Что в русской правде говорит о сохранении кровнородственных отношений
§ 9. Правление Ярослава Мудрого
Вторая усобица на Руси. 15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался. Он разболелся в тот момент, когда собирался в поход на Новгород. Правивший там его сын Ярослав начал против отца мятеж и перестал уплачивать в Киев дань. За поддержкой, как ранее и сам Владимир, он обратился к варягам. Север снова поднялся против Юга. Это была уже вторая крупная междоусобица на Руси.
В дальнейшем они стали традиционными для Руси. Это объяснялось огромной территорией государства, разным уровнем развития его частей, их многонациональным составом. Поэтому едва на Руси ослаблялась центральная власть (из-за власти сильного правителя или в связи с поражениями в борьбе с внешними врагами), как государство очень быстро теряло свое единство и начиналась внутренняя борьба. Внешне казалось, что дело в характере того или иного князя. Однако причины были глубже. Только появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало, как правило, государство силой.
После смерти Владимира отделился Новгород, перестало подчиняться Киеву Тмутараканское княжество, сбросил власть Киева Полоцк. Положение осложнялось и тем, что власть в Киеве захватил Святополк, приемный сын Владимира, женатый на дочери польского короля Болеслава I. Владимир, по некоторым сведениям, собирался завещать престол сыну Борису. Но в момент внезапной смерти отца Борис вел отцовскую дружину против прорвавшихся на Русь печенегов. Поэтому Святополк, опираясь на своих сторонников в столице и отсутствие отцовской дружины, смог объявить себя правителем.
В это время Борис, не обнаружив печенегов, возвращался в Киев. Дружинники стали уговаривать его, чтобы он силой отнял власть у Святополка. Князь долго размышлял по этому поводу и пришел к выводу, что власть не стоит крови людей. Известны его слова: «А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина. Что приобрели братья отца моего или отец мой: где их жизнь и слава мира сего, и багряницы [дорогие ткани], и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани, и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все с ними исчезло». И он решил: «Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ». Он выбрал христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.
Услышав слова князя, разочарованная дружина покинула его. Посланный Святополком отряд застал князя, молившегося в шатре, неподалеку от Киева на реке Альте. 24 июля 1015 г. Борис был убит.
Но был еще муромский князь Глеб, брат Бориса от одной матери. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб отправился в путь — сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и ладьей по Днепру в Киев. В пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб, как и Борис, положил дело на волю Божию и продолжал свой путь по Днепру. Здесь на реке его и настигли люди Святополка. По приказанию убийц повар Глеба зарезал его ножом.
Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами праведности и мученичества во славу благополучия Руси, во славу светлых идей христианства. Оба князя в XI в. стали первыми русскими святыми. Их день празднуется церковью 24 июля (6 августа по н.с.) в день гибели Бориса.
Противники встретились на Днепре около Любеча в начале зимы 1016 г. и встали на противоположных берегах реки. Ранним утром на многочисленных ладьях рать Ярослава переправилась на противоположный берег и вступила в бой с киевлянами. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка отступили на тонкий лед, который стал под ними ломаться. Не могли развернуть свою конницу между озерами и печенеги. Разгром Святополковой рати был полный. Сам великий князь бежал в Польшу. Ярослав занял Киев в 1017 г., и с этого времени начинается его правление. Но Святополк Окаянный не сдавался. Вместе с польским войском он вернулся на Русь и занял Киев. Ярослав вынужден был бежать в Новгород. Поляки бесчинствовали в русских землях, грабили киевлян. Польский король Болеслав I захватил и Червенские города.
Против иноземцев начались восстания в Киеве и других местах, и поляки вынуждены были убраться восвояси. Вскоре Ярослав вторично занял Киев. Святополк бежал к печенегам и вновь пришел с ними на Русскую землю. Противники встретились на реке Альте, в том месте, где погиб князь Борис. Само место вдохновляло рать Ярослава. К концу дня она одолела противника. Сначала Святополк бежал в польские земли, потом двинулся в Чехию; в пути он лишился рассудка и умер.
Но не сразу Ярославу удалось восстановить единство Руси. Его брат Мстислав Тмутараканский не хотел подчиняться Киеву. Талантливый полководец, витязь огромной силы, он к этому времени подчинил себе большие территории на Северном Кавказе. В 1024 г. неподалеку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право на половину Руси. Владения братьев разделял Днепр, но они жили мирно, вместе ходили в походы и отвоевали у поляков Червенские города. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь снова объединилась, теперь уже надолго, под властью Ярослава, который в дальнейшем получил прозвище Мудрый. Долгая смута закончилась.
Ярослав Мудрый во главе Руси. Объединение Руси вдохнуло новые силы в развитие государственного управления, хозяйства, культуры, внешней политики. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Великий князь укрепил систему управления страной. Продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Самого же его называли «самовластием», иногда даже именовали царем. В Новгород он отправил старшего сына Владимира, а после его смерти — Изяслава. Святославу отдал в управление землю северян с городом Черниговом, а также Тмутараканское княжество. Всеволода посадил в Переяславле. Других сыновей рассадил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском.
Ярослав Мудрый. Скульптурный портрет, выполненный М. М. Герасимовым на основе черепа князя
Великий князь показал себя человеком исключительно разносторонним. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и столица расширила свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. По инициативе Ярослава в 1037 г. был заложен новый главный храм в Киеве — 13-главый собор Святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя — Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу, размерам.
Во времена Ярослава Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Шло бурное строительство и в других городах — там создавались храмы, крепостные стены. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге он заложил город Ярославль, названный его языческим именем, а в земле чуди (эстов) основал город Юрьев (нынешний Тарту), который назван в честь его христианского имени Георгий, или Юрий.
Великий князь был ревностным сторонником развития на Руси культуры, образования, грамотности. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки. Ярослав всячески поддерживал книжное дело, переводческую деятельность. Сам он любил книги, особенно церковные сочинения, и многие часы проводил за их чтением.
Внешняя политика. С большим упорством и настойчивостью Ярослав Мудрый продолжал внешнюю политику деда и отца. Он утвердил власть Руси к западу от Чудского озера, ходил походами против воинственных литовских племен.
После схватки за Закарпатье Русь и Польша помирились. Польские короли предпочли теперь иметь Русь не врагом, а союзником. Этот союз был закреплен династическими браками. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава, а старший сын русского великого князя Изяслав взял себе в жены сестру короля.
На севере Русь связывали тесные, дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде, принявшей на Руси христианское имя Ирина. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за короля дочь Ярослава Елизавета.
Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами. В 1036 г. он нанес под стенами Киева сокрушительное поражение печенежскому войску. Целый день длился бой, и лишь к вечеру печенеги побежали. Многие из них были убиты, другие утонули в окрестных речках. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после этого их набеги на русские земли практически прекратились.
После долгого периода мирных отношений с Византией в 1043 г. Русь пошла войной на империю. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Но около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вы-шатой высадились на берег, другие морем двинулись обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии — атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Большая греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали им правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Византийскую империю. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные калеки, пробираясь к родным очагам. Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Всеволода и дочери Константина Мономаха.
К концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна — за французского короля Генриха I. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. А младшая Елизавета сначала была женой норвежского короля Гарольда, а после его гибели на войне стала женой датского короля.
Русь при Ярославе Мудром стала поистине европейской державой. С ее политикой считались все соседи. На востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь не было соперников. Впервые Русь одолела орды степняков. Ее границы теперь простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Черного. К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек.
В 1054 г. Ярослав умирал в ореоле русской и европейской славы. Перед смертью он разделил Русскую землю между сыновьями. Великокняжеский престол он оставил старшему сыну Изяславу, второму сыну — Святославу завещал черниговские и тмутараканские земли, а третьему сыну — Всеволоду — Переяславское княжество. Были поделены и другие стольные города, т. е. города, где правили его сыновья как князья-наместники и имелись княжеские престолы (столы). Ярослав завещал также, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Наследие по прямой линии от отца к сыну, которое было принято во многих странах, отступало перед патриархальным, чисто семейным обычаем. Это в дальнейшем стало одной из причин многих распрей и междоусобных войн в роду Рюриковичей, потому что великие князья старались передавать власть своим сыновьям, а вопрос о старшинстве очень скоро запутался. Так любовь Ярослава к семье, вера в дружбу своих потомков обернулась ожесточенной борьбой, которую не предвидел престарелый великий князь.
Что в «русской правде» говорит о развитии государственности сохранении кравнородственных отношений?
Что в «русской правде» говорит о развитии государственности сохранении кравнородственных отношений.
Писаный закон в котором говорится, что кровная месть разрешена родственникам, а если те не хотели убивать виновного, то платили виру в 40 гривен.
Государственное устройство в «Русской правде» Павла Пестеля?
Государственное устройство в «Русской правде» Павла Пестеля.
Чему способствовала политика самоизоляции Китая?
Чему способствовала политика самоизоляции Китая?
Выпишите правильный ответ : а)развитию хозяйства б)развитию национальной культуры в)сохранению феодальных порядков г)развитию торговли д)сохранению государственного суверенита Китая.
Помогите сравнить социальную структуру Японии со странами Запада и Россией?
Помогите сравнить социальную структуру Японии со странами Запада и Россией!
Чему способствовала политика самоизоляции Китая?
Найдите правильный ответ :
б)развитию национальной культуры ;
в)сохранению феодальных порядков ;
д)сохранению государственного суверенитета Китая.
1. Для успешного развития страны требуется сохранение?
1. Для успешного развития страны требуется сохранение.
Для успешного развития страны требуется сохранение, и развитие её самобытных начал или заимствование опыта Западной Европы?
Как на этот вопрос отвечали славянофилы и западники?
Какова роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций?
Какова роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций?
Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
К чему привела политика самоизоляляции китая?
К чему привела политика самоизоляляции китая?
Выпишите правильные ответы : а)способствовала развитию хозяйство ; б)способствовала развитию национальной культуры ; в)содействовала сохранению феодальных порядков ; г)препятствовала развитию торговли ; д)сохраняла государственную самостоятельность китая.
Стала ли смута очередным этапом в развитии русской государственности или это затормозила его?
Стала ли смута очередным этапом в развитии русской государственности или это затормозила его?
Чему способствовала политика самоизоляции Китая?
Чему способствовала политика самоизоляции Китая?
А) развитию хозяйства б) развитию национальной культуры в) сохранению феодальных порядков г) развитию торговли д) сохранению государственного суверенитета Китая.
Что было бы с киевлянином если бы он крикнул «далой князя?
Что было бы с киевлянином если бы он крикнул «далой князя!
«. И что об этом говориться в «Русской правде»?
В ) Ольга Действия Ввела уроки и погостов Подавление восстания древлян(месть за мужа) Святослав Игоревич Поход на Хазарию уничтожил хазарский каганат Поход на Волжскую булгарию.
В борьбе за выход к Балтийскому моря Россия заключила Северный союз с Саксонией и Данией. Это были наши союзники, но они уже находились в состоянии войны со Швецией. Швеция увязла в Польше, ещё одним союзником Петра 1, Карл XII совершил ошибку, пос..
Новости Египет гость также история Фараон и всё.
Обычно Восточные государства посещали, так как товары Азии пользовались большим спросом.
Ремесленники производили все больше товаров — вещей для продажи. Они нуждались в сырье для изготовления новых изделий, в хлебе и других продуктах питания. По мере того как улучшалось хозяйство крестьян, у них появлялось все больше излишков. Кресть..
В том, что умирают много невиных, бедных людей.
ГДЗ по истории России до 1914 года 11 класс Кириллов, Бравина параграф 5
1. Почему общественный уклад государства Русь вызывает до сих пор так много споров? Свой ответ обоснуйте.
Скорее всего это связано с тем, что прошло очень много лет и версий на счёт этого становится всё больше. Однако более вероятным из них считается Раннефеодальных характер.
2. Можно ли на основании Русской Правды говорить о сложившемся социальном неравенстве? Свой ответ обоснуйте.
«Русская правда», принятая во времена правления Ярослава Владимировича, стала первым письменным сводом русских законов. По своей сути, это был перечень всевозможных наказаний и штрафов за различные виды правонарушений.
«Русская правда» уникальный исторический источник, который дает много сведений о прошлом нашей страны, в том числе и о существовавшем на Руси социальном неравенстве.
Доказательства очень просты. К примеру за убийство смерда полагался значительно меньший штраф, чем за убийство свободного человека. и так по каждой категории населения Руси. Так же был пункт, когда человек за невыплату долгов попадал в зависимое население.
3. Охарактеризуйте систему управления в государстве Русь.
Управление в Древней Руси представляло собой трехуровневую иерархическую организацию. Высший уровень — общегосударственный (великий князь), средний уровень (региональный) — князья, низший уровень — наместники.
4. На основе текста учебника и дополнительных источников составьте характеристику экономического развития государства Русь.
Говорить о полноценной экономике во времена существования Древней Руси крайне непросто, т.к. современное понимание слова «экономика» значительно шире. Тем не менее, даже обыкновенную торговлю или обмен продуктами питания уже можно называть составляющей экономики. В Древней Руси основу экономики составляла феодализация и аграрная экономика. Основной фонд (если подобное понятие можно употребить по отношению к столько раннему государству) был сосредоточен в руках великого князя. Ранее общенародные земли стали постепенно полностью переходить во владение князя, а жившие и работавшие на этих землях люди (свободных крестьян до закрепощения называли «людинами») становились собственностью самого князя. Учитывая тот факт, что основным богатством на то время считалась именно земля, то экономические отношение в плане распределения этого самого богатства регулировались, так называемой вотчиной. При подобном режиме вся земля принадлежала князю или боярам. Крестьяне же могли делиться, как на крепостных, так и свободных. В первом случае, данную категорию работников называли смердами. Они полностью зависели от своего господина и работали исключительно на него. В своем большинстве смерды являлись бывшими военнопленными, поэтому бояре нещадно эксплуатировали их.
Людины (та категория крестьян, которая не зависела от феодала) обязаны были платить дань князю за пользование землей. Таким образом, именно подобные экономические отношения лежали в основе Древней Руси. Еще одной чертой экономики являлась работорговля. Все дело в том, что в Древне Руси наравне с появляющимся феодальным строем все еще существовали пережитки рабовладельческого строя. Князь или феодал спокойно мог продать, купить или проиграть в карты своего крестьянина. Любопытной экономической формой в Древней Руси являлось, так называемое, закупничество. Категория крестьян (ее называли «закупами») которая попадала в данную категорию, как правило, была вынуждена брать у богатых феодалов деньги, продукты питания или зерно в долг. Из-за этого, они попадали в кратковременную зависимость от господина и были вынуждены работать на него в течение определенного времени, пока полностью не окупят свои долги.
Говоря об экономике Древней Руси в целом, невозможно не упомянуть об основообразующем торговом пути, который пролегал, как раз через территорию огромного государства. Речь, конечно же, идет о всемирно известно пути «из варяг в греки». Ежегодно тысячи торговцев проходили именно по этому пути, поставляя и покупая в Киевской Руси огромное количество товара. Торговля стимулировала рыночные отношения в древнем государстве, помогала развиваться экономике в целом. Благодаря наличию торгового пути, люди имели возможность покупать многочисленные диковинные товары, которые невозможно было встретить на просторах родной страны.
В целом, говоря об экономике Древне Руси, необходимо отметить, что в основе ее лежал феодальный строй. Главной отличительно особенностью этого строя от, скажем, Европейского образца феодализма, являлся существенный контроль государства. Великому князю принадлежала большая часть земель, и он распоряжался и контролировал их по собственному усмотрению. Более мелкие феодалы могли получать эти земли в дар или выкупать их у князя.
История России
Глава II. Русь в XI—XII вв.
Вторая усобица на Руси. 15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался. Он разболелся в тот момент, когда собирался в поход на Новгород. Правивший там его сын Ярослав начал против отца мятеж и перестал уплачивать в Киев дань. За поддержкой, как ранее и сам Владимир, он обратился к варягам. Север снова поднялся против Юга. Это была уже вторая крупная междоусобица на Руси.
В дальнейшем они стали традиционными для Руси. Это объяснялось огромной территорией государства, разным уровнем развития его частей, их многонациональным составом. Поэтому едва на Руси ослаблялась центральная власть (из-за власти сильного правителя или в связи с поражениями в борьбе с внешними врагами), как государство очень быстро теряло свое единство и начиналась внутренняя борьба. Внешне казалось, что дело в характере того или иного князя. Однако причины были глубже. Только появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало, как правило, государство силой.
После смерти Владимира отделился Новгород, перестало подчиняться Киеву Тмутараканское княжество, сбросил власть Киева Полоцк. Положение осложнялось и тем, что власть в Киеве захватил Святополк, приемный сын Владимира, женатый на дочери польского короля Болеслава I. Владимир, по некоторым сведениям, собирался завещать престол сыну Борису. Но в момент внезапной смерти отца Борис вел отцовскую дружину против прорвавшихся на Русь печенегов. Поэтому Святополк, опираясь на своих сторонников в столице и отсутствие отцовской дружины, смог объявить себя правителем.
В это время Борис, не обнаружив печенегов, возвращался в Киев. Дружинники стали уговаривать его, чтобы он силой отнял власть у Святополка. Князь долго размышлял по этому поводу и пришел к выводу, что власть не стоит крови людей. Известны его слова: «А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина. Что приобрели братья отца моего или отец мой: где их жизнь и слава мира сего, и багряницы [дорогие ткани], и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани, и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все с ними исчезло». И он решил: «Лучше мне одному умереть, нежели губить столько душ». Он выбрал христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.
Услышав слова князя, разочарованная дружина покинула его. Посланный Святополком отряд застал князя, молившегося в шатре, неподалеку от Киева на реке Альте. 24 июля 1015 г. Борис был убит.
Но был еще муромский князь Глеб, брат Бориса от одной матери. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб отправился в путь — сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и ладьей по Днепру в Киев. В пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб, как и Борис, положил дело на волю Божию и продолжал свой путь по Днепру. Здесь на реке его и настигли люди Святополка. По приказанию убийц повар Глеба зарезал его ножом.
Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами праведности и мученичества во славу благополучия Руси, во славу светлых идей христианства. Оба князя в XI в. стали первыми русскими святыми. Их день празднуется церковью 24 июля (6 августа по н.с.) в день гибели Бориса.
Противники встретились на Днепре около Любеча в начале зимы 1016 г. и встали на противоположных берегах реки. Ранним утром на многочисленных ладьях рать Ярослава переправилась на противоположный берег и вступила в бой с киевлянами. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка отступили на тонкий лед, который стал под ними ломаться. Не могли развернуть свою конницу между озерами и печенеги. Разгром Святополковой рати был полный. Сам великий князь бежал в Польшу. Ярослав занял Киев в 1017 г., и с этого времени начинается его правление. Но Святополк Окаянный не сдавался. Вместе с польским войском он вернулся на Русь и занял Киев. Ярослав вынужден был бежать в Новгород. Поляки бесчинствовали в русских землях, грабили киевлян. Польский король Болеслав I захватил и Червенские города.
Против иноземцев начались восстания в Киеве и других местах, и поляки вынуждены были убраться восвояси. Вскоре Ярослав вторично занял Киев. Святополк бежал к печенегам и вновь пришел с ними на Русскую землю. Противники встретились на реке Альте, в том месте, где погиб князь Борис. Само место вдохновляло рать Ярослава. К концу дня она одолела противника. Сначала Святополк бежал в польские земли, потом двинулся в Чехию; в пути он лишился рассудка и умер.
Но не сразу Ярославу удалось восстановить единство Руси. Его брат Мстислав Тмутараканский не хотел подчиняться Киеву. Талантливый полководец, витязь огромной силы, он к этому времени подчинил себе большие территории на Северном Кавказе. В 1024 г. неподалеку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право на половину Руси. Владения братьев разделял Днепр, но они жили мирно, вместе ходили в походы и отвоевали у поляков Червенские города. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь снова объединилась, теперь уже надолго, под властью Ярослава, который в дальнейшем получил прозвище Мудрый. Долгая смута закончилась.
Ярослав Мудрый во главе Руси. Объединение Руси вдохнуло новые силы в развитие государственного управления, хозяйства, культуры, внешней политики. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Великий князь укрепил систему управления страной. Продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Самого же его называли «самовластием», иногда даже именовали царем. В Новгород он отправил старшего сына Владимира, а после его смерти — Изяслава. Святославу отдал в управление землю северян с городом Черниговом, а также Тмутараканское княжество. Всеволода посадил в Переяславле. Других сыновей рассадил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском.
Ярослав Мудрый. Скульптурный портрет, выполненный М. М. Герасимовым на основе черепа князя.
Великий князь показал себя человеком исключительно разносторонним. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и столица расширила свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. По инициативе Ярослава в 1037 г. был заложен новый главный храм в Киеве — 13-главый собор Святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя — Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу, размерам.
Во времена Ярослава Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Шло бурное строительство и в других городах — там создавались храмы, крепостные стены. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге он заложил город Ярославль, названный его языческим именем, а в земле чуди (эстов) основал город Юрьев (нынешний Тарту), который назван в честь его христианского имени Георгий, или Юрий.
Великий князь был ревностным сторонником развития на Руси культуры, образования, грамотности. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки. Ярослав всячески поддерживал книжное дело, переводческую деятельность. Сам он любил книги, особенно церковные сочинения, и многие часы проводил за их чтением.
Внешняя политика. С большим упорством и настойчивостью Ярослав Мудрый продолжал внешнюю политику деда и отца. Он утвердил власть Руси к западу от Чудского озера, ходил походами против воинственных литовских племен.
После схватки за Закарпатье Русь и Польша помирились. Польские короли предпочли теперь иметь Русь не врагом, а союзником. Этот союз был закреплен династическими браками. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава, а старший сын русского великого князя Изяслав взял себе в жены сестру короля.
На севере Русь связывали тесные, дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде, принявшей на Руси христианское имя Ирина. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за короля дочь Ярослава Елизавета.
Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами. В 1036 г. он нанес под стенами Киева сокрушительное поражение печенежскому войску. Целый день длился бой, и лишь к вечеру печенеги побежали. Многие из них были убиты, другие утонули в окрестных речках. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после этого их набеги на русские земли практически прекратились.
После долгого периода мирных отношений с Византией в 1043 г. Русь пошла войной на империю. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Но около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на берег, другие морем двинулись обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии — атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Большая греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали им правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Византийскую империю. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные калеки, пробираясь к родным очагам. Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Всеволода и дочери Константина Мономаха.
К концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна — за французского короля Генриха I. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. А младшая Елизавета сначала была женой норвежского короля Гарольда, а после его гибели на войне стала женой датского короля.
Русь при Ярославе Мудром стала поистине европейской державой. С ее политикой считались все соседи. На востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь не было соперников. Впервые Русь одолела орды степняков. Ее границы теперь простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Черного. К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек.
В 1054 г. Ярослав умирал в ореоле русской и европейской славы. Перед смертью он разделил Русскую землю между сыновьями. Великокняжеский престол он оставил старшему сыну Изяславу, второму сыну — Святославу завещал черниговские и тмутараканские земли, а третьему сыну — Всеволоду — Переяславское княжество. Были поделены и другие стольные города, т. е. города, где правили его сыновья как князья-наместники и имелись княжеские престолы (столы). Ярослав завещал также, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Наследие по прямой линии от отца к сыну, которое было принято во многих странах, отступало перед патриархальным, чисто семейным обычаем. Это в дальнейшем стало одной из причин многих распрей и междоусобных войн в роду Рюриковичей, потому что великие князья старались передавать власть своим сыновьям, а вопрос о старшинстве очень скоро запутался. Так любовь Ярослава к семье, вера в дружбу своих потомков обернулась ожесточенной борьбой, которую не предвидел престарелый великий князь.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. В чем вы видите смысл поведения князей Бориса и Глеба? Как вы его оцениваете?
2. Что говорит о том, что Ярослав во многом повторил путь своего отца? Случайно ли это? Можно ли говорить о схожести характеров, жизненных обстоятельств?
3. Что, на ваш взгляд, послужило основанием дать Ярославу прозвище Мудрый?
4. Какой вывод о международном положении Руси можно сделать на основании тех династических браков, которые были заключены членами семьи Ярослава Мудрого с представителями монархических семейств других стран?
5. Какие выводы можно сделать исходя из факта появления первого на Руси писаного свода законов — Русской Правды?
6. Что в Русской Правде говорит о развитии государственности, а что — о сохранении кровнородственных отношений?
7. Свидетельствует ли Русская Правда о наличии неравенства на Руси? Если да, то в чем это выражается?