Что в советское время размещалось в царском павильоне у московского вокзала
Императорский павильон
В Нижнем Новгороде есть великое множество достопримечательностей, но я не могу рассказать обо всех сразу. Поэтому я выделил одно из них. Это Императорский павильон.
Около Московского вокзала обращает на себя внимание небольшое каменное старинное здание с гербом Российской империи и надписью «С нами Богъ» на фронтоне. Судьба уготовила этому дому стать свидетелем и участником многих важнейших для нашего города событий.
Построен он в 1894 году, через 32 года после того, как было открыто движение по Московско-Нижегородской железной дороге. А через 2 года в него въехал Николай II со своей семьей. С того времени дом стал называться Императорским павильоном (а в народе он до сих пор именуется Царским).
Принимал императора дом и в 1913 году, когда царская чета приезжала в Нижний Новгород в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Сюда приезжали и другие важные особы.
Автором проекта здания и отделки внутренних помещений стал известнейший московский архитектор, построивший здание Московской городской думы (в советское время музей В.И. Ленина), представитель целой династии архитекторов, Дмитрий Николаевич Чичагов (1835 – 1894 гг.). Согласно данному проекту, Императорский павильон был построен не в русском стиле, а в стиле академической эклектики с элементами барокко и рококо. Почти квадратное в плане здание было богато украшено как снаружи, так и внутри. Главный вход в него предусматривался со стороны привокзальной площади. В дальнейшем он был оборудован металлическим навесом «на железных трубчатых колонках. Внутри здание делилось на несколько помещений: Сени (прихожая), Центральный зал, Передняя, Кабинет Его Императорского Величества, Кабинет Её Императорского Величества, 2 уборные.
Бурные события революционных лет не обошли стороной этот дом. Еще в 1905 году восставшие рабочие захватили и удерживали не только здание вокзала, но и Императорский павильон. А после событий 1917-1918 годов в павильоне разместился комитет партии большевиков рабочего района Канавино. Ненависть к царскому режиму проявлялась зачастую в разрушительных актах вандализма. Роскошь и удобства для жизни объявлялись «буржуазными предрассудками».
Какое-то время павильон занимала ведомственная железнодорожная поликлиника, а в послевоенные годы в доме разместились железнодорожные кассы. Центральные зал стал просто тесным кассовым залом, пол был обтерт тысячами ног, да и внешне дом как-то потускнел.
Новая жизнь его началась в 1985 году, когда он был переоборудован для приема народных депутатов и высокопоставленных лиц.
В 1997 году павильон был отремонтирован с восстановлением отдельных интерьеров. И в нем стали проводить презентации, встречи, юбилейные вечера.
И только последняя научная реставрация в 2005 году по проекту, разработанному архитекторами научно-исследовательского предприятия «Этнос», позволила представить, каким действительно первоначально был Императорский павильон.
Восстановлено далеко не все, но центральный зал с камином и парадным портретом Николая II, кабинеты и даже картины на стенах и отдельные предметы старины, собранные здесь, погружают нас в атмосферу, которая и была задумана при проектировании дома.
Теперь павильон так и именуется – зал для официальных приемов, а принадлежит он Горьковской железной дороге.
Веселов Максим Сергеевич
МБОУ СОШ №113
Царский павильон
Царский павильон на Московском вокзале в Нижнем Новгороде
Царский павильон — это флигель у вокзала для приемов царственных особ и других почетных гостей, находится справа от основного здания Московского вокзала.
История царского павильона
Величественный интерьер здания и само здание спроектировал Чичагов Д.И., запроектировавший ранее Московскую городскую думу, расположенную на главной площади Москвы. Дмитрий Иванович является ярким представителем известной династии архитекторов России.
Стиль академической эклектики и элементы барокко, рококо прослеживаются в Императорском павильоне здания.
Там где останавливается первый вагон поезда расположен главный вход в здание. В центральной части здания располагается большой зал с резным камином, сделанным из итальянского мрамора белого цвета. Этот зал украшает богатая лепнина и парадный портрет императора.
В комнате императрицы стены обиты материей из шёлка. В здании расположен кабинет-приёмная императора.
Архитектор отделал красным деревом и максимально современно, для того времени, оборудовал туалетные комнаты и помещения для расположения свиты, впрочем как и многие другие комнаты здания.
В 1986 году в городе проводилась Всероссийская промышленно-художественная выставка, на которую прибыл Николай II с семьёй. Они расположились в этом маленьком дворце Нижнего Новгорода.
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Нижний Новгород, пл. Революции, д. 2.
Время работы: ежедневно
Стоимость: бесплатно
Царский павильон на карте
GPS координаты: 56.322496, 43.947146
Что в советское время размещалось в царском павильоне у московского вокзала
Императорский павильон Московского вокзала и сохранение культурного наследия на Горьковской железной дороге
Горьковская железная дорога – многопрофильное предприятие, главной задачей которого является перевозка грузов и пассажиров в 14 регионах России, расположенных в Приволжском, Центральном, Уральском, Северо-Западном округах. Длина ее линий – свыше 5,6 тыс км. Она обслуживает 64 города, среди которых крупнейшие – Нижний Новгород и Казань.
Первый поезд по линии Петушки – Владимир прошел в 1861 году, в Нижнем Новгороде станция была открыта 1 августа 1862 года. Предприятие с такой историей не может не располагать объектами культурного наследия. И Горьковская железная дорога имеет их и заботится в последние десятилетия об их состоянии.
К числу самых интересных таких объектов относится Императорский павильон на Московском вокзале Нижнего Новгорода.
Императорский павильон предоставлял все удобства для кратковременного отдыха. Был запроектирован центральный зал, украшенный парадным портретом императора и резным камином из белого итальянского мрамора. В императорском кабинете-приемной можно было провести важную встречу, там был установлен телефон. Уютна комната императрицы: Чичагов лично выбирал шелковую материю, которой были обиты стены этого помещения. Имелись помещения для свиты и туалетные комнаты, которым также было уделено достаточно внимания («с наливными ящиками, всеми приборами и проведением фаянсовых труб и отделкой сидений двух клозетов красным деревом и одного клозета ясеневым деревом»). Павильон имеет вестибюли, выходящие на площадь и первую платформу в том самом месте, где останавливается первый вагон поезда.
В 1896 году маленький дворец использовался по назначению – здесь принимали императора Николая II и членов его семьи, приехавших на Всероссийскую промышленно-художественную выставку. Встречали их губернатор Николай Михайлович Баранов, городской голова Дмитрий Николаевич Дельвиг. С того времени дом этот назывался Императорским павильоном (в обиходе его принято именовать Царским).
Во второй раз здесь принимали императора и его семью в 1913 году, в дни празднования 300-летия Дома Романовых.
Однако Горьковская железная дорога приняла решение его возродить. В 1985 году он был переоборудован в зал для депутатов и официальных делегаций.
В 1997 году павильон был отремонтирован с восстановлением части интерьеров в соответствии с фотографиями и обнаруженным в архиве проектом.
Полностью были реставрированы помещения в 2005 году: два вестибюля, центральный зал с камином, кабинет императора, комната императрицы, туалеты, холопская. Реставрацию по проекту научно-производственного предприятия «Этноса» вело предприятие НТП «Практика» под руководством Сергея Константиновича Забелина.
Стоимость реставрационных работ составила 8 млн. рублей. В зале установлен портрет Николая II работы Юрия Васильевича Васильева. В других помещениях экспонируются предметы рубежа XIX и ХХ веков, работы нижегородских художников. Они погружают посетителя в торжественную атмосферу, которая и была задумана при проектировании дома. Павильон имеет статус зала для официальных делегаций, принадлежит Горьковской железной дороге. В здании проводятся важные встречи и переговоры с участием руководства Горьковской железной дороги и ОАО «РЖД», награждение лучших железнодорожников, пресс-конференции.
В 2011 году планируется внешний декоративный ремонт здания ко Дню железнодорожника.
Горьковская железная дорога бережет и многие другие объекты культурного наследия.
Это, в частности, памятники старинной техники. Они собраны на станции Нижний Новгород-Сортировочный в организованном в 1996 году музее под открытым небом «Паровозы России». Среди его 14 экспонатов есть уникальные: паровоз ЭЧ, затопленный в 1941 году в Керченском проливе, чтобы заградить немецким подводным лодкам доступ в Азовское море, и затем работавший в депо Керчь, ТЭ – трофейный паровоз, сделанный в Германии для работы на железных дорогах колеи 1520, С – паровоз, на котором каталась принцесса Диана. Еще 15 локомотивов установлены на узловых станциях, среди них – тепловоз одной из первых серий – в Юдине, вагоны начала ХХ века вагоны сохраняются в вагонном ремонтном депо Шахунья и на станции Владимир.
Горьковская железная дорога сохраняет постройки по проектам великого инженера Владимира Шухова: это водонапорная башня на станции Петушки и резервуар для нефтепродуктов на станции Владимир.
Дорога располагала уникальной постройкой великого инженера Николая Белелюбского – Романовским мостом через Волгу у станции Свияжск (1912). Однако его состояние вынудило сейчас, сохраняя опоры, демонтировать пролетные строения. Последнее пролетное строение, которое заменяется в 2011 году, будет сохранено и установлено на постамент на станции Свияжск.
В настоящей публикации использованы фотографии Дмитрия Соколова
Настоящая публикация размещена на сайте Галины Филимоновой в качестве доклада Николая Морохина на семинар «Журналистика и культурное наследие: ребрендинг территорий»
Как поддержать проект?
Благородная легкость императорского величия: кого встречал Царский павильон в Нижнем Новгороде
Популярность Нижнего Новгорода как туристического центра растет — недавно он попал в топ-10 городов для спонтанных путешествий. Сесть на поезд и спустя несколько часов оказаться в столице Приволжья — заманчивая перспектива для многих туристов. И свою экскурсию по городу можно начать прямо с Московского вокзала. Именно здесь, на первой платформе, расположен уникальный Царский павильон, который был построен специально для приезда императора и членов его семьи. Чем он знаменит, расскажем в нашем неформальном путеводителе «Нижний в кармане».
Прошлое
Теперь трудно сказать, почему было принято решение построить отдельный павильон для приезда императора именно в Нижнем Новгороде. Вероятно, сказался особый статус нашего города в финансовой и железнодорожной истории России. Ещё в 1862 году из Москвы в Нижний Новгород была проложена железная дорога. Позднее принято решение о проведении в городе Всероссийской промышленно- художественной выставки. Все эти события могли окончательно убедить в необходимости строительства такого павильона.
Для воплощения задуманного пригласили известного столичного архитектора, автора многочисленных общественных зданий в Москве Дмитрия Николаевича Чичагова, сына строителя Большого Кремлёвского дворца.
В 1894 году перед нижегородцами предстало миниатюрное, даже для тех лет, здание павильона. Однако небольшие масштабы не лишали его величия. Строение выполнено в стиле академической эклектики с элементами барокко и рококо. На фасаде присутствуют атрибуты императорской власти — герб с двуглавым орлом, над ним императорская корона и девиз: «С нами Бог».
При входе император попадал в сени. Именно такое название присутствует в исторических документах, хотя оно совершенно не сочетается с внешним видом – просторный зал с высоким потолком и изразцовой печью. Дальше следует центральный зал. Как говорят экскурсоводы, в нём присутствует благородная роскошь, которая достигается сочетанием белого и золотого, изящной лепниной. Важная деталь – камин, выполненный из белого итальянского мрамора. Над ним зеркало в отштукатуренной раме, а напротив – портрет Николая II.
Кроме этого, в павильоне располагались кабинет-приёмная императора, комната его супруги, помещения для свиты. В Царском павильоне император останавливался дважды — в 1896 году, когда приезжал на Всероссийскую выставку, и в 1913 году — тогда визит царя был связан с 300-летием правления династии Романовых.
В советское время в павильоне был штаб Красной Армии, позднее — железнодорожная поликлиника и кассы по продаже билетов. К счастью, это не сгубило историческое здание.
Настоящее
Не считая незначительной внутренней перепланировки, Царский павильон сохранился в первоначальном виде. С 1997 года он находится в ведении железной дороги, все помещения отремонтированы. Стоимость реставрационных работ на тот момент составила 8 млн рублей. Сегодня павильон используется для приёма официальных делегаций.
Попасть внутрь жителям или гостям города в большинстве случаев практически невозможно. Гости города могут оценить красоту этого здания снаружи. Также памятник архитектуры регионального значения можно посетить в режиме онлайн в рамках проекта #ОткройНижний.
— Хочется еще раз напомнить, что у нашего региона богатое культурное и историческое наследие. Нам есть, чем гордиться и что сохранять. Новая экскурсия „#ОткройНижний“ посвящена Царскому павильону, который „помнит“ шаги императора Николая II, последнего из рода Романовых. Посмотрев видеоролик, вы сможете прочувствовать дух того времени, — отметил директор департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев.
Будущее
На 800-летие Нижнего Новгорода Царский павильон снова распахнет свои двери для встречи официальных делегаций.
Другие локации неформального путеводителя, составленного редакцией сайта «Нижегородская правда», доступны в сюжете Нижнийвкармане.рф
Благородная легкость императорского величия: кого встречал Царский павильон в Нижнем Новгороде
Прошлое
Теперь трудно сказать, почему было принято решение построить отдельный павильон для приезда императора именно в Нижнем Новгороде. Вероятно, сказался особый статус нашего города в финансовой и железнодорожной истории России. Ещё в 1862 году из Москвы в Нижний Новгород была проложена железная дорога. Позднее принято решение о проведении в городе Всероссийской промышленно- художественной выставки. Все эти события могли окончательно убедить в необходимости строительства такого павильона.
Для воплощения задуманного пригласили известного столичного архитектора, автора многочисленных общественных зданий в Москве Дмитрия Николаевича Чичагова, сына строителя Большого Кремлёвского дворца.
Фото: Андрей Карелин Московский вокзал в 19 веке
В 1894 году перед нижегородцами предстало миниатюрное, даже для тех лет, здание павильона. Однако небольшие масштабы не лишали его величия. Строение выполнено в стиле академической эклектики с элементами барокко и рококо. На фасаде присутствуют атрибуты императорской власти — герб с двуглавым орлом, над ним императорская корона и девиз: «С нами Бог».
При входе император попадал в сени. Именно такое название присутствует в исторических документах, хотя оно совершенно не сочетается с внешним видом – просторный зал с высоким потолком и изразцовой печью. Дальше следует центральный зал. Как говорят экскурсоводы, в нём присутствует благородная роскошь, которая достигается сочетанием белого и золотого, изящной лепниной. Важная деталь – камин, выполненный из белого итальянского мрамора. Над ним зеркало в отштукатуренной раме, а напротив – портрет Николая II.
Фото: стоп-кадр видеоэкскурсии «Царский павильон» на канале Visit Nizhny При входе император попадал в сени
Кроме этого, в павильоне располагались кабинет-приёмная императора, комната его супруги, помещения для свиты. В Царском павильоне император останавливался дважды — в 1896 году, когда приезжал на Всероссийскую выставку, и в 1913 году — тогда визит царя был связан с 300-летием правления династии Романовых.
В советское время в павильоне был штаб Красной Армии, позднее — железнодорожная поликлиника и кассы по продаже билетов. К счастью, это не сгубило историческое здание.
Фото: стоп-кадр видеоэкскурсии «Царский павильон» на канале Visit Nizhny В центральном зале павильона находится портрет Николая II Настоящее
Не считая незначительной внутренней перепланировки, Царский павильон сохранился в первоначальном виде. С 1997 года он находится в ведении железной дороги, все помещения отремонтированы. Стоимость реставрационных работ на тот момент составила 8 млн рублей. Сегодня павильон используется для приёма официальных делегаций.
Попасть внутрь жителям или гостям города в большинстве случаев практически невозможно. Гости города могут оценить красоту этого здания снаружи. Также памятник архитектуры регионального значения можно посетить в режиме онлайн в рамках проекта #ОткройНижний.
— Хочется еще раз напомнить, что у нашего региона богатое культурное и историческое наследие. Нам есть, чем гордиться и что сохранять. Новая экскурсия „#ОткройНижний“ посвящена Царскому павильону, который „помнит“ шаги императора Николая II, последнего из рода Романовых. Посмотрев видеоролик, вы сможете прочувствовать дух того времени, — отметил директор департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев.
Будущее
На 800-летие Нижнего Новгорода Царский павильон снова распахнет свои двери для встречи официальных делегаций.
Другие локации неформального путеводителя, составленного редакцией сайта «Нижегородская правда», доступны в сюжете Нижнийвкармане.рф
Еще новости по теме Восемь веков в истории города: 8 эксклюзивных фото с экспозиции «Символы Нижнего Новгорода» Мытный рынок будет реконструирован к 800-летию Нижнего Новгорода Уникальная книга о Нижегородском государственном художественном музее вышла к 800-летию Нижнего Новгорода Оксана Снегирева