Что в xviii веке петербуржцы называли шутихи
Что в 18 веке Петербуржцы называли шутихи?
Шутихами в 18 веке назывались фонтаны, горки с каруселями и другие развлечения. Кстати, в Санкт-Петербурге фонтаны-шутихи сохранились по сей день.
Оказывается, название очень меткое, как это умеют в русском языке.
Слово шутихи ассоциируется с забавами, развлечениями, веселым времяпрепровождением.
Именно этим словом в Санкт-Петербурге 18 века (Петербург) жители называли фонтаны, карусели, горки для катания.
А фонтаны-шутихи в Санкт-Петербурге сохранились и в наши дни.
Наверное то, что в нынешнее, просвещенно-дикое время называют петардами. Тоже, взрываясь, шуточки шутят.
К тому же, мемуары могут писаться спустя много лет после описываемых событий. За это время взгляды и оценки самого мемуариста могли смениться. Причем иногда радикально. И наконец, иной мемуарист может стремиться оправдать себя или кого-то, представляя события своей жизни/своего прошлого в выгодном для себя свете.
И это историку всегда нужно учитывать.
Часы на Спасской башне имеют свою удивительную историю, растянутую на века. Их несколько раз меняли, реставрировали и ремонтировали. Самый первый механизм был установлен сразу после постройки башни ещё в XV-м веке. Часы были необычными: с 17-ю делениями и вращались не стрелки, а сам циферблат.
Что же касается XVIII-го века, то по указу Петра I новые часы были привезены из Голландии в 1706 году. Полная же их установка была завершена лишь в 1709 году.
Но пожары в Москве повредили башню и часы пришли в негодность. Поэтому в 1767 году при Екатерине II начали устанавливать английские курантовые часы, которые были найдены в Грановитой палате.
Во время войны с Наполеоном спасскую башню смогли сохранить, но часовой механизм опять пришел в негодность. Поэтому в 1851-1852 годах братья Бутекоп, которые владели механическими заведениями, сделали новые часы, используя некоторые элементы старых. Эти куранты сохранились и по сей день.
Наталья Алексеевна, внучка Петра-I, названа так в честь любимой сестры российского императора Петра I. Судьбу царевны Натальи Алексеевны нельзя назвать счастливой. Она прожила короткую жизнь (21 июля 1714года – 22 ноября 1728 года).
Наталья Алексеевна была очень дружна со своим младшим братом, заботилась о нем, стараясь уберечь непутевого брата от соблазнов. Замечательный детский портрет брата и сестры оставил нам Луи Каравак. Французский живописец изобразил детей в виде Артемиды и Аполлона. И почему современники говорят, что особой красотой Наталья не отличалась? Однако подчеркивают, что она была умной и доброй девочкой.
Как складывалась жизнь малолетних сирот после смерти отца – государственного изменника, можно только догадываться.
Впрочем, и при жизни родителя Наталья Алексеевна, как и ее брат, не были приближены ко двору. Петр-I был недоволен своим сыном Алексеем, что не могло не отражаться и на внуках.
Что характерно, в завещании Екатерины I Наталья Алексеевна внесена в качестве наследника третьей очереди (после Анны и Елизаветы, дочерей императрицы). Причем, без указания имени, названа просто «Великая Княжна». Вряд ли кто-то знал тогда, насколько неважна для Натальи эта очередность. Через год после восхождения брата на престол Наталья Алексеевна умерла от туберкулеза в возрасте 14 лет. Примерно в том же возрасте через полтора года умер и ее старший брат Петр – II.
По воспоминаниям современников, Петр в бреду повторял имя любимой сестры, велел запрягать сани и ехать к ней.
Царевна Наталья Алексеевна была похоронена на территории Московского Кремля в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря. После разрушения монастыря в двадцатые годы прошлого века перезахоронена в Архангельском соборе вместе с другими царицами и царевнами.
Как появились фонтаны-шутихи: Шутка Петра I и страшная тайна Петергофа
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле, многие наши монархи отличались отменным чувством юмора. Из 8 действующих сегодня в Петергофе шутих только 4 были созданы или задуманы при Петре I. Благородное дело обливания гостей за ним продолжили Анна Иоановна и Екатерина II. В России сегодня это единственные подобные забавы, но аналоги в мире есть.
Самые известные находятся в Зальцбурге в парке дворца Хелльбурнн. Так, например, до сих пор радует туристов шутиха «Княжеский стол». Гости, рассевшиеся за каменной столешницей, неожиданно обливались потоками воды прямо из-под сидений и камней мостовой. Оставался сухим лишь один из каменных стульев, разумеется, принадлежащий хозяину дворца архиепископу Маркусу Ситтикусу. Австрийские шутейные водные забавы на 100 лет старше Петергофских и, скорее всего, послужили их прообразом, хотя сам Петр Зальцбург не посещал. Кстати, в Версале, где, как известно, много общего с Петергофом, ничего подобного никогда не было.
Очень похож на этот фонтан «Стол с брызганьем» в Нижнем гроте Большого каскада. По задумке Петра I, прогуливающийся гость обнаруживал небольшой каменный столик с блюдом прекрасных фруктов. Пытаясь взять «запретный плод», который, к тому же, оказывался искусной каменной подделкой, он обливался струями из столешницы. Кстати, особенностью некоторых петергофских шутих является ложная надежда, что можно остаться сухим, если знать секрет фонтана. В данном случае – это легенда о том, что один из фруктов можно взять безнаказанно. Такая идея всегда чрезвычайно увлекает людей, склонных к риску, и детей. Поэтому после первой неожиданности всегда находятся желающие попытать счастье повторно, а дальше, как говорится, «все равно уже мокрый».
Подобная же призрачная надежда заставляет детей скакать по мостовой у шутих «Диванчики», расположенных недалеко от петергофского дворца Монплезир. Делают это, чтобы найти заветный камень, включающий и выключающий механизм фонтана. Не хочется разочаровывать тех, кто поверил гиду, но в действительности этот процесс регулируется незаметным гражданином, скромно сидящим позади. Теперь вы знаете самую страшную тайну Петергофа, только не раскрывайте ее своим детям – не лишайте их удовольствия хорошенько вымокнуть.
Кстати, гиды, которые водят по Петергофу многочисленные экскурсии, несомненно находятся в сговоре с этими незаметными «властителями струй». Проводя колонну туристов мимо фонтана, «Дубок», например, руководитель незаметно поднимает вверх зонтик или руку и проходит без ущерба для одежды. А вот следующие за ним доверчивые экскурсанты попадают под настоящий ливень, обрушивающийся на них из-за скамеек. В данном случае вы можете в кустах заметить замаскированную зеленую будку. В ней прячется тот, кто вас облил. А вообще это привет от императрицы Анны Иоановны.
Сам фонтан Дубок, кстати, является уникальным творением скульптора и литейных дел мастера Бартоломео Карло Растрелли, отца знаменитого архитектора. Выключенным, его можно принять за настоящее деревце – так искусно выполнены и покрашены 500 ветвей и 2,5 тысячи листьев. Когда подается вода, то из каждой веточки вырывается тонкая струя.
По такому же принципу созданы и фонтаны «Елочки». Сейчас они работают в постоянном режиме, но в старину, включенные неожиданно, вероятно, могли доводить до инфаркта гостей Екатерины II – так похожи на настоящие.
Еще одно изобретение русских мастеров того же периода – это фонтан «Зонтик», который все называют «Грибком». Юмор заключался в том, что придворные, усевшиеся отдохнуть на скамейках, неожиданно оказывались отделены от остального мира плотной водной завесой. Хочешь выйти – пожалуйста, но только через воду. Сейчас фонтан включают через неравные промежутки времени, и веселье заключается в том, чтобы зайти внутрь, переждать поток и выскочить сухим. Несложно, но удается не всем.
Последней отреставрированной петергофской шутихой, открытой в 2001 году после почти 300-летнего перерыва, стала «Водяная дорога». Это была, пожалуй, самая жесткая из водных забав Петра I. Часть Монплезирской аллеи неожиданно накрывалась настоящей водяной аркой из 300 струй. Вырваться сухим из западни «Мочильной дороги», как прозвали ее при дворе, было невозможно. Вероятно, такое развлечение доставляло слишком много неудобств, поэтому просуществовало оно в XVIII веке совсем недолго. Теперь его включают по расписанию всего три раза в день на одну минуту. Все желающие к этому времени собираются в нужном месте и запасаются средствами защиты. Так что, если вы видите, что недалеко от Римских фонтанов собралась кучка людей с зонтиками, которые чего-то ждут, лучше бегите подальше, ну, или открывайте свой зонт. Ведь, гуляя по Петербургу, лучше его иметь при себе на всякий случай. Вдруг погода подведет… или вас настигнет шутка 300-летней давности от русского императора.
Чтобы совершить мысленную экскурсию по старинному Санкт-Петербургу, смотрите 30 ретро фотографий культурной столицы России
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Адрес: Петергоф, Нижний парк
Координаты: 59°53’05.1″N 29°54’59.1″E (Ёлочка), 59°53’04.0″N 29°55’02.8″E (Водная дорожка), 59°53’06.2″N 29°55’07.6″E (Зонтик), 59°53’07.2″N 29°55’02.3″E (Дубок)
Самыми любимыми у гостей Нижнего парка считаются забавные фонтаны-шутихи. Они различаются оформлением и спрятаны в разных местах Петергофа. Если кто-то подходит к шутихам близко или касается их отдельных частей, на туристов начинают вылетать тонкие пенистые струи воды. Искать веселые фонтаны долго не приходится, потому что возле них всегда слышен громкий смех.
История петергофских шутих
Водные развлечения или феерии были очень популярны при дворах Европы. В 1717 году российский император Петр I провел два месяца в резиденции французского короля в Версале и был крайне впечатлен увиденным. В своей строящейся резиденции под Санкт-Петербургом он хотел иметь похожие фонтаны. Поскольку царь имел веселый нрав и любил подшутить над своими гостями, несколько петергофских водометов сделали на особый манер в виде фонтанов-шутих.
Интересно, что Петр I принимал самое активное участие в строительстве водных забав. Некоторые шутихи он придумывал сам или вносил коррективы в рисунки и проекты, подготовленные его придворными архитекторами. Забавные фонтаны продолжали строить Анна Иоанновна, Екатерина II и Александр I. В прежние времена такие водометы украшали разные императорские резиденции, однако, сохранились фонтаны-шутихи только в Петергофе.
Практически все водные забавы находятся в восточной части Нижнего парка, недалеко от Оранжереи и Монплезирской аллеи. Такое расположение фонтанов объясняется просто. Именно здесь, на востоке парка, при Петре I и других царях находились «игровые места» и купальня, в которых любили проводить время царские гости. Всем нравились «Мост с водяным ходом» на Руинном каскаде и «Стол с брызганием» в гроте Большого каскада.
В годы Великой Отечественной войны ближайшие пригороды Санкт-Петербурга на долгое время оказались во власти фашистов. В ходе оккупации практически все фонтаны Петергофа оказались уничтожены, и поэтому в послевоенные годы их пришлось восстанавливать практически из руин. Для этого реставраторы использовали старые фотографии, рисунки и чертежи. Фонтан «Дубок», например, удалось восстановить по одной небольшой металлической ветви с листьями.
Сегодня в Нижнем парке можно увидеть несколько фонтанов-шутих. Некоторые из них вполне безобидные, а другие не оставляют посетителям никакого шанса остаться сухими и поэтому особенно любимы гостями парка.
Дубок
Фонтан простоял в Нижнем парке до начала Первой мировой войны. Потом его демонтировали и хранили в кладовой. В 1924 году под руководством архитектора В. Волошинова старинный фонтан поставили на прежнее место.
Рядом установлены две деревянные скамейки с вмонтированными трубочками для воды. Каждый, кто хочет присесть и полюбоваться на действие фонтана со стороны, немедленно оказывается мокрым из-за водных струй, вырывающихся из-за скамеек. Туристам, которые хотят насладиться водной забавой, следует иметь в виду, что воду в «Дубок» подают с 10.00 до 19.00.
Диванчики
В южной части сада Монплезир можно увидеть оригинальный фонтан-шутиху «Диванчики». Он примечателен тем, что был построен одним из первых в Петергофе. Проектировал фонтан придворный архитектор Никола Микетти, а его чертежи исправлял сам Петр I. В первый раз водная забава была опробована в 1723 году.
Внешне старинный водомет выглядит как два белоснежных дивана, которые по трельяжной моде начала XVIII века имеют решетчатые сиденья и спинки. Из-за сходства с парковой мебелью фонтан часто называют «Скамейками». Спинки диванов украшают позолоченные маскароны тритонов, а перед ними находится прямоугольная туфовая площадка. Если туристы пытаются приблизиться к шутихе, из маскаронов и площадки начинают бить озорные струи, и шансов остаться сухим не остается ни у кого.
Особенно рьяными поклонниками «Диванчиков» бывают дети. В жаркий день на туфовой площадке в переливающихся на солнце струях обязательно резвится детвора. Для детей игра в фонтане превращается в настоящее приключение, так как никто не знает на какой камень нужно наступить, чтобы фонтан включился. В летнее время воду в шутиху подают с 10.00 до 19.00.
Водяная дорога
В 2001 году, используя сохранившиеся рисунки и описания, старинную шутиху сумели отреставрировать. Раньше вода в фонтане била неожиданно, захватывая гостей врасплох. В наши дни порядок изменили. Воду в арке пускают на короткое время в 13.00, 14,00 и 15.00, поэтому те, кто хочет увидеть фонтан в действии, приходят к нему заранее.
Зонтик
Фонтан имеет форму большого зонта. Широкая белая ножка поддерживает ярко-зеленую раскидистую крышу. Шутиха стоит на туфовом возвышении и имеет несколько деревянных кресел с подлокотниками. Как только посетители заходят под крышу и рассаживаются отдохнуть, по ажурному краю начинают бить вертикальные струи воды. Они устремляются к земле из тонких металлических трубочек и образуют вокруг водомета плотную струящуюся завесу. Посетителям кажется, что за фонтаном идет настоящий ливень, и выйти из-под крыши, не намокнув, невозможно.
Фонтан «Зонтик» много раз переделывали. Вначале он был оборудован 134 трубочками, а во второй половине XIX века количество трубочек сократилось до 80. Долгое время «мочильную забаву» называли «Грибком», потому что 1860-е годы широкую кровлю стали раскрашивать подобно грибу-мухомору. В 1949 году, когда фонтан реставрировали, архитектор А. А. Оля и мастер-резчик Г. С. Симонов решили придать ему первоначальный облик. Увидеть шутиху в действии можно с 10.00 до 19.00.
Елочки
Недалеко от здания Оранжереи, на зеленой куртине стоят три небольших фонтана, которые очень похожи на натуральные ели. Эта шутиха была сделана в 1784 году архитектором И. Крейзером и мастером-гидротехником Ф. А. Стрельниковым. Издалека тонкие ветви и проволочную хвою нетрудно принять за обычные деревца, но стоит не разглядевшим подвоха туристам подойти ближе, как они оказываются мокрыми из-за тонких водных струй и брызг.
Во время войны старинный фонтан был полностью уничтожен, поэтому его удалось восстановить только в 1958 году. Как и в большинстве петергофских шутих, воду в «Елочках» включают с 10.00 до 19.00.
Что такое кубок-шутиха?
Эти вещи, связанные с ранним периодом становления русского стеклоделия, – огромная редкость. Они представлены в музейных собраниях страны единичными экземплярами. Специалисты знают их наперечет.
Речь идет о знаменитых «кубках-шутихах» или «потешных кубках», изготовленных на Измайловском стекольном заводе.
Подмосковная вотчина Измайлово царя Алексея Михайловича Тишайшего была местом, где государь, живо интересовавшийся всеми новшествами, в том числе и промышленными, мог воплощать свои интересы в реальность. Мысль о заведении стеклянного производства Алексей Михайлович вынашивал, по-видимому, еще в 1650-х годах. В 1656–1657 гг. он поручает комиссионеру, англичанину Ивану Гебдону, «вывести к Москве из Веницеи золы лутчей, в чем скляничные всякие суды делать на хрустальной цвет…» и прислать «земли, в чем делается веницейское стекло» и «мастеров склянишных самых добрых».
Кубок-шутиха. Бесцветное стекло, свободное выдувание, гравировка. Измайловский завод, конец XVII — начало XVIII века
Практически замысел царя начал осуществляться в 1668 году, когда в селе Измайлове, на реке Серебрянке стали строить плотину и завод, который уже в 1669 году выпустил первые изделия. В 1670 году на заводе появляются мастера-«веницейцы» Ловис Моэт, Ян Арципухор, Питер Балтус, Индрик Лерин ( они прибыли, очевидно, из земель Нижнего Рейна; «веницейцами» же их называли потому, что они работали в манере венецианских стеклоделов в технике гутного стекла). Благодаря им сформировались первые художественные традиции русского стеклоделия; у них обучались русские мастера, многие из которых впоследствии открыли собственные стекольные заводы.
В Измайлове выпускали, в основном, изделия «про обиход Великого Государя», т. е. для дворцовых нужд и царских подарков разным лицам. Ассортимент их включал более 200 наименований. Изделия поражают изобилием форм и разнообразием фактур. В документах указаны сулеи, кувшины для воды и цветов, ставцы, кружки, братины, чарки, кубки «с кровлями», рюмки, стаканы, фляги, блюда, тарелки, блюдечки, котлики, ведерки, мухоловки, сковородки, лампадки, подсвечники, чернильницы, кадочки, трости, аптекарские «скляницы», «потешная посуда». При этом описываются предметы не только гладкие, но и чешуйчатые, витые, сетчатые, клетчатые. Некоторые изделия украшались гравировкой, мастером которой был Матиас Ульман, или позолотой (самым известным «золотописцем» был Дмитрий Степанов).
В 1710 году Измайловский стеклянный завод перевели в подчинение Аптекарского приказа и предприятие перешло на производство исключительно аптечной посуды. Завод существовал и после 1711 года, но уже не был центром русского стеклоделия, который к этому времени переместился в Петербург. Время его закрытия точно не известно. Однако влияние измайловского стекла сказывалось на протяжении всего XVIII века, как в работах профессиональных мастеров-стеклоделов, так и в изделиях народных мастеров.
Из всего изобилия измайловского ассортимента самыми загадочными, самыми интересными с точки зрения назначения и бытования, несомненно, нужно признать кубки-шутихи, которые в документах имели также название «сосуды с фигурами». Они относятся к разряду т.н. «потешной посуды»; их делали на Измайловском заводе вплоть до 1710 года. Это кубки особой конструкции, с «сюрпризом», из которых нельзя напиться, не замочив одежды, если не знать секрета. На официальных пирах эти сосуды, по-видимому, не использовались; скорее всего, их употребляли только во время неофициальных, дружеских застолий, когда не было риска оскорбить пирующих.
Внутри сосуда помещена хитрая система трубок, украшенная отвлекающими внимание зрителя стеклянными фигурками (в нашем случае это сидящая на трубках птичка). Под верхней чашей расположено полое «яблоко» — изолированный от самой чаши резервуар. У резервуара два выхода: вбок отходит носик с дырочкой, а вверх идет стеклянная трубка, которая поднимается над туловом, а затем опускается вниз и заканчивается отверстием у самого дна. Когда в кубок наливают вино, оно заполняет только корпус и часть трубки. В нижний резервуар-«яблоко» вино попасть не может, так как трубка возвышается над туловом. К изгибу основной трубки вверху припаяны еще две, которые, как и фигурка, несут чисто декоративную и отвлекающую функцию. Напиться из этого кубка обычным способом не получится — помешают стеклянные трубки, птичка, сидящая на них сверху, да и собственный нос пьющего. Единственная возможность — выпить содержимое из бокового носика. При этом вино поднимается по трубке вверх, достигает изгиба, на котором сидит птичка, затем самотеком попадает в резервуар, а оттуда в рот. Жидкость при таком «сифонном» устройстве сосуда будет перекачиваться самостоятельно, т.е. вино будет течь до тех пор, пока кубок не опустеет, и это совершенно не зависит от вашего желания. Поэтому весь кубок придется опорожнить, не переводя дыхания, иначе вино зальет одежду. Остановить поток жидкости довольно просто — нужно сильно подуть в носик кубка, но далеко не всякому эта идея придет в голову.
Ближайшая и, пожалуй, единственная аналогия этим вещам – стеклянные кубки «с сюрпризами», делавшиеся в XVII – начале XVIII вв. в землях Нижнего Рейна.
Увлечение стеклянными изделиями «с фигурами» в Измайлове шло от мастеров-«веницейцев». Фигурное гутное стекло, которое изготавливается от начала до конца прямо у стекловаренной печи, и требует виртуозного владения пластикой горячей стеклянной массы, всегда было яркой особенностью венецианской школы стеклоделия и ее последователей. Маленькие скульптуры, которые украшали сосуды, выполнялись с помощью ламповой горелки. «Фигурным мастером» особо именовался в документах, связанных с Измайловским заводом, Индрик Лерин, голландский мастер, который проработал на заводе более сорока лет. По-видимому, именно его следует считать и автором большинства «кубков-шутих».
Как появились фонтаны-шутихи: Шутка Петра I и страшная тайна Петергофа
Представьте себе: вы идете по Петергофскому парку, радуетесь прекрасной погоде и культурному отдыху, как вдруг на вас неизвестно откуда обрушивается поток воды. С визгом вы покидаете «зону поражения», как вдруг обнаруживаете, что все уже кончилось. Безоблачное небо, кажется, смеется над вами. Если бы не мокрая одежда и ручьи воды на парковой дорожке, можно было бы засомневаться, а точно ли все это было. Поздравьте себя, с вами только что пошутил сам Петр I, вы наткнулись на один из его знаменитых фонтанов-шутих.
На самом деле, многие наши монархи отличались отменным чувством юмора. Из 8 действующих сегодня в Петергофе шутих только 4 были созданы или задуманы при Петре I. Благородное дело обливания гостей за ним продолжили Анна Иоановна и Екатерина II. В России сегодня это единственные подобные забавы, но аналоги в мире есть.
Самые известные находятся в Зальцбурге в парке дворца Хелльбурнн. Так, например, до сих пор радует туристов шутиха «Княжеский стол». Гости, рассевшиеся за каменной столешницей, неожиданно обливались потоками воды прямо из-под сидений и камней мостовой. Оставался сухим лишь один из каменных стульев, разумеется, принадлежащий хозяину дворца архиепископу Маркусу Ситтикусу. Австрийские шутейные водные забавы на 100 лет старше Петергофских и, скорее всего, послужили их прообразом, хотя сам Петр Зальцбург не посещал. Кстати, в Версале, где, как известно, много общего с Петергофом, ничего подобного никогда не было.
Фонтан-шутиха Княжеский стол в Зальцбурге
Очень похож на этот фонтан «Стол с брызганьем» в Нижнем гроте Большого каскада. По задумке Петра I, прогуливающийся гость обнаруживал небольшой каменный столик с блюдом прекрасных фруктов. Пытаясь взять «запретный плод», который, к тому же, оказывался искусной каменной подделкой, он обливался струями из столешницы. Кстати, особенностью некоторых петергофских шутих является ложная надежда, что можно остаться сухим, если знать секрет фонтана. В данном случае – это легенда о том, что один из фруктов можно взять безнаказанно. Такая идея всегда чрезвычайно увлекает людей, склонных к риску, и детей. Поэтому после первой неожиданности всегда находятся желающие попытать счастье повторно, а дальше, как говорится, «все равно уже мокрый».
Стол с брызганьем, Нижний грот Большого каскада Петергофа
Подобная же призрачная надежда заставляет детей скакать по мостовой у шутих «Диванчики», расположенных недалеко от петергофского дворца Монплезир. Делают это, чтобы найти заветный камень, включающий и выключающий механизм фонтана. Не хочется разочаровывать тех, кто поверил гиду, но в действительности этот процесс регулируется незаметным гражданином, скромно сидящим позади. Теперь вы знаете самую страшную тайну Петергофа, только не раскрывайте ее своим детям – не лишайте их удовольствия хорошенько вымокнуть.
Шутиха Диванчики, Петергоф. Взрослые не всегда радуются, испытав на себе юмор Петра I.
А вот тот самый человек, сидящий на скамейке и управляющий развлечением.
Кстати, гиды, которые водят по Петергофу многочисленные экскурсии, несомненно находятся в сговоре с этими незаметными «властителями струй». Проводя колонну туристов мимо фонтана, «Дубок», например, руководитель незаметно поднимает вверх зонтик или руку и проходит без ущерба для одежды. А вот следующие за ним доверчивые экскурсанты попадают под настоящий ливень, обрушивающийся на них из-за скамеек. В данном случае вы можете в кустах заметить замаскированную зеленую будку. В ней прячется тот, кто вас облил. А вообще это привет от императрицы Анны Иоановны.
Шутиха у фонтана Дубок, Петергоф
Сам фонтан Дубок, кстати, является уникальным творением скульптора и литейных дел мастера Бартоломео Карло Растрелли, отца знаменитого архитектора. Выключенным, его можно принять за настоящее деревце – так искусно выполнены и покрашены 500 ветвей и 2,5 тысячи листьев. Когда подается вода, то из каждой веточки вырывается тонкая струя.
Фонтан Дубок, Петергоф
По такому же принципу созданы и фонтаны «Елочки». Сейчас они работают в постоянном режиме, но в старину, включенные неожиданно, вероятно, могли доводить до инфаркта гостей Екатерины II – так похожи на настоящие.
Фонтан Елочки, Петергоф
Еще одно изобретение русских мастеров того же периода – это фонтан «Зонтик», который все называют «Грибком». Юмор заключался в том, что придворные, усевшиеся отдохнуть на скамейках, неожиданно оказывались отделены от остального мира плотной водной завесой. Хочешь выйти – пожалуйста, но только через воду. Сейчас фонтан включают через неравные промежутки времени, и веселье заключается в том, чтобы зайти внутрь, переждать поток и выскочить сухим. Несложно, но удается не всем.
Шутиха Зонтик (Грибок), Петергоф
Последней отреставрированной петергофской шутихой, открытой в 2001 году после почти 300-летнего перерыва, стала «Водяная дорога». Это была, пожалуй, самая жесткая из водных забав Петра I. Часть Монплезирской аллеи неожиданно накрывалась настоящей водяной аркой из 300 струй. Вырваться сухим из западни «Мочильной дороги», как прозвали ее при дворе, было невозможно. Вероятно, такое развлечение доставляло слишком много неудобств, поэтому просуществовало оно в XVIII веке совсем недолго. Теперь его включают по расписанию всего три раза в день на одну минуту. Все желающие к этому времени собираются в нужном месте и запасаются средствами защиты. Так что, если вы видите, что недалеко от Римских фонтанов собралась кучка людей с зонтиками, которые чего-то ждут, лучше бегите подальше, ну, или открывайте свой зонт. Ведь, гуляя по Петербургу, лучше его иметь при себе на всякий случай. Вдруг погода подведет… или вас настигнет шутка 300-летней давности от русского императора.
К шутихе «Водяная дорога» лучше подготовиться заранее