Что вам известно о принципах зонирования территории города

Статья 37. Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности

Статья 37. Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по разработке схем зонирования территории городов МДС 30-1.99

1. При разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности.

2. Зонирование территорий направлено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

3. Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:

зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;

зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;

санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;

водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

зоны залегания полезных ископаемых;

территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;

иные зоны, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

4. С учетом ограничений на использование территорий определяются функциональное назначение территорий и интенсивность их использования.

5. Данные о видах использования территорий установленных зон и об ограничениях на их использование включаются в правила застройки.

Источник

Градостроительное зонирование

10 июля 2015 года, 12:28 просмотров: 3276

Зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Градостроительное зонирование является одной из составляющих градостроительной деятельности.

Зонирование осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Градостроительное зонирование является важнейшим и эффективным инструментом регулирования градостроительной деятельности и землепользования на территориях муниципальных образований, позволяющим муниципальным образованиям проводить самостоятельную муниципальную политику в области землепользования и застройки.

С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств».

Одним из основных документов, отражающих градостроительное зонирование, является Генеральный план.

Не менее важным документом является Правила Землепользования и Застройки (ПЗЗ).

Правила землепользования и застройки включают в себя:

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

Что вам известно о принципах зонирования территории города. Смотреть фото Что вам известно о принципах зонирования территории города. Смотреть картинку Что вам известно о принципах зонирования территории города. Картинка про Что вам известно о принципах зонирования территории города. Фото Что вам известно о принципах зонирования территории города

Градостроительный регламент – это устанавливаемые правилами землепользования и застройки в пределах границ соответствующей территориальной зоны:

Основные цели их введения – исключить такое соседство видов разрешенного использования земельных участков и параметров застройки, которое может приводить к снижению качества среды (например, при соседстве жилья с промышленными предприятиями, кварталов высотного строительства с малоэтажным жильем и пр.), а также минимизировать процедуры, с помощью которых застройщик имеет возможность узнать, как допускается использовать тот или иной земельный участок.

Источник

Зонирование территорий

11 июля 2015 года, 09:03 просмотров: 1911

Деление поселенческой территории на зоны с определённым видом их градостроительного использования или ограничений такого использования (см. Градостроительный кодекс РФ).

Статья 1 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ определяет, что градостроительное зонирование –это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Территориальные зоны –это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Земельный кодекс Российской Федерации использует понятие зонирование территорий. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Для категории земель населенных пунктов зонированием территорий будет отнесение земельных участков к территориальным зонам в соответствии с градостроительными регламентами.

Градостроительное зонирование существует в условиях рынка недвижимости, когда у объектов недвижимости могут меняться собственники. При этом возникает объективная необходимость установить права на использование и строительное изменение объектов недвижимости таким образом, чтобы они могли сохранять силу и в случаях смены собственников. В этом состоит фундаментальный принцип, присущий всем национальным системам зонирования.

Результатом и документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки.

Статья 30 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ определяет, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

Источник

Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 85 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

ГАРАНТ:

1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 2 статьи 85 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

ГАРАНТ:

См. Примерные состав и содержание градостроительных регламентов территориальных зон поселений, установленные МДС 30-1.99

3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ в пункт 4 статьи 85 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

10. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 11 статьи 85 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Источник

муниципального образования город-герой Новороссийск

2.7. Функциональное зонирование территории

Основными целями функционального зонирования, утверждаемого в данном генеральном плане, являются:

Основаниями для проведения функционального зонирования являются:

Функциональное зонирование территории муниципального образования:

Для развития на расчетный срок генеральным планом городского округа определены следующие функциональные зоны:

Для эффективного и упорядоченного взаимодействия функциональных зон в них выделены подзоны:

2.7.1. Жилая зона

Жилая зона предназначена для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Жилищное строительство на проектируемой территории предлагается осуществлять следующими типами жилых зданий:

Разделение на подзоны носит условный характер. При создании комплексной застройки возможна организация смешанных композиций жилых групп различного типа. Конкретизация в этом вопросе подлежит решению на последующих стадиях проектирования.

Специфика данного вида жилой застройки относится в основном, к приморским курортным населенным пунктам, расположенным от Мысхако до Дюрсо. Это, по сути, многофункциональная зона, выполняющая комплекс функций: жилая, курортная, общественно-деловая. В кварталах рекреационной застройки могут быть размещены гостевые дома, мини-гостиницы, мини-пансионаты, а также объекты обслуживания курортного и постоянного населения, не оказывающие негативного воздействия на условия проживания.

При разработке Правил землепользования и застройки городского округа необходимо отдельно создать градостроительный регламент для зоны рекреационной жилой застройки, в котором выделить следующие аспекты:

Общий рекомендуемый генпланом принцип строительного зонирования – понижение этажности застройки в сторону моря, что позволит максимально визуализировать морскую панораму.

В данном проекте был произведен расчет требуемой площади территорий для расселения прогнозного прироста населения по каждому населенному пункту с учетом расселения на частично освоенных жилых территориях. Таким образом, общая площадь жилых зон на расчетный срок составит 6 090 га, планируемое увеличение составит 1795 га.

2.7.2. Общественно-деловая зона

Общественно-деловая зона предназначена для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего и высшего профессионального образования, административных, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности постоянного и временного населения.

В состав объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи, предприятия индустрии развлечений при отсутствии ограничений на их размещение.

В общественно-деловой зоне формируется система взаимосвязанных общественных пространств (главные улицы, площади, набережные, пешеходные зоны), составляющая ядро поселкового центра.

На расчетный срок генерального плана проектом предусмотрено увеличение площади зоны общественно-делового назначения на 468 га. Таким образом, общая площадь общественно-деловых зон с учетом существующих и подлежащих реконструкции территорий составит 1686 га.

Генеральным планом городского округа для эффективного и упорядоченного взаимодействия функциональных зон выделяют следующие подзоны:

Зона делового, общественного и коммерческого назначения:

Зона многофункционального использования с высокой степенью озеленения и соблюдением экологического равновесия на прилегающих территориях:

Зона размещения объектов образования и здравоохранения

2.7.3. Зона рекреационного назначения

Зона рекреационного назначения представляет собой участки территории в пределах и вне границ населённых пунктов, предназначенные для организации массового отдыха населения, туризма, занятий физической культурой и спортом, курортные учреждения, а также для улучшения экологической обстановки и включает парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоёмы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств населенных пунктов.

В настоящем генеральном плане в зоне рекреационного назначения выделены следующие подзоны:

Эта зона характеризуется следующими основными принципами:

С целью рационального использования территориального и ландшафтного ресурса произведена дифференциация демографической нагрузки:

Протяжённость береговой полосы в границах городского округа составляет 57 км, из которых 25 км Цемесская бухта, остальная полоса длиной 32 км освоена лишь в населенных пунктах на пригодных к использованию пляжных территориях, что не может удовлетворить потребности рекреантов.

Необходимым условием развития данного курорта является осуществление комплекса мероприятий по расширению и реконструкции существующих и созданию новых пляжей.

В данном проекте произведён расчёт потребности в пляжных территориях с учётом нормативных коэффициентов единовременного посещения пляжа всеми категориями населения.

Исходя из нормативного обеспечения на 1 посетителя пляжа 5 кв.м площади и 0,2 м протяжённости береговой линии, на расчётный срок необходимо организовать 33,05 га пляжных территорий общей совокупной протяжённостью не менее 13,22 км.

Выбор материалов и конструкций пляжных комплексов подлежит определению на дальнейших стадиях проектирования.

На первую очередь рекомендуется сооружение понтонных блоков с целью формирования сезонно-функционирующих пляжей и пирсов для применения прокатных плавательных средств за пределами зоны купания (не ближе 100 м в акваторию от береговой линии).

Вне зависимости от материалов и принадлежности, пляжные территории должны соответствовать следующим требованиям:

На территории пляжа запрещено строительство и эксплуатация объектов временного и постоянного проживания, а также иных объектов, не связанных непосредственно с обслуживанием посетителей пляжей и оказывающих вредное воздействие на экологическое состояние территории и акватории.

В зоне общественных пространств запрещено:

Особую роль в зоне общественных пространств играют зелёные насаждения общего пользования. Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» норма озеленённых территорий общего пользования (общегородских и жилых районов) составляет 12 кв.м на постоянного жителя с увеличением этой нормы для курортных поселков на 50%.

В генеральном плане общая площадь зоны общественных пространств в границах населённых пунктов составляет 654,5 га. На первую очередь при организации зоны общественных пространств необходимо создание городских парков с высоким уровнем благоустройства, оснащённых беседками, перголами, фонтанами и декоративными бассейнами, туалетами. Здесь следует уделить особое внимание ландшафтной архитектуре, максимально используя особенности рельефа и уникальную древесную растительность.

В зоне общественных пространств допускается размещение объектов питания и развлечения, функционирование которых направлено на обеспечение комфортного отдыха населения и не оказывает вредного воздействия на экосистему.

Лесные территории в границах населенных пунктов занимают 678,1 га.

С целью сохранения лесных массивов – лесопарков – необходимо проводить лесохозяйственные мероприятия (санитарная вырубка, очистка территории), мероприятия по охране природных ландшафтов от чрезвычайных ситуаций (разработка системы пожаротушения, проведение профилактических противоселевых, противоэрозионных, противооползневых мероприятий), контроль демографической нагрузки (расчётное число единовременных посетителей – 10 чел/га).

На территории лесопарков необходимо разработать мероприятия по благоустройству, предусмотреть дорожно-тропиночную сеть для организации движения посетителей.

Особое внимание в данном проекте уделено развитию туристического комплекса с использованием горно-лесной части территории городского округа. С этой целью проведено комплексное исследование наиболее привлекательных мест, включая памятники истории и археологии (в том числе потенциально пригодные для демонстрации после проведения мероприятий по их реконструкции), памятники природы (включая наиболее ценные ботанические формации, геологические объекты – скалы, флиши, каньоны, озера, родники), наиболее эстетически благоприятные места, видовые точки. В данном проекте выделены комплексы наиболее привлекательных мест всех категорий и проработаны предложения по организации транспортных и пешеходных туристических маршрутов.

2.7.4. Зона производственной, инженерной и транспортной инфраструктур

Основной задачей данной функциональной зоны является обеспечение жизнедеятельности городского округа и размещение производственных, складских, коммунальных, транспортных объектов, сооружений инженерного обеспечения, в соответствии с требованиями технических регламентов.

Проектом предусматривается компактное размещение объектов и составных частей данной функциональной зоны и расположение их вблизи основных транспортных магистралей на достаточном удалении от жилых и рекреационных территорий.

Основные решения по функциональному зонированию внутри города Новороссийск приняты согласно утвержденному «Генеральному плану г.Новороссийск», разработанному НП «ГПИ «Гипрогор» в 2002 г.

Размещение производственных, складских, коммунальных объектов, сконцентрировано, в основном, в северо-восточной части города Новороссийск и п.Верхнебаканский в зонах залегания мергеля. Проектом предусматриваются площадки под новые цемзаводы севернее х.Горный. Подробно промышленные зоны рассмотрены в разделе «Промышленность» данного генплана.

Зона размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры представляет собой совокупность территорий, предусмотренных для размещения объектов автомобильного и трубопроводного транспорта.

Генпланом предусматривается размещение логистических центров и центров придорожного сервиса вдоль магистралей и вблизи основных транспортных узлов. Наиболее крупные из них предусмотрены на пересечении проектируемой автодороги в направлении Анапа – Порт-Кавказ с автодорогой А-146 восточнее п. Верхебаканский и на ее пересечении вдоль существующей автодороги на Анапу между х. Семигорский и х. Ленинский Путь.

С целью создания условий для развития промышленно-производственного комплекса генпланом определена значительная территория площадью 242 га восточнее ст.Раевская В ней предполагается размещение производственных и коммунально-складских предприятий с учетом обеспечения санитарно-защитной зоны до жилой застройки;

Перспективное решение по территориальному развитию порта приняты согласно утвержденному «Генеральному плану г.Новороссийск», разработанному НП «ГПИ «Гипрогор» в 2002 г.

С целью наиболее рационального использования ценных курортных территорий проектом предложена централизованная организация хозяйственно-складских зон курортных учреждений.

Первоочередными мероприятиями по реализации проектных решений в данном направлении являются:

Площадь проектируемых территорий, предусмотренных проектом под организацию производственной зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур — 1 231 га. Общая площадь составит 6 724 га.

2.7.5. Зона специального назначения

В состав зон специального назначения включаются зоны, занятые кладбищами, зелёными насаждениями специального назначения, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

В границах городского округа расположено 23 действующих кладбища, подлежит к закрытию 21. Генеральным планом планируется 2 новых кладбища (в ст.Раевской, восточнее х.Семигорский), а так же выделены две площадки под размещение кладбищ в границах г. Новороссийск.

В данном проекте предусмотрены мероприятия по постепенному выносу на нормативное расстояние от застройки предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Высвободившиеся территории подлежат обязательному озеленению густокронными породами деревьев, обладающих фитонцидными свойствами. При невозможности переноса объектов предлагается перепрофилирование или модернизация таких производств для обеспечения нормативных санитарно-защитных разрывов.

Генеральным планом на расчетный срок определено под санитарно-защитные и охранные зоны 375 га.

Планируется строительство мусоросортировочного комплекса с применением новых экологичных технологий западнее с.Борисовки.

Городской округ Новороссийск характеризуется значительной частью размещенных на его территории спецобъектов, которые настоящим генеральным планом сохраняются на прежних территориях, с учетом необходимой реконструкции и перепрофилирования.

Проектом на расчетный срок определена общая площадь зоны специального назначения 4 952 га.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *