Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям

Эмоциональное сознание

Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое сознание

Сознание – это свойство психики человека, которое отвечает за субъективные переживания тех событий, что происходят во внешней среде или же в теле самого человека.

К вопросу сознания можно подходить как в узком, так и в широком смысле этого понятия. В широком смысле под сознанием понимают отражение действительности в психике человека, не зависимо от того на биологическом, социальном, рациональной или чувственном уровне оно осуществляется. В узком смысле под сознанием понимают функцию мозга, которая занимается тем что отражает в нашей психике события и явления действительности. Сознание связано с речью человека, а также отвечает за целеполагание и планирование.

Вопросом человеческого сознания занимаются такие дисциплины как философия, психология, науки, изучающие искусственный интеллект. Перед учеными сегодня стоит ряд острых вопросов, на которые нет пока однозначного ответа:

Что такое эмоциональное сознание

Эмоционально сознание несет ответственность за:

Мысли связаны как с глубинным сознанием, так и с интеллектом.

Эмоциональное сознание представляет собой достаточно сложную систему связей. Эмоциональное сознание берет на себя большую часть работы всего сознания. Человеку достаточно трудно сделать перевод с незнакомого ему языка на родной и наоборот даже имея перед собой словарь. Интеллекту сложно работать без поддержки эмоционального сознания, без эмоционального сознания человек становится весьма беспомощным. Зная эту закономерность не составит труда объяснить почему человек, который знает тысячу иностранных слов и все грамматические структуру иностранного языка, не в состоянии на нем общаться. Не стоит сомневаться, что эмоциональное сознание играет очень важную роль в жизни человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Человек редко задумывается над вопросом почему он воспринимает мир определённым образом. Исходя из выражения «сколько людей, столько и мнений», можно сделать вывод что каждый человек воспринимает мир, ситуации, явления субъективным способом.

Древнегреческий мыслитель Платон сравнивал наш мир с пещерой, в которой заточены люди, они рождаются в это пещере и находятся в ней спиной к выходу, свои представления о мире они формируют на основе теней, которые они видят на стенах пещеры. Иными словами, они воспринимают мир в виде некой иллюзии. На самом деле это действительно так. Когда у человека хорошее настроение, то и весь мир кажется ему доброжелательным, люди приветливыми, и напротив, когда настроение подавленное, мир кажется враждебным, люди вызывают раздражение.

Роль осознанных эмоций достаточно велика в нашем сознании. Практически на все что мы встречаем в своей жизни мы первостепенно реагирует именно эмоциональным образом. Эмоции дают нам первое представление о предметах и явлениях действительности, они также определяют и наше дальнейшее отношение к окружающему миру. Помимо всего прочего есть в окружающем мире и вещи, которые для определённого человека могут вообще не существовать, так как эти предметы и явления не вызывают у человека вообще никаких эмоций. Эмоции так де еще отражают и нашу взаимосвязь с определенными людьми и предметами. Чем сильнее эмоции, тем крепче связь. Кроме того, чем сильнее связи, тем мы будем сильнее вовлечены и заинтересованы в процессе кооперации с важными для нас людьми, предметами, явлениями. Исходя из того какую эмоциональную оценку, мы даем явлениям окружающего мира, мы строим свои представления о нем. Безусловно это может быть не всегда объективным.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наши эмоции имеют неразрывную связь с нашим сознанием. Эмоции — это посредники сознания, они изменяют реальность исходя из наших предпочтений и привычек.

Этапы развития эмоционального сознания

На втором этапе индивидуальное «Я» становится более сильным и независимым. Переход к этому этапу происходит достаточно постепенно и неосознанно. На втором этапе человек может разделить свои ощущения и свое «я». Наша жизнь уже перестает быт разделенной на два противоположных полюса, на черное и белое, теперь в центре нашего мира стоит наше «Я». На данном этапе эмоции связывают нас и то что происходит вокруг. Эмоции отражают наше отношение к окоряющим событиям. Такой мир является субъективным и эгоцентричным. Для этого тапа характерны механизмы психологической защиты. Цель нашего сознания получать максимальное удовольствие и ограждаться от негативного воздействия. Так или иначе на этом этапе нашим сознанием все еще руководят эмоции.

Третий этап называется этапом зрелости. Теперь человек стремится не к удовольствиям, а к реальности жизни. Психически и эмоционально зрелый человек в состоянии отделить свое сознание от своих потребностей, эмоций и чувств. На этом этапе человек умеет разграничивать свои собственные субъективные ощущения и мысли от реального мира. Он может сознательно контролировать свои эмоции и чувства. Эмоции на этом этапе становятся элементами творчества. Такие способности наблюдаются у музыкантов, художников, поэтов. Они могут передавать через свои произведения искусства глубокие идеи другим людям.

На этом этапе человек преодолевает власть эмоций, начинает понимать и осознавать суть вещей. Теперь проводниками нашего становятся не эмоции, а разум, интеллект.

Источник

Консультации по обществознанию

Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям. Смотреть фото Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям. Смотреть картинку Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям. Картинка про Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям. Фото Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям

Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям. Смотреть фото Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям. Смотреть картинку Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям. Картинка про Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям. Фото Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям

Список вопросов теста

Вопрос 1

Вопрос: Что в структуре сознания относится к познавательным процессам?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) принятие решений

Варианты ответов
Вопрос 2

Вопрос: Что можно отнести к бессознательному?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

Варианты ответов
Вопрос 3

Вопрос: Что в структуре сознания относится к эмоциональным состояниям?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

Варианты ответов
Вопрос 4

Вопрос: Верны ли утверждения?

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Субъектом познания может выступать как отдельный человек, так и совокупность людей.

__ Один из создателей эволюционной теории Чарльз Дарвин по своим убеждениям был агностиком.

__ Одним из методов познания является аналогия.

__ В познавательной деятельности, в отличие от трудовой, результат не имеет практического значения.

__ Стремление познать окружающую действительность характерно только для человека.

Варианты ответов
Вопрос 5

Вопрос: Что из перечисленного относится к методам (формам) самопознания?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

Варианты ответов
Вопрос 6

Вопрос: Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

5) научное исследование

Варианты ответов
Вопрос 7

Вопрос: Верны ли утверждения?

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

Варианты ответов
Вопрос 8

Вопрос: Какому из терминов соответствует определение?

Мысль, которая отражает существенные признаки объекта, явления.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

Источник

Понятие эмоций и эмоциональных состояний в психологии

Многообразие эмоциональных проявлений человека выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях, устойчивых чертах личности. Термин «эмоции» в широком смысле объединяет все эти понятия. Эмоциональные явления, внешнее выражение эмоций давно вызывают у психологов практический и научный интерес. Эмоциональные состояния представляют собой целый класс эмоциональных явлений и являются специальным предметом молодой отрасли психологической науки – психологии состояний, а также большой области психологического знания – психологии эмоций. Изучение эмоционального состояния как самостоятельного психологического феномена возможно на стыке психологии эмоций и психологии состояний. Эмоциональное состояние рассматривается также в инженерной психологии, психологии труда, возрастной психологии, клинической психологии, специальной психологии.

В психологическом словаре [1997] эмоции (от французского «emotion», от латинского «emovere» – волную, потрясаю) определяются как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что формой существования эмоций является актуально переживаемое состояние. В психологии эмоции традиционно делятся на чувства, аффекты, собственно эмоции и настроение. И всё же изучение эмоциональных состояний как отдельного целостного психологического явления начинается, на наш взгляд, с момента выделения психологии состояний в самостоятельную отрасль психологической науки. Психология состояний рассматривает различные классы психических состояний: деятельностные, мотивационные, волевые, в том числе и эмоциональные.

История изучения психических состояний как самостоятельного психологического феномена началась в 50 – 60 годы XX века. Основополагающие постулаты в области психологии состояний одним из первых выдвинул отечественный учёный Н. Д. Левитов [1964]. В своей монографии он достаточно полно сформулировал общие задачи изучения психических состояний, актуальные для психологической науки и в настоящее время. Они состоят в следующем:

1) Выделить психические состояния в самостоятельную психологическую категорию и установить связь этой категории с другими психическими явлениями.

2) Дать классификацию психических состояний.

3) Дать подробную феноменологическую характеристику психических состояний.

4) Изучить механизмы возникновения, развития и исчезновения психических состояний.

5) Исследовать особенности психических состояний при различных видах деятельности и при различных условиях внешней среды.

«В качестве отдельной задачи Н. Д. Левитов выделяет изучение психических состояний при грубых нарушениях психической деятельности. Общая цель этих исследований, очевидно, сводится к тому, чтобы разработать надёжную практическую систему управления психическим состоянием» [Немчин 1983: С.12].

В настоящее время, как показывает анализ литературных источников, большая часть задач, определённых Н. Д. Левитовым перед наукой, выполнена. В исследовательских трудах В. А. Ганзена [2004], Л. Г. Дикой [2002], Л. В. Куликова [1997], Т. А. Немчина [1983], А. О. Прохорова [1990, 1991, 1992, 1998, 2003, 2005, 2006], Ю. Е. Сосновиковой [1975], И. И. Чесноковой [2004] и др. отражены теоретические и методологические аспекты проблемы психических состояний: приводятся классификации и методы изучения состояний, определение понятия, функциональная структура феномена. Анализ библиографии, посвященной проблеме психических состояний, показывает фрагментарность и разноплановость исследований в данной области. Среди авторов отмечаются разные мнения относительно природы и регуляционных механизмов состояний. Психология состояний как отрасль психологической науки находится на стадии формирования, накопления эмпирических знаний и оформления теоретической базы. «Психология состояний – это отрасль, изучающая природу, механизмы, закономерности протекания психических, функциональных, эмоциональных состояний, осознаваемых или неосознаваемых личностью в процессе деятельности, общения и поведения» [Агавелян 2004: 159].

Эмоциональные состояния стали объектом внимания учёных ещё в древности. Алкмеон, Демокрит, Платон, Сократ упоминали в своих трудах о «состояниях души» человека, обусловленных влиянием внутренних и внешних факторов. Аристотель, относя психические состояния к особым состояниям души, подчеркивал их связь с «характеристиками телесного субстрата», «выделял их в самостоятельную психологическую категорию». Ученые позднего средневековья и эпохи Возрождения указывают на связь психических состояний с внутренними органами и внешними проявлениями (жестами, позой, мимикой, поведением). «Развитие идей о саморегуляции психической деятельности психических состояний привело в середине XIX века к тому, что И. М. Сеченов выдвинул принцип обратной связи в формировании и течении психических состояний, ставший впоследствии одним из важнейших принципов системной организации психической деятельности человека. Таким образом, И. М. Сеченов фактически открыл новый этап в эволюции учения о психических состояниях, который в дальнейшем привёл к возникновению подлинно научных исследований проблемы адаптации человека к изменяющимся условиям среды и противодействия организма вредным влияниям». Значительный вклад в изучение вопроса происхождения, возникновения, характеристики психических состояний внесли отечественные исследователи первой четверти XX века (В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге и др.) [цит. по: Немчин 1983. С8-11].

Особую роль для разработки проблемы психических состояний сыграла оформившаяся в первые десятилетия XX века научная концепция о гомеостазе (Клод Бернар, Уолтер Кеннон). Основываясь на концептуальные постулаты данной теории о целостности животного организма в его взаимоотношениях с внешней средой и в его борьбе с вредоносными факторами, в конце 30-х годов прошлого столетия Ганс Селье выдвинул концепцию об общем адаптационном синдроме – теорию стресса. Согласно Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [Селье 2004]. В настоящее время выделяют физиологический, физический, патологический и эмоциональный стресс, при этом под стрессом понимаются неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при действии любых значимых для организма факторов. Трактовка стресса как механизма приспособления реакций организма к внешней среде позволяет отнести его к категории психических состояний [Китаев-Смык 1983].

История изучения психического состояния как отдельного психологического феномена подводит нас к вопросу о природе и месте эмоционального состояния в структуре целостного состояния человека и среди других видов состояний. Н. Д. Левитов определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определённый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [Левитов 1964]. Подобным образом определяют психическое состояние Джемс и Рибо [1991, 2002], Ю. Е. Сосновикова [1975]. Такое определение выделяет психические состояния из системы психических явлений, подчёркивая, что они есть нечто целостное, на некоторое время характеризуют своеобразие психической деятельности, с одной стороны связаны с психическими процессами, с другой – с психическими свойствами личности.

Иной подход к пониманию психофизиологического состояния у психологов, изучающих функциональные состояния, возникающие в деятельности: Е. П. Ильин [2001], А. Б. Леонова [2007] и др. Они понимают функциональное состояние как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.

Наиболее полное и точное определение психического состояния даёт А. О. Прохоров. Дополняя определение Н. Д. Левитова, он учитывает положение о связи переживания и внешней деятельности, поведения, а также понимание ситуации как основной причины возникновения психических состояний. «Психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [Прохоров 1991: 14].

Л. В. Куликов [1997] рассматривает психическое состояние как сложную психическую реакцию, выделяет следующие основные детерминанты состояния:

1) потребности, желания и стремления человека (более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания);

2) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы личности, физический тонус и ресурсы организма);

3) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

П. В. Симонов выделяет взаимосвязь между потребностью, степенью её удовлетворения и эмоциональным состоянием человека, при этом не исключает влияния других факторов на возникновение того или иного эмоционального состояния. Среди этих факторов он отмечает:

– индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

– фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

– качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели – фрустрацию.

Все перечисленные факторы обусловливают, как утверждает П. В. Симонов, лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) её удовлетворения [Симонов 1981].

Классификация Ю. Е. Сосновиковой [1975] базируется на общих существенных философских принципах рассмотрения явлений: категориях времени, пространства, структуры и функций. В соответствии с этими принципами она выделяет следующие принципы классификации состояний: по степени продолжительности (кратковременные, малопродолжительные, продолжительные состояния); степени распространённости (замкнутые внутри системы, выраженные внешне, определяемые местоположением человека в пространстве, местом и степенью удалённости от центра); степени напряжённости (всего тонуса, различных компонентов); степени адекватности (ситуативные, соответствующие нормам морали); степени осознанности (ситуативные, осознанность самого состояния). Данная классификация позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние по различным критериям. Ю. Е. Сосновикова указывает на эмоциональный компонент состояния, подчеркивает, что «одно и то же психическое состояние может выражать собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слёзы, радость – сопровождаться печалью, а гневу может сопутствовать радость» [Сосновикова 1975. С.80].

Для анализа психических состояний Н. Д. Левитов предлагает использовать следующие основания:

1) Состояния личностные и ситуативные: в первых выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых – особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции.

2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.

3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической, и в первую очередь с психологической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния; вдохновение – состояние, положительно влияющее на деятельность человека.

4) Состояния продолжительные и краткие. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна; утомление может иметь разный уровень осознанности.

В. А. Ганзен [2004] в своём исследовании приводит систематизацию психических состояний человека. Он считает целесообразным различать состояния установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию. По мнению В. А. Ганзена, чувства проявляются в форме различных эмоциональных состояний. Проведённый В. А. Ганзеном анализ показал, что множество психических состояний человека распадается на две группы: 1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека; 2) состояния сознания – внимания.

Л. В. Куликов выделяет эмоциональные состояния в весьма специфический класс состояний, отличающийся большим объёмом, наибольшим пересечением с другими классификационными группами, поэтому целесообразнее рассматривать не эмоциональные состояния в чистом виде, а эмоциональные характеристики, которые присущи любым психическим состояниям: волевым, когнитивным, состояниям внимания, сознания [Куликов 1997]. В. А. Ганзен [2004], Л. В. Куликов [2004], Н. Д. Левитов [1964], А. О. Прохоров [1991], Ю. Е. Сосновикова [1975] и др. выделяют эмоциональные состояния в отдельный класс психических состояний, отличающихся специфической структурой и внешним выражением.

Что касается классификации эмоциональных состояний, то традиционно они делятся на две большие группы: положительные (благоприятные, улучшающие выполнение деятельности) и отрицательные (неблагоприятные, ухудшающие выполнение деятельности) [Ганзен 2004, Куликов 2004, Прохоров 1991, Сосновикова 1975 и др.] С. Л. Рубинштейн подчёркивает, что положительный или отрицательный характер эмоционального состояния зависит от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам. По мнению П. К. Анохина [1979], положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведёт к отрицательным эмоциям.

В группе аффективных состояний В. А. Ганзен [2004] выделяет две подгруппы с ярко выраженным эмоциональным компонентом: эмоциональные и гуманитарные состояния. Первая подгруппа объединяет состояния, характеризующие эмоциональную реакцию человека на актуальный раздражитель (симпатия – антипатия, синтония – асинтония, дружба – вражда, любовь – ненависть, восхищение – возмущение). Вторая подгруппа включает состояния, сопровождающие проявления чувств людей, чаще всего в процессе общения (атараксия – волнение, радость – грусть, счастье – страдание, экстаз – ярость).

В. С. Агавелян [2004] структурно подразделяет эмоциональные состояния на стенические, астенические и амбивалентные. В эмоциональных состояниях ярко выражена субъективная сторона переживаний от радости до страданий. Стенические состояния многофакторны и являются побудителями и вдохновителями к деятельности, то есть они в большей степени личностно обусловлены и имеют мобилизующее влияние на человека. Астенические состояния дезорганизуют, вводят в депрессию, агрессию, панику, страх, даже парализуют волю, искажают деятельность. Амбивалентные состояния мало изучены, но они придают устойчивость, стабильность в жизнедеятельности на определённый период времени [Агавелян 2004].

Дезорганизующая функция аффектов отражается на моторном аспекте деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности: в той или иной мере нарушается сознательный контроль в выборе действия. Регулирующая функция аффектов состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, создающих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект [Рубинштейн 2000].

Н. Д. Левитов [1964] характеризует эмоции как психические состояния, не переходящие в настроение и возникающие, когда не удовлетворяются некоторые органические потребности. Примером может служить состояние голодания. Нельзя это состояние свести к органическому ощущению голода, оно ярко, эмоционально выражено и может в случае продолжительности захватить всю психику человека. «Часто эмоции переходят в настроение. Ученик, получив на экзамене отличную отметку, переживает ярко выраженную эмоцию радости, и под влиянием этой радости он может целый день и даже больше времени находиться в хорошем настроении» [Левитов 1964. С.127]. Каждая эмоция как психическое состояние своеобразна по своему источнику, по переживаниям и проявлениям в деятельности человека.

Для настроения как для эмоционального состояния характерны следующие признаки: 1) слабая интенсивность; 2) значительная длительность; 3) неопределенность происхождения, причин настроения; человек не осознаёт зависимости настроения от конкретных ситуаций; 4) влияние на активность человека.

С. Л. Рубинштейн [2000] определяет настроение как бессознательную, эмоциональную оценку личностью того, как на данный момент складываются для неё обстоятельства. Чувственную основу настроения, по мнению С. Л. Рубинштейна, составляют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и органические ощущения, исходящие от внутренних органов.

Л. В. Куликов [1997] выделяет в настроении пять компонентов: релятивный (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный и компонент физического самочувствия. Л. В. Куликов рассматривает настроение как интегральный показатель переживаемых в данный момент чувств и эмоций. Он считает, что настроение является лишь частью психического состояния, а не особым видом эмоциональных переживаний, наряду с эмоциями и аффектами [Куликов 1997].

Стресс. Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффектам, а по длительности приближающуюся к настроению, представляют стрессовые состояния или эмоциональный стресс (от англ. stress – давление, нажим, напряжение) [Китаев-Смык 1983, Селье 2004]. Л. В. Куликов [2004] определяет стресс как состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение. Напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов в организме и психике в сторону повышения или понижения (в зависимости от индивидуальных особенностей человека). Среди наиболее частых проявлений стресса Л. В. Куликов, О. А. Михайлова [2004] отмечают ощущение потери контроля над собой, недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость), вялость, апатия, повышенная утомляемость, расстройства сна. Разновидностями, или компонентами, эмоционального стресса являются тревожность, страх, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром.

В психологии состояний помимо эмоций, чувств, аффектов, стресса и настроения выделяют состояние фрустрации. В своих трудах феномен фрустрации описывают Ф. Е. Василюк, А. И. Еремеева, Э. И. Киршбаум, Д. Креч, А. С. Кузнецова, Н. Д. Левитов, А. Б. Леонова, М. А. Мкртчян, В. Н. Панкратов и др. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние острого переживания неудовлетворённой потребности. Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью её реализации, срывом мотивированного поведения. Для фрустрации характерны следующие признаки отрицательных переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения». Адаптивное поведение характерно для человека, у которого даже под воздействием сильных раздражителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это является следствием толерантности, т. е. терпимости по отношению к фрустраторам. Если толерантность низка, то человек реагирует на фрустраторы даже незначительной силы неадекватным поведением – агрессией, которая может быть направлена на предполагаемого виновника фрустрационной ситуации, на самого себя, на любого другого человека, на окружающих.

Исследователи эмоций – выделяют следующие функции эмоциональных состояний: 1) сигнальную; 2) оценочную; 3) побудительную; 4) функцию предвосхищения; 5) мобилизующую; 6) функцию предкогнитивной оценки реальности; 6) коммуникативную или экспрессивную функцию.

Таким образом, эмоциональные состояния являются одним из видов психических состояний человека наряду с состояниями деятельностными, волевыми, внимания, сознания. Среди множества эмоциональных явлений: реакции, процессы, черты личности, поведенческие акты – эмоциональные состояния как форма существования (проявления) чувств и эмоций требуют специального рассмотрения и выделения в качестве отдельного класса эмоциональных явлений.

Эмоциональное состояние всегда детерминировано внутренними и внешними причинами, определяется условиями ситуации и особенностями восприятия личностью данных условий. В зависимости от степени удовлетворения потребностей индивида и качества влияния на характер деятельности человека эмоциональные состояния делятся на благоприятные и неблагоприятные.

В психологии эмоций и состояний выделяют такие виды эмоциональных состояний, как аффект, собственно эмоции, чувства, стресс, фрустрация, настроение. Данные виды эмоциональных состояний качественно отличаются друг от друга, влияют на поведение и деятельность человека, выполняют различные функции.

Эмоциональные состояния различаются по продолжительности (продолжительные и краткие), силе влияния на переживания и поведение человека (глубокие и поверхностные), модальности (положительные и отрицательные), воздействию на организм (стенические, астеническиеи амбивалентные), степени осознанности (осознанные и неосознанные), выполняемым функциям.

Эмоциональные состояния являются важным компонентом в общей картине состояния человека, его эмоциональной характеристикой, влияющей на когнитивную, волевую, мотивационную сферу. Для анализа эмоционального состояния важно учитывать его взаимосвязь с другими состояниями личности как структурной целостности. Эмоциональные состояния имеют физиологическую основу, связаны с деятельностью нервной, пищеварительной, кровеносной систем. Эмоции имеют внешнее выражение – эмоциональную экспрессию, которая проявляется в мимике, жестах, позе, действиях индивида. Эмоциональное состояние является результатом оценки ситуации, достижения цели, величины расхождения между желаемым и достигнутым.

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *