Что вам близко в литературе 20 века

Русская литература 20 века

теория по литературе 📖 разное

Рассказываем о русской литературе 20 века — доступно, интересно и кратко! Данный материал можете смело использовать для соответствующих сочинений.

Дореволюционная литература

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 векаКонец XIX — начало XX вв. — серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.

Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат», в 1913 г. — хрестоматийный рассказ «После бала».

Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.

В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна («Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и др.), юмористические сборники А. Аверченко («Веселые устрицы», «О хороших в сущности людях»).

После публикации рассказов «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско» за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.

Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: «Стихи о Прекрасной даме» А. Блока, «Вечер» А. Ахматовой, «Радуница» С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского («Нате!», «Вам»).

Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса «На дне» (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман «Мать» считается «фундаментом» соцреализма.

Довоенная литература

Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.

Последним «крестьянским» поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока «Двенадцать». Главным «пролетарским» поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.

Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.

Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман «Дело Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» — самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.

В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу «Донские рассказы». С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея «Тихий Дон». Одновременно писатель работает над романом «Поднятая целина».

В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: «Записки юного врача», «Белая гвардия», «Собачье сердце». Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века «Мастер и Маргарита» (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.

Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова — писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества («Усомнившийся Макар»). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» были впервые изданы лишь в 80-е гг.

Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера («Двенадцать стульев», «Золотой теленок») — настоящий шедевр в области юмористической литературы.

В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», знаменитый цикл рассказов о любви «Темные аллеи».

В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова — «Машенька». Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь».

Литература, посвященная Великой Отечественной войне

Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).

В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», стихотворения К. Симонова («Жди меня, и я вернусь», «Сын артиллериста»), цикл А. Ахматовой «Ветер войны» и т. д.

В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова «Наука ненависти». Писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину». Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение «Судьба человека». В 1946 г. была опубликована легендарная «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.

Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.

Литература второй половины XX века

В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление «деревенской прозы» (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), В. Г. Распутина («Деньги для Марии», «Прощание с Матерой»), В. П. Астафьева («Затеси») и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.

В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», что привело к бешеной травле автора в СССР.

В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе «Один день Ивана Денисовича»). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для «самиздата», передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов «В круге первом», «Раковый корпус». В 1974 г. писатель был выслан из СССР. Антисоветская тема стала ведущей в его творческой деятельности (эпопея «Красное колесо»).

В 1955 г., после публикация скандального романа «Лолита», мировая слава приходит к В. В. Набокову.

С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»).

С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев — один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества «взрослых» произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.

Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались «чуждые советскому строю» поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались. В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.

Советская «легальная» поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.

Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина («Generation P»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом»), В. Сорокина («Сердца четерых») и др.

Источник

В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века?

Литература русского зарубежья, а так­же произведения, написанные в России, но не опубликованные по цензурным сооб­ражениям, пришли к читателю в основ­ном после начала перестройки и событий 1991 года. В конце XX века в русской ли­тературе вновь образуются различные те­чения и направления (например, постмо­дернизм и др.).

Какое литературное направление является ве­дущим в русской литературе XX века? Ответ обо­снуйте.

Ведущим направлением в русской лите­ратуре XX века является реализм при на­личии и других направлений и течений. В основе его поиск жизненной правды, стремление наиболее полно и верно отра­зить жизнь. Развивая традиции реалисти­ческой литературы XIX века, создавали свои произведения, к примеру, И. Бунин и А. Куприн, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др. В литерату­роведении ведутся дискуссии о методе со­циалистического реализма, который в 1934 году на Первом съезде советских пи­сателей был провозглашен в качестве ве­дущего метода советской литературы. К нему относили творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадее­ва, Н. Островского. Какие бы концепции соцреализма ни были разработаны, мы можем с определенностью отнести произ­ведения названных выдающихся русских писателей к высоким достижениям ре­ализма и найти в них следование тради­циям русской классики XIX века.

Однако есть и различия, обусловленные временем, особенностями общественных отношений. Героями литературы первой половины XIX века, как правило, высту­пали передовые дворяне, либо близкие к идеям декабристов, либо воспитанные на них (Чацкий, Онегин, Бельтов и др.), разочарованные в «ошибках отцов», как Печорин. Литература второй половины века ищет нового героя, подсказанного жизнью. С одной стороны, это либераль­ные дворяне, воспитанные в университе­тах 30-40-х годов, либо пришедшие из разночинной среды люди новой форма­ции. Их столкновение мы постигаем не только по историческим трудам, но и по произведениям И. С. Тургенева. Люди из купеческой среды с их разнообразными характерами представлены в пьесах Ост­ровского. Горькие переживания русской женщины отражены в стихотворениях

Н. А. Некрасова. Для литературы совет­ского времени характерен герой, бодро и оптимистично смотрящий вперед и веря­щий в новые идеалы. Герой литературы русского зарубежья часто испытывает ностальгическое чувство тоски по роди­не, людям, знакомым местам (И. Бунин, В. Набоков).

Источник

Литературный процесс в XX веке

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами.

XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:

Особенности литературы 20 века:

1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.

Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).

Особенностями этого направления являются:

Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций.

У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл неомифологизм.

4.Роман в 20 веке

Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

5.Весь литературный процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века24.11.2016, 23308 просмотров.

Источник

Что вам близко в литературе 20 века

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-х гг. XX в.

Уроки литературы в 11 классе[1]

УРОК № 37
Тема.
Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

Цель: дать учащимся наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 1920-х гг.; показать живой литературный процесс, наметить проблемы, стоявшие в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен на последующих уроках; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; формировать активную жизненную позицию.
Оборудование: учебник, таблица-тезисы, портретный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации СССР в 1920-е гг., об основных тенденциях развития русской литературы этого периода; участвуют в аналитической беседе, в мини-дискуссии.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

1. Вводно-ориентировочная беседа

• Какие периоды выделяют в развитии русской литературы XX в.? Укажите хронологические рамки этих периодов.

• Какие культурные и социальные тенденции в России можно отметить на рубеже XIX–XX вв.? Почему Н. А. Бердяев назвал этот период «русским духовным ренессансом»?

• Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм?

• Назовите писателей, работавших в русле реализма, и писателей, работавших в русле модернизма.

• Чем реализм начала XX в. принципиально отличается от критического реализма в литературе XIX в.?

2. Объяснение учителя (лекция)
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Октябрьский переворот разделил русских писателей и поэтов. Значительная часть из них оказалась в эмиграции: И. А. Бунин, М. И. Цветаева, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, Е. И. Замятин.

Часть писателей и поэтов составляла так называемую «внутреннюю эмиграцию»: А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, М. А. Булгаков и другие. Они не уезжали из России, но были лишены возможности публиковать свои книги, не отвечавшие канонам «пролетарской литературы». Однако именно им удалось показать не расстановку сил после октябрьского переворота, а глубокий трагизм времени, уничтожение личности в огне Гражданской войны и «строительства нового мира».

Революция октября 1917 г., Гражданская война, а затем приход к власти большевиков остро поставил вопрос, сформулированный Максимом Горьким: «С кем вы, мастера культуры?» (так называлась статья писателя, опубликованная в 1932 г.). Иными словами, речь шла об отношении писателей к новой власти и о готовности с ней сотрудничать. О такой готовности практически сразу заявили авторы, приобретшие известность к 1917 г.: Максим Горький, А. А. Блок (в статье «Интеллигенция и революция» он призывал «всем сознанием» слушать «музыку революции»), В. Я. Брюсов (вступил в 1919 г. в ряды РКП(б)), А. С. Серафимович, С. А. Есенин, В. В. Маяковский.

Многие крупные писатели, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции: И. А. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»), А. И. Куприн (вернулся в СССР в 1937 г.), А. Н. Толстой (вернулся в СССР в 1923 г.), В. В. Набоков, А. Т. Аверченко, Саша Чёрный, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, И. С. Шмелёв, Е. И. Замятин, М. И. Цветаева (вернулась в СССР в 1939 г.) и многие другие.

Некоторые писатели не определили своего отношения к советской власти, но остались на родине: А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, Б. А. Пильняк (настоящая фамилия Вагау), Андрей Белый.

В начале 1920-х гг. с фронтов Гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями: Д. А. Фурманов, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, К. А. Федин, И. Э. Бабель, М. А. Булгаков.

Одной из ведущих в литературе этого периода становится тема интеллигенции и революции, интеллигенции и Гражданской войны. Она звучит в таких крупных произведениях, как «Конармия» И. Э. Бабеля, «Разгром» А. А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, в первой части «Тихого Дона» М. А. Шолохова.

Наиболее объективно эта тема представлена у И. Э. Бабеля в цикле рассказов «Конармия», где выражение авторской позиции сведено к минимуму, но показана жестокость Гражданской войны, нравственная деградация людей, вынужденных убивать друг друга. Поэтому история Граждан ской войны для главного героя и рассказчика «Конармии» Кирилла Лютова — это «летопись будничных злодеяний».

В произведениях А. А. Фадеева и Н. А. Островского тема интеллигенции и революции дана с так называемых классовых позиций, когда положительному «пролетарскому» герою противопоставляется колеблющийся, мечущийся, склонный к предательству интеллигент, не понимающий до конца смысла революционной борьбы.

Литературный процесс этого периода определяется не только разделением писателей на «своих», «чужих» и «своих, но не очень», но также борьбой различных литературных объединений, каждое из которых придерживалось своих взглядов на задачи литературы:

• РАПП — Российская (позднее — Всесоюзная) ассоциация пролетарских писателей. Возникла в 1920 г. первоначально как литературное объединение «Кузница», затем — «Октябрь»; окончательно сформировалась к 1925 г.
Объединяла более 4 тысяч человек. Активные представители: Д. И. Фурманов, В. М. Киршон, Л. Л. Авербах, позже — А. А. Фадеев. Рапповцы выступали за создание так называемой «пролетарской» литературы и противопоставляли ей литературу «непролетарскую», к коей относили всё классическое наследие. При этом непролетарская литература мыслилась как нечто ненужное и отжившее своё время;

• «Перевал» — литературное объединение, возникшее в Москве в 1923-м и просуществовавшее до 1932 года.
Лидер объединения — А. К. Воронский. Активные представители: Артём Весёлый (настоящее имя Николай Иванович Кочкуров); М. А. Светлов; М. М. Пришвин, А. П. Платонов и другие. «Перевальцы» занимали идейную позицию, прямо противоположную рапповской. Главными ценностями в литературе считали искренность и эстетическую культуру;

• «ЛЕФ» — «Левый фронт искусств», объединение писателей и художников, существовавшее в Москве и в Одессе с 1922-го по 1929 г.
Участники: В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев (настоящая фамилия Штальбаум), О. М. Брик, Б. Л. Пастернак. Отстаивали идею искусства как «жизнестроения» и теорию «социального заказа», пытались обосновать необходимость поэтиче ского служения материальным интересам рабочего класса и социалистической революции. Издавали газету «Искусство коммуны» и журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ»;

• «ЛЦК» — «Литературный центр конструктивистов». Литературное объединение, идейно близкое к ЛЕФу.
Участники объединения: В. М. Инбер, В. А. Луговской, Б. Н. Агапов. Конструктивисты провозглашали близость поэзии производственной тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 г. конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске;

• «Серапионовы братья» — литературное объединение, существовавшее в Ленинграде с 1921-го по 1926 г. Название позаимствовано из цикла новелл Гофмана, где описано литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Участники: Л. Н. Лунц, М. М. Зощенко, В. А. Каверин (настоящая фамилия Зильбер), К. А. Федин, В. В. Иванов;

• ОБЭРИУ — «Объединение реального искусства», группа писателей, существовавшая в Ленинграде с 1926-го по 1932 г. Первоначальные названия — «Левый фланг», «Академия левых классиков».
Участники: Д. И. Хармс (настоящая фамилия Ювачёв), А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, к ним примыкал также Е. Л. Шварц. Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении.

Многие крупные писатели (например, А. А. Ахматова, Е. И. Замятин, О. Э. Мандельштам, Фёдор Сологуб (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тетерников)) не входили ни в одно из объединений.

В период с 1921-го по 1934 г. русская литература несёт невосполнимые утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921), Николай Гумилёв (1921), Валерий Брюсов (1924), Сергей Есенин (1925), Фёдор Сологуб (1927), Владимир Маяковский (1930), Максимилиан Волошин (1932), Саша Чёрный (1932), Александр Грин (1932), Андрей Белый (1934).

Сложный путь проходила в своём развитии проза 1920-х гг. Советская литература шла по пути показа противостояния и борьбы двух антагонистических миров.

Психологическую картину превращения массы в революционный коллектив показал Серафимович в романе «Железный поток». Яркий образ легендарного комдива, в котором воплотились черты всего народа, создал Д. А. Фурманов в романе «Чапаев». Перед литературой встала задача показать в художественных формах труд и жизнь народа.

Создавали произведения, опиравшиеся на реальные события, факты, людей. Образы национальных героев в этих произведениях имели огромное воспитательное значение. В 1928 г. М. А. Шолохов опубликовал 1-ю книгу романа «Тихий Дон», принёсшего писателю мировую известность. Исторически и психологически достоверный рассказ о жизни и быте донского казачества, воплощение действительности в её противоречиях и конфликтах определили особое значение «Тихого Дона».

Предполагаемая тезисная запись

Источник

Двадцатый век как литературная эпоха

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века

XX век – время расцвета русской и зарубежной культуры. В литературе появлялись новые таланты, состязались разные направления, группировки и стили. Литературный процесс приобретает новые стили, в нем сочетаются модернизм и реализм. Новой формой для литературных произведений стала фантастика.

Литература наполнялась особой философией. Главными темами стали – война, революция, проблемы религиозного восприятия, трагедия личности человека. Стали более решительными, смелыми, неординарными герои литературных произведений. На первый план выносится интерес к главному герою, человеку, воспринимающему общественные события через призму своего сознания.
Многие писатели и поэты ждали новых перемен в общественной и государственной жизни. Это очень повлияло на их творчество. В основном в своих произведениях русские и зарубежные писатели вдохновляли людей и вселяли веру в новое прекрасное будущее.
Хочется отметить, что для русской литературы ХХ века происходит масштабная переоценка с появлением новых литературных течений и школ.
Опираясь на список «100 лучших книг всех времен», рекомендуем вам еще раз вспомнить несколько из них.


Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 векаРусский писатель и драматург Михаил Булгаков – автор произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. Всем известны такие романы, как «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», повести «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Записки на манжетах». Многие творения Булгакова были экранизированы.
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии. Учился в Первой киевской гимназии, в 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета. Во время Первой мировой войны
Булгаков служил в прифронтовой зоне в должности доктора. В начале 20-х годов он переезжает в Москву и начинает литературную деятельность.

Михаил Булгаков писал свой роман «Мастер и Маргарита» 12 лет. Замысел романа возник у писателя в 1928 году. Впервые роман был опубликован в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном журнальном варианте.
Это произведение входит в списки школьных программ. Роман не однозначен, у него особенная структура «истории в истории». В произведении – две сюжетные линии. Действие первой разворачивается в Москве, в майские дни, в дни весеннего полнолуния; действие второй сюжетной линии происходит тоже в мае, в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад. Главы основной сюжетной линии перемежаются с главами, составляющими вторую сюжетную линию.

По жанру – это бытовой роман, в нем присутствуют элементы фантастики, философские размышления. Ирония и сатира соседствуют здесь с трагизмом, библейские рассказы с бытовыми подробностями. Автор оставил в книге свои сокровенные мысли, тревоги, надежды. Образ Мастера соотносят с личностью Булгакова, его жена стала прообразом Маргариты. Это своеобразное повествование о самоотверженной неземной любви женщины. Любовь в образе ведьмы не случайна.Она стала ведьмой, чтобы спасти Мастера. Действие в романе происходит в Москве 30-х годов, где царствуют взяточники, подлецы, ничтожества. Они наушничают, врут, и от своего бессилия и страха стараются уничтожить того или иного человека.

«Мастер и Маргарита» Булгакова – это книга в книге. В конце два произведения соединяются: Мастер встречает своего главного героя – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который милосердно решает его судьбу. Ценности, прославленные автором: любовь и милосердие, свобода духа и прощение. И пока в людях живут они, будет жить и роман, а с ним и память о гениальном писателе.


Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 векаПрозаик, поэт, журналист Владимир Алексеевич Гиляровский родился в Вологде в 1855 году в семье помощника управляющего лесным имением графа Олсуфьева.
В десять лет Гиляровский поступил в Вологодскую гимназию, но учился плохо, уже в первом классе остался на второй год. В 1871 году, так и не окончив гимназии, юноша совершил побег из родительского дома. Он прошел пешком из Вологды до Ярославля, работал портовым грузчиком на волжских пристанях, пас конские табуны в казахских степях, был бойцом пожарного расчета, циркачом, актером провинциальных театров. Гиляровский во время Русско-турецкой войны (1877-1878) служил в разведке и за храбрость был награжден Георгиевским крестом. После войны он приехал на родину. Путешествия по России Гиляровского продолжались ровно десять лет. Пришла пора этот огромный запас жизненного материала воплощать в литературу.
«Ты – курьерский поезд», – сказал Антон Павлович Чехов Владимиру Гиляровскому, подметив необыкновенно высокий ритм жизни, вездесущность известного всей Москве репортера.
Всеобщую известность В. Гиляровскому принесла журналистская работа и книга воспоминаний «Москва и москвичи». Это своего рода задокументированный московский быт, за которым Гиляровский наблюдал более 50 лет. В книге писатель описывает известные рынки, рестораны, трактиры, дома, фабрики, нравы рабочего люда, бывших бар, кружки артистов и художников, собрания купцов, охотников и т.п. Немало известных людей запечатлел автор в своих очерках. Образы не выдуманы, а списаны с реальных людей, также приведены реальные истории и случаи, которые с удивительной точность, с выписанными деталями показывают насущные проблемы общества. Живо представляешь грязные немощеные московские улицы, рынки, стоянки лошадей, громких купцов, едущих за город, шум, многочисленные торговые лавки, облепившие нижние этажи зданий.
«Я – москвич!» – написал Владимир Гиляровский к изданию своей книги в 1934 году. Хотя по рождению москвичом не был. Он полюбил этот город, поэтому и написал для нас эту замечательную книгу о Москве.

Гиляровский, В. А. Москва и москвичи : сборник рассказов и очерков / В. А. Гиляровский. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 413 с.


Альбер Камю «Посторонний»

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 векаФранцузский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире. Будущий писатель поступил на философский факультет Алжирского университета и в 1936 году получил диплом магистра философии.
Альбер Камю очень быстро приобрел репутацию крупного литератора и интеллектуала. Во время войны принимал активное участие в движении Сопротивления, работал в подпольной газете «Битва», которая издавалась в Париже.
Он был одним из виднейших представителей экзистенциализма. В своих драмах и романах развивает тему абсурда, развивает философию человека, который потерял или никогда не имел веры в Бога. В его произведениях можно найти ответы на вечные вопросы: как жить человеку одинокому, отчужденному обществом, как себя вести, если в мире нет заранее данного смысла, какое вообще значение человек может придать своей жизни? Писал на тему абсурда, но не принимал его безоговорочно. Цельным и счастливым ведь при абсурде быть невозможно. Со слов писателя – бунт делает жизнь человека достойной. «Зрелище человеческой гордости, –подчеркивает Камю, – не может сравниться ни с чем». В 1957 году Альбер Камю был удостоен Нобелевской премии «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».
Повесть «Посторонний» была впервые опубликована в 1942 году и сразу завоевала внимание публики. Теперь это произведение является визитной карточкой французской экзистенциальной литературы. Название этого произведения указывает на особенность главного героя – относится к этому миру отстраненно, обособленно, как человека со стороны. Ему есть куда уйти, здесь он временно, праздно и равнодушно созерцает то, что есть, и не чувствует никаких эмоций, кроме последствий физических ощущений. Он – случайный прохожий, которого ничего не касается.
Сюжет очень простой, но сама идея автора очень глубока. Альбер Камю пытается определить характер главного персонажа как отсутствующего, взирающего на все без какой-либо реакции. Он не испытывает эмоции радости и грусти. Все в жизни ему кажется муторным и затянутым. Два уровня имеет повесть – социальный и метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир главного героя. Мерсо поверяет общепринятые ценности, чтобы своей внутренней правдой осудить внешнюю ложь. Любовь, горе, убийство – поступки главного героя вызывают непонимание и порицаются в обществе. Единственное, что успокаивает Мерсо и является одной из составляющих его образа, – это природа, точнее романтика природы.
Читателя, в первую очередь, привлекает яркий авторский стиль написания. В полной мере в повести «Посторонний» проявляются идеи абсурдизма Альбера Камю. Автор не порицает поступки главного героя, ведь порицание – удел традиционного общества, абсурд которого показывается в повести. Эта книга вызвала большой интерес во Франции и за рубежом. Почти 80 лет прошло с ее выхода в свет, а книгу продолжают читать, для многих она остается современной и является бестселлером.

Камю, А. Посторонний. Чума. Падение. Миф о Сизифе. Пьесы из записных книжек : сборник : пер. с фр. / А. Камю. – Москва : АСТ : Пушкинская библиотека, 2003. – 816 с. – (Золотой фонд мировой классики).


Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 векаМаргарет Митчелл – автор великого романа «Унесенные ветром». Это единственное созданное ею литературное произведение принесло писательнице мировую славу и богатство. Фильм по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» вышел в 1939 году, через три года после публикации книги.

Маргарет Митчелл почти ровесница 20-го века. Она родилась в Атланте, которая стала местом действия ее романа. Маргарет Митчелл не была романтиком, в ней сочетались страсть к кокетству и спортивным развлечениям, незаурядные способности к учебе и интерес к знаниям.
Этот роман о Скарлетт. Митчелл очень нейтральна к ней, что делает роман еще более ценным. Читателю предложено самому выбирать – восхищаться Скарлетт или ненавидеть ее. Чувства главной героини всегда находятся на грани, на пиковой точке. Все в ней привлекательно: желание жить, радоваться, любить, танцевать, а впоследствии – преодолевать тяжелое время.
Мы помним знаменитую фразу Скарлетт О’ Хара – «Я подумаю обо всем этом завтра. ».
О романе Маргарет Митчелл сказано очень много и критиками, и писателями. Никто не остался к нему равнодушен, особенно к экранизации. У многих сохранилось, старенькое издание, зачитанное друзьями и знакомыми. И так хотелось продолжения. оно появилось, но, невозможно сравнить ни с каким продолжением сам роман Маргарет Митчелл – «Унесенные ветром».

И(Амер)
М67
540684 – КХ
568217 – АБ

Митчел, М. Унесенные ветром : роман / М. Митчел. – Москва : АСТ, 2002. – 1071 с. – (Золотой фонд мировой классики).


Владимир Набоков «Другие берега»

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века«Другие берега» – это автобиографический роман о 40-летнем периоде жизни автора, где «малая родина» становится чем-то большим, нежели книжное понятие. Книга превосходно написана. Сразу видна связь между творчеством писателя и его биографией. Образ матери писателя восхищает, это тот человек, который всегда будет поддерживать счастье и покой в семье. Жизнь писателя как литературного персонажа очень осмысленна.
Интересна структура этого произведения. Воспоминания из детства для Набокова являются самыми ценными. Все это изложено на высоком эмоциональном уровне. Детство занимает большую часть воспоминаний. Важно все в этом периоде, как будто более важных событий во взрослой жизни не происходит. Писатель убеждает нас в огромной значимости детских лет, счастливо проведенных в своей семье. Владимира Набокова можно понять, прочитав «Другие берега». Критики называют этот роман «хроникой утраченного времени».
Свою жизнь в этой книге Владимир Набоков рассказал трижды, сначала по-английски, потом по-русски, а потом опять по-английски.
Родился Владимир Владимирович Набоков 22 апреля 1899 года в Петербурге в семье члена 1-й Государственной думы от кадетской партии юриста Владимира Дмитриевича Набокова. Получил блестящее домашнее образование, окончил Тенишевское училище в Петербурге. В детстве в совершенстве овладел английским языком. Октябрьская революция вынудила семью Набоковых покинуть Россию. Они поселились в Германии.
Западная критика восприняла Набокова как «странного писателя». Его проза многих отталкивала своей холодностью. В 1937 году писатель покидает Германию и переезжает в США. Там начал писать на английском языке под псевдонимом В. Сирин. В 1960 году Владимир Набоков вернулся в Европу, занимался переводом. Перевел многие произведения из русской классики на английский язык, в том числе «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Слово о полку Игореве».

Набоков утверждал новую этическую систему в русской литературе. Литературный язык Владимира Владимировича очень многообразен, вас несомненно поразит точность и чувственно-духовная откровенность письма в его творчестве.

Набоков, В. В. Другие берега : романы, рассказы / В. В. Набоков ; предисл. В. Ерофеева ; коммент. подгот. О. Дарк. – Москва : Кн. палата, 1989. – 287 с. – (Популярная б-ка).


Марсель Пруст «В поисках утраченного времени»

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 векаОдин из родоначальников французского модернизма Марсель Пруст соединял в своем творчестве настоящие и минувшие события в единую цельную картину. Изысканный мир прозы писателя воссоздает удивительный путь человека в глубины своей внутренней вселенной. Пруст заложил основу нового типа романа – «романа сознания».
Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст родился 10 июля 1871 года в Париже в семье врача. В дальнейшем проходил обучение в лицее М. Ж. А. Н. Кондорсе, где особо отличается в изучении литературы и философии. Во время обучения много публиковался в литературных журналах, стал завсегдатаем художественных салонов. С 1892 г. Марсель со своими друзьями издает журнал «Пир», чуть позже издает книгу стихов в прозе в декадентском стиле. Писатель успел поработать в библиотеке, в этот период вышел его сборник рассказов и стихов «Утехи и дни». В 1907 году он начал работу над главным произведением своей жизни «В поисках утраченного времени», которое будет состоять из семи томов. В 1919 году Пруст был награжден престижной Гонкуровской премией.
Пруст, чтобы написать свое произведение, добровольно становится затворником: он поселился в маленькой комнатке и последние десять лет своей жизни целиком посвятил написанию романа. Чтобы дать жизнь главному герою, надо отказаться от своей, что и сделал писатель. Эта книга очень отличалась от привычного чтения того периода. Но тем не менее с каждой новой книгой количество читателей возрастало.
Произведение очень объемно и сложно. Пруст говорил, что жизнь каждого интересна, в ней нет мелочей. Он практически отказался от сюжета и от какого-либо отбора материала. Каждый эпизод отобран сознанием автора. Пруст – автор деталей, точных формулировок. Он своеобразным способом обнаруживает мелкие вещи, из которых потом вырастает целый мир.
Роман Пруста – это путешествие вглубь себя, в свои воспоминания. Это роман-самокопание.
Проза Пруста сконцентрирована не на происходящих событиях, а на способе наблюдать их.
Современный читатель привык к экшену, интригам и клифхэнгерам, быстрой смене событий, а чтение Пруста это нечто другое. Оно не торопит читателя. Остановитесь, подождите. и вы окажетесь у себя, с самим с собой или, точнее, в своем внутреннем мире.

Пруст, М. В поисках утраченного времени : два романа легендарного цикла в одном томе : 16+ / М. Пруст ; пер. с фр. Н. М. Любимова ; предисл. А. Таганова ; примеч. С. Фокина, О. Волчек. – Москва : Э, 2017. – 893 с. – (Полное собрание сочинений).


Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть»

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 векаБудущая писательница романтической прозы родилась 21 июня 1935 года в местечке Кажар во Франции. С раннего детства девочка обожала чтение, она всегда превосходила интеллектом сверстников, была очень любознательна. В 1953 году амбициозная юная леди поступает на филологический факультет Сорбонны, однако, провалив экзамен по английскому языку, незадачливая студентка покинула стены учебного заведения.
Саган написала около двадцати романов. Все произведения наполнены любовью, грустью и одиночеством. Четкое лаконичное описание действий, точные психологические портреты героев – отличительные черты прозы Саган. Роман, с которого началась ранняя и стремительная творческая дорога великой Франсуазы – «Здравствуй, грусть» был написан ею в 19 лет. Успех этого романа принес Франсуазе Саган престижную литературную премию критиков, а также всемирную известность и богатство. По словам самой писательницы, «эта искренняя и откровенная книга в равной степени проникнута чувственностью и чистотой, той взрывоопасной смесью, что сегодня волнует так же, как вчера. От нее веет непринужденной естественностью и той совершенно бессознательной жизненной энергией, которой нас одаривает уходящее детство».
Роман «Здравствуй, грусть» для многих стал первым знакомством с творчеством писательницы. У романа есть своя душа и свой особый мир. Непринуждённо описан окружающий мир героев, их быт, нравы. Описываемые в романе события разворачиваются в наше время, главное в романе – это люди. Мироощущение девушки, недавно покинувшей строгую школу, получившей воспитание вдовствующего отца. Действие романа происходит на берегу моря. Главная героиня загорает, плавает, знакомится с молодым человеком и размышляет о себе и своем окружении. Но только одна интрига приводит к печальной концовке. Произошедшая трагедия ничего не меняет для героини и ее отца, они живут так же, как и жили.
Читателю будет интересно заглянуть в этот легкомысленный мир бабочек-однодневок, которые порхают по своим и чужим жизням. В творчестве Саган несомненно привлекает ее способность в описании принимать ее героев, остерегаться осуждения и отвращения. Эта история о том, как хрупко счастье и несовершенны люди.

Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть фото Что вам близко в литературе 20 века. Смотреть картинку Что вам близко в литературе 20 века. Картинка про Что вам близко в литературе 20 века. Фото Что вам близко в литературе 20 века21 июля 1899 года родился американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года, автор широко известных произведений «По ком звонит колокол?», «Праздник, который всегда с тобой», «Старик и море» Эрнест Миллер Хемингуэй. Эрнест Хемингуэй вырос в семье врача и домохозяйки в привилегированном пригороде Чикаго. После окончания школы устроился в местную газету журналистом. С этого момента началась его тяга к писательскому труду. Первая мировая война. Хемингуэй очень хотел попасть на фронт, но из-за плохого зрения его не брали в армию. Юноша записался шофером-добровольцем Красного Креста, оказался на фронте в Италии. Хемингуэй отличился на войне, вытащив из боя итальянского снайпера. Был ранен, с последствиями ранения боролся всю жизнь.

Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *