Что в себя включает здравоохранение рб
Здравоохранение Республики Беларусь
«Наше государство вошло в число мировых лидеров по уровню развития здравоохранения и медицины. Каждый гражданин независимо от достатка имеет возможность бесплатно получить любой вид медицинской помощи, в том числе самой высокотехнологичной».
В основе системы здравоохранения Беларуси на протяжении последних 10 лет основными принципами являются приоритетность мер профилактической направленности на основе формирования здорового образа жизни; качество и доступность медицинской помощи, в том числе лекарственного обеспечения; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и его будущих поколений.
Сеть организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, представлена 609 больничными организациями здравоохранения и 1432 организациями здравоохранения, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, 17 республиканскими и Минским научно-практическими центрами.
Значительное внимание уделяется обслуживанию населения в сельской местности, где важная роль в оказании медицинской помощи принадлежит районному звену, имеющему в своем составе центральные районные больницы (на сегодняшний день их 107 в различных регионах республики), районные больницы (9), центры гигиены и эпидемиологии, районные диспансеры и другие учреждения. Деятельность этих учреждений охватывает территорию с радиусом обслуживания примерно 40 км, чтобы в течение часа была обеспечена транспортная доступность к любому населенному пункту.
Для улучшения доступности медицинской помощи сельскому населению разработаны дорожные карты ее оказания по различным заболеваниям, в которых отражены схемы предоставления медицинской помощи пациентам.
Существует выездная форма медицинского обслуживания. Выезд бригады специалистов ЦРБ проводится по заранее составленному графику с оповещением населения и с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
Для приближения высокотехнологичной медицинской помощи проживающему в сельской местности населению утверждена Концепция создания межрегиональных центров и центров коллективного пользования.
Ведется работа по созданию межрайонных и межрегиональных центров для нескольких территориально приближенных районов, где будут сконцентрированы все ресурсы: и высококвалифицированные кадры, и оборудование, и современные технологии.
Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8, mgik@minsk.gov.by
Здоровье населения – одно из главных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь. Важнейшей целью государства в области охраны здоровья является снижение уровня заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности.
Крепкое здоровье и отсутствие вредных привычек для населения Беларуси являются главными показателями благополучия человека. Во время социологического опроса, проведенного в 2015 году Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ), об этом заявили 70% респондентов.
Государственная поддержка здравоохранения
С момента образования Республики Беларусь как суверенного государства (1991 год) в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Первоочередная цель государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения остается неизменной: создание условий, позволяющих каждому человеку реализовать свое право на охрану здоровья на основе государственных гарантий. На законодательном уровне провозглашено право граждан Республики Беларусь на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения.
Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер, негосударственный сектор в объеме оказываемых медицинских услуг составляет примерно 7%.
Первостепенное значение в политике, проводимой в сфере здравоохранения Республики Беларусь, имеет обеспечение граждан доступной медицинской помощью высокого качества на всех уровнях ее оказания.
Основной задачей отечественного здравоохранения является сохранение принципов социального равенства при оказании медицинской помощи. В Республике Беларусь разработана законодательная база, которая, в том числе, закрепляет равное право граждан на доступное медицинское обслуживание.
Основополагающими документами являются:
- Конституция Республики Беларусь (ст.45);
Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»;
Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах».
Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам страны право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (статья 45).
Сельскому населению районов областных центров и городов областного подчинения предоставлено право доступа к услугам здравоохранения, оказываемым в городских организациях здравоохранения.
Обеспечение социального равенства является основным условием при разработке, реализации и оценке мер государственной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Ресурсное обеспечение здравоохранения
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Объем финансирования определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых Законом Республики Беларусь «О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год».
На протяжении последних лет в Республике Беларусь общие расходы на систему здравоохранения составляют более 5% ВВП.
В 2014 году общая сумма расходов на здравоохранение в Республике Беларусь составила 5,1% ВВП (было заложено в бюджете – 4,28%), в том числе: государственные расходы – 3,7% ВВП или 73,1% всех расходов на здравоохранение; частные расходы – 1,1% ВВП или 26,5% всех расходов на здравоохранение.
Финансовые средства международных организаций-доноров составили 0,4% от общих расходов на здравоохранение.
Республиканским бюджетом на 2015 год было предусмотрено выделение на здравоохранение 3,94% ВВП.
В ведении областных и Минского городского органов управления здравоохранением находятся организации здравоохранения, оказывающие стационарную, амбулаторную, скорую медицинскую помощь в регионах.
В Республике Беларусь функционируют 626 больничных организаций с коечным фондом более 98,2 тыс. коек; обеспеченность койками составляет 103,6 на 10 тыс. населения; 1459 амбулаторно-поликлинических организаций; 17 республиканских научно-практических центров, 144 центра гигиены и эпидемиологии, 3135 аптек, 136 станций скорой медицинской помощи.
Проведены реконструкция и техническое переоснащение организаций здравоохранения республики в рамках реализации государственных программ:
- Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы;
Программа переоснащения амбулаторно-поликлинических организаций на 2009 – 2011 годы;
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы;
Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, на 2011 – 2015 годы;
Государственная программа «Кардиология» на 2011 – 2015 годы;
Государственная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010 – 2014 годы и др.
Неотъемлемой частью единой системы здравоохранения страны и эффективным дополнением территориальной системы здравоохранения является ведомственная медицина. При этом на Министерство здравоохранения возложены функции контроля за медицинской деятельностью организаций здравоохранения, находящихся в ведении других республиканских органов государственного управления.
В отрасли отмечается стабильная кадровая ситуация. В 2014 году укомплектованность врачебными кадрами составила 95,5% при постоянном росте обеспеченности врачами на 10 тыс. населения (50,4), в том числе практикующими – 39 на 10 тыс. человек.
Подготовка медицинских кадров проводится с использованием современных образовательных технологий в сочетании с обучением практическим навыкам, что позволяет им быть конкурентоспособными и мобильными на мировом рынке труда.
Последипломная подготовка специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется в БелМАПО и Витебским ордена Дружбы народов государственным медицинским университетом.
В 2015 году в медицинских университетах Беларуси и БелМАПО обучались более 2,5 тыс. иностранных студентов.
Совершенствование системы здравоохранения
Направления реформирования системы здравоохранения Республики Беларусь во многом совпадают с общемировыми тенденциями. Особенностями функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь являются полный охват населения медицинской помощью, предоставляемой за счет бюджетных средств, а также государственное регулирование и планирование с реализацией комплекса государственных программ в сфере охраны здоровья населения.
Продолжается наращивание объемов высокотехнологичной медицинской помощи в кардиологии, онкологии, травматологии, нейрохирургии, трансплантологии, офтальмологии и по другим направлениям. Отечественные хирурги сегодня проводят практически все виды кардиовмешательств, онкологических операций и трансплантаций. Единственный не взятый рубеж – одновременная пересадка комплекса сердце-легкое. Но таких операций в мире делают не больше пяти за год.
Успешно развивается трансплантология. Выполнены 294 трансплантации печени (с 2008 года), 1317 трансплантаций почки (с 2006 года), 160 пересадок сердца (с 2009 года). Выполняются операции пересадки комплекса почка-поджелудочная железа, легких.
Число трансплантаций на 1 млн. жителей в Беларуси составляет 42,4, что значительно больше, чем в Украине и России.
Особое внимание уделяется охране здоровья матери и ребенка.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 30 декабря 2015 г. во время посещения родильного дома 5-й городской клинической больницы г.Минска заявил: «Как бы ни было трудно, в Беларуси не будут экономить на детях и матерях». Глава государства отметил, что, если понадобится, в Беларуси будут сокращать финансирование государственных программ. «А вот на детей и на тех, кто рожает, мы денег жалеть не должны. Для них должно быть всё», – подчеркнул белорусский лидер.
В результате лечения бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий за период с 2011 года по октябрь 2015 г. родилось более 1600 детей, при этом эффективность данной технологии составляет более 40%, что соответствует средним мировым показателям.
По итогам 2015 года в Беларуси впервые уровень рождаемости сравнялся с уровнем смертности.
За 10 лет младенческая смертность снизилась в 2,5 раза.
За 2015 год не было зарегистрировано ни одного случая материнской смертности (за пятилетку такой случай был один).
Показатели младенческой, материнской и детской смертности в Республике Беларусь соответствуют уровню развитых стран мира.
Проведенное улучшение материально-технической базы онкологических учреждений республики и мероприятия в соответствии с Государственной комплексной программой профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2011 – 2014 годы привели к снижению показателя смертности от онкологических заболеваний на 11,9% (с 188,0 до 165,6 на 100 тыс. населения), выявляемость пациентов с онкологическими заболеваниями на ранних стадиях выросла на 6,8 %, число проживших более пяти лет пациентов со злокачественными новообразованиями увеличилось на 19,1%. Общая долгосрочная выживаемость детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, составляет 75%. По данному показателю Беларусь находится на втором месте среди стран Европы.
Проводятся высокотехнологичные и сложные операции на опорно-двигательной системе. Так, с 2011 по 2015 год число эндопротезирований тазобедренного сустава выросло с 4154 до 5500, а коленного – с 892 до 1200.
В республике выполняются операции по кохлеарной имплантации (слухопротезированию – вживлению во внутреннее ухо пациента уникального устройства) с сохранением остатков слуха; по имплантации аппаратов костной проводимости детям с врожденными пороками развития наружного и среднего уха, с нейросенсорными нарушениями слуха.
В настоящее время внедрены самые современные методы диагностики и лечения пациентов с патологией органа зрения: оптическая когерентная томография, ультразвуковое сканирование, факоэмульсификация катаракты, лечение отслойки сетчатки, глаукомы, травм глаза, трансплантации амниотической мембраны и трансплантаций донорской роговицы. Увеличилось число хирургических вмешательств по поводу катаракты (факоэмульсификации), трансплантаций роговицы.
Знаковым событием стало открытие в октябре 2015 г. новых диагностических подразделений в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им.Н.Н.Александрова (молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза и Центра позитронно-эмиссионной томографии). Введение в строй этих объектов выводит диагностику опухолей, мониторинг и индивидуализацию химиотерапии злокачественных новообразований на качественно новый, экономически обоснованный уровень; позволяет организовать на их базе проведение самых современных фундаментальных и прикладных научных исследований; обеспечивает персонификацию лечебной стратегии.
Сегодня здравоохранение Республики Беларусь обладает практически всем спектром оказания медицинских услуг, что позволило свести до минимума направление наших граждан на лечение за рубеж. В нашей стране с готовностью принимают иностранных граждан для оказания им реабилитационной, оздоровительной помощи, предоставляют высокотехнологические медицинские услуги на самом высоком уровне.
К настоящему времени всеми субъектами хозяйствования независимо от формы собственности оказана медицинская помощь иностранным гражданам более чем из 120 стран мира: Азербайджана, России, Казахстана, Украины, Грузии, Израиля, Ливии, Китая, Армении, США, Туркменистана, Узбекистана, Японии, Германии и др.
В стране обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В соответствии с Национальным календарем прививок проводится иммунизация населения. Уровень охвата профилактическими прививками достиг 97–98%, в результате чего инфекционная заболеваемость снизилась (дифтерией – в 20 раз, эпидемическим паротитом – в 120 раз, вирусным гепатитом – в 26 раз).
Для интенсификации деятельности медицинских работников и уменьшения документооборота проводится информатизация отрасли, при этом особый упор сделан на информатизацию амбулаторно-поликлинического звена.
Продолжается разработка и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС «Стационар» и др.) в организации больничного типа, включая создание электронной медицинской карты. В ряде организаций внедрены комплексные медицинские автоматизированные системы. Создано значительное число автоматизированных рабочих мест ( АРМ «Врача УЗИ », «Врача рентгенолога», «Врача эндоскописта», « Томография » и т.д.).
Телемедицинская система в республике охватывает 11 организаций здравоохранения районного уровня, 9 – областного и 10 – республиканского уровня (РНПЦ). Данная система позволяет осуществлять дистанционное консультирование по рентгенологическим, ультразвуковым и цитологическим исследованиям, а также по вопросам постановки диагноза пациентам в сложных случаях. В настоящее время начато внедрение технологии «Электронный рецепт».
Улучшена ситуация на рынке лекарств, развивается отечественная фарминдустрия.
Промышленное производство лекарственных средств осуществляет 31 предприятие, из которых 18 имеют 47 сертификатов GMP.
Проводимая работа содействует интеграции белорусской фармацевтической промышленности в мировую фарминдустрию, повышению качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.
В стране зарегистрировано более 6 тыс. наименований готовых лекарственных средств, в том числе 1400 – отечественного производства. 82 наименования представляют собой оригинальные отечественные лекарства. Остальная номенклатура – генерические лекарства, которые по своему составу и эффективности ничем не уступают импортным аналогам. При этом отдельные препараты в 2–4 раза дешевле импортных аналогов. Более 70% отпускаемой на внутренний рынок продукции имеет диапазон ценового предложения до 1 доллара США в эквиваленте.
Доля отечественных лекарственных средств в общем объеме закупок постоянно растет и в 2015 году достигла 51%. Таким образом Минздрав перешагнул 50-процентный барьер, установленный Главой государства, по финансовой доли белорусских лекарств на внутреннем рынке.
За 2011 – 2014 годы разработано и выведено на рынок 446 наименований лекарственных средств белорусского производства.
На сегодняшний день около 40% белорусских лекарственных средств отправляются на экспорт в 29 стран, где они пользуются большим спросом, не уступая по цене и качеству зарубежным аналогам.
В стране действует государственная система закупок лекарств. Создан Республиканский формуляр лекарственных средств, который является основой для формирования перечня основных лекарственных средств, годовых планов централизованных государственных закупок лекарственных средств, а также для разработки клинических протоколов.
Медико-демографические процессы в Республике Беларусь
С 1991 по 2014 год общая смертность уменьшилась с 13,8 до 12,8 на 1 тыс. населения; рождаемость увеличилась с 11,1 до 12,5 на 1 тыс. населения; естественная убыль населения сократилась до 0,3 и является минимальной за последние 20 лет.
Наметилась положительная тенденция к росту показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении (до 72,64 года).
Начиная с 2005 года сохраняется стойкая тенденция к снижению заболеваемости туберкулезом. Показатель заболеваемости по итогам 2014 года составил 34,5 на 100 тыс. населения (в 2005 году – 54,3 на 100 тыс.), показатель смертности по итогам 2014 года – 4,7 на 100 тыс. населения (в 2005 году – 12,1 на 100 тыс.).
По темпам снижения заболеваемости туберкулезом Беларусь опережает такие страны, как Финляндию, Швейцарию, Австрию, Норвегию.
Согласно проведенным в 2015 году ИАЦ социологическим исследованиям, процент распространенности курения взрослого населения в возрасте от 16 лет и старше в Беларуси снизился и составил 27,9% (для сравнения: в 2010 году доля курящего взрослого населения в республике составляла 30,6%, а в 2012 году – 30,5%). Если учитывать процент распространения курения в Европе (28%), то эта цифра является неплохим показателем.
Только за последние два года в республике бросили курить 4,2% белорусов.
Оценки системы здравоохранения Беларуси в международных рейтингах
Экспертами международных организаций дана высокая оценка достижений системы здравоохранения Республики Беларусь.
Американское агентство Bloomberg подготовило рейтинг систем здравоохранения стран с населением свыше 5 млн. человек по показателям 2015 года. По версии экспертов, медицинское обслуживание в Беларуси работает эффективнее, чем в США и России (список возглавляет Гонконг, затем следуют Сингапур и Израиль. Беларусь находится на 47-й строчке, в то время как США – только на 50-м месте, а Россия – на 54-й позиции).
В сравнении со странами Европейского союза по числу врачей на 10 тыс. населения Республика Беларусь (39 врачей) сопоставима с Германией (36) и Швецией (38) и уступает только Греции (62), Австрии (49), Испании (40), Португалии (39).
Беларусь занимает одно из ведущих мест среди стран мира по доступу населения к медицинским услугам (делит первое место в мире с Брунеем и Канадой).
ВОЗ констатировала достижение здравоохранением республики Целей тысячелетия в области развития (сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией, туберкулезом).
По интегральному показателю младенческой и материнской смертности Республика Беларусь занимает 4-е место в мире.
Беларусь лидирует среди стран СНГ по темпам снижения распространения ВИЧ/СПИДа и охвату антиретровирусной терапией.
Республика Беларусь наравне с Францией, Финляндией, Люксембургом входит в топ-50 стран мира по ведению беременности, организации родов квалифицированным медицинским персоналом.
Мнение населения о здравоохранении
По результатам проведенного ИАЦ в 2015 году республиканского опроса, практически все его участники заявили, что они в той или иной мере заботятся о своем здоровье. В целом получается, что картина выглядит позитивно. Однако доминантное большинство опрошенных выбирают своеобразную модель «заботы», когда человек идет по пути наименьшего сопротивления, останавливаясь на нескольких удобных для себя вариантах: «старается больше двигаться», не занимаясь при этом физической культурой, «регулярно проходит медицинский осмотр», предполагающий посещение врача один раз в год, и др. Очевидно, что в большинстве случаев люди не понимают (сознательно не хотят понимать), что для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно и системно работать над собой. И это непонимание приводит к весьма легкомысленному и часто безответственному отношению к своему здоровью.
В целом население положительно оценивает республиканскую систему здравоохранения. Так, большинство участников опроса ИАЦ назвали уровень здравоохранения в Беларуси в той или иной степени высоким (45%).
В первую очередь населению хотелось бы получать медицинские услуги быстрее. Также граждане желают более внимательного отношения к себе в медицинских учреждениях. При этом к качеству услуг претензий преимущественно нет.
Перспективы развития системы здравоохранения
В г.Минске 21–22 октября 2015 г. прошла Европейская министерская конференция «Охват всех этапов жизни в контексте политики «Здоровье-2020», организованная Европейским региональным бюро ВОЗ в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Конференция прошла под лозунгом «Действовать раньше, действовать вовремя, действовать сообща».
В рамках саммита представлены результаты по широкому кругу дисциплин: генетике, медицине, общественному здравоохранению, экологии, экономике и социальным наукам, которые показали, как подход с учетом всех этапов жизни человека может в максимальной степени реализовать потенциал всего населения в области здоровья.
Итогом конференции стало подписание Минской декларации. Она является важным инструментом по консолидации усилий стран Европы в рамках политики ВОЗ «Здоровье-2020».
Ключевые подходы ВОЗ нашли отражение в проектах двух государственных программ:
«Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы» (включает подпрограммы «Семья и детство», «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний», «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Туберкулез», «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма», «Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь», «Внешняя миграция»);
«Развитие фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы» – документ направлен на обеспечение развития импортозамещающих и экспортно-ориентированных производств готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций для наиболее полного удовлетворения потребностей организаций здравоохранения республики в эффективных, безопасных и качественных отечественных лекарственных средствах и совершенствования лекарственного обеспечения населения.
Здравоохранение в Белоруссии
Исследование состояния здоровья населения и организации медицинской помощи в Республике Беларусь. Ознакомление с достижениями белорусских медиков: офтальмологов, нейрохирургов, отоларингологов, стоматологов. Анализ особенностей санаторного лечения.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.12.2015 |
Размер файла | 24,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Государственная система здравоохранения Республики Беларусь основа на соблюдении принципов социальной справедливости и доступности медицинской помощи. Систему здравоохранения нашей страны формируют государственное и частное здравоохранение. К первым относятся Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления и отделы местной исполнительной власти и распорядительных органов здравоохранения, отраслевые органы управления министерств и подчиненные им организации здравоохранения, различные медицинские учреждения и исследовательские организации.
Частная состоит из организаций здравоохранения, медицинских учреждений образования и научно-исследовательских организаций, которые создаются физическими и негосударственными юридическими лицами.
Функции, которые осуществляет здравоохранение:
-проведение в жизнь социальной профилактики( мероприятия по охране здоровья населения: уменьшение или ликвидация на здоровье человека, населения неблагоприятного влияния социальных или иных факторов; формирование навыков и идеологии здорового образа жизни; планирование семьи; оздоровление природной среды и среды обитания человека; иммунизация и др.);
-предоставление квалифицированной помощи населению(удовлетворение потребностей в скорой, неотложной, стационарной, амбулаторно-поликлинической помощи; подготовка высококвалифицированных медицинских кадров; разработка и ввод современных технологий диагностики лечения больных; обеспечение населения лекарственными препаратами и др.) ;
-оказание медико-социальной помощи, которая предусматривает оказание юридических, психологических, педагогических, социально-бытовых и других услуг наряду с медицинскими;
-информационная функция, которая предусматривает проведение оценки и прогноза, т.е. статистическое наблюдение за здоровьем населения с учетом различных факторов, а также ведение учетной и отчетной статистической информации о динамике объектов исследования(население нашей страны); предоставление информации в различного рода структуры с целью принятия мер по развитию охраны здоровья и сектора здравоохранения).
В учреждениях здравоохранения нуждающимся пациентам оказывается помощь:
v доврачебная помощь,
v первая медицинская помощь,
v квалифицированная медицинская помощь,
v помощь в весьма проблематичных случаях.
1. Состояние здоровья населения и организации медицинской помощи в РБ
В 2012 оду в нашей стране насчитывалось 48831 врачей-специалистов, т.е. 51,6 врачей на 10000 человек. Численность работников со средним медицинским образованием составляет 125079 человек или 132,2 специалиста на 10000 человек. У нас насчитывается 7 больниц скорой медицинской помощи и 153 отделения.
Таблица 1. Общие показатели по регионам
Число организаций здравоохранения
Число врачей на 10000 человек
Число средних медицинских работников на 10000человек
С 2001 по 2009 од число больничных организаций сократилось с 839 до 779, с 2009 по 2013 с 652 до 647. Число амбулаторно-поликлинических организаций выросло с 1943 до 2364. В 2013 году население нашей страны посетило врачей в общем количестве 125 миллиона раз, т.е. 14,9 посещений на человека в год.
Медико-демографическая ситуация в нашей стране отрицательная и представляет угрозу национальной безопасности страны. С 1995 года население страны сократилось на 628,6 тыс. человек и на начало 2008 года составила 9679,8 тыс., только в 2009 году убыль составила 62,7 тыс. Наряду с убылью населения деформируется и его половозрастная структура. В первую очередь отмечается значительное снижение численности детей в возрасте до 10 лет: с 2001 г. она уменьшилась более чем на 322,7 тыс.
Смертность снизилась по всем основным классам заболеваний (за исключение болезней органов пищеварения). На уровне 2008г. осталась смертность от болезней мочеполовой системы. Наибольшее снижение смертности отмечается от внешних причин(на 9,8%), от болезней сердечно-сосудистой системы (на 8,6%), от болезней органов дыхания ( на 8,3%). Смертность от новообразований снизилась на 1,2%, а за последние 10 лет снижение смертности от злокачественных новообразований составляет около 11%.
Количество умерших в 2003 году на 100000 человек
Количество умерших в 2013 году на 100000 человек
Некоторые инфекционные заболевания
Болезни нервной системы
Болезни органов пищеварения
Болезни мочеполовых органов
Случайные отравления алкоголем
Заболеваемость отдельными инфекционными болезнями в 2013 году:
Ш Острые кишечные инфекции-11277;
В общем число абортов значительно уменьшилось по сравнению с другими годами, но все же остается очень высоким.
Проблемы, а так же плюсы и минусы системы здравоохранения.
За последние несколько лет состояние здоровья нашего населения стало гораздо хуже, по сравнению с прошлыми годами. Если раньше люди могли прожить в среднем 60-78 лет, то сейчас этот уровень снизился на 11-13 лет. Можно так же отметить, что в странах с более развитой экономикой чем у нас эти показатели намного ниже, т.е. уровень жизни и здоровья населения выше.
-простоватость и скудность гарантий на бесплатную медицинскую помощь,
С целью улучшения системы здравоохранения была проведена реформа, целью которой является повышение качества и доступности медицины для народа нашей страны.
Согласно с этой реформой, должны проводиться следующие действия:
1.профилатика различного рода заболеваний,
2.снижение уровня влияния окружающей среды на человека,
3.уселение контроля на границе РБ, с целью недопущения и попадания различных инфекционных заболеваний при въезде или входе на территорию нашего государства,
4.усовершенствонание медицинского оборудования,
5.освоение новых технологий, а так же их выпуск ( у нас в стране большое количество лежачих больных, но далеко не все больницы оснащены функциональными кроватями для их реабилитации. А что касается ухода за такими больными в домашних условиях, то это очень проблематично и трудоемко. Очень часто приходиться заказывать дорогостоящее оборудование из-за рубежа. На мой взгляд, данный пункт реформы наиболее важен).
При рассмотрении данной темы мне пришлось изучить много информации. В интернете я наткнулась на интересную статью журналистки Калиновской А.И., которая была опубликована в 2008 оду в журнале «Медицина и ее новости». Ею был проведен опрос жителей, который показал:
2) Многие из них считают, что качество лечения в больнице намного выше, чем в поликлинике. Пусть это звучит и парадоксально.
Были выявлены следующие жалобы:
1) Невероятно низкий лечебный процесс;
2) Отсутствие возможности приобретения нужных, порою ужасно дорогих, лекарств;
4) Нехватка современного медицинского оборудования.
Минчане чаще всего недовольны следующими разделами медицины:
Так же был проведен опрос: могут ли минчане позволить себе платную медицину? Ответ в процентном соотношении составил:
Очень часто в медицинских учреждения можно столкнуться не только с неквалифицированным специалистом, но и с специалистом, который может нагрубить или вообще остаться равнодушным к нашей проблеме. Зачастую нужный нам врач имеет весьма не подходящий нам график работы, что так же оказывает негативное влияние на нашу медицину в целом.
Уровню знаний и навыков врачей доверяют 69% опрошенных, не доверяют 4%, и ушли от ответа 22%.
В итоге данного исследования можно подвести итоги: для людей обязательным является хорошее отношение медперсонала, которое так же влияет на восприятие серьезности лечебного процесса, а так же проведение некоторых мер:
1) Усовершенствование различного рода больниц и поликлиник,
2) Улучшение взаимопонимания и отношений межу врачом и пациентом,
3) Корректировка уровня профессионализма врачей.
На мой взгляд, соблюдение этих мер позволит наладить процесс здравоохранения и повысить его уровень.
2. Достижения белорусских медиков
На сегодняшний день здравоохранение в нашей стране выходит на новый уровень. Вкладываются огромные ресурсы в его развитие. Врачи из нашей страны очень часто набираются опыта в таких странах как Германия, США, Россия и в других.
Наша страна занимает одно из первых мест среди стран бывшего СССР по пересадке и трансплантации органов: сердца, почек, мозга. Эта деятельность является наиболее сложной и трудоемкой, чем остальные. Следовательно, можно говорить о успешной тенденции в этой отрасли.
В настоящее время у нас в стране достаточно высокий уровень кардиохирургического и кардиологического лечения как взрослых, так и детей. Они делают сложнейшие операции на сердце, а так же рекомендуют лечение во избежание пороков сердца и других опасных заболеваний.
При лечении онкологии, у нас в стране предусмотрено использования фотодинамической терапии, термохимиотерапии и трансплантация стволовых клеток.
Нейрохирургия. Врачи в этой области освоили различные методы, которые помогут при лечении таких болезней как: Паркинсона, опухоли головного мозга и другие. медицинский беларусь офтальмолог
Белорусские офтальмологи тоже соответствуют прогрессу. Для того, чтобы пересадить роговицу не надо уже ехать за границу, такие услуги оказываются даже маленьким детям.
Стоматологи тоже освоили и подчинили в свое дело современные технологии. У нас можно отбелить зубы, удалить зубной камень, возможно протезирование, что так важно для здоровых зубов и шикарной улыбки.
Специалисты-отоларингологи могут без проблематично корректировать носовую перегородку даже младенцам.
В нашей стране очень широко используется санаторное лечение. Это связано с тем, что территория нашей страны находится в экологически чистых районах. Наша природа очень благоприятно влияет на человека, а также очень любезный и профессиональный медицинский персонал, который оказывает различный ряд услуг: массаж, бассейн, различные грязевые ванны, различные профильные процедуры.
Наш мягкий умеренный климат располагает к такому роду деятельности на территории РБ. На сегодняшний день существует огромное количество санаториев. Только в брестской области насчитывается около 20 санаториев: «Алеся», «Белая вежа», «Буг», «Колос» и другие.
Здравоохранение нашей страны находится в сложном положении. Оно нуждается в хорошем вмешательстве государства, т.е. в финансировании, внедрении новых технологий, повышения квалификации медицинских кадров, которые еще пока не совсем соответствуют международным стандартам. Так же огромное влияние на здравоохранение оказывает социально-экономическая и политическая ситуации в стране. Так же у нас далеко не самый высокий уровень образования. Но в последнее время государство стало уделять этой отрасти все больше внимания. Стало проводиться и утверждаться в жизнь огромное количество законодательных актов. Эффективность здравоохранения зависит не только от медицинских работников, но и от государства, а так же и населения. Если потребности всех этих субъектов будут учтены, то и уровень медицины в нашей стране возрастет.
В последние годы нормотворческая деятельность в сфере здравоохранения протекает достаточно активно (в среднем в год принимается 80-120 НПА). Однако ежегодно теряют силу 20-40 документов, т.е. примерно 25-30%, что свидетельствует о неустойчивом характере проводимых в здравоохранении реформ.
Эффективность системы здравоохранения и оказания медицинской помощи населению в значительной степени зависит не только от типа системы здравоохранения, но и от ясно прописанных и тщательно продуманных механизмов реализации принципов охраны здоровья граждан, уровня финансирования здравоохранения и благосостояния нации. В любом случае реформы здравоохранения могут быть реализованы только в том случае, если их направленность будет совпадать с системой интересов всех участников: государства, медицинских работников и населения.
Список использованной литературы:
2. Д. П. Беляцкий, историко-теоретический очерк «Развитие санитарного дела в Белоруссии», 1966 год
3. И. М. Стельмашонок, монография «Очерки развития хирургии в Белоруссии», 1973 год
4. Е. И. Шишко, диссертация «Развитие высшего медицинского образования в БССР (1921—1961 гг.)», 1966 год
5. Л. И. Минько, монография «Народная медицина Белоруссии (краткий исторический очерк)», 1969 год
6. Грицкевич В. П. Здравоохранение в Белоруссии в период развития феодализма и начало его упадка (ХVI-ХVIII вв.). АКД, Минск, 1963. 25 с. (Винницкий мед.ин-т).
7. Е. М. Тищенко, кандидатская диссертация «Здравоохранение в Белоруссии в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)», 1991 год
8. А. К. Косач, кандидатская диссертация «Развитие здравоохранения и медицины в Минске в период капитализма (1861—1917 гг.)», 1968 год
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Состояние здоровья населения и организация медицинской помощи в Республике Беларусь. Проблемы и недостатки системы здравоохранения Беларуси. Концепция развития и совершенствования нормативно-правовой базы Республики Беларусь в сфере здравоохранения.
курсовая работа [56,3 K], добавлен 31.01.2012
Последовательность проведения статистического исследования. Основные направления по совершенствованию организации лечебно-профилактической помощи в г. Н. на основе анализа состояния здоровья населения и деятельности учреждений системы охраны здоровья.
курсовая работа [865,1 K], добавлен 08.04.2010
Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Оказание скорой медицинской помощи. Система стационарной медицинской помощи населению. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
курсовая работа [168,7 K], добавлен 03.11.2013
Понятие репродуктивного здоровья, проблемы его охраны. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём, организация борьбы с их распространением в Республике Беларусь. Анализ состояния репродуктивного здоровья населения в юношеском возрасте.
курсовая работа [48,9 K], добавлен 05.03.2010
Фармацевтическая индустрия как один из наиболее важных элементов современной системы здравоохранения. Знакомство с истоками современной медицинской науки. Рассмотрение основных особенностей развития фармацевтической отрасли в Республике Беларусь.
курсовая работа [1008,0 K], добавлен 27.03.2019