Что в портрете начинает до беспамятства пугать чарткова
Тест на знание текста «Портрет»
Тест на знание содержания повести Н.В.Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Этот тест будет актуален при изучении цикла «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Он может быть использован на обобщающих и контрольных уроках литературы в 9 и 10 классах, а также на внеурочных занятиях по творчеству Н.В.Гоголя.
Какие произведения включены в «Петербургские повести»?
А) «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос», «Шинель»;
Б) «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос», «Шинель», «Ревизор»;
В) «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос», «Шинель», «Ночь перед Рождеством»
В какие годы происходит действие в цикле «Петербургские повести»?
Б) 1830 – 1840 – е годы;
В) 1880 – 1900 – е годы.
3. Какая проблема прослеживается через все повести цикла?
Б) проблема маленького человека;
В) проблема разграничения добра и зла.
4. Какая из повестей цикла была написана первой?
А) «Записки сумасшедшего»;
5. Какая фамилия у персонажа, от которого сбежал нос?
6. Кем был Акакий Акакиевич в повести «Шинель»?
Б) титулярным советником;
7.Что случилось с главным героем в повести «Портрет»?
А)ему пришлось бежать из города из-за накопленных долгов;
Б) он сошёл с ума и умер;
В) его арестовали за мошенничество.
8. Без чего «не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту»?
Б) без новой шинели;
В) без красивой спутницы.
9. Куда попал художник Пискарёв, следуя за брюнеткой, в повести «Невский проспект»?
В) в мастерскую к жестянщику.
10.Что мистическое происходит в конце повести «Шинель»?
А) Акакий Акакиевич превращается в шинель;
Б) Акакий Акакиевич умирает и превращается в призрак, срывающий с прохожих верхнюю одежду;
В) Акакий Акакиевич находит украденную шинель с пачкой денег в кармане.
11. Кем начинает считать себя Поприщин?
А) потомком Наполеона;
Б) тайным наследником испанского престола;
В) возлюбленным Софии.
12. Чей разговор подслушивает Поприщин по дороге на службу?
А) директора департамента и его дочери;
Б) разговор собачек Меджи и Фидельки;
В) разговор проходящих мимо дам.
13. Откуда Поприщин узнаёт подробности о Софи?
А) из разговора собачек;
Б) из переписки собачек;
В) от коллег по службе.
14.Что Поприщин прочитал о себе в переписке собачек?
А) что Софии тоже им интересуется;
Б) что Софии, глядя на него, не может удержаться от смеха, потому что он похож на черепаху в мешке;
В) что он противен Софии.
15. Что окончательно повреждает рассудок Поприщина?
А) прогрессирующая нервная болезнь;
Б) несчастная любовь и тревожные сообщения в газетах;
В) переписка собачек.
16.Что Пискарёв делает, чтобы заснуть и встретиться с любимой?
А) он принимает опиум;
Б) он работает до полного изнеможения;
В) он начинает практиковать осознанные сновидения.
А) потому что у него началось расстройство сна;
Б) потому что он решил заснуть вечным сном, чтобы воссоединиться с возлюбленной;
В) потому что настоящая красавица, которую он встретил на Невском проспекте, отказывается оставить публичный дом и смеётся над его любовью.
18. Что Пирогов помешал сделать пьяному сапожнику?
А)отрезать Шиллеру нос;
Б) вызвать его на дуэль;
В) зашить Шиллеру рот.
19. Что делают с Пироговым ревнивый муж и его товарищи?
Б) Шиллер вызывает его на дуэль;
В) секут его розгами.
20.Как Пирогов утешает себя?
А) съедает пару пирожных;
Б) съедает пару пирожков;
В) заходит в практир.
21. Чей портрет купил Чартков в лавочке?
А) дамы с камелиями;
Б) старика в азиатских одеждах;
22. Что в портрете начинает до беспамятства пугать Чарткова?
В) схожесть старика с мертвецом.
23. Что начинает делать старик после того, как вылазит из портрета?
А) штопать свой халат;
Б) разговаривать с Чартковым;
В) пересчитывать свои деньги.
24. Как Чарткову удается расплатиться со своими долгами?
А) он дорого продаёт свою картину;
Б) он тратит червонцы, украденные им у старика с портрета;
В) он получает наследство.
25. Почему Чартков вдруг становится модным художником?
А) потому что ему удаётся уловить изъяны и индивидуальные особенности заказчиков;
Б) у него появился богатый и влиятельный покровитель;
В) схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов.
26. Что думают о работах Чарткова знавшие его прежде?
А) что в нем пропал талант, так заметный прежде;
Б) что он достиг вершины своего мастерства;
В) что он мастер зарабатывать деньги.
27. Почему Чартков так скоропостижно умирает?
А) он болен чахоткой;
Б) ему стало скучно жить;
В) его обуяла чудовищная зависть к талантливым художникам.
28. Чьим воплощением оказался изображённый на портрете ростовщик?
29. Что происходит с ростовщиком после смерти Чарткова?
А) его душу утаскивает нечистый;
Б) его душа вселяется в портрет;
В) он обретает покой.
30. Что цирюльник Иван Яковлевич нашёл с утра в своём хлебе?
В) нос коллежского асессора Ковалёва.
31. Как он избавляется от носа?
А) выбрасывает на улицу;
В) бросает с Исаакиевского моста.
32. Почему цирюльника задерживают за этим занятием?
А) потому что нельзя беззаконно выбрасывать человеческие носы;
Б) потому что надзиратель принял нос за целого человека;
В) потому что нельзя бросать мусор с Исаакиевского моста.
33. Что делает Нос после того, как он был замечен на улице Ковалёвым?
А) он садится в карету и уезжает молиться в церковь;
Б) он с ним здоровается;
В) он надменно проходит мимо, делая вид, что они не знакомы.
34. Кого винит Ковалёв в пропаже своего носа?
А) своего цирюльника;
Б) штаб-офицершу Подточину;
В) тайных недоброжелателей.
35. Что происходит с носом, который принёс Ковалёву полицейский чиновник?
А) он сразу же пристаёт на место;
Б) он тут же сбегает от Ковалёва;
В) он ни в какую не хочет прирастать обратно.
36. Что в это время делал сбежавший нос Ковалёва?
А) пытался найти своего хозяина;
Б) сватался к дочери офицерши Подточиной;
В) приятно проводил время.
37. Когда нос вернулся на своё место?
А) на следующее утро;
Б) он не вернулся: ему понравилось вести светскую жизнь;
В) после того, как от души нагулялся.
38. В чём внезапно признаётся нам сочинитель?
А) что всё произошедшее совершенно невероятно;
Б) что он видел сбежавший нос своими глазами;
В) что в этой истории много неправдоподобного, но такие случаи, хоть и редко, но бывает.
39. Что нарушает обычную размеренную жизнь Акакия Акакиевича?
Б) он лишается места;
В) его шинель совершенно износилась, и ему нужно сшить новую.
40. Как Акакий Акакиевич уменьшает «обыкновенные издержки»?
А) переходит на более скромную еду;
Б) ходит на службу пешком;
В) ступает на цыпочках, чтобы не износить подмётки.
41.Что требуют от Акакия Акакиевича сослуживцы, когда он приходит в департамент в новой шинели?
А) сказать адрес ателье, в котором он сшил такую замечательную шинель;
Б) устроить по такому случаю вечер;
В) прикупить себе ещё несколько обновок.
42. Что случилось с Акакием Акакиевичем после того, как он ушёл с вечера?
А) по дороге домой он познакомился с приятной дамой;
Б) в переулке с него снимают шинель;
В) он пришёл домой и лёг спать очень довольный.
43. Как «значительное лицо» ведёт себя со своим старым знакомым Акакием Акакиевичем?
А) он рад встрече и готов помочь в поимке грабителей;
Б) распекает Башмачкина за то, что он обратился к нему не по форме, чтобы придать себе большей значимости;
В) отправляет его к очередному чиновнику.
44. Маленький человек простудился, так как в Петербурге зимой очень нехороший дует ветер. С какой стороны?
45. Какое происшествие случилось с одним из гоголевских героев 25 марта? Это происшествие разрешилось 7 апреля.
А) отсутствовал нос у майора Ковалева;
Б) шилась шинель Башмачкину;
В) Чартков выгодно продавал свои картины.
46. «Петербургские повести» Гоголя отразили…
А) жизнь большого города, полного контрастов и неурядиц;
Б) интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоев населения;
В) духовные искания человека.
47. В «Петербургских повестях» подлинный Петербург – это …
А) город вечного праздника, торжества и белых ночей;
Б) воплощение всех безобразий и несправедливостей;
В) великая столица нашей родины, существующая в полной гармонии с окружающим миром.
А) гордый, обидчивый человек, чутко откликающийся на любое унижение его достоинства;
Б) человек, уничтоженный и стёртый окружающими его обстоятельствами вплоть до полной утраты личности;
В) человек, утративший гуманные качества своей души.
49. Какая грань Петербурга не раскрывается в «Петербургских повестях»?
А) пошлость и разврат, уничтожающие искренность;
Б) бедность маленького человека, материальная и духовная, пресмыкательство перед хозяевами жизни;
В) чинопочитание, делающее чин больше человека;
Г) страсть к стяжательству, духовное падение в угоду обществу;
Д) полная беззащитность маленького человека;
Е) все раскрываются.
50. В каких повестях появляются призраки?
Тест с ответами: “Портрет” Н.В.Гоголь
1. Повесть «Портрет» была написана в этих годах:
а) 1833 – 1834 +
б) 1835 – 1836
в) 1834 – 1836
2. Произведение «Портрет» вошло в цикл:
а) «Петербургские байки»
б) «Петербургские повести» +
в) «Городские легенды»
3. На Щукином дворе в картинной лавочке, Чартков купил:
а) Лик Психеи
б) Портрет китайского императора
в) Портрет старика +
4. На портрете был изображён:
а) Старик +
б) Красивая девушка-крестьянка
в) Император России
5. Больше всего привлекало внимание на портрете:
а) Улыбка
б) Руки
в) Глаза +
6. Придя домой Чартков узнал о том:
а) Что сосед по квартире приходил занять денег
б) Что приходил хозяин за арендной платой +
в) Что его выселяют за неуплату
7. Что случилось ночью с портретом:
а) Он загорелся
б) Он исчез
в) Человек вышел из портрета +
8. Старик уронил на пол:
а) Свёрток с деньгами +
б) Сверток с золотом
в) Шляпу
9. Припрятанный в картине сверток с деньгами Чартков нашел таим образом:
а) Чартков обнаружил деньги, когда очищал картину от пыли
б) Старик из сна сказал ему, где именно спрятаны деньги
в) Квартальный надзиратель случайно повредил раму картины +
10. В свертке было столько денег:
а) 100 000 рублей
б) 1000 червонцев +
в) 100 рублей
11. Свёрток с деньгами оказывается:
а) В раме +
б) За дверью
в) На полу
12. Найдя деньги Чартков:
а) Покупал одежду и еду
б) Оплачивал долг и снимал новую квартиру +
в) Оплачивал все долги и напивался
13. Чартков таким образом нашел заказчицу:
а) Дал объявление в газету +
б) Познакомился с ней в магазине
в) Встретил её на улице
14. После чего Чартков понял, как плохо он пишет:
а) После того, как барышня отказала ему в оплате
б) После первого написанного портрета
в) После посещения Академии художеств +
15. Первыми посетителями Чарткова были:
а) Богатая дама с дочерью +
б) Известный в Петербурге ростовщик с сыном
в) Близкие друзья Чарткова
16. Чартков понял, что рисовал бездарные картины после того, как:
а) Нашел свои старые картины и увидел пугающую разницу
б) Увидел на выставке прекрасную картину своего товарища +
в) Когда Чарткову на его бездарность указал учитель
17. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин», эти слова о:
а) Художнике Б.
б) Ростовщике
в) Чарткове +
18. Жизни людей, которые брали деньги у ростовщика:
а) Не менялись
б) Заканчивались несчастным случаем +
в) Быстро налаживалась
19. По какой причине ростовщик умолял отца художника Б. дорисовать его портрет:
а) Ростовщик хотел подарить портрет своей семье
б) Ростовщик хотел увидеть себя глазами художника
в) От этого зависело, останется ли ростовщик в мире +
20. Ушел в монастырь:
а) Чартков
б) Отец художника Б. +
в) Художник Б.
21. Поняв, что пишет плохо, Чартков:
а) Запирался в мастерской и старался научиться +
б) Бросал писать
в) Ехал к другу учиться
22. Почему Чарткову постоянно приходилось останавливаться в написании картины:
а) Приходили клиенты
б) Он не знал даже простых азбучных истин +
в) Он часто болел
23. Работы талантливых художников вызывали у Чарткова:
а) Восторг
б) Потрясение
в) Зависть +
24. Чартков решил:
а) Поступить в Академию искусств на обучение
б) Купить лучшие шедевры +
в) Создать свой личный стиль портрета
25. Чартков умер от:
а) Разрыва сердца
б) Причина его смерти неясна
в) Горячки и чахотки +
26. Перед смертью Чарткову грезились:
а) 1000 червонцев
б) Глаза человека с портрета +
в) Его первые портреты
27. Что Чартков сделал с купленными им картинами:
а) Уничтожил +
б) Продал
в) Раздал друзьям
28. О своих правах на портрет, некогда купленный Чартковым заявил(а):
а) Хозяин квартиры
б) Жена Чарткова
в) Сын Чарткова +
29. Аукцион проходил в:
а) Петербурге +
б) Оренбурге
в) Москве
30. Человек на картине был:
а) Художником
б) Ростовщиком +
в) Магом
Вопросы по повести Гоголя «Портрет»
Повесть Николая Васильевича Гоголя раскрывает тему противопоставления искусства истинного, чистого, того, целью которого является само творчество, и искусства ложного, преследующего меркантильные интересы самообогащения творца. Она представлена сопоставлением судеб двух живописцев.
Чартков был молодым художником «с талантом, пророчившим многое». Он ловко владел кистью, у него уже намечался стиль, но юность и тяготившая его бедность спутывали мысли и желания начинающего живописца. Ему то и дело хотелось прекратить оттачивать свое мастерство и начать писать модные картинки, на которых он смог бы легко заработать. Приобретение магического портрета ростовщика и вследствие этого неожиданно свалившееся на Чарткова богатство исполнили сокровенную мечту молодого художника. Они принесли ему славу, о нем заговорил свет Петербурга, многие хотели заказать свой портрет именно у него. Но с приходом популярности стал пропадать его талант, который обратился в тонкое мастерство, не более: Чартков искусно писал свои работы, но сам понимал, что в них не хватает искры настоящего творчества. Ее он начал замечать в работах других коллег. Его охватила зависть, он стал скупать и уничтожать чужие полотна. Осознание того, что он больше не может блеснуть талантом истинного творца, свело с ума Чарткова.
Во второй части повести появляется новый герой – художник Б., который рассказывает историю жизни своего отца (тоже живописца). Тот всегда вдохновенно работал над своими картинами и однажды, будучи под впечатлением, произведенным тем самым ростовщиком, замыслил написать духа тьмы. Талант позволил художнику воплотить свою идею, но портрет получился поистине демоническим. Он довлел над своим творцом. Понимая, что он находится на грани сумасшествия, живописец удалился в монастырь и лишь спустя многие годы, духовно освободившись от своего произведения, он смог вновь взяться за кисть. Он написал Рождество Иисуса, и братия решила, что божественный промысел помог создать это полотно.
Появление сына второго художника, его желание творить и представленные автором две в чем-то похожие, но и столь различные судьбы живописцев заставляют задуматься о том, каким же будет жизненный путь художника Б.: тернистой тропой гения, или легкой дорогой модного ремесленника.
По мнению Гоголя, искусство служит не для забавы, не является роскошью и украшением, а глубоко входит в человеческую жизнь, содействуя ее преобразованию.
художника Чарткова. Важно понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства. Можно предположить, что это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству. Наверное, есть
1-Трагически закончилась жизнь Чарткова. Скупая картины талантливых художников, уничтожая их, он постепенно сошёл с ума и вскоре умер.
: https://obrazovaka.ru/sochinenie/portret/portret-chartkova-v-povesti-opisanie.html#ixzz631aHeyN7
2-Истинные произведения искусства могут создать только люди с чистой душой, сумевшие отдать всё своему делу, далёкие от корысти, пишущие правдиво, не идущие на поводу у зрителей и заказчиков, сумевшие устоять пред искушением богатством и славой. Те же, кто далёк от этого, искусство превращает в простое ремесло, причём низкого качества, теряя свой талант
3-«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» — в этих словах Н. В. Гоголя заключён ответ на вопрос: каким должен быть истинный творец, способный создавать произведения настоящего искусства.
4—В начале повести – это талантливый художник. Хотя и живёт герой бедно, порой не на что даже краски и кисти купить, однако он верен своему делу: много работает, создаёт прекрасные этюды, картины. Он хорошо помнит наставления своего учителя: не растерять талант, данный ему, не поддаться на соблазн стать «модным живописцем», не начать писать дешёвые картинки за деньги.
Далее показано, как Чартков не смог устоять перед желанием стать богатым и известным, золото стало его целью в жизни. Случайно купленный портрет, поразивший его не только мастерством, но и каким-то демоническим взглядом изображённого на нём азиата, оказался с тайником, в котором были спрятаны деньги. На них-то герой и начал новую жизнь: он хорошо одевался, снимал дорогую квартиру. Но главное — Чартков постепенно растерял свой талант, так как, став известным, начал угождать заказчикам, писал портреты по их наставлениям. Так деньги, слава, почёт уничтожили в герое талант. Автор отмечает, что слава не приносит счастье тому, кто не заслужил её, а украл. А ведь именно это произошло с героем. Появилась зависть к тем, кто пишет талантливо, раздражение. Нежелание работать (его картины дописывали ученики), скука от занятия творчеством – всё это стало привычным в жизни героя.
Кейс №6 по теме «Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Выбранный для просмотра документ Кейс №6. Гоголь Анализ повести Прртрет.doc
Кейс №6 Занятие на тему: « Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Краткое содержание повести
Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».
В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.
История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Ребята, эпиграфом к нашему уроку служит изречение Теодора Драйзера:
собранный в трудах и муках.
Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?
— Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать?
Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдем в первой части гоголевского «Портрета».
— Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живет. (стр. 280, 283) (Перед нами, нищий художник, который «с самоотвержением предан своему труду»).
— Какие перспективы открываются перед ним? О чем предупреждает его профессор? (Чтение сцены беседы Чарткова с профессором) (стр. 285).
А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.
— Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения являются важными, ключевыми для понимания его натуры?
— Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?
— Какого же мнения об этих работах художник?
— Чем же поразил его портрет старика?
Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображенного человека. Но особенно притягательны глаза старца, обладающие страшной разрушительной силой.
— Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.
Чартков не в силах, сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда.
(Ребята, вы обратили внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно». Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли).
Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова. И художник оказывается в руках злого существа.
Ребята, проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего сверток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работаем с текстом. Находим ключевые слова: «вперился весь в золото, глядя неподвижно, судорожно схватил, полный страха и т.д., сердце билось сильно, сжимал покрепче сверток, полный отчаяния стиснул сверток, употребил все усилия).
— Почему именно деньги нашел Чартков в портрете? Само по себе это фантастично или реально?
Реально, но Гоголь подчеркивает фантастичность денег в портрете – это частица зла, составляющего сущность ростовщика.
— Как распоряжается этими деньгамн художник? На что решает их потратить?
Проследим за его действиями: сначала он зашел к портному, затем, т торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокалился в коляске и т.д.
ВЫВОД: Чартков заботится о своих удовольствиях. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.
— Как изменилось его отношение к искусству?
Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что «прежним художником уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».
Теперь он пишет картины всего два дня.
— Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?
Ребята, сопоставим эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.
Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины – бездарная мазня, совершенно далекая от настоящего искусства.
— Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?
Гоголь выносит суровый приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил». Художник перерождается в скрягу «с мертвецом вместо сердца».
— Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней «пошлое суждение зачерствелых художников»?
— Какое впечатление произвела на него картина?
Товарищ Чарткова, «как отшельник, погрузился в труд». Он достойно прошел жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение искусства.
— Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?
Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал все «лучшее, что только производило художество». Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель».
Ужасает полная деградация личности художника.
ВЫВОД: От бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.
Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник? (Обращение к эпиграфу, в котором отражается главная мысль рассуждения).
Домашнее задание; прочитать внимательно II часть повести, выбрать все суждения героев и автора об искусстве, подготовиться к письменной самостоятельной работе.
Словарная работа: искушение, ростовщик.