Что в волгограде с электротранспортом
Закопали миллиарды и бросили: почему в Волгограде не развивают метротрам
1 июля московские власти объявили, что в столице через 5 лет начнется строительство скоростного трамвая. В Волгограде же уникальный скоростной трамвай, да еще и местами подземный, так любимый горожанами за мобильность и надежность, существует уже больше 35 лет. Однако СТ несмотря на шапкозакидательские обещания городских властей никак не может получить необходимого ускорения, чтобы наконец соединить северную и южную часть города.
Уникальный волгоградский метротрам
Волгоградская трамвайная система движения с элементами метрополитена является уникальной для российских городов. Идея ее строительства начала реализовываться в 1970-м с возведения наземных участков линии, а уже в 1976 году — подземной части. Спустя 14 лет 5 ноября 1984 года было запущено постоянное пассажирское движение первой очереди волгоградского скоростного трамвая — 13,5 км. (3,5 км — подземная часть с двумя подземными станции и одна — на эстакаде).
Сразу после запуска в 1985 году началось строительство второй очереди СТ. Из-за объективных условий — заморозки проекта в перестроечные времена на строительство ушло уже не 14, а более 25 лет. Спустя четверть века 1 декабря 2011 года состоялся запуск второй очереди скоростного трамвая. На его подземном участке три станции протяженностью 3,8 км., тоннели не скрещиваются, а пути рассчитаны только на вагоны с двухсторонним расположением дверей и кабинами управления по обоим концам для возможности реверсивного движения на конечной станции «Ельшанка».
Таким образом сейчас общая линия СТ «ВГТЗ — Ельшанка» имеет 17,3 км в длину — из них под землёй — 7,1 км. Такой маршрут позволяет волгоградскому скоростному трамваю соединить пассажирским сообщением сразу пять районов города. Но не охваченными остаются еще целых три.
От ВГТЗ до ВолГУ за 50 минут
Вопрос о строительстве 3-й очереди скоростного трамвая от станции «Ельшанка» до станции «Государственный университет» в течение 3-х лет активно обсуждался с 2011 года — со времени открытия второй очереди. Продолжение ветки СТ могло бы сократить время передвижения из северных и центральных районов города в Советский и Кировский районы в 2-3 раза, а из Тракторного района, например, до ВолГУ можно было бы добраться минут за 50.
— Это вопрос не только в плоскости транспортной инфраструктуры. Можно было бы увеличить инвестиционную привлекательность Советского и Кировского районов и всего города в целом, создать около 900 рабочих мест в период строительства и не менее 500 рабочих мест для эксплуатации линии, увеличить транспортную доступность крупных вузов, снизить уровень загрязнения выхлопными газами в Ворошиловском, Кировском, Советском районах не менее, чем на 25%, а в городе в целом- не менее, чем на 8%, — рассуждает знакомый с проектом экс-депутат Волгоградской областной Думы от фракции КПРФ Михаил Таранцов.
Однако на деле получился, что называется, «пшик» — проект то ли растаял в воздухе, то ли провалился под землю.
Проект ушел под землю
Согласно данным открытых источников еще в 2013 году был заказан масштабный проект, предполагающий строительство третьей очереди скоростного трамвая. Тогда 400 млн рублей были потрачены на геодезические изыскания и составление документации. Весной 2014-го года городские власти планировали проект завершить, а затем под готовую документацию привлечь федеральные деньги. При хорошем раскладе запуск третей очереди подземного трамвая мог начаться в 2016 году, но что-то пошло не так. И городские, и областные власти о проекте предпочли забыть и начали активно развивать другие виды транспорта, например, автобусные пассажирские перевозки.
Самое последнее публичное высказывание о не случившейся третьей очереди сделал председатель комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев.
— Васильев высказался в том духе, по закону о местном самоуправлении это вопрос Волгограда, который он должен финансировать за свой счет. Далее цитата его выступления «реализация Волгоградом подобного масштабного проекта в настоящих экономических условиях не представляется возможным.» — рассказал Михаил Таранцов
Такую нелюбовь к трамваям властей всех уровней Михаил Таранцов объясняет ревностным отношением волгоградских властей к другому виду транспорта.
— Я считаю, что дело в ООО «Волгоградский автобусный парк», которое, как утверждают СМИ, является дочерней структурой крупной транспортной компании «ПитерАвто», которая заходила на рынок транспортных услуг региона при активной поддержке многих должностных лиц разного уровня в области. ООО «ВАП» из бюджета получает до 350 млн рублей ежегодно. А вот поддержка МУП «Метроэлектротранс», с каждым годом все меньше и меньше. Источники в МУП «Метроэлектротранс» утверждают, что сознательно затягивают с приобретением новых троллейбусов, не разрешают размещать на них рекламу, дублируют их маршруты коммерческими автобусами и т. д. Михаил Таранцов, экс-депутат Волгоградской областной Думы
Как метро до луны
Итак, вместо перспектив продлить ветку метротрама в Советский и Кировский районы, волгоградские чиновники на днях отчитались, что планируют реконструировать уже существующие рельсы и линии, чтобы обновить подвижной состав. То есть обновить старые рельсы вместо удлинения ветки маршрута.
— Департамент городского хозяйства администрации Волгограда разработал проект пятилетней программы развития городского общественного транспорта. Перспективные планы предусматривают полную реновацию трамвайных путей и закупку порядка 250 единиц электротранспорта. Для сохранения транспортного обеспечения волгоградцев на период реконструкции линии СТ, администрация города предусматривает запуск альтернативного усиленного троллейбусного маршрута, — рассказали в мэрии Волгограда.
Один из активистов движения «Электротранспорт Волгограда» #ТрамвайЖиви Олег Кравченко закончил ВГТУ по специальности «Транспорт», написал несколько научных работ и составил проекты развития электротранспорта в городе-миллионнике. По его мнению, последнее громогласное заявление мэрии чистый популизм и попытка реабилитироваться в ответ на критику об уничтожении электротранспорта Волгограда в общем и постепенном закрытии маршрутов в частности.
— Мы видим крайне неграмотное планирование и составление дорожной карты. Например, в планах городских властей реконструировать скоростной трамвай, а потом уже строить новые линии и запускать троллейбусы. То есть речь идет о том, чтобы остановить скоростной трамвай, но троллейбусы даже не куплены, и не исключен вариант, что всех погонят на маршрутки. Это полнейшая некомпетентность, технически это неграмотно. Это я говорю как специалист по образованию транспорт, — делится своим мнением Олег Кравченко. — К тому же рельсы не так сильно изношены, не отличные, но хорошие. Их еще 5-7 лет минимум можно эксплуатировать. Нужно строить новые линии, а не менять работающую инфраструктуру. Пока линии только разрушаются, а маршруты закрываются. При таких реалиях все озвученные планы городских властей все равно, что заявить — мы сейчас на луне метро пустим. Вероятность примерно одинаковая.
По словам активистов, пока никто из них в глаза не видел документы, проекты и заявки отправленные в Правительство, о которых так смело говорят городские власти. Зато налицо очередное сокращение маршрутов. С 1 июля перестал ходить трамвай 1-го маршрута, троллейбус № 10, а трамвайные маршруты СТ и 12 работают с усеченном варианте.
В завершение отметим, что, как и при написании предыдущей публикации «Не по пути: зачем в Волгограде ликвидируют электротранспорт», оперативных ответов от мэрии Волгограда на вопросы о причинах не самого теплого отношения к городскому электротранспорту и заморозке третьей очереди скоростного трамвая нашей редакции получить не удалось.
Единственным результатом обратной связи стали вот эти красочные проекты — фото современных трамваев, которые предположительно поедут по отремонтированным рельсам.
Не по пути: зачем в Волгограде ликвидируют электротранспорт
Это решение городских властей стало очередной разрушительной волной для «флота» электротранспорта города-миллионника и породило настоящее «цунами» народного гнева в соцсетях.
Вековая любовь к трамваю
Привязанность, а можно сказать, что и любовь к трамваю, к его мерному стуку колес у волгоградцев-сталинградцев буквально генетическая. Первый электрический трамвай появился в Царицыне в апреле 1913 года. На тот момент трамваи уже были в 36 губернских городах Российской империи, но именно Царицын стал первым уездным городом с новым электротранспортом. Трамвай полюбился горожанам по ряду причин — не только из-за удобства, но и тем, что он был дешевле поездок на извозчике. Один трамвайный билет в ту пору стоил 5 копеек. Электротранспорт продолжал развозить сталинградцев даже во время войны и работал вплоть до 23 августа 1942 года, когда массированная немецкая бомбардировка превратила в руины целые городские кварталы.
Не будем пересказывать все этапы роста и развития волгоградского трамвайного древа маршрутов, которое насчитывает уже более чем вековую историю, поскольку сейчас более актуально говорить об угрозе, нависшей над данным видом электротранспорта и его родным братом — троллейбусом.
На днях департамент городского хозяйства мэрии Волгограда обновил список маршрутов электротранспорта на второе полугодие 2020 года. И в нём не оказалось сразу двух троллейбусных и трамвайных направлений. Причина упразднения не уточняется. Согласно опубликованному плану перевозок, на областной центр-миллионник на линии остаются 12 трамвайных маршрутов и всего четыре троллейбусных.
Как в Волгограде убивают электротранспорт
Новую инициативу городских властей мгновенно окрестили в соцсетях отсроченным убийством электротранспорта.
— В нашем городе происходит планомерное разрушение электротранспорта. Трамваи и троллейбусы всегда были основным городским транспортом. Десятилетия это была развитая сеть маршрутов и стабильная работа в любое время года и любую погоду с раннего утра до позднего вечера. Но последние годы под предлогом оптимизации комплексной транспортной схемы администрация Волгограда систематически разрушает электротранспорт. Например, полностью было разрушено троллейбусное движение и ликвидированы маршруты в Красноармейском районе и на шоссе Авиаторов. волгоградская активистка Наталья Абрамова
Волгоградцы еще помнят внедрение « новой схемы пассажирских перевозок » в Кировском и Советском районах три года назад. Тогда южные районы Волгограда остались без экологически чистого электротранспорта. Отмена троллейбуса № 18, например, значительно осложнила передвижения жителей. А, например, блогер Варламов, узнав о новой волне закрытия маршрутов электротранспорта в Волгограде в середине июня открыто назвал такой шаг попыткой обмануть горожан.
Маршрутки и автобусы не предлагать
Больше всего защитников нашлось у трамвайного маршрута № 1. Причем волгоградцы, живущие в непосредственной близости от его остановок, и чьи дети учатся в одной из пяти (!) школ, мимо которых проходит «единичка», беспокоятся не просто за удобство и перемещения с комфортом, а за безопасность малолетних детей.
— Я живу на улице Гурзуфской. Нам очень нужен трамвай, пусть он здесь останется. У меня, например, двое несовершеннолетних детей, среднего и младшего школьного возраста. Они ездят в школу на трамвае. Ездят и с Мончегорской, и с Просвещения. А иначе у нас просто не дойти до маршрутов 3 и 4, в межсезонье слякоть, грязь, гололед, я детей туда не пущу — рассказала жительница Ворошиловского района Юлия.
— Мы с улицы Оленегорской. Я живу там с 1957 года. Трамваи ходили регулярно, ходили двойные трамваи, всегда были переполнены, все было хорошо. Пока не стала ходить «четверка». Она едет из города и «перебивает» «единицу». Получается, что наш «закуток» с людьми, три поселка Блочный, Кирпичный, Финский, остались совсем без трамвая. Если сейчас нас лишат трамвая, мы будем в «западне», отрезаны от мира. Это Ворошиловский район, не деревня, и не колхоз, а считай центр города, — эмоционально восклицает волгоградка Галина. На эмоциональные заявления жителей, вставших на защиту «единички», мэрия Волгограда ответила бравыми пресс-релизами.
Странный комфорт
Городские власти, словно не слыша людей, на днях отчитались, что для удобства и даже комфорта жителей частного сектора, проживающих в Ворошиловском районе, в качестве одной из альтернатив ликвидируемому первому трамвайному маршруту организован новый вспомогательный автобусный маршрут № 8а. Он свяжет улицы Просвещения, Морфлотскую, Огородную с центром города, а также Второй, Первой и Нулевой продольными магистралями. Предполагается, что на маршруте протяженностью порядка 20 км будут работать 25 автобусов малой вместимости.
Для человека постороннего, не пользующегося «единичкой», все логично и объяснимо. Однако, волгоградские активисты, которые пообщались с жителями Дар-горы, заподозрили неладное. Дело в том, что данные опросов и расчеты нерентабельности трамвая первого маршрута нуждаются в дополнительных проверках, уверен руководитель регионального отделения Федерального комитета по контролю, борьбе с коррупцией и терроризмом в г. Волгоград и Волгоградской области Анатолий Полунин.
— По моим данным, была серьезная фальсификация статистики, чтобы показать нерентабельность трамвая. Людям элементарно не продавали билеты, люди ездили бесплатно, а учет пассажиров велся с грубыми нарушениями, их число занижалось. Например, в салон трамвая заходили 10 или 12 человек, а ставились отметки, что зашло 2 или 3. Это не просто голословные утверждения, а есть свидетельства очевидцев, которые мы зафиксировали на видео. Анатолий Полунин, руководитель регионального отделения Федерального комитета по контролю, борьбе с коррупцией и терроризмом в г. Волгоград и Волгоградской области
Учитесь на чужих ошибках
Как только ролики об угрозе, нависшей над волгоградским трамваем появились в сети, это мгновенно нашло отклик у жителей других регионов. Некоторым из них об удобном элеткротранспорте остается только ностальгировать. (орфография сохранена)
— Астрахань с вами. Дорогие наши Волгоградцы боритесь за электротранспорт не давайте разрушать его чиновникам и администрации города
— Архангельск с Вами! Народ страдает очень без трамвая. Губернаторам не понять никогда, их возят на иномарке, им глубоко наср. на народ! В Волгограде вообще трамваю альтернативы нет, там он по выделенке чешет практически до ВГТЗ, никакая ср… маршрутка с ним не сравнится. Обслуживание электросетей в разы дешевле, чем гнилой асфальт через каждые 5 лет класть, особенно по пр. Ленина :))). Рельсы переживут все.
Конечная остановка?
Один из активистов движения «Электротранспорт Волгограда» #ТрамвайЖиви Олег Кравченко закончил ВГТУ по специальности «Транспорт», написал несколько научных работ и составил проекты развития электротранспорта в городе-миллионнике, но сейчас вместо внедрения своих разработок и модернизации вынужден сосредоточиться на общественной деятельности, чтобы электротранспорт в Волгограде просто не уничтожили.
— Это свинское отношение к людям со стороны власти, ведь очевидно же, что сейчас в частном секторе на Дар-горе нет даже подъездных путей кроме трамвайных рельсов. Нет пешеходных дорог для школьников, нет освещения. Инфраструктура элементарно не готова. И при этом электротранспорт разрушают умышленно в интересах коммерческого перевозчика ООО «ВАП». Мы делаем все, что можно, а именно привлекаем внимание к проблеме. Мы только за неделю собрали около тысячи подписей в защиту трамвая маршрута номер 1. Пишем обращения и заявления в прокуратуру, СК РФ, депутатам, стараемся добиться максимальной огласки, — рассказал журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» Олег Кравченко.
По словам активиста, копии подписных листов будут переданы в прокуратуру, в администрацию города Волгограда, в администрацию Волгоградской области, в Администрацию Президента России и депутатам Государственной Думы.
При этом действия мэрии активисты не только критикуют, но предлагают вполне конкретные инициативы и решения, которые лежат на поверхности.
Например, о запуске «длинных» единиц общественного электротранспорта по обеим продольным с пересадочными узлами в южном (Кировский район) и северном (Спартановка) концах города.
— Вместо сложных номеров у них должны быть надписи П1 или П2 П1 — от пос. ГЭС до Кировского (троллейбусное депо № 6), П2 — от Красноармейского до Тракторного. Напрашиваются два мощных пересадочных узла — в Кировском у троллейбусного депо № 6 и на Тракторном, на пересечении 1 и 2 продольных. Пересадки должны быть бесплатные, а схема с продольными и подвозными маршрутами адекватной — предлагает telegram-канал «Красный депутат», за которым предположительно стоит депутат городской думы Илья Кравченко.
Активисты уверены, что, если в бюджете Волгограда отсутствуют средства на содержание и развитие транспорта, их нужно предусмотреть. А если дефицит такой уж серьезный, то можно, например, направить на эти цели десятки миллионов рублей, которые тратятся ежегодно для закупки дорогих иномарок чиновников городского и областного уровней.
В завершение отметим, что оперативных ответов от мэрии Волгограда на вопросы о том, насколько оправдала себя стратегия сокращения электротранспорта (троллейбусов) и замена его маршрутов подвижными единицами ООО «ВАП» и муниципальными автобусами, а также какие выводы можно сделать из итоговых годовых цифр пассажиропотока по разным видам транспорта: трамвай/троллейбус/автобус нам получить не удалось.
Электротранспорт Волгограду больше не нужен?
Сразу несколько событий произошло в Волгограде за последние несколько недель, связанных с работой электротранспорта. В конце мая местный центр управления пассажирскими перевозками заинтересовался мнением горожан о троллейбусах – был разработан опрос, в котором варианты ответов почему-то изначально характеризовали этот вид транспорта лишь негативно:
В мэрии тогда уточнили, что на основе полученных данных специалисты смогут подготовить рекомендации по улучшению работы городского электротранспорта и повышению качества перевозки пассажиров.
Сам опрос на текущий момент уже закрыт, но, видимо, работа по его итогам только началась. Портал V1.RU обратил внимание, что в опубликованном перечне маршрутов городского электрического транспорта Волгограда на второе полугодие 2020 года отсутствует несколько маршрутов. И если судить по тому, что все последние годы троллейбус в Волгограде планомерно уничтожался, ожидать позитивного развития событий сложно.
В городе убрали трамвайный маршрут №1, а также троллейбусный маршрут №10. Пока во всём мире думают об экологии городов, о развитии электротранспорта, в Волгограде, похоже решили начать его «оптимизацию». Если говорить конкретно про те маршруты, которые сейчас в городе ликвидировали, то может показаться, что ничего страшного не произошло:
Можно сказать: «Подумаешь, две остановки пропали – жители могут и прогуляться». Но, во-первых, часто трамваем пользуются именно люди старшего возраста, для которых пройти лишние полкилометра не так просто. Во-вторых, мы сталкиваемся с российской действительностью, которая не всегда предполагает саму возможность прогулки:
Стоит заметить, что и сторонников отмены троллейбусов найти сложно:
Здесь проблема еще и в том, что планомерное уничтожение троллейбусов в Волгограде идет уже не первый год. За них активно взялись еще в 2011 году, когда в городе было 16 маршрутов: троллейбусы списывали, депо закрывали, активно демонтировали контактную сеть.
В итоге в городе осталось лишь 4 троллейбусных маршрута из 16 и около 200 троллейбусов, что на треть меньше, чем 10 лет назад.
К сожалению, в современных реалиях мы часто видим ситуацию, когда после исчезновения муниципальных троллейбусов и трамваев приходят частные перевозчики. Или же мэрия, вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие современного транспорта, обновлять подвижной состав, модернизировать бесконтактную сеть, просто заменяет электротранспорт на автобусы.
А ведь троллейбус и трамвай – это более экономичные и более экологичные виды городского транспорта, чем автобус. Они соответствуют всем главным принципам развития современного общественного транспорта. Странно видеть, когда города устраняют троллейбусы с трамваями, мотивируя это их низкой популярностью, медлительностью или неповоротливостью, в пользу маршруток, ПАЗиков или автобусов.
Во всех современных городах сегодня как раз идет развитие электротранспорта, причем иногда строительство ведется с нуля. Вот, например, строительство трамвая в Вене (Австрия):
Новый троллейбус в Арнеме (Нидерланды):
Трамвай в Варшаве (Польша):
Так почему электротранспорт эффективен даже в небольших европейских городах, но в России часто превращается в гробы на колёсах, которые при любом удобном случае власти уничтожают? Почему у нас вечно говорят про низкий пассажиропоток? Ответ и прост, и сложен одновременно: система живёт одним годом, поэтому легче и проще купить пару ПАЗиков, чем следить за контактной сетью, рельсами и подстанциями. У большинства городов даже нет документов транспортного планирования, где описывались бы общие цели и шаги на несколько лет вперёд.
Если закупить удобный транспорт, уложить нормальные пути и стрелки, построить удобные остановки и начать возить людей в человеческих условиях, то троллейбус с трамваем сможет даже окупать своё существование – люди пойдут в него и будут с радостью покупать билеты. Это хорошо видно на примере того же «Чижика» в Петербурге. Но для этого нужна долгая системная работа разных департаментов города.
Возможно, конечно, администрация Волгограда и даст какое-то логичное объяснение закрытию маршрутов, представит план по обновлению и восстановлению электротранспорта, но пока есть ощущение, что это очередная попытка обмануть горожан, убрав по-тихому несколько маршрутов.
Троллейбусы и трамваи — это современно, экологично и даже выгодно, но для этого нужно постоянно ими заниматься.
Стройка «подземки» до ВолГУ, восстановление троллейбусных линий и продление трамвая: волгоградский инженер о развитии общественного транспорта
Читайте также:
«Блокнот Волгоград» сегодня, 27 января, удалось побеседовать с волгоградским инженером в сфере городского транспорта Олегом Кравченко. Волгоградец не первый год подряд высказывает и отстаивает идеи продвижения в городе электротранспорта — трамваев и троллейбусов. Шесть лет назад он создал свой YouTube-канал «Электротранспорт Волгограда». Наша редакция нередко публикует видеоролики со ссылкой на активиста. В том числе, когда горожане пытались отстоять трамвай №1.
Не так давно в социальных сетях появилась неофициальная схема развития скоростного трамвая в Волгограде — на ней голубая мечта каждого из волгоградцев, кто пользуется общественным транспортом — станции и остановки, совсем почти как метро. А трамвай везет до Красноармейского района. Олег Кравченко заявляет, что строительство новых веток метротрама в Волгограде — реальность. Но пока они лишь «нарисованы фломастером». Маршрутки, признался специалист, считает уделом пригорода. По большинству направлений в Волгограде, где пассажиров перевозят автобусы, давно должны ходить трамваи и троллейбусы, объясняет он.
Неофициальная схема волгоградского метротрама, которая сейчас «гуляет» в открытых источниках. Волгоградцы шутят: это скоростной трамвай через 100 лет
Подробнее о том, почему трамвайно-троллейбусную сеть нужно в ближайшие годы развивать в городе-миллионнике, но чиновники почему-то не желают делать это — в нашем интервью в постоянной рубрике «Лица города».
— Олег, расскажите о себе, как давно вас волнует судьба волгоградского электротранспорта, трамваев и троллейбусов. Вы инженер?
— Когда решили создать YouTube-канал «Электротранспорт Волгограда», какие проблемы и вопросы здесь поднимаете?
— Канал на YouTube появился в 2015 году, после того, как городская администрация стала разрушать троллейбусное движение в южных районах Волгограда. Здесь, в первую очередь, рассказываю о сохранении и развитии электротранспорта города, разоблачаем некомпетентные и даже вредные решения должностных лиц. Иногда не только в Волгограде, но и в других регионах. Например, в Астрахани и Твери. Стараемся освещать социально важные вопросы.
— Это реал-видео о волгоградском скоростном подземном трамвае, он до сих пор интересен всему миру, и фильм-экскурсия про Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ).
Действующая схема волгоградского метротрама
— Автобусы справляются с нагрузкой по перевозке волгоградцев?
— Однозначно нет! Автобусы часто занимают чужое место. На многих направлениях вместо автобусов должны ходить троллейбусы и трамваи.
— Сколько лет потребуется на подобную стройку?
— Строительство и запуск 3-й очереди подземного трамвая до ВолГУ займет около 4 лет. Другие новые трамвайные линии до года.
— Можно ли сократить время в дороге для жителей Красноармейского района, которые ежедневно добираются до работы в центр города и вынуждены стоять в пробках?
— Можно и нужно. Для этого есть электропоезда. Необходимо добавить несколько рейсов из Красноармейского района до Волжского.
— Что думаете по поводу возможной сдачи транспорта в концессии?
— Этого однозначно нельзя допустить. Частник заинтересован в извлечении прибыли, а не в сохранении и развитии инфраструктуры. Напомню, что опыт концессий в сфере ЖКХ привел к снижению качества услуг и повышению тарифов. Если и появился инвестор, то пусть строит свои новые трамвайные или троллейбусные линии. Примером этому может служить скоростной трамвай «Чижик» в Санкт-Петербурге.
В заключение Олег добавил, что строительство 3-й очереди подземного трамвая в Волгограде рано или поздно, скорее, все-таки начнется, что станет не данностью, а насущной необходимостью.