Что в себя включает институциональная подсистема политической системы общества
Вопрос № 27 «Институциональная подсистема политической системы общества: понятие, структура, функции»
Институциональная подсистема представляет совокупность организаций и институтов политики. По отношению к политической организации общества в целом, а также по отношению к её отдельным частям институциональная система
(подсистема) выступает в качестве основополагающей системы. Это обусловлено тем, что конкретно она является источником всех более принципиальных связей, возникающих в рамках политической организации общества. Она предопределяет характер норм, регулирующих данные дела. Конкретно по отношению к ней политические идеи, взоры, теории и представления выполняют служебные функции, формируя свои собственные частные системы (подсистемы). При рассмотрении политической системы общества с институциональной и остальных сторон ключевое значение имеют вопросы, касающиеся в первую очередь специфичных черт и особенностей составляющих её частей.
Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, церковь.
Особая роль отводится общественным организациям и движениям. Эта особенность объясняется двумя факторами.
С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.
С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.
Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда «четвертой властью».
Их политическая роль обусловлена тем, что:
· в демократических системах они действуют достаточно автономно;
· они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации;
· создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер;
· они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.
Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата
Институциональная подсистема политической системы общества
Институциональная подсистема политической системы общества — включает в себя совокупность государственных органов и общественно-политических организаций, являющиеся субъектами политических отношений, т.е. отношений в процессе формирования и функционирования публичной власти.
Элементы институциональной подсистемы политической системы
Элементами компонентами институциональной структуры политической системы общества являются:
2) муниципальные образования;
3) общественные объединения;
4) политические партии;
5) средства массовой информации;
6) религиозные объединения.
1) Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную политическую власть в обществе, а также обладает особыми свойствами (законотворчество, правоохранительная деятельность, применение норм права).
2) Муниципальные образования – это административно-территориальные формирования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения), имеющие муниципальные органы публичной власти, систему нормативных актов, бюджет, социально-техническую инфраструктуру.
3) Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
а) общественная организация;
б) общественное движение;
в) общественный фонд;
г) общественное учреждение;
д) орган общественной самодеятельности;
е) политическая партия.
а) в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Средства массовой информации – это периодические печатные издания, радио-, теле-, видео программы, иные формы периодического распространения массовой информации.
Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Что в себя включает институциональная подсистема политической системы общества
Задание 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Подсистемы политической системы общества.
Включает в себя государство, политические партии, общественные организации, СМИ и др.
Включает в себя разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни
Вспомним теорию по теме «Подсистемы политической системы общества».
Представление различных по значимости политических интересов; осуществление социального управления; создание социальных норм; политическая социализация граждан и др. Включает: государство — главный институт политической системы; политические партии; общественно политические движения; иные политические институты
Регулирование политического процесса. Включает: политические принципы; политические традиции; нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике
Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти
Передача информации и её обмен; организация политического диалога. Включает совокупность связей и взаимодействий:
между подсистемами политической системы;
между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной ит. д.;
между политическими системами различных стран
Культурно-идеологическая
Придание смысла политическим действиям; стабилизация и интеграция общества; формирование содержательной основы политического диалога. Охватывает:
политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам-,
политическую идеологию (от гр. idea — понятие, logos — учение, слово) — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры-,
политическую культуру — систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений
Таким образом, мы видим, что пропущена коммуникативная система.
Политическая система, её функции и подсистемы
Содержание:
Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.
Основные признаки политической системы:
Подсистемы политической системы
Функции политической системы
Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:
Общепринятая классификация систем:
Классификация политических систем
В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).
Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.
В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.
Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.
Институциональная подсистема политической системы общества.
Институциональная структура политической системы общества — это совокупность государственных органов и общественно-политических организаций, являющиеся субъектами политических отношений, т.е. отношений в процессе формирования и функционирования публичной власти.
Элементами институциональной структуры политической системы общества являются:
• 2) муниципальные образования;
• 3) общественные объединения;
• 4) политические партии;
• 5) средства массовой информации;
• 6) религиозные объединения.
1)Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную политическую власть в обществе, а также обладает особыми свойствами (законотворчество, правоохранительная деятельность, применение норм права).
2)Муниципальные образования – это административно-территориальные формирования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения), имеющие муниципальные органы публичной власти, систему нормативных актов, бюджет, социально-техническую инфраструктуру.
3)Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
• а) общественная организация;
• б) общественное движение;
• в) общественный фонд;
• г) общественное учреждение;
• д) орган общественной самодеятельности;
• е) политическая партия.
а) в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах,
б) в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Средства массовой информации – это
·периодические печатные издания,
·радио-, теле-, видео программы,
·иные формы периодического распространения массовой информации.
Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
·совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
·обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
37. Муниципальные образования: понятие и виды.
Муниципальные образования — это административно-территориальные формирования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения), имеющие муниципальные органы публичной власти, систему нормативных актов, бюджет, социально-техническую инфраструктуру.
Муниципальные образования являются важным элементом политической системы общества, поскольку решают политические, экономические, социальные и иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вРоссийской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
· сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] ; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
· городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] ; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
· муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2] ;
· городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения [2] ;
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).