Что в поэме двенадцать прочитали современники

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»


Комментированное чтение, аналитическая беседа

Сегодня я – гений!
Александр Блок

Поэма «Двенадцать» явилась откликом на события 1917 года. Отношение к революции определилось через ожидание очистительной бури, сметающей старый, ненавистный поэту мир. Сохранилась «Записка» Блока о поэме: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 и в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией. Поэтому те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой – будь они враги или друзья моей поэмы».

«“Двенадцать” – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение и много вопросов.

Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, герои поэмы – двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей».

«Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющихся одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передает неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Поэма построена как ряд сменяющих друг друга сцен из жизни ночного Петрограда начала 1918 года. Здесь нет ничего похожего на прославление революции, напротив, – «злоба, грустная злоба», стрельба, грабежи, вымерший черный город. «Безродный пес» – образ, который точнее всего передает состояние обитателей Петрограда, связанных со «старым миром» и вчера еще чувствовавших себя хозяевами жизни. «Барыня в каракуле», «товарищ поп» и «буржуй на перекрестке» робко прячутся от непонятных для них событий и изображены Блоком с нескрываемой иронией.

На фоне разоренного города совершают свое победное шествие двенадцать красногвардейцев «без креста»: «В зубах – цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!». Бубновый туз – лоскут с ромбом – прикрепляли к спине каторжников и бандитов. С появлением отряда в поэме возникает тема революции:

Революционный держите шаг!»
Неугомонный не дремлет враг!

Как проявляет себя автор в этой поэме?

Автор не является героем поэмы. Его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

Двенадцать бойцов «вдаль идут державным шагом» под развевающимся «кровавым флагом». В их хозяйской поступи Блоку слышится музыка рождающегося нового мира.

Композиция отражает стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», – призывает Блок.

Как передает Блок «музыку революции»?

Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерам, иногда с нерифмованным стихом.

Какие ритмы вы услышали?

В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот – проснется
Лютый враг.

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше – пошел разгул:

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,
Рабочий народ!

Кроме музыки в поэме заметно выделяются лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…

Разноголосица, какофония, треск выстрелов сливаются в единое целое.

Язык поэмы был непривычен для читателей. «В согласии со стихией» – звучали совершенно новые ритмы: частушка («Эх, эх, попляши!/ Больно ножки хороши!»), городской романс («Не слышно шуму городского…»), солдатская песня («Как пошли наши ребята…»), озорная речь улицы («Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!»).

Какая лексика встречается в поэме?

Строй лексики разнообразен. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Как изображает Блок образы героев поэмы?

Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель – / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый – / Сторонкой за сугроб… / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?».

Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Среди них Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!».

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча…».

В чем особенность сюжета поэмы?

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати», Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Проследите, где и как меняется мотив ненависти?

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…

И как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Какие мотивы еще увидели в поэме?

Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!». Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11 главе:

… Идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.

Какие образы-символы заметили в поэме?

Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число двенадцать, «пес безродный», Христос.

Каково же значение образа Христа в поэме?

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого». Возможно, появление Христа означало возможность будущего преображения, а, следовательно, и одобрение революции.

«Христос» в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, – самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л.Долгополов).

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Источник

Поэма А.А. Блока «Двенадцать» (урок-исследование)

Разделы: Литература

Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, происходящих в наше неспокойное время; прививать интерес к настоящему будущему страны, родного края.

Т и п у р о к а: урок-исследование

М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения, выставка книг поэта.

Х о д у р о к а

I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)

Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов (сл. 5)

– Почему поэма названа “Двенадцать”?

– Каков смысл её названия?

– Кто герои произведения?

– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

– Какие символы присутствуют в произведении?

– Какая музыка слышится автором?

На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений.

Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.

“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.

Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.

Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.

А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.

II. Работа над темой урока.

Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах (сл.6)

1. Творческая история создания поэмы.

А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке. (Сообщение ученика)(сл.7)

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.

2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.

Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы. (Сообщение ученика)

Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель: Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.

3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?

Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика). (сл.10)

Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.

4. Кто же герои поэмы? Как автор рисует их образы? (коллективная работа) (сл.11)

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

1. Это образное сравнение:

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

2. Речевая характеристика:

…длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель –
Вития.

3. Хлёсткий эпитет и оксюморон

… долгополый
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невесёлый
Товарищ поп?

(Вития – оратор, красноречивый человек)

4. Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей : “Над собой держи контроль!” (гл.7)

6. Подробнее нарисована Катька:
Запрокинулась лицом, ( гл. 4)
Зубы блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя. Катя,
Толстоморденькая…

Её образ жизни:
… у ней керенки в чулке, ( гл. 2)
… с офицерами блудила, (гл. 5)
… в кружевном белье ходила.

Притягательное обаяние: (гл.7)
удали бедовой
В огненных её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча

7. Ванька (гл.4)
Он в шинелишке солдатской,
С физьономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус…

5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. ( сл.12)

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

И дальше отряд идёт “державным шагом”, интонация повествования меняется, становится торжественной.

6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа) (сл.13)

Аналитическое чтение поэмы.

Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.

а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;

Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём белом свете!
И зол, и рад.
Ветер хлёсткий!
Не отстаёт и мороз!

Ветер весёлый

Гуляет ветер, порхает снег ( гл.2)Разыгралась что-то вьюга, (гл. 10)
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Чёрный вечер. (гл.1)
Белый снег.
Кровавый флаг, красный флаг (гл.12)
Белый снежок (гл.1)Чёрное, чёрное небо ( гл.1)

в) – Число “двенадцать”

Гуляет ветер, порхает снег. (гл. 2)
Идут двенадцать человек.
И идут без имени святого (гл.11)
Все двенадцать – вдаль.

г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.

Отвяжись ты, шелудивый, (гл.12)
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались – поколочу!
Пёс голодный – пёс безродный…
Позади – голодный пёс ( гл.12)

д) – “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”

7. Как Блок передаёт “музыку революции”? ( Работа в группах). (сл.14)

В статье “Интеллигенция и революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие ритмы слышатся в определённых главах:

В очи бьётся
Красный флаг.
Раздаётся
Мерный шаг2 ряд

Не слышно шуму городского3 ряд

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить.Революционная песня

Вперёд, вперёд
Рабочий народ.

8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”. (сл.15)

Полемика (из французского воинственный, враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.

А теперь, имея представление о сюжете, идейном содержании, героях, символах поэмы, ознакомимся с двумя точками зрения на это действительно талантливое произведение.

1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии вочеловечения” (сл. 16-17):

Выступление I группы учеников (выступления прилагаются):

2. Поэма “Двенадцать” как изображение гибельного пути России (сл. 18-19).

Выступление II группы учеников (выступления прилагаются).

Объяснить такой ответ Александра Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам возможность понять, как сложно, а порой трагично складывается жизнь творца – поэта, художника, писателя – так тонко чувствующего и понимающего окружающий его мир.

10. Поведение итога урока, выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели вопросы жанрового, стилевого своеобразия поэмы, анализировали отдельные эпизоды, полемизировали о содержании произведения, в результате которого каждый сделал какой-то выводу для себя, но согласимся, наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать” помогает понять сложное положение в стране в первые недели после революции 1917 года.

В течение урока хорошо работали все. Полученные знания, умение анализировать, сопоставлять – всё вам пригодится во время итоговой аттестации.

Источник

Тайна поэмы А. Блока Двенадцать

Блок, уступивший свой голос
большевикам – красногвардейцам,
остается подлинным Блоком
Прекрасной Дамы.
М. Волошин

Блок променял объятья
Незнакомки на дровяной паек
К.И. Чуковский.

Двенадцать – вещь пронзительная, кажется, единственная значительная из тех, что появились в области поэзии за революцию.
С.Н. Булгаков.

Вашему вниманию представлены в основном мнения современников А. Блока о поэме ( в особенности о фигуре Христа в финале ), в частности, представителей русской православной церкви. Некоторые считают, что до конца христианский финал поэмы не будет разгадан.

Поэма “Двенадцать” написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции и всего через два месяца после Октябрьской революции.

Поэма была создана за двадцать дней (8—28 января 1918), по собственному признанию поэта, написана “в порыве вдохновения, гармонически цельно, в согласии со стихией”.
Действие поэмы происходит на улицах революционного Петрограда в первые дни января 1918 года.

Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований: одни восприняли ее как воспевание революции, другие сочли пародией на большевиков.

По утверждению В. Маяковского, одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей.

Из современников Блока ее не приняли: 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Н. С. Гумилев, И. А. Бунин, Вяч. Иванов и другие.

Среди встретивших «Двенадцать» в штыки оказались В. Пяст и А. Ахматова, Ф. Сологуб, которые отказались участвовать в вечере кружка поэтов «Арзамас» только потому, что в программе намечалось чтение поэмы «Двенадцать».

С восторгом приняли поэму Андрей Белый, В. Э. Мейерхольд, С. А. Есенин,
А. В. Луначарский и другие.

М. А. Волошин, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, М. А. Кузмин,
О. Э. Мандельштам и многие другие отмечали противоречивость произведения.

З. Гиппиус:
В его (Блока) квартиру на Офицерской улице подселили революционного матроса, который по ночам горланил, водил девок и играл на гармошке.
Зинаида Гиппиус, узнав об этом, заметила: «Блок страдает, к нему подселили одного матроса. жалко, что не двенадцать. «

А.М. Горький называл поэму “Двенадцать” одним из выразительных примеров подлинно революционно-романтической литературы, которая “верует в завтрашний день”, в которой “сквозит сияние будущего”.

В.Г. Короленко считал, что “Христос говорит о большевистских симпатиях автора”.

О.Мандельштам назвал поэму ”монументальной драматической частушкой”, которая “бессмертна, как фольклор”.

В статье “Умер Александр Блок” Маяковский пишет: “А.А. Блок честно и восторженно подошел к нашей революции в своей знаменитой поэме “Двенадцать”.

А.В. Луначарский: «…в поэме “Двенадцать” Блок хотел дать точное изображение подлинно революционной силы, бесстрашно указать на ее буйные, почти преступные, силы и вместе с тем благословить самым большим благословением, на которое он только был способен”.

Г.Иванов утверждал: «За создание “Двенадцати” Блок расплатился жизнью. Это не красивая фраза, а правда. Блок понял ошибку “Двенадцати” и ужаснулся её непоправимости. Как внезапно очнувшийся лунатик, он упал с высоты и разбился. В точном смысле слова он умер от “Двенадцати”, как другие умирают от воспаления лёгких или разрыва сердца».

Сам Блок писал, что он “нехотя, скрепя сердце — должен был поставить Христа”. Художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему “Двенадцать”, Блок так объяснил свое понимание образа Христа в финале: “Самое конкретное, что могу сказать о Христе, белое пятно впереди, белое, как снег, и оно маячит впереди, полумерещится — неотвязно; и там же бьется красный флаг. Христос с флагом – это ведь так и не так”.

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную.
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Кто они?
…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!
Эх, эх, освежи,
Спать с собой положи!
Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!

Блок не мог этого не чувствовать. Не оттого ли он на вопрос о Христе в поэме ответил однажды: «У меня Христос компилятивный». Компиляция — из тьмы и света?…

Поэма осталась неразгаданной и такой останется всегда, порождая у читателя новые интерпретации.

И, может быть, отсутствие однозначного ответа и есть тайна “Двенадцати’’.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *