружить противоречия в аргументации собеседника и привести его к истине с помощью вопросов и ответов. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание проходит путь от философского сомнения «я знаю, что ничего не знаю» до рождения истины посредством самопознания. Сократ построил свой философский принцип из изречения дельфийского оракула «Познай самого себя!», увидев, что человек «не пуст». Софисты презирали истину, а Сократ сделал ее своей любовницей.
Рассматривая феномен души, Сократ исходил из знания о ее бессмертии, что было связано с его верой в Бога.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института