Что в себя включает миграционная политика
Миграционная политика
Миграционная политикасоставляет одно из направлений демографической политики государства. Она представляет собой совокупность способов и мер целенаправленного воздействия органов государственного управления на миграционное движение населения, изменение миграционного поведения некоторой территориальной общности людей или ее отдельных членов с использованием социальных, экономических, экологических, политических и иных методов управления.
В зависимости от субъект-объектных признаков можно выделить три территориальных уровня миграционной политики:
· общегосударственный;
· региональный;
· местный (муниципальных образований).
Миграционная политика тесно связана с другими направлениями социально-экономической политики (занятости, демографической, налоговой, жилищной и др.) и является частью региональной политики. Цели миграционной политики исходят из общих политических и социально-экономических установок общества, они дифференцированы в зависимости от различий миграционной ситуации в территориальных общностях людей.
Цели миграционной политики должны быть направлены на достижение желательных состояний для всего общества или его отдельных территориально-организованных частей и соответствовать общегосударственной политике.
Целью осуществления миграционной политики развитых государств мира является стремление оптимизировать миграционное движение населения, обеспечить соответствие между предложением трудовых ресурсов и спросом на нее, повысить благосостояние и духовное развитие всех членов общества.
Задачи, которые может преследовать миграционная политика того или иного государства весьма разнообразны. Их содержание может состоять в следующем:
1) в обеспечении экономики трудовыми ресурсами необходимой квалификации;
2) стимулировании миграции из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы;
3) содействии оптимизации воспроизводства населения и его социально-демографической структуры по административно-территориальным единицам;
4) выравнивании условий и уровня жизни в территориальном плане и т.д.
Правительство каждого государства обладает суверенностью права в определении направлений и целей своей миграционной политики.
Важную поддержку в осуществлении прогноза, разработки и субсидирования национальных программ в области миграций населения осуществляет Комиссия ООН по народонаселению. Главным образом эта помощь оказывается развивающимся странам. Кроме данной организации, регулирование миграций населения является одной из приоритетных целей в деятельности Международной организации труда (МОТ). Некоторые аспекты миграций населения (касающиеся здоровья и образовательного статуса мигрантов и членов их семей) регулируются международными конвенциями и договорами, заключенными под эгидой ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Разработка и осуществление миграционной политики подразумевает и выбор мер, с помощью которых данная политика будет реализована.
Выделяют две основные группы методов (средств) воздействия на миграции населения в процессе осуществления миграционной политики:
5) меры прямого воздействия на миграции населения (к ним можно отнести образование определенных организационных форм по осуществлению переселения населения – миграционных органов);
2) меры косвенного воздействия на миграции населения(например, осуществление дифференциации уровня налогообложения, цен на предметы потребления, недвижимость, уровня оплаты труда и т.д.).
Выбор и применение этих мер осуществляется в соответствии с целью и задачами миграционной политики. Соответственно они могут быть направлены или на стимулирование притока населения в ту или иную страну, отдельный ее регион, или на ограничение этого притока, и даже на отток населения.
Л.А. Гостлинг на основе анализа исторических форм осуществления миграционной политики выделил и разграничил 4 основные формы официального вмешательства государства в распределение населения:
1. Политика стихийных перераспределений, при которых отсутствует какое-либо прямое вмешательство правительства, в плане оказания влияния на районы, направляющие или принимающие мигрантов.
2. Политика регулируемых перераспределений, при проведении которой имеет место вмешательство органов государственного управления либо в направляющем, либо в принимающем районе. Например, оказание консультационной помощи в направляющем районе по вопросам трудоустройства, предоставления жилья, организация языковых курсов, курсов ознакомления с культурой страны, принимающей мигрантов, или предоставление возможностей трудоустройства, обзаведения жильем в принимающем районе.
3. Политика проведения организованных переселений,при проведении которой правительство использует сочетание положительных и отрицательных стимулов, с тем, чтобы побудить население переехать из одного конкретного места в другое.
4. Политика принудительного перераспределения населения,при осуществлении которой правительство применяет силу для перемещения людей из одного места в другое.
Вследствие неоднородности миграционной ситуации, сложившейся в России в начале 90-х гг. ХХ в., наличия ряда сложно разрешимых проблем, вопросы управления миграцией стали сферой деятельности государства. В 1992 г. в Российской Федерации был создан специальный орган — Федеральная миграционная служба. В 2000 г. он был преобразован в Департамент миграционной политики Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ. А в 2002 г. в соответствии с указом Президента В.В. Путина «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» № 232 от 23.02.2002 г. все полномочия, касающиеся регулирования миграции, в том числе регистрация трудовой миграции и выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, были переданы в Министерство внутренних дел РФ.
Как отмечает отечественный исследователь Н.В. Воробьев, разработка устойчивой региональной миграционной политики в современных условиях представляется сложной, ввиду изменчивости обстановки, неоднозначности оценок одних и тех же процессов с различных точек зрения. Так, миграционное взаимодействие с Китаем и другими зарубежными странами рассматривается с двух противоположных позиций: открытости и закрытости страны для иммигрантов. Иногда концептуальные вопросы миграционной политики обсуждаются в аспекте создания «демографического барьера» на южных границах востока России. Высказывается, в частности, точка зрения, что следует осуществить широкомасштабное заселение освоенной южной и центральной части области (как и всей южной части Азиатской России) переселенцами из европейской части страны, русскими и русскоязычными мигрантами из стран СНГ. Это связывается не только с необходимостью преодоления неблагоприятной тенденции уменьшения численности населения, но и тем глобальным геополитическим и демографическим обстоятельством, что Сибирь и Дальний Восток оказываются как бы в человеческом вакууме по соседству с перенаселенными Китаем, Кореей, Японией, что в условиях ослабления России грозит стихийным переселением десятков миллионов людей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на север континента. Однако в настоящий момент у России нет демографических резервов, и переселяться на восток страны, уже потерявшей к настоящему времени миллион человек (по сравнению с началом 90-х гг. ХХ в.), попросту некому. Кроме того, учитывая хронический недостаток финансовых ресурсов на реализацию подобных предложений, создание сибирско-дальневосточного «демографического барьера» в современных условиях можно оценить как нереальное[48].
В настоящее время в развитых государствах мира разработаны и применяются различные методики по изучению распределения населения и осуществлению контроля за въездом мигрантов. В большинстве своем они построены на основе использования индивидуального подхода к рассмотрению обращений мигрантов о получении разрешения на въезд в страну в правомочных юридических и административных органах.
Безусловно, что на процесс формирования миграционных потоков оказывает свое влияние целый ряд причин экономического, демографического, политического и иного характера. Вместе с тем, значительную роль в формировании данных потоков играла и играет миграционная политика, проводимая странами, принимающими мигрантов.
Миграционная политика.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.
Миграционная политика включает в себя:
— Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.
Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.
Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.
Можно выделить следующие цели миграционной политики:
— привлечение мигрантов на временное место жительства;
— создание постоянного состава населения;
— обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;
— стабилизация населения в тех или иных местностях;
— повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;
— сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.
В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:
— контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.
Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.
Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ — концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции — это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.
— Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.
Основными механизмами реализации такой политики должны быть:
— комплексное и универсальное миграционное законодательство;
— единая классификация категорий мигрантов;
— разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;
— система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
— система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;
— концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.
Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.
Федеральное законодательство, регламентирующее миграционную политику, можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции. К первой группе следует отнести федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и частично «О вынужденных переселенцах». Ко второй группе — федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О вынужденных переселенцах» в той части, где закон касается граждан Российской Федерации, прибывающих из стран так называемого нового зарубежья, а фактически — из бывших союзных республик, «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (см. Законы по миграции).
Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII —XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.
В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.
В довоенные годы советского периода, помимо учета идей дореволюционного переселенческого движения, были выработаны также принципы привлечения и закрепления населения в восточных и северных районах страны. Сегодня стала доступной для изучения также зарубежная миграционная практика — не только прошлая, но и настоящая — многих, прежде всего развитых, стран (Германии, США, Японии и др.). Современная Россия столкнулась с рядом новых для нее крайне сложных миграционных проблем. Раньше не было таких явлений (или их проявление было незначительным), как беженство, «утечка умов», нелегальная иммиграция и т.д. Если в прошлом внутренние миграции были достаточно жестко детерминированы размещением производительных сил и территориальной дифференциацией условий жизни населения, то ныне основными факторами миграции выступают механизмы формирующегося всероссийского рынка с его региональной спецификой и политическая конъюнктура как внутри России, так и на постсоветском пространстве.
Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов — будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.
Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М„ 2003. С. 170-173.
Миграционная политика государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность миграционной политики государства
Миграционная политика выступает в качестве системы объективно обусловленных целей и задач, которые направлены на развитие общественных отношений в такой важной и противоречивой сфере, как миграция.
Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется.
Нужно сказать, что помимо общественных отношений в сферу миграционной политики входят:
Механизмы управления государством в рамках миграционной политики нацелены на контроль за перемещением населения, переселением, размещением и обустройством, а также на адаптацию и интеграцию физических лиц на территории государства в целом, и в отдельных его регионах. Важно учитывать обеспеченности регионов различными стимулирующими и контрольными факторами, которые позволять контролировать уровень миграции, ее интенсивность, а также очаги.
Миграционная политика более тесным образом связана с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев. Также ее объектами становятся лица, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать политическое или временное убежище, трудовые и иные переселенцы. Это делает ее связь с правовым статусом граждан и иностранных граждан, конституционно-правовой основой еще более тесной, практически неразрывной.
Цель государственной политики – регулирование обширных миграционных потоков, а также преодоление нежелательных, негативных последствий, к которым приводит стихийно развивающиеся и неконтролируемые процессы миграции.
Готовые работы на аналогичную тему
Также специалистами в области миграционной политики обеспечиваются необходимые условия для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов, обеспечение толерантного, терпимого и гуманного отношения к тем лицам, которые в силу обстоятельств были вынуждены искать убежище на территории нашей страны.
Кроме того, миграционная политика рассматривается в качестве предмета регулирования конституционного права. Из этого следует, что к конституционно-правовым основам миграционной политики следует отнести конституционные принципы миграционной политики, конституционно-правовой статус ее субъектов, а также основы правового регулирования в сфере миграционной политики государства.
Цели и модели миграционной политики современного государства
Как мы уже отметили ранее, миграционная политика представляет собой целую совокупность мер, которые направлены на контроль за миграционными потоками населения и их регулирование на законодательной основе.
Целью государственного регулирования миграционных процессов населения является контроль за миграционными потоками, а также за поведением коренных жителей, их отношением к мигрантам, с целью создания наиболее благоприятной остановки, в которой не будут нарушаться права и свободы обеих сторон.
На сегодняшний день вполне успешно сложилась и действует система мер государственного регулирования процессов миграции. Она включает в себя несколько видов законодательств о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в том или ином государстве. К работе привлекаются национальные службы миграции, а также учитываются соглашения по вопросам миграции, которые были приняты на международном (межгосударственном) уровне.
Наиболее распространена на сегодняшний день трудовая миграция. Принимающая сторона, несмотря на лояльность, все же имеет некоторые предписания и условия, которые могут быть ограничениями для въезда таких мигрантов. К ним относятся следующие:
Миграционная политика может включать в себя сразу несколько основных инструментов, которые позволяют контролировать миграционные потоки и в целом процессы, происходящие в данной сфере.
К таким мерам следует отнести следующие:
Так же, как мы уже отметили, помимо внутригосударственной миграционной политики, существуют также система межгосударственного регулирования множества миграционных процессов. Она включает в себя двусторонние или многосторонние международные соглашения, которые описывают и регулируют использование трудовой силы мигрантов, а также учитывают их социальные и экономические права, деятельность международных экономических организаций. к организациям относится МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и МОМ (Международная организация по миграции).
(Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622)
Общие положения
Цель миграционной политики
Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
Основные принципы миграционной политики
— комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;
— приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
— учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
— координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;
— участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
— финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.
Задачи миграционной политики
— совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих: добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество; въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;
— создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;
— создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации;
— создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;
— дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
— оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации.
Основные направления миграционной политики
— обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий: въезда в Российскую Федерацию, включая оформление виз; получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности; приобретения гражданства Российской Федерации;
— совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
— повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федерации и интересов ее граждан;
— развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников;
— обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных.
— повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;
— расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;
— обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории Российской Федерации.
— совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, в частности за представление поддельных или подложных документов и заведомо ложных сведений, содействие их представлению либо совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в Российскую Федерацию, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности на ее территории и приобретение гражданства Российской Федерации;
— обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников;
— совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации, а также порядка передачи иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;
— повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
— поддержание высоких стандартов и дальнейшее развитие механизмов оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации и с учетом соблюдения интересов российских граждан.
Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики
— осуществление на плановой основе мер по реализации миграционной политики;
— представление Президенту Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о ходе реализации миграционной политики;
— обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов, занимающихся вопросами миграции;
— объективное информационное освещение вопросов миграции и реализации миграционной политики.