Что в предании о покорении сибири ермаком является вымыслом

Покорение Сибири: мифы и реальность

Что в предании о покорении сибири ермаком является вымыслом. Смотреть фото Что в предании о покорении сибири ермаком является вымыслом. Смотреть картинку Что в предании о покорении сибири ермаком является вымыслом. Картинка про Что в предании о покорении сибири ермаком является вымыслом. Фото Что в предании о покорении сибири ермаком является вымыслом

История русского завоевания всегда была покрыта более или менее толстым слоем мифологии, из которых наиболее известные мифы утверждали, что якобы русские открыли Сибирь, страну до них совершенно дикую, или что якобы присоединение Сибири было мирным, крестьянским освоением. В этой книге показано, что подобное представление крайне далеко от реальности. Сибирь и до русских имела свою историю и культуру, и была известна другим народам задолго до того, как русские о ней услышали, и это было именно что завоевание, долгое, упорное и кровавое, в ходе растянувшейся на десятилетия войны.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Покорение Сибири: мифы и реальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Миф первый. Покорение Сибири Ермаком

«Военные действия дружины Ермака и войск воеводы Воейкова, в результате которых было ликвидировано ханство Кучума, носили не завоевательный, а освободительный характер по отношению к народам Сибири».

«Задачи, выпавшие русскому народу, были поистине грандиозными. Тяжелый, нередко губительный климат, неизмеримые пустынные пространства, редкое первобытное население — все это, казалось, делало колонизацию Сибири невозможной».

Миф о покорении Сибири Ермаком занимает почетное место в системе исторической мифологии государства Российского. Еще бы, именно с этого события началось неудержимое распространение государства на восток, захват огромных площадей с колоссальными богатствами, что и вывело Россию в число лидирующих стран мира. С тех пор внутренняя политика и экономическое развитие идут с переменным успехом, но Россия всегда играет очень заметную роль на мировой политической арене.»Могущество России будет прирастать Сибирью», — сказал один из зачинателей русской патриотической мифологии и страстный борец за ее чистоту Михайло Ломоносов. Так оно и было, и все эти 300 лет могущество России ощутимо прирастало сибирскими соболями, зерном, углем, металлом и нефтью с газом.

В системе мифов, которые объясняют присоединение Сибири к России, этот миф занимает центральное место, и является источником всех остальных мифов. Вся остальная мифология, в том числе мифы о»мирном присоединении»,»крестьянской колонизации»и о том, что «никаких войн не было», берут свое начало обоснование в мифе о покорении Сибири Ермаком. Происхождение всего длинного и развесистого куста мифологических представлений связано с тенденциозным истолкованием первого события в истории русского господства в Сибири — похода Ермака.

Как и большинство исторических мифов, сей миф имеет весьма давнее происхождение. В своих основах он стал формироваться еще в середине XVII века, практически на основе воспоминаний участников этого похода, которые в 1622 году при составлении синодика павших в битве у Чувашского мыса, еще были живы. Ну и на основании очень своеобразных условий того времени.

Обратиться к прославлению Ермака заставили неотложные политические нужды. Первый этап в создании великого патриотического мифа о Ермаке совпал с крайним ухудшением положения на границе русских владений в Сибири. В 20-х годах XVII века с русскими граничили владения ойратов, западномонгольского народа, кочевавшего по Иртышу. Это был очень многочисленный народ, который мог выставить в общей сложности 120 тысяч всадников. Даже ничтожной доли этого войска вполне хватило бы, чтобы выбить русских из Сибири, тем более, что в то время гарнизоны в острогах редко превышали 100–200 человек.

Ойраты воевали с казахами, и в 1619 году казахский хан Есим собрал большое ополчение, напал на ойратов и нанес им тяжелое поражение. Оно было настолько сильным, что ойратам пришлось бросить свои кочевья в верховьях Иртыша, и перейти к северу, на степной берег Оби, непосредственно к границам русских владений. Это вызвало огромную тревогу в русских городах, ибо достаточно было одного ойратского удара, чтобы взять города. Правда, ойраты, ослабленные поражением и перекочевкой, не предпринимали враждебных действий. Но все равно, русские принялись укреплять свои позиции: усиливать укрепления и отряды, запасать продовольствие и боеприпасы к возможной осаде.

Вот тут-то тобольская архиепископия внесла свой посильный вклад в организацию обороны русских владений в Сибири. В Тобольск были вызваны казаки, ходившие в поход с Ермаком, и позже поселившиеся в Сибири. С их помощью был составлен первый синодик погибших казаков в решающей битве у Чувашского мыса. Архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан предписал во всех церквах воздавать»вечную память»Ермаку и его казакам, как пострадавшим за христианскую веру (Копылов Д. Ермак. Иркутск, «Восточносибирское книжное издательство», 1989, с. 6). Этим церковь старалась сплотить русских жителей Сибири перед лицом угрозы.

Спустя 15 лет после этих событий, в 1636 году, когда обстановка более или менее успокоилась, была составлена первая повесть о Ермаке. Ее автором стал дьяк архиепископа Тобольского и Сибирского Макария Савва Есипов. Его повесть еще известна под названием Есиповской летописи. Название у нее было длинное, и само по себе уже отражает идейные пристрастия автора:»О сибирстей стране, како соизволением божиим взята бысть от русского копья, собранного и водимого атаманом Ермаком Тимофеевым и своею храброю и предоброю дружиною и соединомысленною».

Это был самый первый этап мифотворчества. Для Саввы Есипова не была важна сама по себе фигура Ермака, как покорителя Сибири. Поэтому он в повести упоминается, но не выводится на первый план. В. Г. Мирзоев пишет:»Ермак, хотя и постоянно упоминается, однако не наделяется какими-то индивидуальными чертами, которые возвышали или даже отделяли бы его от остальных казаков. Его роль вождя в повести не подчеркнута, — ни вообще, ни в отдельных случаях…»(В. Г. Мирзоев. Историография Сибири. с. 26).

Главным для дъяка было то, что Сибирь была присоединена к России исключительно усилиями верноподданных царских слуг, во главе с Ермаком. Для Саввы Есипова был важен сам факт завоевания Сибири, и не важна была фигура главного завоевателя. Для автора важно было подчеркнуть, что завоевание Сибири было «предусмотрено» Провидением именно для русских и совершено с божьего «позволения». Дьяк в этом отношении был сыном своего времени, которое устанавливало свои представления о мире.

Источник

Новое в блогах

Миф о покорении Сибири

Современная Сибирь и Сибирское царство XVI века.

Как небольшой отряд казаков под предводительством Ермака мог завоевать Сибирь?

Естественно, говоря о завоевании Ермаком Сибири, историки имеют в виду не всю территорию Сибири, а лишь Западную Сибирь, да и то только ее южную часть. Находившееся здесь Сибирское ханство было немаленьким и сопоставимо по размерам с современными Германией или Францией, но в масштабах всей сегодняшней Сибири оно не занимало и десятой доли ее территории. Поэтому словесный оборот «покорение Сибири» явно неудачный и вызывает неверные ассоциации.

Вспомним, что нам говорят историки.

В 1582 году в Сибирь отправился отряд казаков под предводительством некоего Ермака Тимофеевича или просто Ермака. Так принято считать. Однако эта история настолько темная, что, то, как точно звали этого человека, осталось неизвестным. То ли Ермак, то ли Ермолай, то ли Герман. А еще: Еремей, Василий… Существует много принципиально отличных портретов этого персонажа.

Не привычный для нас образ Ермака. Рисунок неизвестного художника.

По распространенному мнению, Ермак возглавлял шайку разбойников, грабивших на Волге купеческие и даже царские суда. Спасаясь от войск Ивана Грозного, Ермак с пятью сотнями товарищей бежал на Каменный пояс, где местные промышленники Строгановы и предложили поискать ему удачи еще дальше на востоке, в Сибири. Ермак согласился и, прихватив еще людей Строгановых, отправился в свой знаменитый поход.

Как мы видим, история описывает нам эти события просто как продолжение разбойничьих действий казаков. Ни о какой государственной службе или политике речи нет. Однако, разбив хана Кучума и заняв его столицу, Ермак отправил в Москву посла, который известил царя о том, что его владения намного увеличились. Обрадованный Иван отправил вчерашним преступникам богатые подарки. Тут бы и конец истории, но… никакого завоевания и уж, тем более, присоединения Сибири не произошло.

Ермак вскоре погиб, почти все казаки были перебиты, а оставшиеся в живых вернулись обратно к Строгановым. В том же году умер и Иван Грозный, на трон сел его сын Федор. Хан же Кучум продолжал править Сибирью и воевать с пришедшими сюда царскими отрядами. Только через полтора десятка лет его войско будет полностью разбито, семья взята в плен, а сам он будет вынужден бежать из своей страны, оставив ее московскому царю. Лишь с этого момента можно говорить о каком-то завоевании и присоединении Сибири, да и то с большой натяжкой, потому что спокойно здесь станет еще не скоро.

Традиционная история покорения Сибирского царства Ермаком, создает впечатление, что на этом история всей Сибири закончена. Она стала российской как-то сама собой, и ее история – это уже последующая история России. Естественно, что это не так. Размеры Сибири не идут ни в какое сравнение с величиной Кучумова царства, и ее освоение – вот это действительно история. Которую мы, однако, не знаем, и вместо которой нам подсовывают какую-то байку о Ермаке.

Вся история о так называемом покорении Сибири Ермаком является выдумкой. Мало того, что сама по себе это эпопея неправдоподобна и недостоверна, она еще и никак не вписывается в логику предшествующих и последующих событий. Ну о каком Ермаке и его великом деянии может идти речь, если это самое Сибирское царство было завоевано, как пишут опять же историки, аж за сто лет до этого! Еще Иван III подчинил себе эту территорию, и Сибирь с тех пор регулярно выплачивала Москве дань. В том числе, естественно, платил ее и Кучум.

Одной рукой историки пишут о завоеванной еще в XV веке Сибири, а другой, о подвиге некоего Ермака, который впервые ее завоевал спустя целое столетие. Да и это, как мы увидели, оказывается, мягко говоря, преувеличением. В конце концов, что это за война такая и против кого, если взятый в плен царевич, племянник Кучума и главнокомандующий его войсками, сразу же назначается воеводой в русской армии. В войне против шведов, он командовал полком левой руки, – генерал, говоря по-современному. И приказы он отдавал на русском языке, которым владел свободно. Да что же это такое!? Как можно все эти разношерстные представления увязать в одну историю и, вдобавок, считать ее правдивой?

Вместо того чтобы поведать о том, как вся Сибирь оказалась российской, отечественная история зациклилась на Сибирском царстве, ходит вокруг него кругами, являя с каждым заходом новые небылицы. Продвинуться чуть дальше, за Обь, не получается. Узнаем ли мы когда-нибудь о том, кто и как жил в те времена на большей части нашей страны?

Источник

Что в предании о покорении сибири ермаком является вымыслом

12 мифов о Ермаке. Былинная победа

Кто не знает народного героя, присоединившего Сибирь к России? Имя Ермака давно стало легендарным. Легендарным настолько, что уже трудно отделить реальность от вымысла.
А правда ли, что…

1. Ермак — покоритель Сибири

Действительно, в начале осени 1582 года отряд казаков под предводительством Ермака отправился через Уральские горы в поход на Сибирское ханство. 5 ноября ( н. ст.) казаки разгромили войско сибирского хана Кучума, превосходившее их числом в несколько раз, заняли столицу — Кашлык, или Искер ( в 17 километрах от современного Тобольска), — и начали облагать окрестные племена данью от имени русского царя. Следующим летом первопроходцы отправили в Москву посольство с докладом Ивану Грозному, что « его государевы люди, атаман Ермак Тимофеев с товарыщи, царъство Сибирское взяша и многих живущих ту иноязычных людей под его государеву царъскую высокую руку подвели».

НА САМОМ ДЕЛЕ покорением Сибири поход 1582−1585 годов можно назвать с натяжкой. Казаки не продвинулись дальше Иртыша, а по итогам кампании победил все же хан Кучум. 16 августа ( н. ст.) 1585 года Ермак был убит воинами Кучума в ночном сражении, когда возвращался с отрядом из вылазки к юго-восточным рубежам ханства. После этого казаки, которых осталось меньше сотни, решили, что дольше они в Сибири не продержатся, и ушли обратно за Урал. Сибирский хан вернул себе земли и столицу, однако его могущество было подорвано. Москва посылала в регион отряд за отрядом. Через полвека после гибели Ермака русский первопроходец Иван Москвитин добрался до берегов Тихого океана.

2. Ермак был выходцем из Ногайской орды

Истории о покорителе Сибири рассказывали не только на Руси. По тюркской легенде, Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, с которой у него случился роман. Брат девушки разгневался, узнав об их связи, и Ермаку пришлось спасаться бегством на Волгу, где он и подался в казаки. В Новейшее время — в 1996 году — в журнале « Наука и религия» появилась экзотическая и не подтвержденная ни одним источником теория, что Ермак, которого якобы звали Ер-Мар Темучин, был, как и сибирский хан Кучум, потомком Чингисхана, а в Сибирь отправился отвоевывать полагавшийся ему по праву престол.

НА САМОМ ДЕЛЕ в русских письменных источниках ничего не сказано о восточном происхождении атамана. В летописях приводится несколько версий о месте его рождения в пределах Московской Руси. Вариантов настоящего имени Ермака насчитывается с десяток — Герман, Василий Аленин, Ермолай, Тимофей, Еремей…

3. Отряд Ермака отправился завоевывать Сибирь для царя

« Завоюем мы царство Сибирское, покорим его мы, братцы, царю белому» — так в исторической песне обозначили цель похода казаки.

4. Ермак ограбил персидское посольство к русскому царю и бежал за Урал, опасаясь казни

НА САМОМ ДЕЛЕ то скандальное нападение случилось уже после смерти Ермака. Однако его соратники, Иван Кольцо, Никита Пан и Савва Болдыря, за год до сибирской кампании участвовали в нападении на посольство Ногайской Орды. Иван Грозный, втянутый в то время в войну на западных рубежах, был заинтересован в мире с ногайцами, и трем товарищам Ермака действительно « светила» виселица, так что они, вероятно, были рады возможности отправиться в дальний поход.

5. С помощью военной хитрости Ермак помог царю в 1552 году взять Казань

« Ты позволь мне, Царь, Казань город взять. А возьму я Казань ровно в три часа». Сказители приписали народному герою участие в самой знаменитой победе Ивана Грозного. Согласно историческим песням, Ермак посоветовал царю сделать подкоп под вражеские укрепления и подорвать оттуда стены Казани. Сам же атаман и его отряд якобы пришли к татарам под видом наемников и предложили свои услуги. Когда казаков впустили в город, они захватили пушки и открыли ворота русским войскам.

НА САМОМ ДЕЛЕ сведений об участии Ермака в казанской кампании нет ни в одном письменном источнике.

6. В войске, выступившем в поход на Сибирское ханство, было 5000 человек

Такую внушительную цифру приводит тобольский хронист рубежа XVII- XVIII веков Семен Ремезов, но это преувеличение, взятое из уральских легенд, которые собирал и использовал летописец в «Истории сибирской».

НА САМОМ ДЕЛЕ людей, пошедших за Ермаком, было, как потом докладывали сами казаки в Москве, всего 540 человек ( эта цифра, взятая из отчета, поданного в Посольский приказ, упомянута в «Погодинском летописце»). Строгановы, по данным из их архива, усилили отряд Ермака тремя сотнями своих людей. Однако специалист по истории Московской Руси, доктор исторических наук Руслан Скрынников отмечает, что солепромышленники, которым и самим не хватало бойцов для обороны от набегов из-за Урала, могли отправить с отрядом первопроходцев не более 50 человек — такую цифру приводит один из осведомленных летописцев.

7. Ермак распространял в Сибири христианство

В «Синодике Ермаковым казакам», чтением которого с XVII века поминали на церковных службах сибирских первопроходцев, сказано, что атаман с товарищами решились на трудный и опасный поход, в том числе горя желанием обратить в православную веру местных язычников и мусульман и «разорити их богомерская и нечестивая капища». Составить « Синодик…» распорядился в 1621—1622 годах Киприан — первый архиепископ Тобольска, одного из русских форпостов в Сибири. Иерей создавал местным народным героям репутацию мучеников за веру, чтобы укрепить позиции церкви в регионе.

НА САМОМ ДЕЛЕ казаки добивались от местных жителей подчинения русскому царю, а вопросы религии их мало интересовали. Беря с данников клятву верности московскому государю, люди Ермака требовали от них целовать не крест, а по казацкому обычаю саблю. А Ермак, согласно Кунгурской летописи, даже обращался за предсказаниями к местному шаману.

8. У Ермака был двойник

Когда русские полки летом 1581 года атаковали принадлежавший польскому королю город Могилев, его комендант в отчете об этом событии упомянул и атамана Ермака Тимофеевича. Поскольку в некоторых летописях начало сибирского похода датируется сентябрем 7090 года от сотворения мира, то есть по современному летоисчислению 1581-го ( учитывая, что год начинался 1 сентября), ряд историков предполагали, что в документах упомянуты две исторические персоны с одинаковым именем и отчеством, иначе непонятно, как Ермак мог почти одновременно оказаться в двух местах.

НА САМОМ ДЕЛЕ, как доказал Руслан Скрынников, экспедиция в Сибирь началась годом позже, в 1582-м, и атаману хватило времени дождаться на царской службе русско-литовского перемирия и потом уйти с западных рубежей на Урал искать новые источники дохода.

9. Ермак был колдуном, и воевать ему помогали черти

Этнограф XIX века Иоасаф Железнов пересказывал уральское предание о том, что атаман повелевал несколькими « бесами-шишигами»: «Где рати недоставало, там он и выставлял их». При этом Ермак считался « полезным» чародеем, так как употреблял свою власть над нечистыми духами на благие цели.

НА САМОМ ДЕЛЕ в народном фольклоре воинское искусство талантливых и удачливых исторических личностей часто объяснялось магией. Так, современник Ермака, казацкий атаман Миша Черкашенин, по легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки.

10. Царь пожаловал Ермаку титул князя Сибирского

Эта легенда фигурирует и в народном фольклоре, и в летописях XVII века, откуда она, по-видимому, попала в современные энциклопедии.

НА САМОМ ДЕЛЕ документы из архива Посольского приказа это не подтверждают. Иван Грозный вряд ли даровал бы титул атаману вольных казаков, ушедших в Сибирь по собственному почину, и тем более не доверил бы ему власть в регионе.

11. В награду за покорение Сибири Ермак получил две дорогие кольчуги, которые стали причиной его гибели

По преданиям, царь не ограничился пожалованием княжеского титула и послал героическому атаману шубу со своего плеча и драгоценные доспехи, отделанные золотом. Обе кольчуги якобы были на Ермаке во время его последней битвы. Когда предводитель казаков бросился в Иртыш, пытаясь доплыть до лодки, доспехи увлекли его на дно.

НА САМОМ ДЕЛЕ, как пишет Скрынников, «согласно документам из архива Посольского приказа, царь Иван Грозный в полном соответствии с разрядной практикой пожаловал казаков „многим жалованьем — деньгами и сукном“, а Ермака и атаманов наградил золотыми ( монетами). Вопреки поздним преданиям, Ермак не получил ни панцирей, ни шубы с царского плеча».

12. Тело Ермака нашли враги, и оно оказалось чудотворным

В Ремезовской летописи приводится легенда о том, как останки атамана выловил из Иртыша рыбак-татарин, и воины сибирского хана съехались посмотреть на труп поверженного врага, вонзали в него стрелы, «и кровь его течаше, яко из живаго». Потрясенные тем, что тело не разлагается шесть недель, да еще и обладает свойством исцелять больных, «бусурмане» якобы начали почитать Ермака как бога, похоронили с почестями и жертвоприношениями.

НА САМОМ ДЕЛЕ никто не знает наверняка, что случилось с телом Ермака и есть ли у атамана могила.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *