Что вам известно о наскальных рисунках тамгалы
Казахстан природные достопримечательности, Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
Урочище Тамгалы находится в 170 км к северо-западу от Алматы и располагается в юго-восточной части Чу-Илийских гор, простирающихся с юга на север от Заилийского Алатау до оз.Балхаш и пустыни Бетпак-Дала. Географическое положение и природа Чу-Или издревле определили направление сезонных миграций больших стад животных (сайгаков, куланов), а позже — пути многих народов, расселявшихся на просторах Азии. На этом своеобразном перекрестке древних дорог уже в бронзовом веке, более 3000 лет назад, возникло горное святилище с тысячами петроглифов, украсивших по замыслу их создателейповерхности скал небольшого каньона Тамгалы.
Горы Чу-Или лежат в зоне пустынь с засушливым резко континентальным климатом; сегодня это один из малонаселенных районов Семиречья. Рек здесь мало, и многие из них летом пересыхают; в жаркий период лишь солоноватая вода родников и плесов обеспечивает людей и животных влагой. Лесов здесь нет, редко встречаются одиночные деревья, но склоны гор покрыты густым кустарником. Скудная травяная растительность весной становится ярче и богаче, покрывая горы и равнины пестрыми красками цветов. С наступлением летнего зноя растительность быстро желтеет, и до поздней осени лишь пойма р.Тамгалы сохраняет зелень и свежесть оазиса. В Тамгалы имеются редкие виды растений, встречающиеся только в Чу-Илийских горах и занесенные в Красную книгу Казахстана – тюльпан Регеля, юнона Кушакевича и другие, нуждающиеся в специальной защите. Из диких животных здесь обитают волки, лисы, зайцы, черепахи, змеи, а также множество птиц, в том числе хищных — степной орел, кобчик, сокол балобан. Безлюдный и кажущийся необитаемым мир пустыни наполнен жизнью и особенной красотой.
Живописный рельеф урочища Тамгалы сформировался на протяжении длительнойгеологической истории Чу-Илийских гор. Основную роль в этом процессе сыграли неотектонические движения, наиболее молодые из которых имеют возраст около 1 млн. лет. Граница гор и широкой равнины, раскинувшейся к северу от Тамгалы, фиксирует линию древнего разлома, в результате которого некогда произошло поднятие земной поверхности, и образовался высокий уступ; водная и ветровая эрозия довершили формирование речных долин, проложивших свой путь сквозь цепь невысоких гор с куполообразными и плоскими вершинами (мелкосопочник).
Самой яркой достопримечательностью Тамгалы является небольшой каньон, образовавшийся в устье ущелья. Здесь на причудливых изгибах долины скалистые склоны порой вплотную подступают друг к другу, образуя почти замкнутоепространство. Широкие и гладкие поверхности скал за многие тысячелетия покрылись «пустынным загаром», став идеальным фоном этой нерукотворной галереи, в которой потрудилось не одно поколение древнихмастеров – создателейнаскальных рисунков. На протяжении веков для разных народов, оставивших свой след в истории Казахстана, скалы каньона и узкая долина Тамгалы сохраняли значение святилища – места, где проходили ритуальные церемонии, совершались магические обряды, поклонение богам и духам предков. Традиция поклонения в Тамгалы живет и в наши дни: об этом зримо свидетельствуют пестрые лоскутки ткани, привязанные к веткам кустарников, и другие незамысловатые «жертвоприношения» современных паломников.
В Тамгалы известно около ста различных памятников – поселений, могильников, жертвенников и петроглифов, относящихся к эпохе бронзы, раннему железному веку, средневековью и новому времени. Сосредоточенные на сравнительно небольшой территории, все вместе они образуют археологический комплекс, воплощающий в себе историю многих древних и современных народов Казахстанана протяжении трех тысячелетий.
Древнейшими обитателями Тамгалы были племена эпохи бронзы андроновской культуры, населявшие земли Казахстана во II тыс. до н.э. Происхождение этих племен остается спорным, но наиболее вероятна их связь с индоиранцами, — скотоводами и земледельцами, искусными металлургами и обладателями быстроконных боевых колесниц. Облюбовавшие живописное место первые обитатели Тамгалы преобразили окружавший их мир природы: создавая петроглифы, обустраивая жилища или каменные усыпальницы, они вносили в ландшафт свое понимание мироустройства. Для последующих поколений сменявших друг друга народов – саков и усуней, древних тюрков и их потомков-казахов – эта внутренняя упорядоченность Тамгалы воспринималась как наследие предков и сохранялась, освящаемая традицией.
Ядром комплекса во все времена оставался каньон, на скалах которого, условно обозначенных как I-V группы, сохранилось около 3000 петроглифов. Вблизи, у подножья одиночной горы, расположен обширный некрополь, где самые древние захоронения совершались в XIV-XIII вв. до н.э.; на предгорной равнине обособленными группами выделяются курганы кочевников I тыс. до н.э. – I тыс. н.э., в том числе курган с каменными грядами-«усами». Вся эта территория, включая каньон с петроглифами, с древнейших времен являлась культовой зоной, в пределах которой люди не жили и посещали ее в церемониальных целях.
Повседневная жизнь обитателей Тамгалы протекала на периферии урочища; здесь археологи находят остатки древних поселений и стоянок. Расселяясь родами и семьями, люди выбирали удобные площадки в небольших межгорных долинах, где поблизости были родники, а вершины холмов защищали от зимних ветров и, конечно, внезапных набегов. Горные условия урочища ограничивали выбор, поэтому многие участки, освоенные однажды людьми, продолжали использоваться последующими поколениями. Постепенно старые постройки превращались в руины и покрывались землей, а на их месте возникали новые. Так, на поселении Тамгалы I остатки каменного жилища с очагом внутри, построенного в конце бронзового века (XII-X вв. до н.э.), оказались погребены трехметровым слоем земли, накопившемся в результате почти непрерывного обитания здесь до конца XIX в. Далеко не все памятники Тамгалы хорошо изучены, поэтому многие вопросы пока остаются без ответа.
Петроглифы Тамгалы являются наиболее важным научным источником и обладают, кроме того, огромной художественной ценностью. Создателями древних рисунков умело использовался феномен «пустынного загара» очень тонкого слоя-патины, покрывающего поверхность скал и образованного окислами магния, марганца, железа, а также колониями особых видов микроорганизмов. Мастер-художник сильными ударами камня или металлического инструмента удалял слой патины по контуру рисунка, достигая необходимого эффекта: светлое изображение контрастно выделялось на темном фоне скалы. Но со временем, спустя столетия, изображения вновь покрывались «пустынным загаром», рисунок темнел и терялся на фоне скал. Усилить яркость рисунка удавалось лишь повторным сбиванием патины, т.е. подновлением петроглифов.
В Тамгалы можно иногда видеть выбитые на одной скальной поверхности изображения, заметно отличающиеся по цвету; как правило, самые темные петроглифы, едва различимые на поверхности, являются наиболее древними, а средневековые и современные рисунки выглядят намного светлее. Нередко петроглифы, созданные в разное время, перекрывают друг друга; такие многослойные композиции (их называют палимпсестами) и цвет патины помогают определять относительный возраст рисунков.
Более точно установить возраст петроглифов Тамгалы позволяют находки рисунков на строительных камнях из древних могил и жилищ, исследованных археологами: определяя возраст захоронений и поселений методом радиоуглеродного анализа либо по характерным для той или иной эпохи вещам, выясняется возраст самих рисунков. Находки изображений на стенах могил эпохи бронзы помогли установить время создания древнейших петроглифов святилища: конец XIV- XIII вв. до н.э.
О возрасте петроглифов можно судить по изображениям реальных предметов вооружения или одежды, существование которых в ту или иную эпоху установлено по другим источникам. Например, конные колесницы как вид боевого транспорта появились в бронзовом веке у племен Казахстана в XVI-XV вв. до н.э., но уже в начале I тыс. до н.э. они утратили свое значение в связи с освоением верховой езды и распространением всадничества. Появление стремян, твердого седла, пики и сабли сопутствовали завоеваниям древнетюркских племен I тыс. н.э.
Петроглифы сакского времени легко узнать по специфической манере изображения животных, получившей название «звериного стиля». Находки в Тамгалы и на других памятниках Семиречья петроглифов в стиле «оленных камней» Монголии и Алтая свидетельствуют о контактах и миграциях народов, обитавших на этих территориях в начале I тыс. до н.э.
Особую историческую ценность имеют надписи (древнетюркская руническая IX-X вв., ойратская конца XVII – середины XVIIIв., казахские XIX в.) и родовые тамги, оставленные на скалах разными народами, для которых урочище Тамгалы было местом обитания и святыней.
Создатели первых петроглифов Тамгалы — художники бронзового века в своем творчестве не были так ограничены недостатком свободных скал, как мастера последующих эпох. Поэтому они занимают самые широкие и ровные поверхности, сверкающие блеском патины. Рисунки эпохи бронзы отличаются величиной: в среднем 25-30см, иногда до 60-70см и 1м. Можно заметить, что многие петроглифы на скалах I-V групп поразительно сходны по технике исполнения и манере, словно выполнены одним и тем же мастером. Наряду с изображениями животных диких быков, лошадей и куланов, оленей, кабанов и волков — главными персонажами выступают фантастические антропоморфные герои: наряженные в звериные шкуры чудовища с загнутыми крючковатыми руками, мужественные воины с палицами и боевыми топорами, и, конечно, верховные боги с лучистыми нимбами вокруг головы.
Наскальные изображения Тамгалы и Тамгалы Тас
Наскальная живопись на территории современного Казахстана появилась в глубокой древности. Разглядывая уникальные рисунки, можно познакомиться с обычаями наших предков, их верованиями и увидеть сцены из повседневной жизни. Два самых известных скопления петроглифов находятся в 120 и 170 км и от Алматы.
Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
В 170 км от Алматы находится самое большое собрание древних рисунков Казахстана, внесенное с 2004 года в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом с озером Балхаш в горном массиве Арнахай можно увидеть уникальные изображения – «Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы».
В древности тут проходил путь мигрировавших животных, затем дороги народов Азии. На их перекрестке появилось примерно 3000 лет назад святилище. Природа создала для древних художников необычное полотно – скалы каньона Тамгалы покрыты «пустынным загаром». Наносить на него изображения намного проще, чем на неподготовленные камни.
Пустынный загар — это защитная корка толщиной обычно от 0,5 до 2 мм, которая возникает на выступах скал. Слой образован из смеси оксида марганца и железа с примесью кремнезема и глинозема.
Наши предки поклонялись своим богам, совершая магические обряды и ритуалы. В этой местности исследователи обнаружили кроме петроглифов более 100 других древних памятников – тут найдены могильники, жертвенники и следы древних поселений. На небольшой территории можно познакомиться с историей Казахстана на протяжении нескольких тысячелетий.
Предполагают, что на этой территории жили племена скотоводов и земледельцев, их происхождение связывают с индоиранцами. Каждое новое поколение вносило свою лепту в освоение территории, строило новые жилища и оставляло послания будущим поколениям – петроглифы. Здесь жили саки, усунеи, тюрки и казахи. Каждые новые завоеватели пытались подчинить себе местных жителей, это нашло отражение и в творчестве.
Древние художники наносили изображения на «пустынный загар» с помощью камней или специальных металлических орудий. Спустя время новые слои природной корки покрывали сделанные человеком рисунки. Одна из особенностей живописи Тамгалы – созданные в разное время картины перекрывали друг друга, изображения получались многослойными. Самые древние рисунки из обнаруженных рядом с озером Балхаш предположительно относят к концу XIV века до н. э.
По цвету изображений можно догадаться о возрасте петроглифов. Чем темнее картина, тем она старше.
Еще одна особенность древней живописи – специфическая манера изображения животных, которую исследователи называют «звериным стилем». Также здесь можно увидеть надписи на разных языках – древнетюрские рунические, ойратские и казахские.
Древние художники изображали быков, оленей, кабанов, волков и лошадей. Главная тема – охота на животных. Много антропоморфных фигур – конных и пеших воинов с топорами и палицами, пастухов, чудовищ в звериных шкурах и богов с нимбами вокруг головы.
Во время возникновения первых государств, распространения письменности и религий у древних художников появились новые герои. Самая популярная фигура – воин-победитель, который не боится вступить в схватку с природой или другими людьми. Один из самых необычных рисунков – наездник на слоне.
Открыты петроглифы Тамгалы были в 1957 году А.Г. Максимовой. В 70-80-ые годы урочища обследовали геологи А. Г. Медоев и Б. Ж. Аубекеров, археологи А. Н. Марьяшев, А. С. Ермолаева и А. Е. Рогожинский. С 2003 года создан заповедник «Тамгалы».
Как добраться
Добраться можно двумя способами:
Урочище Тамгалы-Тас
На берегу реки Или в 120 км от Алматы находится второе известное в Казахстане скопление петроглифов, которое называют «Камни со знаками» и «Писаные скалы». На темной поверхности скал в урочище Тамгалы-Тас древние художники нанесли множество талантливых рисунков, среди которых можно увидеть и изображения Будды.
Исследователи выдвинули немало теорий о происхождении наскальной живописи в этом месте. По легенде, здесь проходила дорога, по которой в древности ехали буддистские миссионеры. На берегу реки уставшие путники решили сделать привал. Однако внезапно произошло явление, напоминающее по описаниям землетрясение, после чего внезапно рядом с путниками рухнула огромная каменная глыба.
Путешественники решили, что это знак и продолжать путь дальше им не нужно. На части отколовшейся скалы они оставили рисунки и отправились на родину в Индию. По другой версии, наскальные рисунки сделали калмыки. Название «Камни со знаками» закрепилось за этим местом в конце XIX века с легкой руки кочевников.
Исследование петроглифов началось еще в 1856 году. Казахский ученый Чокан Валиханов начал их изучение во время служебной командировки. Изображения Будд привлекли его внимание, он сделал на память зарисовки пером в путевом дневнике. В 1884 году познакомиться с древней живописью приехал хранитель музея Петербургского Университета А. М. Никольский.
Путешествие к петроглифам Казахстана совершил в конце XIX века известный востоковед А. М. Позднеев. Во время этой поездки были сделаны подробные описания рисунков и фотографии. В советское время рисунки изучали А. Медоев, А. Маргулан А. Марьяшев, С. Потапов и П. Мариковский.
Изумленные гости могут увидеть в урочище Тамгалы-Тас изображения Будд и бодхисаттвы, а также высеченные на скалах мантры. Среди петроглифов расположены рунические письмена, нанесенные предположительно половцами. Рисунки выполнены в разные эпохи. Древние художники изобразили животных: лошадей, верблюдов, быков и козлов. В Тамгалы-Тас есть как отельные рисунки зверей, так и сцены охоты на них.
Местные жители считают место уникальным буддистким храмом под открытым небом, в котором можно не только познакомиться с творчеством наших предков, но и зарядиться энергией. Считается, что стоит прикоснуться к изображению Будды на скале, как отступит любая болезнь.
Как добраться
Доехать в Тамгалы-Тас можно двумя способами:
Исследование петроглифов Казахстана продолжается и в наши дни. Современным ученым предстоит ответить на немало вопросов, которые до сих пор ставят исследователей в тупик. Например, разгадать кем точно были сделаны рисунки урочища Тамгалы-Тас.
Солнечный всадник на мамонте. Самые интересные петроглифы Казахстана
Иллюстрация @Shutterstock
По словам казахстанского археолога и специалиста по петроглифам Михаила Диканя, наскальные изображения, найденные на территории современного Казахстана, отличаются живописностью и спецификой нанесения.
Штат Нью-Мексико, США. Петроглифы XII-XIV века. Фото Михаила Диканя
В научном мире нет однозначного мнения о предназначении петроглифов. Вот лишь некоторые версии:
— петроглифы были частью некоего магического ритуала, который, по представлениям первобытных людей, должен был принести удачу на охоте;
— петроглифы, как «письма» будущим поколениям, должны были предостеречь об опасности, которая может исходить от тех или иных животных, племен, и рассказать о жизни предков;
— петроглифы были первыми проявлениями творчества у древних людей, то есть петроглифы были всего лишь рисунками и фантазиями. В связи с этим сторонники данной версии считают, что не совсем правильно изучать по петроглифам быт первобытного человека.
Иллюстрация @Shutterstock
Трудно назвать точное количество мест с наскальными рисунками, сохранившихся до наших дней. Порой они встречаются компактно, иногда бывают растянуты на километры друг от друга, в местах обитания древнего человека. А сколько еще не открыто, не возьмется судить ни один археолог.
Действительно, Казахстан богат на петроглифы. Причем они раскинуты по всей стране. Tengritravel.kz расскажет вам о самых примечательных рисунках наших предков.
Тамгалы
Пожалуй, это самая известная галерея наскальных рисунков Казахстана. Урочище Тамгалы находится в 170 километрах к северо-западу от города Алматы, в Чу-Илийских горах. Это настоящая древняя художественная галерея. На «картинах» изображены как отдельные животные и люди, так и целые сцены из жизни древних людей.
Фото @Shutterstock
Это один из наиболее древних и ярких памятников наскального искусства. С 2004 года петроглифы Тамгалы являются объектом Всемирного наследия UNESCO.
Фото @Shutterstock
Изображение религиозного обряда. Фото @Shutterstock
Петроглифы сосредоточены в каньоне урочища Тамгалы, на стенах которого сохранилось свыше 3000 рисунков. Встречаются изображения ряженых в звериные шкуры чудовищ с загнутыми крючковатыми руками, мужественных воинов с палицами и боевыми топорами, а также божеств с лучистыми нимбами вокруг головы, так называемых «солнцеголовых». Необычным выглядит изображение животного (возможно, и мамонта) с наездником. При этом некоторые археологи считают, что это яркое свидетельство взаимообмена культур эпохи Великого Шелкового пути.
Человек-солнце верхом на животном. Две тысячи лет до нашей эры. Фото @Shutterstock
Иерогамия. Иллюстрация caa-network.org
Фото @Shutterstock
Урочище Тамгалы находится близ поселка Карабастау. На автомобиле доехать из Алматы до места можно примерно за четыре часа. По территории комплекса Тамгалы, открытой для посещения, проходят туристические экскурсии.
Можно «побывать» в Тамгалы и никуда не выезжая. На официальном сайте вы можете совершить 3D-прогулку и разглядеть петроглифы с разных ракурсов.
Наскальный комплекс Хантау
Фото Paleokazakhstan.info
Горы Хантау располагаются на территории юго-западного Прибалхашья, в границах Чу-Илийского низкогорья. Добраться из Алматы до Хантау можно за восемь часов на авто либо за семь часов на поезде до железнодорожной станции Хантау.
Арпаузен
Картина мира в урочище Арпаузен. Фото caa-network
Петроглифы Арпаузена расположены не на отдельных камнях, а на ровных плитах. Наскальные рисунки тут высекались на протяжении многих столетий. Скальные плиты, отличающиеся мощной патинизацией и ровной поверхностью, были своеобразным холстом обитателей этого района вплоть до конца XIX века.
«Открытая родина», Петроглифы Арпаузена. Кадр из видео Youtube/TVK TV
Есть здесь и солярные (солнечные) знаки.
На плитах этого урочища запечатлено большое количество лошадей и куланов. Лошади изображались и на поводу, и с седоками, и запряженными в колесницы. Всего высечено 16 колесниц и грузовых повозок.
Фото Silkadv/Александр Петров
Из Шымкента добраться до Арпаузена можно на авто за пару часов. Урочище находится в трех километрах севернее гор Каратау.
Боралдайские петроглифы
По словам археолога Диканя, этого рисунка всадника уже нет, возможно, постарались мародеры. Фото Михаила Диканя
Фото Алексея Гончарова
Фото Алексея Гончарова
Добраться из Шымкента до Боралдая можно за час. Оттуда в северо-восточном направлении напрямую чуть меньше десяти километров до петроглифов.
Петроглифы Ешкиольмес
Фото Silkadv
Таблица петроглифов Ешкиольмеса, разработанная Алексеем Рогожинским. Иллюстрация caa-network.org
Древние наскальные изображения в хребте Ешкиольмес обнаружены на южных склонах гор и на скалах, покрытых патиной. Точное количество петроглифов не установлено, но, по оценке исследователей, общая численность изображений здесь приближается к 10 000 рисунков, что позволяет сегодня считать Ешкиольмес крупнейшим памятником наскального искусства Казахстана. И с каждым годом археологи выявляют новые, неизвестные ранее петроглифы. Чаще всего они представлены фигурами животных, реже сценами охоты.
Фото Silkadv
Очень интересна сцена жертвоприношения козла, расположенная в верхней части сопки. Перевернутая фигура животного, возможно, означает, что оно убито. Изображение рядом пары с поднятыми вверх руками может указывать на культовый характер композиции. Или фигуры животных в прямоугольном стиле и изображения людей с косицами в круге. Интересны крупные рисунки козлов и оленей с удлиненным корпусом и всадник, вооруженный луком.
Фото Silkadv