Что в ссср послужило основой экономического районирования
СССР. Экономические районы СССР
Полезное
Смотреть что такое «СССР. Экономические районы СССР» в других словарях:
Экономические районы СССР — районы СССР выделявшиеся для целей территориального народно хозяйственного планирования и управления экономикой. Содержание 1 История 2 Состав экономических районов СССР … Википедия
Экономические районы Украины — Экономические районы Украины … Википедия
СССР. Экономические районы — Экономические районы СССР Объективная основа экономического районирования ‒ территориальное разделение труда, а экономический смысл ‒ повышение эффективности общественного производства в результате специализации и комплексности развития. В… … Большая советская энциклопедия
СССР. Экономические районы — Экономические районы СССР Содержание 1 РСФСР 2 УССР 3 БССР 4 Прибалтика (Прибалтийский) … Википедия
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ И СССР — определенные терр., в пределах к рых формируется и развивается специализированное х во, являющееся частью нар. х ва всей страны и взаимосвязанное с другими его частями постоянным обменом производимых в них товаров и др. экономич. отношениями.… … Советская историческая энциклопедия
Экономические районы — Экономический район это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.… … Википедия
Экономические районы России — При экономическом районировании в Российской Федерации выделяют 11[1] экономических районов (ЭР): Центральный Центрально Чернозёмный Восточно Сибирский Дальневосточный Северный Северо Кавказский Северо Западный Поволжский Уральский Волго Вятский… … Википедия
Экономические районы Российской Федерации — При экономическом районировании в Российской Федерации выделяют 11[1] экономических районов (ЭР): Центральный Центрально Чернозёмный Восточно Сибирский Дальневосточный Северный Северо Кавказский Северо Западный Поволжский Уральский Волго Вятский… … Википедия
Экономические районы СССР — см. ст. СССР. Экономические районы (См. СССР.) … Большая советская энциклопедия
СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Содержание: Введение (См. СССР. Введение) Население (См. СССР. Население) Численность населения Возрастная и половая структура населения … … Большая советская энциклопедия
Экономическое районирование СССР
Экономическое районирование СССР
Самое элементарное знакомство с реальной географией нашей страны свидетельствует о том, что планомерно проводимая политика специализации хозяйственной деятельности районов есть необходимый метод ведения планового хозяйства. Территория СССР растянута с востока на запад на девять тысяч километров, с севера на юг — на четыре с половиной тысячи. Другими словами, по своей растяженности не только территория дореволюционной России, но и современная территория СССР не имеет себе ничего подобного в среде известных нам государств. Совмещая на своей поверхности тундру и тайгу, степь и субтропические пустыни; имея на своей территории мировой полюс холода (Верхоянск) и местности, где годовая температура не спускается ниже 0°; обладая такими громадными скоплениями полезных ископаемых, как Урал, с одной стороны, и безжизненными песчаными пустынями Средней Азии, — с другой; давая разницу в плотности сельскохозяйственного населения от 130 и выше человек на 1 квадратный километр до плотности, измеряемой десятыми и даже сотыми долями человека; имея до сих пор еще на своей территории по меньшей мере пять исторически известных нам хозяйственных укладов, — СССР не может иначе строить и развивать свое народное хозяйство, как учитывая в полной мере все природные, экономические и национальные особенности своего обширного объединения и специализируя его отдельные части. Только этим путем может быть достигнут наибольший коэффициент эффективности общественного труда.
Переход современных государств от условий натурального замкнутого хозяйства к последовательно развивавшимся формам капитализма сопровождался значительным ростом продукции их народного хозяйства и повышенной производительностью их трудовых затрат. Это увеличение народного богатства помимо всех прочих причин связано с разными видами разделения труда, в ряду которых географическому разделению общественного труда принадлежит далеко не последнее место. История и опыт современных капиталистических государств в полной мере убеждают, что не все виды производства могут быть экономически целесообразно развиваемы всюду с одинаковым успехом, но что в каждом районе целесообразно развитие только тех видов производства, для которых имеется оптимальное сочетание естественной среды и данной конкретной формы трудовой деятельности. В соответствии с этим общим законом энергетики труда, подчиняющегося формуле минимума траты сил для достижения максимума полезного результата, не только отдельные части современных капиталистических государств, но даже отдельные территории земной поверхности специализируются на особых производствах и видах производств, доходящих в некоторых случаях до производства какой-либо одной товарной культуры (кофе в четырех районах Бразилии, чай на Цейлоне, хлопок в Египте и пр.).
Но если такая специализация огромных территорий осуществима даже в рамках капитализма, то в Союзе Советских Социалистических Республик обобществление средств производства, устраняя все те пространственные рамки и ограничения, которые связаны с разделением территории на отдельные частноправовые объекты, позволяет рассматривать всю территорию Союза со всеми богатствами поверхности и недр земли и всеми ресурсами промышленности и транспорта как единый объект единого субъекта хозяйственной деятельности — трудовых масс, организованных в пролетарское государство. При таком превращении народного хозяйства в своей принципиальной основе в единое громадное хозяйственное «предприятие» становится обязательным использование наиболее совершенных методов современной организации производства с перенесением их на все народнохозяйственное целое, с осуществлением в нем также и сложной системы разделения труда.
При этом географическое разделение труда, протекающее в рамках капитализма, как стихийно совершающийся процесс, превращается в планомерно осуществляемый метод территориальной организации труда на основе порайонной его специализации в целях достижения максимально возможной его эффективности.
Обратной стороной экономического районирования Союза является организация сложного межрайонного сотрудничества. Это неизбежно вытекает из того, что всякая районная специализация равносильна отказу данного района от удовлетворения всех своих потребностей изнутри самого себя. Переставая быть универсальным производителем, удовлетворяющим все свои потребности, организуя внутри себя массовое производство по преимуществу только некоторых товаров или групп товаров на широкий внерайонный рынок, каждый район тем самым входит в систему межрайонного сотрудничества и связей с другими районами, которые должны восполнить его потребности в средствах производства и потребления, стоящих вне сферы основной его специализации. В силу этого экономическое районирование Союза несет с собой громадную задачу — организации рационально-построенной и планомерно-развивающейся системы сотрудничества экономических районов и их взаимной связи между собою.
Грандиозная по своему замыслу задача экономического и организационного районирования СССР, без которого невозможен плановый охват и рационалистическое руководство народным хозяйством союза стран, раскинувшихся на территории, охватывающей шестую часть земной суши, — была поставлена плановой мыслью в первый же год после окончания гражданской войны, при первой же попытке подойти к рационализации хозяйственного процесса.
В последующие затем годы вместе с хозяйственным ростом и укреплением СССР осуществлялось и это историческое преобразование, радикально реконструирующее внутренние как хозяйственные, так и организационные связи Союза.
К настоящему моменту, разумеется, было бы преждевременно говорить о завершенности этого одного из основных этапов социалистической реконструкции народного хозяйства.
Впереди еще оформление внутриобластной системы округов и низовых районов, которые должны явиться организаторами хозяйственного и культурного подъема деревни в первую очередь, преобразуя отсталые формы ведения хозяйства на новой технической и социальной основе, осуществляя коллективизацию производственных процессов, их механизацию и индустриализацию всего хозяйства района.
С другой стороны, целиком еще впереди организационное оформление района как экономического комплекса, ведущего расположенную на его территории часть народного хозяйства и входящего в систему социалистической экономии и организации Союза как законченное и производственно-обоснованное целое.
Однако, даже достигнутое на сегодняшний день дает уже возможность хозяйственного оперирования, опираясь на экономические районы. Это обстоятельство является достижением, значимость которого трудно переоценить.
Последующее экономическое развитие Союза несомненно будет уточнять и совершенствовать систему расчленения СССР на экономические районы — по мере роста производительных сил будут вводиться новые деления и уточняться старые и т. д.
Но основные краеугольные камни в системе экономического районирования уже заложены, и ее последовательное развитие не замедлит сказаться в организованности, а потому и эффективности народно-хозяйственного развития СССР.
Как на первый организационный предвестник в этом отношении укажем, что самое осуществление районного разреза в плановых построениях СССР стало возможно и по времени совпало с завершением в основных чертах разделения Союза на экономические районы.
Уже при самом зарождении идей районирования Союза было ясно, что национальный момент (принцип самоопределения национальностей в СССР) и принцип экономического районирования лишь дополняют друг друга: разделение больших национальных образований, как РСФСР, на экономические районы и вхождение небольших национальных автономий в краевые или областные экономические объединения с полным сохранением своих прерогатив и особенностей — вполне обеспечивают как возможность национального самоопределения, так и потребности планового руководства.
И наоборот — и это необходимо подчеркнуть здесь со всей решительностью — длительное пребывание небольших национальных республик вне организационно-хозяйственных связей крупного экономического района чревато отрицательными последствиями, выражающимися в замедленности темпов развития таких небольших обособившихся национальных объединений. И это должно будет сказываться с тем большей силой, чем больше экономический район будет вырастать в мощный производственный комбинат.
Грандиозная задача преобразования хозяйственного устройства Союза, которая лежит в основе проекта экономического районирования, была поставлена высшими органами республики в 1921 году и принципиально одобрена постановлением Совета Труда и Обороны 5 ноября 1921 года под председательством В. И. Ленина. Далее она подверглась как детальной проверке и разработке, так и самому широкому общественному обсуждению. Спустя полтора года после рассмотрения проекта районирования Советом Труда и Обороны, резолюцией XII Съезда РКП(б) от 25 апреля 1923 года проект этот был принципиально одобрен с тем, однако, что для окончательной проверки признано было целесообразным провести его в виде опыта лишь в двух областях — на Урале и Северном Кавказе. Однако еще до окончания учета опыта районирования Северо-Кавказского края и Уральской области районирование охватило Украину, Белоруссию, Северную и Среднюю Азию. Этот ход государственного преобразования Союза был затем вполне оправдан тем учетом опыта районирования Урала и Северного Кавказа, который был произведен Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции в 1926 году.
В соответствии с выводами этого учета и состоялось постановление XV Съезда ВКП(б) о завершении районирования Союза к 1 октября 1929 года.
Насколько глубокая перестройка прежней территориальной организации России проведена за время революции и в каком виде она представляется на 1 января 1929 года, можно судить по следующей таблице:
История развития экономического районирования СССР
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:58, курсовая работа
Краткое описание
Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.
Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл
КР.doc
3.1 Предпосылки развития экономического районирования СССР.
Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным.
В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П. П. Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий.[14, c.154] Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX в. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России. Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А. Н. Челинцева, А. И. Скворцова, П. П. Семенова-Тян-Шанского были использованы при разработке госплановской сетки районов.[15, c.144]
3.2 Этапы развития экономического районирования СССР
Первый перспективный план – план ГОЭЛРО – был разработан и утвержден в 1921 г. по 8 крупным экономическим районам. Выделение экономических районов, как научное сочетание губерний (группировки), положило начало научного районирования и территориального планирования. Объективная необходимость разработки территориальных планов возникла вместе, с новым общественным строем и планированном народного хозяйства страны. [12, c. 16] По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно- территориальному устройству. Это был первый опыт советского экономического районирования.[1, c. 35] Особенностью такого районирования было несовпадение границ экономических районов и административных образований (в последующих работах Госплана по районированию этот недостаток был устранен). Главный системообразующий признак, использованный в районировании Госпланом, – возможность административных единиц самоуправляться экономически. Это следует из определения экономического района Комиссии ВЦИК по районированию. «В виде района должна быть выделена своеобразная, по возможности законченная территория, которая, благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой к производственной деятельности, представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства». [12, c. 6] И далее: «Этот принцип экономической законченности дает возможность построить далее на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, принесенных со стороны, новой технике и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования возможностей при наименьших затратах. При этом достигаются другие весьма важные результаты: районы до известной степени специализируются в тех отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивается строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров». [12, c. 7] Такая возможность существовала вследствие следующих факторов: наличие единой минерально-сырьевой базы района; наличие сети железных и шоссейных дорог, относительная экономическая замкнутость экономики района; наличие профессиональной подготовки работников с учетом экономической специализации области. В числе важнейших задач управления крупными областями были: таможенная политика; денежное обращение и государственные кредиты; управление магистральной сетью железных дорог; морские перевозки и хозяйство крупнейших портов; есть электропередачи и государственных районных электросетей; владение недрами земли и выдача лицензий на их разработку; разработка законодательных документов.[13, c. 133] Первый пятилетний план (1928—1932) был составлен по 24 районам. Он предусматривал всемерное углубление специализации, районов, рациональное географическое разделение труда между ними, а также комплексное развитие хозяйства районов. В этом плане подчеркивалось, что планомерно проводимая политика специализации хозяйственной деятельности районов есть необходимый метод ведения планового хозяйства. План по районам страны был разработан в соответствии с Директивами XV съезда партии о резком подъеме экономики отсталых национальных районов и окраин. В результате успешного выполнения первой пятилетки была создана вторая угольно-металлургическая и третья угольная базы на востоке страны, а также произошли крупные сдвиги в индустриальном развитии всех национальных районов. [12, c. 16]
В 1938–1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам. [11, c. 57] Второй пятилетний план, (1933—1937) предусматривал дальнейшие сдвиги в размещении производительных сил, главным образом на восток страны. Это явилось важным условием более широкого использования всех природных богатств и хозяйственных ресурсов районов и осуществления более рациональных экономических связей между ними. План был разработан по 32 районам и по зоне советской Арктики. План развития районов представлял собой глубоко научное и технико-экономическое обоснование задач развития хозяйства районов с учетом различных исторических и природных условий и ресурсов. В числе районов были выделены Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР – Армения, Азербайджан и Грузия), Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская ССР. План развития районов во втором пятилетии представлял собой конкретизацию по отдельным республикам, краям и областям с учетом их задач и места в выполнении плана развития народного хозяйства страны. [12, c. 17] Третий пятилетний план (1938—1942) был составлен по 9 крупным экономическим районам РСФСР и 10 союзным республикам. В решении XVIII съезда партии о третьем пятилетнем плане впервые широко были поставлены задачи комплексного развития хозяйства экономических районов. Съезд выдвинул задачу: организовать добычу топлива и производства цемента, стекла, алебастра, химических удобрений, массовых изделий легкой и пищевой промышленности, во всех основных экономических районах в размерах, полностью удовлетворяющих их потребности. Что же касается ряда продовольственных продуктов, швейных и галантерейных изделий, мебели и местных строительных материалов, то они, как указал съезд, должны в достаточном количестве производиться в каждой республике, крае и области. Особое внимание в третьем пятилетнем плане было уделено созданию предприятий-дублеров по машиностроению, химической промышленности и нефтепереработке в Поволжье и на Урале. Это явилось важным шагом в укреплении обороноспособности страны. В военный период (1941—1945) значение территориального планирования резко усилилось. Оно решало задачу: в кратчайшие сроки пустить в эксплуатацию в восточных районах страны перемещенные из западных районов Советского Союза предприятия. Большое значение для своевременного развертывания оборонной промышленности на востоке СССР имели военно-хозяйственные планы по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. По основным видам военной продукции устанавливались задания непосредственно по заводам. Четвертый пятилетний план (1946—1950) был разработай по 13 основным районам. В нем центральное место заняли вопросы восстановления разрушенного фашистами хозяйства и развития всех отраслей, особенно тяжелой промышленности. [12, c. 18] Пятый пятилетний план (1951—1955), разработанный также по 13 основным районам и 15 союзным республикам и утвержденный XIX съездом партии, предусматривал обеспечение дальнейшего улучшения географического размещения нового строительства промышленных предприятий, приближение производства к источникам сырья, топлива, к районам потребления с целью ликвидации нерациональных и чрезмерно дальних перевозок. Шестой пятилетний план (1956—1960) развития народного хозяйства СССР был составлен так же, как и на две предыдущие пятилетки, по 13 основным экономическим районам и 15 союзным республикам. В шестой пятилетке впервые была поставлена задача ограничения в районах европейской части строительства электроемких и топливоемких предприятий и преимущественное размещение этих производств на востоке страны, что вызывалось напряженным состоянием топливно-энергетического баланса европейских (западных) районов страны и общей задачей улучшения географического размещения производительных сил. [12, c.18] 1957-1964 годы
В связи с научно-техническим прогрессом появляются новые отрасли экономики. Для управления новыми отраслями создаются министерства. Составление схем размещения производительных сил страны становится предельно сложным. Возникла необходимость в коренном изменении системы управления экономикой, в новом, семилетнем плане Семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965), разработанный по 13 крупным районам, 15 союзным республикам и по внутриреспубликанским экономическим (административным) районам, был новым этапом районирования СССР. Вся территория страны (СССР) была поделена на 105 единиц. Они получили название «административный экономический район» (АЭР). [12, c.18] В каждом районе был создан специальный орган управления экономикой Совет народного хозяйства (СНХ). Название этого органа было взято из прошлого: так назывались органы экономического управления областями в 20-е годы. Но между совнархозами периода 1957-1964 годов и совнархозами 20-х годов существовали принципиальные различия. Совнархозы, созданные в 1957 году управляли всеми предприятиями национального значения, функционирующими на территории АЭР. Совнархозы 20-х голов представляли собой экономические подразделения областных Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов, функционально подчинялись ВСНХ. Совнархозы 1957-1964 гг. управляли промышленностью; сельское хозяйство и небольшая часть предприятий местного значения управлялась Совминами автономных республик и исполкомами местных Советов. Управление экономикой через СНХ имело и положительные и отрицательные черты. Положительные черты Впервые в экономике Советской России органы управления были максимально приближены к объектам управления. Между Совнархозами как органами травления и предприятиями в этот период не было промежуточных управленческих звеньев. Благодаря этому, ускорялось движение управленческой информации, ускорялся процесс согласования в различных вопросах, связанных с новым строительством (размещением производительных сил). Появилась возможность эффективно кооперировать разные производства, относимые к разным отраслям хозяйства, на территории одного района в единое целое. Другими словами, появилась возможность создать в границах района цельные системные производственные образования территориально- производственные системы Во имя кооперации хозяйственных объектов разных отраслей СНХ занялись комплексированием производства. СНХ вследствие своей близости к предприятиям района могли более эффективно решать вопросы их снабжения материальными и трудовыми ресурсами, подготовки новых кадров.[13, c.134] Недостатки в системе управления экономикой до 1957 года, то есть при управлении посредством министерств, создавались специальные подразделения отраслевой специализации – главные научно-технические управления при министерствах. Главной функцией этих подразделений было внедрение научно-технических разработок, то есть поддержание на должном уровне научно-технического прогресса отрасли. После ликвидации министерств были реформированы и эти управления. Функция поддержания НТП на высоком уровне автоматически перешла к СНХ. Размещение производительных сил страны велось до 1957 года по определенной схеме. Предприятия одной отрасли не группировались в границах какой-либо одной территории, а наоборот, более или менее равномерно распределялись по регионам. Например, авиазаводы СССР были построены: один – в Литве, два – на Украине, два – в Москве, один – в Казани, один – в Ульяновске и т.д. После 1957 года каждый из этих заводов оказался в разных экономических административных районах. Существовавший прежде обмен технологиями, кадрами, дефицитными видами сырья, научными достижениями был уже невозможен. В ряде крупных СНХ (например, Центральном и Северо-Западном) некоторые возможности для грамотного руководства техническим прогрессом имелись, но в большинстве Совнархозов это стало невозможным. Технический прогресс, темпы его развития в сравнении с развитыми экономическими странами стали отставать. Этот фактор стал определяющим и способствовал ликвидации Совнархозов в 1965 году.[13, c.136] Несмотря на явные недостатки в системе управления производительными силами этого периода, обнаружилась, в ряде случаев, любопытная особенность: в тех районах, где границы экономического административного района совпадали с границей административной (например, с границами какой-либо автономной республики), обнаружилась способность к системному развитию производительных сил. В этих регионах стали формироваться комплексно-организованные хозяйственные системы, действительно «хозяйственные комплексы». Такая особенность вызвала пристальный интерес специалистов в области районирования, размещения производительных сил и экономгеографов. Именно в это время впервые в мире стала формироваться специальная экономическая теория – теория ТПК.
В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов – Центральный, Северо-западный, Центрально-черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района – Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России. [15, c.146]
Впервые термин «ТПК» появился в конце 50-х годов. Первоначально за аббревиатурой ТПК скрывались слова «территориально- промышленный комплекс», то есть комплекс понимался узко, только как промышленный. Позже его стали расшифровывать как «территориально- производственный». Категория «производство» шире категории «промышленность», то есть подразумевается, что в ТПК могут включаться предприятия не только промышленных отраслей, но также строительства, сельского хозяйства, а также инфраструктурные объекты, способствующие эффективной работе предприятий упомянутых трех секторов народного хозяйства. [16, c. 29] К инфраструктуре относятся: производственная – общие транспортные артерии, энергоснабжение, общая связь, складское хозяйство, социальная – учреждения здравоохранения, народное образование, жилье, учреждения культуры и науки, социальной защиты населения.[13, c. 135]
Основоположниками теории ТПК считаются И. Н. Колосовский, П. М. Алампиев, Ю. Г. Саушкин. В период 1957-1964 гг., благодаря усилиям СНХ и органов региональной власти, некоторые региональные и хозяйственные комплексы достигли такого уровня развития, что к ним можно было бы применить определение ТПК. Обычно это наблюдалось там, где имелись относительно небольшие автономные образования, развитая производственная инфраструктура и развита, по меньшей мере, одна отрасль народного хозяйства. Например, в 1957-64 гг. существовал КОМИ экономический административный район. Экономическо-административные границы совпадали с государственной границей этой республики. Благодаря этому, предоставлялась возможность относительно быстро находить компромисс в решении двух органов управления (Совмин АССР, СНХ). Функции управления были поделены следующим образом: СНХ руководил всей промышленностью республики и крупными строительными организациями; Совет министров – предприятиями местного республиканского значения, сельскохозяйственным производством и строительными организациями вспомогательного значения. Регион уже тогда имел, по меньшей мере, две транспортные артерии; железнодорожную линию (Котлас-Воркута) и крупную водную артерию – реку Печору, впадающую в Печорскую губу Баренцева моря. Здесь имелись запасы полезных ископаемых. В их числе: угли Печорского угольного бассейна (Воркута, Инга), нефть и газ Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Ухта, Усинск); запасы спелой древесины, преимущественно хвойных пород (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), а также значительные запасы лиственных пород деревьев. Запасы древесины стали основой для формирования соответствующих производств: фанерное производство, мебельное производство, производство целлюлозы, бумаги (газетной и журнальной, обоев) и т.д. Запасы газа и нефти обусловили строительство газоконденсатного, сажевого и нефтеперерабатывающего заводов. К концу 1964 года можно было констатировать, что КОМИ СНХ и СМ КОМИ АССР создали здесь по меньшей мере три ТПК: первый – на базе древесного сырья в районе Сыктывкара, второй – на базе месторождении нефти и газа в районе Ухты, третий – на базе углей в районе Воркуты.
В условиях развития территориально- производственного комплекса происходил наиболее полный учет отраслевых к территориальных факторов развития производительных сил. [13, c. 137] В 70-е годы была предложена концепция формирования ТПК по специальному плану. В 80-е годы эта концепция вырастает до уровня теории программно-целевого ТПК. Начиная с 1981 года в государственных планах экономического и социального развития страны программно-целевым ТПК отдается особое место, они получают целевое, адресное финансирование. Целевое финансирование получали и экономические районы
Возникновение общенародной собственности на средства производства в СССР создало предпосылки превращения экономики СССР в единый народнохозяйственный комплекс, развивающийся не по законам рынка, а на основе народнохозяйственных планов. В новых условиях районирование, помимо пассивного сбора и анализа экономико-географических и статистических народнохозяйственных данных, стало инструментом, обеспечивающим комплексное развитие территориально- производственных комплексов, охватывающих сразу несколько краёв, областей и даже союзных республик
В советское время определяющим фактором была общая специализация промышленности отдельных территорий и существование производственных связей между предприятиями внутри экономических районов. Понятие экономического района было одним из ключевых в советской районной школе экономической географии. Состав экономических районов СССР менялся в соответствии с задачами совершенствования управления и планирования народного хозяйства в целях ускорения темпов и повышения эффективности общественного производства.
Районирование СССР вошло в основу современного деления России. Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.
Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях). Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В целом, по стране, изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.
В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу.
Другими словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально- экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.